Цели и задачи изучения дисциплины 4

Этика и эстетика

Учебно-методический комплекс курса

Для специальностей (30 301.65) Психология

Пермь

пгпу

УДК 17 + 18

ББК Ю 7 + Ю 8

Э 901

Р е ц е н з е н т :

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Пермского государственного педагогического университета

А.А. Краузе

Зав.кафедрой гуманитарных дисциплин ПФ ГУ ВШЭ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

Е.В. Корчагина

Автор-составитель: ст. препод. каф. философии Л.Е. Зиновьева

Э 901 Эстетика :учеб.-метод. комплекс курса. Для специальности (30 301.65) Психология / авт.-сост. Л.Е. Зиновьева; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2008. — 29 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по курсу «Этика и эстетика» по специальности «Психология». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных дисциплин и является обязательной для изучения

Издание адресовано студентам, обучающимся по специальности «Психология».

УДК 17 + 18

ББК Ю 7 + Ю 8

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

© Зиновьева Л.Е., составление, 2008

педагогический университет", 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…4

2. Учебно-тематический план курса…6

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…6

2.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…7

3. Программа курса…8

4. Темы семинарских занятий…12

5. Методические указания по выполнению эссе …19

6. Учебно-методическое обеспечение курса…20

6.1. Списки литературы…20

6.2. Электронные ресурсы по курсу…26

6.3. Методические указания студентам…27

6.4. Методические рекомендации преподавателям…27

7. Вопросы к зачету…28

ПОяснительная записка

Учебно-методический комплекс по курсу «Этика и эстетика» предназначен для студентов очной формы обучения высших учебных заведений. Курс этики и эстетики является частью цикла гуманитарных дисциплин. Его изучение предполагает наличие у студентов разнообразных гуманитарных знаний в пределах школьной программы, обязательное изучение в школе предмета «Обществознание». Он находится в тесной связи с дисциплинами гуманитарного и психолого-педагогического цикла, в частности такими, как «Философия», «Культурология», «История религии», «Логика». Необходимыми исходными навыками являются умение анализировать текст, логически мыслить, рассуждать, четко и связно выражая свои мысли.

Изучение курса этики и эстетики позволяет студентам познакомиться с соответствующими конкретными аспектами общефилософских понятий, таких, как культура, цивилизация, общество, человек, сознание, мораль, искусство, ценности и т. д. Многие проблемы, поставленные философией в обобщенном плане, получают в курсе этики и эстетики более конкретное рассмотрение, напол-няются реальным ценностным и практическим смыслом. Изучение курса открыва-ет для студентов этический и эстетический контекст педагогической теории, ее основных понятий и допущений (социализация, нравственная и эстетическая культура и т. п.), раскрывает этические аспекты их будущей профессиональной деятельности. Дисциплина ориентирует студентов на ценностную неоднознач-ность и многовариантность социальной среды как поля их практической деятель-ности, формирует понимание гуманитарных целей этой деятельности, а также не-обходимую для педагога и психолога гуманитарную культуру и широту взглядов. Рассмотрение проблем профессиональной этики дает возможность студентам уяснить те требования, которые предъявляет к ним их будущая профессия.

Цели и задачи изучения дисциплины

Учебная задача курса: формирование у студентов целостного представления о морали, эстетическом и искусстве, о фундаментальных понятиях, основных теориях и методах современной этики и эстетики, а также системы представлений о теоретических основах их практической деятельности по нравственному, эстетическому и художественному воспитанию, о фундаментальных условиях и требованиях профессиональной этики.

Основными задачами курса являются:

— формирование представлений о системе основных понятий этики и эстетики, знакомство с этическими и эстетическими концепциями прошлого и настоящего, с современными теоретическими основами этих наук,

— изучение истории становления и развития морали, эстетического и искусства,

— формирование представлений о современной моральной, эстетической и художественной культуре,

— изучение основ нравственного, эстетического и художественного воспитания,

— укрепление общегуманистических установок и принципов студентов, их этической толерантности,

— формирование убеждений студентов в безусловной значимости профессиональ-ной этики как необходимого условия их профессиональной компетенции.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Этика и эстетика» студент должен:

Знать

— историю возникновения и этапы развития этики и эстетики, основные этические и эстетические концепции;

— современные теории происхождения и сущности морали и искусства, структуру морали, эстетического, художественного;

— этические концепции сущности, назначения и смысла жизни человека;

— специфику морали и искусства традиционных и современных обществ;

— особенности нравственных, эстетических, художественных ценностей, их роль в формировании личности, в поведении и общении, в практической и профессиональной деятельности;

— моральные и эстетические условия формирования личности, ее свободы и ответственности;

— основы методологии теорий нравственного, эстетического и художествен-ного воспитания.

Иметь представление

— о специфике и структуре этического и эстетического знания, о природе морали, эстетического и искусства, их социальных функциях и о причинах их развития;

— основных категориях обеих наук;

— равноценности всех конкретных типов культур, об исторической опреде-ленности конкретных типов личности и моральных (а также эстетических) норм;

— безусловной ценности личности каждого ребенка, необходимости уважения к его моральному достоинству, эстетическому и художественному вкусу и индивидуальной свободе;

— моральной ответственности за выбор средств и результаты будущей профессиональной деятельности, потребности в моральной рефлексии и самосовершенствовании как необходимом условии такой деятельности.

Уметь

— сопоставлять различные варианты постановки и решения этических и эстетических проблем в их исторической эволюции;

— обнаруживать связи между общемировоззренческими представлениями и решениями практических профессиональных проблем;

— видеть внутреннюю связь этических, эстетических и педагогических концепций.

Обладать навыками

— работы с основными источниками этического и эстетического знания, самостоятельной работы со специальной литературой;

— теоретического анализа произведений искусства;

— совершенствования нравственного, эстетического и художественного опыта;

— прикладного использования изучаемых теорий в профессиональной деятельности.

УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль эссе
Виды промежуточного контроля зачет

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Название разделов и тем Всего Виды учебных занятий
аудиторные занятия, в том числе самост. раб.
лекции семинары
Раздел 1. Этика и эстетика как научные дисциплины
Предмет этики и эстетики ¾ ¾
Раздел 2. Этика
Сущность морали ¾ ¾
Основные категории этики ¾
Исторические формы нравственности ¾
Раздел 3. Прикладная этика
Основные проблемы прикладной этики ¾ ¾
Профессиональная этика ¾
Раздел 4. Эстетика
Сущность эстетического ¾ ¾
Основные категории эстетики ¾ ¾
Искусство в системе культуры ¾ ¾
Художественный образ ¾ ¾
Морфология искусства ¾
Видовая структура искусства ¾ ¾
Эстетика постмодернизма ¾
Эстетическое и художественное воспитание ¾ ¾
ИТОГО

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1. Этика и эстетика как научные дисциплины.

Тема 1. Предмет этики и эстетики.

Эстетика и этика как науки. Мораль — предмет этики, эстетическое и искусство — предмет эстетики. Основные этапы становления и развития этики и эстетики, историческое развитие предмета, категориальной структуры и проблематики этики и эстетики.

Основные этические и эстетические концепции современности.

Культурологический подход в этике и эстетике. Понятие культуры, как обобщающее по отношению к морали, эстетическому и искусству. Структура культуры. Практический, теоретический и мировоззренческий уровни культуры, их специфика и функции.

Место морали, эстетического и искусства в структуре культуры. Сложность определения предмета эстетики. Единство и различие эстетического и художественного.

Функции этики и эстетики. Взаимодействие этики и эстетики с дисциплинами педагогического блока. Этика, эстетика и психология.

Раздел 2. Этика.

Тема 2. Сущность морали.

Сущностная функция морали. Определение морали. Сфера действия морали, ее субъект и объект. Специфика нравственных отношений. Мораль как форма и как содержание общественных отношений.

Социальные противоречия и общественная потребность в морали. Основные виды нравственных противоречий и нравственные способы их разрешения. Специфика средств нравственной регуляции. Общественное мнение и самосознание. Неинституциональность нравственности. Понятие и специфика нравственной нормы. Противоречивость норм. Императивность морали. Функции морали. Мораль и право. Мораль и эстетика. Этикет.

Тема 3. Основные категории этики.

Структурные и содержательные категории. Содержательные категории — отражение различных сторон морального отношения. Взаимосвязь содержательных категорий.

Ценностные категории. Благо, добро и зло. Взгляды на источник добра и зла в истории этики. Историческое изменение представлений о добре и зле. Относительность ценностных категорий и проблема моральной терпимости. Моральная справедливость. Абсолютизация добра, зла и справедливости как проблема воспитания.

Категории нравственных отношений. Долг и ответственность. Направленность моральных отношений от общества к личности и от личности к обществу. Этика долга. Моральные требования общества и их личностное осознание. Различие долга и ответственности. Свобода и выбор. Свобода «от» и свобода «для». Ответственность как основа осознанного выбора. Ответственность как основное условие свободы. Моральная и профессиональная ответственность педагога.

Честь и достоинство. Моральный статус личности. Оценка внутренняя и внешняя. Историческое развитие представлений о чести и достоинстве. Честь как отражение морального неравенства людей. Заслуженность чести. Достоинство как основа морального равенства. Достоинство — базисное качество личности современного типа, основа ее нравственной автономии. Уважение достоинства как педагогическая проблема.

Категории морального самосознания. Совесть. Совесть и самосознание личности. Формирование совести. Совесть и стыд. Совесть как основа нравственной саморегуляции.

Смысл жизни и счастье. Осознание жизни в целом в моральных понятиях. Смысл жизни как наиболее значимые жизненные цели. Оправданность жизни. Индивидуальность смысла жизни. Понятие о назначении человека и смысле человеческой жизни в различных культурах. Определение смысла жизни как фактор личностного саморазвития. Динамика и диалектика смыслов. Утрата смысла жизни. Роль педагога в процессе формирования ребенком смысла собственной жизни. Счастье как удовлетворенность жизнью. Этический эвдемонизм и гедонизм. Виды счастья. Счастье и самореализация личности. Индивидуальность счастья. Субъективные и объективные составляющие счастья. Счастье как процесс и состояние. Состоявшееся и несостоявшееся счастье.

Тема 4. Исторические формы нравственности.

Историческое развитие морали — процесс формирования современного типа личности.

Социальные отношения как мировоззренческая матрица исторической эпохи. Исторические типы личности и мировоззрение.

Происхождение морали. Естественные предпосылки возникновения морали.

Архаическая мораль. Специфика родоплеменных отношений. Мифологическая картина мира. Основные типы моральных отношений, роль в них обычая и табу, отношения «свои — чужие», правило талиона, отношения между полами и поколениями.

Традиционная мораль. Иерархичность общественной структуры и картина мира, роль религии в ней. Изменение моральных отношений. Моральное регулирование социальных различий. Раб и рабовладелец, феодал и крепостной. Сословность морали, отношения патернализма, основные личностные типы, традиции, обычаи и нравственные нормы, власть и мораль. Традиционная семейная мораль. Система ценностей традиционных обществ.

Античная мораль. Картина мира Античности, место человека в «космосе», судьба и герой. Специфика рыночных отношений. Античный полис, свобода и демократия, закон и рациональность, античный агонизм и рациональное обоснование моральной нормы.

Мораль переходного общества. Античные истоки модернизирующегося общества. Динамика социальной структуры и гуманистическая картина мира. Возрожденческий индивидуализм, типические черты личности. Протестантская мораль как ответ на вызов эпохи. Новый тип моральных ценностей и способов моральной регуляции.

Мораль модернизированного общества. Рыночные отношения — основа современного типа личности. Эпоха «свободной конкуренции» и индивидуализм. Собственность и свобода. Свобода и ответственность. Многообразие социальных типов. Моральные нормы и ценности модернизированного общества.

Мораль авторитарных обществ. Специфика социальных отношений авторитарного общества. Соотношение общественного и индивидуального, свобода и справедливость, типические черты личности, патернализм и инфантилизм.

Мораль в эпоху постмодерна. Современное общество и современная личность. Мультикультурализм и кризис идентичности. Толерантность и самоидентичность. «Модульный» человек. Перспективы гуманизма.

Раздел 3. Прикладная этика

Тема 5. Основные проблемы прикладной этики.

Изменение фундаментальных основ человеческой жизни и мораль. Проблема жизни и смерти в этике. Биоэтика. Этика ненасилия.

Тема 6. Профессиональная этика.

Современное представление о морали и задачи воспитания.

Профессиональная этика педагога и психолога: основные принципы и требования. Роль морального и профессионального самосознания в работе педагога и психолога.

Значимость профессиональной этики как необходимого условия профессиональной компетенции педагога и психолога.

Раздел 4.Эстетика.

Тема 7. Сущность эстетического.

Основная функция эстетического. Специфика эстетического отношения, субъект и объект эстетического отношения. Значащая форма как носитель эстетического. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание. Понятие гармонизации. Гармонизация как освоение и самовыражение. Связь эстетического воспитания с формированием творческого начала личности. Функции эстетического.

Тема 8. Основные категории эстетики.

Структурные и содержательные категории эстетики. Содержательные категории — качественные виды эстетического отношения. Понятие человеческой меры, соотношение в ней эстетического и нравственного. Прекрасное и безобразное как эстетические категории. Возвышенное и низменное как эстетические категории. Трагическое и комическое как эстетические категории. Взаимосвязь категорий. Эстетическая культура личности как качественное богатство индивидуального эстетического отношения.

Тема 9. Искусство в системе культуры.

Мировоззренческие формы культуры. Искусство и мифология. Искусство и философия. Искусство и религия. Генеральная функция искусства и его принципиальная полифункциональность. Функциональные теории искусства. Искусство и духовный мир человека. Художественное и нехудожественное восприятие. Художественная потребность. Понятие художественной модели мира.

Тема 10. Художественный образ.

Художественный образ — средоточие специфики искусства. Понятие художественной условности. От образа в сознании художника — к образу в сознании зрителя. Структура образа, диалектический характер связи его элементов. Типы художественного обобщения. Произведение искусства — опредмеченный образ.

Тема 11. Морфология искусства.

Структура художественного произведения. Элементы художественного содержания. Сюжет и его место в структуре содержания и формы произведения. Понятие темы произведения. Идея произведения как концентрированное выражение авторской картины мира. Типы художественного мироотношения. Структура художественной формы. Внутренняя и внешняя форма произведения, основные их элементы. Язык искусства. Соотношение эстетического и художественного в произведении искусства.

Тема 12. Видовая структура искусства.

Искусство как система отдельных видов. Синкретизм первобытного искусства. Народное и профессиональное искусство.

Современная система видов искусства и ее классификация. Пространственно-временная структура видов. Образная структура видов. Функциональная структура видов. Синтез искусств и синтетические искусства.

Тема 13. Эстетика постмодернизма.

Культура в ХХ веке. Модерн и постмодерн. Мультикультурность как основание состояния постмодерна. Основные характеристики и специфические черты культуры постмодерна. Искусство постмодерна. Основные категории постмодернистской эстетики.

Тема 14. Эстетическое и художественное воспитание.

Соотношение эстетического и художественного воспитания. Эстетическое как освоение и как самовыражение. Цель эстетического воспитания. Система эстетического воспитания.

Воспитательная функция искусства. Воспитание художника и воспитание зрителя. Понятие зрительской квалификации и уровни восприятия искусства. Специфика искусства как средства воспитания. Воспитательные возможности искусства и их реализация в современной школе.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Основные категории этики

(дискуссия по фильму А. Куросавы «Расемон»)

Основные понятия: благо, добро, зло, справедливость, долг, ответст-венность, свобода, честь, достоинство, совесть, счастье, смысл жизни.

Моральный релятивизм, вера в абсолютную справедливость, моральная автономия, гедонизм, эвдемонизм, этика долга.

Вопросы к теме:

1. Проблема добра и зла в этике.

2. Категории чести и достоинства в различных этических системах.

3. Моральный релятивизм и его альтернативы.

Список литературы и источников

Источники:

1. А. Куросава «Расемон» (фильм)

2. Акутагава Рюноскэ В чаще. Ворота Расемон. (Любое издание)

Базовый учебник

1. Гусейнов А.А. Этика: учеб. для студентов вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. — М.: Гардарики, 2005.

Дополнительная литература

2. Рассуждения о счастливой и достойной жизни / сост. И. Л. Зеленкова. -Минск: Харвест, 1999.

3. Этика: учеб. пособие для студентов вузов / ред. Т.В. Мишаткина, Я.С. Яскевич. — Минск: Новое знание, 2002.

4. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В.А.Канке. — М.: Логос, 2003.

5. Разин А. В. Нравственный мир человека / А.В.Разин. — М.: Акад. проект, 2003.

6. Основы этических знаний: учеб. пособие для студентов вузов / ред. М. Н. Росенко. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Лань, 2002.

7. Арон Р. Эссе о свободе / Р.Арон. — М.: Праксис, 2005.

8. Макинтаир А. После добродетели: Исследования теории морали / А.Макинтаир. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

9. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры / А.П.Скрипник. — М., 1992.

10. Фридмен М. О свободе / М. Фридмен, Ф. Хайек. — М.: Три квадрата, 2003.

Семинар 2. Исторические формы нравственности

Основные понятия: обычай, табу, правило талиона, моральная норма, патриархальность, патернализм, сословность морали, агонизм, индивидуализм, гуманизм, протестантская мораль, свобода и ответственность.

Модернизированное общество, мультикультурализм и кризис идентичности, толерантность и самоидентичность

Вопросы к теме:

1. Происхождение морали. Нравы архаического общества. Нравы традиционных обществ.

2. Античная мораль. Особенности морали древних греков и римлян.

3. Мораль переходного общества (Возрождение и Реформация).

4. Этические основания капитализма. Мораль модернизированного общества.

5. Нравы авторитарных обществ. «Советский» человек.

Список литературы

Базовый учебник

1. Гусейнов А.А. Этика: учеб. для студ. вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. — М.: Гардарики, 2005.

Дополнительная литература

1. Анчел Е. Этос и история: пер. с венг. / Е.Анчел. — М.: Мысль, 1988.

2. Арон Р. Эссе о свободе / Р.Арон. — М.: Праксис, 2005.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса (Любое изд.).

4. Беттельгейм Б. О психологической привлекательности тоталитаризма // Знание — сила. — 1997. — № 8.

5. Вайль П. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А.Генис. — М.: Новое литературное обозрение, 1996.

6. Валеев Д.Ж. Происхождение морали / Д.Ж.Валеев. — Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1981.

7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения / М. Вебер — М.: Прогресс, 1990.

8. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л.Винничук. — М.: Высш. шк., 1988.

9. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре / М.Л.Гаспаров. — М.: Новое литературное обозрение, 1998.

10. Геллнер Э. Разум и культура / Э. Геллнер. — М.: Московская школа полити-ческих исследований, 2003.

11. Губин В. Философская антропология / В. Губин, Е.Некрасова. — М.: Университетская книга, 2000.

12. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. (Любое изд.)

13. Гусейнов А.А. Краткая история этики / А.А.Гусейнов, Г. Иррлитц. — М.: Мысль, 1987.

14. Гусейнов А.А. Античная этика / А.А.Гусейнов. — М.: Гардарики, 2004.

15. Де Либера А. Средневековое мышление / А. Де Либера. — М.: Праксис, 2004.

16. Добролюбов С.В. Генезис цивилизаций и эволюция морали / С.В.Добролюбов. — М.: Спутник+, 2006.

17. Дубко Е. Л. История европейской этики / Е. Л. Дубко. — М.: Гардарики, 2007.

18. Зарубина Н.Н. Без протестантской этики: проблема социокультурной легитимизации предпринимательства в модернизирующихся обществах / Н.Н. Зарубина // Вопросы философии. — 2001. — № 10.

19. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. (Любое изд.)

20. Иванов В.Г. История этики Древнего мира: учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Иванов. — СПб.: Лань, 2002.

21. Иванов В. Г. История этики Средних веков: учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Иванов. — СПб.: Лань, 2002.

22. Канке В. А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В.А.Канке. — М.: Логос, 2003.

23. Лапицкий М. Деятельный без принуждения / Лапицкий М. — М.: Новый век, 2002.

24. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург: У-Фактория, 2000.

25. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

26. Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб: Республика, 1999.

27. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. — М.: ЧеРо, 2005.

28. Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения / А.Ф.Лосев. — М.: Мысль, 1982.

29. Майоров Г. Г. Этика в Средние века / Г. Г.Майоров. — М.: Знание, 1986.

30. Макинтаир А. После добродетели / А.Макинтаир. — М.; Екатеринбург, 2000. — Гл. XV.

31. Мид М. Культура и мир детства / М.Мид. — М.: Наука, 1988.

32. Основы этических знаний: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Росенко М. Н. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Лань, 2002.

33. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали / М.Оссовская. — М.: Прогресс, 1987.

34. Пропп А.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки (Любое изд.)

35. Разин А. В. Нравственный мир человека / А.В.Разин. — М.: Акад. проект, 2003.

36. Раков В. М. «Европейское чудо» (рождение новой Европы в XVI—XVIII вв.) / В. М. Раков.-Пермь: Изд-во ПГУ, 1999.

37. Синявский А. Основы советской цивилизации/ А.Синявский. — М.: Аграф, 2001.

38. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры / А.П.Скрипник. — М., 1992.

39. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах / Е.В.Федорова. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2002.

40. Федотова В.Г. Когда нет протестантской этики / В.Г. Федотова // Вопросы философии. — 2001. — № 10.

41. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век / Э.Фукс. — М.: Республика, 1994.

42. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. / Э.Фукс. — М.: Республика, 1993.

43. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: эпоха Ренессанса. / Э. Фукс.-М.: Республика, 1993.

44. Шкуратов В.А. Историческая психология / В.А.Шкуратов. — М.: Смысл, 1997.

45. Щербакова И. 1937−1997: ГУЛАГ и Освенцим / И. Щербакова // Знание — сила. 1997. — № 11.

46. Элиас Н. Придворное общество / Н.Элиас. — М.: Языки славянской культуры, 2002.

47. Элиас Н. Общество индивидов / Н.Элиас. — М.: Праксис, 2001.

48. Этика и организация труда в странах Европы и Америки: Древность, Средние века, современность: [сб. ст.] / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории; [отв. редакторы.: В. Л. Мальков, Л. Т. Мильская и др.]. — М.: ИВИ, 1997.

49. Этика: учеб. пособие для студентов вузов / ред. Т. В. Мишаткина, Я. С Яскевич. — Минск: Новое знание, 2002.

Семинар 3. Проблема жизни и смерти в этике

Основные понятия: смысл жизни, смысл смерти, насилие, ненасилие, физическое и психологическое насилие, смертная казнь, этические аргументы против смертной казни, биоэтика, эвтаназия.

Вопросы к теме:

1. Смысл жизни и смысл смерти.

2. Право на жизнь и право на смерть.

3. Жизнь и смерть в контексте насилия и ненасилия.

4. Жизнь и смерть с позиций биоэтики.

Список литературы

Базовый учебник

Гусейнов А.А. Этика: учеб. для студ. вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. — М.: Гардарики, 2005.

Дополнительная литература

1. Введение в биоэтику: учеб. пособие / сост. А.Я. Иванюшкин, В.Н.Игнатьев, Р.В.Коротких. — М.: Прогресс-Традиция, 1998.

2. Гроф С. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Дж. Хэлифакс;пер. с англ. А. И. Неклесса — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.

3. Губин В. Философская антропология / В. Губин, Е.Некрасова. — М.: Университетская книга, 2000.

4. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности / Д.И. Дубровский // Философские науки. — № 5. — 1990.

5. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В.А.Канке. — М.: Логос, 2003.

6. Ламонт К. Иллюзия бессмертия / К.Ламонт.-М.: Политиздат, 1984.

7. Мень А. Тайна жизни и смерти / А.Мень.-М.: Фонд им. Александра Меня, 2003.

8. Основы этических знаний: учеб. пособие для студентов вузов / ред. М.Н. Росенко. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Лань, 2002.

9. Павлова Т. Н. Биоэтика в высшей школе: учеб. пособие / Т. Н.Павлова.-Киев: КЭКЦ, 1998.

10. Пряжников Н. С. Этические проблемы психологии: учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников.-М.: РАО МСПИ; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2002.

11. Разин А. В. Нравственный мир человека / А.В.Разин. — М.: Акад. проект, 2003.

12. Рассуждения о счастливой и достойной жизни / сост. И.Л. Зеленкова- Минск: Харвест, 1999.

13. Справедливость и ненасилие: российский контекст / М-во образования и науки РФ, «ИНОЦЕНТР (Информация. Наука. Образование)», ин-т им. Кеннана Центра Вудро Вильсона (США) [и др.]; ред. С.В. Девяткин, Е. Г. Луковицкая -Вел. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005.

14. Этика: учеб. пособие для студентов вузов / ред. Т.В. Мишаткина, Я.С. Яскевич — Минск.: Новое знание, 2002.

Семинар 4.Эстетический анализ художественного произведения

Основные понятия: художественное содержание, художественная форма, внутренняя форма произведения, внешняя форма произведения, художественный язык, сюжет, тема, идея, мироотношение, художественное пространство и время, хронотоп, ритм, композиция произведения искусства, художественный материал, художественно-выразительные средства.

План анализа

1. Общие впечатления от произведения.

2. Сюжет произведения (основные события и их логика, герои, отношения, связи).

3. Пространство и время произведения (структура хронотопа, темп, ритм и т. д.).

4. Композиция произведения (последовательность и взаиморасположение частей, целостность, основные аспекты и т. д.).

5. Материал произведения (эстетическая выразительность материала).

6. Художественный язык произведения (приемы художественной обработки материала, средства выразительности, богатство художественного языка и индивидуальность стиля и т. д.).

7. Контексты произведения (художественные, общекультурные, исторические, социальные, индивидуальные и т. д.) и зрительские ассоциации.

8. Тема произведения (основные проблемы, поставленные автором).

9. Идея произведения искусства (авторское мироотношение, выраженное через тему).

Список литературы

Базовый учебник

Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. — М.: Гардарики, 2005.

Дополнительная литература

1. Анализ поэтического текста: Структура стиха // О поэтах и поэзии / Ю.М.Лотман. - СПб.: 1996.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979.

3. Борев Ю. Б. Эстетика: учеб. для студентов вузов / Ю. Б. Борев. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4. Волков И.Ф. Теория литературы. Универсальные художественные системы / И.Ф. Волков. - М.: Наука, 1995.

5. Волкова Е. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е. Волкова. - М.: Искусство, 1988.

6. Даниэль С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С.Даниэль. — СПб.: Амфора, 2006.

7. Жильсон Э. Живопись и реальность / Э. Жильсон. - М.: РОССПЭН, 2004.

8. Кривцун О.А. Эстетика: учеб. / О.А.Кривцун. — М.: Аспект Пресс, 1998.

9. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М.Лотман. - Л.: Просвещение, 1972.

10. Паркинсон Д. Кино / Д.Паркинсон. - М.: Росмэн, 1996.

11. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В.Раушенбах. - СПб.: Азбука-классика, 2001.

12. Феллини Ф. Делать фильм / Ф.Феллини. - М.: Искусство, 1984.

13. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие / В.Н. Холопова. — СПб.: Лань, 2001.

14. Шабоук С. Искусство - система — отражение / С.Шабоук. - М.: Прогресс, 1976.

15. Эстетика: учеб. пособие / ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2002.

Семинар 5. Состояние постмодерна

Основные понятия: модерн и постмодерн, массовость и элитарность, мультикультурность, размывание границ, полисемантичность, игра, декон-струкция, мозаичность, «смерть» автора, постмодернистская ирония, шизоанализ, ризома, симулякр, лабиринт.

Вопросы к теме:

1. Модерн и постмодерн. Общество в состоянии постмодерна.

2. Основные проблемы и категории постмодернистской эстетики.

3. Автор, зритель и произведение искусства в состоянии постмодерна.

Семинар может включать в себя также эстетический анализ какого-либо постмодернистского художественного текста (например, фильма З. Рыбчински «Оркестр», П. Гринуэя «Книги Просперо» и т. п.).

Список литературы и источников

Базовый учебник

Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. — М.: Гардарики, 2005.

Источники

1. Барт Р. Мифологии. Поэтика. Семиотика.

  1. Башляр Г. Новый рационализм. Философия не.
  2. Бодрийяр Ж. Система вещей. Зеркало производства.

4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Актуальность прекрасного.

5. Делез Ж. Логика смысла.

6. Деррида Ж. О грамматологии. Письмо и различие.

7. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна.

8. Рикер П. Конфликт интерпретаций.

9. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.

10. Хейзинга И. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры.

11. Эко У. Заметки на полях «Имени розы».

Дополнительная литература

1. Генис А. Вавилонская башня (Любое изд.).

2. Гилберт К.Э. История эстетики / К.Э.Гилберт, Г. Кун.- СПб.: Алетейя; Санкт-Петербургский Университет МВД России; Академия права, эконо­мики и безопасности жизнедеятельности; Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Уни­верситет», 2000.

3. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П.Ильин. — М.: Интрада, 1996.

4. Кастельс М. Галактика Интернет / М.Кастельс. — Екатеринбург.: У-Фактория, 2004.

5. Козловски П. Культура постмодерна / П.Козловски. — М.: Республика, 1997.

6. КорневиЩе 0А. Книга неклассической эстетики / автор проекта В.В.Бычков.- М.: ИФ РАН, 1999.

7. Кривцун О.А. Эстетика: учеб. / О.А.Кривцун. — М.: Аспект Пресс, 1998.

8. Культурология. XX век. Словарь. — СПб.: Универси­тетская книга, 1997.

9. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюэн; пер. с англ. В.Г. Николаева. — М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2003.

10. Маньковская Н. Б. Этстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская.- СПб.: Алетейя, 2000.

11. Маньковская Н.Б. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодерна / Н.Б.Маньковская. — М.: Изд. ИФ РАН, 1995.

12. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США. — М.; СПб.: Универсальная книга, 2000.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭССЕ

Эссе реализует профессиональную направленность курса. Оно подводит промежуточный итог изучения дисциплины, позволяет студентам рассмотреть связи дисциплины с профилем их специализации и личными профессиональными интересами и предполагает собственную формулировку темы студентами, что совершенствует их самостоятельность в видении проблем.

В качестве темы эссе студентам предлагается рассмотреть этические и (или) эстетические аспекты темы их курсовых работ. Тема эссе должна быть сформулирована студентом самостоятельно и согласована с преподавателем. В зависимости от выбранной темы студенту даются рекомендации по возможным направлениям ее исследования и по выбору дополнительной литературы.

Эссе должно представлять собой самостоятельные рассуждения автора, изложение его позиции по выбранному вопросу в свободной форме.

В структуру эссе обязательно включается формулировка проблемы, авторские рассуждения и итоговые выводы, а также список литературы, на которую в тексте были сделаны ссылки.

Оформление эссе должно соответствовать общим требованиям вуза к подобным работам.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Списки литературы

Базовые учебники

1. Борев Ю. Б. Эстетика: учеб. для студентов вузов / Ю. Б. Борев. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. — М.: Гардарики, 2005.

3. Гуревич П.С. Этика: учеб. для студ. вузов / П.С. Гуревич. — Юнити-Дана, 2006. — 416 с.

4. Гусейнов А.А. Этика: учеб. для студентов вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. — М.: Гардарики, 2005.

Дополнительная литература

1. Альбина Л.Л. Эстетика Дидро и современность / Л. Л. Альбина. - М.: Изобр. искусство, 1989.

2. Анализ поэтического текста: Структура стиха // О поэтах и поэзии / Ю.М.Лотман. - СПб., 1996.

3. Анчел Е. Этос и история: пер. с венг. / Е.Анчел. — М.: Мысль, 1988.

4. Арон Р. Эссе о свободе / Р.Арон. — М.: Праксис, 2005.

5. Бакштановский В.И. Прикладная этика: идея, основания, способ существования / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. // Вопросы философии — 2007. — № 9.

6. Басин Е.Я. Философская эстетика и психология искусства: учеб. пособие / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. - М.: Гардарики, 2007.

7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979.

8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса (Любое изд.).

9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса (Любое изд.).

10. Беттельгейм Б. О психологической привлекательности тоталитаризма / Б. Беттельгейм // Знание — сила. — 1997. — № 8.

11. Бородин Б.Б. Комическое в музыке / Б. Б. Бородин. - Екатеринбург: М-во культуры РФ, Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского, 2002.

12. Вайль П. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А.Генис. — М.: Новое литературное обозрение, 1996.

13. Валеев Д.Ж. Происхождение морали / Д.Ж.Валеев. — Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1981.

14. Введение в биоэтику: учеб. пособие / сост.А.Я.Иванюшкин, В.Н.Игнатьев, Р.В.Коротких. — М.: Прогресс-Традиция, 1998.

15. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения / М.Вебер. — М.: Прогресс, 1990.

16. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л.Винничук. — М.: Высш. шк., 1988.

17. Волков И.Ф. Теория литературы. Универсальные художественные системы / И.Ф. Волков. - М.: Наука, 1995.

18. Волкова Е. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е. Волкова. - М.: Искусство, 1988.

19. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре / М.Л.Гаспаров. — М.: Новое литературное обозрение, 1998.

20. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре / М.Л.Гаспаров. — М.: Новое литературное обозрение, 1998.

21. Геллнер Э. Разум и культура / Э. Геллнер. — М.: Московская школа полити-ческих исследований, 2003.

22. Генис А. Вавилонская башня (Любое изд.).

23. Гилберт К.Э. История эстетики / К.Э.Гилберт, Г. Кун.- СПб.: Алетейя; Санкт-Петербургский Университет МВД России; Академия права, эконо­мики и безопасности жизнедеятельности; Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Уни­верситет», 2000.

24. Гроф С. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Дж. Хэлифакс;пер. с англ. А. И. Неклесса. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.

25. Грэм Г. Философия искусства: Введение в эстетику / Г. Грэм. — М.: Слово, 2004.

26. Губин В. Философская антропология / В. Губин, Е.Некрасова. — М.: Университетская книга, 2000.

27. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. (Любое изд.)

28. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. (Любое изд.)

29. Гусейнов А.А. Античная этика / А.А.Гусейнов. — М.: Гардарики, 2004.

30. Гусейнов А.А. Краткая история этики / А.А.Гусейнов, Г. Иррлитц. — М.: Мысль, 1987.

31. Даниэль С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С.Даниэль. — С.Пб.: Амфора, 2006.

32. Де Либера А. Средневековое мышление / А. Де Либера. — М.: Праксис, 2004.

33. Добролюбов С.В. Генезис цивилизаций и эволюция морали / С.В.Добролюбов. — М.: Спутник+, 2006.

34. Дубко Е. Л. История европейской этики / Е. Л. Дубко. — М.: Гардарики, 2007.

35. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности // Философские науки — № 5. — 1990.

36. Жильсон Э. Живопись и реальность / Э. Жильсон. - М.: РОССПЭН, 2004.

37. Зарубина Н.Н. Без протестантской этики: проблема социокультурной легитимизации предпринимательства в модернизирующихся обществах // Вопросы философии. — 2001. — № 10.

38. Зиновьева Л. Е. Проблема ценностей. Нравственные и эстетические ценности // Философия: учеб. пособие для студентов педвузов заочной формы обучения. — Пермь, 2003.

39. Зиновьева Л.Е. Искусство и школа в контексте социокультурных изменений // Образование в культуре и культура образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 20−21 марта 2003. — Ч.1. — Пермь, 2003.

40. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: учеб. для вузов / Е.В.Золотухина-Аболина. — Ростов н/Д.: МаРТ, 1998.

41. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. (Любое изд.)

42. Иванов В. Г. История этики Средних веков: учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Иванов. — СПб.: Лань, 2002.

43. Иванов В.Г. История этики Древнего мира: учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Иванов. — СПб.: Лань, 2002.

44. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П.Ильин — М.: Интрада, 1996.

45. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. / под ред. М.Ф. Овсянникова и др. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962−1970.

46. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В.А.Канке. — М.: Логос, 2003.

47. Кастельс М. Галактика Интернет / М.Кастельс. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

48. Козловски П. Культура постмодерна / П.Козловски. — М.: Республика, 1997.

49. КорневиЩе 0А. Книга неклассической эстетики / Автор проекта В.В.Бычков.- М.: ИФ РАН, 1999.

50. Кривцун О.А. Эстетика: учеб. / О.А.Кривцун. — М.: Аспект Пресс, 1998.

51. Культурология. XX век. Словарь. — СПб.: Универси­тетская книга, 1997.

52. Ламонт К. Иллюзия бессмертия / К.Ламонт. — М.: Политиздат, 1984.

53. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / общ. ред. и послесл. В. П. Шестакова, С. Лангер; пер. с англ. С. П. Евтушенко. - М.: Республика, 2000.

54. Лапицкий М. Деятельный без принуждения / М.Лапицкий. — М.: Новый век, 2002.

55. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург: У-Фактория, 2000.

56. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

57. Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб: Республика, 1999.

58. Лифшиц М.А. Что такое классика? / М.А.Лифшиц. - М.: Искусство - XXI век, 2004.

59. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. — М.: ЧеРо, 2005.

60. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: АСТ: ФОЛИО, 2000.

61. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика / А.Ф. Лосев. - М.: АСТ, 2000.

62. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. / А.Ф.Лосев. - М.: АСТ: ФОЛИО, 2000.

63. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм / А.Ф. Лосев. - М.: АСТ: ФОЛИО, 2000.

64. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века: в 2 кн. / А.Ф.Лосев. - М.: АСТ: ФОЛИО, 2000.

65. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм / А.Ф.Лосев. - М.: АСТ; ФОЛИО, 2000.

66. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф.Лосев. - М.: АСТ, 2000.

67. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф.Лосев. - М.: АСТ, 2000.

68. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф.Лосев. — М.: Мысль, 1982.

69. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф.Лосев. — М.: Мысль, 1982.

70. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М.Лотман. - Л.: Просвещение, 1972.

М. Маклюэн; пер. с англ. В.Г. Николаева. — М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2003.

71. Майоров Г. Г. Этика в Средние века / Г. Г.Майоров. — М.: Знание, 1986.

72. Макинтаир А. После добродетели: Исследования теории морали / А.Макинтаир. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

73. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека /

74. Маньковская Н. Б. Этстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская.- СПб.: Алетейя, 2000.

75. Маньковская Н.Б. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодерна / Н.Б.Маньковская. — М.: ИФ РАН, 1995.

76. Мень А. Тайна жизни и смерти / А. Мень.-М.: Фонд им. Александра Меня, 2003.

77. Мид М. Культура и мир детства / М.Мид. — М.: Наука, 1988.

78. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Я. Мукаржовский. - М.: Искусство, 1994.

79. Мюрберг И.И. Политика — свобода — мораль: опыт связывания понятий // Вопросы философии. — 2007. — № 4.

80. Основы этических знаний: учеб. пособие для студентов вузов / ред. М.Н. Росенко- 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Лань, 2002.

81. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали / М.Оссовская. — М.: Прогресс, 1987.

82. Павлова Т. Н. Биоэтика в высшей школе: учеб. пособие / Т. Н.Павлова. — Киев: КЭКЦ, 1998.

83. Паркинсон Д. Кино / Д.Паркинсон. - М.: Росмэн. 1996.

84. Пропп А.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки (Любое изд.)

85. Пряжников Н. С. Этические проблемы психологии: учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников.-М.: РАО МСПИ; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2002.

86. Психология и этика: опыт построения дискуссии / под ред. Б.С. Братуся. -Самара: БАХРАХ, 1999.

87. Разин А.В. Нравственный мир человека / А.В.Разин. — М.: Акад. проект, 2003.

88. Раков В.М. «Европейское чудо» (рождение новой Европы в XVI—XVIII вв.) / В.М. Раков.-Пермь: Изд-во ПГУ, 1999.

89. Рассуждения о счастливой и достойной жизни / сост. И.Л. Зеленкова. — Минск: Харвест, 1999.

90. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В.Раушенбах. - СПб.: Азбука-классика, 2001.

91. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США. — М.; СПб.: Универсальная книга. 2000.

92. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима / М.Е.Сергеенко. — СПб.: Летний Сад: Нева, 2000.

93. Синявский А. Основы советской цивилизации/ А.Синявский. — М.: Аграф, 2001.

94. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры / А.П. Скрипник. — М., 1992.

95. Смех: истоки и функции. - СПб.: Наука, 2002.

96. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика / В.С.Соловьев. - М.: Искусство, 1991.

97. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права / Э.Ю.Соловьев. — М.: Прогресс-Традиция, 2005.

98. Справедливость и ненасилие: российский контекст / М-во образования и науки РФ, «ИНОЦЕНТР (Информация. Наука. Образование)», ин-т им. Кеннана Центра Вудро Вильсона (США) [и др.]; ред. С. В. Девяткин, Е. Г. Луковицкая. -Вел. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005.

100.Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах / Е.В.Федорова. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2002.

101. Федотова В.Г. Когда нет протестантской этики / В.Г. Федотова // Вопросы философии. — 2001. — № 10.

102. Феллини Ф. Делать фильм / Ф.Феллини. - М.: Искусство, 1984.

103. Фридмен М. О свободе / М. Фридмен, Ф. Хайек. — М.: Три квадрата, 2003.

104. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век / Э.Фукс. — М.: Республика, 1994.

105. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. / Э.Фукс. — М.: Республика, 1993.

106. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: эпоха Ренессанса. / Э. Фукс.-М.: Республика, 1993.

107. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие / В.Н. Холопова. — СПб.: Лань, 2001.

108. Шабоук С. Искусство - система — отражение / С.Шабоук. - М.: Прогресс, 1976.

109. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика (экспериментально-дидактический комплекс) / Л.Л.Шевченко. — М.: Соборъ, 1997.

110. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Шеллинг Ф. В. - М.: Мысль, 1999.

111. Шестаков В. П. Эстетические категории: Опыт сист. и ист. иссле­дования / В. П.Шестаков. - М.: Искусство, 1983.

112. Шкуратов В.А. Историческая психология / В.А.Шкуратов. — М.: Смысл, 1997.

113. Щербакова И. 1937−1997: ГУЛАГ и Освенцим / Щербакова И // Знание — сила. — 1997 — № 11.

114. Элиас Н. Придворное общество / Н.Элиас. — М.: Языки славянской культуры, 2002.

115. Элиас Н. Общество индивидов / Н.Элиас. — М.: Праксис, 2001.

116. Эстетика: учеб. пособие / ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2002.

117. Этика и организация труда в странах Европы и Америки: Древность, Средние века, современность: [сб. ст.] / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории; [отв. ред.: В. Л. Мальков, Л. Т. Мильская и др.]. — М.: ИВИ, 1997.

118. Этика: учеб. для студентов вузов / под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко — М.: Гардарики, 2007.

119. Этика: учеб. пособие для студентов вузов / ред. Т.В. Мишаткина, Я.С. Яскевич — Минск: Новое знание, 2002.

Методические рекомендации преподавателям. В силу ценностной напряженности, присущей этике и эстетике, достаточно сложным моментом для преподавателя является выбор взвешенной

В силу ценностной напряженности, присущей этике и эстетике, достаточно сложным моментом для преподавателя является выбор взвешенной, «объективистской» позиции при изложении материала. Желательно максимально воздерживаться от озвучивания прямых моральных сентенций и эстетических оценок. Оптимальным является подход, позволяющий дать студентам материал для самостоятельного сравнения различных систем моральных, эстетических и художественных ценностей, содержания этических и эстетических теорий.

По возможности следует включать в этическую часть курса различные материалы дискуссионного содержания (подборки статей, фильмы и т. д.), позволяющие формировать объемный, неоднозначный взгляд студентов на проблемы нравственности, их умение понимать противоречивость моральных ситуаций, относительность моральных норм, развивать толерантную позицию. В то же время, следует добиваться осознания того, что мораль поддерживается реальным следованием норме, а не ее жестким закреплением, практическим поведением, что накладывает на человека ответственность за моральную атмосферу как его личной, так и общественной жизни, накладывает на него особые обязательства как на профессионала-педагога или психолога.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Эстетика как наука. Предмет и задачи эстетики.

2. Культурологический подход в эстетике. Понятие и структура культуры. Место эстетического в структуре культуры.

3. Предмет и задачи этики. Культурологический подход в этике.

4. Место морали в структуре культуры. Мораль и мировоззренческие подсистемы культуры.

5. Сущность и функции морали. Мораль и другие социальные регуляторы.

6. Сфера действия морали. Специфика моральных отношений.

7. Система нравственных противоречий. Специфика нравственной регуляции.

8. Понятие нравственной нормы. Противоречивость норм.

9. Система категорий этики. Понятия блага, добра и зла.

10. Категории долга и ответственности. Понятие совести.

11. Понятия чести и достоинства. Моральная автономия и моральное равенство.

12. Категория справедливости. Моральный выбор и моральная свобода.

13. Категории счастья и смысла жизни.

14. Происхождение морали. Специфика архаических нравов.

15. Мораль традиционных обществ.

16. Античная мораль. Нравы переходных обществ.

17. Мораль модернизированного общества.

18. Мораль авторитарного общества.

19. Нравственные проблемы общества постмодерна.

20. Основные проблемы прикладной этики.

21. Нравственное воспитание: теория и практика.

22. Профессиональная этика педагога и психолога.

23. Сущность эстетического. Понятие меры и значащей формы.

24. Функции эстетического. Эстетическое как единство освоения и самовыражения.

25. Качественные виды эстетического. Система категорий эстетики. Связь категорий.

26. Прекрасное как эстетическая категория. Прекрасное и безобразное.

27. Возвышенное и низменное как эстетические категории.

28. Трагическое как эстетическая категория.

29. Комическое как эстетическая категория.

30. Мировоззренческие подсистемы культуры. Искусство в системе культуры.

31. Полифункциональная природа искусства. Специфика проявления художественных функций.

32. Понятие художественного образа. Образ и условность. Формы художественного обобщения.

33. Структура произведения искусства. Элементы художественного содержания.

34. Понятие и структура художественной формы. Язык искусства.

35. Система видов искусства. Принципы классификации видов. Синтез искусств.

36. Модерн и постмодерн в культуре и искусстве ХХ века. Характерные черты постмодернистского искусства.

37. Эстетика постмодернизма: основные категории и проблемы.

38. Эстетическое воспитание и творчество.

39. Воздействие искусства на личность. Понятие зрительской квалификации.

40. Специфика воспитательного воздействия искусства. Проблемы практики художественного воспитания.

Методическое издание

Этика И Эстетика

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 30 301.65 — Психология

Автор-составитель:

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector