17-Проблема личности в гумманистической психологии

Вопрос № 17. Проблема личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология — направление современной психолгии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).

Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.

Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Рождерс (1902—1987), Ролло Мей (р. 1909) и другие.

Философские основы гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), то есть с учениями Мартина Хайдеггера (1889—1976), ЖанаПоль Сартра(1905—1980), АарлаЯс«ереа( 1883—1969), Альбера Камю (1913—1960) и других. По мнению Ш. Бюлер, гуманизм, с психологической точки зрения, предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. С этической лее точки зрения, гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.

Основные принципы гуманистической психологии

1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.

2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.

3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.

4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт ... конфликта между личными качествами человека и объективными, нормативными требованиями деятельности; поэтому исследования в области психологии профессий и их истории ...

5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

6. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.

7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

Из этих принципов гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы: — ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек; — отношения между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга; — каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

Гуманистическое направление признает своим главным предметом человеческую личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность самоактуализации», присущую только человеку.

Главное в личности – не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я.

Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком и социумом, между сознанием и бессознательным. Согласно взглядам В.Франкла борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека. Стремление к смыслу противопоставляется принципу удовольствия и стремлению к власти, т.е. основным принципам психоанализа. Представители этого направления, прежде всего К. Роджерс, и А.Маслоу считали, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей.

Развитие представления о самом себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения ребенка с другими людьми. Человек склонен создавать идеальное «Я» — образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает. Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия (конгруэнтности) между реальным «Я» человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального «Я», что и составляет суть самоактуализации.

В каждом человеке — огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при фасилитирующем (облегчающем) психологическом климате общения. Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли. В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным «Я», что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции. В тяжелых случаях может потребоваться помощь психотерапевта, действия которого основаны абсолютно индивидуальном подходе и на полном доверии к клиенту. Такая психотерапия — процесс во многом интуитивный, не исключающий небольших изменений состояния сознания. Важно достичь именно глубинного ощущения взаимопонимания с клиентом или в терапевтической группе.

4 стр., 1835 слов

Психоаналитические концепции массового поведения: 3. Фрейд и К.Г. Юнг.

... 1. Теоретический анализ психоаналитических концепций массового поведения 1.1 Теоретические основы изучения массового поведения в социологии Изучение массового стихийного поведения началось со второй половины ... каждого индивидуально избежать реальной или воображаемой опасности; 3. стяжательная толпа - люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминанта - ...

Основные положения гуманистической психологии:

* человеческая жизнь — это единый процесс становления и бытия человека;

* человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью человеческой природы;

* человек обладает определенной степенью свободы от внешней обусловленности благодаря ценностям и смыслам, которыми он руководствуется в своей деятельности;

* человек открыт миру, переживания человеком мира и себя и себя в мире являются главной психологической реальностью;

* каждый человек уникален, это активное, творческое, интенциональное (направленное) существо.

Концепия К. Роджерса Карл Роджерс — американский психолог, сотрудник Колумбийского, Чикагского и Висконского университетов, профессор, доктор, президент Американской психологической ассоциации в 1946—1947 годах. К. Роджерс считал, что человек по природе — существо доброе, конструктивное, стремящееся жить в гармонии с собой и с другими. Все поведение человека вдохновляется объединяющим мотивом — тенденцией самоактуализации. Решающую роль в поведении человека играют его субъективные переживания, внутренний мир. Задача психолога — понять его. Человек — это интегрированный, целостный организм.

Самость, или «Я-концепция», по Роджерсу, представляет собой гештальт, составленный из восприятий свойств «Я» и восприятий взаимоотношений «Я» с другими людьми и различными сторонами жизни, а также из ценностей, связанных с этими восприятиями. «Я-концепция» доступна осознанию, хотя в данный момент может не осознаваться. «Я-концепция» отражает характеристики, которые человек воспринимает как часть себя («Я-реальное»), а также те, которыми человек хотел бы обладать («Я-идеальное»). Факторы, влияющие на формирование «Я-концепции»: — организмический оценочный процесс (то есть оценка всякого переживания с позиции того, способствует оно или препятствует врожденной тенденции актуализации).

Этот процесс играет важную роль в младенчестве,

— потребность в позитивном внимании и ее удовлетворение; — условия ценности (то есть обстоятельства, при которых удовлетворяется потребность во внимании).

Обусловленное позитивное внимание может принести ущерб становлению личности. Оно выражается формулой: «Если сделаешь это, то получишь то». Безуслов­ное позитивное внимание (то есть без оговорок) способствует развитию личности. Безусловное позитивное внимание не исключает критики, смысл которой выражается формулой: «Мы очень любим тебя, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и потому лучше бы ты этого не делал». Безусловное позитивное внимание со стороны окружающих и внимание человека к себе самому — это условие самоактуализации.

9 стр., 4009 слов

Человек и потребности

... - это продукты общественной жизни уровня развития личности (потребности в духовной культуре, общении, трудовой деятельности и т.д.). Потребности характеризуют условия жизнедеятельности Неудовлетворенность условиями жизни определяет деятельность человека, который стремится изменить условия ...

Поведение человека, согласуется с его «Я-концеп-цией». Угроза «Я-концепции» возникает при несоответствии между ее содержанием и актуальным переживанием. Отсюда напряжение, чувство вины, тревога. Это противоречие не всегда осознается. При осознании может произойти перестройка «Я-концепции».

Когда нет угроз «Я-концепции», человек открыт для переживаний, при угрозе — возникает защита. Цель защиты — сохранить целостность «Я-структуры». Средства защиты — искажение восприятия переживания либо отрицание переживания.

Защита сохраняет самоуважение человека. При частых несоответствиях переживаний Я-концепции защита слабеет и уровень дискомфорта повышается. Это может привести к невротизации личности. При больших несоответствиях могут возникать серьезные психологические проблемы, у человека наблюдается иррациональное и саморазрушительное поведение.

Хорошая жизнь, по Роджерсу, не проявляется только в получении удовольствия и редукции напряжения, а подразумевает такое направление жизни человека, которое соответствует его истинной природе.

Полноценно функционирующий человек — это человек, максимально реализующий свои способности и таланты. Ему свойственны пять основных личностных характеристик: 1) открытость переживанию; 2) экзистенциальный образ жизни, то есть полноценный и насыщенный переживаниями, с открытой и гибкой структурой «Я»; 3) организмическое доверие, то есть ориентация при выборе поведения на свои внутренние ощущения, а не на давление социальных норм; 4) эмпирическая свобода, то есть способность жить в соответствии с собственной волей (отсюда — ответственность за свои поступки); 5) креативность, то есть творческий образ жизни.

Иерархическая теория потребностей А. Маслоу.

Маслоу выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших духовных сущностей -любви, творчества, духовных ценностей.

По мнению Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Причем реализация высших потенций возможна лишь при полной реализации более низших потребностей.

Самоактуализация как способность присутствует у большинства людей, но лишь немногие способны актуализировать, реализовать ее. Такие люди — самоактуализирующиеся личности — максимально полно воплощают человеческую сущность.

Теория интенциональности (по Ш. Бюлер)

По мнению Бюлер, в основе природы человека лежит бессознательное намерение («интенция»), которое проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей.

Человеческая жизнь характеризуется четырьмя базисными тенденциями: удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой экспансией и установлением внутренней гармонии. В разные периоды жизни преобладает одна из них.

12 стр., 5513 слов

Эрих Фромм о потребностях человека 2

... Цель данной курсовой работы заключается в изучении книг Э.Фромма и рассмотрении основных потребностей человека, с выяснением причин их появления и грядущих последствий. Первой задачей курсовой ... на обладание - характерная особенность западного индустриального общества, в котором главным смыслом жизни является погоня за деньгами, властью и славой. Истинным же способом человеческого существования ...

Бюлер рассматривает пять главных фаз жизненного цикла:

* 1 фаза продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких либо точных целей. Ребенок живет в настоящем, имея весьма смутное представление о будущем.

* 2 фаза длится от 15 до 25 лет. В этот период человек осознает свои потребности, способности, интересы. Он вынашивает планы связанные с выбором профессии и вообще смысла собственной жизни.

* 3 фаза длится с 25 до 40-45 лет. Главный период корректировки и реализации целей: цели становятся четкими и точными, выполнимыми.

* 4 фаза длится с 45 до 65 лет. Период оценки степени достижения целей, поставленных в юности. Новый пересмотр целей, связанный с необходимостью учитывать свой статус, физическое состояние, положение дел в семье.

* 5 фаза — после 65 лет. Человек перестает преследовать цели, поставленные перед собой в юности. Оставшееся время тратится на различные формы досуга, во время которого проводится оценка прожитой жизни как целого.

Отрицательные стороны теории: навязанные ценности, а не те которые присуще личности, которые выявлены в процессах. Безусловное позитивное влияние, человека должны уважать за то, что он есть и какой он есть. Люди часто всего ведут себя по своим критериям, отрицание может привести к бреду, паранойи.

Гордон Олпорт (1897— 1967) — американский психолог, профессор психологии в Гарварде. Олпорт рассматривает личность как динамическую организацию мотивационных, психофизиологических систем. В основе этих систем лежат привычки, установки и личностные черты. Лич­ность, по Олпорту, — это целостная система, ядром кото­рой является человеческое «Я». Особенности этой систе­мы — стремление к реализации своего жизненного потенциала. Человек в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам.

В системе черт личности Олпорт выделял следующие основные группы: — общие для большинства людей черты (например, альтруизм, эгоизм, интеллектуальность, самоконт­роль); — индивидуальные или специфические для данного человека черты, отличающие его от других предста­вителей данной социальной группы (например, нарцисизм, макиавеллизм, садизм, мазохизм и др.).

В зависимости от проявления черт в жизни человека, они подразделяются на кардинальные (то есть сильно вы­раженные), центральные (то есть наиболее характерные для данного человека), второстепенные (то есть редко проявляющиеся).

Кроме того, выделяются черты, инициирующие адап­тацию человека, и черты, инициирующие самовыраже­ние, экспрессию. Процесс формирования личности Олпорт рассматри­вал как образование все более усложняющихся систем. Венцом синтеза этих систем и является личность.

Олпорт выделяет два способа удовлетворения потребностей – редукцию напряжения и стремление к развитию.

Физиологическими нуждами человек овладевает: может есть, может не есть – на этом уровне потребность удовлетворяется путем редукции, снижения напряжения.

Потребность в познании себя – познавательная, чистое познание себя, ради процесса.

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

... Умение владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал Л.С. Выготский, — когда имеется налицо овладение ... считать волевым. «Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя ...

Потребность в гармонии – потребность в упорядоченности мира.

Самоактуализация – потребность в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей человека – на этом уровне потребность – метапотребность, стремится к нарушению равновесия, поддержанию напряжения, к противоречию, которое есть исходная точка развития. Второй способ удовлетворения потребностей – стремление к развитию.

В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху.

8 путей самоактуализации:

  1. Переживание без критики
  2. Предпочтение выбора роста выбору страха
  3. Прислушивание к голосу импульса
  4. Честность, принятие на себя ответственности
  5. Нонконформизм, независимость
  6. Раскрытие своих возможностей
  7. Понимание, что для тебя хорошо и что – плохо, цели жизни
  8. Отказ от психологических защит

К.Гольдштейн, представление об организме как целом, единстве телесного и психического. Личность можно рассматривать (метафорически) как организм, если при этом полагать: личность есть целое, в ней нет ничего лишнего. Как полноценно функционирующий организм личность тоже не имеет излишних органов. Это субъект, у которого ничего не отнято, который свои естественные (а мы договорились пересказывать словом естественные – существенные для развития) возможности использует полностью.

  1. Телесный организм. Метафора личности как организма означает возможность полного развития и незавершенность его в данный момент. Самоактуализация — полное выражение собственных возможностей и способностей. Телесное имеет значение, но оно не может быть выявлено, или стать материалом для терапии без психического усилия, без сознавания пациентом.
  2. Социальные отношения. Потребности – ступени, не разрешив нижние не появятся верхние. Межиндивидуальная синергия – продуктивное проецирование с другими (результат синергии выше суммы составляющих ее частей).

    После межиндивидуальной наступает внутрииндивидуальная синергия. Кто продуктивно общается с другими, лучше может понять и свой опыт.

  3. Представление о себе, собственно личность – совпадают, как сознаю себя, таков я и есть в реальности. Единство, соединение противоположного – целостное мышление. Возможности соединять в своем сознании противоположные черты. Внимание сконцентрировано на процессе, а не на средствах. Личность (нет понятия самости) – единство совершаемых действий и их сознавание. Полностью происходит при пик-переживаниях. Это момент изменения внутреннего опыта (творческие открытия, влюбленность).

    Это не состояния, а чаще моменты, инсайт, переструктурирование ситуации. После него человек выходит на новый уровень, плато-переживания.

В качестве центральной характеристики личности выделяет иерархию уровней потребностей:

Потребность в самоактуализации

Потребность в гармонии, эстетическая

Потребность в познании себя

Потребность в самоуважении

6 стр., 2786 слов

Волевая сфера личности и развитие воли

... на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя. сфера развитие воля личность 1. Волевая сфера личности Воля – психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком ... отделами центральной нервной системы. Они связаны с защитой организма от повреждений или с удовлетворением его органических потребностей. Непроизвольные движения могут быть не только, безусловно- ...

Потребность в принадлежности к социальному целому

Потребность в безопасности

Физиологические нужды

3