Возрастная физиология для псих 2 к

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра физиологии человека и животных

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Учебно-методическиеуказания студентам бакалавриата психологического факультета

для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Возрастная физиология»

Составители О.А. Ведясова, И.Д. Романова

Самара Издательство «Самарский университет»

2011

Возрастная физиология – наука, изучающая закономерности становления и развития функций организма на протяжении всего онтогенеза. В зарубежной науке для обозначения раздела физиологии, изучающего морфофункциональные особенности человека в разные возрастные периоды, используют названия «физиология развития», «физиология старения» и т. п.

При этом задачи физиологии развития (developmental physiology)

ограничиваются, главным образом, изучением собственно становления физиологических функций, то есть раннего онтогенеза, тогда какфизиология старения, (aging physiology) разрабатывает физиологические аспекты старения и старости, то есть изучаетпоздний онтогенез.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Ключевым вопросом данной образовательной дисциплины является научно обоснованное деление онтогенеза на возрастные периоды с использованием морфологических, антропометрических, функциональных (в том числе физиологических и биохимических), социально-организационныхкритериев. При составлении возрастных периодизаций онтогенеза в физиологии принято использовать ряд унифицированных терминов, в том числе «период онтогенеза», «фаза онтогенеза», «критический период».

Период онтогенеза (этап онтогенеза, возрастной период) – строго очерченный временной отрезок онтогенеза в течение которого основные физиологические отправления организма являются более-менее однозначными, а взаимоотношения организма с окружающей средой относительно стабильными.

10 стр., 4939 слов

Понятие развития в возрастной психологии и его соотношение со ...

... по смыслу. Актуальность данной темы  обусловлена значимостью понятия развития в возрастной психологии как основного понятия, отражающего динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности, качественно ...

Фаза онтогенеза – мелкий временной этап в пределахкакого-либовозрастного периода. Характеризуется определенными особенностями, которые служат качественными показателями развития, но не могут в отдельности обеспечить переход на новую форму взаимоотношения со средой.

Критический период (переломный этап) – относительно узкий времен-

ной интервал, в течение которого происходит переход организма из одного возрастного периода в другой. В такие периоды идет преобразование взаимосвязей в центральных звеньях регуляции процессов жизнедеятельности, формируются качественно новые регуляторные цепи. Существует мнение, что для организма в критические периоды характерно явление импритинга. В плане формирования физиологической зрелости организма особо значимы критические периоды антенатального и раннего постнатального онтогенеза, а также подростковый период.

К настоящему времени составлены различные варианты возрастных периодизаций онтогенеза, однако наиболее популярными среди отечественных специалистов являются схемы И.А. Аршавского (1965, 1967), В.В. Бунака

(1965) и М.С. Маслова (1952).

В периодизации, разработанной отечественным геронтологом И.А. Аршавским, при делении жизненного цикла на возрастные этапы в качестве основного использован социально-организационныйкритерий (например, воз-

можность обучения в школе и др.), а также в значительной степени учтены функциональные критерии (способ питания, тип мышления, характер двигательной активности и др.).

Периодизация онтогенеза, предложенная В.В. Бунаком, опирается, главным образом, на антропометрические, морфологические и биохимические (метаболические) критерии.

Возрастная периодизация, составленная известным отечественным врачом М.С. Масловым, представляет собой педиатрический вариант деления онтогенеза на периоды и опирается преимущественно на социальноорганизационные и физиологические критерии.

Схема возрастной периодизации онтогенеза по М.С. Маслову (1952)

№ п/п

Название периода

Продолжительность

 

 

 

1

Период утробного детства

10 лунных месяцев

 

 

 

2

Период новорожденности

7–10дней

3

Грудной период

до 12–14месяцев

 

 

 

4

Период молочных зубов:

от 1 года до 6–7лет

 

 

 

 

первое детство (или ясельный

от 1 года до 3–4лет

 

возраст)

 

 

 

второе детство (или дошкольный

от

4 до 7 лет

 

возраст)

 

 

 

 

 

 

5

Период отрочества

с 7

до 13–15лет

 

(третье детство, школьный возраст)

 

 

6

Период полового созревания:

 

 

 

— у девочек

от

13 до 18 лет

 

— у мальчиков

от

15 до 20 лет

Схема подразделения цикла индивидуального развития человека по В.В. Бунаку (1965)

Стадия

Возрастной

 

Возраст

 

 

Пол

 

 

 

период

 

 

мужской

 

женский

 

 

ВНУТРИУТРОБНЫЙ ЦИКЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмбриональный

 

 

0 – 8 недель

 

 

Прогрессивная

 

 

 

 

 

 

Переходный

 

 

8 – 16 недель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фетальный

 

Ранний

4 – 6 лунных месяцев

 

 

 

 

Средний

7 – 8 лунных месяцев

 

 

 

 

Поздний

8 – 10 лунных месяцев

 

 

ВНЕУТРОБНЫЙ ЦИКЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Младенческий

 

Начальный

1

– 3 месяца

 

 

 

 

 

 

 

4

– 6 месяцев

 

 

 

 

 

 

Средний

7

– 9 месяцев

 

 

 

 

 

 

Конечный

10

– 12 месяцев

 

 

 

Первого детства

 

Начальный

1

– 4 лет

 

 

 

 

 

 

Конечный

5

– 7 лет

 

 

 

 

Второго детства

 

Начальный

8

– 10 лет

8 – 9 лет

Стабильная

 

 

 

Конечный

11

– 13 лет

10

– 12 лет

 

 

Подростковый

 

 

14

– 17 лет

12

– 16 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юношеский

 

 

18

– 21 год

17

– 20 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взрослый

 

Первый

22

– 28 лет

21

– 26 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй

29

– 35 лет

27– 32 года

 

 

Зрелый

 

Первый

36

– 45 лет

33

– 40 лет

 

 

 

 

Второй

46

– 55 лет

41

– 50 лет

 

 

Пожилой

 

Первый

56

– 63 года

51

– 57 лет

 

 

(предстарческий)

 

Второй

64

– 70 лет

58

– 63 года

Регрессивная

 

Старческий

 

Первый

71– 77 лет

64– 70 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй

78–83года

71– 77 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позднестарческий

 

 

С 84 лет

С 78 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизация онтогенеза человека, принятая

на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1967)

 

 

Продолжительность

№ п/п

Название периода

периода

 

 

 

 

 

 

Мужской пол

Женский пол

 

 

 

 

1.

Новорожденный

От 1 до 10 суток

 

 

 

2.

Грудной возраст

От 10 суток до 1 года

 

 

 

 

3.

Детство

 

 

 

 

 

 

Раннее детство

1–3года

 

 

 

 

Первое детство

4–7лет

 

 

 

 

 

Второе детство

8–12лет

8–11лет

 

 

 

 

4.

Подростковый возраст

13–16лет

12–15лет

 

 

 

 

5.

Юношеский возраст

17–21лет

16–20лет

 

 

 

 

6.

Зрелый возраст

 

 

 

 

 

 

 

1-йпериод

22–35лет

21–35лет

 

 

 

 

 

2-йпериод

36–60лет

36–55лет

 

 

 

 

7.

Пожилой возраст

61–74года

56–74года

 

 

 

 

8.

Старческий возраст

75–90лет

 

 

 

9.

Долгожители

90 лет и старше

 

 

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Факторы индивидуального развития организма

Вопросы для подготовки к занятию

1.Общая характеристика факторов, определяющих развитие организма в разные периоды онтогенеза.

2.Гестационная доминанта как важнейший фактор развития человека в антенатальном онтогенезе.

3.Действие тератогенных биологических факторов и аномалии развития человека: вирусные и бактериальные инфекции: краснуха, грипп, герпес, цитомегаловирусная инфекция, сифилис и др. (см. Приложение 4).

4.Действие тератогенных и прочих химических факторов (алкоголь, наркотики, никотин, гипоксия, лекарственные препараты и др.).

5.Резус-конфликти нарушение развития плода.

Терминологический словарь

Антенатальная патология – патология зародыша и плода, возникающая в антенатальный период от момента оплодотворения яйцеклетки до начала родов. Ее причины делят на эндогенные и экзогенные. Типы аномалий антенатального развития – гаметопатия, бластопатия, эмбриопатия, фетопатия (определения см. далее).

Бластопатия – патология зародыша, возникающая под влиянием различных вредных факторов в период интенсивного дробления оплодотворенной яйцеклетки (с4-годо15-годня после оплодотворения).

Гаметопатия – патология внутриутробно развивающегося организма, связанная с изменениями наследственного материала в процессе закладки и развития половых клеток родителей (гаметогенез) или во время оплодотворения и первых стадий дробления зиготы.

Герминальный период (лат. germen, germinis – росток, зародыш) –собственно зародышевый период внутриутробного развития.

Гестационная доминанта (доминанта беременности) – местный очаг повышенной возбудимости в коре большого мозга, возникающий у матери с момента начала беременности и определяющий характер протекания последней. Вокруг очага гестационной доминанты по физиологическим законам индукции создается поле торможения нервных процессов, что проявляется в некотором заторможенном состоянии беременной, преобладании у нее интересов, непосредственно связанных с рождением и здоровьем будущего ребенка.

Гипоксия (греч.hypo – ниже и лат.oxygenium – кислород) – понижение содержания кислорода в тканях.

Гомеостаз(ис) (греч.homois – подобный иstatis – постоянный)–поддержаниеотносительного постоянства внутренней среды организма.

Гоминидная триада – три комплексасоциально-опосредованныхморфофункциональных признаков организма человека (комплекс прямохождения, комплекс трудовой деятельности, информационнокоммуникационный комплекс).

Материнская доминанта – последовательность сменяющих друг друга доминант беременности (гестационной), родов и грудного вскармливания (лактационной).

Надежность организма как биосистемы – всеобщий закон индивидуального развития и фактор онтогенеза; показатель наличия и объема резервных возможностей организма; такой уровень регулирования физиологических процессов, который обеспечивает оптимальную деятельность как организма в целом, так и его отдельных систем. Надежность организма является важнейшим интегрально наследуемым признаком.

Онтогенез (греч.ontos – сущее,genesis – развитие) – полный цикл индивидуального развития организма от оплодотворения до смерти.

Плод (лат.fetus) — развивающийся в материнской утробе человеческий организм с9-йнедели развития и до момента рождения.

Тератогенный фактор (греч.teras, teratos – чудовище, урод) – фактор, вызывающий аномалии развития, уродства.

Тератома – опухоль, являющаяся следствием нарушения развития зародыша и содержащая различные ткани (мышцы, кости, кожу, железистую и нервную ткани).

Фетопатии – повреждения плода, возникающие под влиянием экзогенных воздействий в фетальный период (с начала9-йнедели внутриутробного развития до родов).

Эмбриопатия – патология эмбриона, обусловленная действием вредных агентов в период с(7-годня после оплодотворения до конца8-йнедели внутриутробного развития).

ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Морфофункциональное развитие висцеральных систем

организма в антенатальном онтогенезе

Вопросы для подготовки к занятию

1.Основные изменения и маркирующие признаки, характерные для периодов антенатального онтогенеза по А.И. Аршавскому (герминальный, эмбриональный и фетальный периоды, интранатальный этап).

2.Формирование зародышевых листков и органогенез в антенатальном периоде.

3.Закладка и развитие сердечно-сосудистойсистемы (норма и пороки развития).

4.Особенности кровообращения плода.

5.Закладка и развитие половой системы. Дифференциация пола.

6.Закладка и развитие мочевыделительной системы у мальчиков и девочек.

7.Многоплодие. Виды близнецов.

8.Интранатальный этап. Акт родов (физиологические и клинические аспекты).

Терминологический словарь

Близнецы гомозиготные – организмы, развивающиеся из одной зиготы в результате расхождения бластомеров на ранних этапах беременности (со

2 по 12 дни).

Близнецы гетерозиготные – организмы, параллельно развивающиеся в результате оплодотворения двух или более яйцеклеток

Боталлов проток – артериальный проток, соединяющий у плода легочный ствол и аорту.

Интранатальный этап – промежуток времени от начала родовой деятельности до рождения ребенка, одним из признаков которого является переход организма с плацентарного газообмена на легочный газообмен.

Мезодерма – средний зародышевый листок, формируется на15-16дни внутриутробного развития.

Овальное окошко – отверстие в межпредсердной перегородке плода.Стеноз – порок развития кровеносных сосудов в виде сужения просвета.

Пролапс митрального клапана – патологическое состояние,

характеризующееся выпячиванием (реже – выворачиванием) одной или обеих створок клапана в полость левого предсердия во время систолы левого желудочка.

Трофика (греч.trophe – питание) – совокупность обменных процессов, лежащих в основе клеточного питания и обеспечивающих сохранение структуры и функции тканей и органов.

Эктодерма – наружный зародышевый листок, формируется на7-8дни внутриутробного развития.

Энтодерма – внутренний зародышевый листок, формируется на7-8дни внутриутробного развития.

ЗАНЯТИЕ 3 Тема: Морфофункциональное развитие детей в раннем

постнатальном онтогенезе

Вопросы для подготовки к занятию

1.Неонатальный период. Маркирующие физиологические признаки развития организма новорожденных детей.

2.Рефлексы новорожденных.

3.Возрастные особенности периода лактотрофной формы питания и периода сочетания лактотрофного питания с прикормом.

4.Проблема питания в раннем постнатальном онтогенезе.

5.Формирование двигательных реакций на протяжении первого года жизни.

6.Закладка и развитие дыхательной системы.

7.Особенности дыхания грудных детей (физиологические и клинические аспекты).

8.Фатальные нарушения дыхательной функции у детей грудного возраста (синдромы «проклятия Ундины» и внезапной детской смерти во сне).

9.Формирование иммунной системы в антенатальном периоде и еѐ развитие в раннем постнатальном онтогенезе. Роль вилочковой железы (тимуса) в формировании иммунного статуса организма.

10.Искусственный иммунитет. Прививки. Календарь вакцинации в России (см. Приложение 1).

Терминологический словарь

Грудное вскармливание – вскармливание ребенка материнским молоком, состав которого последовательно меняется от молозива через переходное молоко к зрелому.

Зрелое молоко – секрет молочных желез матери, вырабатываемый, начиная с8-10дня после рождения ребенка.

Молозиво – секрет молочных желез матери, вырабатываемый в течение1-10дней после рождения ребенка.

Переходное молоко – секрет молочных желез матери, вырабатываемый с 4 по 10 дни после рождения ребенка Является смесью молозива и начинающего секретироваться зрелого молока.

Стридорозное дыхание новорожденных, стридор (лат. stridor – шипение,

свист) – это шумный вдох, возникающий у малыша в первые дни жизни. Тембр, громкость и высота этого звука у всех детей разные. Стридорозное дыхание может напоминать свист, икоту, крик петуха. У одних новорожденных оно сохраняется постоянно, усиливаясь во сне. У других появляется при возбуждении или плаче. Причина – в затруднениях при прохождении воздуха через верхние дыхательные пути. Исчезает к 1-1,5годам.

Календарь прививок – график вакцинации детей, принятый государством. В разных странах календари прививок различаются по срокам и набору вакцин. В России последняя редакция национального календаря прививок принята 31 января 2011 года (календарь см. в Приложении 1).

Энергетические процессы – процессы обмена веществ, обеспечивающие энергоснабжение клеток для выполнения актов жизнедеятельности.

Энергетический баланс – разница между количеством энергии, поступающей с пищей, и энергией, расходуемой организмом.

ЗАНЯТИЕ 4 Тема: Морфофункциональное развитие детей ясельного

возраста

Вопросы для подготовки к занятию

1.Общая характеристика возрастных особенностей детей ясельного (преддошкольного) периода онтогенеза. Маркирующие физиологические признаки ясельного возраста.

2.Становление двигательной активности в ясельном периоде. Освоение локомоторных актов.

3.Развитие вербальной деятельности у детей ясельного возраста.

4.Морфофункциональные особенности пищеварительной системы детей ясельного возраста. Развитие молочных зубов.

5.Пищевой рацион и режимы питания детей ясельного возраста.

6.Морфофункциональные особенности дыхательной системы детей ясельного возраста.

7.Морфофункциональные особенности мочевыделительной системы детей ясельного возраста.

8.Морфофункциональные особенности сердечно-сосудистойсистемы детей ясельного возраста.

Терминологический словарь

Дыхательная аритмия сердечного ритма – изменение частоты сокращений сердца в соответствии с фазами дыхания (на выдохе сердцебиение обычно урежается, а на вдохе — учащается).

Локомоция (локомоторные двигательные акты) – перемещение тела в пространстве посредством ходьбы и бега.

Молочные зубы – непостоянные зубы (в количестве 20), прорезывающиеся обычно в интервале от 6 месяцев до 2 лет.

Преддошкольный (ясельный) возраст – период онтогенеза от 1 года до 2,5 – 3 лет. Иначе называется начальным периодом первого детства.

Репрезентативное мышление – конкретно-образноемышление, мышление простыми и сложными предположениями и интуициями.

Речевой бум – активное развитие речи (артикуляции и фразообразования) у детей в возрасте2–3лет (Н.И. Красногорский, 1958).

Сенсомоторный интеллект – наглядно действенное мышление или мышление в действии (Ж. Пиаже, 1952).

Тоническое мышечное сокращение – медленное сокращение скелетной мышцы с большой длительностью фазы укорочения и напряжения мышечных волокон.

Фазическое мышечное сокращение – быстрое сокращение скелетной мышцы с оптимальным соотношением фаз укорочения и расслабления мышечных волокон.

ЗАНЯТИЕ 5 Тема: Особенности развития детей дошкольного возраста

Вопросы для подготовки к занятию

1.Общая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного периода онтогенеза (от 3–3,5до6–7лет).

2.Особенности двигательной активности в детей дошкольного возраста. Двигательные качества дошкольника.

3.Особенности высшей нервной деятельности дошкольников (динамика свойств нервных процессов, условно-рефлекторнаядеятельность, развитие речи и мышления).

4.Игровая деятельность дошкольников.

5.Школьная зрелость. Критерии и методы еѐ оценки (см. Приложения 2, 3).

6.Возрастные особенности структуры и деятельности систем висцеральных органов (дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистойи др.) у дошкольников.

Терминологический словарь

Сюжетно-ролевая игра – основной вид игровой деятельности детей дошкольного возраста. Главными компонентамисюжетно-ролевойигры

Возрастная физиология для псих 2 к — Стр 2

являются воображаемая ситуация, сюжет и роли. В процессе игры ребѐнок отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет.

Тест А. Керна – Я. Ирасека – метод оценки степени психофизиологической зрелости дошкольника на основе анализа школьных навыков и уровня интегративности мыслительной деятельности (см. Приложение 3).

«Филиппинский тест» – метод оценкианатомо-физиологическойготовности ребѐнка к школьному обучению на основании определения пропорций частей тела (см. Приложение 2).

Школьная зрелость – совокупностьанатомо-физиологических,конституциональных и психофизиологических параметров шестисемилетнего ребѐнка. Отражает готовность ребѐнка выполнять требования, предъявляемые школой.

ЗАНЯТИЕ 6 Тема: Физическое развитие детей и подростков

Вопросы для подготовки к занятию

1.Общая характеристика и биологическое содержание показателей физического развития детей и подростков (соматометрические, соматоскопические и физиологические показатели).

2.Количественная и качественная характеристика уровня физического развития человека в интервале от преддошкольного до юношеского возраста.

3.Развитие скелета в школьном возрасте (физиологические и гигиенические аспекты)

4.Осанка и причины еѐ нарушений. Виды осанки и их характеристика.

5.Явления акселерации и ретардации физического развития и определяющие их факторы.

6.Классификация соматотипов детей и подростков (по В.Г. Штефко и А.Д. Островскому).

Сроки формирование разных типов соматической конституции.

Терминологический словарь

Акселерация (лат.acceleratio – ускорение) – наблюдаемое за последние 100 лет ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с

предыдущим поколением. лат.

Конституция – совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей строения и функций организма, которые закреплены наследственно, а также частично возникают под влиянием жизни и определяют специфику реакций организма на различные воздействия среды (социальные,природно-климатические,болезнетворные и др.)

Конституция санитарная – совокупностьструктурно-механическихсвойств организма (например, особенностей силы и телосложения), обусловленных, в первую очередь, тотальными размерами тела.

Конституция функциональная – особенности телосложения, обусловленные, главным образом, биохимической спецификой процессов жизнедеятельности (углеводным, жировым иводно-солевымобменами).

Ретардация развития (лат.retardatio – замедление) задержка, замедление развития.

Соматотип (соматическая конституция) – конституция как габитус, то есть тип телосложения, физические особенности человека.

Физическое развитие – комплексная характеристика уровня здоровья, морфологических и функциональных показателей организма человека.

Эпохальный сдвиг – увеличение размеров тела человека, снижение возраста полового созревания, укорочение ростового периода, увеличение продолжительности жизни и периода трудоспособности современного человека по сравнению с предыдущими эпохами.

ЗАНЯТИЕ 7 Тема: Физиология подростков

Вопросы для подготовки к занятию

1.Фазы подросткового возраста. Физиологические преобразования в организме на протяжении подросткового периода.

2.Пубертатный скачок роста и изменения массы тела у мальчиков и девочек.

3.Особенности высшей нервной деятельности подростков.

4.Неврологические расстройства у подростков (вегето-сосудистаядистония, мигрень, нарушения сна, дисморфофобия и проч.).

5.Отклонения полового развития детей и подростков (генетические аномалии, гормональные дисфункции).

6.Постпубертатный период. Морфофункциональное и психологическое дозревание организма юношей и девушек.

Терминологический словарь

Препубертатная фаза – первая стадия полового созревания, связанная с началом функционированиягипоталамо-гипофизарно-гонадальнойсистемы. Характеризуется появлением первых симптомов полового созревания.Пубертатная фаза – собственно процесс полового созревания,

определяемый началом функционирования гонад и выработки половых продуктов.

Постпубертатная фаза – период стабилизации наступившей у подростков половой зрелости и соответствующий юношескому возрасту.

ЗАНЯТИЕ 8 Тема: Поздний онтогенез

Вопросы для подготовки к занятию

1.Периоды позднего онтогенеза

2.Теории и механизмы старения (молекулярно-генетические,физиологические, иммунные, нейрорегуляторные, генорегуляторные).

3.Витаукт (процесс антистарения), его механизмы и взаимосвязь с процессом старения.

4.Продолжительность жизни человека как медико-биологическаяи социальная проблема современности. Статистические данные о продолжительности жизни населения в России и зарубежных государствах в исторической шкале и на современном этапе.

5.Факторы, определяющие продолжительность жизни в детском возрасте.

6.Факторы, определяющие продолжительность жизни в стационарном периоде и позднем онтогенезе.

Терминологический словарь

Витаукт (греч.vita – жизнь иauctum – увеличивать) процесс антистарения. Термин предложен украинским геронтологом В.В. Фролькисом.

Гериатрия (греч.geron – старик и iatreia – лечение) – область клинической медицины, разрабатывающая методы диагностики, профилактики и лечения болезней людей пожилого и старческого возрастов. Объекты изучения гериатрии – женщины с 55 лет и мужчины с 60 лет.

Геронтопсихология – наука, изучающая психику и поведение людей пожилого и старческого возрастов.

Декомпенсация – недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма.

Компенсация – физиологический процесс оптимального восстановления функций организма.

Прогерия (греч.pro до,geron старик) – редчайший генетический дефект в виде изменений кожи и внутренних органов, обусловленных преждевременным старением организма. Выделяют детскую прогерию (синдромГатчинсона-Гилфорда)и прогерию взрослых (синдром Вернера).

Резервы физиологические (лат.reservare – сберегать, сохранять) – разность между максимально достижимым уровнем специфической физиологической функции и уровнем этой функции в условиях покоя.

Резервы функциональные – диапазон уровня изменений функциональной активности физиологических систем и психических процессов, обеспечивающий возможность существования и деятельности в усложненных условиях внешней среды.

Старение (1) – неизбежный и закономерно нарастающий во времени биологический процесс, начинающийся задолго до старости и ведущий к сокращению приспособительных возможностей организма к факторам внешней и внутренней среды и увеличивающий вероятность смерти (Фролькис В. В. Старение. Нейрогуморальные механизмы. Киев: Наукова думка, 1981).

Старение (2) – физиологический процесс, сопровождающийся закономерно возникающими генетически запрограммированными изменениями, ограничивающимиадаптационно-приспособительныемеханизмы организма и неизбежно приводящими к смерти (Словарь физиологических терминов. М.: Наука, 1987).

ЗАНЯТИЕ 9 Тема: Изменения структуры и функций центральной

нервной системы в позднем онтогенезе

Вопросы для подготовки к занятию

1.Инволюционные морфофизиологические изменения мозга человека в пожилом и старческом возрастах.

2.Нарушения памяти как основная особенность высшей нервной деятельности пожилых людей.

3.Эмоциональный статус пожилого человека.

4.Особенности когнитивных функций пожилых лиц. Причины и механизмы угасания когнитивной деятельности мозга в позднем онтогенезе.

5.Нейродегенеративные заболевания в позднем онтогенезе (сенильные деменции, болезнь Альцгеймера, возрастной дисциркуляторный синдром, синдром Паркинсона, возрастные мозжечковые синдромы и др.).

Терминологический словарь

Болезнь Альцгеймера – неизлечимое дегенеративное заболевание коры больших полушарий головного мозга, характеризующееся постепенной потерей умственных способностей (память, речь, логическое мышление) и прогрессивным развитием деменции (слабоумия).

Риск развития болезни Альцгеймера повышается после 65 лет. Варианты сенильная деменция Альцгеймерова типа, пресенильная деменция.

Память (неврологическая) – важнейшая психическая функция, Способность нервной ткани (мозга) запоминать, хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, многократно воспроизводить и использовать еѐ в поведении.

Паркинсонизм («дрожательный паралич») – хроническое прогрессирующее дегенеративное заболевание головного мозга (поражение базальных ядер и черной субстанции), клинически проявляющееся нарушением движений за счѐт усиления тонуса скелетных мышц.

Тремор – дрожание, отмечающееся в конечностях, веках при некоторых неврологических заболеваниях, в т.ч. в позднем онтогенезе при атрофии тормозных нейронов (например, клеток Пуркинье) в коре мозжечка.

Эмоции (франц. –emotion, лат.emoveo, emovere – волновать, возбуждать) – своеобразные переживания человеком своего отношения кчему-либоиликому-либо.Это отражение мозгомкакой-либоактуальной потребности и вероятности (возможности) еѐ удовлетворения.

Энграмма – форма хранения информации во внутренней, психической сфере человека (например, энграммы памяти).

ЗАНЯТИЕ 10 Тема: Онтогенез сенсорных функций

Вопросы для подготовки к занятию

1.Морфогенез зрительной сенсорной системы.

2.Световоспринимающая функция в онтогенезе: световая чувствительность, фиксация взора, острота зрения, аккомодационная способность глаза.

3.Проблема детской близорукости.

4.Формирование цветоощущения в онтогенезе.

5.Предметное зрение и поле зрения в онтогенезе.

6.Закладка и развитие органов слуха и равновесия в антенатальном онтогенезе. Начало и особенности функционирования слуховой сенсорной системы у плода.

7.Особенности функций слуховой системы на ранних этапах постнатального развития (восприятие звуков различной частоты и интенсивности, слуховая чувствительность к чистым тонам и речи и др.).

8.Возрастные особенности слуха в стационарном периоде и позднем онтогенезе.

9.Развитие функций вестибулярного анализатора в антенатальном и постна-

тальном онтогенезе.

10.Возрастная динамика функции соматосенсорной системы (кожная и мышечная чувствительность).

11. Динамика обоняния и вкуса в раннем и позднем онтогенезе.

ЗАНЯТИЕ 11 Тема: Онтогенез эндокринной регуляции функций

Вопросы для подготовки к занятию

1.Морфофункциональное развитие гипофиза в антенатальном онтогенезе.

2.Гормональная активность гипофиза в постнатальный период. Клиническая картина гипо- и гиперсекреции гормона роста и адренокортикотропного гормона.

3.Морфофункциональное развитие шишковидной железы (эпифиза) в антенатальном и постнатальном онтогенезе. Клиническая картина гипо- и гиперфункции эпифиза в постнатальном онтогенезе.

4.Морфофункциональное развитие щитовидной железы в антенатальном онтогенезе.

5.Причины и последствия гипотиреоза в антенатальном и раннем постнатальном онтогенезе. Роль материнской щитовидной железы в развитии плода.

6.Клиническая картина гипо- и гиперфункции щитовидной железы в постнатальном онтогенезе.

ЗАНЯТИЕ 12 Тема: Возрастная динамика структуры и функций

периферических желез внутренней секреции

Вопросы для подготовки к занятию

1.Морфофункциональное развитие островкового аппарата (островков Ленгерганса) поджелудочной железы.

2.Детский сахарный диабет, его причины и особенности. Сахарный диабет в пожилом возрасте.

3.Морфофункциональное развитие надпочечников.

4.Причины и последствия гипо- и гиперфункции мозгового и коркового слоев надпочечников в антенатальном и постнатальном онтогенезе.

5.Возрастная динамика развития структуры и гормональной активности женских половых желез.

6.Возрастная динамика развития структуры и гормональной активности мужских половых желез.

Терминологический словарь

Андрогены (греч.andros – мужчина,genes – порождающий) – мужские половые гормоны, секретируются половыми железами и сетчатой зоной коры надпочечников (главный гормон – тестостерон).

Необходимы для развития половой системы, полового созревания, формирования вторичных половых признаков и полноценной половой функции.

Вирилиза́ция (лат.virilis мужской, свойственный мужчине) процесс проявления мужских черт (тип телосложения, оволоcение, тембр голоса и др.) у мужчин и женщин под влиянием гормонов (в том числе андрогенов).

Гипергликемия – повышение содержания глюкозы (сахара) в крови до уровня более 6,7 ммоль/л.

Гипогликемия – снижение содержания глюкозы (сахара) в крови до уровня менее 3,3 ммоль/л.

Гирсутизм – избыточное оволосение по мужскому типу у женщин, проявляющееся появлением усов и бороды, чрезмерным ростом волос на туловище и конечностях, главным образом связанное с повышением концентрации андрогенов (мужских гормонов) в крови.

Глюкозурия – наличие глюкозы в моче. Причины: сахарный диабет, физиологическая гипергликемия(н-р,при избыточном употреблении в пищу углеводов), синдромИценко-Кушинга,гипертиреоз, почечная недостаточность и др.

Инсулин – гормон поджелудочной железы, понижающий содержание глюкозы в крови.

Кетонурия – наличие в моче кетоновых тел (например, ацетомасляной и ацетоуксусной кислот) при ряде заболеваний, включая сахарный диабет.

Маскулинизация (лат.masculinus мужской) процесс накопления у особи вторичных половых признаков мужского пола.

Островки Лангерганса – эндокринная ткань поджелудочной железы (островковый или инсулярный аппарат данной железы).

Феминизация (лат.femina женщина) развитие соматических и психических признаков, присущих женскому полу. Термин используют для описания динамики полового созревания и соматического развития у женщин, а также для характеристики клинического синдрома, связанного с абсолютной или относительной гиперэстрогенемией или резистентностьюорганов-мишенейк андрогенам у мужчин.

Эстрогены (греч.oistros – неистовое желание, страсть;genes – порождающий)

– женские половые гормоны, вырабатываются яичниками, корковым веществом надпочечников и плацентой (например, эстрадиол, эстрон, эстриол, прогестерон).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

1.Предмет и задачи возрастной физиологии. Место возрастной физиологии в системе наук о человеке (связь с психологией, педиатрией, геронтологией и др.).

2.Ведущие факторы индивидуального развития и их характеристика.

3.Проблема возрастной периодизации онтогенеза. Критерии периодизации.

4.Варианты возрастной периодизации онтогенеза.

5.Антенатальный онтогенез, его периоды и их характеристика

6.Основные возрастные изменения периода новорожденности.

7.Основные возрастные изменения в период лактотрофной формы питания и период сочетания лактотрофного питания с прикормом.

8.Возрастная характеристика преддошкольного (ясельного) периода.

9.Возрастная морфофункциональная характеристика дошкольников. Школьная зрелость.

10.Морфофункциональная характеристика младших школьников.

11.Возрастные морфофункциональные особенности подростков.

12.Период юношества и его возрастные особенности.

13.Основные показатели физического развития детей и подростков.

14.Классификация соматотипов детей и подростков.

15.Конституциональные особенности человека в зрелом возрасте.

16.Период половой зрелости, его характерные признаки.

17.Поздний онтогенез и его периоды. Понятие о старении и старости. 18.Теории старения.

19.Характерные черты старения.

20.Проблема витаукта (антистарения).

21.Основные возрастные изменения скелета головы.

22.Основные возрастные изменения позвоночника. Виды осанки.

23.Основные возрастные изменения грудной клетки.

24.Возрастные изменения скелета поясов и свободных конечностей.

25.Возрастная динамика силы и выносливости скелетных мышц.

26.Возрастная динамика скорости и координации движений.

27.Этапность в развитии нервной системы (П.К. Анохин).

Стадии становления рефлекторных реакций в антенатальном онтогенезе.

28.Морфофункциональное развитие спинного мозга в онтогенезе. 29.Возрастное развитие структуры и функций отделов мозгового ствола. 30.Возрастное развитие структуры и функций мозжечка.

31.Возрастная динамика созревания структуры и функций коры больших полушарий.

32.Световоспринимающая функция в онтогенезе: световая чувствительность, фиксация взора, острота зрения, аккомодационная способность хрусталика. Предметное зрение и поле зрения в онтогенезе.

33.Формирование цветоощущения в онтогенезе.

34.Высшая нервная деятельность детей до 1 года. 35.Высшая нервная деятельность детей от 1 года до 3 лет. 36.Высшая нервная деятельность детей от 3 до 6 лет. 37.Высшая нервная деятельность детей от 6 до 11 лет. 38.Высшая нервная деятельность подростков.

39.Высшая нервная деятельность человека в стационарном периоде.

40.Высшая нервная деятельность человека в инволюционном периоде.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основной

1.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.

2.Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Издательский центр

«Академия», 2000. 376 с.

Дополнительный

1.Анатомия, физиология, психология / под ред. А.С. Батуева. С.-Пб.:Питер, 2002. 256 с.

2.Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник. М.: Медицинская книга, 1984. 576 с.

3.Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1991. 256 с.

4.Безруких М.М. Проблемные дети. М.: Изд-воУРАО, 2000. 312 с.

5.Биология старения: рук-вопо физиологии. Л.: Наука, 1980. 616 с.

6.Возрастная физиология: рук-вопо физиологии. Л.: Наука, 1975. 692 с.

7.Гаврилов Л.А., Гаврилова Н.С. Биология продолжительности жизни. М.:

Наука, 1991. 280 с.

8.Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособ. Воронеж: Изд-воВГУ, 2008. 92 с.

9.Диагностика психического развития / И. Шванцара [и др.]. Прага:

Авиценум, 1978. 388 с.

10.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. 384 с. 11.Избранные лекции по современной физиологии: учебник / под ред. М.А.

Островского и А.Л. Зефирова. Казань: Арт-Кафе,2009. 332 с. 12.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в

развитии. С.-Пб.:Речь, 2001. 220 с.

13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.: Гуманитарно-издательскийцентр «Владос», 1997. 304 с.

14.Начала физиологии: учебник для студ. вузов / Ноздрачев А.Д. [и др.] / под ред. А.Д. Ноздрачева. С.-Пб:Лань, 2001. 1088 с.

15.Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Директ-Медиа,2008. 649 с.

16.Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология: учебник для вузов М.: Феникс, 2007. 411 с.

17.Пальчик А.Б. Эволюционная неврология: клиническое руководство. С.-

Пб.: Питер, 2002. 384 с.

18.Пиаже Ж. Речь и мышление ребѐнка. М.: Педагогика-Пресс,1994. 528 с. 19.Психология развития: учебник для студ. психол. и педагог. вузов /

Марютина Т.М. [и др.] / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 352 с.

20.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологическихразличий. М.: Наука, 1979. 352 с.

21.Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособ. для студентов вузов. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004. 384 с.

22.Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961. 536 с. 23.Физиологические основы здоровья человека / под ред. академика РАМН

Б.И. Ткаченко. С.-Пб.,Архангельск:Изд-воСевГМУ, 2001. 328 с. 24.Физиология эндокринной системы:рук-вопо физиологии. Л.: Наука,

1979. 680 с.

25.Фролькис В.В. Старение. Нейрогуморальные механизмы. Киев: Наукова думка, 1981. 320 с.

26.Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. 319 с.

27.Югова Е.А, Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 333 с.

28.Web-порталпоисковый медицинский сервер «PubMed».29.Медико-биологическийинформационный портал «Medline.ru».30.Информационно-аналитическийпортал «Российская психология». 31.Официальный сайт Института возрастной физиологии РАО. 32.Официальный сайтСанкт-Петербургскогоинститута биорегуляции и

геронтологии СЗО РАМН (www.gerontology.ru)

33.Официальный сайт Института геронтологии АМН Украины (

(www.geront.kiev.ua)

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Национальный календарь профилактических прививок

Категории и возраст граж-

 

дан, подлежащих профи-

Наименование прививки

лактическим прививкам

 

1

2

Новорожденные

Первая вакцинация против вирусного

в первые 24 часа жизни

гепатита В

Новорожденные

Вакцинация против туберкулеза

на 3 — 7 день жизни

 

Дети в 1 месяц

Вторая вакцинация против вирусного

 

гепатита В

Дети в 2 месяца

Третья вакцинация против вирусного

 

гепатита В

Дети в 3 месяца

Первая вакцинация против дифтерии, коклюша и

 

столбняка

 

Первая вакцинация против гемофильной инфекции1

 

Первая вакцинация против полиомиелита

Дети в 4,5 месяцев

Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша,

 

столбняка

 

Вторая вакцинация против гемофильной

 

инфекции1

 

Вторая вакцинация против полиомиелита

Возрастная физиология для псих 2 к — Стр 3

Дети в 6 месяцев

Третья вакцинация против дифтерии, коклюша и

 

столбняка

 

Третья вакцинация против вирусного

 

гепатита В

 

Третья вакцинация против гемофильной

 

инфекции1

 

Третья вакцинация против полиомиелита

Дети в 12 месяцев

Вакцинация против кори, краснухи, эпидемическо-

 

го паротита

 

Четвертая вакцинация против вирусного

 

гепатита В

Дети в 18 месяцев

Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша,

 

столбняка

 

Первая ревакцинация против полиомиелита

 

Ревакцинация против гемофильной инфекции1

Дети в 20 месяцев

Вторая ревакцинация против полиомиелита

Дети в 6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи,

 

эпидемического паротита

Дети в 6 — 7 лет

2-яревакцинация против дифтерии и столбняка

1

2

Дети в 7 лет

Ревакцинация против туберкулеза 2

 

 

Дети в 14 лет

Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка

 

Третья ревакцинация против полиомиелита

 

 

 

Ревакцинация против туберкулеза 2

 

 

Взрослые от 18 лет

Ревакцинация против дифтерии, столбняка

 

 

Дети от 1 года до 18 лет,

Вакцинация против вирусного гепатита В

взрослые от 18 до 55 лет, не

 

привитые ранее

 

Дети от 1 года до 18 лет,

Иммунизация против краснухи

девушки от 18 до 25 лет

 

Дети с 6 месяцев, учащиеся Вакцинация против гриппа 3

1-11классов; студенты высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образователь-

ных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.); взрослые старше 60 лет

Дети в возрасте 15-17лет Иммунизация против кори включительно и взрослые в возрасте до 35 лет

Примечание: 1 – вакцинации против гемофильной инфекциипро-

водится детям по следующим показаниям : иммунодефицитные состояния или анатомические дефекты, приводящие к резко повышенной опасности заболевания Hib-инфекцией;онкогематологические заболевания и/или длительная иммуносупрессивная терапия;ВИЧ-инфицированиеили рождение от ВИЧинфицированных матерей; нахождение в закрытых детских дошкольных учреждениях (дома ребенка, детские дома, специализированные интернаты для детей с психоневрологическими заболеваниями и др., противотуберкулезные са-нитарно-оздоровительныеучреждения); 2 –ревакцинация против туберкулеза проводится детям, не имеющим иммунитета к палочке Коха (с отрицательной реакцией Манту); 3 –вакцинация против гриппа проводится по желанию.

2. Сенситивные периоды действия тератогенных факторов на организм человека

 

Возраст (в неделях)

 

Органы и системы

 

 

 

Чувствительность к тератогенам

 

 

 

 

 

Наибольшая

Меньшая

 

 

 

Центральная нервная система

3-5,5

5,5 — 39

 

 

 

 

Сердце

3-7

7

-9

 

 

 

 

Верхние конечности

4-7

7

-9

 

 

 

 

Нижние конечности

4-8

8

-9

 

 

 

Глаза

4-9

9-39

 

 

 

 

Зубы

5,5-10

10

-16

 

 

 

 

Твѐрдое нѐбо

6-10

10

-14

 

 

 

 

Наружные половые органы

7-14

14

-39

 

 

 

 

Уши

4-12

12

-19