Темы семинарских (практических) занятий

Декан филологического факультета

_________ проф. Т.А. Демешкина

«__»___________2006 г.

 

История зарубежной литературы второй трети XIX века

 

Рабочая программа

 

 

Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ

 

 

Статус дисциплины:

Федеральный компонент направления

 

 

Томск

 

ОДОБРЕНОкафедрой русской и зарубежной литературы

Протокол № от «__» _______ 2006 г.

 

Зав. кафедрой, профессор _________________А.С. Янушкевич

 

 

РЕКОМЕНДОВАНОметодической комиссией филологического факультета

Председатель комиссии, доцент ________________И.В. Тубалова

«__»_____________ 2006 г.

 

 

Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы второй трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.

Общий объем курса – 100 ч. Из них: лекции – 50 ч, семинарские занятия — 6 ч, самостоятельная работа студентов — 56 ч.. Экзамен в первом семестре.

 

 

составитель:

Хомук Николай Владимирович – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

 

рецензент:

Поплавская Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Целью курса «История зарубежной литературы второй трети XIX века» является выработка историко-литературных, эстетических, теоретических знаний и понятий, связанных с периодом, основным содержанием которого является формирование и развитие реализма в его эволюции и во взаимодействии с другими направлениями.

Задачи курса «История зарубежной литературы второй трети XIX века» – осмысление таких понятий, как реалистический метод, европейский социально-психологический роман, новелла, драма, взаимодействие романтизма и реализма, трансцендентализм, художественные открытия Бальзака, Стендаля, Флобера, Диккенса, Бодлера, Мелвилла.

9 стр., 4149 слов

История психологии XIX века

... хроникам которого можно судить о развитии общественного сознания в России во второй половине XIX века. Прежде всего необходимо было разработать методологию новой науки, понять, какой ей ... уклада, быта с необходимостью заставило образованную часть общества задуматься и осмыслить свою историю, понять истоки традиций, былин и мифов, понять происхождение своих положительных и отрицательных ...

Место курса: входит в блок дисциплин «История зарубежной литературы».

Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.

Студент должен знать:

1) литературу данного периода в ее соотношении с национальной и мировой историей, в контексте общественно-философских и нравственно-религиозных поисков эпохи:

2) закономерности литературного процесса в соотношении с развитием мировой литературы и культуры данного периода;

3) своеобразие творческой индивидуальности виднейших писателей данного периода.

 

Студент должен уметь:

1) анализировать художественный текст с точки зрения его творческой истории, жанровой специфики, места в литературном процессе и творчества данного писателя;

2) пользоваться научной, справочной, методической литературой по изучаемому курсу;

3) самостоятельно соотносить творчество писателя с его биографией.

 

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Лекционный курс

 

1. Введение

Общая характеристика литературного процесса 1830 – 1870-х годов XIX века. Формирование реализма. Принцип детерминизма и историзма, объективно-аналитическое изображение жизни. Жанрово-родовая система: циклизация и эпизация малых повествовательных форм, социально-психологический роман – «становящаяся» действительность, вбирающая философский универсализм. Позиция автора. Стиль: особое отношение к канону и новаторству. Тенденция художественного усложнения человека и среды. Периодизация и закономерности (национальные и др.) развития реализма. Проблема идеала.

2. О.Бальзак.

Эстетические взгляды и художественное новаторство Бальзака. Проблема идеала и современности, правды и красоты. Скрытая драма существования человека в обществе. Соотношение личности и среды.

«Человеческая комедия» (разделы, антропоморфизм структуры, смысл названия)

Предисловие к «Человеческой комедии».

«Евгения Гранде» как ранний образец бальзаковского реализма. Провинция – картина нравов и философско-притчевый подтекст. Герой-мономан. Коллизия материального и идеального в образной системе и композиции романа. Образ Евгении. Философско-нравственный конфликт (столкновение позиций) и проблема самого существования.

Стендаль.

Жизненный путь в соотношении с историей Европы. Отсутствие метафизической константы в нравственно-этической сфере. Эстетика Стендаля. Принципы историзма во взгляде Стендаля на искусство (романтизм-классицизм; поэзия-проза; возможности разных родов искусства).

Аналитически-психологический метод. Национальное как отражение исторической и эстетической типологизации. Особенности героя. Различия Бальзака и Стендаля. Структура романа. Стиль.

«Красное и черное». Реалистическая панорама французского общества периода Реставрации. Жюльен Сорель – исторический характер. Наполеоновская тема в романе. Сюжетно-композиционная роль любви. Динамика романа и самосознание героя. Смысл названия.

«Пармская обитель». История создания. Культурно-жанровые субстраты художественной архитектоники. Экспозиция. Реалистическое новаторство Стендаля в изображении войны. Характер героя, этапы его жизненного пути. Сатирическое изображение политической системы общества. Система образов. Особенности сюжета и композиции (Бальзак о Стендале: «Этюд о Бейле»).

11 стр., 5020 слов

Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... смысла произведений в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения. Проблемой понимание текста занимается герменевтика. Герменевтика - искусство и теория истолкования текста. Начала герменевтики восходят к античности. ... другой - с жизнью Иисуса Христа. Булгаков создал как бы "роман в романе", и оба эти романа объединены одной идеей - поиском истины. Смех и печаль, радость и ...

Трагизм романа. Смысл названия.

Итальянская тема в творчестве Стендаля как отражение идеала (эстетические трактаты, новеллы).

Мериме.

Своеобразие личности. Драматургия Мериме в контексте «романтических битв». «Театр Клары Газуль». Мериме и романтизм. «Гюзла». «Жакерия»: проблема революции и личной свободы. «Хроника царствования Карла IX» как историко-философский роман. Особенности исторического метода Мериме. Проблема свободы личности в истории, ее самостоятельности и ответственности. Жестокость и натурализм как форма трагического заострения детерминизма (материального, социального, культурно-идеологического и пр.).

Новеллы: периодизация, разновидности, эволюция. Специфика детерминизма в новеллах, роль индивидуальной психологии, рока, фантастики. Объективность авторской позиции и пути ее достижения. Особенности подачи «экзотического» материала.

Французская литература 50-60 гг.

Изменения в общественном сознании. Экспансия массовой литературы. Тенденции «постромантического» этапа. «Школа здравого смысла». Кризис волевого начала личности. «Искренний реализм».

Г.Флобер.

Флобер и романтизм. Философские взгляды Флобера. Пессимизм флоберовского гуманизма. Искусство и художник в пошлом мире. Литературное новаторство: принцип объективности; проблема формы.

«Госпожа Бовари». Новое понимание трагизма жизни. Пошлость как проблема жизни и проблема изображения. Система образов. Героиня и среда. Феномен «боваризма». Особенности характерологии и психологизма, композиции, повествования. Ирония Флобера.

«Саламбо»: флоберовский метод в историческом романе на экзотическом материале.

«Воспитание чувств». Историческая концепция и особенности сюжета и характерологии. Углубление объективного метода и «лиризм» романа. Флобер и натурализм.

Позднее творчество: усиление философского пессимизма. «Искушение святого Антония»: отрицание духовных начал бытия; фаустовская тема в произведении. «Три повести»: тема святости как антииндивидуализма. «Бувар и Пекюше»: проблема ограниченности человеческого разума.

Поэзия.

Место поэзии в литературе второй трети XIX века. Феномен «чистого искусства». Группа «Парнас»: история, эстетические позиции, значение в литературном процессе.

Леконт де Лиль.

Предисловие к сборнику «Античные поэмы» как манифест «чистого искусства». Идеал поэта-жреца. Безличность и статуарность. Тематика и поэтика сборника. Сборник «Варварские поэмы»: развитие парнасских принципов и появление новых тенденций.

Т. Готье.

Путь от романтизма к «Парнасу». Предисловие к роману «Мадмуазель де Мопен» – манифест «искусства для искусства». Сборник «Эмали и камеи». Пластичность и живописность манеры. Стилизация и поэтическая «игра» как творческий принцип. Спорность позиции «безукоризненного поэта» в творчестве Готье. Художественная игра в прозе Готье (новеллы, «Капитан Фракасс»).

Ш.Бодлер.

Бодлер и феномен «проклятых поэтов». Бодлер и «чистое искусство». Эстетическая теория Бодлера, понятие «сюрнатурализма». Сборник «Цветы Зла». Символика названия. Композиция. Проблема поиска идеала как единства личности в отсутствие Бога. Особенности поэтики. «Стихотворения в прозе». Бодлер и поэзия символизма.

Английская литература 30-40 гг.

Ч. Диккенс.

Основы прижизненной популярности. «Очерки Боза» как исток творчества. Периодизация творчества Диккенса. «Посмертные записки Пиквикского клуба». История формирования сюжета и жанровые особенности романа; театральность и ее отражение в характерологии, композиции, повествовании; вставные новеллы. Роль юмора и приемы создания комизма. Просветительская нравственно-философская концепция в романе. Просветительские и романтические черты ранних «социальных романов» («Приключения Оливера Твиста»).

10 стр., 4994 слов

Особенности психологического анализа в романах Дины Рубиной

... Дины Рубиной - теперь не только феномен русской литературы, но еще и часть многоязыкой литературы Израиля. После выхода в свет романа «Вот идет Мессия!» прошло около семи лет. ... - шаг достаточно рискованный. Обратиться к замороченному «революционными переменами» читателю с серьезными общечеловеческими проблемами, заговорить с ним, как прежде, о предметах вечных, о пространстве безбрежном, о ...

Сказочное начало творчества Диккенса. «Рождественские рассказы» как его продуктивная жанровая модель.

«Торговый дом «Домби и сын»: нравственно-психологическая и сказочная интерпретация социального явления. Изменение характера и роли юмора. Мистико-символические мотивы в романе.

Романы 50-х годов: обобщенно-символическое решение социальных проблем. «Тяжелые времена» – роман-проповедь. Критико-полемическое содержание романа, проблема детерминизма и гуманизма. Композиция и идея; символика в романе.

Новые тенденции в творчестве 60-х гг. «Большие надежды»: тема «утраченных иллюзий» и проблема социальных и нравственных ценностей. Социально-психологическое содержание темы двойничества. Соотношение идеала и реальности в романе.

У. Теккерей.

Проблема правдивости искусства в раннем сатирическом и пародийном творчестве Теккерея. Творческая полемика с Диккенсом. «Книга снобов» как начало социальной темы. «Ярмарка тщеславия». Философский скепсис и ирония как основа социальной и моральной позиции автора. Театральность романа. Подзаголовок «Роман без героя» как выражение творческого новаторства Теккерея. Особенности гуманизма и характерология. Историческая тема в романе.

Творчество 50-х гг. Утверждение объективной тенденции, углубление реализма.

9. «Теккереевская линия» в английской литературе 50-60-х годов.

Джордж Элиот: связь эстетических позиций и творчества с «научной революцией» и позитивизмом. Натурализм. «Мидлмарч»: сочетание натуралистических и романтических тенденций; особенности характерологии и композиции.

Творчество Э. Троллопа и Г.Джеймса как развитие «Теккереевской» линии в английской литературе.

Литература Германии 30-40 гг.

Общественная ситуация и особенности литературы 30-40-х гг. Л.Берне, «Молодая Германия». Публицистика Гейне. Г. Бюхнер: трагическая концепция истории, проблема личности. «Смерть Дантона»историко-философская трагедия.

Г. Гейне.

Лирика 30-х годов. Ирония. Эволюция романтизма. Своеобразие политической лирики Поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка». Сатирическая направленность. Лирический герой и положительная программа поэта. История и человек в сборнике «Романцеро». Поиск новых положительных начал.

Литература Германии 50-60-х гг.

Ф. Геббель.

Теория драмы Геббеля как отражение детерминистской концепции личности. Драматургическая поэтика Геббеля. «Юдифь». Особенности психологизма. Идея тотального детерминизма и трагедии личности. «Мария Магдалина» – модификация мещанской драмы. «Агнесса Бернауэр». Конфликт государственных интересов и личности. «Гигес и его кольцо». Обобщенное выражение трагического конфликта личности и целого; смысл использования классицистической поэтики.

14 стр., 6764 слов

Жанровое своеобразие новеллы (на материале творчества Эдгара По)

... зарубежных исследователей Термин «новелла» происходит от итальянского слова «novella» (новость). В истории и теории литературы он обозначает одну из форм повествовательного художественного творчества ... и разработчика американской новеллы как литературного жанра. Необходимо отметить, что для американской культуры Эдгар ... е годах 19 века, дать определение этому жанру. «Вся наша литература превратилась в ...

Т.Шторм.

Тип «новеллы настроения». Лиризм и формы его проявления. Эволюция новеллистики.

Литература США.

Формирование и самосознание национальной литературы. Генри Лонгфелло и утверждение связей американской и мировой поэзии. «Песнь о Гайавате» – «романтический эпос» американской литературы. «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу и зарождение американского реализма. Американский трансцендентализм и его значение для литературы. Творчество Г.Торо, У.Уитмена, Г.Мелвилла.

Н.Готорн.Жанровый состав и проблемно-тематическое единство творчества. Проблема греха. Особенности психологизма. «Алая буква»: новеллистические и притчевые черты в романе.

Темы семинарских (практических) занятий

 

Задача семинарских занятий – выработка навыков литературоведческого анализа, усвоение основных представлений об эпохе, ее общественно-исторических, этико-философских поисках.

 

Практическое занятие № 1.

Тема: Американский трансцендентализм и «Уолден» Г. Торо.

Литература:

1.Осипова Э. Генри Торо. Очерк творчества. – Л., 1985.

2.Покровский Н. Генри Торо. – М., 1983.

3.Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.

4.Клумпьян Х.-Д. Клумпьян, Х. Клумпьян Генри Дэвид Торо. 1999.

План:

1.Американский трансцендентализм: источники, основные представления, значение для литературы. Р.Эмерсон и трактат “Природа”.

2.Г. Торо. “Уолден, или Жизнь в лесу”: история создания; нравственно-философские идеи книги; особенности структуры; композиция, образность, стиль.

 

 

Практическое занятие № 2.

Тема: Уолт Уитмен. «Листья травы».

Литература:

1. Венедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. – М., 1982.

2.Мендельсон М. Жизнь и творчество У.Уитмена. – М., 1969.

3. Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.

4. .Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

5.Чуковский К.И. Мой Уитмен: Очерки о жизни и творчестве. М., 1969.

План:

1. История формирования сборника.

2. Состав и композиция.

3. Философские идеи книги.

4. Особенности лирического героя.

5. Особенности поэтики.

 

Практическое занятие № 3.

Тема: Г. Мелвилл. «Моби Дик, или Белый кит».

Литература:

1. Н.Н. Трубников Притча о белом ките. Вопросы философии 1989. №1. С. 56-83.

2. Н.А. Шогенцукова Опыт онтологической поэтики.

3. Петровская Е. Кит как текст // Логос. Философско-литературный журнал. 1991. №2. С.240-261

4.Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.

5.Маттисен Ф.О. Ответственность критики. М., 1972. С.116-192.

План:

6. Своеобразие жанра: особенности сюжета, повествования, композиции; символика в романе.

7.“Моби Дик” как национальная эпопея.

“Моби Дик” как философский роман: онтология в романе; проблема познаваемости мира

 

Задача семинарских занятий

  • проверка усвоения лекционного материала,
  • контроль за самостоятельной работой студентов,
  • выработка навыков и систематизация приемов анализа текста,
  • формирование активного профессионально-терминологического словаря,
  • развитие устной речи.

 

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Эстетика Бальзака и формирование его реалистического метода.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.421-450.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С.53-87.

Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. М., 1961.

Эпштейн М. О стилевых началах реализма (поэтика Стендаля и Бальзака) // Вопросы литературы 1977 №8 С. 106-134.

 

2. Традиции и новации в художественно-социальном раскрытии проблемы смысла жизни в социально-философском романе О.Бальзака «Шагреневая кожа».

Читать:

Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.

Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С.15-77.

 

3. Трагический путь конфликтов и компромиссов личности с обществом в романе О.Бальзака «Утраченные иллюзии».

Читать:

Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С.77-165.

Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии» М., 1982.

 

4. Эстетические взгляды Стендаля, особенности его художественного психологизма.

Читать:

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С.20-53.

Забабурова Н. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов-на-Дону, 1982.

Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.

 

5. Изображение социально-психологических коллизий современности в романе Стендаля «Красное и черное».

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.388-408.

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. С. 64-186.

 

6. «Пармская обитель» Стендаля как «роман-поэма» о свободной личности.

Читать:

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. С. 329-396.

 

7. Творчество Мериме.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.408-421.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С.87-102.

Фрестье Ж. Проспер Мериме. – М., 1987.

Виппер Ю. Проспер Мериме – романист и новеллист. – В кн.: Виппер Ю. Творческие судьбы и история. – М., 1990.

 

8. Поэтическая группа «Парнас». Творчество Т.Готье и Леконт де Лиля.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С.129-136.

Столбов В. Теофиль Готье. Очерк жизни и творчества. // Теофиль Готье Избр. произведения. М., 1972. С.3-42.

Гарин И. Теофиль Готье // Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.117-157.

Зенкин С. Теофиль Готье и «Искусство для искусства»// Зенкин С. Работы по французской литературе т.2 Екатеринбург, 1999. С. 170-200.

Леконт

Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.169-205

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С. 136-140.

 

9. Поэзия Шарля Бодлера. Сборник стихотворений «Цветы Зла».

Балашов Н. И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970. С. 233-287.

Нольман М. Шарль Бодлер. – М., 1979.

Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.207-529

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С. 142-157.

 

 

10.Характеристика французской литературы 1850-60-х годов.

Реизов Б.Г. «Искренний реализм». Шанфлери. //Французский роман ХIX века. М., 1977. С. 142-209.

Аникст А. «Хорошо сделанная драма» во Франции // Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С.11-42.

 

11. Философско-эстетические взгляды Г. Флобера и его литературное новаторство.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.450-464.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С.102-122.

Реизов Б. Творчество Флобера. – М., 1955.

Пузиков А. Идейные и художественные искания Флобера. // Пузиков А. Рыцари истины. Портреты французских писателей. М., 1986. С. 279-321.

Зенкин С.Н. «Госпожа Бовари». Под гнетом реализма. // Зенкин С. Работы по французской литературе т.2 Екатеринбург, 1999. С. 6-133.

 

12.Художественный мир Ч. Диккенса.

Читать:

История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С.238-261.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.156-181.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С. 192-219.

Михальская Н.П. Чарлз Диккенс. М., 1987.

Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.124-181

Потанина Н.Л. К вопросу о своеобразии творческого метода позднего Диккенса: (Роман «Большие надежды») // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1983. С. 105-117.

Урнов Д. Гоголь и Диккенс // Изв. АН СССР Сер. Лит. И яз. М., 1985. Т.44, №1, с. 38-47. Или: Урнов Д.М. «Живое описание»: (Гоголь и Диккенс) // Гоголь и мировая литература. М., 1988. С.18-49.

 

13.Человек и общество в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия», как смеховом и историко-философском «эпосе» о современности.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.181-197.

История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С.293-319.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С.219-235.

Вахрушев В. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.

Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.181-250.

 

14.«Теккереевская линия» в английской литературе. Творчество Д.Элиот, Э.Троллопа и Г.Джеймса.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.233-248.

История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С. 337-367.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С. 180-192.

Кузмин Б. Творчество Джордж Элиот // Кузмин Б. Голдсмите, о Байроне, о Блоке. М., 1977. С. 76-133.

Сноу Ч. Троллоп М., 1981.

Шерешевская М.А. Генри Джеймс и его «Женский портрет»// Г.Джеймс Женский портрет» М., 1984. С.532-577.

Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.341-429

 

15. Характеристика литературы Германии 1830-40-х годов.

История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.86-89; 120-129 (Бюхнер).

 

16.Поэзия Гейне 1830-40-х годов.

История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.93-115.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.294-304.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С. 300-322.

Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. // Дейч А. Судьбы поэтов. – М., 1987. С.113-573.

Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. М., 1983.

Стадников Г. Генрих Гейне. Биография писателя.- М., 1984.

 

17.Драматургия Ф.Геббеля: взгляд через вечное, культурно-мифологическое, на нравственно-философские противоречия человека и мира.

История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.129-135.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.304-308.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005. С. 286-300.

Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С.42-62.

 

 

18.Поиск нравственно-философской основы истории в романе Готорна «Алая буква».

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С. 512-522.

М.М. Коренева Романтическая поэтика Готорна // Романтические традиции американской литературы ХIХ века и современность. М., 1982. С.160-205

Стэнли Т. Уильямс Натаниел Готорн //Литературная история Соединенных Штатов Америки М., 1977. Т.1 с.489-515.

Ковалев Ю. Творчество Натаниеля Готорна // Готорн Н. Избр. соч.: В 2 т. Л., 1982. С. 3-38.

 

 

Список вопросов для подготовки к экзамену

 

1. Общая характеристика литературного процесса второй трети ХIХ века.

2. Проблема личности в литературе второй трети ХIХ века.

3. Новые тенденции в европейской литературе 50-60-х гг.

4. Идеал и реальность в художественном мире Бальзака.

5. «Человеческая комедия» Бальзака: структура, история формирования цикла, основные проблемы и идеи, эволюция.

6. Бальзак. «Шагреневая кожа» как «философский этюд».

7. Бальзак. «Евгения Гранде» как образец реалистического романа.

8. Бальзак. «Отец Горио» – модель «Человеческой комедии».

9. Бальзак. «Утраченные иллюзии» и особенности поздней манеры.

10. Ситуация выбора в романах Бальзака.

11. Представления Стендаля о человеке и особенности героя в его творчестве.

12. Итальянская тема в творчестве Стендаля.

13. Психологический метод Стендаля.

14. Особенности романа Стендаля.

15. Стендаль. “Красное и черное”.

16. Стендаль. “Пармская обитель”.

17. Драматургия Мериме.

18. Мериме. “Хроника царствования Карла IX “.

19. Новеллистика Мериме.

20. Судьбы жанра новеллы в литературе второй трети Х Х века.

21. Литературное новаторство Флобера.

22. Представления Флобера о человеке и особенности героя.

23. Флобер. “Госпожа Бовари”.

24. Флобер. “Воспитание чувств”.

25. Творчество Флобера 70-х гг.

26. Группа “Парнас”.

27. Поэзия Леконт де Лиля.

28. Поэзия Готье.

29. Поэзия Бодлера.

30. Английская литература 30-40-х гг.

31. Творческий путь Диккенса.

32. Диккенс. “Посмертные записки Пиквикского клуба”.

33. Диккенс. “Торговый дом “Домби и сын”.

34. Диккенс. Творчество 50-х гг. и роман “Тяжелые времена”.

35. Диккенс. “Большие надежды” и творчество 60-х гг.

36. Теккерей и Диккенс: суть творческой полемики.

37. Теккерей. “Ярмарка тщеславия”.

38. Творчество Теккерея.

39. “Теккереевская линия” в английской литературе.

40. Литература Германии 30-40-х гг.

41. Лирика Гейне 30-40-х гг.

42. Гейне. “Атта Тролль”.

43. Гейне. “Германия. Зимняя сказка”.

44. Драматургия Геббеля.

45. Новеллистика Шторма.

46. Литература США второй трети ХIХ в. (общая характеристика).

47. Американский трансцендентализм и литература.

48. Г. Торо. “Уолден, или Жизнь в лесу”.

49. Новеллистика Н.Готорна.

50. Н. Готорн. “Алая буква”.

51. Поэзия У. Уитмена.

52. Г. Мелвилл. “Моби Дик, или Белый Кит”.

 

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

 

№ п/п   Наименование тем   всего часов Аудиторные занятия (час.)   самост. раб
в том числе
лекции семинары
1. Общая характеристика литературного процесса второй трети XIX века.      
2. Проблема личности в литературе второй трети ХIX века.      
3. Эстетические взгляды и творчество О. Бальзака.    
4. Представления Стендаля о человеке, психологический метод и особенности романа.    
5. Творчество П. Мериме.    
6. Литературное новаторство Г. Флобера..    
7. Группа «Парнас» (Т. Готье, Леконт де Лиль).    
8. Поэзия Ш. Бодлера.    
9. Английская литература 30-60 годов. Творчество Ч.Диккенса    
10. Роман-эпопея У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».    
11. Литература Германии 1830-40-х годов (Г. Гейне, Г. Бюхнер, Ф. Геббель).    
12. Новеллы Т. Шторма    
13. Американский трансцендентализм и литература (Г. Торо, Н. Готорн, У. Уитмен).  
14. Роман Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит»  

 

IV. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Экзамен в первом семестре.

 

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

Рекомендуемая литература (основная)

1. История западноевропейской литературы. ХIХ век. Франция. Италия. Испания. Бельгия / Учебник для вузов / Под ред. Т.В. Соколовой. –СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2003. – 336 с.

2. История западноевропейской литературы. ХIХ век. Франция. Италия. Испания. Бельгия / Учебник для вузов / Под ред. Т.В. Соколовой. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.

3. История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. – 240 с.

4. История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. – 559 с.

5. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ в. / Учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Толмачева. – М.: Академия, 2003. – 496 с.

6. Зарубежная литература ХХ века / Учебник для вузов / Под ред. Л.Г. Андреева. – М.: Высшая школа, 2003. – 559 с.

7. Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860).

М., 2005.

8. История всемирной литературы. Т.6, т.7. – М., 1989, 1991.

9. История зарубежной литературы. – М., 1987.

10. Писатели США. Краткие творческие биографии. – М., 1990.

11. Литературная история США. – М., 1977.

12. Реизов Б. Французский роман ХIХ века. – М., 1977.

13. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М., 1983.

14. Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. М., 1961.

15. Цвейг С. Бальзак (любое издание).

16. Кучборская Е. Творчество Бальзака. – М., 1970.

17. Забабурова Н. Стендаль и проблемы психологического анализа. – Ростов-на-Дону, 1982.

18. Реизов Б. Стендаль. Художественное творчество. – М., 1978.

19. Фрестье Ж. Проспер Мериме. – М., 1987.

20. Виппер Ю. Проспер Мериме – романист и новеллист. – В кн.: Виппер Ю. Творческие судьбы и история. – М., 1990.

21. Реизов Б. Творчество Флобера. – М., 1955.

22. Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003.

23. Нольман М. Шарль Бодлер. – М., 1979.

24. Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990.

25. Уилсон Э. Мир Чарлза Диккенса. – М., 1975.

26. Честертон Г.К. Чарлз Диккенс. – М., 1982.

27. Тайна Ч. Диккенса. – М., 1990.

28. Теккерей. Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания. – М., 1989.

29. Вахрушев В. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.

30. Стадников Г. Генрих Гейне. Биография писателя.- М., 1984.

31. Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. // Дейч А. Судьбы поэтов. – М., 1987.

32. Осипова Э. Генри Торо. Очерк творчества. – Л., 1985.

33. Покровский Н. Генри Торо. – М., 1983.

34. Н.Н. Трубников Притча о белом ките. Вопросы философии 1989. №1. С. 56-83.

35. Н.А. Шогенцукова Опыт онтологической поэтики.

Логос. Философско-литературный журнал. 1991. №2. С.240-261

36. Венедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. – М., 1982.

37. Мендельсон М. Жизнь и творчество У.Уитмена. – М., 1969.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

 

1.Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак. М., 1988.

2.Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.

3.Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.

4.Михальская Н.П. Чарлз Диккенс. М., 1987.

5.Ремизов Б.Б. Элизабет Гаскелл: Очерк жизни и творчества. Киев, 1974.

6.Тугушева М. Шарлотта Бронте: Очерк жизни и творчества. М., 1982.

7.Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. М., 1983.

8.Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

9.Чуковский К.И. Мой Уитмен: Очерки о жизни и творчестве. М., 1969.

10.Маттисен Ф.О. Ответственность критики. М., 1972. С.116-192.

11.Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973., С. 14-46