61Виды и методы оценки псих готовности к школе

Вопрос 61. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

В ШКОЛЕ

(Гуревич Психологическая диагностика)

Школьное обучение — один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую про­являют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Часть родителей, воспитателей да и самих детей воспринимает этот момент как своеобразный экзамен ре­бенка за весь дошкольный период жизни. Такая оценка события, пожалуй, не лишена смысла, ибо для обучения в школе ребенку понадобится все то, что он приобрел за период дошкольного детст­ва. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школь­ные требования, для этого им необходимо значительное напряже­ние. Поэтому важно заранее, еще до начала школьного обучения, выяснить, насколько психические возможности ребенка соответ­ствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребе­нок готов к школьному обучению, т.е. он готов к преодолению возникающих в учении трудностей.

Разные требования, предъявляемые обучением к психике ре­бенка, определяют структуру психологической готовности; основ­ными ее компонентами являются умственная и личностная готов­ность.

Умственная готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, во­ображения, речи), владение знаниями, умениями и навыками по программе обучения и воспитания в детском саду, сформированность общих интеллектуальных умений.

Сформированность, например, памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произволь­ному запоминанию, хранению и отсроченному воспроизведению информации, владеет навыками опосредствованного запомина­ния. Показателями развития мышления до уровня готовности к школьному обучению является способность ребенка осуществ­лять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обоб­щения в знакомом материале, сформированность наглядно-об­разного мышления до уровня, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения. Указани­ем \на речевую готовность к обучению в школе считают способ­ность понимать обращенную к ребенку речь, иметь определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, уметь четко вос­принимать и произносить речевые звуки.

Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учеб­ной деятельности, развитое познавательное отношение к внешне­му миру, определенный уровень самосознания, коммуникатив­ную зрелость как сформированность средств, навыков и желания общаться, достаточный уровень эмоционального и волевого раз­вития психики ребенка.

14 стр., 6718 слов

Особенности готовности к школьному обучению детей с нарушением речи

... недостаточному уровню сформированности интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. У детей при ... что наибольшее значение для последующего успешного обучения в школе имеет сформированность образного мышления. Уровень развития логического же мышления ребенка на этом этапе еще не гарантирует ...

Мотивационная готовность к школьному обучению обнару­живает себя в том, что ребенок хочет учиться, он понимает и обо­сновывает важность и необходимость учения, ему интересно узна­вать то, чему учат в школе. Эмоциональная готовность проявляет­ся, в частности, в разнообразии переживаний ребенка, в способ­ности правильно реагировать на похвалу и порицание, в умении сдерживать, регулировать проявления своих чувств, в преоблада­нии положительных эмоций. Симптомами волевой готовности яв­ляются: значительная произвольность поведения и психических процессов, то есть способность ребенка управлять ими и контро­лировать их, сформированность воли, позволяющая ребенку вы­полнять данное ему взрослым не очень интересное задание, про­являть упорство, настойчивость при выполнении трудных зада­ний, умение доводить работу до конца.

Как видим, даже в самом первом приближении к рассмотре­нию структуры и содержания психологической готовности видно, что школа предъявляет требования к самым разным психологиче­ским качествам ребенка. Поэтому, естественно, возникает вопрос: соответствует ли ребенок столь многообразным требованиям к нему? Так как психологическая готовность является важной пред­посылкой успешного школьного обучения, то от ее сформирован­ности зависит, как сложится отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его ро­дители и даже незнакомые взрослые. Стойкая неуспешность в на­чале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в свои силы, у него может сложиться заниженная самооценка, могут нарушиться взаимоотношения с родственниками, закономерно воз­никает негативное отношение к учению и стремление избежать Учебной деятельности. Нередко проблемы со школьной успевае­мостью приводят ребенка к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшению здоровья. Понятно, что такое развитие событий неблагоприятно может повлиять на весь период школьного обучения ребенка, отразиться на формировании его личности, на том, как сложится его жизнь после школы.

5 стр., 2496 слов

Лекция 3 адаптация детей в школе социально-психологические критерии адаптации к школе

... и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач (выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды). Психологическая готовность к школе включает в ... состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Высокая или нормальная адаптивность - это ...

Психологическая готовность может появляться в разном возрасте. Поскольку дети имеют разный темп психического развития, то некоторые из них, в силу тех или иных причин, опережают в развитии психики основную массу сверстников, а другие дети от­стают от большинства. Поэтому в результате диагностики психо­логической готовности какая-то часть дошкольников уже в возра­сте 6 лет оказывается вполне готова к обучению в подготовитель­ном классе. Основная часть детей лишь к семи годам обнаружива­ет черты психологической готовности к систематическому усвое­нию школьных знаний и умений. Встречаются и такие дети, кото­рые будут обнаруживать свойства психики дошкольника и после семи лет, и даже в ходе обучения в школе.

Как видим, к школе каждый ребенок приходит со своим, инди­видуальным результатом развития, который должен быть оценен психологом, а полученная информация правильно использована.

Следует сказать, что высокие показатели психологической го­товности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ре­бенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем. К сожалению, иногда получается так, что у этих детей в первые же дни обучения формируется завы­шенная самооценка своих возможностей; ребята начинают отно­ситься к учению легкомысленно, у них не развиваются такие каче­ства личности, как настойчивость, упорство, самокритичность, они теряют интерес к учебе. Постепенно, при возрастании учеб­ных трудностей, у этих детей, как правило, возникают проблемы в обучении и закрепляются не самые благоприятные личностные особенности. Получается, что хороший уровень психического раз­вития, достигнутый ребенком к моменту поступления в школу, не обеспечивает долгосрочных гарантий школьной успешности и столь же высоких темпов развития личности ребенка в школьные годы.

С другой стороны, возможно другое, когда ребенок воспиты­вается в неблагоприятных условиях и к моменту поступления в школу демонстрирует низкие показатели психологической готов­ности. Но в случае, если учителю удается вызвать положительное отношение к учению, то постепенно ребенок включается в учеб­ную деятельность, приучается вначале с помощью учителя, а затем и самостоятельно преодолевать встречающиеся затруднения и восполняет недостатки своего дошкольного развития. В благопри­ятных условиях систематического обучения, при правильной педагогической помощи ребенок может существенно продвинуться в психическом развитии.

12 стр., 5722 слов

Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению

... Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе. Психологическая готовность к школьному обучению — целостное образование, ... ­чески готов к школьному обучению. § 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА Когда дети поступают в школу, они обязательно прохо­дят собеседование, иногда — тестирование. ...

Может показаться, что поскольку диагностика психологиче­ской готовности может дать лишь краткосрочный прогноз школь­ной успеваемости, то она и не очень важна. Это не так. Определе­ние психических возможностей ребенка помогает психологу ре­шать ряд задач, связанных с началом обучения в школе.

  1. Во-первых, это задача определения наиболее благоприятного сро­ка поступления ребенка в школу;
  2. во-вторых, это задача проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, оказавшимися психо­логически неготовыми к школьному обучению;
  3. в-третьих, — это за­дача оказания родителям, воспитателям и учителям консультатив­ной помощи в целенаправленном формировании личности ребенка и нормализации учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее указанные задачи.

Поскольку сегодня есть возможность начать обучение детей с 6 лет в подготовительных классах школы или детского сада, или с 7 лет в обычных первых классах, то психолог, исходя из результатов определения психологической готовности, может сделать вывод о том, готов ли ребенок к обучению с 6 лет или ему целесообразно пойти в школу после 7. Обычно в подготовительные классы на­правляют детей, которые по своим психологическим показателям вполне готовы к обучению уже в возрасте 6 лет. Если вовремя не начать обучать такого ребенка, то это затормаживает его развитие. Часто эти дети самостоятельно овладевают счетом, чтением, пись­мом и затем «скучают» в школе, обучение в первом классе не ока­зывает на них необходимого развивающего воздействия. Но ино­гда целесообразно даже не очень психологически готового к обу­чению ребенка рекомендовать в подготовительный класс, если есть уверенность, что щадящий режим обучения в этом классе ока­жет более благоприятное воздействие на психическое развитие ре­бенка, чем его воспитание дома или обучение в группе детского сада.

3 стр., 1452 слов

О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене

О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене А.В.Басов, Л.Ф.Тихомирова Сельская школа во все времена привлекала к себе пристальное внимание как теоретиков, так и практиков, занимающихся проблемами сельского образования. Проблемы сельского образования, связанные с особенностями образа жизни, сегодня в значительной мере осложнены складывающейся социально-экономической ситуацией. ...

В результате диагностики психологической готовности, как правило, обнаруживаются неготовые к обучению дети. Наблюде­ния показывают, что если к 6 годам у ребенка не формируются предпосылки готовности к обучению, то и к 7 годам ребенок при­ходит в школу и начинает учиться, являясь фактически неготовым к систематическому обучению. Следовательно, необходимо еще до поступления в школу активизировать психическое развитие ре­бенка и формировать предпосылки готовности к школьному обу­чению. Конечно, одному психологу такая работа может оказаться не под силу. Но то, что не смогли сделать родители и воспитатели отдельно от психолога, они смогут сделать, объединив свои уси­лия. А результаты диагностики психологической готовности по­могут определить наиболее несформированные стороны психики ребенка.

Для психологически неготовых к обучению в школе детей не­обходимо организовать специальные индивидуальные или груп­повые занятия, на которых в игровой форме развивать внимание и память, мышление и речь. Важно сформировать у ребенка поло­жительное отношение к школе, снять имеющий иногда место страх перед ней. Это можно сделать на экскурсии по школе, во время которой познакомить ребят с их будущими учителями. Очень полезно поиграть с ребенком «в школу», чтобы он сам мог попробовать себя в роли учителя и ученика. Необходимая для обу­чения произвольность поведения может быть сформирована как на занятиях с воспитателем, в играх по правилам, так и при выпол­нении несложных домашних обязанностей — ухаживании за цве­тами, покупке продуктов, уборке квартиры и т.п. Некоторую рабо­ту по исправлению и развитию речи ребенка может провести лого­пед.

У детей, не имеющих грубых форм неготовности, уже за один два месяца целенаправленной работы может сформировать­ся психологическая готовность. В случае с более сложными и стойкими явлениями психологической неготовности, возможно, потребуется отложить на год поступление ребенка в школу и про­водить с ним развивающую работу в течение нескольких месяцев.

26 стр., 12788 слов

Социально-психологические факторы развития предпринимательской активности

Содержание Введение 1. Теоретические основы изучения проблемы социально-психологических факторов предпринимательской активности 1.1 Сущность понятий предпринимательской активности и предпринимательской деятельности в отечественной и зарубежной психологии 1.2 Социально-психологические факторы предпринимательской активности в зарубежных и отечественных исследованиях 1.3 Социально-психологические ...

Специфической формой психологического консультирования является работа с учителем. Задача психолога состоит в том, чтобы заранее, желательно еще до начала учебного года, познакомить учителя с результатами психологического изучения детей — буду­щих первоклассников. Особое внимание следует обратить на слу­чаи психологической неготовности, так как именно они вызывают у учителей наибольшие затруднения. Учитель должен достаточно хорошо представлять себе, с какими учениками он имеет дело для того, чтобы самостоятельно или с помощью психолога выбрать тактику общения и обучения. При обучении психологически него­товых к школе детей целесообразно на первых порах отказаться от неудовлетворительных отметок, не скупиться на похвалу в адрес старающихся учеников, специально создавать ситуации успеха ре­бенка в учении, активно использовать игровые приемы и методы, чаще переключать внимание и деятельность детей, давать им боль­ше возможности двигаться в ходе урока, индивидуально объяснять и помогать в выполнении учебных заданий и так далее.

Соответствующая консультативно-профилактическая работа проводится и с воспитателями школы, и, главное, с родителями.

Обычно диагностика психологической готовности проводится психологом в весенне-летний период, непосредственно предше­ствующий поступлению ребенка в школу. Существуют самые раз­ные варианты организации этой работы, однако лучше, если детей диагностируют не в школе, а в привычных для них условиях дет­ского сада, создавая непринужденную обстановку и используя иг­ровые приемы и методы обследования. Положительной является попытка психолога диагностировать ребенка в присутствии роди­телей, что особенно важно при необходимости показать родите­лям имеющиеся у ребенка трудности выполнения заданий. Но в этом случае важно проинструктировать родителей и расположить их в комнате так, чтобы они минимально влияли на поведение ре­бенка, например, посадив их за его спиной.

10 стр., 4541 слов

Психологическое развитие детей с аутизмом

... устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек. Психологическое развитие детей с аутизмом Младенчество. Развитие ранних статистических и двигательных функций происходит ... во-вторых – готовность к событиям, упреждение в поведении. Наконец, третья функция антиципации – коммуникативная – обеспечивает возможность нормального общения. Развитие антиципации в ...

Более надежные и убедительные результаты психологической готовности могут быть получены, если психолог встретится с ре­бенком не один раз и если он не ограничится беседами и экспери­ментами с ребенком, но и поговорит с врачами, родителями, вос­питателями о своеобразии развития ребенка, особенностях его здоровья, характере проводимой с ребенком работы по подготовке к обучению в школе, условиях семейного воспитания и тому по­добное.

Дополнительная информация поможет психологу прави­льнее понять результаты диагностики психологической готовно­сти.

Выбор варианта организации диагностики психологической готовности определяется психологом, исходя из конкретных усло­вий работы: количества времени, возраста детей, задач, которые нужно решить с помощью диагностики, количества и характера используемых психодиагностических методов.

От того, какими методами воспользуется психолог, в значите­льный мере зависят и полученные им результаты. В настоящее время для диагностики психологической готовности методики объединяют в блоки, батареи или исследовательские программы, руководствуясь необходимостью изучения разных психологиче­ских качеств. Но, поскольку взгляды психологов на структуру и содержание психологической готовности оказываются различны­ми, то различными являются и предлагаемые ими программы изу­чения готовности к обучению.

В настоящее время существует большое количество диагности­ческих программ, которые можно с определенной долей условно­сти разделить на три группы:

1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;

2) программы, диагностирующие формирование предпосылок овладения учебной деятельностью;

3) смешанные про­граммы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

К первой группе можно в первую очередь отнести Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Он направлен на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторной координа­ции, уровня развития тонкой моторики руки. Его классический вариант состоит из трех заданий. Первое — рисование по памяти мужской фигуры; второе — срисовывание письменных букв; третье — срисовывание группы точек. Методика стандартизирова­на; результат выполнения каждого задания оценивается по пяти­балльной системе (1 — высший балл, 5 — низший балл).

Итоговая оценка получается путем сложения оценок всех трех заданий. Раз­витие детей, получивших в итоге от 3 до 6 баллов, рассматривается как высокое, выше среднего; от 7 до 11 — как нормальное, среднее; от 12 до 15 — ниже нормы.

Я. Йирасек исследовал связь успешности выполнения этого теста и успеваемости в школе. Оказалось, что дети, хорошо спра­вившиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но пло­хой результат в тесте еще не означает, что ребенок не может хоро­шо учиться. Поэтому Я.Йирасек предлагает свой тест для выявле­ния школьной зрелости, но его показатели нельзя использовать как основу для вывода о школьной незрелости (неготовности к школе).

Отчасти это объясняется недостаточностью информации о психическом развитии ребенка, которую предоставляет этот тест. Так, он не оценивает такие важные аспекты психического развития, как интеллектуальное и речевое. По этой причине позд­нее Йирасек ввел в тест вербальную часть, позволяющую оцени­вать информированность, понятливость, умение рассуждать, зна­ние некоторых общественных норм.

Другой пример функционального подхода к диагностике школь­ной зрелости представляет программа X. Бройер и М. Войффен (1986).

Она целиком сконцентрирована на оценке речевого разви­тия детей. Эта программа состоит из двух методик: «Проверка спо­собности к дифференциации» и «Краткий метод проверки уровня развития устной речи». Первая из этих методик диагностирует раз­витие разных типов дифференциации (зрительной, фонематиче­ской, речедвигательной, мелодической и ритмической), являю­щихся предпосылками развития устной и письменной речи. Вто­рая методика позволяет оценить артикуляцию, словарный запас, речевую память и понимание речи.

Программа диагностики речевого развития X. Бройер и М. Войффен ориентирована на выделение тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития. Поэтому она прово­дится дважды: первый раз примерно за год до поступления ребенка в школу, второй раз — незадолго до поступления. После первого диагностирования выявляются дети, нуждающиеся в целенаправ­ленной развивающей работе. Второе диагностирование предназ­начено установить, насколько успешным было использование коррекционно-развивающих программ.

Недостатком этой программы, как и программы Керна-Йирасека, является ее односторонний характер. Хотя речевая функция чрезвычайно важна для успешного школьного обучения, все же ее диагностика недостаточна для прогноза учебной деятельности школьника

Диагностические методы, определяющие сформированностъ пси­хологических предпосылок к обучению, основываются на сформулиро­ванных Д.Б. Элькониным положениях о том, что в переходном возра­сте (от дошкольного к младшему школьному) следует оценивать как сформированностъ новообразований предыдущего возрастного этапа (развитие игровой деятельности, наглядно-образного мышления), так и появление симптомов, характеризующих наступление нового переходного периода — учебной мотивации, развитие самоконтроля и других.

Предметом диагностики являются уже не отдельные пси­хические функции (восприятие, моторика, речь), а отдельные эле­менты учебной деятельности.

Среди методик, диагностирующих сформированность предпосы­лок овладения учебной деятельностью, нужно отметить «Узор» Л.И. Цеханской (1988), «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (1988), «Рисование по точкам» А.Л. Венгера (1981).

Все эти методи­ки направлены на изучение сформированности у ребенка умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия. Такое умение является важнейшим среди учеб­ных умений и навыков. «Узор» и « Графический диктант» оценива­ют также умение внимательно слушать указания взрослого, а «Ри­сование по точкам» и «Графический диктант» — ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.

Материалом методики «Узор» служат геометрические фигурки, Расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, Нижний из квадратов, средний из кружков. Квадраты находятся Точно под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Перед ребенком ставится задача рисовать узор, следуя правилу: соединять треугольники и квадраты через кружки. При этом он Должен слушать устные указания экспериментатора, определяющие, какие фигурки и в каком порядке следует соединять.

Методика «Графический диктант» проводится так: ребенку вы дают тетрадный лист в клетку, на котором с левой стороны ставится три точки одна под другой (расстояние между ними по вертика­ли — 7 клеток).

С этих точек начинается рисование узора под дик­товку экспериментатора, который сообщает, на сколько клеточек и в каком направлении следует провести линию. Для этой методи­ки определены показатели высокого, среднего, низкого уровней выполнения. В методике «Рисование по точкам» требуется воспро­изводить фигуры-образцы, соединяя нанесенные на листе точки линиями, следуя заданному правилу (не проводить линию между двумя одинаковыми «точками»).

«Точки» представляют собой крестики, кружочки и треугольники, а образцами служат неправи­льные треугольники, ромб, неправильная трапеция, квадрат и четырехлучевая звезда. Нормы по методике не приведены.

Три вышеописанные методики очень популярны среди психо­логов, но они оценивают лишь один из аспектов деятельности — ее произвольность. Поэтому информация, получаемая с помощью этих методик, должна дополняться сведениями, полученными другими методиками. Группа психологов под руководством A.Венгера подготовила диагностическую программу, в которую наряду с методиками «Графический диктант» и «Образец и правило (срисовы­вание точек)» вошли методики, диагностирующие вербальное и на­глядно-образное мышление, речевое развитие, отношение к школе, информированность, развитие движений (Готовность детей к шко­ле.

Диагностика психического развития и коррекция его неблаго­приятных вариантов, 1989).

На наш взгляд, диагностическая про­грамма А.Л. Венгера, Е.А.Бугрименко и других стала отличаться избыточностью информации, перенасыщенностью разнообразными методиками, объединенными идеей «узнать понемногу обо всем». Представляется, что нарушен принцип разумной достаточности оценивания самых важных, определяющих будущую учебную дея­тельность моментов психического развития.

Еще одна диагностическая программа, о которой следует упо­мянуть, разработана эстонским психологом П.Я. Кеэсом (1983).

Она состоит из 5 тестов, диагностирующих внимание, память, пред­ставления, наглядно-образное мышление. Задания всех субтестов выполнены в графической форме. Данные о валидности и крите­риях психологической готовности к школе по этому тесту не при­ведены. Кроме того, следует обратить внимание на то, что в этом тесте не оцениваются такие важные стороны психического разви­тия, как вербальное и речевое, не анализируются мотивация и произвольность. В то же время диагностируются память и внима­ние, в отношении которых известно, что при отсутствии органиче­ских поражений нервной системы уровень развития этих психиче­ских функций находится в пределах нормы.

Автор еще одной методики определения готовности к школьному обучению М.Н. Костикова считает, что наиболее прогностичным будет такое обследование ребенка, которое позволит получить ин­формацию о процессе решения диагностических заданий и о тех видах помощи, которые необходимы для успешного их выполнения. Особое внимание при этом обращается на анализ затруднений, испытыва­емых детьми (остановки в выполнении заданий, неправильные ре­шения, превышение среднего временного показателя).

При воз­никших у ребенка затруднениях ребенку оказывается индивидуа­льная помощь в таком объеме и такого количества, которые необ­ходимы ему для преодоления затруднений.

М.Н. Костикова выделяет 5 видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. Стимулирующая помощь заключается в воздействии психолога, направленном на активизацию собственных возмож­ностей ребенка для преодоления затруднений. Эмоционально-ре­гулирующая помощь представляет собой оценочные суждения психолога, выражающие одобрение или порицание действий ре­бенка. Направляющая помощь состоит в такой организации умст­венной деятельности ребенка, когда экспериментатор направляет его ориентировку в задании, но не вмешивается в сам процесс ре­шения. При организующей помощи исполнительская часть умст­венной деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль — психологом. Обучающая помощь оказывается в тех случаях, когда все другие виды помощи неэффективны, и требует­ся обучение ребенка новому для него виду деятельности.

Основной недостаток разработанной М.Н. Костиковой мето­дики состоит в ее трудоемкости, громоздкости, недостаточной стандартизации, что усложняет процедуру эксперимента И требует от психолога высокого профессионализма и специальной обученности.

Наиболее удачной в отношении практического использования нам представляется методика диагностики психологической готовно­сти к школьному обучению Н.И. Гуткиной. Ее достоинства заключа­ются в том, что при своей компактности она позволяет оценить са­мые важные компоненты психологической готовности. Отбор во­шедших в эту методику заданий теоретически обоснован, вследст­вие чего характеристика психологической готовности отличается разумной необходимостью и достаточностью.

Эта диагностическая программа состоит из 4 частей, оценива­ющих мотивационно-потребностную, интеллектуальную, рече­вую и произвольную сферы развития детей.

Для исследования аффективно-потребностной сферы приме­няются экспериментальная беседа по выявлению «внутренней по­зиции школьника» и методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов. Она состоит в следующем. Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обыч­ные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзыва­ет его к себе и предлагает ему послушать сказку, интересную для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испы­туемого, что ему в данный момент больше хочется — поиграть с иг­рушками или дослушать сказку до конца. Дети с выраженным по­знавательным интересом предпочитают послушать сказку, а дети с игровыми интересами — поиграть с игрушками.

Для диагностики интеллектуальной сферы применяется методи­ка «Сапожки», позволяющая исследовать обучаемость детей, а также особенности и уровень развития обобщения. В качестве эк­спериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака — сапожек на ногах. Есть сапожки — картинка обозначается «1» (едини­цей), нет сапожек — «О» (нулем).

Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правила кодирова­ния; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. По­мимо таблицы с цветными картинками, в эксперименте использу­ется белый лист бумаги с изображениями геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.

Экспериментатор анализирует характер допускаемых ребен­ком ошибок, имеет право задавать ему наводящие вопросы (чтобы выяснить, сможет ли он решить задачу с помощью взрослого), а также вопросы, позволяющие уточнить характер обобщений (эм­пирическое или теоретическое).

Методика не имеет нормативных показателей, ее результаты подвергаются качественному анализу.

61Виды и методы оценки псих готовности к школе — Стр 2

Для оценки интеллектуального компонента психологической го­товности используется и еще одна методика «Последовательность событий». В качестве экспериментального материала в ней испо­льзуются 3 сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сю­жет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Выполнить это задание можно при на­личии достаточного уровня логического мышления. Кроме того, эта методика диагностирует речевой компонент психологической готовности, так как составление рассказа по картинкам позволяет оценить, свободно ли ребенок владеет языком, есть ли у него повествовательная речь, каков его словарный запас.

Речевое развитие характеризуется также уровнем фонематиче­ского слуха (умением на слух выделять в слове различные звуки).

Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит и пишет слова, поэтому так важна диагностика фоне­матического слуха. С этой целью используется методика «Звуко­вые прытки». Экспериментатор рассказывает ребенку, что все сло­ва состоят из звуков, которые мы произносим, для примера произ­носит несколько гласных и согласных звуков. Затем ему предлага­ют поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предла­гается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с».

Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо; если допущена одна ошибка — за­дание выполнено средне; если ошибок более одной — задание вы­полнено плохо.

Для диагностики произвольной сферы Н.И. Гуткина использует две методики — «Домик» и «Да и нет». Методика «Домик» представ­ляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей до­мик, отдельные детали которых составлены из элементов пропис­ных букв. Задание выявляет умение ребенка скопировать образец, что зависит от развития произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Анализ допущенных оши­бок в рисунке позволяет оценить вышеперечисленные психиче­ские характеристики.

Методика «Да и нет» применяется для исследования умения действовать по правилу, и является модификацией известной дет­ской игры «Да и нет, не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ребенку задаются вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет», но произнесение этих слов считается ошибкой. Задание считается выполненным на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки; если допущена одна ошибка — это средний уро­вень, более одной ошибки — плохой уровень выполнения.

Методика Н.И. Гуткиной проверена на валидность и имеет хо­рошие прогностические показатели. Некоторое неудобство этой методики определяется отсутствием для многих заданий количественных показателей и нормативных границ. На основе этой ме­тодики Н.И. Гуткина разработала систему коррекционно-развивающих игр, позволяющую сформировать психологическую го­товность детей к школе.

Заканчивая обсуждение диагностических методик, определя­ющих психологическую готовность к школьному обучению, еще раз подчеркнем, что их использование позволит выявить особен­ности психического развития ребенка, а это первый шаг на пути создания условий оптимизации периода школьной адаптации первоклассников и предотвращение неуспеваемости.