ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КИКБОКСЕРОВ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………… ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 1.1 Характеристика силовых способностей…………………………………… 1.2 Физиологические и анатомические особенности проявления силовых способностей…………………………………………………………… 1.3 Методики развития силовых способностей…………………………………………………..…………….. 1.4 Особенности развития силовых способностей у детей …………. 1.5 Специфика проявления силовых способностей в кикбоксинге………………………………………………………………….. ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В КЛУБЕ«РОВЕСТНИК» (Г. СИБАЙ) 2.1. Организация исследования……………………………………………………. 2.2. Методы исследования…………………………………………………………… 2.3. Результаты исследований………………………………………………………. 2.4. Рекомендации по развитию силовых способносткй кикбоксеров ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 3 11 18 27 27 37 47 48 50 54 56 63 66

ВВЕДЕНИЕ

Кикбоксинг (бокс с ударами ногами), представляет собой синтез классического английского бокса и японского каратэ. Этот вид единоборств зародился в середине 70-х годов, практически одновременно в США и Западной Европе. В России кикбоксинг является относительно молодым видом спортивных единоборств и пока еще не имеет своей традиционной школы обучения и методики совершенствования технико — тактического мастерства. Соревнования в кикбоксинге проводятся по четырем версиям: с ограниченным контактом (семи — контакт), легким контактом (лайт — контакт), полным контактом (фул — контакт) и в вольном стиле (фри — стайл).

Классифицируются данные версии по боевым двигательным возможностям, которые определяются правилами соревнований. Базовая техника кикбоксинга одинакова для всех его дисциплин.

8 стр., 3953 слов

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

... психофизические особенности детей младшего школьного возраста. 2. определить сенситивные периоды для развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста. 3. определить цели и задачи развития силовых способностей у ... предъявляет более высокие требования к способности включаться в коллективные интересы и подчиняться им. Стремление детей к социальным контактам усиливается, хотя они далеко ...

Современный кикбоксинг это высокотехничный вид единоборств, в котором гармонично сочетаются такие физические качества, как ловкость, сила, гибкость, быстрота, выносливость, по мере развития которых кикбоксер учится наносить мощные, сокрушительные удары, а также защищаться от них. Кикбоксинг становится все более скоростным. Подготовка и проведение результативных атак ногами и руками в равной степени обеспечивает преимущество над соперником. Но, как известно, удар ногой по силе превосходит удары руками, но уступает в скорости. Осознавая высокую ценность боевого потенциала ног, мы воспользовались методом педагогического наблюдения и в результате выявили, что удары ногами у юных кикбоксеров на протяжении одного боя (3 раунда по 1,5 минуты, минута отдыха между раундами) составляют всего 31 %, а остальные 69 % это удары руками. На основании проведенного наблюдения мы сделали предположение о недостаточном развитии силовых способностей юных кикбоксеров. Причины этого недостатка, вероятно, следует искать в методике тренировки.

Объект исследования: силовые способности юных кикбоксеров.

Предмет исследования: методика развития силовых способностей юных кикбоксеров.

Цель работы: разработать методику развития силовых способностей юных кикбоксеров и проверить ее эффективность.

Задачи исследования:

1 Рассмотреть физиологические и анатомические особенности проявления силовых способностей

2 Проанализировать методики развития силовых способностей.

3 Разработать методику развития силовых способностей юных кикбоксеров.

4 Определить эффективность разработанной методики.

Гипотеза: предполагается, что при разделении целостного двигательного действия на отдельные фазы, развитие силовых способностей юных кикбоксеров будет проходить эффективнее, чем по традиционной методике.

Методы исследования:

1) Изучение и анализ литературных источников

2) Математическая обработка данных

3) Контрольные испытания

4) Педагогический эксперимент

5) Педагогическое наблюдение.

Этапы исследования:

1 Анализ психолого-педагогической литературы и опыта тренировочного процесса боксеров (12.09.2015 -12.11.2016);

2 Экспериментальная работа (13.11.2016 — 12.03.2016)

3 Подведение итогов экспериментальной работы (13.03.2016 — 12.04.2016)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1 Характеристика силовых способностей

Человеческая деятельность (труд, спорт, общение, эмоции и т.п.) прояв­ляется в виде движений. Потребность в движении сложилась в ходе эволюци­онного развития человека. Выполняя те или иные двигательные действия, он проявляет в них свои способности, отличающиеся качественным своеобрази­ем. Так, характеризуя отдельные способности человека, говорят, он сильный, ловкий, выносливый и т.п. По существу, в этих характеристиках проявляются физические способности, которые в научной и методической литературе часто называют физическими качествами [1].

Реализация физических способностей в двигательных действиях выра­жает характер и уровень развития функциональных возможностей конкретных органов и систем организма человека. Следовательно, отдельно взятая физи­ческая способность не может выразить в полном объеме соответствующее фи­зическое качество. Относительно постоянная совокупность двигательных способностей, определяющих решение двигательной задачи, определяет то или иное качество.

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

... и выбора эффективных средств и мето­дов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека   В литературе можно встретить различные мнения по поводу фак­торов, ... ли оправдано отдавать предпочтение какому-либо фактору. Вероятно, в полной мере развитие силовых способностей и специфичность тренировочных эффектов, достигаемых разными методами тренировки, может быть ...

У каждого человека физические способности развиты индивидуально. В основе неодинакового развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) задатков:

1. анатомо-морфологические особенности нервной системы;

2. физиологические особенности;

3. биологические;

4. телесные;

5. генные;

6. психологические.

В процессе жизнедеятельности задатки, совершенствуясь на основе приспособительных изменений организма, перерастают в соответствующие способности.

Физические способности — это комплекс морфологических и психофи­зиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Врожденные особенности определяются соответствующими задатками, приобретенные — социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать раз­ные способности [2].

Принято различать пять основных физических способностей: силовые, скоростные, координационные способности, выносливость и гибкость.

Так как проявление физических способностей зависит как от биологи­ческих, так и психических процессов, используются термины «двигательные» и «психомоторные» способности. Эти термины конкретизируют приоритет­ную роль биологических или психических процессов в структуре двигательно­го действия.

Развитие способностей происходит под действием двух факторов: на­следственной программы индивидуального развития организма и социально- экологической его адаптации. Последний фактор создает объективные условия для организации направленного изменения функциональных свойств органов и систем организма, следовательно, целевого управления развитием физиче­ских способностей [3].

Двигательные действия вызывают функциональную активность соответ­ствующих органов и структур. Закрепляясь количественными и качественны­ми перестройками в организме, функциональная активность в свою очередь находит выражение в том же самом или ином двигательном действии человека [4].

Под физическим качеством силы понимается — совокупность психофи­зиологических, нейрогуморальных процессов организма человека, позволяю­щих активно преодолевать внешние сопротивления и противодействовать внешним силам. Если это достигается человеком посредством мышечных на­пряжений, то можно говорить что это мышечная сила. Качество силы характе­ризуется силой действия, которая является результатом взаимодействия сил тяги мышц, образующихся вследствие функциональной активности мышеч­ных структур [5].

Силовые способности выражаются мышечными напряжениями, которые проявляются в динамическом и статическом режимах работы.

Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также удержание какого-либо груза обозначается как статическая работа (статическое усилие).

11 стр., 5089 слов

Методика развития координационных способностей Курсовая работа

... напряженности (скованности). [2] Цель работы - изучить методику развития координационных способностей и экспериментально проверить эффективность использования ... при­сущи человеческому телу. 3. Упругая податливость мышц В физиологическом плане включение понятия «избыточные ... К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов, индивидуальные варианты ...

Внешняя работа при этом отсутству­ет, так как в механике работа измеряется произведением силы на путь, а при статической работе, происходящей в изометрическом режиме деятельности мышц, путь равен нулю. Но при статической работе мышца расходует энер­гию, которая тратится на поддержание напряжения мышцы.

Для большинства видов мышечной деятельности характерен динамиче­ский (ауксотонический) режим работы, в котором сочетаются и сокращение и напряжение. В данном виде работы мышечная сила приводит в движение час­ти человеческого тела [6].

Динамический режим работы, характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно силовым способностям. Статический режим постоянством длины мышц при напряжении и является главной для си­ловых способностей.

В зависимости от содержания двигательного действия активность мышц проявляется в режимах:

1. Преодолевающий — при уменьшении своей длины (миометрический или изокинетический).

2. Уступающий — при удлинении мышц (плиометрический).

3. Удерживающий — без изменения длины (изометрический).

4. Смешанный — изменение длины и напряжения (ауксотонический).

Первые два режима характерны для динамической работы, третий — для статической работы, четвертый — для статодинамической работы мышц.

В любом режиме работы мышц, сила может быть проявлена, как мед­ленно, так и быстро [7].

Собственно-силовые способности проявляются в условиях статического режима и медленных движений, например, при удержании предельных отяго­щений с максимальным напряжением мышц или при перемещении предметов большой массы.

Для оценки степени развития собственно-силовых способностей разли­чают абсолютную и относительную силу действия человека [8].

Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышеч­ных напряжений без учета массы тела человека, Относительная сила — отно­шением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящейся на 1 кг собственного веса тела.

У людей, имеющих примерно одинаковый уровень тренированности, повышение массы тела ведет к увеличению абсолютной силы, но при этом ве­личина относительной силы снижается. Выделение абсолютной и относитель­ной силы действия имеет большое практическое значение. Так, достижения спортсменов самых тяжелых весовых категорий в тяжелой атлетике, спортив­ных единоборствах, а также при метаниях спортивных снарядов определяют­ся, прежде всего, уровнем развития абсолютной силы. В видах деятельности с большим количеством перемещений тела в пространстве (например, в гимна­стике) или имеющих ограничения массы тела (например, весовые категории в борьбе) успешность во многом будет зависеть от развития относительной си­лы [9].

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолют­ной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (трени­ровка, регулярные занятия и др.).

В то же время показатели относительной си­лы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа [10].

Силовые способности проявляются в двигательных действи­ях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания сна­рядов и т.п.).

7 стр., 3285 слов

Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического ...

... психологии дана в работах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Цель данной работы – изучить критику факторного подхода к проблеме движущих сил психического развития ребенка. Для достижения ... зародыша. Преформизм — один из видов нативизма в понимании движущих сил психического развития ребенка. Развитие же понималось как генетически запрограммированный процесс развертывания этих переформированных ...

При этом, чем выше внешнее отягощение, (например, при толка­нии ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем боль­шую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.

Важной разновидностью силовых способностей является — взрывная сила. Взрывная сила — это проявление значительной величины силы в максимально короткое время. Основная особенность быстрота развития больших величин силы практически от нуля (например, при старте в сприн­терском беге, в прыжках, метаниях и т.д.) [11].

Уровень развития взрывной силы можно оценить с помощью скоростно- силового индекса, который вычисляется по формуле:

J = F max /t max (1)

J — силовой индекс;

F max — максимальное значение силы, показанной в данном движении;

t max — время достижения максимальной силы.

В физическом смысле сила и скорость, связаны как причина и следствие. Механически скорость перемещаемого тела зависит только от полного им­пульса силы. Мышцы, тренируемые к проявлению быстрой силы — дадут низ­кий эффект там, где требуются значительные, но медленные силовые проявле­ния или выносливость и наоборот [12].

Силовая выносливость, как вид силовых способностей, проявляется в действиях, требующих продолжительного по времени и относительно высоко­го по уровню, мышечного напряжения. В зависимости от режима работы мышц говорят о статической и динамической силовой выносливости, статиче­ская — связана с удержанием рабочего напряжения в определенной позе, а ди­намическая — характерна для циклической и ациклической деятельности. При­мером первой может быть длительное удержание гантелей на вытянутых ру­ках и сохранение равновесия в положении «ласточка». В качестве примера второй — многочисленные отжимания в упоре лежа или приседания со штан­гой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей зани­мающегося и др.

Силовая ловкость — способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешан­ных режимов работы мышц. Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные си­туации деятельности (регби, борьба, хоккей) [13].

Силовые способности характеризуются [14] непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.).

При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К силовым способностям относят:

1) быструю силу;

2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте и беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

5 стр., 2337 слов

Развитие способностей, одаренности и таланта

... деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти ... организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. ...

Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются силовым индексом I в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму:

, (2)

где Fmax — максимальная сила, проявляемая в конкретном упражнении;

tmax — максимальное время к моменту достижения максимальной силы.

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой [4]. Стартовая сила — это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила- способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Методика воспитания силовых способностей с использованием непредельных отягощений в упражнениях выполняемых в максимально возможном быстром темпе. Сущность этой методики [15] заключается в создании работы максимальной мощности посредством непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых с максимально возможной для этих условий скоростью. Непредельное отягощение берется порядка от 30 до 60% от максимального. Число повторений от 6 до 10 в зависимости от веса отягощения, интервалы отдыха между подходами 3-4 минуты. При развитии быстрой силы режим работы мышц в применяемых упражнениях должен соответствовать специфике соревновательного упражнения.

Быстрая сила совершенствуется с помощью искусственных затруднений непосредственно в специализированных движениях. Небольшие отягощения, применяемые гимнастами, легкоатлетами, боксерами и т.д., дают положительный эффект в развитии быстрой силы. Нужно помнить, что в каждом конкретном случае необходимо творчески подходить к подбору оптимального отягощения, темпа и длительности работы, только в том случае можно ожидать положительных результатов от выполнения таких упражнений.

1.2 Физиологические и анатомические особенности проявления силовых способностей

С физиологической точки зрения силовые способности относятся к способностям, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счет повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения [16].

Высокий уровень развития силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени [17].

Силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты. Данные врачебных наблюдений также подтверждают эффективность приспособления юного организма к кратковременным усилиям силового характера. Например, Мотылянская Р.Е. [18] отмечает, что для морфологического и функционального укрепления организма силовая подготовка может являться мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития юного спортсмена, улучшения его функциональных возможностей.

Выявление закономерностей развития скоростно — силовых способностей в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Рядом исследователей установлено, что развитие силовых качеств целесообразно начинать в детском и подростковом возрасте [19]; [20].

21 стр., 10036 слов

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ...

... влияние целенаправленного включения в физкультурно-оздоровительную работу упражнений с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего ... в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. Психофизические качества имеют большое значение ... нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц. В ходьбе наблюдается координация движений рук и ...

Вайшвила Ч.А. [21] выявил прямую взаимосвязь у мальчиков 11-14 лет между результатом в беге на 60 м и в прыжке в длину с места, результатом в беге на 60 м и в прыжке в высоту с места. Как показал анализ литературных источников, определение возрастных периодов, когда развитие скоростно — силовых способностей протекает более замедленно — актуальный вопрос, от правильного решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки в различных видах спорта.

Возрастная динамика развития силовых качеств у школьников была прослежена в работе Гончарова Н.Н. [22]. В его диссертации были приведены данные, характеризующие уровень развития силовых качеств у детей различного возраста. Автор наблюдал резкое повышение этого уровня в 12-15 лет.

Филатов С.И. [23] исследовал прыгучесть у 800 мальчиков и девочек, от 8 до 15 лет (по методу В.М. Абалакова).

Собранный им материал свидетельствует об увеличении прыгучести с возрастом и неравномерности этого увеличения. У мальчиков от 8 до 10 лет годовой прирост прыгучести равен в среднем 2 см, а в период от 10 до 13 лет — 4,3 см (это период наиболее выраженного роста прыгучести).

В 13 лет рост прыгучести приостанавливается. Также исследованиями установлено, что у лиц мужского пола возрастное совершенствование, прыгучести происходит до 20 лет, у лиц женского пола — до 16 лет. Автор доказал, что в пределах одной возрастно-половой группы на уровень развития прыгучести не оказывает влияния ни рост, ни вес, ни длина ног испытуемых.

По данным Денисюка Л.О. [24] темп развития силовых качеств (по результату прыжка в высоту с места) колеблется в период с 8 до 12 лет. С 13 лет уровень развития силовых качеств постоянно растет, достигая наибольшей величины к 14-15 годам. В последующие годы абсолютный прирост силовых качеств уменьшается. Прирост силовых качеств у девочек характеризуется незначительными колебаниями в возрасте 8-15 лет. Самая высокая величина прироста наблюдается в возрасте 10 лет, самая низкая — в 18-19 лет.

Волчецкий Э.И. [25] считает, что можно использовать упражнения, направленные на развитие прыгучести у школьников в начальной школе.

Исследования Бафталовского Д.И. [26] показали, что у гимнастов 10-12 лет, в программу занятий которых были включены упражнения силового характера, значительно улучшились показатели физической и технической подготовленности. По данным Федорова О.В. [27] при подготовке юных прыгунов и метателей целесообразно не менее 50% времени на занятиях отводить упражнениям силового характера.

Важное значение в развитии силовых способностей имеет формирование двигательного навыка. Некоторые исследования рассматривают двигательный навык как автоматизацию двигательного процесса, компонентов движения и частичной автоматизации двигательных операций. В то же время многие исследования указывают, что в проблеме навыков должны быть критически пересмотрены существующие понятия о навыке, как об автоматизации двигательной деятельности. Эти исследования рассматривают двигательный навык, как действие, доведенное до высокой степени совершенствования, сознательно управляемое и контролируемое. В качестве примера можно процитировать Зациорского В.М., [28] отметившего, что в итоге отработанного упражнения «волевые усилия должны быть направлены не на способ выполнения, а на его скорость».

13 стр., 6074 слов

Методика развития силовых способностей у детей 14-16 лет

... смешанных режимов работы мышц» (Ж.К. Холодов, 1981). В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей ... физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость) [9]. Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, ...

Как отмечал Бернштейн Н.А. [29] в своей статье: «…многие исследования в различных областях человеческой деятельности показали, что для улучшения выработки определенных и специфических навыков существуют огромные резервы в области сенсорных, моторных и умственных возможностей человека… Вместе с тем, высокий уровень спортивного мастерства повышает растущие требования к сенсорным, моторным и психическим функциям спортсменов».

Как пишут в своей книге Забулика М.Е. и Разумовский Е.А. «Будь сильным, ловким, выносливым» [30]: «Сила представляет собой наиболее важное и универсальное физическое качество, которое во многом предопределяет или накладывает глубокий отпечаток на проявление остальных двигательных способностей человека». Авторы называют следующие режимы мышечной работы:

— статический — когда длина мышц не изменяется (при удержании различных поз);

— преодолевающий, когда уменьшается длина мышц, без изменения напряжения (при сокращении мышц в циклических и баллистических движениях);

— уступающий, когда удлиняются мышцы во время их растягивания (при движениях, связанных с замахами, приседаниями, предшествующими сокращению мышц при метании, отталкивании).

Также в большинстве литературных источников выделяют ряд факторов, влияющих на проявление силовых способностей:

— время двигательной реакции (промежуток времени от восприятия раздражителя до начала ответного действия);

— время выполнения одиночного движения (скорость этого движения);

— частоту локальных сокращений мышц (или темп движений);

— способность к ускорению.

Для предупреждения скоростного барьера рекомендуются следующие методические установки [31]:

1 В занятиях с начинающими, прежде чем перейти к серьезным скоростным нагрузкам, необходимо добиться хорошей всесторонней физической подготовленности занимающихся. Иначе говоря, важно «отодвинуть» раннюю спортивную специализацию, пока не будет создана хорошая силовая и скоростно — силовая база.

2 В спринтерских видах двигательной деятельности целесообразно систематически совершенствовать не только скоростные, но также скоростно — силовые способности занимающихся с помощью метода динамических усилий, чередуя при этом занятия с различными по величине непредельными отягощениями.

3 Углубленную скоростную специализацию должна предварять не только общая физическая подготовка, но также специфическая «многоборная» подготовка. Например, пловец — спринтер занимается всеми способами плавания, хотя предполагается в качестве его специализации один из этих стилей.

4 При занятиях скоростно — силовыми упражнениями важно применять как стандартные методы (повторный, соревновательный), так и вариативные (повторно — прогрессирующий, игровой).

9 стр., 4117 слов

Глава 1.Теоретические особенности развития скоростно-силовых ...

... сторонам физической подготовленности, особенно к скоростным и скоростно-силовым способностям. Цель работы - теоретически обосновать эффективность средств и методов развития скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста, используемых на уроках ...

К физиологическим механизмам развития силы можно отнести следую­щие факторы:

1) внутримышечные;

2) особенности нервной регуляции;

3) психофизиологические механизмы.

К внутримышечным факторам относятся:

— величина физиологического поперечника. Чем поперечник толще, тем большее усилие могут развить мышцы. При рабочей гипертрофии мышц в мышечных волокнах увеличивается количество и размеры миофибрилл (со­кратительные волокна) и повышается концентрация саркоплазматических белков.

-состав (композиция) мышечных волокон. Различают «медленные» и «быстрые» мышечные волокна. Первые развивают меньшую мышечную силу напряжения, причем со скоростью в три раза меньшей, чем «быстрые» волок­на. Второй тип волокон осуществляет быстрые и мощные сокращения. Сило­вая тренировка с большим весом отягощения и небольшим числом повторений мобилизует значительное количество «быстрых» мышечных волокон, в то время как занятия с небольшим весом и большим количеством повторений ак­тивизирует как «быстрые» так и «медленные. Присутствует так же смешанный тип, но статистически таких волокон мало, поэтому, как правило, они не учи­тывают. Ученые обнаружили, что простая тренировка скоростных способно­стей дает гипертрофию «белых» волокон. Рекомендуется проводить «скорост­ные» тренировки с малым весом, нагрузка составляет 40 — 50 % от базовых ве­сов, с преодолением силы отягощения максимально быстро [32].

1.3 Методики развития силовых способностей

При развитии силовых способностей используются упражнения с повы­шенным сопротивлением — силовыми упражнениями. В зависимости от при­роды сопротивления они подразделяются на 3 группы:

1) Упражнения с внешним сопротивлением.

2) Упражнения с преодолением веса собственного тела.

3) Изометрические упражнения.

К упражнениям с внешним сопротивлением относятся: — упражнения с тяжестями (штангой, гантелями, гирями), в том числе и на тренажерах; уп­ражнения с сопротивлением других предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, блочных устройств и др.); упражнения в преодолении сопротивления внешней среды (бег по песку, снегу, против ветра и т.п.).

Упражнения с преодолением веса собственного тела: — применяются при занятиях людей различного возраста, пола, подготовленности во всех формах занятий. Выделяют следующие их разновидности:

— гимнастические силовые упражнения (сгибание и разгибание рук в упо­рах, лазание по канату, поднимание ног к перекладине);

— легкоатлетические прыжковые упражнения (прыжки на одной или двух ногах);

— упражнения в преодолении препятствий.

Изометрические упражнения: способствуют одновременному напряжению максимально возможного коли­чества двигательных единиц работающих мышц и подразделяются на упраж­нения:

— удержание в пассивном напряжении мышц (удержание груза на пред­плечьях рук, плечах, спине и т.п.);

— упражнения с активным напряжением мышц в течение определенного времени в определенной позе (выпрямление полусогнутых ног, попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса и т.п.).

Данные виды упражнений, выполняются обычно при задержке дыхания, тем самым приучают организм к работе в очень трудных условиях (кислород­ное голодание).

Характерной особенностью занятий с использованием изо­метрических упражнений их простота, требуют мало времени, не сложное оборудование и с помощью данных упражнений можно воздействовать на лю­бые мышечные группы [33].

В целом, методика развития силовых способностей связывается с обеспечением необходимой функциональной подготовки организма для совершенствования технико-тактического мастерства и планомерного повышения скорости выполнения соревновательного упражнения. Специальные исследования [34] свидетельствуют, что согласованность мнений тренеров в различных видах спорта относительно тренирующего воздействия наиболее популярных средств специальной физической подготовки (СФП) оказалась различной. Очевидно, причина такого положения кроется в недостатке знаний о физиологических механизмах, лежащих в основе специальной работоспособности спортсмена и средств, определяющих тренировочный эффект.

Обратим внимание еще на одно обстоятельство. Вопреки методическим концепциям прошлых десятилетий сегодня спортсмены широко используют выполнение в тренировке соревновательного упражнения с высокой интенсивностью усилий. Наряду с прочими, и не менее важными достоинствами такой прием выступает как весьма эффективный способ СФП, ибо трудно придумать что-нибудь более специальное в этом отношении. Поэтому выполнение соревновательного упражнения в тренировке с максимальной интенсивностью усилий и высокой скоростью представляется важным средством системы СФП, но требует научного и методического обоснования.

По степени соответствия режиму работы организма при выполнении соревновательного упражнения имеет смысл выделить три группы средств СФП [35]: — специфические — различные формы (варианты) выполнения основного спортивного упражнения с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований;

— специализированные — адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма.

-неспецифические — формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении; их задача заключается в усилении тренирующего эффекта специализированных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на те или иные физиологические системы и функции организма.

Практически при подборе средств СФП следует руководствоваться принципом динамического соответствия [36], согласно которому они должны быть адекватны соревновательному упражнению по следующим критериям: группам мышц, вовлекаемым в работу, амплитуде и направлению движения; акцентируемому участку амплитуды движения; величине усилия и времени его развития; скорости движения, режиму работы мышц. Исходя из этих критериев определяются исходное положение, кинематическая схема движений, величина внешнего сопротивления, характер проявления усилий и, наконец, метод упражнения.

Метод упражнения — это способ выполнения средств СФП, определяющий преимущественную направленность их тренирующего воздействия на организм. Для средств СФП характерны повторный, повторно-серийный, интервальный и круговой методы.

Повторный метод предусматривает выполнение упражнения с высоким уровнем той или иной качественной характеристики движения (например, скорости, величины усилия).

Поэтому общее количество повторений упражнения регламентируется моментом заметного снижения эффективности движения в связи с развивающимся утомлением. Пауза отдыха между повторениями должна быть достаточной для восстановления работоспособности организма до такого оптимального состояния, при котором возможно качественное выполнение упражнения.

Повторно-серийный метод характеризуется многократным выполнением одного и того же или близких по своей тренирующей направленности упражнений. Отличительные черты этого метода — субмаксимальная интенсивность работы и объемная нагрузка. Повторно-серийный

метод предусматривает несколько выполнений упражнения с оптимальными паузами отдыха (серия), которые повторяются несколько раз. Между сериями пауза отдыха более продолжительна. Количество повторений в серии, количество серий в тренировочном сеансе и продолжительность пауз отдыха определяются текущим состоянием и уровнем подготовленности спортсмена, задачами тренировки, режимом выполнения упражнения. Метод преимущественно используется для активизации морфологических перестроек в организме, увеличения запасов энергетических субстратов и развития адаптационных реакций, стабилизирующих организм на новом функциональном уровне.

Интервальный метод предусматривает повторную работу в режиме максимальной или субмаксимальной интенсивности с регламентированными паузами отдыха. Режим работы определяет мощность функционирования механизмов энергообеспечения, а пауза — полноту текущего восстановления энергетических ресурсов и работоспособности между подходами. Тренирующая направленность метода регулируется как интенсивностью и длительностью работы, так и продолжительностью паузы отдыха. Метод способствует повышению мощности и емкости механизмов энергообеспечения мышечной деятельности и применяется преимущественно для развития специфической выносливости.

Круговой метод является вариантом интервального. Он отличается от последнего более разносторонним воздействием на организм за счет использования упражнений различной тренирующей направленности и меньшей интенсивностью мышечной работы. Способствует главным образом повышению емкости источников ее энергообеспечения, совершенствованию функциональных возможностей различных мышечных групп и активизации морфологических перестроек в организме.

Комплексный метод СФП предусматривает одномоментное (в одном тренировочном сеансе) или последовательное (в смежных тренировочных занятиях) согласованное и сбалансированное по объему сочетание средств СФП одной преимущественной направленности, но с различными характером и силой тренирующего воздействия. Идея метода заключается в использовании положительного последействия, т. е. следов реакции организма и ЦНС, остающихся после выполнения одной работы, на качественные и количественные характеристики тренирующего воздействия последующей работы [37].

Сопряженный метод СФП выражает методическую идею единства специальной физической и технической подготовки спортсменов [38]. Эта идея реализуется подбором таких средств и способов их выполнения, которые обеспечивают возможность одновременного решения задач СФП и совершенствования элементов спортивной техники. При этом средства СФП подбираются на основе принципа динамического соответствия.

Метод моделирования соревновательной деятельности предусматривает интенсификацию режима работы организма в тренировке за счет максимального приближения его на определенных этапах годичного цикла к условиям, характерным для соревнований. Суть метода выражается в целостном выполнении соревновательного упражнения на высоком, освоенном спортсменом уровне интенсивности, с учетом условий и правил соревнований. Такой прием оказывает на организм воздействие, адекватное соревновательному, и позволяет эффективно решать задачи СФП, а также совершенствуются техническая, тактическая и психологическая стороны подготовки спортсмена [39].

С этой целью обоснована целесообразность увеличения в тренировке объема работы в условиях, максимально приближенных к соревновательным. Например, рекомендуется выполнение прыжков в длину, тройным и с шестом с полного разбега [40] или барьерного бега на высокой скорости и дистанциях, приближенных к соревновательным.

Контрольный метод СФП сочетает в себе интенсивное тренирующее воздействие в специфическом двигательном режиме с оценкой степени подготовленности организма спортсмена к этому режиму. В контрольном методе выполняется целостное спортивное упражнение, его упрощенный вариант или упражнение, близкое ему по двигательной структуре и режиму энергообеспечения. Такое упражнение должно быть стандартным по характеру движений и условиям выполнения, что дает возможность наблюдать динамику работоспособности спортсмена и функциональных реакций его организма во времени. В отличие от известных в практике прикидок, где оценивается лишь результат, контрольный метод предусматривает регистрацию комплекса наиболее существенных функциональных характеристик.

Интенсивные методы имеют задачей предельное напряжение функций организма с целью дальнейшего повышения уровня их рабочих возможностей.

Экстенсивные методы содержат оптимальные по силе тренирующие воздействия и способствуют развитию и стабилизации соответствующих морфологических перестроек в организме, а также расширению емкости источников энергообеспечения специфической работы. Эффективность системы СФП определяется рациональным способом сочетания этих методов в тренировочном процессе.

Следует сказать, что повышение специфической работоспособности спортсмена возможно только при условии применения тренирующих воздействий, превышающих тот уровень функциональных возможностей, к которому организм адаптирован, и вынуждающих его к новым приспособительным реакциям. Задача СФП, как уже говорилось, заключается в интенсификации режима работы организма в условиях тренировки с тем, чтобы приблизить и даже превысить те функциональные параметры моторики, которые характерны для соревновательной деятельности.

Количественный эффект рабочего движения обеспечивается мощностью потока возбуждающих влияний, которым подвергаются мотонейроны активируемых мышц со стороны более высоких моторных уровней. В свою очередь, мощность этого потока в значительной мере определяется афферентацией от периферических мышечно-суставных и других рецепторов. Следовательно, интенсификация афферентации выступает, как стимулирующий фактор по отношению к возможностям центральной моторной зоны генерировать поток возбуждающих влияний.

Многолетняя спортивная тренировка начинается в младшем школьном возрасте на этапе предварительной подготовки. До настоящего времени имеется весьма мало рекомендаций о рациональных организационных формах, содержании и методике спортивных занятий на этом этапе. Между тем, как показывает анализ литературных источников, в младшем школьном возрасте существуют благоприятные возможности для предварительной спортивной подготовки занимающихся. Так, согласно многочисленным исследованиям, проведенным в 50 — 60-е годы в возрастной период 6-13 лет происходит весьма интенсивное развитие организма человека. В период между 7 и 11 годами координация произвольных движений у детей значительно улучшается. Ряд исследований свидетельствует, что младший школьный возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания, благоприятным для начала спортивной подготовки.

В возрастном диапазоне 8-12 лет значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным развитием быстроты движений, в возрасте же 12-14 лет повышение скорости бега происходит главным образом на основе роста силовых качеств и мышечной силы. В 8-12 лет происходит созревание двигательного анализатора, оформление важнейших локомоторных актов бега. Все это свидетельствует о необходимости начинать воспитывать быстроту уже в этом возрастном периоде. Таким образом, анализ результатов педагогического эксперимента позволил сделать заключение о том, что в возрастной период 8-12 лет повышение максимальной скорости обусловлено главным образом возрастанием частоты движений. В период 13- 15 лет скорость бега повышается в основном за счет развития силовых и силовых качеств. В занятиях с детьми 8-12 лет быстроту целесообразно воспитывать преимущественно путем использования тренировочных средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движений. В период 12-15 лет быстрота воспитывается главным образом с помощью тренировочных средств, направленных на развитие силовых качеств и мышечной силы занимающихся.

Для развития силовых способностей большое значение имеет развитие максимальной силы, когда скорость движения проявляется в условиях значительного внешнего сопротивления. Для этого используются главным образом упражнения с отягощением, выполняемые в различных режимах работы мышц (преодолевающий, удерживающий, уступающий, стато-динамический), ударный метод и изометрические упражнения.

Многие специалисты считают, что уже в младшем школьном возрасте целесообразно использовать физические упражнения, направленные на развитие силовых качеств [41]. Гужаловскому А.А. [42] удалось установить, что для школьников разных уровней физического развития свойственны определенные особенности развития силовых качеств. Между силовыми показателями мальчиков, имеющих средний или выше среднего уровень физического развития, различия, как правило, более значительны, чем между силовыми показателями мальчиков со средним и ниже среднего уровнем физического развития. Процент прироста силовых показателей тем выше, чем выше уровень физического развития. Автор обнаружил, что максимальные индивидуальные силовые показатели у мальчиков имели место в 15 лет и были тем выше, чем выше уровень их физического развития. В ходе исследования были выявлены особенности естественного развития силовых качеств у детей школьного возраста в онтогенезе в зависимости от уровня их физического развития.

Как известно, важным элементом развития силовых способностей у детей являются правильно подобранные методики, которые осуществляются с общими закономерностями обучения и воспитания. Например, по мнению авторов, принцип направленности к максимуму достижений, углубленной специализации и индивидуализации в подготовке юных спортсменов следует трактовать как отдаленную перспективу. Учебно-тренировочные занятия с детьми, подростками не должны быть ориентированы на высокие достижения на первых этапах многолетнего тренировочного процесса, так как достижение рекордных результатов является отдаленной целью. Форсированная подготовка обычно приводит к перегрузке организма юного спортсмена и не способствует его дальнейшему развитию.

Как видим, вопросы, касающиеся подготовки юных спортсменов рассматриваются в учебниках и учебных пособиях и дают фундаментальные основы развития силовых способностей у детей 12-13 лет.

По мнению многих специалистов [43] на этапе начальной спортивной специализации большое внимание следует уделять воспитанию быстроты. Подростки отличаются большой двигательной активностью. Они способны совершать более быстрые движения, чем юноши и девушки. Исследования показали, что по частоте беговых шагов на коротких отрезках дистанции подростки не уступают взрослым квалифицированным спортсменам. Это свидетельствует о том, что кратковременные упражнения скоростного характера соответствуют особенностям сердечно-сосудистой системы подростков и наиболее близки их моторике. Следовательно, с одной стороны, наличие высоких возрастных темпов развития быстроты как физического качества, с другой стороны, доступность упражнений скоростного характера обусловливает целесообразность систематической работы над развитием быстроты спортивных движений у подростков.

В процессе педагогических экспериментов разработаны и экспериментально обоснованы комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие быстроты и других физических качеств. Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости.

Методика воспитания физических качеств на этапе начальной спортивной специализации характеризуется высокой точностью, искусством выполнения движений. В исследованиях Винниковой Н.И. [44] выявлена положительная зависимость между спортивной квалификацией гимнасток и развитием мышечной силы. Наивысший ее уровень был отмечен у мастеров спорта, наименьший — у гимнасток второго юношеского разряда.

Верхошанским Ю.В. [45] выявлено, что прыгучесть весьма специфическая двигательная способность человека. Им определены факторы, влияющие на рабочий эффект отталкивания. К категории ведущих в составе силовых способностей человека, обусловливающих уровень развития прыгучести, отнесены абсолютная сила мышц, способность к взрывному проявлению динамической силы и лабильность нервно-мышечного аппарата. Автор пришел к важному заключению о том, что в целях развития прыгучести следует обращать внимание в первую очередь на подбор средств, адекватных основному упражнению по режиму работы мышц, воспроизводимому в условиях соответствующей динамической нагрузки. Форма движения и направление развиваемого усилия здесь имеют меньшее значение.

Направленное развитие силовых способностей происходит лишь тогда, когда осуществляются максимальные мышечные напряжения. Поэтому основ­ная задача в методике силовой подготовки состоит в том, чтобы обеспечить в процессе выполнения упражнений достаточно высокую степень мышечных напряжений. В методическом плане существуют различные способы создания максимальных напряжений:

— поднимание предельного веса небольшое количество раз;

— поднимание непредельного веса максимальное число раз;

— поднимание непредельного отягощения с максимальной скоро­стью;

— преодоление внешних сопротивлений при постоянной длине мышц;

— изменение ее тонуса при постоянной скорости движения;

— стимулирование сокращения мышц в суставе за счет энергии па­дающего груза или веса собственного тела и др.

В соответствии с указанными способами стимулирования мышечных напряжений выделяют следующие методы развития силовых способностей

— Максимальных усилий.

— Повторных непредельных усилий.

— Изометрических усилий.

— Изокинетических усилий.

— Динамических усилий.

— Ударный метод.

— Круговой тренировки.

— Игровой.

Метод максимальных усилий.

Данный метод основан на использовании упражнений с субмаксималь­ными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями. Каждое упражнение выполняется в несколько подходов. Количество повторений упражне­ний в одном подходе при преодолении предельных и сверхпредельных сопро­тивлений (когда вес отягощения равен 100% и более) может составлять 1 -2, максимум 3 раза. Число подходов 2-3, паузы отдыха между повторениями в подходе 3-4 сек., а между подходами от 2 до 5 минут.

При выполнении упражнений с околопредельными отягощениями (вес отягощения 90-95% от максимального) число возможных повторений движе­ний в одном подходе 5-6, количество подходов 2-5, интервалы отдыха между повторениями упражнений в каждом подходе — 4-6 сек. и подходами 2-5 мин. Темп движений — произвольный, скорость — от малой до максимальной.

В практике встречаются различные варианты этого метода, в основе ко­торых лежат разные способы повышения отягощения в подходах.

Данный метод обеспечивает повышение максимальной динамической силы без существенного увеличения мышечной массы. Рост силы при его ис­пользовании происходит за счет совершенствования внутри и межмышечной координации и повышения мощности креатинфосфатного и гликолитического механизмов ресинтеза АТФ.

Следует иметь в виду, что «предельные» нагрузки затрудняют самокон­троль за техникой действий, увеличивают риск травматизма. Этот метод при­меняется 2-3 раза в неделю.

Метод повторных непредельных усилий.

Предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или до «отказа». В каждом подхо­де упражнение выполняется без пауз отдыха. В одном подходе может быть от 4 до 15-20 и более повторений в упражнении. За одно занятие выполняется 2-6 серии. В серии 2-4 подхода. Отдых между подходами 2-8 мин, между сериями — 3-5 мин. Величина внешних сопротивлений обычно находится в пределах 40-80 % от максимального веса отягощения. Скорость движений невысокая. Значительный объем мышечной работы с непредельными отягощениями, ак­тивизирует обменнотрофические процессы в системах организма, в том числе мышечной и других. Вызывая необходимую гипертрофию мышц с увеличени­ем их физиологического поперечника, стимулируя тем самым развитие мак­симальной силы. Необходимо отметить тот факт, что сила сохраняется доль­ше, если одновременно с ее развитием увеличивается и мышечная масса [46].

Данный метод получил широкое распространение в практике, т.к. по­зволяет контролировать технику движений, избегать травм, уменьшать натуживание во время выполнения силовых упражнений, содействует гипертро­фии мышц и является единственно возможным при подготовке начинающих.

Метод изометрических усилий.

Характеризуется выполнением кратковременных максимальных напря­жений, без изменения длины мышц. Продолжительность изометрического на­пряжения обычно5-10 сек. Величина развиваемого усилия может быть 40-50% от максимума и статические силовые комплексы должны состоять из 5-10 уп­ражнений, направленных на развитие силы различных мышечных групп. Каж­дое упражнение выполняется 3-5 раз с интервалом отдыха 30-60 с. Изометри­ческие упражнения целесообразно включать в занятия до 4 раз в неделю, от­водя на них каждый раз по 10-15 мин. Комплекс упражнений применяется в неизменном виде примерно в течение 4-6 недель, затем он обновляется. Паузы отдыха заполняются выполнением упражнений на дыхание, расслабление и растяжение.

При выполнении изометрических упражнений, особое значение имеет выбор позы или величины суставных углов.

Так, например, изометрические напряжения при 90° оказывает большое влияние на прирост динамической силы, чем при углах 120° и 150°. Недоста­ток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в боль­шей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упраж­нений.

Метод изокинетических усилий.

Специфика этого метода состоит в том, что при его использовании зада­ется не величина внешнего сопротивления, а постоянная скорость движения. Это дает возможность работать мышцам с оптимальной нагрузкой на протя­жении всего движения, чего нельзя добиться, применяя любые из общеприня­тых методов. Чаще всего упражнения выполняются на специальных тренаже­рах.

Этот метод используется для развития различных типов силовых спо­собностей — «медленной», «быстрой», «взрывной» силы. Он обеспечивает зна­чительное увеличение силы за более короткий срок по сравнению с методами повторных и изометрических усилий.

Силовые занятия, основанные на выполнении упражнений изокинетического характера, исключают возможность получения мышечно-суставных травм.

Метод динамических усилий.

Предусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений от 9 до 30% от максимума и максимальной скоростью. Он применяется для развития скоростно-силовых способностей. Количество повторений упражнения в одном подходе составляет 15-20 раз. Упражнения выполняются в 3-6 серий, с отдыхом между ними 5-8 минут. Вес отягощения в каждом упражнении должен быть таким, чтобы он не оказывал существенных нарушений в технике движений и не приводил к замедлению скорости выпол­нения двигательного задания.

Ударный метод.

Основан на ударном стимулировании мышечных групп, путем исполь­зования кинетической энергии падающего груза, или веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх, в том числе и с отягощениями).

Поглощение тренирующими мышцами энергии падающей массы способствует резкому переходу мышц к активному состоянию, быстро­му развитию рабочего усилия, создает в мышце дополнительный потенциал напряжения, что обеспечивает значительную мощность и быстроту отталки­вающего движения, и быстрый переход от уступающей работы к преодоле­вающей. Этот метод применяется для развития «амортизационной» и «взрыв­ной» силы различных мышечных групп.

Метод круговой тренировки.

Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные груп­пы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, что­бы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном про­цессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражне­ний с использованием непредельных отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление.

Игровой метод.

Предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы на­пряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната»), игры с чередо­ванием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различ­ные эстафеты с переноской грузов различного веса).

В практике физического воспитания количественно силовые возможно­сти оцениваются двумя способами:

1) с помощью измерительных устройств — динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных уст­ройств;

2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять силу прак­тически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгиба­ние сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измере­ние силы действия спортсмена в движении).

В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты).

Их выполнение не требует какого-либо спе­циального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения мак­симальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, на­пример, жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих уп­ражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может под­нять занимающийся (испытуемый).

Так, как упражнения: жим штанги лежа и приседа……..