Учебно-методический комплекс 27

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра истории, истории государства и права

Утверждено на заседании кафедры

истории, истории государства и права

(протокол № 1 от «28» августа 2013 г.)

Зав. кафедрой____________ Б.А. Азнабаев

дисциплины

Общая психология и педагогика

Профессиональный цикл базовая часть Б3. Б12

Направление подготовки

30 600.62 История

Профиль подготовки

Историческое краеведение

Разработчик (составитель) УМК

ст. преп. Салимова Г. Ф.

____________

«___"_________20__ г.

Нефтекамск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

3−4

2.

Цели освоения дисциплины

4

3.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно ФГОС ВПО по тем ООП, для которых предназначен УМК

5−6

4.

Структура и содержание дисциплины (модуля) «Общая психология и педагогика»

6−14

5.

Образовательные технологии

15−16

6.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

16−18

7.

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

18

8.

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

18−19

9.

Методические указания для студентов

20−21

10.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

21−23

11.

Рабочая программа дисциплины

24−25

12.

Технологическая карта

13/

Банк оценочных средств

22−34

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

В современной России идет процесс гуманизации и гуианитаризации высшего образования. Во всех вузах страны введены в качестве обязательных для изучения ряд новых дисциплин гуманитарного цикла. В число этих дисциплин входит «Общая психология и педагогика». В соответствии с «Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально — экономические дисциплины» в результате изучения курса «Психология и педагогика» выпускник вуза должен получить представление о природе психики человека, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; знать, в каких формах происходит освоение человеком действительности, осознавать роль сознания и самосознания в поведении и деятельности человека, формировании его личности; понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера; интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, осознавать закономерности межличностных отношений в быту и организованном коллективе; знать формы, средства и методы психологической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно — воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач как в семье, так и в трудовом коллективе.

2. Цели освоения дисциплины

Сформировать у студентов системные знания в области психологии и педагогики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики.

Для удобства освоения курса каждая из программных тем подразделена на несколько относительно самостоятельных вопросов, которые могут стать предметом выступлений на семинарских занятиях, послужить темой докладов и рефератов.

Изложение многих тем изобилует новыми терминами, поэтому необходимо пользоваться психологическими словарями.

Главные задачи курса «Общая психология и педагогика»:

1) Выделить и по возможности глубоко раскрыть узловые, а также особо трудные для студентов проблемы и вопросы курса.

2) Дополнить и обогатить знания студентов по изучаемому в курсе психологии и педагогики материалу современными научными данными, а также ввести их в курс современных психологических исследований и экспериментальных работ в различных областях психологической науки.

3) Способствовать развитию творческого мышления и творческого сознательного подхода к изучаемой науке.

4) Пробудить интерес к психологии и педагогике у студентов, побудить их к исследовательской работе в области психологии.

5) Ознакомить с наиболее значительными современными педагогическими идеями и теориями.

6) Овладение алгоритмом решения педагогических задач.

Курс «Психология и педагогика» включает следующие разделы знания и вопросы:

  • методология научного познания; исторические этапы развития науки психологии и педагогики. Объект и предмет, методы и задачи психологии и педагогики;
  • поведение: врожденное или приобретенное; типы и уровни приспособительного поведения: инстинкты, навык (научение), интеллектуальное поведение;
  • понятие и строение человеческой деятельности; структура деятельности по

А.Н. Леонтьеву; сознание как интегративный способ бытия человека;

  • познавательные процессы: ощущение и восприятие; особенности внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем; функции внимания; процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание; мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Теории мышления (логическая теория С.Л. Рубинштейна, деятельностная теория А.Н. Леонтьева, информационно — кибернетическая теория мышления); теории развития речи;
  • личность как предмет психологического познания: самоактуализация и деградация личности; психологическая характеристика темперамента; характер и способности в структуре личности;
  • эмоционально — волевая сфера человека; мотивационная и эмоциональная активация;
  • общие основы педагогики. Система педагогических наук. Функции педагогики. Категории педагогики. Методология педагогики. Логика и методы педагогического исследования;
  • дидактика (теория обучения).

    Процесс обучения. Закономерности и принципы процесса обучения. Формы обучения. Методы и средства обучения;

  • теория воспитания. Сущность, движущие силы процесса воспитания; Закономерности и принципы воспитания. Содержание и базовые концепции воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Мировоззрение личности. Теория и практика воспитательных систем школы. Педагогические проблемы взаимодействия школьного и семейного воспитания;
  • образование. Образовательный стандарт и задачи модернизации образования.

3.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо по тем ооп, для которых предназначен умк

Студент должен:

ЗНАТЬ:психолого — педагогическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера; понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов, сознания и самосознания в поведении и деятельности человека;

УМЕТЬ:интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, — осознавать закономерности межличностных отношений.

ВЛАДЕТЬ: основными приемами и методами исследовательской и практической работы.

В процессе изучения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

Общекультурные (ОК):

Общекультурные (ОК):

Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК — 3);

Способность находить организационно — управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК- 4);

Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК — 6);

способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7).

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Данный курс рассчитан для студентов 2 курса: 14 часов лекций, 22 часа семинарских занятий.

Тематический план по дисциплине «Общая психология и педагогика»

Название темы

Кол — во часов (Л)

Кол — во часов (ПР)

КСР

СРС

1.

Тема: Предмет и задачи психологии и педагогики.

2

2

2

2.

Тема: Основные направления в психологии и педагогике.

2

2

3.

Тема: Личность как предмет психолого — педагогического познания.

2

2

4.

Тема: Темперамент и характер в структуре личности.

2

2

5.

Тема: Закономерности психического развития.

2

2

6.

Тема: Основные направления обучения в современном мире.

2

2

7.

Тема: Субъекты образовательного процесса. Общие формы организации учебной деятельности.

2

2

8.

Тема: Образование в современном мире.

2

2

9.

Тема: Познавательная деятельность личности.

2

2

10.

Тема: Семья и ее роль в воспитании и развитии ребенка.

2

2

11,12.

Тема: Школа будущего. Защита программ.

4

2

13.

Тема: Психическое здоровье как результат воспитания.

2

2

14.

Тема: Психологические особенности воспитания. Роль психологических воздействий в воспитании.

2

2

15.

Тема: Психические травмы детей в процессе воспитания.

2

2

16,17.

Тема: Педагогическое общение. Общая характеристика общения педагогов и детей.

4

4

18.

Тема Психология педагогической деятельности. Педагогическая деятельность в мире профессий.

2

2

Всего:

14

22

2

34

Программа курса по психологии

Дидактические единицы:

Психология как наука. Теоретико — методологические основы психологии. Объект и предмет психологии и методы психологии. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Возникновение и развитие психологии. Донаучная психология. Психология эпохи Возрождения. Психология 20 столетия: бихевиористский подход, биологический подход, когнитивный подход, психоаналитический подход, гуманистический подход, социально — психологический подход. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основным и видами человеческой деятельности. Системы воспитания в Китае, Индии, Египте, Греции. Задачи психологии. Задачи психологии.

Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Направленность личности. Личность и общество. Способности личности. Структура личности. Индивидуальное развитие личности. Смысл и цель жизни. Экзистенциальный вакуум. Понятие о самоактуализации. Особенности самоактуализирующейся личности.

Психофизиологические особенности темперамента. Типы темперамента. Основные свойства характера. Типологии характера. Акцентуации характера. Влияние воспитания на формирование характера.

Психика и организм. Структура психики. Основные функции психики. Психика. поведение и деятельность. Психика и сознание. Основные линии психического развития. Развитие психики. Роль наследственности, среды в развитии психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Структура сознания. Соотношение сознания и бессознательного.

Целостность и единство психической жизни. Сенсорная депривация. Апперцепция и установка. Когнитивный диссонанс. Память, основные мнемотехнические методы. Качества памяти. Интеллект и мышление. Воображение, внимание: свойства, виды. Решение мыслительных задач и творческая деятельность личности. Эвристическая мыслительная деятельность. Их роль в процессе обучения и развития личности. Возрастные закономерности когнитивных процессов.

Особенности развития познавательных процессов, и их роль в жизни человека. Индивидуальные особенности развития познавательных процессов. Ощущение и восприятие. Представление об ощущениях. Сенсорное отражение. Сигналы и информация. Анализаторы. Виды и свойства ощущений. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений человека. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Кинестетические ощущения. Понятие чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Закон Вебера — Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Сенсорная изоляция. Восприятие, его виды и свойства. Основные свойства образа восприятия: предметность, предметность, константность, целостность, категориальность. Возрастные особенности развития восприятия. Особенности внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. Функции внимания. Непроизвольное и произвольное внимание. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Внимание как важная сторона ориентировочно — исследовательской деятельности. Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Виды памяти. Особенности кратковременной и долговременной памяти. Связь долговременной памяти с речью и мышлением. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Ассоциативная теория. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Мнемотехнические приемы. Понятие о воображении. Виды воображения. Основные функции воображения. Воображение и творчество. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии. Понятие о мышлении. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Теории мышления (Логическая теория С.Л. Рубинштейна, Деятельностная теория А.Н. Леонтьева, Информационно — кибернетическая теория мышления).

Интеллект. Природа интеллекта. Оценка интеллекта. Интеллект компьютера и интеллект человека.

Психология личности. Личность, психологические типы, архетип, взаимодействие, перцепция, коммуникация, конформизм. Референтная группа, атрибуция, идентификация, коммуникация, нонконформизм, рефлексия, стереотипы, эмпатия, вербальная и невербальная коммуникация, этические нормы общения, национально — психологические типы.

Понятие эмоций и чувств. Теории эмоций. Виды чувств, виды эмоций, врожденные эмоции.

Психология малых групп и психология общения. Понятие малой группы и коллектива. Этапы развития малой группы. Управление в малой группе. Проблемы лидерства и руководства. Психология общения. Значение общения в жизни человека. Деловые переговоры. Характер их, определение целей, организация целей, организация, методы и навыки, способы оценки, достигнутых в процессе переговоров соглашений. Общение, речь. Развитие речи. Теории происхождения речи. Виды речи и виды общения. Функции речи. Физиологические основы речи.

Психология и общество. Межличностные отношения, межгрупповые отношения и взаимодействия. Конфликт, этические нормы общения, национально-психологические типы.

Телесная психология и психология повседневности, профессиональная психология. Психология и труд. Экономическая и правовая психология. Психология и культура ноосферного мышления. Модель политической психологии: федеральный и региональный аспект, психология глобальных проблем современности.

Программа курса по педагогике

Общие основы педагогики. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Становление научной педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Функции педагогики. Методы педагогического исследования. История развития педагогики. Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Методология педагогики. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Основные теории формирования содержания образования. Управление образовательными системами.

Образовательная система России. Закон об образовании. Государственный стандарт в системе образования. Психологические основы образовательных технологий. Модернизация и оптимизация системы образования. Понятие образовательной технологии. Образование как многоуровневая система. Основные принципы и задачи образования. Международная деятельность в системе образования. Международное сотрудничество. Образовательные системы США, Германии, Японии, Англии и России.

Педагогический процесс, образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Понятие об обучении. Связь обучения с развитием и созреванием. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские и практические занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы и средства организации и управления педагогическим процессом.

Структура обучения. Психологические проблемы обучаемости. Психологический анализ урока как основной формы организации обучения. Понятие о дидактике. Основные дидактические категории. Движущие силы и закономерности процесса обучения. Современные технологии обучения.

Воспитание в педагогическом процессе. Психологические особенности воспитания. Роль психологических воздействий в воспитании. Цели воспитания. Психические травмы детей в процессе воспитания. Направленность личности. Роль совместной деятельности взрослых и детей. Воспитание как социально — психологический процесс. Стратегии психологического воздействия. Манипуляция как способ психолого — педагогического воздействия. Гражданское воспитание молодежи. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Формирование личности в процессе воспитания. Личность как объект и субъект воспитания. Методика, технология, мастерство. Методика работы с коллективом. Коллектив как средство воспитания.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Задачи семьи. Функции семьи. Ребенок в неблагополучной семье. Типы семейного воспитания. Методы эффективного воспитания в семье. Традиции семейного воспитания, влияние национальных стереотипов на воспитание ребенка в семье. Педагогическое общение. Общая характеристика общения педагогов и детей. Цель педагогического общения. Типы взаимодействия учителей и учащихся. Основные этапы процесса управления. Типы взаимодействия (соперничество, кооперация, конфронтация).

Механизмы формирования взаимоотношений учителя с учениками. Коммуникативная культура учителя. Коммуникативные навыки педагога. Семейное воспитание и семейное право. Характеристика семейной политики и демография в России. Управление образовательными системами.

Программа курса лекций по дисциплине «Общая психология и педагогика»

Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики

Теоретико — методологические основы психологии и педагогики. Объект и предмет психологии и педагогики. Возникновение и развитие психологии и педагогики. Донаучная психология. Психология эпохи Возрождения. Психология 20 столетия: бихевиористский подход, биологический подход, когнитивный подход, психоаналитический подход, гуманистический подход, социально — психологический подход. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основным и видами человеческой деятельности. Системы воспитания в Китае, Индии, Египте, Греции. Задачи психологии и педагогики. Методы исследования личности в психологии и педагогике.

Тема 2. Основные направления в психологии и педагогике.

Отрасли психологии и педагогики как области знаний. Психолого — педагогические методы исследования личности. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение. Взаимосвязь наук. Задачи педагогики и психологии.

Тема 3. Личность как предмет психолого — педагогического познания.

Направленность личности. Личность и общество. Способности личности. Структура личности. Индивидуальное развитие личности. Роль воспитания и обучения в развитии личности. Смысл и цель жизни. Экзистенциальный вакуум. Понятие о самоактуализации. Особенности самоактуализирующейся личности.

Тема 4. Темперамент и характер в структуре личности.

Психофизиологические особенности темперамента. Типы темперамента. Основные свойства характера. Типологии характера. Акцентуации характера. Влияние воспитания на формирование характера.

Тема 5. Закономерности психического развития.

Психика и сознание. Основные линии психического развития. Развитие психики ребенка. Исторический характер возрастной периодизации. Сензитивные периоды развития. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии психики ребенка. Воспитание и самовоспитание. Возрастная характеристика субъектов образовательного процесса. Психологические новообразования и возрастные кризисы. Рост, созревание, развитие.

Тема 6. Основные направления обучения в современном мире.

Педагогическая технология и педагогическая система, их основные элементы. Современная дидактика. Развитие системы дидактических принципов.

Тема 7. Субъекты образовательного процесса. Общие формы организации учебной деятельности.

Субъективные свойства педагога. Профессионально — педагогические качества личности. Профессиональное самосознание. Педагогическая деятельность в разных образовательных системах. Педагогическая деятельность: формы, характеристика, содержание. Педагогические функции.

Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия. Диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Программа семинарских занятий по дисциплине «Общая психология и педагогика»

Тема 1. Образование в современном мире.

Образование как многоуровневая система. Основные принципы и задачи образования. Цели образования. Международная деятельность в системе образования. Международное сотрудничество. Образовательные системы США, Германии, Японии, Англии и России.

Тема 2. Познавательная деятельность личности.

Целостность и единство психической жизни. Ощущение и восприятие. Сенсорная депривация. Апперцепция и установка. Когнитивный диссонанс. Память, основные мнемотехнические методы. Качества памяти. Интеллект и мышление. Воображение, внимание: свойства, виды. Решение мыслительных задач и творческая деятельность личности. Эвристическая мыслительная деятельность. Их роль в процессе обучения и развития личности. Возрастные закономерности когнитивных процессов.

Особенности развития познавательных процессов, и их роль в жизни человека. Индивидуальные особенности развития познавательных процессов. Ощущение и восприятие. Представление об ощущениях. Сенсорное отражение. Сигналы и информация. Анализаторы. Виды и свойства ощущений. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений человека. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Кинестетические ощущения. Понятие чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Закон Вебера — Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Сенсорная изоляция. Восприятие, его виды и свойства. Основные свойства образа восприятия: предметность, предметность, константность, целостность, категориальность. Возрастные особенности развития восприятия. Особенности внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. Функции внимания. Непроизвольное и произвольное внимание. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Внимание как важная сторона ориентировочно — исследовательской деятельности. Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Виды памяти. Особенности кратковременной и долговременной памяти. Связь долговременной памяти с речью и мышлением. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Ассоциативная теория. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Мнемотехнические приемы. Понятие о воображении. Виды воображения. Основные функции воображения. Воображение и творчество. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии. Понятие о мышлении. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Теории мышления (Логическая теория С.Л. Рубинштейна, Деятельностная теория А.Н. Леонтьева, Информационно — кибернетическая теория мышления).

Интеллект. Природа интеллекта. Оценка интеллекта. Интеллект компьютера и интеллект человека.

Тема 3. Семья и ее роль в воспитании и развитии ребенка

Задачи семьи. Ребенок в неблагополучной семье. Типы семейного воспитания. Методы эффективного воспитания в семье. Традиции семейного воспитания, влияние национальных стереотипов на воспитание ребенка в семье.

Тема 4,5. Школа будущего.

Защита программ. Развитие креативного мышления, представлений

Тема 6. Психическое здоровье как результат воспитания.

Понятие о психическом здоровье школьника. Воспитание и психическое здоровье. Самоактуализация как главный показатель психического здоровья.

Тема 7. Психологические особенности воспитания.

Направленность личности. Роль совместной деятельности взрослых и детей.

Воспитание как социально — психологический процесс. Стратегии психологического воздействия. Манипуляция как способ психолого — педагогического воздействия.

Тема 8. Психические травмы детей в процессе воспитания.

Психические травмы, страдания детей. Негативные способы застревания на неудачах.

Тема 9,10. Педагогическое общение. Общая характеристика общения педагогов и детей.

Педагогическое общение. Цель педагогического общения. Типы взаимодействия учителей и учащихся. Основные этапы процесса управления. Типы взаимодействия (соперничество, кооперация, конфронтация).

Механизмы формирования взаимоотношений учителя с учениками. Коммуникативная культура учителя. Коммуникативные навыки педагога.

Тема 11. Психология педагогической деятельности. Педагогическая деятельность в мире профессий.

Профессиограмма педагога. Профессиональное поле педагога. Структура педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Профессиональные деформации.

5. Образовательные технологии

Формы и методы организации обучения (ФОО)

ФОО

Методы

Лекции

Практические занятия

СРС

Творческие проблемные задания

+

+

Мозговой штурм

+

+

+

Работа в малых группах

+

+

Ролевые игры

+

Творческие проблемные заданияв отличие от традиционных, требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда — бесчисленное множество) «правильных ответов». Часто «правильный ответ» неизвестен и преподавателю. Примерами таких заданий могут служить: собственно религиозные представления, межличностные предпочтения), подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационных играх, обсуждение дискуссионного вопроса.

Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера делового заинтересованного общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя или приглашенного специалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее профессиональную деятельность) придает смысл практическому обучению, мотивирует студентов.

Мозговой штурм- это один из самых популярных методов обучения и групповой работы. Цель первого этапа — предложить как можно больше вариантов ответов на вопрос. Эта стадия не предполагает обсуждения, критики, оценивания предложений. Поэтому данный метод очень хорошо работает в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик.

Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, так чтобы студенты генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос (например, «Какие доказательства могут быть собраны по данному делу?». В мозговом штурме велика роль преподавателя. Он также может участвовать в генерировании предложений (и даже должен это делать, если студенты неожиданно остановились).

Но, главное, он должен фиксировать все предложения. Желательно, чтобы все предложения записывались на плакате или доске и постоянно были видны всем участникам мозгового штурма. Записывать может сам преподаватель или один из студентов. Преподаватель может просить студентов повторить или уточнить их формулировку для более точной и краткой записи, но ни в коем случае не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте формулировки. Он также не должен настаивать, заставлять студентов генерировать идеи.

Второй этап мозгового штурма — обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы студенты даже делятся на две группы — генераторов идей (проводят первый этап) и критиков (проводят второй этап).

Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах, с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем.

Работа в малых группахпредоставляет всем студентам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий).

Работу в группах следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у студентов есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде.

Ролевые игрынаряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приемом на интерактивных занятиях. В ролевой игре студентам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование).

К активным методам обучения относятся: проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинар-практикум.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Источники, отмеченные символом *, имеются в библиотечном фонде НФ БашГУ.

ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ

  1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов /Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480с.
  2. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов /Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2005. — 480с.
  3. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учеб. для студ. вузов /П.С. Гуревич — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — 320с.
  4. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 321с. Доступ к тексту электронного издания возможен через ЭБС Университетскаябиблиотека online

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Асмолов А. Психология личности М., 2002.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
  3. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, 2002.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995 г.
  5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 — х томах. М., 1999*.
  6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. М., 2002.
  7. Климов Е.А. Общая психология М., 1999.
  8. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.*
  9. 13. Немов Р.С. Психология Т.1,2,3. М., 2000.
  10. 14. Психология / Под. ред. В.Н.Дружинина. СПб., 2002.
  11. 15.Психология индивидуальных различий / под ред.
  12. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2000.
  13. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1.
  14. Кемерун — Бендлер Л. НЛП в семейной терапии. М., 2000.*
  15. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.
  16. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М., 2000.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  18. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 1 — 2. Самара, 2002.
  19. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2005.
  20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1998.
  21. Социальная психология и этика делового общения

/ под редакцией Г. А. Клебче. М., 1995.

  1. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  2. Хьелл. Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 2002.
  3. Харрис Д. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Материально-техническое обеспечение дисциплины «Общая психология и педагогика» включает в себя: мультимедийные классы.

8. Методические рекомендации для преподавателя.

Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ т.д. Выбор технологии образовательного процесса определяется преподавателем самостоятельно.

Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции — обеспечение теоретической основы обучения, привлечение интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование у обучающихся ориентиров для самостоятельной работы над дисциплиной. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся.

Многообразие в подборе и построении материала и методик изложения лекционного материала определяется не только особенностями научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета и уровня общей подготовки обучающихся, форма ее проведения — от характера темы и содержания материала.

Практические занятия. Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются практические занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.

Консультации. При консультировании, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки образовательного процесса со стороны преподавателей.

Контроль качества знаний. Контроль качества знаний является одной из основных форм организации образовательного процесса. Внедряемые в настоящее время интерактивные методы преподавания ведут к новым поискам в области повышения качества и эффективности подобного контроля (зачеты, опросы, письменные контрольные, контрольные работы, и др.)

Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Самостоятельная работа включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с нормативными актами и литературой. Организация научно-исследовательской работы студентов, как правило, сводится к проведению участии в конференциях, к выполнению исследовательских работ. Реализация подобных проектов позволяет максимально раскрыть творческие способности студентов и стимулировать их самостоятельную работу.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС).

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм образовательного процесса. Студенческие научные общества, дискуссионные клубы и конференции, — всё это несомненно позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.

Основным способом подачи учебного материала было и остаётся информационная работа. Преподаватель с помощью лекций, собеседований и других обычных способов доносит до студентов научные знания, а студенты заучивают их. В настоящее время, при наличии огромного массива информации, большинство преподавателей склоняется к мысли, что их целью является не заставить студентов запомнить лекцию, а потом рассказать её на практическом занятии или экзамене и использовать при работе по специальности, а научить их процессу познания, чтобы в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний.

Средства обеспечения освоения дисциплины. В ходе учебного процесса по преподаванию и при изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства: основную и дополнительную литературу; специальную психологическую литературу, рекомендации и пособия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Студенту НФ БашГУ необходимо помнить, что качество полученного образования в немалой степени зависит от активной роли самого студента в учебном процессе. Студент должен быть нацелен на максимальное усвоение подаваемого лектором материала, после лекции и во время специально организуемых индивидуальных встреч студент может задать лектору интересующие его вопросы.

Важным является приобщение к научно-исследовательской деятельности. Процесс становления молодых ученых находится в прямой зависимости от степени их участия в ней, т. е. от предшествующего развития творческих способностей и исследовательских навыков. Большую пользу студенту может принести участие в проводимых научно-практических конференциях, поскольку они обеспечивают доступ к обсуждению наиболее актуальных проблем науки. Приветствуется и поощряется подготовка и публикация студентами научных статей. Ежегодно в НФ БашГУ выпускаются сборники студенческих работ.

Организуется регулярная работа студенческих научных кружков. Участие в их работе позволяет развить студенту свое ораторское искусство, отточить свое профессиональное мастерство, углубить познания в области юриспруденции, научиться и развивать искусство вести дискуссии на актуальные темы.

Подготовка к практическим занятиям

Семинарские занятия наряду с лекциями являются формой аудиторных занятий. Во время семинарского занятия преподаватель опрашивает студентов по вопросам, заданным на данное занятие. Вопросы объявляются преподавателем на предыдущем семинарском занятии и, как правило, они должны совпадать с вопросами, содержащимися в данном учебно-методическом комплексе, но преподаватель может дать и некоторые другие вопросы, относящиеся к теме семинара и указать: на что студентам следует обратить особое внимание при подготовке к следующему занятию.

Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, изучения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов и т. п. В последнее время все большее распространение получают просмотры DVD — дисков с записью лекций преподавателей, использование иной аудиовизуальной техники.

Студенты должны заранее дома, в библиотеке и читальном зале подготовить ответы на все заданные вопросы семинарского занятия. Следует вести специальную тетрадь с записями ответов на вопросы семинаров. Желательно при подготовке ответа не ограничиваться материалом одного учебника, а использовать научные статьи из журналов, сборников статей, монографии.

В процессе организации работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы.

Студент, отвечающий на вопрос семинарского занятия, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы достаточно полно раскрыть данный вопрос.

Помимо устных опросов студентов на семинарских занятиях преподаватель проводит письменные контрольные работы, тестирование и использовать другие формы контроля и оценки знаний студентов, в том числе и в рамках самостоятельной работы.

Ответы студентов на семинарских занятиях, выполнение контрольных, подготовка докладов, рефератов учитываются преподавателем при подведении итогового количества баллов за определенный период.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. В соответствии с государственным стандартом специальности «юриспруденция» на самостоятельную работу отводится не менее 50% объема часов, предусмотренного по дисциплине. Безусловно, от того, насколько студент подойдет к саморазвитию, чтению учебной и научной литературы, настолько будет зависеть уровень его профессиональной подготовки — профессиональной пригодности.

Критерии оценки самостоятельной работы в рамках балльно-рейтинговой системы направлены, прежде всего, на активизацию самостоятельного изучения дисциплины в дополнение к лекционным и семинарским занятиям. Количество баллов по каждой дисциплине устанавливается в соответствии с технологическими картами.

9. Вопросы к зачету

по курсу «Общая психология и педагогика»

  1. Психология и педагогика как система наук. Объект и предмет психологии и педагогики. Задачи психологии и педагогики.
  2. Самосознание, самооценка, самопринятие, самоуважение как проекция самости.
  3. Основные методы получения фактов в психологии и педагогике.
  4. Формы и способы организации человеческой деятельности.
  5. Основные отрасли психологии и педагогики как области знаний.
  6. Основные виды деятельности. Понятие «ведущий вид деятельности».
  7. Понятие психики. Структура психики человека.
  8. Эмоции и чувства. Виды эмоций и чувств. Понятие эмоциональных состояний.
  9. Многообразие внутреннего мира человека. Составляющие познавательных процессов (ощущение восприятие, память, мышление, воображение, внимание).
  10. Структура самосознания человека (имя собственное, половая идентификация, притязание на признание).
  11. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Их основные виды и свойства.
  12. Теория установки. Предубеждения. Дискриминация. Особенности формирования предубеждений и установок.
  13. Понятие внимания. Виды и свойства внимания.
  14. Понятие и структура человеческой деятельности.
  15. Память и ее основные процессы (запоминание, архивизация, воспроизведение, забывание, узнавание).

    Виды памяти.

  16. Мышление. Виды и свойства мышления. Стратегии мышления. Теории развития когнитивных процессов (бихевиористкие концепции, концепция Брунера. концепция Ж. Пиаже).
  17. Изменение состояния сознания (левитация, гипноз, сон, медитация, употребление наркотиков, религия, внушение, самовнушение).
  18. Основные операционные компоненты мышления (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, классификация).

    Формы мышления (понятие, суждение и умозаключение).

  19. Сознание как высшая форма психики. Сознательное и бессознательное.
  20. Задатки и способности в структуре личности. Виды способностей. Уровни развития способностей (талант, гениальность, одаренность).

    Формирование способностей.

  21. Интеллект, его структура и оценка. Проблема искусственного интеллекта.
  22. Воображение и творчество. Виды воображения. Необходимость воображения. Этапы развития воображения.
  23. «Я — концепция» как социально — психологический феномен. Формирование «Я — концепции».
  24. Теоретические концепции развития речи (теория научения Д. Уотсона, преформистские теории, релятивистские теории, конструктивистская теория).

    Виды, функции и свойства речи.

  25. Направленность личности (мотивация, потребности, желания, интересы).
  26. Характер в структуре личности. Типологии характеров. Свойства характера. Акцентуации характера.
  27. Процессы самоактуализации и деградации личности. Основные пути и этапы самоактуализации.
  28. Воля. Волевая регуляция поведения. Волевые действия и волевые качества.
  29. Основные направления отечественной психологии (Л.С. Выготский,

С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев).

  1. Основные направления научной психологии в Западной Европе и США: бихевиоризм, психоанализ, трансактный анализ Э. Берна, гуманистическая психология, гештальтпсихология.
  2. Общение-основа межличностных отношений. Роль общения в формировании личности. Психологические исследования.
  3. Филогенетические и онтогенетические аспекты развития общения.
  4. Темперамент. Теории темперамента. Свойства и виды темперамента.
  5. Личность как предмет психологического познания. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». История исследований личности. Современные теории личности.
  6. Формирование и развитие личности. Структура личности.
  7. Структура общения. Виды и уровни общения. Средства общения.
  8. Психическое отражение. Свойства психики.
  9. Импритинг, интеллектуальное поведение, тропизм, рефлексы, способность к умозаключению.
  10. Физиологические основы развития речи. Возрастные особенности развития речи.
  11. Агрессивное взаимодействие. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация? Источники агрессивности. Причины агрессивного поведения. Коррекция агрессивного поведения у детей и взрослых.
  12. Феномены межличностного влияния (внушение, убеждение, подражание,

психологическое заражение), их роль в педагогической деятельности.

  1. Развитие личности и воспитание. Сущность, движущие силы процесса воспитания.
  2. Закономерности и принципы воспитания.

46. Национальное своеобразие воспитания. Мировоззрение личности.

47.Методы, формы и средства воспитания. Процесс обучения. Цели обучения. Закономерности и принципы процесса

обучения.

  1. Содержание образования как фундамент культуры личности.
  2. Методы и средства обучения. Формы обучения.
  3. Гуманизм и инновации в педагогике. Индивидуально — дифференцированный подход в обучении.
  4. Семья — субъект и объект воспитания. Роль семьи в воспитании детей.
  5. Учитель современной школы. Функции учителя. Требования к профессиограмме.
  6. Профессиональный потенциал педагога. Мастерство педагога.
  7. Мотивация учения. Мотивы — движущие силы познания.
  8. Закономерности обучения. Классификация закономерностей обучения. Принципы и правила обучения. Система дидактических принципов.

55. Диагностика обучаемости. Контроль успеваемости. Тестирование достижения и развития. Возрастные и индивидуальные особенности развития.

56. Многоуровневая система образования. Психологические принципы образования.

  1. Педагогические технологии (программированное обучение, проблемное обучение,
  2. модульное обучение, деловые игры, адаптивное обучение, суггестивное обучение, интегральное обучение).
  3. Проблема оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский).
  4. Реальные учебные возможности.
  5. Вальдорфская педагогика. Педагогическая система В.Ф. Шаталова.
  6. Образование и обучение как интегрирующие видовые категории.
  7. Содержание и базовые концепции воспитания (умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, экономическое, экономическое, правовое).
  8. Формирование мировоззрения.
  9. Программа изучения условий семейного воспитания. Методы изучения семьи.
  10. Авторитет педагогов и воспитанников.
  11. Образовательный стандарт и задачи модернизации образования.
  12. Образование и культура. Принципы государственной политики РФ в

области образования. Модели образования.

  1. Поликультурное воспитание. Зарубежный и отечественный опыт.
  2. Педагогическая система В.Ф. Шаталова.
  3. Основы педагогического общения. Стили педагогического общения.
  4. Педагогическое наследие Я.А. Коменского.
  5. Школа жизни Ш. А. Амонашвили. Педагогические заповеди гуманистической педагогики.
  6. Взгляды на воспитание Л.С. Выготского.

75. Конфликт. Природа конфликта. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликта. Способы разрешения педагогических конфликтных ситуаций.

  1. Международная деятельность в системе образования.
  2. Классно — урочная система как организационная форма обучения. Типы уроков (комбинированные, нестандартные).
  3. Зарубежный и отечественный опыт в системе образования. Приоритеты системы образования.
  4. Взгляды отечественных и зарубежных педагогов, философов на систему воспитания, обучения и образования (Платон, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, .Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, Л.С. Выготский).

Разработано и рассмотрено «Утверждено»

на заседании кафедры на заседании УМС

истории, истории государства и права гуманитарного факультета

(протокол № 1 от «28» августа 2013 г.) (протокол № 1 от «29» августа 2013 г.)

Зав.кафедройБ.А. Азнабаев Председатель Пономарева Н.А.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нефтекамский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра истории, истории государства и права

Рабочая программа

по курсу «Общая психология и педагогика» для направления «История» (очное отделение)

на 4 семестр

№ п/п

Тема и содержание

Форма изучения материала

(кол-во часов)

Межпредметные

связи

Наглядные пособия

Задания

по самостоятельной работе

Кол-во часов

Формы

контроля

лекции

семинары

Тема:Предмет психологии и педагогики.

Кр. содер-е: Предмет, объект психологии и педагогики. Исторические этапы развития психологии и педагогики. Основные функции психики. Направления психологии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистический подход, трансактный анализ Э. Берна, гештальттерапия).

Эволюционное развитие психики: навыки, инстинкты, возникновение сознания. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

2

Философия возрастная психология

Таблицы

Изучение дополнительной литературы

2

Устный опрос

    Тема:Основные направления в психологии и педагогики.

    Кр. содер-е: Отрасли психологии и педагогики как области знаний. Психолого — педагогические методы исследования личности. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение. Взаимосвязь наук. Задачи педагогики и психологии.

    2

    Социология, философия

    Технические средства

    Изучение дополнительной литературы

    2

    Устный опрос

      Тема: Личность как предмет психолого — педагогического познания.

      Кр. содер-е: Направленность личности. Личность и общество. Способности личности. Структура личности. Индивидуальное развитие личности. Роль воспитания и обучения в развитии личности. Смысл и цель жизни. Экзистенциальный вакуум. Понятие о самоактуализации. Особенности самоактуализирующейся личности.

      2

      Возрастная психология, философия

      Изучение дополнительной литературы

      4

      Устный опрос

        Тема:Темперамент и характер в структуре личности.

        Кр. содер-е: Психофизиологические особенности темперамента. Типы темперамента. Основные свойства характера. Типологии характера. Акцентуации характера. Влияние воспитания на формирование характера.

        2

        Физиология

        Изучение дополнительной литературы

        2

          Тема: Закономерности психического развития.

          Кр. содер-е: Психика и сознание. Основные линии психического развития. Развитие психики ребенка. Исторический характер возрастной периодизации. Сензитивные периоды развития. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии психики ребенка. Воспитание и самовоспитание. Возрастная характеристика субъектов образовательного процесса. Психологические новообразования и возрастные кризисы. Рост, созревание, развитие.

          2

          Физиология

          Изучение дополнительной литературы, подготовка к коллоквиуму

          4

            Тема:Основные направления обучения в современном мире.

            Кр. содер-е: Педагогическая технология и педагогическая система, их основные элементы. Современная дидактика. Развитие системы дидактических признаков.

            2

            Социальная психология

            Изучение дополнительной литературы

            4

              Тема: Субъекты образовательного процесса. Общие формы организации учебной деятельности.

              Кр. содер-е: Субъективные свойства педагога. Профессионально — педагогические качества личности. Профессиональное самосознание. Педагогическая деятельность в разных образовательных системах. Педагогическая деятельность:

              формы, характеристика, содержание. Педагогические функции.

              Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия. Диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

              2

              Возрастная психология, психология личности

              Таблицы

              Изучение психолого — педагогических словарей

              2

                Тема: Образование в современном мире.

                Кр. содер-е: Образование как многоуровневая система. Основные принципы и задачи образования. Цели образования. Международная деятельность в системе образования. Международное сотрудничество. Образовательные системы США, Германии, Японии, Англии и России.

                4

                Социальная психология

                4

                Терминологический диктант

                  Тема: Познавательная деятельность личности.

                  Кр. содер-е:Целостность и единство психической жизни. Ощущение и восприятие. Сенсорная депривация. Адаптация. Апперцепция и установка. Когнитивный диссонанс. Память, основные мнемотехнические методы. Качества памяти. Интеллект и мышление. Воображение, внимание: свойства, виды. Решение мыслительных задач и творческая деятельность личности. Эвристическая мыслительная деятельность. Их роль в процессе обучения и развития личности. Возрастные закономерности когнитивных процессов.

                  4

                  Социальная философия, социология

                  Таблицы

                  2

                    Тема: Семья и ее роль в воспитании и развитии ребенка.

                    Кр. содер-е: Задачи семьи. Ребенок в неблагополучной семье. Типы семейного воспитания. Методы эффективного воспитания в семье. Традиции семейного воспитания, влияние национальных стереотипов.

                    4

                    Возрастная психология, психология личности

                    Таблицы

                    Изучение психолого — педагогических словарей

                    4

                      Тема: Психическое здоровье как результат воспитания.

                      4

                      Психология общения, возрастная психология, психология личности

                      2

                      Собеседование

                        Тема: Психологические особенности воспитания. Роль психологических воздействий в воспитании.

                        4

                        Лингвистика,

                        психология личности, этика

                        4

                        Обсуждение

                          Тема: Психические травмы детей в процессе воспитания.

                          2

                          Возрастная психология, психология личности

                          2

                          14

                          Тема Психология педагогической деятельности. Педагогическая деятельность в мире профессий.

                          Возрастная психология, психология личности

                          Итого

                          14

                          22

                          36

                          Основная литература:

                          1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов /Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480с.
                          2. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов /Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2005. — 480с.
                          3. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учеб. для студ. вузов /П.С. Гуревич — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — 320с.
                          4. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 321с. Доступ к тексту электронного издания возможен через ЭБС Университетская библиотека online

                          Дополнительная литература:

                          1. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1.
                          2. Кемерун — Бендлер Л. НЛП в семейной терапии. М., 2000.*
                          3. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.
                          4. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М., 2000.
                          5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
                          6. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 1 — 2. Самара, 2002.
                          7. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2005.
                          8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1998.
                          9. Социальная психология и этика делового общения

                          / под редакцией Г. А. Клебче. М., 1995.

                          1. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
                          2. Хьелл. Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 2002.
                          3. Харрис Д. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003

                          Рассмотрено на заседании кафедры

                          Истории, истории государства и права

                          (протокол № 1 от 28.08.2013 г.)

                          Зав.кафедрой _________Б.А. Азнабаев

                          Технологическая карта

                          по дисциплине «Общая психология и педагогика»

                          для студентов 2 курса направления «История» 4 семестр

                          Распределение баллов по дисциплине

                          Текущий контроль успеваемости по дисциплине «Общая психология и педагогика» осуществляется в форме балльно-рейтинговой системы на основании «Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов в НФ БашГУ».

                          1. Распределение баллов

                          Максимальное количество баллов по дисциплине — 100 баллов:

                          — 40 баллов — активное участие в семинарских занятиях;

                          — 20 баллов — выполнение контрольных заданий;

                          — 40 баллов — самостоятельная работа.

                          2. Система оценивания участия в семинарских занятиях

                          Всего предусмотрено практических занятий — 22 часов — 11 занятий. Система оценивания работы студентов на семинарских занятиях: выступление с сообщением, докладов — от 3 до 7 баллов; дополнения, участия в диспутах и тренингах от 2 до 6 баллов.

                          3. Контрольные работы

                          Всего предусмотрено выполнение 2 — х контрольных работ:

                          — контрольная работа № 1. Тема: «Роль воспитания в психическом развитии ребенка»

                          — контрольная работа № 2. Тема: Субъекты образовательного процесса. Общие формы организации учебной деятельности.

                          Каждая контрольная работа оценивается до 10 баллов. Задания к контрольной работе состоят из тестовых, терминологических вопросов, решения психологических задач.

                          4. Самостоятельная работа

                          Самостоятельная работа оценивается до 40 баллов, если выполнена в полном

                          объеме по предложенным темам и выполнена в виде реферата.

                          5. Порядок аттестации студента

                          Завершающим этапом оценки уровня освоения студентами дисциплины является зачёт. Студент, набравший по итогам текущего контроля 60 баллов, аттестуется без участия в процедуре зачета.

                          Студент, набравший по итогам текущего контроля менее 25 баллов, является неуспевающим. В этом случае, в зачётную ведомость выставляется оценка «незачтено», пересдача осуществляется в соответствии с графиком ликвидации задолженностей по результатам экзаменационной сессии. Порядок пересдачи в случае неудовлетворительного результата определяются «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов НФ БашГУ».

                          Условием допуска к пересдаче является выполнение студентом заданий по самостоятельной работе, предусмотренных технологической картой по дисциплине.

                          Темы для самостоятельного изучения

                          Форма отчетности

                          Кол — во часов

                          Количество баллов

                          Сроки отчетности

                          1.

                          Социальные и когнитивные процессы в обучении.

                          реферат

                          4

                          5

                          март

                          2.

                          Гендерные различия в когнитивных способностях, социальном поведении и личностных чертах.

                          реферат

                          4

                          5

                          март

                          3.

                          Современная западная семья.

                          реферат

                          4

                          5

                          март — апрель

                          4.

                          Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости.

                          реферат

                          4

                          5

                          апрель

                          5.

                          Теория развивающего обучения В.В. Давыдова.

                          реферат

                          4

                          5

                          апрель

                          6.

                          Роль психологических воздействий в воспитании (манипуляция, авторитет, самовоспитание).

                          реферат

                          4

                          5

                          май

                          7.

                          Проблемы развития детского самосознания

                          реферат

                          6

                          5

                          май

                          8.

                          Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

                          реферат

                          4

                          5

                          май

                          Итого

                          34

                          40

                          График консультаций по срс

                          День недели

                          Время

                          Аудитория

                          Понедельник

                          11.00 — 13.00

                          204 (3 корпус)

                          Составила: Салимова Г. Ф.

                          Банк оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология»

                          • Контрольная работа № 1. Тема: Роль воспитания в психическом развитии ребенка.

                          Вопросов 10.

                          1. Основные линии психического развития.
                          2. Развитие психики ребенка.
                          3. Исторический характер возрастной периодизации.
                          4. Сензитивные периоды развития.
                          5. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии психики ребенка.
                          6. Воспитание и самовоспитание.
                          7. Возрастная характеристика субъектов образовательного процесса.
                          8. Психологические новообразования и возрастные кризисы.
                          9. Рост, созревание, развитие.
                          10. Психика и сознание.

                          • Контрольная работа № 2. Тема: Субъекты образовательного процесса. Общие формы организации учебной деятельности.

                          Вопросов 8.

                          1. Субъективные свойства педагога.
                          2. Профессионально — педагогические качества личности.
                          3. Профессиональное самосознание.
                          4. Педагогическая деятельность в разных образовательных системах.
                          5. Педагогическая деятельность: формы, характеристика, содержание.
                          6. Педагогические функции.
                          7. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия. Диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
                          8. Педагогическая техника. Педагогическая технология.