ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ЛИЧНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ

Человеческий фактор играет значительную, а порой решающую роль в успешности деятельности предприятия. По мнению многих менеджеров, люди — это в наименьшей мере поддающийся управлению компонент. Одной из основных проблем такой дисциплины, как организационное поведение, является проблема исполнения. Приведем формулу, описывающую закономерности исполнения в организации :

Индивидуальные свойства определяют способность работника выполнить какое-либо задание, усилия связаны с желанием исполнить, а организационная поддержка обеспечивает возможность исполнения. Какие свойства людей и в каких ситуациях должен учитывать руководитель, а какими свойствами можно пренебречь, так как это не скажется на результатах деятельности?

Из множества известных подходов к исследованию личности концепция К. К. Платонова позволяет наиболее последовательно раскрыть проблемы управления индивидуальным поведением в организации. Ом выделяет биологически обусловленную подсистему личности, к которой относятся: пол, возраст, свойства нервной системы и т. п., индивидуальные формы отражения объективной реальности, включающие психические процессы (память, внимание, мышление и т. д.), подсистему опыта (знания, умения, навыки) и социально обусловленную подсистему (направленность, отношения и т. п.).

Данная теоретическая схема значительно облегчает систематизацию представлений о личности в организации. На рис. 2.1 представлена структура личности руководителя, основанная на концепции К. К. Платонова. Рассмотрим подробнее личностные компоненты, определяющие поведение человека в организации.

К биологически обусловленной подсистеме личности относятся возрастные особенности, различия по признаку пола, расы, свойства темперамента (свойства нервной системы), физические особенности.

Структура личности руководителя

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

В управленческой деятельности необходимо учитывать психологические особенности возрастных этапов жизненного пути. В научной литературе можно встретить различные возрастные периодизации. Широко известна периодизация жизненного пути, разработанная Д. Б. Бромлеем. Приведем описания двух периодов, выделенных этим автором, соответствующих возрасту людей, активно действующих в организациях.

22 стр., 10746 слов

Типы личности и их особенности поведения в конфликте

... а также выделить основные  причины его возникновения. Индивидуальные внутренние психологические особенности и  типологии    личностей довольно многообразны, таким образом, задача главы № 2 - ... предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).   С увеличением возраста рабочих ...

Взрослость: ранняя взрослость — 21—25 лет,

средняя взрослость — 25 — 40 лет (пик интеллектуальных достижений), поздняя взрослость — 40 — 55 лет (упадок физических и умственных сил), предпенсионный возраст — 55 — 65 лет (пик для наиболее общих социальных достижений).

Старение: удаление от дел — 65 — 70 лет (удаление от дел, восприимчивость к нарушения стереотипов), старость — 70 — 75 лет, одряхление — после 75 лет.

Каждый возрастной период предполагает некоторые особенности поведения в организации, которые должен учитывать руководитель. С возрастом изменяется потребностно-мотнвацнонная сфера человека (гл. 3), накапливается опыт, формируются навыки, умения и в то же время — стереотипы, может снизиться скорость овладения новыми знаниями и навыками. В зрелом возрасте (средняя взрослость) достигается более высокий уровень рече-мыслительной деятельности (Е. Харке) и снижаются показатели образного мышления (Б. Бромлей).

Сохранность интеллектуальной работоспособности человека с возрастом в значительной степени зависит от того, задачи какого уровня сложности приходится ему решать в организации и в какой степени он включен в процесс постоянного обучения (самообучение, обучение в деятельности и т. п.).

ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент определяет динамику психической деятельности человека (скорость возникновения и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм, интенсивность психических процессов, направленность психической деятельности).

К свойствам темперамента относятся:

1. Сензитивность — чувствительность к воздействиям внешней среды.

2. Реактивность, характеризующая особенности непроизвольных реакций, активность, определяющая произвольные действия и их баланс.

3. Пластичность поведения (адаптивность) — ригидность (негибкость поведения, пониженная приспособляемость, трудности изменения поведения при изменении внешней среды).

4. Экстраверсия —интроверсия. Экстраверсию —интроверсию часто трактуют как общительность и необщительность. Однако это более широкие понятия. Экстраверсия — ориентация человека на внешний мир, на разнообразные объекты и людей, выраженная в поведении потребность во внешней стимуляции. Интроверсия предполагает направленность на внутренние раздражители, ориентацию на собственные чувства, воспоминания, внутреннюю жизнь. Данные свойства проявляются в поведении человека в организации. Экстраверты предпочитают работу, характеризующуюся новизной, разнообразием, непредсказуемостью. Если их работа слишком спокойная, экстраверты ищут дополнительные раздражители. Иногда они удовлетворяют свою потребность во внешней стимуляции с помощью межличностных и межгрупповых конфликтов. Интроверты предпочитают предсказуемость, порядок и стабильность на работе.

5. Нейротизм. А. Айзенк интерпретировал нейротизм как эмоциональную стабильность. Высокий уровень нейротизма обусловливает:

• низкую устойчивость к неопределенности. Работники с высоким уровнем нейротизма предпочитают ясные и точные инструкции, четкие правила, хорошо структурированные задачи;

• потребность в поддержке со стороны других;

• нестабильность самооценки, связанной с работой. Высокий уровень нейротизма предполагает особую чувствительность к удачам и неудачам;

13 стр., 6030 слов

Сихика, поведение и деятельность. Мотивация деятельности.

... характеристики моторных реакций, манеры поведения и индивидуальный стиль деятельности, характер протекания психических познавательных процессов и многое другое. В повседневности темперамент проявляется в реакциях человека на слова собеседников, в ...

• чувствительность к угрозе.

Физиологической основой темперамента являются основные свойства нервной системы: сила —слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность — инертность.

Типы темперамента (сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик) представлены на рис. Основные параметры построения типологии: экстраверсия — интроверсия, нейротизм. Правильная оценка типа темперамента человека позволяет прогнозировать его поведение в конкретных ситуациях, строить эффективные модели взаимодействия с ним с учетом индивидуальных особенностей. Например, важные задания, выдаваемые подчиненным, должны учитывать временные параметры исполнения, характерные для каждого из типов темперамента, и соответствовать по форме и содержанию индивидуальным особенностям исполнителей.

Особенности восприятия человека человеком

Под рефлексией в организационном поведении понимается осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. В конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле, Джон, каким он сам видит себя, Джон, каким его видит Генри. Соответственно три “позиции” со стороны Генри.

Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно — то же для Генри. Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится интерпретировать его поведение, установить причины

происходящего. В обыденной жизни люди часто недостаточно хорошо представляют себе действительные поведения людей в ситуациях искажения информации 2">причины поведения того или иного человека. И тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и иные характеристики. Анализ этих процессов осуществляется в рамках исследования каузальной атрибуции. Согласно Ф. Хайдеру, людям свойственно рассуждать таким образом: “плохой человек обладает плохими чертами”, “хороший человек обладает хорошими чертами” и т. д. Идея контрастных представлений заключается в том, что когда “плохому” человеку приписываются отрицательные черты, сам воспринимающий человек по контрасту оценивает себя как носителя положительных черт.

Операциональный уровень этой идеи (Г. Келли) отражен на рис.

Схема приписывания причин

Аттракция — это возникающая при восприятии человека человеком привлекательность одного из них для другого. Привлекательность связана со специфическими эмоциональными отношениями — от неприязни до симпатии и любви.

Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных связей и отношений. Отметим индивидуальные особенности мыслительной деятельности, существенные для управленческой практики. Подчиненные могут отличаться друг от друга критичностью, широтой, самостоятельностью, логичностью (последовательностью рассуждений) и гибкостью мышления. Некоторые из них любознательны, другие не проявляют это качество. Все перечисленные особенности мышления подчиненных, а особенно скоростные характеристики, должны учитываться при постановке задач, делегировании функций, прогнозировании результатов мыслительной деятельности.

22 стр., 10988 слов

Социально-педагогическая деятельность по предупреждению конфликтов ...

... и Н.М. Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. Конфликт - это нормальное состояние общества; ... ряд функций, среди которых наиболее важными являются: · диалектическая - служит для выявления причин конфликтного взаимодействия; · конструктивная - вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на ...

Сложные, новые творческие задачи требуют не только дополнительных усилий для их решения, но предполагают использование приемов активизации мышления, таких, как:

1. Переформулирование задачи, графическое выражение условий.

2. Использование непроизвольных ассоциаций. Наводящие вопросы руководителя или коллеги могут способствовать решению задач.

3. Создание оптимальной мотивации. Устойчивая и достаточно сильная мотивация способствует решению задач.

4. Снижение критичности по отношению к собственным решениям.

На первом этапе решения творческих задач наиболее часто встречаются два типа ошибок. Либо задача осознается чрезмерно обобщенно, без учета ее своеобразных особенностей, либо предполагается такое условие, которое в данной задаче не содержится. Иногда интуиция помогает в поиске наилучших решений. Проявлению интуиции способствует предшествующий напряженный эмоциональный и интеллектуальный поиск, осуществление менее привычных действий.

Внимание — направленность психики на определенный объект, имеющий устойчивое или ситуативное значение. Виды внимания: непроизвольное, произвольное. Иногда организация решает задачу привлечения непроизвольного внимания клиентов, заказчиков. Например, привлечение внимания к новому товару, услугам. Известны некоторые закономерности, способствующие решению данной задачи. Непроизвольное внимание определяется:

а) особенностями раздражителя (интенсивность, контраст, новизна);

6) соответствием внешнего раздражителя внутреннему состоянию, потребностям человека и т. п.;

в) чувствами (заинтересованность, развлекательность);

г) прежним опытом;

д) общей направленностью личности.

Произвольное внимание определяется целями и задачами деятельности, усилиями волн.

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

По продолжительности сохранения материала выделяют кратковременную и долговременную память. Возможно произвольное (целенаправленное) и непроизвольное запоминание, сохранение, воспроизведение.

Приведем некоторые закономерности памяти, которые позволят руководителю повысить эфсрективность собственной деятельности.

Правила непроизвольного запоминания:

1. Лучше запоминается тот материал, который связан с содержанием основной цели деятельности, чем тот, который включен в условия или способы решения задач.

2. Запоминается лучше тот материал, который требует активной умственной работы.

3. Большая заинтересованность — лучшее запоминание. Приемы произвольного запоминания:

• Сначала следует составить план заучиваемого материала.

• Сравнение, классификация и систематизация материала способствуют его запоминанию.

• Очень важно повторение.

• Воспроизведение при повторении должно быть осознанным и осмысленным.

• Следует обратить особое внимание на закономерности воспроизведения (узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание).

3 стр., 1154 слов

Стресс в деятельности руководителя

... близким людям, родственникам, друзьям, которым доверяют. Также отличным способом преодоления стресса, преодоления кризиса эмоциональных состояний является смена обстановки, смена трудовой деятельности, правильный ... отдых. Для недопущения стресса и кризиса эмоциональных состояний, а также для ...

Припоминание зависит от:

• осознанности и точной формулировки задачи;

• использования приемов припоминания (план, активное вызывание у себя образов, опосредующие ассоциации);

• мотивации;

• уверенности в возможности припоминания.

Забывание и сохранение материала зависит от предущей и последующей деятельности. Они могут тормозить или ускорять забывание. Перенапряжение памяти способствует забыванию. Хорошо известно явление реминисценции, отсроченное на определенный срок воспроизведение может быть более полным. Сильное желание припомнить тормозит воспроизведение. Длительности сохранения способствуют интерес и хорошее закрепление материала.

Воля — это регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внешние н внутренние трудности при совершении целенаправленных действий. Для организации наиболее ценны такие волевые качества и состояния работников, как решительность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность. Однако при определенных условиях именно эти качества людей провоцируют конфликты. Руководители с авторитарным стилем управления эффективнее взаимодействуют с работниками, не обладающими ярко выраженными волевыми качествами, стремятся подавить их проявление у подчиненных.

Существенной проблемой для организации может стать нерешительность персонала. Состояние нерешительности могут обусловить: отсутствие информации, борьба мотивов, особенности темперамента человека, страх наказания и т. п.

Эмоции — отражают субъективное значение для человека предметов или явлений в конкретных условиях. Классификация эмоций предполагает выделение: эмоциональных реакций, к которым относятся эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка и аффект (сверхсильная, относительно непродолжительная эмоциональная реакция); эмоциональных состояний: настроение, экстатическое состояние, стресс, а также высших чувств (чувство долга, патриотизм и т. д.)

Руководитель должен знать, как возникают те или иные эмоции и чувства. Рассмотрим механизм возникновения обиды и зависти. Можно выделить три составляющих переживания обиды:

1. Ожидания одного человека относительно поведения другого человека, основанные на индивидуальном опыте общения.

2. Поведение другого, отклоняющееся от ожидаемого в неблагоприятную сторону.

3. Эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожидания и поведения.

Для переживания зависти или тщеславия также характерны три составляющих:

1. Допущение, что другой человек такой же, как и я.

2. Концентрация внимания на этом человеке или отдельных его качествах и сравнение этих качеств со своими.

3. Переживание той или иной эмоции в зависимости от результатов сравнения.

Зависть: “он такой же, как я, но лучше”. Тщеславие: “он такой же, как я, но я лучше”. Злорадство: “он такой же, как я, но хуже”.

СТРЕСС

Стресс — это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. На рис. отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны. В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту. Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность.

5 стр., 2164 слов

Информационный стресс в учебной деятельности

... жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Проблема информационного стресса в учебной деятельности актуальна поскольку, учебная деятельность человека в ВУЗе связана ... реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим ее психическую деятельность. Информационный стресс в учебной деятельности информационный стресс студент обучение Информационный стресс - ...

Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса , способствует этому.

Влияние стресса на индивидуальную деятельность

Основные факторы рабочего стресса

Выделяют восемь групп причин стресса.

Первая группа — личностные причины. К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе. Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо. К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.

К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.

Третья группа причин — организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации “корпоративного духа”. Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры — дополнительные источники стресса.

Так называемая “социальная”группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, освещенность, температура и т. п.).

Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и т. п.

Группа причин стресса, связанных с культурой:

• расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация;

• жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.

В шестую группу входят национальныепричины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т. п.

Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.

Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных.Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп. Принятие несовершенства человеческого тела является стрессовым фактором в основном для подростков. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

... подчинены воле человека. 3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и ... личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, Личность- это человек, ... причиной психосоматических заболеваний. 2.Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. ...

Решению задач управления излишним стрессом способствуют:

• контроль ситуации;

• использование техники управления временем;

• задание темпа самому себе;

• использование техники расслабления. Например, пять минут сидите совершенно спокойно с закрытыми глазами, про себя медленно повторяйте спокойные и приятные фразы, делайте глубокие вдохи, прогоняйте отвлекающие мысли.

Ценностные ориентации — способ дифференциации человеком объектов по их значимости. Они формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Содержательная сторона направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

 

 

Изучение человека в организации

 

Роль — это функция, нормативно одобряемый образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего данную позицию. Роль тесно связана с нормами.

Норма — это поведенческое правило или набор предписаний, регламентирующих выполнение роли. Норма связана с санкциями — это воздействие на личность.

Социальная роль может казаться для личности чем-то внешним. В действительности роль оказывает сильное влияние на поведение личности, вплоть до изменения мотивации, ценностных ориентаций.

Ценность — материальный или идеальный предмет, представляющий значимость для человека и способствующий удовлетворению каких-либо потребностей. У каждой личности формируется определенная система ценностных представлений. Ценности формируются в микросреде (референтная группа) и в макросреде (обществе).

Все мы определенным образом себя оцениваем. Самооценка носит частичный, парциальный (не глобальный) характер. Самооценка показывает, как личность оценивает себя к некоторой специфической ценности. Самооценка тесно связана с самосознанием и самоуважением.

Самоуважение — это обобщенная самооценка, это степень принятия или непринятия себя как целого.

Авторитет личности — это особое сознательно-психологическое свойство личности, которое состоит в ее способности изменять психологические структуры других людей психологическими средствами, в силу того значения, которое этот человек имеет как член социальной общности и субъект деятельности. Авторитет личности — результата отражения в сознании людей социальной значимости, цельности, полезности тех свойств, которые присущи данному человеку как члену социальной общности и как субъекту социально-значимой деятельности. Отношение авторитета (по своей природе) — ценностное отношение.

I. Моральный авторитет формируется на основе :

– нравственных свойств личности,

– ее взглядов,

– убеждений,

– мировоззрения в целом,

– особенности отношения к другим людям и к самому себе.

Моральный авторитет — ядро авторитета личности, т.е. он непосредственно обусловлен системой идеологических отношений общества, его социально-политической структурой. Одновременно моральный авторитет личности зависит от характера микросреды. Например, есть группы, в которых процветает мораль жульничества, мещанства, обывательщины.

9 стр., 4176 слов

Теории агрессии. Методы изучения агрессии

... большие затруднения. В связи с этим можно отметить актуальность изучения проблемы теории агрессии и методов ее изучения. 1. Понятие и причины агрессии Слово «агрессия» произошло ... терминов, агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение ...

II. Функциональный авторитет формируется на основе :

– профессиональной компетентности личности,

– ее разнообразных деловых качеств,

– отношения к своей профессиональной деятельности.

Формы I и II тесно связаны друг с другом. Считают, что моральный авторитет доминирует.

Единый личный авторитет личности (I + II) в некоторой степени противостоит III.

III.Формальный авторитет не зависит от личных свойств. По сути, им обладает не личность, а позиция, которую она занимает.

Должностной авторитет — разновидность формального авторитета, право руководителя, санкционированное государственной властью и юридически закрепляемое, осуществлять властные полномочия по отношению к членам вверенного ему коллектива. Должностной авторитет должен основываться на моральном и функциональном авторитетах.

Существуют потребности, которые вынуждают человека общаться с другими людьми — в любви, в общении, в эмоциональном контакте. Люди вступают в неформальные отношения.

Задача руководителя : сбалансировать формальные и неформальные отношения с доминированием формальных.

Психологические методы изучения личности в организации.

Цель изучения личности в организации :

производственная цель — для выявления ее наилучшего использования в той или иной работе.

воспитательная цель — для ее воспитания и перевоспитания.

Изучение личности сотрудников — одна из важных задач руководителя, одна из его функциональных обязанностей. Руководитель должен влиять на людей, не выполняющих трудовые функции, должен воспитывать (хотя прежде всего должны воспитывать родители).

Методы изучения личности.

Методы — это способы, применяемые ля сбора, анализа и обобщения фактов, характеризующих поведение и деятельность личности; это способы добывания фактов. Но получаемые факты нуждаются в объяснении. Чтобы их объяснять необходимо владеть какой-либо теорией. Теория предполагает совокупность научных закономерностей. Наиболее общие исходные принципы, позволяющие на основе теории объяснять получаемые в исследовании факты, составляют методологию изучения личности.

Методы изучения личности:

I. Основные:

1. наблюдение,

2. эксперимент,

II. Дополнительные:

1. опрос и беседа,

2. интервью.

I. Метод наблюдения основан на целенаправленном, специально организованном восприятии различных сторон поведение и деятельности изучаемой личности. Он состоит не просто в фиксации всего того, что видим, а это целенаправленное восприятие личности.

Каждый наблюдает разное в зависимости от цели наблюдения. Данные наблюдения должны объясняться, при этом нужно выяснять причины, мотивы поступков.

Наблюдение — субъективное восприятие (зависит от наблюдающего).

Для большей объективности применяют метод независимых характеристик (2 и более).

Несколько человек наблюдают одного человека. Если коэффициент корреляции 0,8-0,9 , то этим данным можно доверять, иначе нужна проверка.

Личность наблюдателя накладывает определенный отпечаток на наблюдения. Например, старые девы думают, что все стараются их соблазнить.

Личность с адекватной оценкой правильнее, лучше оценивает других.

Группы оценщиков:

12 стр., 5619 слов

Беседа как метод изучения учащегося

... находится бланки ответов учащегося. 1. Наблюдение как метод изучения учащегося. Целесообразно проводить наблюдение за учеником на уроке ... следующими лицами: 1. исследуемым учащимся, 2. классным руководителем, 3. товарищем (одноклассником исследуемого учащегося), 4. ... представленных в таблице. 3.Тестовые методики для изучения личности учащегося Для написания психолого-педагогической характеристики ...

1.правильно оценивают самих себя. Обладают высоким интеллектом, чувством человечности.

2.правильно оценивают именно себя и знакомых. Менее общительны, более тонкие натуры.

3.лучше оценивают других людей. Обладают высоким интеллектом, художественными способностями, но не умеют это использовать. Социально плохо приспособлены.

Мужчины лучше понимают мужчин, женщины — женщин. Психическая организация женщин более сложная.

Метод самонаблюдения — наблюдение над собой, самоотчет.

II. Экспериментальные методы — это способы создания таких ситуаций, в которых интересующие исследователя особенности личности проявляют себя внешне, причем более или менее отчетливо в относительно чистом виде.

В эксперименте ситуация создается. В лабораторном эксперименте можем управлять ходом эксперимента, ходом событий.

Эксперименты :

лабораторные (на внимание, реакцию, мышление, темперамент),

естественные (формирование личности, изучение волевых свойств, поведение личности во время конфликта, сила групповой реакции общественного мнения).

Эксперимент позволяет часто выяснять причинно-следственную связь.

Эксперименты :

констатирующие — те, которые можно проверить и констатировать,

преобразующие — для формирования личности, преобразования человека.