Декан филологического факультета
_________ проф. Т.А. Демешкина
«__»___________2006 г.
История зарубежной литературы второй трети XIX века
Рабочая программа
Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ
Статус дисциплины:
Федеральный компонент направления
Томск
ОДОБРЕНОкафедрой русской и зарубежной литературы
Протокол № от «__» _______ 2006 г.
Зав. кафедрой, профессор _________________А.С. Янушкевич
РЕКОМЕНДОВАНОметодической комиссией филологического факультета
Председатель комиссии, доцент ________________И.В. Тубалова
«__»_____________ 2006 г.
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы второй трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.
Общий объем курса – 100 ч. Из них: лекции – 50 ч, семинарские занятия — 6 ч, самостоятельная работа студентов — 56 ч.. Экзамен в первом семестре.
составитель:
Хомук Николай Владимирович – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы
рецензент:
Поплавская Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Целью курса «История зарубежной литературы второй трети XIX века» является выработка историко-литературных, эстетических, теоретических знаний и понятий, связанных с периодом, основным содержанием которого является формирование и развитие реализма в его эволюции и во взаимодействии с другими направлениями.
Задачи курса «История зарубежной литературы второй трети XIX века» – осмысление таких понятий, как реалистический метод, европейский социально-психологический роман, новелла, драма, взаимодействие романтизма и реализма, трансцендентализм, художественные открытия Бальзака, Стендаля, Флобера, Диккенса, Бодлера, Мелвилла.
История психологии XIX века
... хроникам которого можно судить о развитии общественного сознания в России во второй половине XIX века. Прежде всего необходимо было разработать методологию новой науки, понять, какой ей ... уклада, быта с необходимостью заставило образованную часть общества задуматься и осмыслить свою историю, понять истоки традиций, былин и мифов, понять происхождение своих положительных и отрицательных ...
Место курса: входит в блок дисциплин «История зарубежной литературы».
Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.
Студент должен знать:
1) литературу данного периода в ее соотношении с национальной и мировой историей, в контексте общественно-философских и нравственно-религиозных поисков эпохи:
2) закономерности литературного процесса в соотношении с развитием мировой литературы и культуры данного периода;
3) своеобразие творческой индивидуальности виднейших писателей данного периода.
Студент должен уметь:
1) анализировать художественный текст с точки зрения его творческой истории, жанровой специфики, места в литературном процессе и творчества данного писателя;
2) пользоваться научной, справочной, методической литературой по изучаемому курсу;
3) самостоятельно соотносить творчество писателя с его биографией.
П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Лекционный курс
1. Введение
Общая характеристика литературного процесса 1830 – 1870-х годов XIX века. Формирование реализма. Принцип детерминизма и историзма, объективно-аналитическое изображение жизни. Жанрово-родовая система: циклизация и эпизация малых повествовательных форм, социально-психологический роман – «становящаяся» действительность, вбирающая философский универсализм. Позиция автора. Стиль: особое отношение к канону и новаторству. Тенденция художественного усложнения человека и среды. Периодизация и закономерности (национальные и др.) развития реализма. Проблема идеала.
2. О.Бальзак.
Эстетические взгляды и художественное новаторство Бальзака. Проблема идеала и современности, правды и красоты. Скрытая драма существования человека в обществе. Соотношение личности и среды.
«Человеческая комедия» (разделы, антропоморфизм структуры, смысл названия)
Предисловие к «Человеческой комедии».
«Евгения Гранде» как ранний образец бальзаковского реализма. Провинция – картина нравов и философско-притчевый подтекст. Герой-мономан. Коллизия материального и идеального в образной системе и композиции романа. Образ Евгении. Философско-нравственный конфликт (столкновение позиций) и проблема самого существования.
Стендаль.
Жизненный путь в соотношении с историей Европы. Отсутствие метафизической константы в нравственно-этической сфере. Эстетика Стендаля. Принципы историзма во взгляде Стендаля на искусство (романтизм-классицизм; поэзия-проза; возможности разных родов искусства).
Аналитически-психологический метод. Национальное как отражение исторической и эстетической типологизации. Особенности героя. Различия Бальзака и Стендаля. Структура романа. Стиль.
«Красное и черное». Реалистическая панорама французского общества периода Реставрации. Жюльен Сорель – исторический характер. Наполеоновская тема в романе. Сюжетно-композиционная роль любви. Динамика романа и самосознание героя. Смысл названия.
«Пармская обитель». История создания. Культурно-жанровые субстраты художественной архитектоники. Экспозиция. Реалистическое новаторство Стендаля в изображении войны. Характер героя, этапы его жизненного пути. Сатирическое изображение политической системы общества. Система образов. Особенности сюжета и композиции (Бальзак о Стендале: «Этюд о Бейле»).
Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
... смысла произведений в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения. Проблемой понимание текста занимается герменевтика. Герменевтика - искусство и теория истолкования текста. Начала герменевтики восходят к античности. ... другой - с жизнью Иисуса Христа. Булгаков создал как бы "роман в романе", и оба эти романа объединены одной идеей - поиском истины. Смех и печаль, радость и ...
Трагизм романа. Смысл названия.
Итальянская тема в творчестве Стендаля как отражение идеала (эстетические трактаты, новеллы).
Мериме.
Своеобразие личности. Драматургия Мериме в контексте «романтических битв». «Театр Клары Газуль». Мериме и романтизм. «Гюзла». «Жакерия»: проблема революции и личной свободы. «Хроника царствования Карла IX» как историко-философский роман. Особенности исторического метода Мериме. Проблема свободы личности в истории, ее самостоятельности и ответственности. Жестокость и натурализм как форма трагического заострения детерминизма (материального, социального, культурно-идеологического и пр.).
Новеллы: периодизация, разновидности, эволюция. Специфика детерминизма в новеллах, роль индивидуальной психологии, рока, фантастики. Объективность авторской позиции и пути ее достижения. Особенности подачи «экзотического» материала.
Французская литература 50-60 гг.
Изменения в общественном сознании. Экспансия массовой литературы. Тенденции «постромантического» этапа. «Школа здравого смысла». Кризис волевого начала личности. «Искренний реализм».
Г.Флобер.
Флобер и романтизм. Философские взгляды Флобера. Пессимизм флоберовского гуманизма. Искусство и художник в пошлом мире. Литературное новаторство: принцип объективности; проблема формы.
«Госпожа Бовари». Новое понимание трагизма жизни. Пошлость как проблема жизни и проблема изображения. Система образов. Героиня и среда. Феномен «боваризма». Особенности характерологии и психологизма, композиции, повествования. Ирония Флобера.
«Саламбо»: флоберовский метод в историческом романе на экзотическом материале.
«Воспитание чувств». Историческая концепция и особенности сюжета и характерологии. Углубление объективного метода и «лиризм» романа. Флобер и натурализм.
Позднее творчество: усиление философского пессимизма. «Искушение святого Антония»: отрицание духовных начал бытия; фаустовская тема в произведении. «Три повести»: тема святости как антииндивидуализма. «Бувар и Пекюше»: проблема ограниченности человеческого разума.
Поэзия.
Место поэзии в литературе второй трети XIX века. Феномен «чистого искусства». Группа «Парнас»: история, эстетические позиции, значение в литературном процессе.
Леконт де Лиль.
Предисловие к сборнику «Античные поэмы» как манифест «чистого искусства». Идеал поэта-жреца. Безличность и статуарность. Тематика и поэтика сборника. Сборник «Варварские поэмы»: развитие парнасских принципов и появление новых тенденций.
Т. Готье.
Путь от романтизма к «Парнасу». Предисловие к роману «Мадмуазель де Мопен» – манифест «искусства для искусства». Сборник «Эмали и камеи». Пластичность и живописность манеры. Стилизация и поэтическая «игра» как творческий принцип. Спорность позиции «безукоризненного поэта» в творчестве Готье. Художественная игра в прозе Готье (новеллы, «Капитан Фракасс»).
Ш.Бодлер.
Бодлер и феномен «проклятых поэтов». Бодлер и «чистое искусство». Эстетическая теория Бодлера, понятие «сюрнатурализма». Сборник «Цветы Зла». Символика названия. Композиция. Проблема поиска идеала как единства личности в отсутствие Бога. Особенности поэтики. «Стихотворения в прозе». Бодлер и поэзия символизма.
Английская литература 30-40 гг.
Ч. Диккенс.
Основы прижизненной популярности. «Очерки Боза» как исток творчества. Периодизация творчества Диккенса. «Посмертные записки Пиквикского клуба». История формирования сюжета и жанровые особенности романа; театральность и ее отражение в характерологии, композиции, повествовании; вставные новеллы. Роль юмора и приемы создания комизма. Просветительская нравственно-философская концепция в романе. Просветительские и романтические черты ранних «социальных романов» («Приключения Оливера Твиста»).
Особенности психологического анализа в романах Дины Рубиной
... Дины Рубиной - теперь не только феномен русской литературы, но еще и часть многоязыкой литературы Израиля. После выхода в свет романа «Вот идет Мессия!» прошло около семи лет. ... - шаг достаточно рискованный. Обратиться к замороченному «революционными переменами» читателю с серьезными общечеловеческими проблемами, заговорить с ним, как прежде, о предметах вечных, о пространстве безбрежном, о ...
Сказочное начало творчества Диккенса. «Рождественские рассказы» как его продуктивная жанровая модель.
«Торговый дом «Домби и сын»: нравственно-психологическая и сказочная интерпретация социального явления. Изменение характера и роли юмора. Мистико-символические мотивы в романе.
Романы 50-х годов: обобщенно-символическое решение социальных проблем. «Тяжелые времена» – роман-проповедь. Критико-полемическое содержание романа, проблема детерминизма и гуманизма. Композиция и идея; символика в романе.
Новые тенденции в творчестве 60-х гг. «Большие надежды»: тема «утраченных иллюзий» и проблема социальных и нравственных ценностей. Социально-психологическое содержание темы двойничества. Соотношение идеала и реальности в романе.
У. Теккерей.
Проблема правдивости искусства в раннем сатирическом и пародийном творчестве Теккерея. Творческая полемика с Диккенсом. «Книга снобов» как начало социальной темы. «Ярмарка тщеславия». Философский скепсис и ирония как основа социальной и моральной позиции автора. Театральность романа. Подзаголовок «Роман без героя» как выражение творческого новаторства Теккерея. Особенности гуманизма и характерология. Историческая тема в романе.
Творчество 50-х гг. Утверждение объективной тенденции, углубление реализма.
9. «Теккереевская линия» в английской литературе 50-60-х годов.
Джордж Элиот: связь эстетических позиций и творчества с «научной революцией» и позитивизмом. Натурализм. «Мидлмарч»: сочетание натуралистических и романтических тенденций; особенности характерологии и композиции.
Творчество Э. Троллопа и Г.Джеймса как развитие «Теккереевской» линии в английской литературе.
Литература Германии 30-40 гг.
Общественная ситуация и особенности литературы 30-40-х гг. Л.Берне, «Молодая Германия». Публицистика Гейне. Г. Бюхнер: трагическая концепция истории, проблема личности. «Смерть Дантона»историко-философская трагедия.
Г. Гейне.
Лирика 30-х годов. Ирония. Эволюция романтизма. Своеобразие политической лирики Поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка». Сатирическая направленность. Лирический герой и положительная программа поэта. История и человек в сборнике «Романцеро». Поиск новых положительных начал.
Литература Германии 50-60-х гг.
Ф. Геббель.
Теория драмы Геббеля как отражение детерминистской концепции личности. Драматургическая поэтика Геббеля. «Юдифь». Особенности психологизма. Идея тотального детерминизма и трагедии личности. «Мария Магдалина» – модификация мещанской драмы. «Агнесса Бернауэр». Конфликт государственных интересов и личности. «Гигес и его кольцо». Обобщенное выражение трагического конфликта личности и целого; смысл использования классицистической поэтики.
Жанровое своеобразие новеллы (на материале творчества Эдгара По)
... зарубежных исследователей Термин «новелла» происходит от итальянского слова «novella» (новость). В истории и теории литературы он обозначает одну из форм повествовательного художественного творчества ... и разработчика американской новеллы как литературного жанра. Необходимо отметить, что для американской культуры Эдгар ... е годах 19 века, дать определение этому жанру. «Вся наша литература превратилась в ...
Т.Шторм.
Тип «новеллы настроения». Лиризм и формы его проявления. Эволюция новеллистики.
Литература США.
Формирование и самосознание национальной литературы. Генри Лонгфелло и утверждение связей американской и мировой поэзии. «Песнь о Гайавате» – «романтический эпос» американской литературы. «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу и зарождение американского реализма. Американский трансцендентализм и его значение для литературы. Творчество Г.Торо, У.Уитмена, Г.Мелвилла.
Н.Готорн.Жанровый состав и проблемно-тематическое единство творчества. Проблема греха. Особенности психологизма. «Алая буква»: новеллистические и притчевые черты в романе.
Темы семинарских (практических) занятий
Задача семинарских занятий – выработка навыков литературоведческого анализа, усвоение основных представлений об эпохе, ее общественно-исторических, этико-философских поисках.
Практическое занятие № 1.
Тема: Американский трансцендентализм и «Уолден» Г. Торо.
Литература:
1.Осипова Э. Генри Торо. Очерк творчества. – Л., 1985.
2.Покровский Н. Генри Торо. – М., 1983.
3.Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.
4.Клумпьян Х.-Д. Клумпьян, Х. Клумпьян Генри Дэвид Торо. 1999.
План:
1.Американский трансцендентализм: источники, основные представления, значение для литературы. Р.Эмерсон и трактат “Природа”.
2.Г. Торо. “Уолден, или Жизнь в лесу”: история создания; нравственно-философские идеи книги; особенности структуры; композиция, образность, стиль.
Практическое занятие № 2.
Тема: Уолт Уитмен. «Листья травы».
Литература:
1. Венедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. – М., 1982.
2.Мендельсон М. Жизнь и творчество У.Уитмена. – М., 1969.
3. Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.
4. .Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.
5.Чуковский К.И. Мой Уитмен: Очерки о жизни и творчестве. М., 1969.
План:
1. История формирования сборника.
2. Состав и композиция.
3. Философские идеи книги.
4. Особенности лирического героя.
5. Особенности поэтики.
Практическое занятие № 3.
Тема: Г. Мелвилл. «Моби Дик, или Белый кит».
Литература:
1. Н.Н. Трубников Притча о белом ките. Вопросы философии 1989. №1. С. 56-83.
2. Н.А. Шогенцукова Опыт онтологической поэтики.
3. Петровская Е. Кит как текст // Логос. Философско-литературный журнал. 1991. №2. С.240-261
4.Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.
5.Маттисен Ф.О. Ответственность критики. М., 1972. С.116-192.
План:
6. Своеобразие жанра: особенности сюжета, повествования, композиции; символика в романе.
7.“Моби Дик” как национальная эпопея.
“Моби Дик” как философский роман: онтология в романе; проблема познаваемости мира
Задача семинарских занятий
- проверка усвоения лекционного материала,
- контроль за самостоятельной работой студентов,
- выработка навыков и систематизация приемов анализа текста,
- формирование активного профессионально-терминологического словаря,
- развитие устной речи.
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Эстетика Бальзака и формирование его реалистического метода.
Читать:
История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.421-450.
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С.53-87.
Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. М., 1961.
Эпштейн М. О стилевых началах реализма (поэтика Стендаля и Бальзака) // Вопросы литературы 1977 №8 С. 106-134.
2. Традиции и новации в художественно-социальном раскрытии проблемы смысла жизни в социально-философском романе О.Бальзака «Шагреневая кожа».
Читать:
Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.
Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С.15-77.
3. Трагический путь конфликтов и компромиссов личности с обществом в романе О.Бальзака «Утраченные иллюзии».
Читать:
Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С.77-165.
Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии» М., 1982.
4. Эстетические взгляды Стендаля, особенности его художественного психологизма.
Читать:
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С.20-53.
Забабурова Н. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов-на-Дону, 1982.
Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.
5. Изображение социально-психологических коллизий современности в романе Стендаля «Красное и черное».
Читать:
История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.388-408.
Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. С. 64-186.
6. «Пармская обитель» Стендаля как «роман-поэма» о свободной личности.
Читать:
Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. С. 329-396.
7. Творчество Мериме.
История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.408-421.
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С.87-102.
Фрестье Ж. Проспер Мериме. – М., 1987.
Виппер Ю. Проспер Мериме – романист и новеллист. – В кн.: Виппер Ю. Творческие судьбы и история. – М., 1990.
8. Поэтическая группа «Парнас». Творчество Т.Готье и Леконт де Лиля.
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С.129-136.
Столбов В. Теофиль Готье. Очерк жизни и творчества. // Теофиль Готье Избр. произведения. М., 1972. С.3-42.
Гарин И. Теофиль Готье // Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.117-157.
Зенкин С. Теофиль Готье и «Искусство для искусства»// Зенкин С. Работы по французской литературе т.2 Екатеринбург, 1999. С. 170-200.
Леконт
Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.169-205
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С. 136-140.
9. Поэзия Шарля Бодлера. Сборник стихотворений «Цветы Зла».
Балашов Н. И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970. С. 233-287.
Нольман М. Шарль Бодлер. – М., 1979.
Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.207-529
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С. 142-157.
10.Характеристика французской литературы 1850-60-х годов.
Реизов Б.Г. «Искренний реализм». Шанфлери. //Французский роман ХIX века. М., 1977. С. 142-209.
Аникст А. «Хорошо сделанная драма» во Франции // Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С.11-42.
11. Философско-эстетические взгляды Г. Флобера и его литературное новаторство.
Читать:
История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.450-464.
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С.102-122.
Реизов Б. Творчество Флобера. – М., 1955.
Пузиков А. Идейные и художественные искания Флобера. // Пузиков А. Рыцари истины. Портреты французских писателей. М., 1986. С. 279-321.
Зенкин С.Н. «Госпожа Бовари». Под гнетом реализма. // Зенкин С. Работы по французской литературе т.2 Екатеринбург, 1999. С. 6-133.
12.Художественный мир Ч. Диккенса.
Читать:
История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С.238-261.
История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.156-181.
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С. 192-219.
Михальская Н.П. Чарлз Диккенс. М., 1987.
Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.124-181
Потанина Н.Л. К вопросу о своеобразии творческого метода позднего Диккенса: (Роман «Большие надежды») // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1983. С. 105-117.
Урнов Д. Гоголь и Диккенс // Изв. АН СССР Сер. Лит. И яз. М., 1985. Т.44, №1, с. 38-47. Или: Урнов Д.М. «Живое описание»: (Гоголь и Диккенс) // Гоголь и мировая литература. М., 1988. С.18-49.
13.Человек и общество в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия», как смеховом и историко-философском «эпосе» о современности.
Читать:
История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.181-197.
История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С.293-319.
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С.219-235.
Вахрушев В. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.
Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.181-250.
14.«Теккереевская линия» в английской литературе. Творчество Д.Элиот, Э.Троллопа и Г.Джеймса.
Читать:
История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.233-248.
История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С. 337-367.
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С. 180-192.
Кузмин Б. Творчество Джордж Элиот // Кузмин Б. Голдсмите, о Байроне, о Блоке. М., 1977. С. 76-133.
Сноу Ч. Троллоп М., 1981.
Шерешевская М.А. Генри Джеймс и его «Женский портрет»// Г.Джеймс Женский портрет» М., 1984. С.532-577.
Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.341-429
15. Характеристика литературы Германии 1830-40-х годов.
История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.86-89; 120-129 (Бюхнер).
16.Поэзия Гейне 1830-40-х годов.
История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.93-115.
История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.294-304.
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С. 300-322.
Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. // Дейч А. Судьбы поэтов. – М., 1987. С.113-573.
Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. М., 1983.
Стадников Г. Генрих Гейне. Биография писателя.- М., 1984.
17.Драматургия Ф.Геббеля: взгляд через вечное, культурно-мифологическое, на нравственно-философские противоречия человека и мира.
История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.129-135.
История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.304-308.
Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005. С. 286-300.
Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С.42-62.
18.Поиск нравственно-философской основы истории в романе Готорна «Алая буква».
История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С. 512-522.
М.М. Коренева Романтическая поэтика Готорна // Романтические традиции американской литературы ХIХ века и современность. М., 1982. С.160-205
Стэнли Т. Уильямс Натаниел Готорн //Литературная история Соединенных Штатов Америки М., 1977. Т.1 с.489-515.
Ковалев Ю. Творчество Натаниеля Готорна // Готорн Н. Избр. соч.: В 2 т. Л., 1982. С. 3-38.
Список вопросов для подготовки к экзамену
1. Общая характеристика литературного процесса второй трети ХIХ века.
2. Проблема личности в литературе второй трети ХIХ века.
3. Новые тенденции в европейской литературе 50-60-х гг.
4. Идеал и реальность в художественном мире Бальзака.
5. «Человеческая комедия» Бальзака: структура, история формирования цикла, основные проблемы и идеи, эволюция.
6. Бальзак. «Шагреневая кожа» как «философский этюд».
7. Бальзак. «Евгения Гранде» как образец реалистического романа.
8. Бальзак. «Отец Горио» – модель «Человеческой комедии».
9. Бальзак. «Утраченные иллюзии» и особенности поздней манеры.
10. Ситуация выбора в романах Бальзака.
11. Представления Стендаля о человеке и особенности героя в его творчестве.
12. Итальянская тема в творчестве Стендаля.
13. Психологический метод Стендаля.
14. Особенности романа Стендаля.
15. Стендаль. “Красное и черное”.
16. Стендаль. “Пармская обитель”.
17. Драматургия Мериме.
18. Мериме. “Хроника царствования Карла IX “.
19. Новеллистика Мериме.
20. Судьбы жанра новеллы в литературе второй трети Х Х века.
21. Литературное новаторство Флобера.
22. Представления Флобера о человеке и особенности героя.
23. Флобер. “Госпожа Бовари”.
24. Флобер. “Воспитание чувств”.
25. Творчество Флобера 70-х гг.
26. Группа “Парнас”.
27. Поэзия Леконт де Лиля.
28. Поэзия Готье.
29. Поэзия Бодлера.
30. Английская литература 30-40-х гг.
31. Творческий путь Диккенса.
32. Диккенс. “Посмертные записки Пиквикского клуба”.
33. Диккенс. “Торговый дом “Домби и сын”.
34. Диккенс. Творчество 50-х гг. и роман “Тяжелые времена”.
35. Диккенс. “Большие надежды” и творчество 60-х гг.
36. Теккерей и Диккенс: суть творческой полемики.
37. Теккерей. “Ярмарка тщеславия”.
38. Творчество Теккерея.
39. “Теккереевская линия” в английской литературе.
40. Литература Германии 30-40-х гг.
41. Лирика Гейне 30-40-х гг.
42. Гейне. “Атта Тролль”.
43. Гейне. “Германия. Зимняя сказка”.
44. Драматургия Геббеля.
45. Новеллистика Шторма.
46. Литература США второй трети ХIХ в. (общая характеристика).
47. Американский трансцендентализм и литература.
48. Г. Торо. “Уолден, или Жизнь в лесу”.
49. Новеллистика Н.Готорна.
50. Н. Готорн. “Алая буква”.
51. Поэзия У. Уитмена.
52. Г. Мелвилл. “Моби Дик, или Белый Кит”.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ п/п | Наименование тем | всего часов | Аудиторные занятия (час.) | самост. раб | |
в том числе | |||||
лекции | семинары | ||||
1. | Общая характеристика литературного процесса второй трети XIX века. | ||||
2. | Проблема личности в литературе второй трети ХIX века. | ||||
3. | Эстетические взгляды и творчество О. Бальзака. | ||||
4. | Представления Стендаля о человеке, психологический метод и особенности романа. | ||||
5. | Творчество П. Мериме. | ||||
6. | Литературное новаторство Г. Флобера.. | ||||
7. | Группа «Парнас» (Т. Готье, Леконт де Лиль). | ||||
8. | Поэзия Ш. Бодлера. | ||||
9. | Английская литература 30-60 годов. Творчество Ч.Диккенса | ||||
10. | Роман-эпопея У. Теккерея «Ярмарка тщеславия». | ||||
11. | Литература Германии 1830-40-х годов (Г. Гейне, Г. Бюхнер, Ф. Геббель). | ||||
12. | Новеллы Т. Шторма | ||||
13. | Американский трансцендентализм и литература (Г. Торо, Н. Готорн, У. Уитмен). | ||||
14. | Роман Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» |
IV. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Экзамен в первом семестре.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература (основная)
1. История западноевропейской литературы. ХIХ век. Франция. Италия. Испания. Бельгия / Учебник для вузов / Под ред. Т.В. Соколовой. –СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2003. – 336 с.
2. История западноевропейской литературы. ХIХ век. Франция. Италия. Испания. Бельгия / Учебник для вузов / Под ред. Т.В. Соколовой. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.
3. История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. – 240 с.
4. История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. – 559 с.
5. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ в. / Учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Толмачева. – М.: Академия, 2003. – 496 с.
6. Зарубежная литература ХХ века / Учебник для вузов / Под ред. Л.Г. Андреева. – М.: Высшая школа, 2003. – 559 с.
7. Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).
М., 2005.
8. История всемирной литературы. Т.6, т.7. – М., 1989, 1991.
9. История зарубежной литературы. – М., 1987.
10. Писатели США. Краткие творческие биографии. – М., 1990.
11. Литературная история США. – М., 1977.
12. Реизов Б. Французский роман ХIХ века. – М., 1977.
13. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М., 1983.
14. Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. М., 1961.
15. Цвейг С. Бальзак (любое издание).
16. Кучборская Е. Творчество Бальзака. – М., 1970.
17. Забабурова Н. Стендаль и проблемы психологического анализа. – Ростов-на-Дону, 1982.
18. Реизов Б. Стендаль. Художественное творчество. – М., 1978.
19. Фрестье Ж. Проспер Мериме. – М., 1987.
20. Виппер Ю. Проспер Мериме – романист и новеллист. – В кн.: Виппер Ю. Творческие судьбы и история. – М., 1990.
21. Реизов Б. Творчество Флобера. – М., 1955.
22. Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003.
23. Нольман М. Шарль Бодлер. – М., 1979.
24. Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990.
25. Уилсон Э. Мир Чарлза Диккенса. – М., 1975.
26. Честертон Г.К. Чарлз Диккенс. – М., 1982.
27. Тайна Ч. Диккенса. – М., 1990.
28. Теккерей. Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания. – М., 1989.
29. Вахрушев В. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.
30. Стадников Г. Генрих Гейне. Биография писателя.- М., 1984.
31. Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. // Дейч А. Судьбы поэтов. – М., 1987.
32. Осипова Э. Генри Торо. Очерк творчества. – Л., 1985.
33. Покровский Н. Генри Торо. – М., 1983.
34. Н.Н. Трубников Притча о белом ките. Вопросы философии 1989. №1. С. 56-83.
35. Н.А. Шогенцукова Опыт онтологической поэтики.
Логос. Философско-литературный журнал. 1991. №2. С.240-261
36. Венедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. – М., 1982.
37. Мендельсон М. Жизнь и творчество У.Уитмена. – М., 1969.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
1.Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак. М., 1988.
2.Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.
3.Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.
4.Михальская Н.П. Чарлз Диккенс. М., 1987.
5.Ремизов Б.Б. Элизабет Гаскелл: Очерк жизни и творчества. Киев, 1974.
6.Тугушева М. Шарлотта Бронте: Очерк жизни и творчества. М., 1982.
7.Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. М., 1983.
8.Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.
9.Чуковский К.И. Мой Уитмен: Очерки о жизни и творчестве. М., 1969.
10.Маттисен Ф.О. Ответственность критики. М., 1972. С.116-192.
11.Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973., С. 14-46