Возрастная анатомия и физиология.Критические периоды онтогенеза

Введение

Анатомия — наука, изучающая строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды.

В настоящее время физиология и анатомия накопили огромный фактический материал. Это привело к тому, что от физиологии и от анатомии отпочковываются две самостоятельные науки — это возрастная анатомия и возрастная физиология.

1. Критические периоды онтогенеза

С конца XIX в. существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Эти периоды получили название критических.

Критические периоды различных органов и областей тела не совпадают, друг с другом по времени. Причиной нарушения развития зачатка является большая чувствительность его в данный момент к действию патогенного фактора, чем у других органов. При этом действие разных факторов может вызвать одну и ту же аномалию. Это свидетельствует о неспецифическом ответе зачатка на повреждающие воздействия. В то же время некоторая специфичность тератогенных факторов выражается в том, что, будучи различными, они оказывают максимальное повреждающее действие не на одних и тех же стадиях развития.

В процессе закладки каждого органа также существуют особо чувствительные периоды, когда воздействие неблагоприятных факторов среды может вызвать, то или иное отклонение в его развитии (то есть аномалию).

В критические периоды зародыш или плод становится высоко реактивным и лабильным по отношению к действию внешних факторов. Аномалии развития возникают при этом в силу того, что борьба организма с разрушительными процессами (то есть, регуляторная функция органов и систем плода) в эти периоды может быть ослаблена. Непосредственной причиной аномалии может послужить либо остановка развития той или иной системы организма в критический период, либо нарушение координации в скорости компенсаторных ответных реакций систем развивающегося плода. Чем на более ранней стадии своего развития находится эмбрион, тем его ответная реакция на действие патогенного фактора более отличается от реакции систем взрослого организма.

В онтогенезе человека к критическим периодам относят:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

6 стр., 2917 слов

натуралистические теории психического развития: биологический фактор – ведущий;

... -ве усл-я формирования личности (BЛеонтьев) Выделяют: натуралистические теории психического развития: биологический фактор – ведущий; 2.соц-е теории:формиров-е личности–в процессе социализации(соц-е ... одной или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного организма в контролируемом окружении. Такой подход требует нестатистической стратегии, являющейся результатом ...

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8) период раннего внеутробного развития это от 2 до 3х лет, когда ребёнок начинает активно двигаться. Резко расширяется сфера его общения с внешним миром, интенсивно формируется речь и сознание. К концу второго года жизни в словарном запасе ребёнка 200-400 слов. Он самостоятельно ест, регулирует мочеиспускание и дефекацию. Всё это приводит к напряжению физиологических систем организма, что особенно сказывается на нервной системе, перенапряжение которой может привести к нарушениям психического развития и заболеваниям. Ослабляется пассивный иммунитет, полученный от матери; на этом фоне могут проявляться инфекции, что приводит к анемии, рахиту, диатезу.

В 6-7 лет в жизнь ребёнка входит школа, появляются новые люди, понятия, обязанности. К ребёнку предъявляются новые требования. Совокупность перечисленных факторов вызывает увеличение напряжённости в работе всех систем организма, которые адаптируют ребёнка к новым условиям. В развитии девочек и мальчиков наблюдаются различия. Только в середине школьного периода (к 11-12 годам) у мальчиков происходит рост гортани, меняется голос, оформляются половые органы. Девочки опережают мальчиков в росте и массе тела.

9) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет).

Этот период связан с изменением в организме гормонального баланса. Глубокая перестройка, происходящая в 12 -16 лет, обусловлена взаимоотношениями желез внутренней секреции гипоталамо — гипофизарной системы. Гормоны гипофиза стимулируют рост тела, деятельность щитовидной железы, надпочечников и половых желез. Наблюдается дисбаланс развития внутренних органов: рост сердца опережает рост сосудов. Высокое давление в сосудах и бурное развитие половой системы приводят к сердечной недостаточности, головокружениям, обморокам, повышенной утомляемости. Эмоции подростков изменчивы: сентиментальность граничит с гиперкритицизмом, развязностью и негативизмом. У подростка формируется новое представление о себе как о личности.

2. Что такое акселерация и чем она характеризуется?

Термин «акселерация» (от лат. acceleratio — ускорение) был впервые введен в научную литерату­ру немецким врачом Е. Кохом (Koch, 1953), который на основании много­летних наблюдений над разными по­колениями школьников показал, что дети 30-х гг. нашего столетия во всех возрастно-половых группах оказались крупнее, чем были их ро­дители в том же возрасте.

9 стр., 4148 слов

Адаптация и резервы роста и развития биологических систем

... курсовая работа посвящена систематизации современных данных об адаптации, оценке резервов роста и развития (продуктивности) биологических систем, реализации резервов при неспецифической стимуляции. Многообразие ... организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате ...

Акселерация — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. В начале 20 века во многих странах было обнаружено, что вес и рост у подростков стал выше, чем в соответствующем возрасте у их и родителей, а половое созревание стало наступать раньше. В настоящее время ускорение развития охватило повсеместно страны Европы, Америки, Азии и Африки. Это дает основание говорить об акселерации как о вековой тенденции, характеризующей развитие современного человека. Средний рост взрослого человека за каждое десятилетие увеличивается примерно на 1см, а вес — на 1,5-2,5кг. Статистика показывает, что за последние 40 лет у подростков по сравнению с их сверстниками 70-х гг. рост увеличился на 15см, а вес на 12-15кг.

Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязан­ных явлений, в том числе некоторыми изменениями в психическом раз­витии. До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.

Главные признаки акселерации:

Длина тела и вес ребенка при рождении больше, чем в предыдущие годы. Сейчас вес новорожденных на 100-300гр. больше, а длина тела на 1,2 -2,5 см больше, чем 100 лет назад. В основе этого явления лежит более интенсивное внутриутробное развитие: усиленная витаминизация беременных женщин и детей. Ускорение развития грудных детей. Удваивание веса тела у грудных детей по сравнению с весом новорожденных происходит сейчас к 4 мес., а не к 6 месяцам как было в начале 20 века. Если «перекрест» величин окружности груди и головы в начале 20 века регистрировался к 10-12 мес., то в настоящее время окружность груди становится равной окружности головы в возрасте 2-3 месяцев. У современных детей раньше прорезываются зубы. К 1 году у современных детей длина тела на 5-6 см, а вес на 2-2,5кг выше, чем они были в начале века. Акселерация развития заметна также у детей ясельного и дошкольного возраста. Развитие современных 7-летних детей соответствует 8,5-9 годам у детей конца 19 века. В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10-12 см. Раньше прорезываются и постоянные зубы. Ускорение роста у детей школьного возраста, особенно в период полового созревания, у современных девочек 10-12 лет, а у мальчиков 12-14 лет. В больших городах половое созревание подростков наступает раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей также ниже, чем в городах. Более ранее завершение роста: в связи с более ранним половым созреванием окончательное окостенение скелета и прекращение роста в длину завершается сейчас у девушек к 16-17 годам, а у юношей к 18-19 годам. У женщин менопауза отодвинулась к 48-50 году жизни (в начале 20 века менопауза наступала в 43-45 лет).

9 стр., 4326 слов

Курсовая работа по Физиологии человека, вариант — 4

... женщин. Возникновению заболевания способствуют психические травмы, в данном случае смерть близкого человека, нервное перенапряжение, инфекционные заболевания, возрастные перестройки деятельности желез внутренней секреции, наследственное ... железы, содержащих йод; снижение ее функции ведет к общим расстройствам. У детей при снижении функции щитовидной железы могут возникать тяжелые нарушения психики и ...

Следовательно, удлинился детородный период, что также можно отнести к проявлениям акселерации.

Основные причины появления акселерации:

1. Усиленная витаминизация детей и беременных женщин.

2. Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.).

3. Влияние СМИ.

4. Радиоактивные загрязнения, поначалу ведущие к ускорению роста, а со временем — к ослаблению генофонда.

5. Уменьшение кислорода в атмосфере, вызывающее усиленный рост грудной клетки, а за ней и всего организма.

6. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).

Все эти факторы действуют в комплексе.

3. Нервная клетка, ее строение и функциональное назначение. Миелинизация нервных отростков, ее значение. Роль синапсов в проведении нервного импульса

Основным структурным элементом нервной системы является нервная клетка, или нейрон. Через нейроны осуществляется передача информации от одного участка нервной системы к другому, обмен информацией между нервной системой и различными участками тела. В нейронах происходят сложнейшие процессы обработки информации. С их помощью формируются ответные реакции организма (рефлексы) на внешние и внутренние раздражения.

Нейроны разделяются на три основных типа: афферентные, эфферентные и промежуточные нейроны. Афферентные нейроны (чувствительные, или центростремительные) передают информацию от рецепторов в центральную нервную систему. Тела этих нейронов расположены вне центральной нервной системы — ……..

Список литературы

1. Брин В. Б. Физиология человека в схемах и таблицах. — Ростов-на-Дону, 1999.

2. Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. — М., 1976.

3. Любимова З. В., Маринова К. В., Никитина А. А. Возрастная физиология. Часть I и II.- М., 2004.

4. Привес М. Г. Анатомия человека. М., 2004.

5. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. — М., 2004.

6. Убогий А. Н. Анатомия. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2005.

7. Физиология человека / Под ред. В. М.Покровского, Г. Ф.Коротько.- М.: Медицина, 2001.

8. Физиология человека / под ред. Г. И.Косицкого.- М.: Медицина, 2002.

9. В.М. Харитонов, А.П. Ожигова, Е.3. Година, Е.Н. Хрисанфова, В.А. Бацевич Антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 272 с.

10. Соколов Д.К. Каким быть подростку. — Москва: Советская Россия, 1988. — С.26-27.

11. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология. — М., 2008.

12. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. — М.: Высшая школа, 1974.

13. Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. Т. 6. — М.: Медицина, 1991-1996.

14. Матюшонок М.Т., Турин Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. — М.: Высшая школа, 1974.