МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ рОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «череповецкий государственный университет» |
Институт педагогики и психологии
Кафедра начального образования
Преподаватель: Косаренкова М.М.
Направление подготовки (специальность) |
050708.65 – педагогика и методика начального образования |
|
|
|
|
Формы обучения |
4 курс очная, 4-5 курс заочная, 3 курс заочная сокращённая |
Череповец, 2010-2011 год
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 каб.
Выписка из рабочей программы дисциплины
Содержание разделов дисциплины
1. Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного обучения, воспитания и развития младших школьников.
Понятие личностно-ориентированного обучения, воспитания и развития. Сущность коррекционно-педагогического воздействия. Принципы коррекционно-педагогических воздействий на основе личностно-ориентированного подхода. Технологии реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач в начальной школе
2. Психолого-педагогический практикум.
Разработка конспектов индивидуальных (групповых) занятий, уроков с младшими школьниками, испытывающими трудности в адаптации, обучении, поведении. Анализ педагогических ситуаций и моделирование решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в учебном процессе начальной школы.
Модуль 2. Основная учебная литература по дисциплине.
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. — М.: Академия, 2001. — 320 с.
- Коррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении. В 2 ч. / Сост. Н.В. Клапанова и др. — Череповец: МОУДО ЦПК, 2002.
- Пузанов Б.П. и др. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. — М.: Академия, 2002. — 160 с.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 2003.
Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Задачи, содержание и методы коррекционно-развивающей деятельности педагога начальных классов
- Основные направления коррекционно-педагогической деятельности, их задачи.
- Содержание учебного материала, принципы его построения.
- Общие и специфические методы коррекционно-педагогической деятельности.
Нормативные документы
- Письмо Министерства просвещения РСФСР № 10-136-6 от 03.06.1988. «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития.
- Инструктивное письмо Министерства народно образования РСФСР от 30.06.1989 г. № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития».
- Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 № 333 «Положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях постановлений Правительства РФ № 288 от 12.03.1997 г., № 212 от 10.03.2000 г.
- Инструктивное письмо Министерства общего и проф. образования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-\ТП видов».
- Инструктивное письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Правительством РФ № 196 от 19 марта 2001 г.
- Приказ Минобразования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Инструктивное письмо Минобразования РФ № 27/2881-6 от 30.05.2003 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».
- Инструктивное письмо Департамента образования Вологодской области от 03.06.2004 № 08-13/1068 «О специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательных учреждениях».
Практическое занятие 2
Формы и средства коррекционно-развививающей работы
с младшими школьниками
- Фронтальные коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками.
- Групповые и индивидуальные занятия.
- Внешкольные формы.
- Формы работы с родителями.
- Основные понятия, цели и задачи артпедагогики и артерапии.
- Принципы артпедагогики и специальные образовательные технологии.
- Арттерапевтические методики.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3
Педагогическая работа по коррекции дефицитных школьно-значимых функций
- Программа педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций.
- Развитие и совершенствование
- пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений;
- зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз — рука»;
- сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук;
- фонематического восприятия, анализа и синтеза.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4
Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков
- Причины девиантного поведения.
- Типы девиантного поведения младших школьников и подростков.
- Меры профилактики и коррекции девиантного поведения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5
Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-
ориентированного обучения, воспитания и развития младших школьников
(Наблюдение и анализ занятия в классе компенсирующего обучения или
в классе VII вида)
Протокол урока
Дата
Школа № учитель протокол урока по … (предмет) в … классе
Этапы урока, время |
Деятельность учителя и учащихся по реализации |
Примечание |
||
образовательных задач |
развивающих задач |
воспитательных задач |
Схема анализа урока
1. Личные качества учителя:
- знание предмета и общая эрудиция;
- уровень педагогического и методического мастерства;
- культура речи, ее эмоциональность;
- чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися;
- внешний вид, мимика и жесты;
2. Особенности учебной деятельности учащихся:
— познавательная активность, творчество, самостоятельность;
- уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков;
- наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока;
— проявление дисциплинированности, организованности, заинтересованности в данном учебном предмете.
3. Содержание изучаемого материала:
- научность, доступность и посильность изучаемого учебного предмета;
- актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)
- новизна, проблемность и привлекательность учебной информации;
- оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.
4. Эффективность преподавания:
— рациональность использования времени урока, оптимального темпа, чередования и смены видов деятельности;
- целесообразность использования приемов, наглядности и ТСО;
- рациональность и эффективность методов и организационных форм работы;
- характер обратной связи с учащимися;
- контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их ЗУН;
- степень эстетического воздействия урока на учеников;
- соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.
5. Цели и результаты проведенного урока:
- конкретность, четкость и лаконичность формулировки целей урока;
- реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;
— обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники)
- воспитательный эффект урока;
- воздействие урока на развитие учащихся.
Лист экспертной оценки урока
№ |
Параметры |
Баллы |
Оценка |
|||
1. |
Целеполагание: — групповое интервью о том, что знают и что хотели бы узнать о теме урока; — групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения предмета; — определение изучения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка; — определение значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету; — определение учителем темы и цели урока; — учитель дает, не называя темы и цели урока. |
(3) (2,5) (2) (1,5) (1) (0,5) |
0 0,5 1 1,5 2__2,5_3 |
|||
2. |
Обеспечение самостоятельности учеников: — выбор целей, учебных задач, формулировка темы; — выбор количества и уровня трудности заданий; — выбор способа выполнения и формы организации; — рассмотрение разных вариантов ответов; — оценка детьми своей работы; — анализ детьми ответов других учащихся; |
(0,5) (0,5) (0,5) (0,5) (0,5) (0,5) |
0 0,5 1 1,5 2_2,5_3 |
|||
3. |
Обучение понятиям: — вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся; — термины, непонятные слова и выражения объясняются; — вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям; — существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются; — выясняется место нового понятия в системе других понятий; — ученики поощряются к объяснению понятий своими словами. |
(0,5) (0,5) (0,5) (0,5) (0,5) (0,5) |
0 0,5 1 1,5 2_2,5_3 |
|||
4. |
Формирование поисковой активности: — выделение учащимися проблем, постанова задач; — построение гипотез и планов их проверки; — наличие задач с избыточными и недостающими данными; — поиск материала, дающего представление о происхождении явления; — дискуссия. — поиск способа решения (он не может быть задан); |
(0,5) (0,5) (0,5) (0,5) (0,5) (0,5) |
0 0,5 1 1,5 2_2,5_3 |
|||
5. |
Реакция на ошибки учеников: — использование ошибки для углубления знаний; — предоставление возможности ученику самому исправить ошибку; — предупреждение ошибки учителем; — исправление ошибки другими учащимися; — исправление ошибки учителем; — несогласие, отрицательная оценка; — ошибки не замечаются. |
(3) (2,5) (2) (1,5) (1) (0,5) (0) |
0 0,5 1 1,5 2_2,5_3 |
|||
6. |
Индивидуальный стиль педагога; — помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося; — выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке; — уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей; — подбадривает неактивных, привлекает их к работе; — инструктирует, советует;» — прибегает к внушению, убеждению учащихся; |
(3) (2,5) (2) (1,5) (1) (0,5) |
0_0,5_1_1,5 2_2,5_3 |
|||
7. |
Оценочная деятельность: — отмечаем продвижение, сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося; — отмечает достижение определенных результатов, сравнивая их с нормой; — суммирует достижения учащихся; — оценивает обобщенно (молодец и т.п.); — достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других; — отметки не комментирует; — обратная связь отсутствует. |
(3) (2,5) (2) (1,5) (1) (0,5) (0) |
0 0,5 1 1,5 2_2,5_3 |
Практическое занятие 6
Психолого-педагогический практикум
Разработка конспектов индивидуальных (групповых) занятий, уроков с младшими школьниками, испытывающими трудности в адаптации, обучении, поведении. Анализ педагогических ситуаций и моделирование решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в учебном процессе начальной школы.
ЗАОЧНАЯ ФОРМА, СОКРАЩЕННАЯ ФОРМА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Формы и средства коррекционно-развививающей работы
с младшими школьниками
- Фронтальные коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками.
- Групповые и индивидуальные занятия.
- Внешкольные формы.
- Формы работы с родителями.
- Основные понятия, цели и задачи артпедагогики и артерапии.
- Принципы артпедагогики и специальные образовательные технологии.
- Арттерапевтические методики.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2
Педагогическая работа по коррекции дефицитных школьно-значимых функций
- Программа педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций.
- Развитие и совершенствование
- пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений;
- зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз —
рука»;
- сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук;
- фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Модуль 4. Средства контроля качества обучения.
Задание к зачету
Дать характеристику ребенка со школьной дезадаптацией или задержкой психического развития (вид дезадаптации или ЗПР на выбор студента); составить программу диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии и поведении такого ребенка.
Дать характеристику ребенка со школьной дезадаптацией или задержкой психического развития (вид дезадаптации или ЗПР на выбор студента); составить программу диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии и поведении такого ребенка.
Модуль 5. Дополнительная литература.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось -89, 1998.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: Программа обучения в детском саду. — М.: АСТ, 2000.-48 с.
- Власова Т.А., Мевзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1979.
- Варфоломеева З.С. Индивидуализация обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М., 1998.
- Варфоломеева З.С, Легостаева Л.А. Педагогическая помощь младшим школьникам с трудностями в обучении. — Череповец, 2000.
- Варфоломеева З.С. Методические рекомендации по работе с детьми с ЗПР. -Череповец, 1997.
- Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Новгороде. — М., 1995.
- Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Академия, 1999.
- Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития.- М.: Владос, 2004. — 126 с.
- Отстающие в учении школьники : проблемы психического развития / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. — М.: Педагогика, 1986.
- Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003.
- Портас Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1997.
- Программно-методические материалы: Коррекционно-развивающее обучение: Начальная школа / Сост. С.Г. Шевченко. — М.: Дрофа, 1999. — 256 с.
- Программы начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1996.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Академия, 1998.
- Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. — М.: НМД «ДАР» им. Л.С. Выготского, 1997.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Нар. школа, 1995. — 138 с.
- Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся.- М.: Знание, 1989.
- Шебаева Л.В. Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. — М.: Роспедагенство, 1996.
- Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Метод пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 112 с.
Периодические издания
- Ковальчук М.А. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста // Нач. школа. — 2003. — № 8. — С. 31-34.
- Методические рекомендации о проведении индивидуальных и групповых коррекционных занятиях для учащихся специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1991. — №1
- Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Нач. школа (приложение к газете «Первое сентября»).
— 1997. — №29.
- Младковская Е.А. Рабочая тетрадь — средство коррекции недостатков развития младших школьников // Нач. школа: плюс — минус. — 2000. — №4 — с. 68.
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов: Инструктивное письмо Мин-ва общего и профессионального образования РФ № 48 от 4.09.1997 // Вестник образования. — 1998. — № 4. — С. 68-80.
- Цыпина Н.А. Помощь младшим школьникам с задержкой психического развития // Нач^шк.-1989. -№6.
- Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Нач. школа. — 1997. -№ 10. — С. 71-84
- Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология .- 1995. — №1.
Модуль 6. Материально-техническое оснащение дисциплины.
Наименование аудитории |
Перечень используемых приборов, установок, стендов, вычислительной техники, аудио- и видеотехники |
720, 727 каб. Компьютерный класс – 827 ауд. |
Телевизор, видеомагнитофон, магнитофон. |
Аудиокассеты и CD-диски. |
|
12 персональных компьютеров Pentium 9х\Ме\NT\2000\XP под управлением операционной системы Windows 2000 |