Игра как метод социализации детей младшего школьного возраста

46

Ленинградский областной колледж культуры и искусства

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему

Игра как метод социализации детей младшего школьного возраста

Содержание

игра школьная обучение

Введение

Глава 1. Игра, как один из важнейших элементов социализации и адаптации детей

1.1 Понятие и сущность игры

1.2 Психолого-педагогические особенности возраста

1.3 Проблемы, связанные с переходным периодом детей развития речи детей младшего возраста">младшего школьного возраста «детский сад- школа»

Глава 2. Анализ существующих игровых методик для детей младшего школьного возраста

2.1 Рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста

2.2 Заключение

Библиография

Введение

Игра в жизни человека имеет большое значение, так как сопровождает его с рождения и до конца жизни.

В раннем возрасте игра помогает ребенку в осмыслении и познании окружающего мира. Детские игры воспитывают, развивают в ребенке память, внимание, воображение, интеллект, фантазию, язык, реакцию, трудолюбие, честность.

В процессе игры перед детьми возникают проблемы, которые они решают, экспериментируя с различными предметами, а также развертывая и прорабатывая содержание игры. Слаженная и по-настоящему интересная игра возможна только в том случае, если дети проявляют мыслительную гибкость и способность конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.

16 стр., 7676 слов

Практическое исследование особенностей обучения детей шестилетнего возраста

... данной работы обусловлена остротой проблемы изучения развития познавательной сферы у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогическом, социальном, теоретическом и практическом аспектах. Цель ... . Основным способом обучения и организации жизнедеятельности детей шестилетнего возраста должна быть игра. Однако в содержании игр и игровых упражнений должна постепенно увеличиваться дидактическая ...

Использование любви ребенка к играм в воспитательном процессе детей начальных классов позволяет педагогам в снятии проблем и трудностей, возникающих у детей при поступлении в школу.

Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека.

Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Известно, что занятия с детьми, проведенные в занимательной игровой форме, пользуются у них успехом и любовью. Цель подобного общения взрослого с ребенком — интересно и увлекательно рассказать поучительные истории о взаимоотношениях самых разных обитателей мира природы, обогатить ребенка запоминающимися впечатлениями.

Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Поэтому целью данной работы является, как можно убедительнее показать необходимость более широкого внедрения игр в педагогической практике, что помогло бы педагогам практически решать задачи личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Для того, чтобы облегчить период адаптации ребенка к новым условиям, нужно игру совместить с его обучением. Отсюда необходимо глубокое изучение игры с целью оптимизации ее влияния на развитие личности ребенка.

Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем — это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом.

Многолетний опыт педагогов показывает, что почти у всех детей можно развить способности так, чтобы они хорошо учились. И только редко в школу попадают больные ребята, которые действительно не в состоянии хорошо усваивать учебный материал.

14 стр., 6960 слов

Сущность и причины эмоциональных трудностей детей при переходе старшего дошкольного возраста в младший школьный возраст

... эту среду наиболее благоприятной для ребёнка. С целью разрешения эмоциональных трудностей в младшем школьном возрасте можно использовать изобразительное творчество детей и игры, содержание, организация и методика ...

К сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону — исполнительские способности, а более сложная и важная сторона — творческие способности человека — отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне.

Есть дети, которые плохо учатся потому, что просто не любят думать. Они избегают всяких учебных занятий, которые требуют от них размышлений и заставляют их активно умственно работать.

Насильно, одним только принуждением здесь ничего исправить невозможно. Поэтому надо превратить для ребенка учение из трудной и неприятной работы во что-то интересное. Здесь на помощь должна прийти игра.

Дети увлекаются игрой и в том случае, если в нее включить выполнение учебных заданий. Благодаря учебной игре многие ребята хорошо овладевают чтением и счетом.

Ролевые и коррекционно-развивающие игры помогают детям изучать социальные роли, развивать у детей самосознание, навыки общения.

«Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», — писал А.М. Горький.

Цель работы:

В своей работе я хочу осветить проблемы, возникающие перед детьми при поступлении в школу, и попытаться разработать рекомендации, которые, возможно, помогут минимизировать данные проблемы.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие и сущность игры.

2. Выявить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.

3. Определить основные проблемы, связанные с социализацией детей данного возраста.

4. Проанализировать существующие игровые методики для детей младшего школьного возраста.

5. Разработать рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста.

Объект исследования:

Процесс социализации детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:

Игра, как метод социализации детей младшего школьного возраста.

Гипотеза:

17 стр., 8090 слов

ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

... г. Э.М. Богуславская, Е.О, Смирнова «Развивающие игры для детей младшего возраста», М: Просвещение , 1991 г. А.В. Кенеман «Детские ... , а ловишка подсчитывает количество собранных лент, затем возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.   Подг. гр. & ... и спрятаться в берлоге. Ужаленные медведи пропускают одну игру. После двух повторений игры дети меняются ролями.   Ст. гр.   ...

Позитивное изменение личности во время обучения в школе будет, если:

— Каждый ученик ощущает чувство комфорта

— Каждый задействован в игре

— Равномерное распределение нагрузки

— Учитель — организатор игровой формы обучения.

Практическая значимость:

Разработка методических рекомендаций для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста.

Глава 1. Игра, как один из важнейших элементов социализации и адаптации детей

1.1 Понятие и сущность игры

Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету — планету Людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотрясь в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки человековедения ему преподают сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.

Существует в каждой социокультуре свой стиль воспитания, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Этот процесс длительный и включает ряд стадий развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать. Она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего формируется доверие к миру.

Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить. Родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности.

На третьей стадии ребенок уже убежден, что он — личность, так как он ходит, умеет говорить, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которая закладывается в игре.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... наиболее важно в исследовании умственного развития ребенка 4-6 лет. Переходные периоды — узловые пункты в развитии мыслительной деятельности детей, и их изучение может пролить свет ... разных ситуациях действия схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, речь и др.) уже в дошкольном возрасте переносится во внутренний ...

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудача в школе приводит к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, потери интереса к учебе.

Игра — это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить писать, а главное — думать, рассуждать, изобретать, доказывать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования если не с кем-то, то хотя бы с самим собой. Только игра, если она правильно педагогически сконструирована и организована больше, чем какая-либо другая деятельность поможет ребенку адаптироваться в новой для него роли. Благодаря играм дети учатся распознавать, что следует принять, а что — отвергнуть в окружающем мире.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Игровая форма позволяет педагогу, с одной стороны, совместно с детьми участвовать в деятельности, организовывать ее, а с другой — активно и целенаправленно воздействовать на них.

Лучше всех исследовал игру голландский ученый Й. Хейзинга: «…Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть».

В условиях первобытнообщинного строя возникали элементы обучающе-воспитательной деятельности, охватывающей всех членов общества — детей и взрослых, и рассчитанной не только на трудовую, но и, если можно так сказать, на социально-идеологическую подготовку. Уже в те времена старшее поколение беспокоилось о взращивании не просто трудоспособных, но и одновременно верных и стойких членов родоплеменного социума.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

... школы. М., 1973. 19. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. — Дошкольное воспитание, 1965, № 10. 20. Эльконин Д. Б ... процесса в творческой игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Таким образом, интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность ...

В древнем мире зарождаются идеи, и даже традиции учета социальных факторов в процессе обучения и воспитания членов общества.

В ХХ веке проблемы социализации молодежи приобретают не только общенациональный, но и международный характер.

Обучение и воспитание все чаще оцениваются и разрабатываются как целенаправленные средства осуществления социализации человека на протяжении всего возрастного развития. Социальная среда — это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Человек — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Известны факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки.

Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта:

1)общение ребенка с взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру;

2)чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода.

13 стр., 6486 слов

Взаимоотношения детей в совместной деятельности

... все правила игры. Дети могут самоорганизовываться. Они используют такие приемы: «назначение ведущего», «поручаем по очереди провести игру». Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока ... и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности. В первые этапы проведенного ...

Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Воспитание должно помогать человеку осознавать социальные ситуации, давать внутренние силы для преодоления социальных трудностей. Критические состояния изначально присущи человеческой жизни, их нельзя и не нужно избегать. Воспитание должно помогать человеку, научить его умению распоряжаться временем, научить его планировать и использовать.

Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский первый поставил вопрос целостности формирования личности в процессе обучения и воспитания; подчеркивал большую роль в этом процессе «непреднамеренных воспитателей» — природы, семьи, школы, общества, народа, его религии и его языка, словом природы и истории в обширнейшем смысле этих понятий.

Американский психолог Т. Парсонс предложил термин «социализация» для обозначения того процесса, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретения знаний об обществе и самом себе, развития социальных навыков и умений, интернализации всей его культуры. Человек, в отличие от животного, рождается не готовым для жизни в обществе, и он должен, если хочет себя реализовать как индивид, пройти процесс очеловечивания, составными частями которого являются усвоение социального опыта, традиций, приобретение и в необходимых случаях обновление социальной роли и социального статуса.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой ребенок изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность — процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.

Социализацию осуществляют общество в целом и государство в особенности, они призваны постоянно в различных формах и на различных уровнях заниматься регулированием этого взаимодействия. При этом в любых случаях присутствует педагогическая деятельность как организованный целенаправленный процесс включения образовательно-воспитательными способами различных поколений, слоев населения, индивидов в систему социальных ценностей и социальных ролей. Любое общество и государство стремятся сформировать определенный тип человека, который в наибольшей степени соответствует определенным социальным идеалам.

Объектом социально-педагогической теории и практики выступают социальная сфера общества, микросфера, коллективы людей. Типичные средства реализации: культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа.

Базисом социально-педагогического мышления и действий является общение человека с человеком. Общение всегда является диалогом личностей, каждая из которых имеет свой внутренний мир и право на принятие собственного решения, свои биологические, духовные, социальные потребности, разные уровни социального положения, сознания, социальной активности.

«Игра — вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». (С.А. Шмаков)

Сухомлинский В.А. отмечал, что «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».

В игре дети изучают социальные роли. Они готовятся к будущей взрослой жизни и «примеряют» на себя роль матери или отца, учителя, врача, шофера и другие роли. Такие игры позволяют детям взглянуть на окружающее глазами другого человека.

Отличительная особенность игр самых маленьких детей заключается в отсутствии осознания ими игры, хотя она составляет всю их деятельность. Однако деятельность эта стремится перерасти себя. Игра ребенка похожа на вдохновенное исследование, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. В игре ребенок кажется увлеченным страстью или стремлением заставить функцию достичь своих пределов, то есть того момента, дальше которого она может уже только повторяться, включаясь в высшие формы деятельности, появлению которых она сама способствовала и которым уступает свою автономность. На более поздних этапах развития у ребенка, так же как у взрослого, может произойти в форме игры временное высвобождение функций из-под контроля этих высших форм деятельности и их свободное упражнение.

Игра помогает ребенку познать мир со всех сторон. Ребенок, побывавший на приеме у врача, играет в доктора. Первоклассник играет в школу. Повседневные наблюдения реализуются в таких играх, как «поход в магазин», «поездка на дачу».

В каждой хорошей игре есть, прежде всего, трудовое усилие, усилие мысли. В игре ярко проявляются чувства, желания ребенка. Приглядевшись к играющим детям, увидим, как они искренни в той роли, которую на себя взяли.

Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, разум, фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность, внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, наблюдательность, язык и реактивность — словом, все, что составляет богатство человеческой личности.

Благодаря подлинности детских чувств в игре она так сильно влияет на личность ребенка. И если игра будит положительные чувства и мысли, вызывает положительные поступки, она имеет большое педагогическое значение.

Взрослые должны помогать детям в организации игр. Необходимо заботиться о том, чтобы игры увлекали детей, были бы содержательными, воспитывающими.

Игра — это очень важная для ребят самостоятельная деятельность, которая приносит им много радости и вместе с тем служит средством их всестороннего воспитания и развития.

В игре, естественно, участвует вымысел, поскольку она противостоит жестокой действительности. Жанэ весьма обстоятельно показал, что ребенок не обманывается теми выдумками, которые использует. Если он готовит куклам обед из бумажных обрезков или травы, то, называя их кушаньем, он прекрасно знает, что это бумажные обрезки или трава. Ребенок развлекается как свободным фантазированием по поводу различных предметов, так и тем легковерием, которое он встречает у взрослого, участвующего в его игре. Притворяясь, что он сам верит, ребенок добавляет к игре еще и передачу другим развлекающего его вымысла. Ребенок стремится найти соответствия между реальным объектом и тем его эквивалентом, который он старается для него подыскать. Успехи в этом, являющиеся победой его способностей к символизации, радуют ребенка.

Процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть. Ребенка обучают также процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям. Знание процедур, ритуалов, времяпрепровождений, умение участвовать в них определяют в основном те возможности, которые будут доступны ребенку, в то время как игры, в которые он научился играть, определяют, как он воспользуется предоставленными возможностями; от них зависит и исход ситуаций, в которые он в принципе может быть вовлечен. Любимые игры, будучи элементами его жизненного сценария, в конечном итоге определяют его судьбу.

Существенная особенность игры — это ее кульминация: выигрыш. Предварительные ходы делаются именно для того, чтобы подготовить ситуацию, обеспечивающую выигрыш, однако при этом ходы планируются с таким расчетом, чтобы каждый следующий шаг в качестве побочного продукта тоже приносил максимально возможное удовлетворение.

Например, в игре «Гость — растяпа» (неуклюжая выходка, а потом извинение) выигрыш, равно как и цель игры, состоит в том, чтобы извинениями вынудить партнера простить Растяпу. Пролитый кофе будет лишь ступенькой, ведущей к этой цели. Тем не менее, переживание, полученное от пролитого кофе, не делает это происшествие игрой. Решающим стимулом, ведущим к развязке, будет извинение. В противном случае это всего лишь деструктивная процедура, проступок.

Главное назначение игр — развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое поведение. С одной стороны, ребенку, подростку предлагается пища для подражания, повторения, с другой — представляется поле фантазии и личного творчества. Вся педагогическая мудрость игры в ее простых или чуть усложненных правилах, в обычном ее описании.

Эрик Берн пишет: «весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».

Тот факт, что ребенок относится к игре часто с большим прилежанием, дал основание некоторым авторам назвать игры детей серьезными играми. Игра, по мнению Ш. Бюлер, является этапом развития ребенка, но при этом сама она состоит из ряда последовательных периодов. На первой стадии развития игры носят часто функциональный характер, затем следуют игры с воображаемыми объектами, познавательные и творческие. В познавательных играх ребенок превращается весь в глаза и уши: он смотрит, слушает, стремится воспринять и понять. Кажется, что вещи и живые существа, сцены, образы, рассказы, песни захватывают его целиком.

В творческих, конструктивных играх ему доставляет удовольствие собирать, комбинировать между собой различные предметы, изменять и переделывать их, создавая из них новые. Творческие игры не подавляют ни воображения, ни возможности познания — и то и другое часто играет в них важную роль.

Эти различные виды деятельности детей называются игрой, так как она есть отдых и, следовательно, противостоит серьезной трудовой деятельности.

Необходимо помнить всем: родителям, учителям, что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. И то, и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребенок — «существо играющее».

Виды игры

Педагоги начальных классов совместно с психологами разработали множество различных коррекционно-развивающих игр, упражнений и комплексных программ, направленных на развитие самосознания, общения, учебной деятельности, познавательных психических процессов, произвольности поведения младших школьников.

Рекомендуемые игры и упражнения можно разделить на релаксационные (снимающие психомышечное и эмоциональное напряжение), двигательные (развивающие координацию движений, крупную и мелкую моторику), коммуникативные (способствующие формированию умений и навыков общения), развивающие (направленные на развитие познавательной и социальной рефлексии, отдельных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления) и поведенческие (предлагающие образцы желательного поведения, упражнения на развитие его произвольности, рефлексивности).

Разработанные игры можно использовать с учетом тех задач, которые они решают в учебно-воспитательном процессе. Тогда их проводит сам учитель.

В процессе занятий можно использовать элементы изотерапии (рисование страхов, штриховка, пальцевая живопись), музыкотерапии, танцевальной терапии, библиотерапии (работа со сказками, притчами, рассказами).

Каждое занятие можно заканчивать цветописью настроения (нарисуй облако твоего настроения и закрась его, как пожелаешь) или выбором пиктограммы (выбери рожицу с таким же настроением, как у тебя).

Ребенок должен расти и воспитываться в условиях его безусловного принятия со стороны педагога и родителей, на чувстве уважения его личности, прав и свобод.

У ребенка в таких условиях формируется положительный образ «Я», появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости. Такой образ «Я» способствует развитию любого ребенка, постоянно создавая ему ситуацию успеха. Гуманизация как основа общей ранней профилактики социально-педагогической запущенности детей должна касаться всего воспитательно-образовательного процесса.

В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

Перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предполагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители).

В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

1.2 Психолого-педагогические особенности возраста

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, — формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства… Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство — неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно — о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему).

Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) — не только недостаток, но и достоинство — именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей — а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики.

Но не только свойства нервной системы — вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности, — той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз «на свой лад» свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим «направлениям» способностей.

На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.

Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе).

Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники — в частности, за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться — активность в иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не подверженной действию многих психологических «тормозов» подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить об особой возрастной чувствительности.

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры — все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя — поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

1.3 Проблемы, связанные с переходным периодом детей младшего школьного возраста «детский сад- школа»

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности -- затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Школьная дезадаптация -- это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность -- школу -- входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Обобщенно картину школьной дезадаптации можно представить следующим образом:

ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Форма дезадаптации Причины Коррекционные мероприятия

1.Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности.

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.

2.Неспособность произвольно управлять своим поведением.

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

3.Неспособность принять темп школьной жизни.

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.

Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

Школьный невроз, или «фобия школы», — неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы».

Ребенок не может выйти за границы семейной общности — семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Необходимо подключение школьного психолога — семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих.

Глава 2. Анализ существующих игровых методик для детей младшего школьного возраста

Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью школьника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Что дает право называть игру творческой деятельностью?

Игра — отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности; в игре, как и в работе, главное — постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.

«Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы» (Макаренко А.С.).

Подготовить ребенка к школе — это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развивается умение работать коллективно.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм.

Социальное обучение отличается некоторыми особенностями, поскольку его целью и результатом является развитие знаний, умений и навыков развития социальности. Особое место в социальном обучении занимает организация взаимодействия личности со средой, координация воспитательных сил общества в целом, социальных общностей, социальных групп.

Надо знать и уметь пользоваться различными механизмами понимания, как, например игра. Обычно игра связывается с обучением и воспитанием детей. Но игра является всеобщим принципом человеческой культуры в целом, различных видов человеческой деятельности. Игра позволяет создать для участников взаимодействия условно-реальную ситуацию, в рамках которой они могут пережить в свернутом виде обстоятельства, которые необходимо учесть, могут понять на основе собственного опыта свое состояние и состояние партнера.

Личностно-ориентированное обучение предполагает прежде всего активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

Разработаны различные способы изучения школьной мотивации учащихся начальных классов.

Рассмотрим один из них. Детям предлагается сделать рисунки на тему: «Что мне нравится в школе?»

Несоответствие рисунков теме указывает на:

А) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего, игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, войну, узоры, и пр.);

Б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

В) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют, или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).

Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

А) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

Б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешним мотивациям (20 баллов)

В) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, преобладанием игровой мотивации (10 баллов)

Оценивать уровень школьной мотивации можно также с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 1 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, нейтральный — 1 балл, положительный — 3 балла.

Учащиеся, набравшие 25−30 баллов характеризуются высоким уровнем адаптации, 20−24 балла характерно для средней нормы, 15−19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10−14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации, ниже 10 балов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю.

Методика развития основ произвольности психической регуляции у детей включает приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга и элементы групповой психиатрии.

Занятия проводятся в форме игр-драматизаций на увлекательные для детей темы, например, «В гостях у Бабы Яги» или «Путешествие к морю».

Персонажами игры становятся сами дети или ведущий (учитель).

Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, совершают увлекательное познание окружающего мира, но при этом они учатся нелегкому делу: умению управлять собой. Участие детей в игре должно быть добровольным. Можно попытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять!

Элементами игр являются специальные упражнения, объединенные в группы, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики. Группы упражнений всегда одни и те же: на движение, эмоции, общение, поведение.

Структурное построение занятия, то есть деление упражнений на группы согласно их направленности, необходимо для облегчения и удержания детского внимания и для удобства контроля этого внимания со стороны учителя.

Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры.

Играть можно с детьми любого возраста. С возрастом меняется тематика игр и сложность задач в упражнениях. Для первоклассников интересной будет тема «Магазин игрушек», а второклассников больше увлечет «Заколдованное королевство».

Каждая часть занятия может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития ребенка.

Мастерство ведущего (учителя) состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами игры, включая сюжет в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний или наказаний «провинившегося» ребенка.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняются несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра.

Упражнения-игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты.

Например: «Что изменилось в этой комнате?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шершавый?»

Подвижные игры могут быть любыми. Единственное требование — они всегда должны быть интересны детям и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакт.

Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Это игровое упражнение доставляет ребенку массу удовольствия, включает в работу его фантазию, улучшает ритмичность движения. В это же время ведущий комментариями описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами.

Несколько примеров игр на развитие восприятия.

«Выложи сам»

Ребенку дается контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Необходимо выложить изображение из этих фигур. Сложность работы зависит от того, какое количество фигур дают ребенку. Варианты игр: головоломки, разрезные картинки.

«Магазин ковров»

Ребенку предлагается сделать для куклы коврик: в середине должен быть большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Коврик делается из обычного листа бумаги. Дети либо сами рисуют, либо чертят фигуры по лекалу на цветной бумаге. Когда сделано несколько ковриков, они играют в магазин по продаже ковров.

Несколько примеров игр на развитие воображения.

«Бывает — не бывает»

Если это бывает — дети хлопают в ладоши, не бывает — топают ногами. Волк бродит по лесу. Волк на дереве сидит. В кастрюле чашка варится. Кошка на крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка собачку ласкает. Домик девочку рисует.

«Сочиним (нарисуем)?»

Темы: «Самое веселое»,

«Приятное — неприятное»,

«Радость — печаль»,

«Чего на свете не бывает?»

Примеры игр, способствующих развитию основных умений общаться.

«Я и мое тело»

Эти игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

1."Белые медведи"

Игра групповая. Условно обозначается берлога, В которой будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки — это медведи. Со словами «Медведи идут на охоту!» они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один непойманный ребенок.

Эта игра способствует снятию мышечного напряжения, стимулированию активности и развитию навыков совместных действий.

Примеры игр, направленных на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

«Нарисуй узор»

Для этой игры потребуется несколько пар вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе.

А) Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них имеет свою форму и узор. Одинаковых «половинок» — две; они образуют пару. Дети ходят и ищут свою пару. После этого каждая пара должна, не разговаривая, закончить узор, изображенный на варежках, причем каждой паре дается только один набор карандашей и фломастеров.

Эта игра помогает увидеть, какие отношения сложились между детьми, какие есть конфликты, также она тренирует умение осуществлять совместные действия.

«Проигрывание ситуаций»

Для детей будет интересным и полезным разыграть различные ситуации. Это могут быть ситуации из реальной жизни, например, конфликт, возникший в игре, или предложенные учителем, но близкие к реальным. Например: «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться», «Ты пришел на праздник, где никого не знаешь. Познакомься с ребятами» и т. п.

В ходе ролевых игр можно использовать следующие приемы:

-создание соответствующей игре обстановки;

-обмен ролями — дети во время игры меняются ролями, что дает возможность встать на точку зрения другого, почувствовать его переживания.

В игре необходимо обратить внимание на взаимодействие детей, а также на возможные причины появления тех или иных проявлений.

2.1 Рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста:

Особенностями детей младшего школьного возраста являются любознательность, богатая фантазия, неусидчивость, обостренное восприятие окружающего мира. Основная проблема, связанная с возрастом — адаптация к новым условиям, переход ребенка из детского сада в школу, была рассмотрена в теоретической части работы. Проведен анализ существующих игровых методик. На основе всего вышеизложенного я предлагаю рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста:

1. Совмещение подвижных и неподвижных игр.

2. Сочетание полезности и развлекательности в игровом действии.

3. Театрализация, зрелищность

4. Четкое ясное изложение материала: условия игры, правила поведения играющих, задачи играющих

5. Организация игрового действия, оценка деятельности играющих, организация судейства, подведение итогов.

Проведение урока в игровой форме (30мин.) Задействован сказочный персонаж — Баба Яга, которая всеми возможными способами старается сбить учеников с толку (задает каверзные вопросы, неправильно подсказывает, отпускает шутки в адрес отвечающего).

Необходимо уловить, в чем Баба Яга не права, сохраняя выдержку и самообладание путем логических рассуждений прийти к правильному ответу. (Усвоение учебного материала).

В начальных классах во избежание перенапряжения 15 мин. от урока уделяют малоподвижным играм и играм со словами. Ниже для примера приведены несколько таких игр:

1. «Горячий стул»

Дети вспоминают истории, в которых они вели себя неправильно, за которые им сейчас обидно и стыдно, которые они никогда не хотели бы повторять. Все дети садятся в круг, а рассказывающий историю (провинившийся) садится на стул в центре круга. После рассказа дети предлагают варианты желательного поведения, затем они проигрываются.

Игры со словами

1. Загадки

А) Бежит свинка, истыкана спинка. (наперсток)

Б) Самого не видно, а песню слышно. (комар)

В) На какой вопрос никто никогда не ответит «да»?(Спящий на вопрос: «Вы спите?»)

Г) Кто под проливным дождем не намочит волосы? (Лысый)

Д) Маленький, серенький, на слона похож. (Слоненок)

Е) Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.)

2. «Добавь словечко»

а) Возле леса, на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый … (мухомор)

б) По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил)

в) Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … (капуста)

2. «Изображение животных»

Представить себе какое-либо животное (хитрая лиса, страшный тигр, сильный медведь, грозный лен, хвастливый петух, трусливый заяц, бедный козлик, глупый волк), а затем изобразить его характерные позы и движения.

3. «Передай клубочек»

Возможны различные варианты игры. Передача клубочка по кругу и самопредставление того, у кого окажется клубок. Коллективное рассказывание сказок и историй по кругу с клубочком. Приветствия друг друга. Комплименты ребенку, которому попадает клубок. Передача и разматывание клубочка по желанию детей (запутывание).

По команде ведущего какой-то ребенок должен выйти из плена, не порвав нить. В этом ему помогают все остальные дети.

Загадки-шарадки

Угадай слово, которое образуется при соединении двух других слов. Пример: какую часть карандаша можно изготовить с помощью крупной хищной птицы и хвойного дерева?

Ответ: гриф + ель = грифель.

1. Какое получится ядовитое вещество, если длиннохвостая грызунья встретит длинношерстного быка? (мышь + як = мышьяк)

2. Какой близкий родственник немедленно появляется, если сделать два раза подряд танцевальные движения? (па + па = папа)

3. Какая собачка получится из 16 кг и хвойного дерева? (пуд + ель = пудель)

4. Какие вылетают быстрокрылые птички, если на «ногу» моржу надеть прибор, помогающий хорошо видеть? (ласт + очки = ласточки).

4. «Поводырь и слепец»

Дети делятся на пары. Одному завязывают глаза. Другой играет роль поводыря. Пара играющих должна, преодолев препятствия, дойти до доски, на которой изображено лицо без носа, и закончить рисунок. Рисует «слепец». Задача поводыря — помочь своему партнеру, давая ему минимальные словесные подсказки. Затем партнеры меняются ролями.

5. «Узнай — кто»

Играют 5−10 человек. Один выходит вперед, садится на стул спиной ко всем остальным ребятам. Ведущий поочереди вызывает кого-то из ребят, не произнося при этом ни слова, и просит издать какой-либо звук (щелчок, хлопанье в ладоши, шипение и др.).

Затем прикоснуться к плечу сидящего. Последний должен угадать, назвать человека. После этого участники меняются местами.

Ролевая гимнастика

Одно и то же слово «да» произнесите:

громко;

тихо;

кратко;

растянуто;

заикаясь;

утвердительно;

удивленно;

восторженно;

задумчиво;

вызывающе;

скорбно;

нежно;

иронически;

злобно;

тоном ответственного работника;

разочарованно;

торжествующе;

как «нет»; и т. д.

Точно так же любое слово, любую фразу и реплику, любой монолог.

Прочтите любой текст — хотя бы «Однажды в студеную зимнюю пору…»:

шепотом;

с максимальной громкостью;

переходя волнообразно из одного в другое;

с пулеметной скоростью;

со скоростью улитки;

как будто вы страшно замерзли;

как будто во рту у вас горячая картошка;

как будто вас через десять минут расстреляют;

то же самое в сочетании со всем вышеперечисленным;

как бы его прочел марсианин;

лошадь, только что научившаяся говорить;

робот;

пятилетняя девочка;

как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны ему объяснить, как важно людям стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет;

как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности объясниться нет; и т. д.

6."Крокодил"

Участвуют 8−12 человек. Каждому играющему предлагается выбрать себе любое животное, какое ему больше нравится. Затем, соответственно тому, какое животное выбрано, участники должны подобрать звук животного и «жесты» животного. Ведущий начинает: называет «свое» животное (одновременно с этим — два хлопка по коленям) и животное любого сидящего участника (два хлопка в ладоши): медведь, медведь — волк, волк; следующий — то же самое. Если кто-нибудь сбивается — вместо наименования животного, игрок издает соответствующий животному звук, установленный в начале игры. Затем, после очередной ошибки — жест. А после 2-х ошибок выбывает. Выигрывает тот, кто внимательнее других следил за игрой, оставшийся последним.

Праздничные вечера

Игра как основной элемент праздника.

Подвижные игры:

1. «Фигурная маршировка». Позволяет некомандно переходить из одной игровой мизансцены в другую; Отлично организует и объединяет. «Фигурная маршировка» привлекательна разнообразием различных видов движений.

2. «Улитка». Играющие строятся в шеренгу, берутся за руки. Повернувшись вправо (влево), идут за направляющим сначала по кругу, а потом в «улитке», образуя концентрические круги один в другом. При этом интервалы между кольцами должны быть не менее 1 м, чтобы был свободный проход. Когда «улитка» достаточно закрутится, направляющий ведет цепь в обратном направлении, постепенно раскручивая ее.

3. «Змейка». Направляющий ведет колонну в одном направлении. Дойдя до края площадки, поворачивает колонну навстречу идущим позади, образуя петлю за петлей, извиваясь «змейкой». (Можно давать простые двигательные задания).

4. «Иголка и нитка». Играющие держатся за руки, образуя цепочку. Направляющий, обведя цепочку вокруг площадки, останавливает участников и предлагает им поднять вверх руки, соединенные с соседями, образуя длинный ряд «ворот». Стоящий в цепочке первым ведет цепочку за собой в обратном направлении, под руками у играющих, обходя поочереди одного справа, другого слева.

Игры-аттракционы

1. «Сорви шапку» Состязаться могут двое ребят, а могут и две команды. Чертится круг. В круг входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, а на голове — шапка. Задача: снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.

2. «Что там, за спиной?» Двум соперникам на спины прикалываются четкие картинки (рисунки) и бумажные кружки с цифрами, например: 96,105 и т. д. Игроки сходятся в круге, становятся на одну ногу, другую поджимают под колено и придерживают рукой. Задача заключается в том, чтобы, стоя, прыгая на одной ноге, заглянуть за спину соперника, увидеть цифру и разглядеть, что нарисовано на рисунке. Побеждает тот, кто первым «расшифровал» противника.

3. «Поросюшки». Для этого конкурса нужно приготовить какое-нибудь нежное блюдо — например, желе. Задача участников — съесть его как можно быстрее с помощью спичек или зубочисток.

4. «Раз, два, три!» Два участника стоят друг против друга, перед ними на стуле лежит приз. Ведущий считает: раз, два, три… ста, раз, два, три… надцать, раз, два, три… дцать и т. д. Побеждает тот, кто окажется внимательней и первым возьмет приз, когда ведущий скажет — три.

5. «С мешочком на голове»

Небольшой мешочек набивают песком и завязывают или зашивают. Вес мешочка (размером с небольшую ладошку) 150−200 граммов. Задача играющего — пройти с мешочком на голове 5 шагов, присесть, выпрямиться, повернуть кругом и вернуться обратно.

Эстафеты

1. «Фантазеры»

В эстафете главное — интересный этап, который надо преодолеть за наиболее короткое время, соблюдая все необходимые правила: передача эстафеты (палочка, игрушка, предмет) партнеру; преодоление препятствий, выдумка, скорость. Вот примеры таких этапов:

Дети бегут с горящими свечами, закрывая пламя одной рукой. Погасла свеча, бегун останавливается. И пока она не будет зажжена, стоит на месте.

Бег на четвереньках.

Бег с качанном капусты на голове.

Бег «задом наперед».

Бег прыжками боком.

Бег прыжками на одной ноге.

Бег по-лягушачьи (руки вперед и на землю, прыжок ногами из положения на корточках).

Передвижение «тачкой»: Один участник держит другого за ноги, а тот идет на руках, как тачка.

Бег с двумя стаканами: один — с водой, другой — пустой. Бегун на ходу переливает воду, стараясь не разлить хотя бы половину стакана.

Бег с карточкой, на которой пример с арифметическим действием. Решить его надо га отрезке своей дистанции.

Скакать, держа левое колено двумя руками.

Бег с ложкой, в которой яйцо.

Бег с кувырками на ходу.

Бег вдвоем, обнявшись; и т. д.

2. «Волоты»

Участников делят на две команды и просят встать друг за другом в колонну.

Первые стоящие должны присесть, а остальные поочереди садятся на колени друг другу. Две команды должны пройти на скорость (участники команды синхронно передвигают ноги, не выходя из положения полуприседа).

Побеждает команда, которая первая дойдет до финиша.

3. «Канатоходцы»

Играют две команды; построение в колонну по одному. Количество человек — от 6 до 8.

Реквизит: 2 каната по 4−6 м, 2 площадки из картона (фанеры) 30*40 см, 2 зонта.

Первые игроки, стоя на площадке, раскрывают зонты. Их задача: пройти по канату с раскрытым зонтом до 2-ой площадки, вернуться, идя по канату, к 1-ой площадке, закрыть зонт и передать его следующему и т. д.

Заключение

В этой работе я показала, как важно правильно использовать игру в процессе обучения младших школьников. При помощи игры можно скорректировать поведение ребенка, помочь ему адаптироваться в новой для него обстановке. Игра может оказать значительное влияние на успехи школьника в учебе.

Здесь показано, какие проблемы возникают у детей при поступлении в школу.

В работе разработаны рекомендации по использованию игр в учебном процессе и примеры таких игр; помогли минимизировать данные проблемы.

Также здесь выявлены психолого-педагогические особенности детей младшего возраста. Проанализированы существующие методики доп. игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста.

Библиография

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди — м., Фаир-Пресс, 2002 г.

2. Валлон А. Психологическое развитие ребенка С.-Пб; «Питер», 2001 г.

3.Журналы: «Классный руководитель», «Педагогика», «Детский праздник» 2000−2005г.г.

4.Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. Играйте на здоровье — М. «Московская правда», 1991 г.

5. Климов Е.А. Психология — М., Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 г.

6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению Ярославль; Академия развития", 1996 г.

7. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы — Ярославль; «Академия развития», 1997 г.

8. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры-М., «Лист», 1998 г.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе-М.; ТЦ «Сфера», 1998 г.

10. Одаренные дети-М., «Прогресс», 1991 г.

11. Поговорим о наших детях. Сборник бесед, рассказов, очерков. — М., «Просвещение», 1967 г.

12. Социальная педагогика-М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г.

13. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки; М. «Новая школа», 1996 г.

14. Хэйм Г. Джиннотт Дети и мы, С.-Пб.; «Кристалл», 1996 г.

15. Эльконин Д.б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте — «Вопросы психологии», 1971 г. № 1.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector