Копинг-поведение, определяемое по методике Э

Пособие подготовлено в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева.

 

 

Авторы-составители: Б.Д.Карвасарский, В.А.Абабков, А.В.Васильева, Г.Л.Исурина, Т.А.Караваева, Р.К.Назыров, Е.И.Чехлатый

 

Пособие посвящено понятию копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательных стратегий преодоления стрессовых ситуаций и методам их определения. Представлен опыт изучения копинг-поведения с помощью адаптированной методики Э.Хайма у больных неврозами, его динамики под влиянием групповой психотерапии, а также в контрольных группах здоровых людей для сравнительной оценки.

Пособие предназначено для врачей психотерапевтов, психиатров и медицинских психологов, участвующих в оказании психотерапевтической помощи больным неврозами и другими пограничными расстройствами.

 

© Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им.В.М.Бехтерева

 

Введение

При трактовке заболеваний, развитие которых определяется преимущественно психологическими факторами, обязательным является рассмотрение психогенеза болезни и состояния больного как результата взаимодействия патогенных факторов и противодействующих механизмов, направленных на восстановление нарушенного гомеостаза. Этот подход представляется особенно важным при неврозах, их психотерапии, психогигиене и психопрофилактике, целью которых является как устранение причин невротических расстройств, так и усиление адаптивных личностных механизмов. Больной неврозом, используя наиболее адекватные психологические адаптивные механизмы, в известной мере осуществляет психотерапевтические функции и изучение этих механизмов может быть полезным для разработки методов психотерапии. Диапазон их действия широк: от попыток активного преодоления больным трудноразрешимых ситуаций до полного отказа от необходимых действий, от неосознания их наличия до сознательного использования.

В настоящее время значительно возрастает интерес ученых и практиков к изучению копинг-механизмов у больных с различными психическими и соматическими заболеваниями, а также у различных возрастных и профессиональных групп здоровых людей с учетом важной роли этих механизмов в понимании патогенеза и психогенеза, в выборе наиболее адекватных психотерапевтических подходов, в долговременном прогнозе и организации оптимальных психопрофилактических и психогигиенических мероприятий в рамках превентивных программ, направленных на предупреждение заболеваний и формирование более адаптивного (здорового) поведения. Разрабатываются методики для определения копинг-поведения и психотерапевтические методы, способствующие формированию в процессе психотерапии более конструктивных форм копинг-поведения.

27 стр., 13115 слов

Возникновение аддиктивного поведения в студенческом коллективе ...

... ГОУ СПО «ЛСХТ» Предмет исследования: изучение особенностей возникновения аддиктивного поведения в студенческом коллективе среднепрофессионального учебного заведения. Цель работы: изучить особенности ... и процедуры исследования, предложена программа профилактики склонности девушек к аддиктивному поведению, которая может быть использована педагогами - психологами, социальными педагогами, родителями, ...

Учебное пособие основано на результатах исследований копинг-поведения у больных неврозами и здоровых людей, проводившихся в последние годы, и включает адаптацию на отечественной популяции методики Э.Хайма (Heim E., 1988), направленной на определение основных характеристик копинг-поведения.

Современные представления о копинг-механизмах

Как известно, значительная часть психосоматических исследований последних трех десятилетий была тесно связана с проблемой стресса и процессами адаптации, в том числе и психологическими ее аспектами. Логическим продолжением изучения стрессов, будь они биологической или психосоциальной природы (сложные стрессовые реакции трудно поддаются разделению на физиологические и психологические процессы), являются исследования по предупреждению стресса и совладанию с ним. Оказалось, что стрессор, имеет ли он в большей степени физическую или психическую природу, вызывает сходные изменения. Течение стрессового состояния обусловлено при этом влиянием медиаторных процессов независимо от того, каким стрессом они были вызваны. Опосредующий процесс преодоления или приспособления, который определяет в конечном счете степень адаптации, следующей за стрессовым событием, и получил название копинг (coping)-процесса.

Впервые термин “coping” был использован L.Murphy в 1962 году в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. Он определяет термин копинг (приспосабливаемость организма) как “некую попытку создать новую ситуацию, будь она угрожающей, опасной, ставящей в неловкое положение, или радостной и благоприятной”. Копинг при этом понимается как стремление индивида решить определенную проблему, которое, с одной стороны, следует понимать как врожденную манеру поведения, а с другой — приобретенную, дифференцированную форму поведения (владение собой, сдержанность, склонность к чему-либо).

R.Whait (1976) из опыта наблюдения над детьми, распространяет это понятие на сложные и необычные ситуации. Под термином копинг он понимает сочетание творческого, созидательного и рефлексивного поведения.

Исходя из медико-социального аспекта, D.Mechanik (1974) рассматривает копинг, прежде всего, как важный процесс в психосоциальной приспособляемости, которая обусловлена тремя компонентами: 1) способностью и умением организма справиться с социальными условиями и условиями окружающей среды; 2) мотивацией в отношении приспособления к условиям окружающей среды; 3) возможностью или способностью поддерживать психическое равновесие.

Самая известная из существующих копинг-моделей в рамках когнитивной теории стресса и копинга разработана R.S.Lazarus (1966, 1980), определившего и описавшего ключевую роль психических факторов в регулировании результатов поведения. Эта концепция базируется на связи стресса и копинга. По мнению автора, взаимодействие среды и личности регулируется двумя процессами: когнитивной оценкой и копингом. Выделяется два вида когнитивной оценки — первичная и вторичная. Первичная оценка определяется степенью воспринимаемой угрозы, свойствами стрессора, психологическими особенностями индивида. Она позволяет сделать выводы об оценке ситуации как угрожающей или как ситуации изменения. Вторичная оценка критически дополняет первичную и определяет, какими методами мы можем влиять на негативные события и их исходы, т.е. на процесс выбора механизма и ресурсов преодоления стресса. После когнитивной оценки ситуации индивид приступает к разработке механизмов преодоления стресса, иными словами, к копинг-процессу, который включает когнитивные мыслительные процессы с целью адаптации.

9 стр., 4330 слов

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

... направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала ... -психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд). 1. Теоретические основы исследования особенностей копинг-поведения подростка 1.1 Понятие копинг - поведения Интерес к проблеме поведения в ...

В своих ранних работах R.S.Lazarus (1966) рассматривает копинг-процессы (после первичной оценки — определения предполагаемого ущерба, вреда, и вторичной оценки — некоторых действий по преодолению ущерба) как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы, в частности, в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию.

Не случайно понятие копинга лучше всего описано в работах по кризисным ситуациям, связанным с болезнью, что эквивалентно собственно кризисному явлению. В соответствии с этим копинг прочно вошел в практическую модель преодоления — подавления кризисного явления с так называемым вмешательством в кризисный процесс. Каждая болезнь может восприниматься как жизненный кризис, который следует преодолеть путем адаптации.

Значительный вклад в изучение копинг-поведения у соматических больных внес E.Heim (1988).

Соматическая болезнь обусловлена не только биологическими факторами, но также окружающей средой и социальными условиями. Весь этот комплекс факторов подвергается носителем болезни познавательной оценке, а это значит, что субъектом оценивается значение и определяются обусловленные этой оценкой задачи по приспособлению организма. В соответствии с этим копинг-процессы приводят к успешному или неуспешному разрешению кризиса. В клинических исследованиях учитывались три основных параметра: 1) стрессоры, с которыми надлежит справиться, большей частью как независимые переменные; 2) опосредующий процесс преодоления или приспособления как промежуточные переменные; 3) результативные выводы или достигнутая степень адаптации большей частью как личностно или ситуативно связанные переменные. Фактически эти три параметра взаимозависимы и должны пониматься в аспекте циркулярного процесса.

E.Heim, изучая копинг-процессы у онкологических больных, определяет копинг следующим образом: “Преодоление болезни можно обозначить как стремление уменьшить уже существующее или ожидаемое влияние со стороны болезни интрапсихически (эмоционально-когнитивно) или выровнять это состояние путем целенаправленных действий, или переработать его”. Что означает результат копинг-процесса? На этот вопрос можно ответить по разному. Интересы пациента не всегда идентичны интересам окружающих его людей или же ответственного за пациента врача. В то время как субъективные потребности пациента направлены, прежде всего, на гармонизацию состояния (устранение боли или эмоционального напряжения), с врачебной точки зрения на первом плане должно быть овладение процессом болезни, например, путем раннего распознавания заболевания и др. Автор предпринял попытку перевести формы совладания, описанные разными исследователями, в систему нейтральных понятий и выделил 26 форм копинг-поведения. В качестве аналитических критериев выступала длительность выживания и длительность безрецидивных периодов. При том, что копинг является целостным механизмом, который включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, в исследовательских целях следует говорить о преимущественно когнитивном, эмоциональном, поведенческом копинге (или копинг-стратегиях, копинг-механизмах).

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное ... развития личностной структуры и непосредственно не связаны с генетическими механизмами: религиозные, эстетические, учебно-познавательные потребности, альтруизм, эгоцентризм, агрессивность, психическая ...

Были выделены желательные и нежелательные виды преодоления болезни. Как желательное хорошо зарекомендовало себя активное поведение, требуемое как для диагностического процесса, так и для терапевтических целей с точки зрения врача. Такое поведение положительно оценивается окружающими, в особенности семьей, которую пациент воспринимает как источник помощи. Активность пациентов способствует преодолению болезни путем когнитивного проблемного анализа, их эмоциональные отношения оптимистичны и надежны. Результат (длительность выживания) у таких больных удивительно постоянен, а болезнь не прогрессирует.

Нежелательным копинг-поведением является пассивное поведение, которое представляет собой, с одной стороны, покорную установку на болезнь, а с другой — пассивное кооперирование с медицинским персоналом. С этим часто связано диссимулирование не только самой болезни как таковой, но и ее исхода, что может усугубляться фаталистическими взглядами, подавлением соответствующих эмоций и социальным отчуждением. Неблагоприятными считаются также сопротивление, ярость, самообвинение.

Возможные другие формы копинг-поведения, как в отношении их качества, так и вклада в преодоление болезни труднее поддаются оценке. Стоическое принятие ситуации рассматривается в одних случаях как адаптивное, в других — как фаталистическая покорность. Также амбивалентной является оценка диссимуляции, отречения, которые имеют неодинаковый вес в разных фазах болезни.

По E.Heim, различное копинг-поведение оказывает влияние на первоначальное или более позднее сотрудничество в лечении. Промедление в начале лечения или игнорирование критических симптомов могут способствовать ухудшению течения болезни. Различное копинг-поведение не является причиной, а скорее следствием, и связано с соматическим процессом. Неблагоприятное течение болезни улавливается пациентом с помощью осознаваемых или даже полностью неосознаваемых сигналов, которые вынуждают его к соответствующему пассивно-покорному поведению. Желательное или нежелательное копинг-поведение воздействует непосредственно на основной соматический процесс. Это вероятное объяснение опирается на многие новейшие результаты психоиммунологии, которые показывают, насколько прямо копинг-процессы связаны с иммунной защитой.

Среди других зарубежных работ следует отметить исследования механизмов копинга, связи копинг-стратегий с копинг-ресурсами, психологических характеристик, определяющих стили копинг-поведения и их влияния на процессы адаптации, возрастные и половые аспекты копинг-поведения.

9 стр., 4282 слов

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

... первыми описали процесс разрешения социальных проблем или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения — стратегий разрешения проблем. Активное разрешение проблем является ...

J.Mattlin (1990), обследовав многочисленные контингенты мужчин и женщин и проанализировав 6 копинг-стратегий (избегание, переоценка, вера в Бога, анализ проблем, активное поведение, социальная поддержка) выделил два многомерных профиля копинг-поведения — гибкое и пассивное.

Определенный интерес представляют работы, исследующие роль копинг-стратегий как фактора, опосредующего связь между стрессогенными событиями, психологическим и физическим самочувствием. Проведенное K.Nokano (1991) исследование показало, что активные копинг-стратегии, ориентированные на разрешение проблем, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, тогда как избегание и другие пассивные копинг-стратегии, направленные только на редукцию эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики.

Сходные результаты были получены M.Petrosky (1991).

Слабая выраженность психопатологической симптоматики была связана с невысокой восприимчивостью стрессовых событий и сфокусированным на проблеме копинге, который, в свою очередь, был связан с внутренним локусом контроля. Помимо этого было установлено, что по мере увеличения возраста испытуемых, тенденция к использованию проблем-разрешающих копинг-стратегий возрастала.

Исследуя половые различия в стиле преодоления стресса N.S.Endler (1990) пришел к выводу, что у женщин молодого возраста стиль преодоления депрессии скорее эмоционален и ориентирован на избегание. Мужчины и женщины с более выраженной депрессивной симптоматикой склонны к эмоциональному стилю преодоления стресса чаще, чем лица с менее выраженной депрессией.

Относительно стабильные личностные и социальные характеристики, способствуют развитию копинг-стратегий и копинг-ресурсов. S.Folkman (1984) выделяет следующие виды копинг-ресурсов: физические (здоровье, выносливость и т.д.), социальные (индивидуальная социальная сеть, социально-поддерживающие системы и т.д.), психологические (убеждение, самооценка, локус контроля, мораль и т.д.) и материальные ресурсы (деньги, оборудование и т.д.).

D.Terry (1991), изучая соотношения между ресурсами совладающего поведения и адаптацией к стрессу, провела лонгитудинальное исследование и проверила две модели прямого и опосредованного воздействия. Согласно первой из них, независимо от уровня стресса, копинг-ресурсы прямо связаны с адаптацией. Согласно второй, эта связь прослеживается лишь при высоких уровнях стресса. В другом исследовании она установила, что копинг-поведение зависит от таких копинг-ресурсов как локус контроля, самооценка, социальная поддержка, и отметила, что копинг-ресурсы смягчают негативное влияние угрозы на поведение.

D.Galagher (1990) исследовал связь между личностными особенностями и отношением к стрессогенным событиям как угрозе или изменению. Он выдвинул гипотезу о том, что оценка события зависит от оценки объема наличных ресурсов, позволяющих справиться с этими событиями. Оценка ресурсов в качестве адекватных приводит к восприятию события как изменения, неадекватных — как угрозы. Устойчивые к стрессу индивиды воспринимают стрессогенные события чаще в виде изменений. При неврозах оценка собственных копинг-ресурсов искажается, вследствие чего копинг-ресурсы определяются как неадекватные.

Научных исследований по проблеме копинг-поведения в России до 1990 года фактически не проводилось. Изучение нашим сотрудником В.А. Ташлыковым в 1990 году личностных механизмов совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии является первой в России попыткой исследования копинг-поведения. Было показано, что в начале формирования невроза больные используют механизмы совладания, которые, по мере развития невроза, уступают место механизмам психологической защиты. У пациентов с высоким результатом лечения в процессе психотерапии отмечалось заметное совершенствование механизмов совладания.

13 стр., 6283 слов

Особенности копинг-поведения школьников с глубоким нарушением зрения

... был положен «Индикатор копинг-стратегий» (методика Лазуруса). Данная методика базируется на выделении таких стилей копинг-поведения (копинг-стратегий), как конфронтативный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной ... к другому виду (t = 2,42, р = 0,0224) копинг-поведения. Вместе с тем, такие копинг-стратегии, как «самоконтроль» и «принятие ответственности», тоже реализуются незрячими ...

В дальнейшем исследования копинг-поведения у больных неврозами и другими пограничными психическими расстройствами проводились В.А.Абабковым, Н.М.Веселовой, В.Д.Видом, Г.Л.Исуриной, Б.Д.Карвасарским, Р.К.Назыровым, Ю.В.Поповым, Н.А.Сиротой, Л.М.Таукеновой, Е.И.Чехлатым, Е.Н.Юрасовой.

На основании выше изложенного, копинг-поведение определяется нами как когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, используемые личностью для преодоления стрессовых ситуаций (в качестве которых выступает и болезнь) и ситуаций эмоционального напряжения.

Адаптация человека в условиях стресса определяется не только физиологическими и биохимическими механизмами, но и психологическими, которые делятся на два типа — механизмы психологической защиты и копинг-механизмы. Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые полагают, что механизмы совладания используются индивидом сознательно, направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей.

Некоторыми авторами была сделана попытка объединить в единое целое механизмы психологической защиты и механизмы совладания. При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как спектр механизмов приспособления на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно разнообразен — от активных, гибких и конструктивных, до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты. Но такое объединение в известной мере является условным, поскольку копинг-поведение может использоваться индивидом сознательно, избираться им и изменяться в зависимости от ситуации, направлено на активное ее изменение, а механизмы психологической защиты неосознаваемы, пассивны, имеют своей целью лишь смягчение психического дискомфорта и, в случае их закрепления, могут приобретать дезадаптивный характер.

Впервые термин “coping” был использован L.Murphy в 1962 году в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития.… R.Whait (1976) из опыта наблюдения над детьми, распространяет это понятие на… Исходя из медико-социального аспекта, D.Mechanik (1974) рассматривает копинг, прежде всего, как важный процесс в…

Исследование копинг-поведения

Имеющиеся в настоящее время методы изучения копинг-поведения основаны на применении опросников, проективных методов и интервью. Ниже дается описание основных методов определения характера копинг-процессов, поскольку подобные сведения в отечественной литературе отсутствуют.

Ранние работы исследователей копинг-поведения содержали описательные характеристики копинг-стратегий, отражавшие взгляды того или иного автора, что мешало сопоставлению полученных результатов и дальнейшему прогрессу в этой области. Интерес исследователей к проблеме совладения со стрессом привел к тому, что значительно увеличилось число работ, авторы которых пытались не только определить, но и измерить копинг-поведение. Создатели шкал и опросников чаще всего исходили из потребности исследовать: 1) отдельные, конкретные ситуационно-специфические копинг-стратегии; 2) преобладание в копинге когнитивных, эмоциональных, поведенческих копинг-стратегий; 3) охарактеризовать оба аспекта копинг-механизмов.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... отчет испытуемого о своем поведении, выраженный через ответы на вопросы опросников ... и усиление позитивных перемен в поведении, на развитие потенциала и нахождение ресурса [23]. Известны четыре основных стратегии диагностики копинг-поведения. К ним относятся: 1. Субъективный ...

В 1980 году R.S.Lazarus и S.Folkman создали опросник “Способы копинга”, состоящий из 118 пунктов, который в последующем в различных модификациях стал одним из наиболее популярных инструментов характеристики копинг-поведения. Методика определяет 8 видов ситуационно-специфических копинг-стратегий: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход/избегание, плановое разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие ответственности. Эти же авторы в 1988 году создали новый вариант методики “Способы копинга”, используя для этого выделенные при помощи факторного анализа 8 субшкал: шкала планового разрешения проблем, шкала поиска социальной поддержки и шесть копинг-шкал, нацеленных на оценку эмоций.

В 1984 году R.R.McCrae создана методика для исследования копинг- стратегий взрослых. Она включает 118 пунктов, 28 субшкал, каждая из которых содержит от 1 до 7 пунктов. Первые 68 пунктов были заимствованы из указанного выше опросника “Способы копинга”, а остальные 50 были предложены дополнительно.

Американскими исследователями F.J.Keefe и др. в 1983 году был разработан опросник из 44 пунктов для оценки способов преодоления хронических болевых ощущений, включающий 6 шкал когнитивных и 2 шкалы поведенческих копинг-стратегий.

A.G.Billing и R.H.Moos (1984) создали для изучения копинг-поведения опросник из 31 пункта и выделили три вида копинга, нацеленного: 1) на оценку; 2) на проблему; 3) на эмоции. Первый аспект включал в себя попытки определить значение ситуации и использовать такие стратегии как логический анализ, когнитивная переоценка и т.д. Нацеленное на проблему совладание со стрессом имело целью модифицировать, выделить или устранить источник стресса. В третьем случае в ответах отражалась функция управления эмоциями, вызываемыми стрессорами, и посредством этого поддержание аффективного равновесия.

В 1989 году C.S.Сarver создал шкалу копинг-поведения, существующую в двух формах: характерологической и ситуационной. Шкала состоит из 13 субшкал, сфокусированых на эмоциях, оценивающих вид и выражение эмоций, естественность поведения и психических проявлений.

Разработанный J.H.Аmirkhan (1990) “Индикатор копинг-стратегий”, представляет собой краткий, состоящий из 33 пунктов-утверждений самооценочный опросник, определяющий базисные копинг-стратегии (разрешения проблем, поиск социальной поддержки и избегание/уклонение).

Для изучения копинг-стратегий, свойственных детскому возрасту, N.M.Ryan-Wenger N.M., 1990) был создан опросник ”Копинг-стратегии школьного возраста”, состоящий из 26 пунктов-утверждений, соответствующих единицам психометрического измерения, и предназначенных для выявления стратегий, избираемых детьми в стрессовых ситуациях. При использовании опросника анализируются три аспекта: 1) что делают обследуемые, переживая стрессовую ситуацию; 2) как часто они применяют то или иное действие в период стресса; 3) насколько это им помогает.

Для изучения ситуационно-специфической копинг-стратегии дистанцирования (приближение/отдаление) Н.А.Сирота (1994) в своей работе использовала невербальную проективную методику “Шкала удобной персональной дистанции” M.Duke (1972).

4 стр., 1782 слов

Эмоциональное выгорание и копинг-поведение педагогов ДОУ на разных ...

... диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [2]. Ведущая копинг-стратегия определялась с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, ... самые высокие показатели сосредоточены в фазе «резистенция». o Наиболее эффективную стратегию копинг-поведения «Планирование решения проблемы» используют в своей деятельности педагоги со стажем ...

Копинг-механизм приближения является частным вариантом копинг-стратегии поиска социальной поддержки.

В наших исследованиях была использована адаптированная на отечественной популяции 815 здоровых испытуемых различных профессиональных групп и 350 больных неврозами методика E.Heim (1988) для определения характера копинг-поведения.

Ранние работы исследователей копинг-поведения содержали описательные характеристики копинг-стратегий, отражавшие взгляды того или иного автора, что… В 1980 году R.S.Lazarus и S.Folkman создали опросник “Способы копинга”,… В 1984 году R.R.McCrae создана методика для исследования копинг- стратегий взрослых. Она включает 118 пунктов, 28…

Описание метода

Методика E.Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы.

К когнитивным копинг-стратегиям относятся 10 их вариантов. Это: игнорирование и переключение мыслей на другие, “более важные” темы, чем болезнь; принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма; диссимуляция болезни, игнорирование и снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью; сохранение самообладания — равновесия, самоконтроля, стремление не показывать своего болезненного состояния другим; проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке болезни, сравнение с другими , находящимися в худшем положении; религиозность, стойкость в вере (“со мною Бог”); состояние растерянности и переживание безысходности создавшегося положения; придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; самоуважение — более глубокое осознание собственной ценности как личности.

Далее представлены 8 вариантов эмоциональных копинг-стратегий. Это: переживание протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям; эмоциональная разрядка — отреагирование чувств, вызванных болезнью, например, плачем; изоляция — подавление, недопущение чувств, адекватных ситуации; оптимизм с уверенностью в благоприятный исход трудной ситуации; пассивное сотрудничество — доверие с передачей ответственности врачу; покорность, фатализм, капитуляция; самообвинение, возложение вины на себя; переживание злости, раздражение, связанные с ограничением жизни болезнью.

К поведенческим копинг-стратегиям относятся 8 вариантов. Это: отвлечение — обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм — забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание — стремление избегать “погружения” в процесс лечения; компенсация — отвлекающее исполнение каких-либо собственных желаний, например покупки чего-то для себя; конструктивная активность — удовлетворение какой-то давней потребности, например, совершить путешествие; уединение — пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество — ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск эмоциональной поддержки — стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

Виды копинг-поведения были распределены E.Heim на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.

Адаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: “проблемный анализ”, “установка собственной ценности”, “сохранение самообладания” — формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Среди эмоциональных копинг-стратегий: “протест”, “оптимизм” — эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации. Среди поведенческих копинг-стратегий: “сотрудничество”, “обращение”, “альтруизм” — под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Неадаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: “смирение”, “растерянность”, “диссимуляция”, “игнорирование” — пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Среди эмоциональных копинг-стратегий: “подавление эмоций”, “покорность”, “самообвинение”, “агрессивность” — варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Среди поведенческих копинг-стратегий: “активное избегание”, “отступление” — поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: “относительность”, ”придача смысла”, “религиозность” — формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами. Среди эмоциональных копинг-стратегий: “эмоциональная разрядка”, “пассивная кооперация” — поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. Среди поведенческих копинг-стратегий: “компенсация”, “отвлечение”, “конструктивная активность” — поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

В инструкции (Приложение 1) к опроснику Э.Хайма исследуемым предлагается отметить в регистрационном бланке (Приложение 2) по одному из вариантов копинг-поведения, с помощью которых ими разрешаются трудности и стрессовые ситуации. Выбранные утверждения соответствуют определенным табличным названиям типов копинг-поведения (Приложение 3).

При обработке результатов в группах исследуемых определяется частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе.

К когнитивным копинг-стратегиям относятся 10 их вариантов. Это: игнорирование и переключение мыслей на другие, “более важные” темы, чем болезнь;… Далее представлены 8 вариантов эмоциональных копинг-стратегий. Это:… К поведенческим копинг-стратегиям относятся 8 вариантов. Это: отвлечение — обращение к какой-либо деятельности, уход в…

Показания и противопоказания к применению методики

Показаниями к использованию предлагаемой методики Э.Хайма являются:

— изучение характеристик копинг-поведения у пациентов с пограничными нервно-психическими расстройствами для уточнения их роли в генезе указанной патологии;

— исследование неадаптивных форм копинг-стратегий у лиц, находящихся в стрессовых ситуациях, для коррекции их копинг-поведения;

— проведение групповой или индивидуальной психотерапии, в ходе которых выявляются неадаптивные формы копинг-стратегий для последующей их коррекции и формирования адаптивного копинг-поведения;

— составление психогигиенических и психопрофилактических программ с учетом формирования адаптивных форм копинг-поведения как для здоровых лиц, подвергающихся стрессу, так и для больных пограничными нервно-психическими расстройствами.

Противопоказаний к использованию методики нет. Можно лишь отметить неадекватность применения методики Э.Хайма у пациентов, страдающих психозами, которые не могут достаточно осознанно и объективно оценивать реальность.

Осложнений и ухудшений состояния в процессе исследования копинг-поведения у обследуемых не отмечалось.

— изучение характеристик копинг-поведения у пациентов с пограничными нервно-психическими расстройствами для уточнения их роли в генезе указанной… — исследование неадаптивных форм копинг-стратегий у лиц, находящихся в… — проведение групповой или индивидуальной психотерапии, в ходе которых выявляются неадаптивные формы копинг-стратегий…

Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика

Под влиянием групповой психотерапии

С помощью методики Э.Хайма для определения копинг-поведения в отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М.Бехтерева была реализована программа исследований, которые проводились в Санкт-Петербурге, Нальчике, Тюмени, Твери и Ярославле. Материалом изучения являлись 350 больных неврозами (в том числе 50 в процессе групповой психотерапии), 60 лиц консультативной группы, обратившихся за психологической помощью, и 812 здоровых лиц различных возрастов (студенты, педагоги, врачи интернисты и психиатры и представители других профессий).

Исследование по методике проводилось однократно во всех группах больных неврозами и здоровых людей и дважды (в начале и конце лечения) в группе больных неврозами, в лечении которых ведущим методом была групповая психотерапия.

Больные неврозами чаще использовали конструктивные формы когнитивных стратегий (53%), (неконструктивные — 36% и относительно конструктивные -11%).

Из адаптивных форм чаще встречались: “проблемный анализ” в 25% случаев, “установка собственной ценности” — 18% и “сохранение самообладания” — 10%. Такие формы когнитивных копинг-стратегий считаются успешными в преодолении трудностей, направлены на анализ возникших проблем и путей выхода из них, на повышение самоконтроля и самооценки, усиливающих уверенность в возможности совладания с ситуацией угрозы, психологическое благополучие индивида. При этом для мужчин был характерен вариант “проблемного анализа”, а для женщин — “установка собственной ценности”. Из дезадаптивных форм в группе больных чаще встречалась “растерянность” (29%) и реже — “диссимуляция” (6%).

Также редко пациенты выбирали относительно адаптивные формы когнитивных стратегий — “относительность” (4%), “придача смысла” (3%) и “религиозность” (4%).

В контрольной группе здоровых лиц несколько реже встречались конструктивные типы когнитивных стратегий преодоления(40%), связанных с самоуважением, более глубоким осознанием собственной ценности как личности, верой в себя при разрешении трудностей, а также неконструктивные — (26%), в том числе “растерянность” перед трудными ситуациями, что в целом способствовало более высокой их адаптивности. Наибольшие различия между группами больных и здоровых получены по частоте встречавшихся у них относительно конструктивных вариантов когнитивных стратегий — у здоровых чаще встречались “религиозность” и “придача смысла”, типы поведения, связанные с совершенствованием, проверкой стойкости духа и верой людей в их божественное происхождение и предназначение.

Среди вариантов эмоционального копинга у больных неврозами отмечено преобладание дезадаптивных форм (48%), из которых чаще встречались “подавление эмоций” (22%) и “покорность” (16%), реже — “самообвинение” (7%) и “агрессивность” (3%).

Из конструктивных типов — “оптимизм” и “протест” (17% и 8% соответственно).

В 27% случаев у пациентов отмечалось относительно конструктивное копинг-поведение — “эмоциональная разрядка” (12%) и “пассивная кооперация” (15%).

В группах больных мужчин и женщин выявлены следующие различия: у мужчин преобладали адаптивные формы эмоциональных копинг-стратегий в виде “оптимизма”, а у женщин — преобладание относительно адаптивных форм в виде “эмоциональной разрядки”. В группах больных с разными формами неврозов также были получены определенные различия: для больных неврастенией была более характерна адаптивная форма копинг-поведения в виде “оптимизма”, а для больных истерическим неврозом — относительно адаптивная в виде “пассивной кооперации”.

Эмоциональные копинг-стратегии в группе здоровых людей чаще были представлены конструктивными формами копинг-поведения: 42% здоровых при столкновении с трудностями использовали “оптимизм” и 20% — “протест”; реже встречалось неадаптивное копинг-поведение: у 10% здоровых было отмечено “подавление эмоций”, у 12% — “самообвинение” и у 4% — “покорность”. Из относительно адаптивных форм у здоровых испытуемых отмечены: “пассивная кооперация” в 10% случаев, “эмоциональная разгрузка” — лишь в 2% случаев.

При обследовании у больных неврозами выявлен широкий выбор поведенческих стратегий — от активных (конструктивных), способствующих успешной адаптации, до пассивных (неконструктивных) при преодолении трудных ситуаций в различных сферах жизни, адаптации не способствующих. Из представленных для выбора различных типов копинг-поведения больными чаще всего использовались конструктивные формы (37%).

Среди них “обращение” (23%), “сотрудничество” (10%), “альтруизм” (4%).

Это варианты копинг-поведения, относящиеся к способствующим успешной адаптации и выражающиеся в активном поведении личности по разрешению сложных ситуаций. Почти с такой же частотой больными выбиралось дезадаптивное поведение — “активное избегание” (15%) и “отступление” (20%), предполагающее отказ от решения проблем. Остальные пациенты выбирали относительно конструктивные типы копинг-поведения, адаптивность которых зависит от значимости ситуации преодоления, — “компенсация” (15%), “конструктивная активность” (2%) и “отвлечение” (11%).

Это формы поведения, отражающие стремление к временному отходу от решения проблем. При временных и незначимых трудностях такое поведение может считаться адаптивным, помогая успешно преодолевать трудности, но при длительных и значимых стрессовых воздействиях оно может расцениваться как дезадаптивное, способствующее поддержанию эмоционального напряжения, связанного с этими воздействиями.

При сравнении частоты использования тех или иных вариантов поведенческих копинг-стратегий получены следующие различия: женщины несколько чаще (40,6%) использовали адаптивное поведение, чем мужчины (30,5%), направленное на активное сотрудничество с окружающими, а мужчины относительно чаще (33,5%), чем женщины, предпочитали поведение, предполагающее переключение с неприятностей на отдых, развлечение, алкоголь. При сравнении копинг-поведения у больных с разными формами неврозов отмечено, что в группе больных неврастенией преобладали адаптивные формы механизмов совладания чаще (41,6%), чем в группе больных истерическим неврозом (36,4%), причем для первых были характерны “сотрудничество” и “обращение”, для вторых — “альтруизм”.

Здоровые люди прежде всего выбирали конструктивные формы копинг-поведения (56%) и использовали их чаще, чем больные неврозами, что может свидетельствовать о более высокой адаптивности при преодолении трудностей здоровыми лицами по сравнению с больными неврозами. Из успешных поведенческих стратегий преодоления у здоровых встречались: “альтруизм” — 10% случаев, “сотрудничество” — 18% и “обращение” — 28%. Здоровые люди отличались достоверно меньшим использованием неконструктивных форм копинг-поведения (в 18% случаев), включавших “активное избегание” (12%) и отступление (6%).

Количество относительно конструктивных форм преодолевающего поведения в группах больных и здоровых было почти одинаковым, но если пациенты отвлекались от своих проблем и трудностей с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды (15% против 6% в группе здоровых), то здоровые испытуемые старались забыть о своих неприятностях, погружаясь в любимое дело, путешествуя, исполняя свои заветные желания (20% против 13% в группе больных).

Анализ динамики копинга у больных неврозами под влиянием групповой психотерапии выявил более частое использование ими к концу лечения адаптивных вариантов когнитивного, эмоционального и поведенческого копинга за счет снижения частоты использования других форм.

Среди когнитивных копинг-стратегий у больных неврозами под влиянием психотерапии отмечено некоторое увеличение частоты использования относительно адаптивных форм копинг-поведения (11% до и 13% после лечения) в виде “относительности” и “придачи смысла” за счет уменьшения дезадаптивных форм в виде “растерянности“).

Однако больные неврозами после лечения уже не отличались по когнитивным копинг-стратегиям от здоровых людей.

Среди эмоциональных копинг-стратегий выраженное развитие у больных в процессе групповой психотерапии получили адаптивные типы копинга (25% до лечения, 43% — после), в том числе: “оптимизм” (17% и 31% соответственно) и “протест” (8% и 12%).

Неадаптивные формы подверглись редукции, в наибольшей степени — “подавление эмоций” (с 22% до 9%) и “покорность” (с 16% до 14%).

Также отмечено некоторое уменьшение частоты выбора больными относительно конструктивного варианта копинг-поведения (27% до и 22% после лечения) в форме “пассивной кооперации”. Больные неврозами после прохождения курса психотерапии также не отличались от здоровых людей по частоте выбора эмоциональных копинг-стратегий.

Среди поведенческих копинг-стратегий участилось использование таких конструктивных форм как “сотрудничество” и “альтруизм” (37% до лечения, 43% — после) за счет снижения частоты использования неконструктивных форм (35% до лечения, 29% — после).

Динамика относительно конструктивных форм копинг-поведения была следующей: “отвлечение” (11% до и 16% после лечения), “компенсация” (15% до и 8% после лечения), “конструктивная активность” (2% до и 4% после лечения).

Изменение частоты выбора пациентами этих форм копинга привело к тому, что больные неврозами после лечения не отличались от контрольной группы.

Приведенные данные показывают, что спектр использования различных копинг-стратегий (эмоциональной, когнитивной и поведенческой) у больных достаточно широк, что указывает на имеющиеся у них возможности к адаптации. При этом у больных неврозами выявлено преобладание активных когнитивных стратегий копинга сравнительно со здоровыми людьми, что свидетельствует о готовности пациентов к изменению неустраивающего их положения больных людей (но лишь в плане когнитивных стратегий копинга при невозможности реализации данных установок из-за имеющихся эмоциональных и поведенческих невротических нарушений).

Отмечена позитивная динамика в расширении круга конструктивных типов механизмов совладания у больных неврозами под влиянием лечения. В процессе групповой психотерапии происходит усиление адаптивных форм копинг-поведения и редукция форм дезадаптивных. Поэтому, наряду с общепринятыми техникой и приемами проведения личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, целесообразен также акцент на поддержании и развитии у пациентов адекватного, конструктивного копинг-поведения для более успешного преодоления болезни, стрессовых ситуаций и трудностей в различных сферах социального функционирования.

Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Лица из ближайшего окружения пациента ожидают от него сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержки социальных контактов. Психотерапевту же важно учесть все это многообразие целей для развития разнонаправленных механизмов совладания у больного, что повышает эффективность лечебно-реабилитационных воздействий.

При исследовании различных групп здоровых людей и группы лиц, обратившихся за консультативной помощью к психологу или психотерапевту, получены следующие данные.

Виды копинг-поведения в группах врачей интернистов и психиатров распределились следующим образом. Наиболее частыми являлись: среди поведенческих стратегий — “отвлечение”, когнитивных — “сохранение самообладания” и “проблемный анализ”, эмоциональных — “оптимизм”. Характер копинг-поведения у учителей и студентов не отличался от такового у здоровых людей.

Лица консультативной группы занимали промежуточное положение между здоровыми людьми и больными неврозами по использованным ими адаптивных и дезадаптивных вариантов копинг-поведения. Они чаще, чем больные неврозами, но в тоже время реже, чем здоровые люди, использовали адаптивные стратегии преодоления трудностей. Это относилось к поведенческим и эмоциональным стратегиям. Поведенческий копинг у лиц консультативной группы характеризовался выраженностью таких видов, как “обращение” и “компенсация”; эмоциональный — “оптимизм” и “отчаяние”.

Приведенные результаты расширяют представления о психологических механизмах неврозов. Пассивность в разрешении конфликтов и трудностей больными неврозами, их более частое неадаптивное поведение по сравнению со здоровыми людьми получило свое экспериментальное подтверждение. Полученные результаты имеют значение также для проведения тренинговых психокоррекционных групп в целях профилактики неврозов и дезадаптивного поведения у здоровых. Полученные данные по копинг-поведению здоровых людей могут быть использованы при определении групп риска среди лиц, деятельность которых связана со стрессогенными факторами, при разработке для них психогигиенических и психопрофилактических программ.Приложение 1

Больные неврозами чаще использовали конструктивные формы когнитивных стратегий (53%), (неконструктивные — 36% и относительно конструктивные -11%).… В контрольной группе здоровых лиц несколько реже встречались конструктивные… Среди вариантов эмоционального копинга у больных неврозами отмечено преобладание дезадаптивных форм (48%), из которых…

Инструкция испытуемому к методике Э.Хайма

Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом Вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмоционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, который Вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности.

Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго — важна Ваша первая реакция. Будьте внимательны!

Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго -…

Копинг-поведение, определяемое по методике Э.Хайма

 

А

1. “Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности”

2. “Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться”

3. “Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо”

4. “Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния”

5. “Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось”

6. “Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк”

7. “Если что-то случилось, то так угодно Богу”

8. “Я не знаю что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из

этих трудностей”

9. “Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам”

10. “В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными”.

 

Б

1. “Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую”

2. “Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу”

3. ”Я подавляю эмоции в себе”

4. “Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации”

5. “Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне”

6. “Я впадаю в состояние безнадежности”

7. “Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам”

8. “Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным”

 

В

1. “Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях”

2. “Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях”

3. “Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях”

4. “Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)”

5. “Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)”

6. “Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой”

7. “Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей”

8. “Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом”Приложение 3

Варианты копинг-поведения по методике Э. Хайма

А. Когнитивные копинг-стратегии

1. Игнорирование — “Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности”

2. Смирение — “Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться”

3. Диссимуляция — “Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо”

4. Сохранение самообладания — “Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния”

5. Проблемный анализ — “Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось”

6. Относительность — “Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк”

7. Религиозность — “Если что-то случилось, то так угодно Богу”

8. Растерянность — “Я не знаю что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей”

9. Придача смысла — “Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам”

10. Установка собственной ценности — “В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными”.

 

2. Смирение — “Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться” 3. Диссимуляция — “Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном… 4. Сохранение самообладания — “Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не…

Б. Эмоциональные копинг-стратегии

1. Протест — “Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую”

2. Эмоциональная разрядка — “Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу”

3. Подавление эмоций — ”Я подавляю эмоции в себе”

4. Оптимизм — “Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации”

5. Пассивная кооперация — “Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне”

6. Покорность — “Я впадаю в состояние безнадежности”

7. Самообвинение — “Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам”

8. Агрессивность — “Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным”

2. Эмоциональная разрядка — “Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу” 3. Подавление эмоций — ”Я подавляю эмоции в себе” 4. Оптимизм — “Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации”

В. Поведенческие копинг-стратегии

1. Отвлечение — “Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях”

2. Альтруизм — “Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях”

3. Активное избегание — “Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях”

4. Компенсация — “Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)”

5. Конструктивная активность — “Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.).

6. Отступление — “Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой”

7. Сотрудничество — “Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей”

8. Обращение — “Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом”

2. Альтруизм — “Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях” 3. Активное избегание — “Стараюсь не думать, всячески избегаю… 4. Компенсация — “Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и…