Возрастная психофизиология 2

Раздел- IV

Глава двенадцатая

12. Биологическое созревание и психическое развитие

Общепризнанно, что социальный опыт, приобретаемый ребен­ком в процессе обучения и воспитания, в самом широком значении этих слов, является главным источником психического развития. Биологические факторы (генетические, морфологичес­кие, физиологические) выступают как условия обеспечивающие возможность развития психики. Эти условия в ходе онтогенеза изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпо­сылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей. Задача возрастной психофизи­ологии состоит в том, чтобы установить возрастное своеобразие этих условий, выявить последовательность их формирования в онтогенезе и показать, каким образом морфофункциональное созревание организма сказывается на психическом развитии ре­бенка.

12.1. Общее понятие о созревании

Очевидно, что не все системы организма имеют равное значение для нормального функционирования психики, поэтому в общем русле биологического созревания организма человека целесообразно выделить направление, которое имеет решающее значение для пол­ноценного психического развития. Речь идет о так называемом пси­хофизиологическом созревании. Психофизиологическое созрева­ние — это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах орга­низма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций.

Созревание охватывает длительный период времени, поэтому для характеристики отдельных этапов развития используется понятие зрелости или степени зрелости. Эта характеристика меняется в ходе онтогенеза до тех пор, пока не достигнет конечного уровня, т. е. уровня полной зрелости, характерной для взрослого человека. С понятием зрелости связан один из ос­новных принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития. Он означает, что разные мозговые систе­мы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это озна­чает, в свою очередь, что до достижения полной зрелости каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологичес­кую структуру, в значительной степени определяющую психоло­гические возможности данного возраста.

12 стр., 5591 слов

Психология развития, возрастная психология

... зрелость от 45 до 55-65 (акмеология – развитие творчества). Соответственно этим периодам выделяются и разделы возрастной психологии. Психология обучения и развития. 1.Основные теорий развития ... организма подростка. В связи с этим этот возраст характеризуется особенностями как скачек в росте и половое созревание ... последствиями подчинения. Остается его полная материальная зависимость от родителей. ...

12.1. 2. Критерии созревания

К настоящему времени выработаны определенные критерии, по которым можно судить о динамике процессов созревания и степени зрелости отдельных систем и функций организма. Оценка зрелости может проводиться на морфологическом и функциональном уров­нях, т. е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (тех или иных мозговых образований), так и его функций (в том числе поведенческих, например, способности к произвольной саморегуля­ции).

Специальные морфологические исследования позволяют судить о зрелости ЦНС по разным признакам. Это могут быть размеры не­рвных клеток, количество и длина их отростков, толщина слоя коры, размеры отдельных мозговых структур и т. д. Установлено, что важным критерием созревания, например, является образование изолирующей миелиновой оболочки на проводящих путях, в резуль­тате чего значительно увеличивается скорость проведения нервных импульсов.

Динамика морфологического созревания в настоящее время при­влекает особое внимание психологов. По некоторым данным, в интервале от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный синаптогенез — образование синапсов (контактов меж­ду нейронами).

Количество этих контактов в раннем онтогенезе, значительно выше, чем у взрослых. Постепенно уменьшаясь, количество морфологических контактов доходит до уровня, типичного для взрослых, приблизительно к семи годам. Существенно, что сохраняются именно те контакты, которые оказываются непосред­ственно включенными в обработку внешних воздействий. Под вли­янием опыта происходит процесс, который получил название селек­тивной стабилизации синапсов.

Поскольку избыточная синаптическая плотность рассматривается как морфологическая основа усвоения опыта эти данные свидетельствуют о высокой потенциальной способности к усвоению опыта детей раннего возраста. Кроме того, можно полагать, что воспринимаемый благодаря этому на данном возрастном этапе опыт образно говоря, «встраивается» в морфологию мозговых связей, в известной мере определяя их богатство, широту и разно­образие.

4 стр., 1822 слов

9. что такое созревание

... большинстве своем патологическом, особое значение для характеристики зрелости нормальной детской популяции име-*°т функциональные критерии психофизиологического созревания. 94 95 га, дети начинают говорить ... того, поскольку образование синапсов в разных областях коры мозга происходит достаточно синхронизованно, можно предположить, что функции, которые обусловлены активностью этих корковых зон, могут ...

Поскольку морфологические критерии разрабатываются на кли­ническом материале, в большинстве своем патологическом, особое значение для характеристики зрелости нормальной детской популя­ции имеют функциональные критерии психофизиологического со­зревания.

Функциональные критерии созревания. К числу таковых, в первую очередь, относятся показатели биоэлектрической активно­сти головного мозга, определяемые по электроэнцефалограмме (ЭЭГ).

Возрастные изменения биоэлектрической активности мозга охва­тывают значительный период онтогенеза от рождения до юношеско­го возраста. При этом в ЭЭГ отражаются устойчивые индивидуаль­ные и возрастные особенности этой активности. Кроме того, ЭЭГ различна в разных областях мозга одного и того же человека. Нако­нец, в ЭЭГ можно зарегистрировать различные типы вызванной активности: ответов мозга на внешние воздействия, которые будут различаться у разных людей в разных возрастах и в разных мозговых зонах (см. главу 2.1.1. и 2.1.2).

Многие параметры индивидуальной ЭЭГ коррелируют с самыми разными психологическими особеннос­тями человека. Все это делает ее очень удобным инструментом для изучения созревания центральной нервной системы.

По совокупности данных выделяются следующие признаки, ха­рактеризующие степень зрелости биоэлектрической активности го­ловного мозга: 1) особенности частотно-амплитудного спектра ЭЭГ; 2) наличие устойчивой ритмической активности; 3) средняя частота доминирующих волн; 4) особенности ЭЭГ в разных областях мозга; 5) особенности генерализованной и локальной вызванной активности мозга; 6) особенности пространственно-временной организации биопотенциалов мозга.

Исследования возрастной динамики ЭЭГ проводятся в состоянии покоя, в других функциональных состояниях (сон, активное бодрство­вание и др.), а также при действии разных стимулов (зрительных, слуховых, тактильных).

4 стр., 1889 слов

Анатомо-физиологические особенности созревания мозга

... исследователя. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга Возрастные изменения структуры ... и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих ... физическая работоспособность в разные периоды развития организма ... созревания, функциональное состояние ведущих адаптивных систем. Диагностика психофизиологических особенностей (восприятие, внимание, память). Медицинские критерии ...

Они включают изучение частотного состава ЭЭГ, зональных особенностей и межзонального взаимодействия. Такой подход дает возможность установить, во-первых, динамику функцио­нального созревания отдельных зон коры мозга; во-вторых, последова­тельность включения мозговых структур в совместную деятельность и усовершенствование этой деятельности процессе индивидуального раз­вития.

Таким образом, функциональные критерии зрелости по пока­зателям ЭЭГ мозга весьма разнообразны. Однако интенсивная компьютеризация электрофизиологических исследований сделала возможной объективную оценку и формализацию множества показателей, извлекаемых из электроэнцефалограммы. Тем са­мым фактически созданы условия для_ возникновения новой области диагностики условно обозначаемой как «нейрометрика». Использование стандартизованной процедуры регистрации фоновой и вызванной биоэлектрической активности, извлечение широкого спектра электроэнцефалографических показателей, пост­роение полигонов распределений и получение нормативных дан­ных открывают путь к индивидуальной диагностике функциональной зрелости ЦНС у детей разных возрастов.

Рефлекторные критерии созревания. Важное место среди функ­циональных критериев психофизиологического созревания зани­мают поведенческие, из них наиболее изучены показатели, отра­жающие возрастную динамику рефлекторной деятельности. Известно, например, что дети рождаются с целым набором безуслов­ных рефлексов (поисковым, хватательным, сосательным, шейным, тоническим и др.).

Наличие этих рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако к кон­цу первого года жизни большинство из них исчезает. При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновени­ем большинства их этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением.

Таким путем простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга. В разные сроки возникают способности к образованию положительных и тормозных условных рефлексов на внутренние (интероцептивные) и внешние (экстероцептивные) раз­дражители. Появление способности такого рода можно рассматри­вать в качестве маркера или показателя сихофизиологического со­зревания.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... и психики ребенка. А. Валлон никогда не отрицал роль созревания в развитии. По его мнению, созревание нервной системы ... жизни, когда поведение (действия ребенка, а не вербальные рассуждения) выступает как показатель умственного развития. В связи с этим ... человеческого организма. Жан Пиаже и его последователи создали одно из наиболее плодотворных направлений в изучении психического развития ребенка – ...

Локомоторные критерии. С психофизиологическим созреванием связываются также возникающие на определенном этапе раннего онтогенеза способности к перемещению в пространстве (локомоции).

В специальных руководствах нередко приводится своеобраз­ный календарь развития двигательной активности детей раннего возраста. В нем указывается, когда ребенок начинает сидеть, вста­вать, ползать, ходить, т. е. дается хронологическая последователь­ность появления возможностей младенца, постепенно обеспечиваю­щих полноценную организацию двигательного поведения. Причем сроки созревания по этому календарю, видимо, в значительной степени определяются факторами генотипа.

Косвенно об этом свидетельствуют интересные факты, получе­нные при изучении развития навыков ходьбы у индейцев племени Хопи. В системе традиционного воспитания Хопи туго спеленутых младенцев привязывают к доске, освобождая только один или два раза в день для смены пеленок. Таких младенцев сравнивали потом с детьми Хопи, которые росли без ограничения их двига­тельной активности. Оказалось, что дети той и другой группы начинали ходить без поддержки в возрасте около 15 месяцев. Таким образом, жесткое ограничение движения. радикально не меняет сроки созревания. Было бы, однако, преждевременно на этой основе судить о том, что опыт не оказывает влияния на локомоторное развитие младенца.

Жизненные наблюдения, экспериментальные и клинические дан­ные, а также некоторые теоретические представления дают основания полагать, что определенная хронология психофизиологического созре­вания является условием развития перцептивной деятельности, речи, мыслительных операций. Однако эти аспекты психофизиологического созревания изучены очень мало.

Тем не менее есть прямые указания на то, что биологическое созревание, в частности развитие двигательной активности, связано с развитием речи. По утверждению известного психолога Е. Ленебер-га (1967), дети начинают говорить не раньше и не позже, чем достигнут определенной стадии физического созревания. Этапы ов­ладения речью реализуются на основе последовательности процессов созревания, причем можно установить отчетливые параллели между развитием движений и речи.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом ... науками, а не с гуманитарными, так как моральное развитие, развитие чувств у детей происходит позже. В четвертом периоде – от 15 лет ...

12.1.3. Темп созревания

Динамика функционального созревания ЦНС может быть оха­рактеризована как количественно, так и качественно. Качествен­ные изменения предполагают возникновение новообразований в морфологии, биоэлектрической активности, поведении. Количе­ственные изменения характерны для континуально меняющихся параметров, т. е. для тех параметров, изменения которых могут быть прослежены на длительных отрезках онтогенеза. Для некото­рых из них даже предпринимаются попытки построения формаль­ных математических моделей, описывающих закономерности воз­растной динамики.

В связи с этим целесообразно остановиться на понятии темпа созревания. Темп характеризует интенсивность процессов возрас­тного развития ЦНС и других систем организма на отдельных отрезках онтогенеза. По некоторым представлениям темп возрас­тных преобразований изменяется в ходе развития, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созрева­ния.

Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволя­ет говорить о существовании возрастной нормы. Типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные от­клонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Боль­шинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено вре­менными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популя­ции, в пределах которой существует многообразие индивидуаль­ных вариантов развития, последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.

10 стр., 4867 слов

Развитие

... амниона -2.50 2) развитие в организме 1.67 3) развитие вне организма 1.66 4) развитие в водной среде -2.50 5) развитие с амнионом # @ ... ростовых процессов в дорепродуктивном периоде -2.50 4) ускорение полового созревания 1.66 5) понижение обмена # @ 1.67 1) отягащенность ... ростовых процессов в дорепродуктивном периоде 2.50 4) ускорение полового созревания -1.66 5) понижение обмена # @ 1.67 1) ...

Наряду с индивидуальными чрезвычайно выражены половые раз­личия в темпах созревания: у девочек созревание идет быстрее, соответственно этому имеют место половые различия по целому ряду показателей, свидетельствующие о более раннем наступлении зрело­сти у девочек.

Биологический возраст. Значительные индивидуальные колебания в темпах роста и развития дали основания для введения такого понятия, как биологический возраст. Представление о биологическом возрасте имеет значение, потому что для практических целей нередко нужно объединять детей не по календарному (паспортному) возрасту, а с уче­том реально существующих различий в их развитии. У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают. Однако неред­ко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает календарный или отстает от него.

Основными критериями биологического возраста считаются: зрелость, оцениваемая по срокам прорезывания молочных и посто­янных зубов; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зрелость, оцениваемая по срокам наступления вторич­ных половых признаков. В последнее время при оценке биологичес­кого возраста стали использовать не только морфологические возрастные изменения, но и показатели зрелости физиологических систем организма.

Оценка биологического возраста проводится путем сопоставления" соответствующих показателей развития обследуемого ребенка со стандартами, характерными для данной возрастной", половой и этнической группы.

Акселерация и ретардация. Итак, наряду с типичными показателя­ми уровня развития, характерными для большинства представителей определенной возрастно-половой группы, встречаются отклонения. Они сводятся к двум основным типам: акселерации и ретардации развития. Акселерация представляет ускорение физического разви­тия и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Различают два вида акселерации — эпохальную и внутри групповую. Первая определяется как явление, присущее всем де­тям и подросткам в сравнении с предшествующими поколениями. Эпохальная акселерация была заметным явлением в 60 — 70-е годы XX века. В 80-е годы процесс стабилизировался, а с начала 90-х появились признаки противоположного явления — децелерации раз­вития, т. е. широко наблюдаемого замедления процессов физическо­го созревания детей и подростков (Д. И. Зелинская, 1995).

Причины этих явлений (массовой акселерации и децелерации) до конца не изучены.

Внутригрупповая, или индивидуальная, акселерация рассматрива­ется как ускоренное развитие отдельных детей и подростков в опре­деленных возрастных группах. Число таких детей колеблется в пре­делах от 13% до 20% в разных возрастах.

Ретардация развитая возникает при задержке физического разви­тия и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Число ретардированных детей внутри разных возраст­ных групп составляет в среднем 13% - 20%. Ретардация развития может проявляться в разных сферах и иметь разную степень откло­нения от статистической нормы. Необходимо различать ретардацию физического развития и задержку психического развития. Первая может существовать независимо от второй и нередко представляет собой вариант развития в пределах нормы. Описано, например, конституциональное замедление развития, обусловленное факторами наследственности и проявляющееся в отставании всего развития, в том числе полового созревания, на 2−3 года. В конечном итоге эти дети проходят все стадии развития достигают зрелости, но только с опозданием.

В связи с этим существует особая задача отделить замедленное развитие и созревание как вариант нормы от задержки развития, обусловленной патологическими процессами. Последнее особенно важно учитывать при определении школьной зрелости и готовности к обучению.

Таким образом от 26% до 40% детей имеют динамику биологического созревания, отклоняющуюся от средних нормативных данных. По-видимому, можно утверждать, что каждому человеку присущ собственный темп индивидуального, развития. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут реально находиться на разных этапах возрастного развития. Несоответствие календарного и биологического возраста ребенка позволяет оценить темп индивидуального развития.

Итак, психофизиологическое созревание, определяющее очеред­ность возрастных изменений в центральной нервной системе и неко­торых других системах организма (эндокринной, опорно-двигатель­ной), обеспечивает условия для возникновениями реализации психических функций. По морфологическим и функциональным показа­телям можно судить о процессах созреваний и степени зрелости структур и функций организма на отдельных этапах онтогенеза каждого конкретного ребенка.

В последовательности процессов созревания отражается как об­щее, так и индивидуальное в развитии ребенка. Индивидуализация касается, в первую очередь темпа созревания (скорости возрастных преобразований): Об этом свидетельствуют явления индивидуальной акселерации и ретардации развития. Однако темп созревания — характеристика непостоянная, поэтому в жизни индивида на смену выраженной акселерации может прийти замедление развития и, на­против, изначально замедленное созревание может ускориться и привести к акселерационному скачку. Эти явления адекватно описы­ваются понятием «индивидуальная траектория развития». Оно подра­зумевает возможные ускорения и замедления созревания, а также определенную меру онтогенетической стабильности характеристик индивида в ходе онтогенеза.

12.1.4. Преемственность процессов созревания

Преемственность процессов созревания тесно связана с таким понятием, как онтогенетическая стабильность.

Онтогенетическая стабильность. Возрастные изменения или пре­образования функций не исключают онтогенетической стабильнос­ти. Это понятие подразумевает не отсутствие изменений в абсолют­ных значениях показателей созревания, а относительное постоянство темпа их преобразований в онтогенезе. Выше отмечалось, что каж­дый человек, по-видимому, имеет свой темп индивидуального раз­вития.

С помощью лонгитюдного метода установлено, например, что на относительно длинных отрезках онтогенеза, включающих периоды созревания и сложных перестроек, вызванных гормональными сдви­гами, многие параметры биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) индивидуально устойчивы. Конкретным показателем устойчивости служит постоянство рангового места, которое занимает индивид при повторных обследованиях. Предполагается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза есть своя типология индивидуального развития, одним из частных проявлений которой служит сохранение положения индивида (точнее, его рангового места) в группе ровес­ников.

Преемственность процессов созревания. В какой степени психофи­зиологическое созревание на ранних этапах развития связано с пос­ледующими преобразованиями в функционировании психики человека? Этот вопрос упирается в решение общей проблемы возрастной психологии — проблемы непрерывности (континуальности)/ пре--рывистости (дискретности) развития. Практическая сторона проблемы связана с прогностической валидностью оценок созревания и развития детей первых лет жизни. Например, установлено, что низ­кий вес ребенка при рождении является неблагоприятным фактором его интеллектуального развития в будущем.

Предикторы развития. Полученные в раннем онтогенезе психологические и психофизиологические характеристики, обладающие прогностическими свойствами, называются предикторами. Иначе гово­ря, предикторы — это такие особенности детей, по котором можно достаточно надежно предсказывать их дальнейшее развитие. В широ­ком понимании предикторами могут служить не только характерис­тики детей, но и те физические и социальные условия, в которых они растут.

До недавних пор считалось, что после первого года жизни суще­ствует, образно говоря, «разрыв» непрерывности развития. В зару­бежных исследованиях было неоднократно показано, что оценка развития младенца по тесту Бейли практически не коррелирует с показателями интеллекта, полученными в дошкольном и старших возрастах по другим тестам. Однако введение новых методов позво­лило установить, что особенности внимания младенцев (реакция на новизну, привыкание и др.) обладают ощутимой прогностической валидностью и могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ребенка.

Было бы очень заманчиво использовать для прогноза умствен­ного развития ребенка такие объективные характеристики, как показатели биоэлектрической активности мозга. Тем более что в этих показателях хорошо отражается возрастная динамика инди­видуальных особенностей психофизиологического созревания. К сожалению, пока метод регистрации ЭЭГ используется, в основ­ном, в клинике с целью выделения патологических отклонений в развитии.

12.2. Пластичность и сензитивность цнс в онтогенезе

В основе взаимодействия влияний среды и развивающихся физиологических особенностей лежит способность ЦНС изменять свои морфофункциональные характеристики под влиянием опыта. Эта способность называется пластичностью. Известно, что функционально незрелые структуры обладают наибольшей плас­тичностью, т. е. способностью к реорганизации. Пластичность нервной системы в раннем онтогенезе связывается с присутствием в ней особого биохимического агента — фактора роста нервной ткани (ФРН), который активизирует и интенсифицирует рост и развитие нервных клеток. В настоящее время имеется множество экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что на ранних этапах развития изменения среды могут весьма существен­но изменить морфофункциональные особенности ЦНС, а также поведение животных и человека.

12.2.1. Эффекты обогащения и обеднения среды

Для оценки диапазона пластичности ЦНС используются данные, получаемые в экспериментах на животных с использованием при­емов обеднения и обогащения среды. Обогащение среды предпола­гает воспитание молодых животных в обширных клетках, оборудо­ванных различными устройствами и предметами (мостиками, лесен­ками, канатами, вращающимися колесами, игрушками и т. д.), коли­чество и качество которых постоянно меняется. Частая смена обста­новки требует от животного повышенной двигательной активности и исследовательской деятельности. Для обогащения среды используют­ся также различные стимулы (зрительные, слуховые, вестибуляр­ные).

По контрасту с этим обеднение среды идет по пути лишения всякого разнообразия внешней обстановки. Крайний случай пред­ставляет взращивание животного в одиночной маленькой пустой клетке в полной изоляции от других животных.

Показано, что морфологические и функциональные характерис­тики ЦНС закономерно меняются в зависимости от характера вне­шних воздействий: Так, если детеныш животного растет в условиях лишения зрительного опыта, наблюдается морфологическая деструкция зрительных центров головного мозга и искажения в ходе созре­вания зрительных функций.

При обогащении среды, напротив, отмечается усиленное раз­витие морфологических элементов (увеличивается длина полуша­рий, утолщается поперечник коры, укрупняются тела нейронов, увеличивается ветвление отростков нейронов и т. д.).

В целом все перечисленное свидетельствует об улучшении динамики мозгового созревания. Установлено, что животные, развивающиеся в усложненной внешней среде, по поведенческим показателям имеют высокую исследовательскую активность, выраженную способность взаимодействовать с внешними предметами и людьми.

Важно, что изменения, происходящие в ЦНС под влиянием вне­шних воздействий, специфически связаны с характером этих воздей­ствий.

Иллюстрацией этих положений служат опыты известного ней­рофизиолога К. Блейкмора. Им было показано, что если котят выращивать в условиях, где единственным сложным зрительным стимулом будет рисунок из вертикальных белых и черных полос, то зрительная кора этих котят приобретет повышенную чувстви­тельность к вертикальным линиям и практически не будет реаги­ровать на горизонтальные. В связи с этим котята испытывают трудности, когда им, например, надо подниматься по лестнице, так как они не видят горизонтальных линий, образуемых ступеня­ми. Следовательно, под влиянием сенсорного опыта в период развития характер связей в зрительной системе котят изменяется таким образом, что количество клеток, реагирующих на наиболее' частые стимулы (вертикальные полосы), — возрастает, а доля клеток, чувствительных к редким стимулам (горизонтальным по­лосам), — убывает.

Итак, определенным образом организуя внешние воздействия, можно получить желаемое и селективное изменение функциональ­ной активности нервных элементов.

Механизмы, опосредующие эффекты ранних средовых влияний. Итак, ранние воздействия на организм приводят к существенным и достаточно устойчивым изменениям поведенческих и неврологичес­ких характеристик у взрослых животных.

Известно, что в основе любой структурно-функциональной перестройки мозга всегда лежит изменение биохимических про­цессов в нервной ткани. В нейрохимических исследованиях, посвященных изучению эффектов средовых воздействий, установлено, что под влиянием сенсорной стимуляции в раннем онтогенезе происходит повышение показателей специфического медиаторного обмена, т. е. обмена химических веществ, играющих роль посредников в межнейронных контактах. Это значит, что наиболее выраженные биохимические перестройки происходят в синаптических нервных аппаратах, обеспечива­ющих морфофункциональную связь и взаимодействие нервных клеток.

Отдалённые эффекты ранней сенсорной стимуляции связывают, однако, не только с биохимическими превращениями в синаптических контактах, но и с изменениями во всей клетке. Многочисленные факты говорят о том, что в результате влияния сенсорно обогащенной среды и тренировки в телах нервных органического соединения — рибонуклеиновой кислоты (РНК), последняя участвует, в синтезе белков, обеспечивающих нервную передачу и взаимодействие нейронов в нервных сетях. В то же время имеется немало данных, говорящих о том что биосинтез РНК и белков имеет прямое отношение к образованию следов долговременной памяти.

Таким образом, главными нервными механизмами, опосредующими эффекты ранних средовых воздействий являются пласти­ческие перестройки в ЦНС, происходящие на биохимическом и морфологическом уровнях. При таком подходе понятие пластич­ности нервной системы приобретает более конкретное содержа­ние. Оно подразумевает любые изменения эффективности и на­правленности связей между нервными клетками,., которые по длительности" превышают обычные «процессы передачи информа­ции.

Влияние среды на функциональные показатели созревания ЦНС детей. Теоретическое и практическое значение имеет решение вопроса о том, как меняются под влиянием внешних условий функциональные показатели созревания ЦНС ребен­ка. Проведено немало исследований особенностей биоэлектри­ческой активности мозга (фоновой и реактивной ЭЭГ, вызван­ных потенциалов) у детей с сенсорным дефицитом при разных видах амблиопии и потере слуха. Несмотря на разнообразие клинического материала и способов оценки функциональных нарушений эти исследования дают основания для общего вывода: чем больше ограничение притока сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и др.), тем больше отклонений от нормального хода созревания отмечается в характеристиках биоэлектрической активности.

В связи с широким распространением программ ранней стиму­ляции психического развития особый интерес представляет изуче­ние влияния интенсификации обучения на психофизиологическое созревание детей. Первые исследования в этом направлении пока­зывают, что развивающее обучение приводит к изменению ряда параметров биоэлектрической активности головного мозга, свиде­тельствующему о его ускоренном созревании и значительном со­вершенствовании функций. Причем значимо меняются те пара­метры, которые по современным представлениям прямо связаны с обеспечением познавательной деятельности детей. Предполагает­ся, что в изменениях психофизиологических функций под влия­нием развивающего обучения находит свое отражение «зона бли­жайшего развития», являющаяся предпосылкой дальнейшего обу­чения.

12.2.2. Критические и сензитивные периоды развития

Способность нервной системы изменяться под влиянием внешних воздействий носит однако, преходящий характер. Она приурочена главным образом ко времени наиболее интенсивного морфофункционального созревания и определяет феномен возрастной чувствительности к воздействиям среды, с которым связано понятие о сензитивном пиитическом периодах развития.

Хотя в основе всех подобных периодов лежит временное повышение чувствительности к некоторым внешним влияниям, их характерные особенности: сущность происходящих изменений, факторы, к которым повышается чувствительность, степень изби­рательности к восприятию, временной режим, последствия неадекватной реализации обратимость результата в каждом конк­ретном случае — имеют свою специфику и составляют своеобразие любого из них.

Определение критического периода. Первоначально понятие «кри­тический период» было введено в эмбриологии для обозначения периодов повышенной чувствительности к действию факторов, вы­ходящих за границы физиологической нормы. В период внутриут­робного развития каждый орган претерпевает критические стадии дифференциации в строго определенные моменты развития. Вредо­носное воздействие на зародыш приводит к избирательному наруше­нию в развитии именно того органа, который находится в стадии наиболее интенсивного формирования. Этот факт находит свое отра­жение в своеобразном видоспецифическом «календаре пороков раз­вития», демонстрирующем определенные искажения развития в за­висимости от времени действия вредоносного фактора. Одной из трагических иллюстраций здесь являются известные случаи рожде­ния детей с разными вариантами изувеченных конечностей, матери которых принимали на различных сроках беременности снотворное талидомид.

В основе избирательного повышения чувствительности лежит уси­ление процессов обмена веществ в наиболее быстро растущих орга­нах и тканях. В общем критические периоды в ходе внутриутробного развития ребенка совпадают с процессами наиболее интенсивного роста и дифференцировки, как бы маркируют процесс развития, отмечая стадии морфогенеза.

Таким образом, критическим в полном смысле слова, видимо, следует называть тот период времени, когда организм должен испы­тывать воздействие определенного типа и это является условием его дальнейшего нормального развития. Изменения в ходе критического периода носят необратимый характер, в результате чего структура и функция приобретают законченную форму, не чувствительную к модифицирующим воздействиям в более позднем возрасте. Весьма вероятно, что критические периоды наиболее характерны для анатомо-морфологических изменений в ходе развития. Будучи сопряжен­ными с определенным этапом морфологического созревания, они могут представлять хронологическую инварианту развития.

Особенности сензитивного периода. Термин «сензитивный» пра­вильнее использовать для обозначения периода, во время которо­го некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после. Фактически сензитивный период представляет собой период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. В этом случае, по-видимому, в онтогенезе нет ни одного периода, «рокового» по отношению к определенным воздействиям. При этом период наибольшей чувствительности рассматривается как период наиболее благоприятный, оптималь­ный для усвоения этих воздействий. Образно выражаясь, крити­ческий период означает «теперь или никогда», сензитивный же — «можно и в иное время, но лучше теперь». Критические и сензитивные периоды онтогенеза можно соотнести с созреванием структур и процессов двух типов.

Ожидание опыта и зависимость от опыта. Предполагается, что отдельные структуры и процессы в развивающемся организме будут по-разному реагировать на внешние воздействия. В самом общем виде можно выделить структуры и процессы двух типов.

Для первых, определяемых как «ожидающие опыта», внешние воздействия выступают как триггер — сигнал, запускающий раз­витие, которое происходит по генетической программе и почти не зависит от характера средовых влияний (в пределах физиологичес­ки допустимой нормы).

«Ожидающие опыта» — это структуры и процессы консервативной наследственности, определяющие видо­вые признаки и не обладающие межиндивидуальной изменчивос­тью, т. е. одинаковые у всех представителей данного вида. Период «ожидания опыта» по сути является критическим, потому что неадекватный опыт необратимо искажает нормальный ход разви­тия.

Наряду с этим существуют структуры и процессы второго типа, «зависящие от опыта». Они отличаются выраженным диапазоном изменчивости, возникающей под влиянием внешних воздействий, и рассматриваются как морфофункциональная основа усвоения инди­видуального опыта. «Зависимость от опыта» — также явление временное однако существенные изменения опыта приводят к соответствующим модификациям в развитии структур, не нарушая самого хода развития. Кроме того, подобные изменения нередко частично обратимы, поэтому период зависимости от опыта правильнее считать сензитивным.

Критические и сензитивные периоды в развитии ЦНС. Каждая мозговая структура имеет свои временные характеристики созрева­ния: начало, скорость, конец процесса и соответствующий этому период максимальной чувствительности. Иначе говоря, онтогенез ЦНС включает последовательное повышение чувствительности от­ дельных ее звеньев соответственно времени наиболее интенсивного развития каждого из них.

В созревании ЦНС условно можно выделить два аспекта. Пер­вый - рост и самодифференцировка нейронов и их связей, мало зависящие от внешних обстоятельств и идущие по генетической программе. Второй — сходные изменения нейронов, но вызван­ные функциональной активностью под влиянием внешних воз­действий. В связи с этим факторы, оказывающие влияние на созревание ЦНС, условно можно разделить на две группы. Первая — совокупность агентов, обеспечивающих полноценную биохими­ческую среду развития, необходимую для нормального роста и дифференцировки нейронов. К ним относятся: полноценные метаболические процессы и адекватная гормональная активность. Здесь имеются свои критические периоды развития. Например, период половой специализации структур мозга. Вторая группа включает факторы функциональной специализации отдельных элементов и звеньев ЦНС. Наиболее эффективное действие этих факторов приурочено к сензитивным периодам. Лучшим приме­ром здесь служат организующие действия обогащенной среды.

Формирующие свойства сензитивных периодов и диапазон потен­циальной изменчивости структур и функций под влиянием внешних воздействий, получаемых организмом в это время, являются наибо­лее значимыми характеристиками для понимания природы взаимо­действия внешних влияний и развивающихся физиологических особенностей.

В психологии и педагогике проблема критических, сензитивных периодов психического развития и оптимальных периодов обучения имеет свою историю изучения. Несмотря на некоторые различия в теоретической интерпретации этих явлений, общепризнано, что су­ществуют периоды, когда психическое развитие происходит наибо­лее быстро и особенно эффективно. Общепризнанным также является дидактический принцип своевременности обучения, который непосредственно связывает оптимальные условия обучения с назревающими возможностями детского развития.

В совокупности это дает основания рассматривать возникающее в ходе развития временное повышение чувствительности к внешним воздействиям как одну из основных закономерностей развития.

Глава тринадцатая

13. Динамика созревания основных блоков головного мозга и психическое развитие

Характеризуя деятельность мозга в целом, исследователи, как прави­ло, выделяют несколько структурных образований мозга — блоков и рассматривают работу целого мозга, оперируя функциональными осо­бенностями его основных блоков. Так, отдельно анализируется вклад в психическое функционирование глубоких (подкорковых) структур моз­га, коры больших полушарий, ее «передних» и «задних» отделов, левого и правого полушарий. Каждому из блоков, поданным многих экспери­ментальных и клинических исследований, приписываются разные фун­кции.

Функции основных блоков головного мозга. Известно, что в подкорковых структурах мозга локализованы центры, регулирую­щие жизнедеятельность организма. Кроме того, к их функциям относится обеспечение тонизирующих и модулирующих влияний на разные уровни ЦНС, формирование биологических потребно­стей, побуждающих организм к действию (голод, жажда и др.), а также эмоций. сигнализирующих об успехе или неудаче в удовлет­ворении этих потребностей (см. главы 3 и 4).

Кора больших полушарий играет определяющую роль в обеспечении высших психических функций человека. В самом общем виде — это прием и окончательная переработка информации и организация на этой основе сложных форм введения, причем первая из этих-функций связана преимущественно с деятельностью «задних» отделов коры, а вторая — с деятельностью «передних». Разные функции познавательной деятельности выполняют левое и правое полушария мозга.

Три оси созревания. Поскольку в развитии мозга действует прин­цип гетерохронности, принципиальное значение приобретает про­блема морфофункционального созревания указанных блоков и того, как это отражается на психологических возможностях каждого возраста. К анализу этой проблемы существуют разные подходы. Наи­более общий предлагает рассматривать психофизиологическое созре­вание в трех измерениях: вертикальном, передне-заднем и латераль­ном. Вертикальная ось характеризует динамику созревания в направ­лении от подкорковых структур к коре больших полушарий, пере­дне-задняя ось позволяет сопоставить динамику созревания «задних» и «передних» отделов коры. Латеральное измерение предусматривает анализ последовательности и эффектов созревания левого и правого полушария.

В соответствии с принципом гетерохронности развития каждое из этих измерений имеет собственную динамику психофизиологи­ческого созревания. Однако мозг на всех этапах онтогенеза рабо­тает как целое, поэтому возрастные особенности его функциони­рования на каждой стадии развития следует рассматривать как результирующую гетерохронного созревания по трем перечислен­ным координатам.

Известно, что мозговое обеспечение психических функций имеет системную организацию, в которой могут участвовать зве­нья, принадлежащие различным блокам мозга, следовательно, ис­черпывающий психофизиологический анализ должен включать совокупную оценку динамики созревания по всем трем координа­там мозга в вертикальном, горизонтальном и латеральном измере­ниях.

Созревание глубоких структур мозга. Наибольшая определенность в настоящее время существует в оценке психофизиологического созревания по вертикальному измерению. Опережающее развитие в онтогенезе филогенетически древних подкорковых структур голов­ного мозга закономерно, поскольку именно в этих структурах локализуются центры жизнеобеспечения (дыхания, кровообраще­ния, регуляции циклов сна и бодрствования и т. д.), обеспечивающие возможности эффективной адаптации младенца к окружаю­щей среде. Большинство из них в отличие от коры больших полушарий являются уже достаточно зрелыми к моменту рождения и завершают свое созревание в первые годы жизни ребенка. Опережающее созревание подкорковых структур по сравнению с корой мозга определяет особенности перцепции и моторики мла­денца.

Так, например, в формировании зрительной перцепции в 1-й год жизни выделяются два этапа: первый, от рождения до двух месяцев, связывается с реализацией фиксированных программ поведения, в которых проявляется готовность младенца к восприятию общих перцептивных схем. Такой тип восприятия обеспечивается подкорковы­ми структурами. Второй период начинается с двухмесячного возрас­та. Возникающая в этом возрасте способность младенца к детализо­ванному зрительному анализу рассматривается как следствие начала функционирования корковых зрительных структур. Преобладающую роль глубоких структур мозга в обеспечении двигательной активно­сти и поведения младенца отмечал еще Л. С. Выготский. Он даже выделил на первом году жизни ребенка три стадии развития мотори­ки и поведения в соответствии с последовательностью созревания разных отделов подкорки (первые две стадии) и созреванием коры больших полушарий (третья стадия).

Итак вклад глубоких структур мозга в обеспечение поведения познавательной активности ребенка в первые годы жизни очень значителен.

Кортиколизация функций. Генеральной линией развития ЦНС ребенка в дальнейшем онтогенезе является так называемая кортиколизация функций, т. е. постепенный перенос основных центров, регу­лирующих поведение и психику ребенка, в созревающую кору боль­ших полушарий. Не исключено, что именно такая организация моз­говых механизмов психики и поведения ответственна за то, что показатели умственного развития детей первых двух лет жизни мало коррелируют с показателями умственного развития тех же детей на более поздних этапах развития, например в 5−6 лет, т. е. по уровню умственного развития ребенка в первые два года жизни трудно предсказать, каким будет его интеллект в старшем дошкольном и школьном возрасте.

Кортиколизация функций подчиняется принципу гетерохронности развития, т. е. созревание отдельных участков коры боль­ших полушарий происходит разной скоростью и достигает окон­чательной зрелости в разные периоды онтогенеза. В горизонталь­ном измерении как правило, отдельно рассматривают динамику психофизиологического «созревания таких блоков, как передние и задние отделы. Каждый из них в свою очередь, состоит из более дробных высокодифференцированных частей, называемых зонами или областями коры. И для отделов, и для зон коры справедлив принцип гетерохронности развития. В идеале можно представить себе своеобразный «календарь» созревания отдельных частей или зон коры мозга, который было бы весьма заманчиво сопоставить с уже выделенными хронологическими последовательностями формирования познавательных и двигательных возможностей ре­бенка. Однако конкретных данных для этого недостаточно, но установлены некоторые общие тенденции и закономерности. Рас­смотрим основные из них.

Созревание задних отделов коры. Общепризнано, что задние отделы коры выполняют функции приема, хранения и переработки информа­ции. Этим задачам подчинена структурная организация отдела. В него входят первичные зоны (проекционные, анализаторные: зрительная, слуховая и т. д.), в которых ведется простейшая обработка внешних сигналов; вторичные зоны, в которых происходит более сложная обра­ботка сигналов, в частности, например, сличение текущей информации с содержанием памяти; третичные зоны, в которых происходит оконча­тельное завершение формирования образов на базе межсенсорного взаимодействия.

Установлено, что созревание идет от первичных проекционных зон к вторичным и от них к третичным ассоциативным зонам. Такая направленность процессов созревания объясняет, во-первых, ограниченные познавательные возможности детей на ранних этапах онтогене­за, во-вторых, постепенный характер формирования механизмов позна­вательной деятельности ребенка.

Так, например, известно, что в развитии зрительного восприятия усвоение общепринятых эталонов и формирование системы сложных перцептивных действий приходится в основном на воз­раст 5—6 лет. Именно к этому возрасту достигают необходимой зрелости соответствующие ассоциативные зоны в заднем отделе коры больших полушарий. Поскольку сенсорно-перцептивные функции приурочены, в основном к задним отделам коры больших полушарии, можно говорить, что в горизонтальном измерении созревание идет от задних отделов мозга к передним. Известно, что наиболее поздно в подростковом возрасте завершают свое морфологическое созревание фронтальные зоны коры. По психо­логическим данным именно в этом возрасте у детей в целом складываются способности к произвольной регуляции поведения и абстрактному мышлению.

Корково-нодкорковые отношения. Способность к произвольной регуляции поведения прямо связана с установлением и совершенствованием корково-подкорковых отношений. При зрелом типе корково-подкорковых отношений кора, больших полушарий, в первую очередь фронтальные доли, приобретает способность управ­лять восходящими из подкорки активирующими влияниями. Суть этого процесса состоит в том, что активационные влияния, оптимальностью своей интенсивности, направляются в «нужное место в нужный момент времени», мобилизуя именно те нервные центры, которые необходимы для выполнения данной конкретной деятель­ности. Этот процесс, получивший название управляемой активации связан с формированием «системы локальной, активации» (Н. В. Дубровинская, 1996).

Важно подчеркнуть, что в возрасте 7 лет (начало школьного обучения) эти процессы еще не достигли окончательной зрелости. Последнее проявляется в неуправляемых ненаправленных акгивационных воздействиях, которые нередко создают своеобразную избы­точность реагирования мозга у детей этого возраста, Только к 9−10 годам процессы управления активацией достигают относительной зрелости, обеспечивая ребенку оптимальные условия для умственной деятельности.

Тем не менее созревание корково-подкорковых отношений продолжает­ся и на более поздних стадиях онтогенеза. Естественно, что по мере созревания фронтальных отделов коры изменяются и все более совершен­ствуются и корково-подкорковые отношения.

Созревание мозга и умственное развитие. По многочисленным данным динамика морфофункционального созревания корковых зон хронологически коррелирует с возникновении психических новооб­разований.

Одной из наиболее показательных здесь является работа амери­канского психолога С. Моргана, в которой сделана попытка сопос­тавить возрастную динамику морфофункционального созревания мозга и стадий интеллектуального развития, выделенных в теории Т. Пиаже. Опираясь на представления А. Р. Лурии, он выделил пять стадий созревания мозга. Первую из них он связывает с формирова­нием блока глубоких структур мозга, ответственных за обеспечение активационных процессов коры больших полушарий. Этот блок мор­фологически и функционально оформляется в течение первого года жизни; его нормальное функционирование является обязательным условием полноценного интеллектуального развития. Вторая стадия связана с созреванием первичных проекционных зон (зрительной, слуховой, сомато-сенсорной и моторной).

Эти зоны морфологически оформляются к моменту рождения и в течение первого года жизни начинают успешно функционировать. Их полноценное функциони­рование создает условия для реализации сенсомоторной стадии раз­вития. Третья стадия созревания осуществляется в период от двух до пяти лет. Она сопряжена с созреванием вторичных зон коры; их функционирование создает условия для полноценного развития отдельных видов восприятия и научения. В интеллектуальном развитии этот период соответствует неоперациональному периоду в классифи­кации Ж. Пиаже. Переход ребенка, а стадию конкретных операций С. Морган связывает с созреванием ассоциативных третичных корковых зон в задних отделах коры (блок приема, хранения и переработки информации).

Последняя, пятая стадия созревания связана с достижением зрелости третичных зон блока программирования поведения фронтальных зон. Наиболее интенсивное созревание происходит в возрасте от шести до восьми лет, продолжается вплоть до двенадцати лет и создает условия для перехода на стадию формаль­ных операций.

Эта модель привлекает возможностью провести психофизиологи­ческий анализ умственного развития. Однако ее ограниченность состоит в том, что не учитываются возрастные особенности межполушарных отношений.

Межполушарные отношения в онтогенезе. Между тем проблема психофизиологического созревания в латеральном измерении требу­ет особого внимания. В первую очередь потому, что развитие полу­шарий в онтогенезе прямо связано с развитием речи.

Несмотря на некоторые разногласия, все исследователи сходятся в одном: у детей, особенно в дошкольном возрасте, правое полушарие вносит значительно больший вклад в обеспечение психики, чем у взрослых.

Другими словами, проблема гетерохронности в созревании полу­шарий не сводится только к возрастным особенностям речевого развития. Есть разные взгляды на проблему возрастной динамики в формировании психофизиологических функций левого и правого полушария. По некоторым из них созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и в раннем онтогенезе вклад правополушарных структур в обеспечение психического фун­кционирования превышает вклад левого. Это коррелирует с некоторыми особенностями психического развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Действительно, для детей характерна непроизвольность и небольшая осознанность поведения. Их познавательная деятельность имеет симультанный, целостный и образный характер.

В связи с этим высказываются критические замечания в адрес системы образования, с самого начала ориентированной на развитие знаково-символьной функции мышления и не использующей возра­стные особенности головного мозга, связанные с опережающим развитием правополушарных функций. Как альтернатива предлагается активное использование возможностей правополушарного способа переработки информации, особенно в начальной школе.

Тем не менее преждевременно делать какие-либо окончательные выводы. По мере увеличения разрешающей способности методов появляются новые данные о возрастной динамике созревания зон левого и правого полушария. По некоторым из них проблема опере­жающего созревания того или иного полушария как целого, по-видимому, не имеет однозначного решения. Отдельные зоны каждо­го полушария имеют собственную возрастную динамику созревания с независимыми периодами ускорения и разной скоростью созрева­ния, при этом одни зоны созревают раньше в левом полушарии, другие — в правом.

Однако, как бы этот вопрос ни решился в дальнейшим, очевидно, что изменения в динамике созревания полушарий так или иначе будут вносить свой вклад в формирование особенностей детской психики на каждом этапе ее формирования.

Таким образом, отдельные структуры мозга созревают с разной скоростью и на разных этапах онтогенеза, в итоге на каждой стадии мозг ребенка имеет присущую только данной стадии «психофизиоло­гическую архитектуру», которая, в свою очередь, определяет специ­фические для данного возраста условия и, в известной степени, возможности психического развития.

Взятые в совокупности закономерности созревания головного мозга, но трем основным измерениям представляют хронологическую последовательность возникновения физиологических условий пси­хического развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аршавский В- В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.

2 Бетелева Т. Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. — М.: Наука, 1977.

  1. Выготский Л. С. Младенческий возраст. Собрание сочинений. — Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — С.269−317.
  2. Дубровинская Н. В. Нейрофизиолог в школе // Школа здоро­вья. — 1986. — Т. 3. — № 1.
  3. Естественнонаучные основы психологии / Под ред А. А. Смирнова, А. П. Лурни, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978.
  4. Симмерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М.: МГУ, 1985.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Автоматизм — действие, реализуемое без непосредственного учас­тия сознания.

Адаптация — приспособление организма к окружающей среде

Адреналин — гормон, выделяемый мозговым слоем надпочечников; выполняет функции посредника (медиатора) в симпатической не­рвной системе, а также в ряде объединений нейронов головного мозга, образуя адренергическую систему мозга.

Альфа-ритм — основной ритм электроэнцефалограммы в состоя­нии относительного покоя, с частотой в пределах 8−13 Гц и средней амплитудой в 30−70 мкВ.

Акселерация — ускорение роста и биологического созревания у детей и подростков.

Аксон — единственный отросток нейрона, по которому возникший при возбуждении нейрона импульс поступает к другим нейронам или мышечным волокнам.

Активация — возбуждение или усиление активности, переход из состояния покоя в деятельное состояние.

Акцептор результатов действия — психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирую­щий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесе­ния с находящейся в памяти моделью предполагаемого результата.

Амнезия — патологическое состояние психики, связанное с прова­лами в памяти, вызванными различными локальными поражениями мозга.

Амплитуда ЭЭГ — максимальное смещение пика волны по отноше­нию к нулевому значению.

Анализатор — функциональное образование ЦНС, осуществляю­щее восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих во внешней среде и в самом организме. А. состоит из периферического рецептора, проводящих нервных путей, центрального участка коры головного мозга, отвечающего за деятельность данного анализатора.

Асинхронность — характеристика процессов, не совпадающих по времени. Асинхронная активность нервных клеток приводит к воз­никновению в ЭЭГ волн низкой амплитуды и высокой частоты — реакции десинхронизации.

Артикуляция — особый вид активности органов речи (губ, языка, мягкого неба, Колосовых связок), необходимый для произнесения звуков речи.

Афазия — расстройство речи, состоящее в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих. Афазия проис­ходит в результате поражения участков коры головного мозга, отвечающих за речевую функцию.

Ацетил-холин — веществе, выполняющее роль посредника (медиан тора) при передаче нервного импульса с нейрона на нейрон и с нейрона на мышечное волокно; выполняет также функции медиатора в парасимпатической нервной системе; холинэргическая система мозга — объединения нервных клеток, в которых передача импульсов происходит с помощью медиатора ацетил-холина.

Афферентные волокна — аксоны афферентных нейронов, проводящие импульсы по направлению от периферии организма к головному

Афферентный синтез — процесс синтеза, отбора различных аффект рентаций, т. е. сигналов об окружающей среде и степени успешности деятельности организма в ее условиях. На основе афферентного синтеза формируется цель деятельности, управление ею. А.с. — первая, универсальная стадия любого целенаправленного поведения.

Базальный — относящийся к функциям ближайшей подкорки; базальные ганглии мозга связаны с регуляцией двигательных и вегета­тивных функций.

Безусловный рефлекс — врожденное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значимые изменения внешней и внутренней среды.

Билатеральная симметрия — точное соответствие между правой и левой половинами тела, каждая из которой является зеркальным, отра­жением другой; асимметрия — нарушение соответствия, может быть, морфологическойразличия в строении) и функциональной (различия в функциях).

Борозды — углубления, разделяющие извилины и более крупные участки коры головного мозга. Ролландова борозда отделяет лобную долю от теменной, а сильвиева борозда — височную от теменной.

Бродмана поля — отдельные участки коры больших полушарий мозга, отличающиеся по своему клеточному строению (цитоархитек-тонике) и функциям. Например, поля 17,18,19 — зрительные области коры больших полушарий, которые имеют разное строение и функции в обеспечении зрительного восприятия.

Вегетативная нервная система — часть нервной системы, контро­лирующая состояние сердца, внутренних органов, мускулатуры, желез и кожи; в ней различают два отдела: симпатическую нервную систему и парасимпатическую.

Возбуждение — процесс, ведущий к генерации потенциалов дей­ствия и распространению импульсной активности в нервной системе.

Вторая сигнальная система — система способов регуляции психи­ческой активности живых существ, связанная с речью.

Вызванные потенциалы — биоэлектрические колебания, возникаю­щие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов и нахо­дящиеся в строго определенной временной связи с моментом предъявления стимула.

Высшая нервная деятельность — нейрофизиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга и ближай­шей к ней подкорке при формировании, функционировании услов­ных рефлексов у человека и животных.

Генерализованный — широко распространяющийся.

Глия — клетки, заполняющие пространство в головном мозге между нервными клетками — нейронами (см.).

Гипоталамус — структура головного мозга, расположенная под зри­тельными буграми и отвечающая за обмен веществ, координацию вегетативных функций с психическими и соматическими функциями, регуляцию сна и бодрствования, приспособление организма к измене­ниям внешней и внутренней среды.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector