Учебно-методический комплекс по дисциплине Коррекционно-педагогические воздействия. Психолого-педагогический практикум

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ рОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«череповецкий государственный университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра начального образования

Преподаватель: Косаренкова М.М.

Направление подготовки (специальность)

50 708.65 — педагогика и методика

начального образования

Формы обучения

4 курс очная, 4−5 курс заочная, 3 курс заочная сокращённая

Череповец, 2010−2011 год

Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины.

Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 каб.

Выписка из рабочей программы дисциплины

Содержание разделов дисциплины

1. Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного обучения, воспитания и развития младших школьников.

Понятие личностно-ориентированного обучения, воспитания и развития. Сущность коррекционно-педагогического воздействия. Принципы коррекционно-педагогических воздействий на основе личностно-ориентированного подхода. Технологии реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач в начальной школе

2. Психолого-педагогический практикум.

Разработка конспектов индивидуальных (групповых) занятий, уроков с младшими школьниками, испытывающими трудности в адаптации, обучении, поведении. Анализ педагогических ситуаций и моделирование решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в учебном процессе начальной школы.

Модуль 2. Основная учебная литература по дисциплине.

  1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
  2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Академия, 2001. — 320 с.
  3. Коррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении. В 2 ч. / Сост. Н.В. Клапанова и др. — Череповец: МОУДО ЦПК, 2002.
  4. Пузанов Б.П. и др. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. — М.: Академия, 2002. — 160 с.
  5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Задачи, содержание и методы коррекционно-развивающей деятельности педагога начальных классов

  1. Основные направления коррекционно-педагогической деятельности, их задачи.
  2. Содержание учебного материала, принципы его построения.
  3. Общие и специфические методы коррекционно-педагогической деятельности.

Нормативные документы

  1. Письмо Министерства просвещения РСФСР № 10−136−6 от 03.06.1988. «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития.
  2. Инструктивное письмо Министерства народно образования РСФСР от 30.06.1989 г. № 17−154−6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития».
  3. Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 № 333 «Положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях».
  4. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях постановлений Правительства РФ № 288 от 12.03.1997 г., № 212 от 10.03.2000 г.
  5. Инструктивное письмо Министерства общего и проф. образования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-\ТП видов».
  6. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901−6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  7. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Правительством РФ № 196 от 19 марта 2001 г.
  8. Приказ Минобразования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  9. Инструктивное письмо Минобразования РФ № 27/2881−6 от 30.05.2003 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».
  10. Инструктивное письмо Департамента образования Вологодской области от 03.06.2004 № 08−13/1068 «О специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательных учреждениях».

Практическое занятие 2

Формы и средства коррекционно-развививающей работы

с младшими школьниками

  1. Фронтальные коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками.
  2. Групповые и индивидуальные занятия.
  3. Внешкольные формы.
  4. Формы работы с родителями.
  5. Основные понятия, цели и задачи артпедагогики и артерапии.
  6. Принципы артпедагогики и специальные образовательные технологии.
  7. Арттерапевтические методики.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Педагогическая работа по коррекции дефицитных школьно-значимых функций

  1. Программа педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций.
  1. Развитие и совершенствование
  • пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений;
  • зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз — рука»;
  • сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук;
  • фонематического восприятия, анализа и синтеза.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

  1. Причины девиантного поведения.
  2. Типы девиантного поведения младших школьников и подростков.
  3. Меры профилактики и коррекции девиантного поведения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-

ориентированного обучения, воспитания и развития младших школьников

(Наблюдение и анализ занятия в классе компенсирующего обучения или

в классе VII вида)

Протокол урока

Дата

Школа № учитель протокол урока по … (предмет) в … классе

Этапы урока, время

Деятельность учителя и учащихся по реализации

Примечание

образовательных задач

развивающих задач

воспитательных задач

Схема анализа урока

1. Личные качества учителя:

  • знание предмета и общая эрудиция;
  • уровень педагогического и методического мастерства;
  • культура речи, ее эмоциональность;
  • чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися;
  • внешний вид, мимика и жесты;

2. Особенности учебной деятельности учащихся:

— познавательная активность, творчество, самостоятельность;

  • уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков;
  • наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока;

— проявление дисциплинированности, организованности, заинтересованности в данном учебном предмете.

3. Содержание изучаемого материала:

  • научность, доступность и посильность изучаемого учебного предмета;
  • актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)
  • новизна, проблемность и привлекательность учебной информации;
  • оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.

4. Эффективность преподавания:

— рациональность использования времени урока, оптимального темпа, чередования и смены видов деятельности;

  • целесообразность использования приемов, наглядности и ТСО;
  • рациональность и эффективность методов и организационных форм работы;
  • характер обратной связи с учащимися;
  • контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их ЗУН;
  • степень эстетического воздействия урока на учеников;
  • соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.

5. Цели и результаты проведенного урока:

  • конкретность, четкость и лаконичность формулировки целей урока;
  • реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;

— обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники)

  • воспитательный эффект урока;
  • воздействие урока на развитие учащихся.

Лист экспертной оценки урока

Параметры

Баллы

Оценка

1.

Целеполагание:

— групповое интервью о том, что знают и что хотели бы узнать о теме урока;

— групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения предмета;

— определение изучения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка;

— определение значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету;

— определение учителем темы и цели урока;

— учитель дает, не называя темы и цели урока.

(3) (2,5)

(2) (1,5)

(1) (0,5)

0 0,5 1 1,5

2__2,53

2.

Обеспечение самостоятельности учеников:

— выбор целей, учебных задач, формулировка темы;

— выбор количества и уровня трудности заданий;

— выбор способа выполнения и формы организации;

— рассмотрение разных вариантов ответов;

— оценка детьми своей работы;

— анализ детьми ответов других учащихся;

(0,5) (0,5) (0,5) (0,5) (0,5) (0,5)

0 0,5 1 1,5

22, 53

3.

Обучение понятиям:

— вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся;

— термины, непонятные слова и выражения объясняются;

— вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям;

— существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются;

— выясняется место нового понятия в системе других понятий;

— ученики поощряются к объяснению понятий своими словами.

(0,5) (0,5)

(0,5) (0,5) (0,5) (0,5)

0 0,5 1 1,5

22, 53

4.

Формирование поисковой активности:

— выделение учащимися проблем, постанова задач;

— построение гипотез и планов их проверки;

— наличие задач с избыточными и недостающими данными;

— поиск материала, дающего представление о происхождении явления;

— дискуссия.

— поиск способа решения (он не может быть задан);

(0,5) (0,5) (0,5) (0,5) (0,5)

(0,5)

0 0,5 1 1,5

22, 53

5.

Реакция на ошибки учеников:

— использование ошибки для углубления знаний;

— предоставление возможности ученику самому исправить ошибку;

— предупреждение ошибки учителем;

— исправление ошибки другими учащимися;

— исправление ошибки учителем;

— несогласие, отрицательная оценка;

— ошибки не замечаются.

(3) (2,5)

(2) (1,5)

(1) (0,5)

(0)

0 0,5 1 1,5

22, 53

6.

Индивидуальный стиль педагога;

— помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося;

— выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке;

— уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей;

— подбадривает неактивных, привлекает их к работе;

— инструктирует, советует;"

— прибегает к внушению, убеждению учащихся;

(3) (2,5)

(2) (1,5)

(1) (0,5)

00, 51_1,5

22, 53

7.

Оценочная деятельность:

— отмечаем продвижение, сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося;

— отмечает достижение определенных результатов, сравнивая их с нормой;

— суммирует достижения учащихся;

— оценивает обобщенно (молодец и т. п.);

— достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других;

— отметки не комментирует;

— обратная связь отсутствует.

(3) (2,5)

(2) (1,5)

(1) (0,5)

(0)

0 0,5 1 1,5

22, 53

Практическое занятие 6

Психолого-педагогический практикум

Разработка конспектов индивидуальных (групповых) занятий, уроков с младшими школьниками, испытывающими трудности в адаптации, обучении, поведении. Анализ педагогических ситуаций и моделирование решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в учебном процессе начальной школы.

ЗАОЧНАЯ ФОРМА, СОКРАЩЕННАЯ ФОРМА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Формы и средства коррекционно-развививающей работы

с младшими школьниками

  1. Фронтальные коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками.
  2. Групповые и индивидуальные занятия.
  3. Внешкольные формы.
  4. Формы работы с родителями.
  5. Основные понятия, цели и задачи артпедагогики и артерапии.
  6. Принципы артпедагогики и специальные образовательные технологии.
  7. Арттерапевтические методики.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Педагогическая работа по коррекции дефицитных школьно-значимых функций

  1. Программа педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций.
  2. Развитие и совершенствование
  • пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений;
  • зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз —

рука»;

  • сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук;
  • фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Модуль 4. Средства контроля качества обучения.

Задание к зачету

Дать характеристику ребенка со школьной дезадаптацией или задержкой психического развития (вид дезадаптации или ЗПР на выбор студента); составить программу диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии и поведении такого ребенка.

Дать характеристику ребенка со школьной дезадаптацией или задержкой психического развития (вид дезадаптации или ЗПР на выбор студента); составить программу диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии и поведении такого ребенка.

Модуль 5. Дополнительная литература.

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось -89, 1998.
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: Программа обучения в детском саду. — М.: АСТ, 2000.-48 с.
  4. Власова Т.А., Мевзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1979.
  5. Варфоломеева З.С. Индивидуализация обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М., 1998.
  6. Варфоломеева З. С, Легостаева Л.А. Педагогическая помощь младшим школьникам с трудностями в обучении. — Череповец, 2000.
  7. Варфоломеева З.С. Методические рекомендации по работе с детьми с ЗПР. -Череповец, 1997.
  8. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Новгороде. — М., 1995.
  9. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Академия, 1999.
  10. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития.- М.: Владос, 2004. — 126 с.
  11. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. — М.: Педагогика, 1986.
  12. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  13. Портас Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1997.
  14. Программно-методические материалы: Коррекционно-развивающее обучение: Начальная школа / Сост. С.Г. Шевченко. — М.: Дрофа, 1999. — 256 с.
  15. Программы начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1996.
  16. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Академия, 1998.
  1. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. — М.: НМД «ДАР» им. Л.С. Выготского, 1997.
  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Нар. школа, 1995. — 138 с.
  2. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся.- М.: Знание, 1989.
  3. Шебаева Л.В. Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. — М.: Роспедагенство, 1996.
  4. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Метод пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 112 с.

Периодические издания

  1. Ковальчук М.А. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста // Нач. школа. — 2003. — № 8. — С. 31−34.
  2. Методические рекомендации о проведении индивидуальных и групповых коррекционных занятиях для учащихся специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1991. — № 1
  3. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Нач. школа (приложение к газете «Первое сентября»).

    — 1997. — № 29.

  4. Младковская Е.А. Рабочая тетрадь — средство коррекции недостатков развития младших школьников // Нач. школа: плюс — минус. — 2000. — № 4 — с. 68.
  5. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1−8 видов: Инструктивное письмо Мин-ва общего и профессионального образования РФ № 48 от 4.09.1997 // Вестник образования. — 1998. — № 4. — С. 68−80.
  6. Цыпина Н.А. Помощь младшим школьникам с задержкой психического развития // Нач^шк.-1989. -№ 6.
  7. Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Нач. школа. — 1997. -№ 10. — С. 71−84
  8. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология .- 1995. — № 1.

Модуль 6. Материально-техническое оснащение дисциплины.

Наименование аудитории

Перечень используемых приборов, установок, стендов,

вычислительной техники, аудио- и видеотехники

720, 727 каб.

Компьютерный класс — 827 ауд.

Телевизор, видеомагнитофон, магнитофон.

Аудиокассеты и CD-диски.

12 персональных компьютеров Pentium 9х\Ме\NT\2000\XP под управлением операционной системы Windows 2000

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector