МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра физиологии человека и животных
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Возрастная физиология»
Составители О.А. Ведясова, И.Д. Романова
Самара Издательство «Самарский университет»
2011
Возрастная физиология – наука, изучающая закономерности становления и развития функций организма на протяжении всего онтогенеза. В зарубежной науке для обозначения раздела физиологии, изучающего морфофункциональные особенности человека в разные возрастные периоды, используют названия «физиология развития», «физиология старения» и т. п.
При этом задачи физиологии развития (developmental physiology)
ограничиваются, главным образом, изучением собственно становления физиологических функций, то есть раннего онтогенеза, тогда какфизиология старения, (aging physiology) разрабатывает физиологические аспекты старения и старости, то есть изучаетпоздний онтогенез.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Ключевым вопросом данной образовательной дисциплины является научно обоснованное деление онтогенеза на возрастные периоды с использованием морфологических, антропометрических, функциональных (в том числе физиологических и биохимических),
Период онтогенеза (этап онтогенеза, возрастной период) – строго очерченный временной отрезок онтогенеза в течение которого основные физиологические отправления организма являются
Понятие развития в возрастной психологии и его соотношение со ...
... по смыслу. Актуальность данной темы обусловлена значимостью понятия развития в возрастной психологии как основного понятия, отражающего динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности, качественно ...
Фаза онтогенеза – мелкий временной этап в пределах
Критический период (переломный этап) – относительно узкий времен-
ной интервал, в течение которого происходит переход организма из одного возрастного периода в другой. В такие периоды идет преобразование взаимосвязей в центральных звеньях регуляции процессов жизнедеятельности, формируются качественно новые регуляторные цепи. Существует мнение, что для организма в критические периоды характерно явление импритинга. В плане формирования физиологической зрелости организма особо значимы критические периоды антенатального и раннего постнатального онтогенеза, а также подростковый период.
К настоящему времени составлены различные варианты возрастных периодизаций онтогенеза, однако наиболее популярными среди отечественных специалистов являются схемы И.А. Аршавского (1965, 1967), В.В. Бунака
(1965) и М.С. Маслова (1952).
В периодизации, разработанной отечественным геронтологом И.А. Аршавским, при делении жизненного цикла на возрастные этапы в качестве основного использован
можность обучения в школе и др.), а также в значительной степени учтены функциональные критерии (способ питания, тип мышления, характер двигательной активности и др.).
Периодизация онтогенеза, предложенная В.В. Бунаком, опирается, главным образом, на антропометрические, морфологические и биохимические (метаболические) критерии.
Возрастная периодизация, составленная известным отечественным врачом М.С. Масловым, представляет собой педиатрический вариант деления онтогенеза на периоды и опирается преимущественно на социальноорганизационные и физиологические критерии.
Схема возрастной периодизации онтогенеза по М.С. Маслову (1952)
№ п/п |
Название периода |
Продолжительность |
|
|
|
|
|
1 |
Период утробного детства |
10 лунных месяцев |
|
|
|
|
|
2 |
Период новорожденности |
|
|
3 |
Грудной период |
до |
|
|
|
|
|
4 |
Период молочных зубов: |
от 1 года до |
|
|
|
|
|
|
первое детство (или ясельный |
от 1 года до |
|
|
возраст) |
|
|
|
второе детство (или дошкольный |
от |
4 до 7 лет |
|
возраст) |
|
|
|
|
|
|
5 |
Период отрочества |
с 7 |
до |
|
(третье детство, школьный возраст) |
|
|
6 |
Период полового созревания: |
|
|
|
— у девочек |
от |
13 до 18 лет |
|
— у мальчиков |
от |
15 до 20 лет |
Схема подразделения цикла индивидуального развития человека по В.В. Бунаку (1965)
Стадия |
Возрастной |
|
Возраст |
|
|
Пол |
|
|||
|
|
период |
|
|
мужской |
|
женский |
|||
|
|
ВНУТРИУТРОБНЫЙ ЦИКЛ |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Эмбриональный |
|
|
0 – 8 недель |
|
|
|||
Прогрессивная |
|
|
|
|
|
|
||||
Переходный |
|
|
8 – 16 недель |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Фетальный |
|
Ранний |
4 – 6 лунных месяцев |
|||||
|
|
|
|
Средний |
7 – 8 лунных месяцев |
|||||
|
|
|
|
Поздний |
8 – 10 лунных месяцев |
|||||
|
|
ВНЕУТРОБНЫЙ ЦИКЛ |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Младенческий |
|
Начальный |
1 |
– 3 месяца |
|
|
||
|
|
|
|
|
4 |
– 6 месяцев |
|
|
||
|
|
|
|
Средний |
7 |
– 9 месяцев |
|
|
||
|
|
|
|
Конечный |
10 |
– 12 месяцев |
|
|||
|
|
Первого детства |
|
Начальный |
1 |
– 4 лет |
|
|
||
|
|
|
|
Конечный |
5 |
– 7 лет |
|
|
||
|
|
Второго детства |
|
Начальный |
8 |
– 10 лет |
8 – 9 лет |
|||
Стабильная |
|
|
|
Конечный |
11 |
– 13 лет |
10 |
– 12 лет |
||
|
|
Подростковый |
|
|
14 |
– 17 лет |
12 |
– 16 лет |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Юношеский |
|
|
18 |
– 21 год |
17 |
– 20 лет |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Взрослый |
|
Первый |
22 |
– 28 лет |
21 |
– 26 лет |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Второй |
29 |
– 35 лет |
27– 32 года |
|||
|
|
Зрелый |
|
Первый |
36 |
– 45 лет |
33 |
– 40 лет |
||
|
|
|
|
Второй |
46 |
– 55 лет |
41 |
– 50 лет |
||
|
|
Пожилой |
|
Первый |
56 |
– 63 года |
51 |
– 57 лет |
||
|
|
(предстарческий) |
|
Второй |
64 |
– 70 лет |
58 |
– 63 года |
||
Регрессивная |
|
Старческий |
|
Первый |
71– 77 лет |
64– 70 лет |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Второй |
|
71– 77 лет |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Позднестарческий |
|
|
С 84 лет |
С 78 лет |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Периодизация онтогенеза человека, принятая
на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1967)
|
|
Продолжительность |
|
№ п/п |
Название периода |
периода |
|
|
|
|
|
|
|
Мужской пол |
Женский пол |
|
|
|
|
1. |
Новорожденный |
От 1 до 10 суток |
|
|
|
|
|
2. |
Грудной возраст |
От 10 суток до 1 года |
|
|
|
|
|
3. |
Детство |
|
|
|
|
|
|
|
Раннее детство |
|
|
|
|
|
|
|
Первое детство |
|
|
|
|
|
|
|
Второе детство |
|
|
|
|
|
|
4. |
Подростковый возраст |
|
|
|
|
|
|
5. |
Юношеский возраст |
|
|
|
|
|
|
6. |
Зрелый возраст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Пожилой возраст |
|
|
|
|
|
|
8. |
Старческий возраст |
|
|
|
|
|
|
9. |
Долгожители |
90 лет и старше |
|
|
|
|
|
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Факторы индивидуального развития организма
Вопросы для подготовки к занятию
1.Общая характеристика факторов, определяющих развитие организма в разные периоды онтогенеза.
2.Гестационная доминанта как важнейший фактор развития человека в антенатальном онтогенезе.
3.Действие тератогенных биологических факторов и аномалии развития человека: вирусные и бактериальные инфекции: краснуха, грипп, герпес, цитомегаловирусная инфекция, сифилис и др. (см. Приложение 4).
4.Действие тератогенных и прочих химических факторов (алкоголь, наркотики, никотин, гипоксия, лекарственные препараты и др.).
5.
Терминологический словарь
Антенатальная патология – патология зародыша и плода, возникающая в антенатальный период от момента оплодотворения яйцеклетки до начала родов. Ее причины делят на эндогенные и экзогенные. Типы аномалий антенатального развития – гаметопатия, бластопатия, эмбриопатия, фетопатия (определения см. далее).
Бластопатия – патология зародыша, возникающая под влиянием различных вредных факторов в период интенсивного дробления оплодотворенной яйцеклетки (с
Гаметопатия – патология внутриутробно развивающегося организма, связанная с изменениями наследственного материала в процессе закладки и развития половых клеток родителей (гаметогенез) или во время оплодотворения и первых стадий дробления зиготы.
Герминальный период (лат. germen, germinis – росток, зародыш) –собственно зародышевый период внутриутробного развития.
Гестационная доминанта (доминанта беременности) – местный очаг повышенной возбудимости в коре большого мозга, возникающий у матери с момента начала беременности и определяющий характер протекания последней. Вокруг очага гестационной доминанты по физиологическим законам индукции создается поле торможения нервных процессов, что проявляется в некотором заторможенном состоянии беременной, преобладании у нее интересов, непосредственно связанных с рождением и здоровьем будущего ребенка.
Гипоксия (греч.hypo – ниже и лат.oxygenium – кислород) – понижение содержания кислорода в тканях.
Гомеостаз(ис) (греч.homois – подобный иstatis – постоянный)
Гоминидная триада – три комплекса
Материнская доминанта – последовательность сменяющих друг друга доминант беременности (гестационной), родов и грудного вскармливания (лактационной).
Надежность организма как биосистемы – всеобщий закон индивидуального развития и фактор онтогенеза; показатель наличия и объема резервных возможностей организма; такой уровень регулирования физиологических процессов, который обеспечивает оптимальную деятельность как организма в целом, так и его отдельных систем. Надежность организма является важнейшим интегрально наследуемым признаком.
Онтогенез (греч.ontos – сущее,genesis – развитие) – полный цикл индивидуального развития организма от оплодотворения до смерти.
Плод (лат.fetus) — развивающийся в материнской утробе человеческий организм с
Тератогенный фактор (греч.teras, teratos – чудовище, урод) – фактор, вызывающий аномалии развития, уродства.
Тератома – опухоль, являющаяся следствием нарушения развития зародыша и содержащая различные ткани (мышцы, кости, кожу, железистую и нервную ткани).
Фетопатии – повреждения плода, возникающие под влиянием экзогенных воздействий в фетальный период (с начала
Эмбриопатия – патология эмбриона, обусловленная действием вредных агентов в период с
ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Морфофункциональное развитие висцеральных систем
организма в антенатальном онтогенезе
Вопросы для подготовки к занятию
1.Основные изменения и маркирующие признаки, характерные для периодов антенатального онтогенеза по А.И. Аршавскому (герминальный, эмбриональный и фетальный периоды, интранатальный этап).
2.Формирование зародышевых листков и органогенез в антенатальном периоде.
3.Закладка и развитие
4.Особенности кровообращения плода.
5.Закладка и развитие половой системы. Дифференциация пола.
6.Закладка и развитие мочевыделительной системы у мальчиков и девочек.
7.Многоплодие. Виды близнецов.
8.Интранатальный этап. Акт родов (физиологические и клинические аспекты).
Терминологический словарь
Близнецы гомозиготные – организмы, развивающиеся из одной зиготы в результате расхождения бластомеров на ранних этапах беременности (со
2 по 12 дни).
Близнецы гетерозиготные – организмы, параллельно развивающиеся в результате оплодотворения двух или более яйцеклеток
Боталлов проток – артериальный проток, соединяющий у плода легочный ствол и аорту.
Интранатальный этап – промежуток времени от начала родовой деятельности до рождения ребенка, одним из признаков которого является переход организма с плацентарного газообмена на легочный газообмен.
Мезодерма – средний зародышевый листок, формируется на
Овальное окошко – отверстие в межпредсердной перегородке плода.Стеноз – порок развития кровеносных сосудов в виде сужения просвета.
Пролапс митрального клапана – патологическое состояние,
характеризующееся выпячиванием (реже – выворачиванием) одной или обеих створок клапана в полость левого предсердия во время систолы левого желудочка.
Трофика (греч.trophe – питание) – совокупность обменных процессов, лежащих в основе клеточного питания и обеспечивающих сохранение структуры и функции тканей и органов.
Эктодерма – наружный зародышевый листок, формируется на
Энтодерма – внутренний зародышевый листок, формируется на
ЗАНЯТИЕ 3 Тема: Морфофункциональное развитие детей в раннем
постнатальном онтогенезе
Вопросы для подготовки к занятию
1.Неонатальный период. Маркирующие физиологические признаки развития организма новорожденных детей.
2.Рефлексы новорожденных.
3.Возрастные особенности периода лактотрофной формы питания и периода сочетания лактотрофного питания с прикормом.
4.Проблема питания в раннем постнатальном онтогенезе.
5.Формирование двигательных реакций на протяжении первого года жизни.
6.Закладка и развитие дыхательной системы.
7.Особенности дыхания грудных детей (физиологические и клинические аспекты).
8.Фатальные нарушения дыхательной функции у детей грудного возраста (синдромы «проклятия Ундины» и внезапной детской смерти во сне).
9.Формирование иммунной системы в антенатальном периоде и еѐ развитие в раннем постнатальном онтогенезе. Роль вилочковой железы (тимуса) в формировании иммунного статуса организма.
10.Искусственный иммунитет. Прививки. Календарь вакцинации в России (см. Приложение 1).
Терминологический словарь
Грудное вскармливание – вскармливание ребенка материнским молоком, состав которого последовательно меняется от молозива через переходное молоко к зрелому.
Зрелое молоко – секрет молочных желез матери, вырабатываемый, начиная с
Молозиво – секрет молочных желез матери, вырабатываемый в течение
Переходное молоко – секрет молочных желез матери, вырабатываемый с 4 по 10 дни после рождения ребенка Является смесью молозива и начинающего секретироваться зрелого молока.
Стридорозное дыхание новорожденных, стридор (лат. stridor – шипение,
свист) – это шумный вдох, возникающий у малыша в первые дни жизни. Тембр, громкость и высота этого звука у всех детей разные. Стридорозное дыхание может напоминать свист, икоту, крик петуха. У одних новорожденных оно сохраняется постоянно, усиливаясь во сне. У других появляется при возбуждении или плаче. Причина – в затруднениях при прохождении воздуха через верхние дыхательные пути. Исчезает к
Календарь прививок – график вакцинации детей, принятый государством. В разных странах календари прививок различаются по срокам и набору вакцин. В России последняя редакция национального календаря прививок принята 31 января 2011 года (календарь см. в Приложении 1).
Энергетические процессы – процессы обмена веществ, обеспечивающие энергоснабжение клеток для выполнения актов жизнедеятельности.
Энергетический баланс – разница между количеством энергии, поступающей с пищей, и энергией, расходуемой организмом.
ЗАНЯТИЕ 4 Тема: Морфофункциональное развитие детей ясельного
возраста
Вопросы для подготовки к занятию
1.Общая характеристика возрастных особенностей детей ясельного (преддошкольного) периода онтогенеза. Маркирующие физиологические признаки ясельного возраста.
2.Становление двигательной активности в ясельном периоде. Освоение локомоторных актов.
3.Развитие вербальной деятельности у детей ясельного возраста.
4.Морфофункциональные особенности пищеварительной системы детей ясельного возраста. Развитие молочных зубов.
5.Пищевой рацион и режимы питания детей ясельного возраста.
6.Морфофункциональные особенности дыхательной системы детей ясельного возраста.
7.Морфофункциональные особенности мочевыделительной системы детей ясельного возраста.
8.Морфофункциональные особенности
Терминологический словарь
Дыхательная аритмия сердечного ритма – изменение частоты сокращений сердца в соответствии с фазами дыхания (на выдохе сердцебиение обычно урежается, а на вдохе — учащается).
Локомоция (локомоторные двигательные акты) – перемещение тела в пространстве посредством ходьбы и бега.
Молочные зубы – непостоянные зубы (в количестве 20), прорезывающиеся обычно в интервале от 6 месяцев до 2 лет.
Преддошкольный (ясельный) возраст – период онтогенеза от 1 года до 2,5 – 3 лет. Иначе называется начальным периодом первого детства.
Репрезентативное мышление –
Речевой бум – активное развитие речи (артикуляции и фразообразования) у детей в возрасте
Сенсомоторный интеллект – наглядно действенное мышление или мышление в действии (Ж. Пиаже, 1952).
Тоническое мышечное сокращение – медленное сокращение скелетной мышцы с большой длительностью фазы укорочения и напряжения мышечных волокон.
Фазическое мышечное сокращение – быстрое сокращение скелетной мышцы с оптимальным соотношением фаз укорочения и расслабления мышечных волокон.
ЗАНЯТИЕ 5 Тема: Особенности развития детей дошкольного возраста
Вопросы для подготовки к занятию
1.Общая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного периода онтогенеза (от
2.Особенности двигательной активности в детей дошкольного возраста. Двигательные качества дошкольника.
3.Особенности высшей нервной деятельности дошкольников (динамика свойств нервных процессов,
4.Игровая деятельность дошкольников.
5.Школьная зрелость. Критерии и методы еѐ оценки (см. Приложения 2, 3).
6.Возрастные особенности структуры и деятельности систем висцеральных органов (дыхательной, пищеварительной,
Терминологический словарь
Возрастная физиология для псих 2 к — Стр 2
являются воображаемая ситуация, сюжет и роли. В процессе игры ребѐнок отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет.
Тест А. Керна – Я. Ирасека – метод оценки степени психофизиологической зрелости дошкольника на основе анализа школьных навыков и уровня интегративности мыслительной деятельности (см. Приложение 3).
«Филиппинский тест» – метод оценки
Школьная зрелость – совокупность
ЗАНЯТИЕ 6 Тема: Физическое развитие детей и подростков
Вопросы для подготовки к занятию
1.Общая характеристика и биологическое содержание показателей физического развития детей и подростков (соматометрические, соматоскопические и физиологические показатели).
2.Количественная и качественная характеристика уровня физического развития человека в интервале от преддошкольного до юношеского возраста.
3.Развитие скелета в школьном возрасте (физиологические и гигиенические аспекты)
4.Осанка и причины еѐ нарушений. Виды осанки и их характеристика.
5.Явления акселерации и ретардации физического развития и определяющие их факторы.
6.Классификация соматотипов детей и подростков (по В.Г. Штефко и А.Д. Островскому).
Сроки формирование разных типов соматической конституции.
Терминологический словарь
Акселерация (лат.acceleratio – ускорение) – наблюдаемое за последние 100 лет ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с
предыдущим поколением. лат.
Конституция – совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей строения и функций организма, которые закреплены наследственно, а также частично возникают под влиянием жизни и определяют специфику реакций организма на различные воздействия среды (социальные,
Конституция санитарная – совокупность
Конституция функциональная – особенности телосложения, обусловленные, главным образом, биохимической спецификой процессов жизнедеятельности (углеводным, жировым и
Ретардация развития (лат.retardatio – замедление)– задержка, замедление развития.
Соматотип (соматическая конституция) – конституция как габитус, то есть тип телосложения, физические особенности человека.
Физическое развитие – комплексная характеристика уровня здоровья, морфологических и функциональных показателей организма человека.
Эпохальный сдвиг – увеличение размеров тела человека, снижение возраста полового созревания, укорочение ростового периода, увеличение продолжительности жизни и периода трудоспособности современного человека по сравнению с предыдущими эпохами.
ЗАНЯТИЕ 7 Тема: Физиология подростков
Вопросы для подготовки к занятию
1.Фазы подросткового возраста. Физиологические преобразования в организме на протяжении подросткового периода.
2.Пубертатный скачок роста и изменения массы тела у мальчиков и девочек.
3.Особенности высшей нервной деятельности подростков.
4.Неврологические расстройства у подростков
5.Отклонения полового развития детей и подростков (генетические аномалии, гормональные дисфункции).
6.Постпубертатный период. Морфофункциональное и психологическое дозревание организма юношей и девушек.
Терминологический словарь
Препубертатная фаза – первая стадия полового созревания, связанная с началом функционирования
определяемый началом функционирования гонад и выработки половых продуктов.
Постпубертатная фаза – период стабилизации наступившей у подростков половой зрелости и соответствующий юношескому возрасту.
ЗАНЯТИЕ 8 Тема: Поздний онтогенез
Вопросы для подготовки к занятию
1.Периоды позднего онтогенеза
2.Теории и механизмы старения
3.Витаукт (процесс антистарения), его механизмы и взаимосвязь с процессом старения.
4.Продолжительность жизни человека как
5.Факторы, определяющие продолжительность жизни в детском возрасте.
6.Факторы, определяющие продолжительность жизни в стационарном периоде и позднем онтогенезе.
Терминологический словарь
Витаукт (греч.vita – жизнь иauctum – увеличивать)– процесс антистарения. Термин предложен украинским геронтологом В.В. Фролькисом.
Гериатрия (греч.geron – старик и iatreia – лечение) – область клинической медицины, разрабатывающая методы диагностики, профилактики и лечения болезней людей пожилого и старческого возрастов. Объекты изучения гериатрии – женщины с 55 лет и мужчины с 60 лет.
Геронтопсихология – наука, изучающая психику и поведение людей пожилого и старческого возрастов.
Декомпенсация – недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма.
Компенсация – физиологический процесс оптимального восстановления функций организма.
Прогерия (греч.pro – до,geron – старик) – редчайший генетический дефект в виде изменений кожи и внутренних органов, обусловленных преждевременным старением организма. Выделяют детскую прогерию (синдром
Резервы физиологические (лат.reservare – сберегать, сохранять) – разность между максимально достижимым уровнем специфической физиологической функции и уровнем этой функции в условиях покоя.
Резервы функциональные – диапазон уровня изменений функциональной активности физиологических систем и психических процессов, обеспечивающий возможность существования и деятельности в усложненных условиях внешней среды.
Старение (1) – неизбежный и закономерно нарастающий во времени биологический процесс, начинающийся задолго до старости и ведущий к сокращению приспособительных возможностей организма к факторам внешней и внутренней среды и увеличивающий вероятность смерти (Фролькис В. В. Старение. Нейрогуморальные механизмы. Киев: Наукова думка, 1981).
Старение (2) – физиологический процесс, сопровождающийся закономерно возникающими генетически запрограммированными изменениями, ограничивающими
ЗАНЯТИЕ 9 Тема: Изменения структуры и функций центральной
нервной системы в позднем онтогенезе
Вопросы для подготовки к занятию
1.Инволюционные морфофизиологические изменения мозга человека в пожилом и старческом возрастах.
2.Нарушения памяти как основная особенность высшей нервной деятельности пожилых людей.
3.Эмоциональный статус пожилого человека.
4.Особенности когнитивных функций пожилых лиц. Причины и механизмы угасания когнитивной деятельности мозга в позднем онтогенезе.
5.Нейродегенеративные заболевания в позднем онтогенезе (сенильные деменции, болезнь Альцгеймера, возрастной дисциркуляторный синдром, синдром Паркинсона, возрастные мозжечковые синдромы и др.).
Терминологический словарь
Болезнь Альцгеймера – неизлечимое дегенеративное заболевание коры больших полушарий головного мозга, характеризующееся постепенной потерей умственных способностей (память, речь, логическое мышление) и прогрессивным развитием деменции (слабоумия).
Риск развития болезни Альцгеймера повышается после 65 лет. Варианты– сенильная деменция Альцгеймерова типа, пресенильная деменция.
Память (неврологическая) – важнейшая психическая функция, Способность нервной ткани (мозга) запоминать, хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, многократно воспроизводить и использовать еѐ в поведении.
Паркинсонизм («дрожательный паралич») – хроническое прогрессирующее дегенеративное заболевание головного мозга (поражение базальных ядер и черной субстанции), клинически проявляющееся нарушением движений за счѐт усиления тонуса скелетных мышц.
Тремор – дрожание, отмечающееся в конечностях, веках при некоторых неврологических заболеваниях, в т.ч. в позднем онтогенезе при атрофии тормозных нейронов (например, клеток Пуркинье) в коре мозжечка.
Эмоции (франц. –emotion, лат.emoveo, emovere – волновать, возбуждать) – своеобразные переживания человеком своего отношения к
Энграмма – форма хранения информации во внутренней, психической сфере человека (например, энграммы памяти).
ЗАНЯТИЕ 10 Тема: Онтогенез сенсорных функций
Вопросы для подготовки к занятию
1.Морфогенез зрительной сенсорной системы.
2.Световоспринимающая функция в онтогенезе: световая чувствительность, фиксация взора, острота зрения, аккомодационная способность глаза.
3.Проблема детской близорукости.
4.Формирование цветоощущения в онтогенезе.
5.Предметное зрение и поле зрения в онтогенезе.
6.Закладка и развитие органов слуха и равновесия в антенатальном онтогенезе. Начало и особенности функционирования слуховой сенсорной системы у плода.
7.Особенности функций слуховой системы на ранних этапах постнатального развития (восприятие звуков различной частоты и интенсивности, слуховая чувствительность к чистым тонам и речи и др.).
8.Возрастные особенности слуха в стационарном периоде и позднем онтогенезе.
9.Развитие функций вестибулярного анализатора в антенатальном и постна-
тальном онтогенезе.
10.Возрастная динамика функции соматосенсорной системы (кожная и мышечная чувствительность).
11. Динамика обоняния и вкуса в раннем и позднем онтогенезе.
ЗАНЯТИЕ 11 Тема: Онтогенез эндокринной регуляции функций
Вопросы для подготовки к занятию
1.Морфофункциональное развитие гипофиза в антенатальном онтогенезе.
2.Гормональная активность гипофиза в постнатальный период. Клиническая картина гипо- и гиперсекреции гормона роста и адренокортикотропного гормона.
3.Морфофункциональное развитие шишковидной железы (эпифиза) в антенатальном и постнатальном онтогенезе. Клиническая картина гипо- и гиперфункции эпифиза в постнатальном онтогенезе.
4.Морфофункциональное развитие щитовидной железы в антенатальном онтогенезе.
5.Причины и последствия гипотиреоза в антенатальном и раннем постнатальном онтогенезе. Роль материнской щитовидной железы в развитии плода.
6.Клиническая картина гипо- и гиперфункции щитовидной железы в постнатальном онтогенезе.
ЗАНЯТИЕ 12 Тема: Возрастная динамика структуры и функций
периферических желез внутренней секреции
Вопросы для подготовки к занятию
1.Морфофункциональное развитие островкового аппарата (островков Ленгерганса) поджелудочной железы.
2.Детский сахарный диабет, его причины и особенности. Сахарный диабет в пожилом возрасте.
3.Морфофункциональное развитие надпочечников.
4.Причины и последствия гипо- и гиперфункции мозгового и коркового слоев надпочечников в антенатальном и постнатальном онтогенезе.
5.Возрастная динамика развития структуры и гормональной активности женских половых желез.
6.Возрастная динамика развития структуры и гормональной активности мужских половых желез.
Терминологический словарь
Андрогены (греч.andros – мужчина,genes – порождающий) – мужские половые гормоны, секретируются половыми железами и сетчатой зоной коры надпочечников (главный гормон – тестостерон).
Необходимы для развития половой системы, полового созревания, формирования вторичных половых признаков и полноценной половой функции.
Вирилиза́ция (лат.virilis – мужской, свойственный мужчине)– процесс проявления мужских черт (тип телосложения, оволоcение, тембр голоса и др.) у мужчин и женщин под влиянием гормонов (в том числе андрогенов).
Гипергликемия – повышение содержания глюкозы (сахара) в крови до уровня более 6,7 ммоль/л.
Гипогликемия – снижение содержания глюкозы (сахара) в крови до уровня менее 3,3 ммоль/л.
Гирсутизм – избыточное оволосение по мужскому типу у женщин, проявляющееся появлением усов и бороды, чрезмерным ростом волос на туловище и конечностях, главным образом связанное с повышением концентрации андрогенов (мужских гормонов) в крови.
Глюкозурия – наличие глюкозы в моче. Причины: сахарный диабет, физиологическая гипергликемия
Инсулин – гормон поджелудочной железы, понижающий содержание глюкозы в крови.
Кетонурия – наличие в моче кетоновых тел (например, ацетомасляной и ацетоуксусной кислот) при ряде заболеваний, включая сахарный диабет.
Маскулинизация (лат.masculinus – мужской)– процесс накопления у особи вторичных половых признаков мужского пола.
Островки Лангерганса – эндокринная ткань поджелудочной железы (островковый или инсулярный аппарат данной железы).
Феминизация (лат.femina – женщина)– развитие соматических и психических признаков, присущих женскому полу. Термин используют для описания динамики полового созревания и соматического развития у женщин, а также для характеристики клинического синдрома, связанного с абсолютной или относительной гиперэстрогенемией или резистентностью
Эстрогены (греч.oistros – неистовое желание, страсть;genes – порождающий)
– женские половые гормоны, вырабатываются яичниками, корковым веществом надпочечников и плацентой (например, эстрадиол, эстрон, эстриол, прогестерон).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ
1.Предмет и задачи возрастной физиологии. Место возрастной физиологии в системе наук о человеке (связь с психологией, педиатрией, геронтологией и др.).
2.Ведущие факторы индивидуального развития и их характеристика.
3.Проблема возрастной периодизации онтогенеза. Критерии периодизации.
4.Варианты возрастной периодизации онтогенеза.
5.Антенатальный онтогенез, его периоды и их характеристика
6.Основные возрастные изменения периода новорожденности.
7.Основные возрастные изменения в период лактотрофной формы питания и период сочетания лактотрофного питания с прикормом.
8.Возрастная характеристика преддошкольного (ясельного) периода.
9.Возрастная морфофункциональная характеристика дошкольников. Школьная зрелость.
10.Морфофункциональная характеристика младших школьников.
11.Возрастные морфофункциональные особенности подростков.
12.Период юношества и его возрастные особенности.
13.Основные показатели физического развития детей и подростков.
14.Классификация соматотипов детей и подростков.
15.Конституциональные особенности человека в зрелом возрасте.
16.Период половой зрелости, его характерные признаки.
17.Поздний онтогенез и его периоды. Понятие о старении и старости. 18.Теории старения.
19.Характерные черты старения.
20.Проблема витаукта (антистарения).
21.Основные возрастные изменения скелета головы.
22.Основные возрастные изменения позвоночника. Виды осанки.
23.Основные возрастные изменения грудной клетки.
24.Возрастные изменения скелета поясов и свободных конечностей.
25.Возрастная динамика силы и выносливости скелетных мышц.
26.Возрастная динамика скорости и координации движений.
27.Этапность в развитии нервной системы (П.К. Анохин).
Стадии становления рефлекторных реакций в антенатальном онтогенезе.
28.Морфофункциональное развитие спинного мозга в онтогенезе. 29.Возрастное развитие структуры и функций отделов мозгового ствола. 30.Возрастное развитие структуры и функций мозжечка.
31.Возрастная динамика созревания структуры и функций коры больших полушарий.
32.Световоспринимающая функция в онтогенезе: световая чувствительность, фиксация взора, острота зрения, аккомодационная способность хрусталика. Предметное зрение и поле зрения в онтогенезе.
33.Формирование цветоощущения в онтогенезе.
34.Высшая нервная деятельность детей до 1 года. 35.Высшая нервная деятельность детей от 1 года до 3 лет. 36.Высшая нервная деятельность детей от 3 до 6 лет. 37.Высшая нервная деятельность детей от 6 до 11 лет. 38.Высшая нервная деятельность подростков.
39.Высшая нервная деятельность человека в стационарном периоде.
40.Высшая нервная деятельность человека в инволюционном периоде.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основной
1.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
2.Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Издательский центр
«Академия», 2000. 376 с.
Дополнительный
1.Анатомия, физиология, психология / под ред. А.С. Батуева.
2.Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник. М.: Медицинская книга, 1984. 576 с.
3.Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1991. 256 с.
4.Безруких М.М. Проблемные дети. М.:
5.Биология старения:
6.Возрастная физиология:
7.Гаврилов Л.А., Гаврилова Н.С. Биология продолжительности жизни. М.:
Наука, 1991. 280 с.
8.Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособ. Воронеж:
9.Диагностика психического развития / И. Шванцара [и др.]. Прага:
Авиценум, 1978. 388 с.
10.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. 384 с. 11.Избранные лекции по современной физиологии: учебник / под ред. М.А.
Островского и А.Л. Зефирова. Казань:
развитии.
13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.:
14.Начала физиологии: учебник для студ. вузов / Ноздрачев А.Д. [и др.] / под ред. А.Д. Ноздрачева.
15.Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.:
16.Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология: учебник для вузов М.: Феникс, 2007. 411 с.
17.Пальчик А.Б. Эволюционная неврология: клиническое руководство. С.-
Пб.: Питер, 2002. 384 с.
18.Пиаже Ж. Речь и мышление ребѐнка. М.:
Марютина Т.М. [и др.] / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 352 с.
20.Русалов В.М. Биологические основы
21.Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособ. для студентов вузов.
22.Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961. 536 с. 23.Физиологические основы здоровья человека / под ред. академика РАМН
Б.И. Ткаченко.
1979. 680 с.
25.Фролькис В.В. Старение. Нейрогуморальные механизмы. Киев: Наукова думка, 1981. 320 с.
26.Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. 319 с.
27.Югова Е.А, Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 333 с.
геронтологии СЗО РАМН (www.gerontology.ru)
33.Официальный сайт Института геронтологии АМН Украины (
(www.geront.kiev.ua)
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Национальный календарь профилактических прививок
Категории и возраст граж- |
|
дан, подлежащих профи- |
Наименование прививки |
лактическим прививкам |
|
1 |
2 |
Новорожденные |
Первая вакцинация против вирусного |
в первые 24 часа жизни |
гепатита В |
Новорожденные |
Вакцинация против туберкулеза |
на 3 — 7 день жизни |
|
Дети в 1 месяц |
Вторая вакцинация против вирусного |
|
гепатита В |
Дети в 2 месяца |
Третья вакцинация против вирусного |
|
гепатита В |
Дети в 3 месяца |
Первая вакцинация против дифтерии, коклюша и |
|
столбняка |
|
Первая вакцинация против гемофильной инфекции1 |
|
Первая вакцинация против полиомиелита |
Дети в 4,5 месяцев |
Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, |
|
столбняка |
|
Вторая вакцинация против гемофильной |
|
инфекции1 |
|
Вторая вакцинация против полиомиелита |
Возрастная физиология для псих 2 к — Стр 3
Дети в 6 месяцев |
Третья вакцинация против дифтерии, коклюша и |
|
столбняка |
|
Третья вакцинация против вирусного |
|
гепатита В |
|
Третья вакцинация против гемофильной |
|
инфекции1 |
|
Третья вакцинация против полиомиелита |
Дети в 12 месяцев |
Вакцинация против кори, краснухи, эпидемическо- |
|
го паротита |
|
Четвертая вакцинация против вирусного |
|
гепатита В |
Дети в 18 месяцев |
Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, |
|
столбняка |
|
Первая ревакцинация против полиомиелита |
|
Ревакцинация против гемофильной инфекции1 |
Дети в 20 месяцев |
Вторая ревакцинация против полиомиелита |
Дети в 6 лет |
Ревакцинация против кори, краснухи, |
|
эпидемического паротита |
Дети в 6 — 7 лет |
|
1 |
2 |
Дети в 7 лет |
Ревакцинация против туберкулеза 2 |
|
|
Дети в 14 лет |
Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка |
|
Третья ревакцинация против полиомиелита |
|
|
|
Ревакцинация против туберкулеза 2 |
|
|
Взрослые от 18 лет |
Ревакцинация против дифтерии, столбняка |
|
|
Дети от 1 года до 18 лет, |
Вакцинация против вирусного гепатита В |
взрослые от 18 до 55 лет, не |
|
привитые ранее |
|
Дети от 1 года до 18 лет, |
Иммунизация против краснухи |
девушки от 18 до 25 лет |
|
Дети с 6 месяцев, учащиеся Вакцинация против гриппа 3
ных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.); взрослые старше 60 лет
Дети в возрасте
Примечание: 1 – вакцинации против гемофильной инфекциипро-
водится детям по следующим показаниям : иммунодефицитные состояния или анатомические дефекты, приводящие к резко повышенной опасности заболевания
2. Сенситивные периоды действия тератогенных факторов на организм человека
|
Возраст (в неделях) |
|
||
Органы и системы |
|
|
|
|
Чувствительность к тератогенам |
||||
|
||||
|
|
|
||
|
Наибольшая |
Меньшая |
||
|
|
|
||
Центральная нервная система |
|
5,5 — 39 |
||
|
|
|
|
|
Сердце |
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Верхние конечности |
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Нижние конечности |
|
8 |
|
|
|
|
|
||
Глаза |
|
|
||
|
|
|
|
|
Зубы |
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
Твѐрдое нѐбо |
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
Наружные половые органы |
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
Уши |
|
12 |
|
|
|
|
|
|