Методика многомерного исследования нравственности
Для исследования нравственности используем системно-структурный подход. Сущность его заключается в том, что нравственность личности понимается как целостное психологическое образование, включающее в себя множество взаимосвязанных признаков (отношений, чувств, состояний, привычек, качеств), которые выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие психологическую информацию о поведении личности.
Для группировки этих информационных признаков воспользуемся методом факторного анализа, суть которого состоит в преобразовании исходного набора признаков в более простую и содержательную форму. В данном случае он базируется на предположении, что исследуемый признак нравственности может быть выявлен с помощью небольшого числа скрытых характеристик, называемых факторами. В результате факторного анализа нравственности по экспериментальным данным и литературным источникам можно построить структурную модель нравственности, которая включает 15 факторов:
1.Честь и нравственные убеждения.
2.Гуманизм и человечность.
3.Чувство интернационализма и патриотизма.
4.Коллективизм и товарищество.
5.Уважение к начальникам и старшим.
6.Доброжелательность и близость к подчиненным, младшим.
7.Добросовестность и трудолюбие.
8.Самоконтроль и самодисциплина.
9.Благородство и уважение к женщине.
10.Сексуальная чистота и целомудрие.
11.Любовь к семье и знание родительских функций.
12.Атеизм и научно-материалистическое миропонимание.
13.Отсутствие интереса к наркотикам и токсическим веществам.
14.Антиалкогольная устойчивость и трезвый образ жизни.
15.Культура поведения в общественных местах.
Каждый из этих факторов измеряется с помощью ряда утверждений или отрицаний вопросов, входящих в тест.
Тест «НРАВЫ»:
Инструкция:Вам последовательно предлагается ответить на представленные вопросы, соглашаясь («да»: «+»)или не соглашаясь («нет»: «-») с данным утверждением.
- Думаю, что люди живут по одним и тем же законам.
- Стоит мне выпить немного вина(водки),как я совершаю неожиданные поступки.
- В общественных местах мне трудно нарушать правила приличия.
- Я считаю себя свободным от обещаний человеком.
- Мне кажется, что начальник не должен советоваться с подчиненными.
- Я люблю беседовать на темы о воспитании.
- Мои принципы не всегда совпадают с интересами коллектива.
- Мне часто приходится сожалеть, что у меня вспыльчивый характер.
- Чтобы завоевать авторитет, начальнику нужно многое прощать своим подчиненным.
- Я нервничаю, если вижу грязь и нечистоплотность.
- Я предполагаю отдыхать, а работают пусть другие.
- В гостях я мало разговариваю, но много ем и пью.
- Мне нравится смущать женщин(девушек).
- Мне кажется, что личные интересы нужно подчинять общественным.
- Праздники нужно отмечать выпивкой.
- Мне бывает стыдно, когда я опаздываю на совещания(свидания).
- Как материалист, я полностью отрицаю религию.
- В детстве я часто дразнил животных, гонял бездомных кошек.
- По сравнению с другими людьми я очень берегу свою честь.
- В моей семье к религии относились с уважением.
- Начальнику для наведения порядка можно использовать и сомнительные методы.
- Начальнику теперь нужно быть предельно вежливым к подчиненным.
- В жизни многие следуют правилу: «Топи других, иначе в лужу сядешь сам».
- Мне не доставляет удовольствия говорить на сексуальные темы.
- Так уж случилось, что я рано узнал женщин.
- В гости я всегда хожу с бутылкой вина или водки.
- В компании нужно быть трезвее других.
- Начальник должен быть строгим и неприступным человеком.
- В школе у меня были плохие оценки по поведению.
- Меня трудно рассердить и вывести из себя.
- Большинство людей считают, что нравственность должна приносить пользу обществу, а не отдельному человеку.
- Что угодно отколю, лишь бы заколачивать.
- Мне нравится тяжелая физическая работа.
- В семье, где я рос, часто употребляли спиртное.
- Я всегда уважаю начальника, каким бы он ни был.
- Начальнику нужно всячески угождать.
- Многих людей можно обвинить в распущенности.
- Если со мной поступают грубо, то я всегда отвечаю тем же.
- Моя честь-это мои твердые убеждения.
- Я считаю, что у каждого человека должны быть свои религиозные воззрения.
- Религия — мое спасение в тяжелые минуты жизни.
- На танцевальных вечерах я стараюсь не показывать своих недостатков.
- В общественном транспорте и на улице я уступаю дорогу старшим, женщинам и детям.
- Я не верю ни в бога, ни в черта, ни в загробную жизнь.
- При определенных обстоятельствах можно оправдать и проституцию.
- Мне очень нравятся кинофильмы сексуального содержания.
- Я считаю, что начальник должен обращаться к подчиненному только на «ты».
- В детстве я входил в компании, где все стояли друг за друга «насмерть».
- Во время спектакля, кинофильма мне не хочется разговаривать с соседями.
- Интеллигентности и скромности я предпочитаю грубую физическую силу.
- При разрешении спора, конфликта я всегда добиваюсь своего, применяя аргумент типа: «Не уступишь — хуже будет!».
- Я придерживаюсь пословицы: «Не торопись выполнять приказание, так как оно может быть отменено».
- Мой начальник не пользуется у меня доверием.
- Я никогда не состоял в обществе любителей наркотиков, так как наркоманы — это самоубийцы.
- Я люблю веселые компании, где можно все говорить и делать не стесняясь.
- В нашем коллективе все стоят друг за друга стеной
- дить.
- Я стараюсь предъявлять требования к себе выше, чем к другим.
- Мне кажется, что соблюдение всех законов и моральных норм необязательно.
- Если мне не нравится кинофильм, спектакль или поступок человека, то я об этом никому не говорю.
- Я возмущаюсь, когда кто-либо кричит, свистит, топает ногами в зале кинотеатра, если рвется лента или пропадает звук.
- Принимать наркотики — последнее дело для настоящего мужчины.
- Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
- На первом месте у меня работа, а отдых и развлечения — на втором.
- Даже в самые трудные минуты своей жизни я не мог пойти на обман.
- Обычно с нарушителями порядка и дисциплины я строг и непреклонен.
- Мне кажется, что начальника лучше понимают, когда он груб.
- Чуткость к запросам подчиненных — обязательное условие авторитета начальника.
- В половых отношениях с женщинами легкого поведения меня ничто не пугает.
- Я не могу в обществе громко смеяться и сморкаться.
- Я стараюсь никогда открыто не признавать свою вину.
- Меня совершенно не интересуют «святые книги» типа Библии и Корана.
- Я думаю, что борьбу с религией нужно усилить.
- Многим женщинам нравятся грубые и откровенные мужчины.
- Мне неприятно, когда в моем присутствии женщина курит и пьет.
- Я часто в коллективе выступаю против твердолобых людей.
- У меня не бывает проблем, если я выполняю требования старших.
- Меня не раздражают больные дети.
- Жесткая требовательность к подчиненным залог успеха любого начальника.
- Женщине можно простить многое.
- Часто меня пытаются разозлить, но это не удается.
- Мне жаль людей, которые тратят время на молитвы и обряды.
- В общении с нервными людьми я легко теряю терпение.
- Уж лучше от безделья я умру, чем стану от работы надрываться.
- Меня смущают неприличные анекдоты и сплетни.
- Временами я люблю обманывать простаков.
- Мне иногда приходилось незаметно брать у людей то, что мне нравилось.
- Когда-то я пробовал наркотики.
- Моя вежливость и предупредительность иногда становится примером для других.
- Меня не интересуют семейные обязанности.
- Чтобы жениться, много ума не надо.
- Главное в жизни — это удовольствия.
- Мне не хочется заступаться за человека, по отношению к которому допускается несправедливость.
- Почти все время я стремлюсь оказывать кому-то помощь.
- Иногда мне кажется, что я нахожусь на грани нервного срыва.
- Мне приходилось, сердясь на кого-либо, пускать в ход руки, чтобы его успокоить.
- Мне кажется, что надоевшую работу следует доводить до конца, даже если в этом нет никакой необходимости.
- Я против того, чтобы в общественном транспорте уступать место.
- Я выполняю только те нравственные нормы, которые приносят мне пользу.
- Мои родители всегда относились неодобрительно к обману и к моим уличным увлечениям.
- Думаю, что строгость начальника должна полностью исключить его панибратские отношения с подчиненными.
- Иногда в разговоре я не в состоянии себя сдержать.
- Мне легче поддержать мнение большинства, чем выступить против.
- Я верю в целесообразность любого распоряжения своего начальника.
- Когда меня ругают, я не испытываю чувства стыда.
- У окружающих я нахожу достаточно симпатии и одобрения моим действиям.
- Мне нравятся женщины легкого поведения.
- Моральная ответственность брачного союза меня не интересует.
- Обычно честность и добро берут верх над хитростью.
- Я всегда готов защищать интересы своего начальника.
- Большинству своих знакомых я нравлюсь.
- Мне никогда не приходилось по-настоящему влюбляться.
- Иногда у меня появляются мысли приобрести что -либо незаконным путем.
- Мне нравится, когда кто-либо меня упрашивает.
- Я не боюсь работать с прохладцей.
- Мне не бывает скучно читать книги о нравственности и морали.
- Я верю, что зло и несправедливость не окажутся безнаказанными.
- В своей жизни мне приходилось всяческими правдами и неправдами выкручиваться из трудных положений.
- Моя мать очень хорошая и добрая женщина.
- Мне нравится заниматься домашним хозяйством, особенно приготовлением пищи.
- Мне кажется, что начальник должен чаще ругать подчиненных, чем хвалить.
- Отдельные мои поступки вызывают у меня стыд и раскаяние.
- Мне редко удается выполнять свои обещания.
- Я люблю играть в азартные игры на деньги.
- Мне хотелось бы учить и воспитывать детей.
- Когда я «на подъеме», мне «море по колено».
- Я считаю, что представления о добре и зле весьма условны.
- Думаю, что и переживаю за порученное дело больше, чем другие.
- Многие способны пойти на нечестный поступок ради получения выгоды.
- Быть патриотом своей страны — значит уважать все нации и народности, проживающие в ней.
- Я никогда свою национальность не ставлю выше других наций.
- С детства меня приучили быть верным своему слову.
- Чтобы быть настоящим патриотом, нужно любить не только ту область, где родился, но и всю страну.
- Меня возмущает, что преступника могут оправдать.
- Бывает, что я обсуждаю людей за их спинами.
- В моей семье не было для меня авторитетов.
- Мне нравятся люди, которые все могут, ни в чем себя не ограничивают.
- В семье мне давали крупные суммы денег для развлечения.
- Я люблю отстаивать свои нравственные идеалы.
- Мне нравятся цветы, и мне хотелось бы стать цветоводом.
- Я могу легко приобрести друзей в своем коллективе.
- Принцип «Один — за всех, все — за одного» соответствует моим интересам.
- Чтобы отвлечься от интимных желаний, я усиленно занимаюсь спортом.
- Большинство моих знакомых пробовали наркотики.
- Я не маскирую свою национальную исключительность.
- У меня нет предубеждений против какой-либо нации.
- Я никогда не брал в рот хмельного (вина, водки, пива).
- У меня иногда появляются ощущения ,как будто под кожей бегают мурашки, и люди смотрят на меня с подозрением.
- Без настоящей любви я не представляю себе половой близости.
- В нашем коллективе много замечательных людей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Психологическое заключение испытуемого К. 1989 г.р.
... уровень зрительной механической памяти. Расстройств произвольного, активного внимания не выявлено. У испытуемого высокий уровень точности, продуктивности и устойчивости внимания. ........ ... внимания (23 балла). Резюме Таким образом, в ходе исследования испытуемого Р. выявляется высокий уровень слухоречевой памяти, высокий уровень зрительной семантической памяти (как в звене непосредственного, так ...
Психологические характеристики испытуемых с разными индивидуально ...
... получаемых результатов принятым целям. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних ... особенности выдвижения и удержания целей, сформированность у человека осознанного планирования деятельности. Высокие показатели по этой шкале указывают на сформированность потребности в осознанном ...
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... совсем редко они сознают себя в условиях Тонкого Мира. Иногда выделение тонкого тела приносит некоторое познание жизни в Тонком Мире. Но припомнить тонкие существования очень трудно ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...
Психоэмоциональная нагрузка как фактор, влияющий на качество сестринского ухода
... или полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции - ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции. ... потенциала работников, оказывается необходимым знание симптомов выгорания и тех причин (факторов), которые способствуют развитию данного синдрома. . Виды и классификации эмоций В ...
Фактор 1-«моральная честь и нравственные убеждения» — предназначен для измерения уровня морального сознания, твердости нравственных убеждений, чести и достоинства. Этот фактор включает положительные ответы на все 150 вопросов, но наиболее информативны 36 утверждений, которые в тесте имеют номера: 1,4,6,14,19,31,39,58,59,65,86,87,99,100,108,109,113,116,117,118,122,123,124,125, 126,128,129,130,131,132,133,134,135,137,139,140.
Для испытуемых с высокими оценками фактора 1 характерны следующие нравственные качества: стремление быть честным и высоконравственным, поступать в соответствии с моральными убеждениями и идеалами, заниматься развитием своей нравственной культуры, оберегать свою репутацию и честное имя, приносить пользу обществу, быть достойным уважения, совершать поступки на благо Родины, соблюдать верность клятвам и принятым обязательствам.
Испытуемые с низкими оценками фактора 1 могут обладать такими качествами, как безнравственность, цинизм, беспринципность, безответственность, неуважение нравственных норм, уклонение от общественного долга, стремление к обману, вероломство, лицемерие, воровство.
Фактор 2-«гуманизм и человечность» — служит для оценки гуманистической морали, человеческих отношений, доброжелательности и уважения к людям. Этот фактор содержит 13 утверждений, которые в тесте имеют номера:23,31,37,77,78,83,89,92,93,94,103, 111,131.
Для испытуемых с высокими оценками фактора 2 свойственны: любовь к человеку, вера в безграничные возможности людей, стремление защищать слабых, потребность создавать подлинно человеческие отношения между людьми, желание сотрудничать и оказывать людям помощь, простота обращения и скромность в личной жизни.
Испытуемые с низкими оценками фактора 2 могут обладать такими качествами, как индивидуализм и пренебрежение социальными нормами, нежелание сотрудничать с людьми и оказывать им помощь, пассивность в общественной жизни, неумение защищать честь и достоинство человека, терпимость к посягательствам и насилию над личностью.
Фактор 3 -«коллективизм и товарищество» — направлен на оценку коллективистской морали, верности товарищескому долгу. Этот фактор содержит 25 утверждений, которые в тесте имеют номера: 7,14,23,30,38,39,48,55,56,57,76,77,83,92,93,94,96,103, 105,114,116,131,141,142,150.
Испытуемые с высокими оценками фактора 3 отличаются стремлением быстро входить в контакт с различными людьми, ставить коллективные интересы выше личных, поднять себя общественным требованиям, дорожить авторитетом и не конфликтовать с людьми, быть отзывчивым и дружелюбным. Для испытуемых с низкими оценками фактора 3 могут быть характерны такие качества, как эгоизм, самолюбие, замкнутость, подозрительность, несовместимость, нежелание считаться с групповыми мнениями.
61Виды и методы оценки псих готовности к школе
... должен быть оценен психологом, а полученная информация правильно использована. Следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к ... воспитывается в неблагоприятных условиях и к моменту поступления в школу демонстрирует низкие показатели психологической готовности. Но в случае, если учителю удается вызвать положительное ...
Фактор 4 – «Авторитеты» -предназначен для оценки отношений к начальникам и старшим по возрасту и положению. Он содержит 13 утверждений, которые в тесте имеют номера: 16,28,35,36,38,52,53,77,79,104,105,110,132.
Испытуемые с высокими оценками фактора 4 могут иметь качества: доверие к начальнику, уважение старшего, готовность добросовестно выполнить приказание начальника и оказать помощь старшему, умение понять своего начальника и встать на его сторону. Для испытуемых с низкими оценками фактора 4 могут быть характерны: неудовлетворенность действиями руководителя, недоверие начальнику, неисполнительность и недоброжелательность, нежелание оказывать помощь старшим и уважать их.
Фактор 5-«доброжелательность и близость к подчиненным» — служит для оценки отношения к подчиненным и зависимым людям. Он включает 18 утверждений, которые в тесте имеют номера: 5,6,9,21,22,28,47,50,51,58,66,67,68,79,101, 102,121,123.
Испытуемые с высокими оценками фактора 5 могут иметь такие качества как внимательность к просьбам подчиненных, верность слову и обещаниям, стремление следовать демократическому стилю руководства. Для испытуемых с низкими оценками фактора 5 могут быть характерны: пренебрежительное отношение к подчиненным, невнимательность к запросам людей, холодность и неприступность.
Фактор 6-«добросовестность и трудолюбие» — предназначен для оценки отношения к физическому и умственному труду, уважения к общественно полезному труду, умению добросовестно трудиться. Утверждения для этого фактора имеют номера:11,32,33, 64,84,97, 115,120.
Испытуемые с высокими оценками фактора 6 могут отличаться добросовестным отношением к своим служебным обязанностям, высоким трудолюбием, увлеченностью физическим и интеллектуальным трудом.
Для испытуемых с низкими оценками фактора 6 могут быть характерны такие качества, как бездеятельность, нежелание трудиться, лень, отрицательное отношение к общественно полезному труду.
Фактор 7 – «самоконтроль и самодисциплина» -предназначен для оценки умения целенаправленно развивать нравственные качества, укреплять волю, регулировать поступки, сдерживать свои чувства. В тесте этот фактор имеет 22 утверждения: 3,4,8,18,29,30,37,38,48,50,51,55,59,71,81,83,89,95, 96,102,114,122.
Испытуемые с высокими оценками фактора 7 могут иметь сильную волю, способность анализировать свои поступки и регулировать поведение, самообладание, сдержанность, уравновешенность и спокойствие, привычки подчинять себя требованиям общества. Для испытуемых с низкими оценками фактора 7 возможны такие качества, как неисполительность, недисциплинированность, неуравновешенность, импульсивность, агрессивность, стокость.
Фактор 8-» благородство, уважение к женщине» — имеет цель изучить отношение испытуемого к женщине, девушке, матери. В тесте данный фактор содержит 11 утверждений: 8,25,43,74,75,80,85,106,107, 119,140.
Испытуемые с высокими оценками фактора 8 могут обладать благородными чувствами к женщине, уважительным отношением к слабому полу, великодушием и деликатностью, чуткостью и терпимостью. Для испытуемых с низкими оценками фактора 8 возможны качества: неуважение к женщине,невнимательность,циничность,грубость,лживость,вероломство.
Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических ...
... оценка психофизиологических качеств человека является довольно актуальной задачей, которая особенно остра сейчас, при включении человека в сложные технические системы "человек-машина", высокой ... испытуемых. ... фактора времени и экономической целесообразности показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необходимым комплексом психофизиологических качеств, ...