Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер

РЕАЛИЗМ РУБЕЖА XIX—XX ВЕКОВ

Перед писателями-реалистами на рубеже веков встала задача найти адекватные средства для глубокого анализа новой действи­тельности. Постепенное перерастание капитализма в империализм и связанное с этим обострение классовых противоречий — наи­более характерная тема, нашедшая освещение в реалистической литературе.

Философская мысль в этот период колеблется от позитивизма к иррационализму. Меняется и литературный фон. Реализм отста­ивает свои принципы не в борьбе с классицизмом или романтиз­мом, а полемизируя с натуралистами, символистами, разного рода декадентскими школами.

В критическом реализме выделяются четыре ведущие линии: социально-психологическая (Г.де Мопассан, Т. Гарди, Д. Голсу-орси, Г.Джеймс, Т.Драйзер, К. Гамсун, А. Стриндберг, ранний Т.Манн, Р.Тагор и др.); социально-философская (А.Франс, Б.Шоу, Г.Уэллс, К.Чапек, Акутагава Рюноске и др.); сатирико-юмористическая (ранний Г.Манн, Д.Мередит, М.Твен, А.Доде и др.); героическая (Р.Роллан, Д.Лондон).

В целом критический реализм на рубеже веков отличается от­крытостью границ, испытывает влияние и вбирает в себя черты всех основных художественных методов эпохи, сохраняя главное качество — характер типизации. Глубокая внутренняя перестрой­ка реализма была связана с экспериментом, смелым опробовани­ем новых средств. Качественно углубляются основные достижения критического реализма предыдущих периодов — психологизм, со­циальный анализ, расширяется сфера реалистического отображе­ния, на новую художественную высоту поднимаются жанры но­веллы, романа, эпопеи.

Этот этап развития критического реализма выступает как пе­реходное явление, в котором закладываются основные отличия реалистической литературы XX в. от критического реализма XIX в.

Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер

Мопассан.Ги де Мопассан (1850—1893) — французский писа­тель, глава реалистического направления в литературе конца XIX в. Он родился в обедневшей дворянской семье. Детство и юность Мопассана прошли в Нормандии, образ этого края впоследствии воспроизводился во многих произведениях писателя. Обучение в университете было прервано франко-прусской войной. В 1872 — 1878 гг. Мопассан служил чиновником сначала в Морском мини­стерстве, затем в Министерстве народного просвещения.

25 стр., 12260 слов

Мопассан пышка анализ. «Пышка», анализ новеллы Ги де Мопассана - любую

... кровь, тогда и войны бы прекратились. Характерно, что первая вполне зрелая новелла Мопассана «Пышка» несет именно эту мысль. История создания новеллы отсылает нас к лету 1880 ... Эмиль Золя «Осадой мельницы». Впоследствии составился сборник «Меданские вечера», для которого Мопассан написал новеллу «Пышка». Молодой автор очень побаивался сурового суда Флобера, но на этот раз ...

Первый литературный успех Мопассана — новелла «Пышка», опубликованная в знаменитом сборнике кружка Золя «Вечера в Медане» (1880).

Мопассан создал большое количество новелл,вошедших в сборники «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), «Лунный свет» (1884), «Иветта» (1885), «Орля» (1887) и др. Они не составляют циклов в традиционном смысле слова, объединены, как правило, неким настроением, в чем сказывается влияние импрессионизма. Свои­ми учителямиГ.де Мопассан считал Г.Флобера, И.С.Тургенева, Э. Золя. Под их воздействием формировалась «мопассановская» но­велла. Благодаря Мопассану в 1880-е годы новелла стала ведущим реалистическим жанром. Лежащий в основе новеллы единичный эпизод приобретает особое, обобщенное значение. В эпизоде рас­крываются ранее не известные, незаметные черты характера, дре­мавшие чувства («Заведение Телье»).

Эпизод выступает эконом­ным средством изображения жизненной драмы («Ожерелье») или поворотным моментом в судьбе персонажа («Папа Симона»).

Мо­пассан разрабатывает новые средства психологизма. «Непрямой» анализ (напоминающий чеховский подтекст) позволяет угадать тончайшие движения души. Структура новеллы принципиально меняется за счет углубленного, фиксированного, «точечного» на­блюдения, результатом которого оказывается предельная концен­трация отраженной действительности в единичных деталях. Но­велла Мопассана, как и чеховский рассказ, зачастую становится «маленьким романом». Мопассан и Чехов внесли выдающийся вклад в развитие «малого жанра», они глубоко изменили его ха­рактер, структуру и даже цели.

Значительны достижения Ги де Мопассана и в создании реа­листических романов. Среди романов писателя («Жизнь», 1883; «Милый друг», 1885; «Монт-Ориоль», 1887; «Пьер и Жан», 1887— 1888; «Сильна как смерть», 1889; «Наше сердце», 1890) особое место занимают «Жизнь» и «Милый друг». «Жизнь» — одна из вершин психологизма во французской литературе XIX в. Напро­тив, в «Милом друге» психологизм отступает на второй план, что связано с фигурой героя (точнее «антигероя») Жоржа Дюруа, чей духовный мир убог, внутренние побуждения ограниченны, на пер­вый же план выдвигается социальный анализ действительности.

Большое значение для характеристики особенностей реализма имеют теоретические суждения Мопассана, изложенные в пре­дисловии к роману «Пьер и Жан» («О романе»).

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из них ...

Реалистическое творчество Мопассана сложно и многогранно. Он испытал влияние натурализма. Стиль ряда его произведений носит импрессионистский характер. На его позднее творчество повлияли идеи декаданса.

Мередит.Джордж Мередит (1828 — 1909) — английский писа­тель-реалист, воспринявший традиции Диккенса и Теккерея, один из основоположников социально-психологической линии в реа­лизме рубежа веков. В 13 своих романах, среди которых — «При­ключения Гарри Ричмонда» (1871), «Эгоист» (1879), «Один из наших завоевателей» (1891), он тяготел к драматургическому по­строению, свойственному трагедии и комедии, чем предвосхи­тил «роман-трагедию» Т. Гарди. Своеобразным манифестом Ме­редита стало его «Эссе о комедии и использовании духа комиче­ского» (1877), где он определял перспективы романного жанра, видя их, в том числе, в его драматизации, в сближении эпиче­ского и драматического начал. Роман «Эгоист» имеет подзаголо­вок «Повествовательная комедия». В центре романа — образ баро­нета Уилоби Паттерна, эгоиста, девиз которого: «Я вовсе не тре­бую, чтобы мне угождали, — единственное, на чем я настаиваю, чтобы меня любили». Невеста баронета Клара Мидлтон оставля­ет его — таков итог столкновения эгоизма героя и душевной щед­рости девушки. Частному случаю Мередит придает социально значимый характер. Тяготея к принципу реалистического психоло­гизма, он одним из первых последовательно развивает психоло­гическую сатиру. Парадоксальное соединение психологизма и са­тиры — признак переходности в развитии литературного процес­са на рубеже веков.

Гарди.Томас Гарди (1840—1928) — один из крупнейших анг­лийских реалистов рубежа веков. Он родился в семье мелкого под­рядчика, детство провел в сельской местности, среди простых людей. Гарди проявил поразительную настойчивость в получении образования, изучил несколько языков, несколько лет занимался готической архитектурой. С 1871 по 1897 г. он написал 14 романов, объединенных в 3 цикла: «Романы изобретательные и экспери­ментальные», «Романтические истории и фантазии», «Романы характеров и среды». К последнему циклу относятся самые извест­ные романы Гарди: «Мэр Кэстербриджа» (1886), «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891), «Джуд Незаметный» (1896).

В них писатель разрабатывает особую жанровую модификацию — «роман-траге­дию», что связано с его концепцией мира и человека. Гарди счи­тал, что осознание человеком естественного хода вещей делает его участником «великой драмы», порождая ощущение «траги­ческой вины», страдание от неосуществимости желаний, отчуж­дение от природы. Гарди глубоко раскрывает психологию геро­ев, при этом сохраняя и даже подчеркивая сюжетность своих произведений. Психологизм начиная с «Фьяметты» Боккаччо раз­вивался по пути уменьшения сюжетности, обеднения событий­ного ряда, и обращение к событийности в романе у Гарди (как у Мопассана в новелле) для раскрытия внутреннего мира челове­ка — достаточно новое, даже парадоксальное средство психоло­гизма.

14 стр., 6594 слов

Лишний человек в произведениях русских писателей 19 века

... критиков, успех книг, в которых изображаются такие люди, стимулирует писателей к «повторению» или «вариациям» каких-либо литературных типов. ... и косным укладом жизни, тем самым подтолкнув других писателей к освещению этой проблемы, а образ Базарова, завершающий ... многие критики XIX века и некоторые литературоведы ХХ к типу «лишнего человека» относят Печорина, героев романов И.С.Тургенева Рудина и ...

Джеймс.Генри Джеймс (1843— 1916) в равной мере принадле­жит английской и американской литературе. Родившись в США, он уже в детстве побывал в Европе, а в 1875 г. принял британское гражданство и поселился в Англии. Героями его произведений (ро­маны «Американец», 1877; «Бостонцы», 1886; и др.) нередко ста­новятся американцы. Так, в романе «Женский портрет» (1881) героиня — американка Изабелла Арчер, приезжающая в Европу в поисках новых впечатлений и ощущений. Желая сохранить неза­висимость, она отвергает и английского лорда Уорбертона, и аме­риканского бизнесмена Каспара Гурвурда, выйдя замуж за Гил­берта Осмонда, жадного, эгоистичного, тщеславного человека, брак с которым не может принести Изабелле счастья. Писатель избегает подробного рассказа о событийной стороне ее жизни, основное внимание уделено тончайшим нюансам чувств, анализу внутренних побуждений героини. Джеймс — выдающийся мастер психологического романа. Огромное влияние на него оказал пси­хологизм русских писателей, прежде всего И.С.Тургенева.

Драйзер.Теодор Драйзер (1871 — 1945) — один из крупнейших американских писателей-реалистов. Пройдя тяжелую жизненную школу, он стал журналистом, а затем (во многом под влиянием чтения произведений Бальзака) — и писателем. Выступив против «мягкого», «розового» реализма, Драйзер в романе «Сестра Кер­ри» (1900) выбирает характерный для американской литературы того времени сюжет (простая девушка из провинции попадает в высшее общество и обретает там счастье и благополучие), но со­вершенно переосмысливает его.

Керри, мечтающая о богатой и счастливой жизни, приезжает в Чи­каго, где сталкивается с соблазнами большого города, нечестными дель­цами, отсутствием подлинно человеческих взаимоотношений. Ее мечта терпит крах. С трудом найденная работа на обувной фабрике разрушает ее здоровье. Связь сначала с дельцом Друэ, а затем с его другом директо­ром бара Герствудом, ради нее решившимся на разрыв с семьей, кражу и в конце концов разорившимся, не дарит ей чувства любви. Став опере­точной актрисой, познав успех у публики, Керри все более утрачивает изначальную чистоту, ощущает моральное опустошение.

Среди выдающихся произведений Драйзера — романы «Джен­ни Герхардт» (1911), трилогия «Финансист» (1912); «Титан» (1914); «Стоик» (опубл. посмертно, в 1946), «Гений» (1915), «Американ­ская трагедия» (1925).

Сам писатель особенно высоко ценил ро­ман «Гений». В нем Драйзер касается проблем искусства, выводя в качестве центрального персонажа художника Юджина Витлу. Витла — человек, которому дано понимание красоты. Но воз­врат его к художественному творчеству стал для него возможен только после краха карьеры, неудачи в любви. Коммерциализа­ция искусства, утрата им морального стержня как результат без­духовности общества, показанные Драйзером в «Сестре Керри» еще достаточно фрагментарно, в «Гении» раскрыты с большой глубиной.

Социально-философская линия реализма: Франс, Ибсен, Шоу

Франс.Анатоль Франс (1844—1924) — великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей крити­ческого реализма рубежа веков. Франс (настоящее имя — Анатоль Франсуа Тибо) родился в семье букиниста. В 1860-е годы, занима­ясь журналистской деятельностью, примкнул к парнасцам.

15 стр., 7251 слов

Театр подтекста в драматургии Ибсена и Чехова

... в статье "Трагизм повседневной жизни" (1896) М. Метерлинка, широко прибегавшего к подтексту в своих пьесах [26, c.829-830]. Как ... драматургии; охарактеризовать своеобразие драматургии Чехова; исследовать особенности творчества Ибсена; рассмотреть роль символики и подтекста в чеховской ... Своеобразие драматургии Чехова Мало кто из исследователей чеховской драмы не обращал внимания на особую роль паузы в ...

Под влиянием парнасцев Франс писал стихи (сб. «Золотые по­эмы», 1873), затем увлекся учением И.Тэна, натурализмом (по­весть «Тощий кот», 1879, и др.).

Имя Франса становится известным в 1880-х годах (роман «Пре-; ступление Сильвестра Боннара», 1881).

В эпоху переоценки духовных ценностей писатель апеллирует к разуму, к гуманности, при­зывает сохранить великое культурное наследие прошлого.

Франс обращается к вольтеровской традиции, возрождая жанр философского романа («Харчевня королевы Гусиные лапы», 1893; «Суждения господина Жерома Куаньяра», 1893).

Борьба идей, а не характеров, скептический и философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жан­ра, избранного им.

1896 г. — год признания Франса. Он избран членом Француз­ской Академии. И именно в эти годы писатель проявляет особую политическую активность. Он включается в дело Дрейфуса. 7 фев­раля 1898 г. Франс выступает свидетелем защиты на заседании суда по обвинению Золя в оскорблении военного суда. А 29 июля, когда Золя был лишен ордена Почетного легиона, Франс отказы­вается от своего ордена в знак протеста.

В эти годы писатель создает тетралогию «Современная исто­рия» («Под придорожным вязом», 1897; «Ивовый манекен», 1897; «Аметистовый перстень», 1899; «Господин Бержере в Париже», 1901).

Сила критического изображения французской жизни конца века, гуманизм, носителем которого является в тетралогии уче­ный-латинист Бержере, народность делают тетралогию вершиной критического реализма во французской литературе 1890-х годов. Франс становится ярким воплощением латинского гения в его собственном понимании (сб. «Латинский гений», 1913).

В 1901 г. был опубликован рассказ «Кренкебиль» — один из лучших французских реалистических рассказов. Для него харак­терны глубина социального анализа, критическое звучание, от­четливость авторской позиции.

В романе «На белом камне» (1904) Франс утверждает мысль о том, что социализм — это будущее человечества. Франс неодно­кратно выступал в поддержку первой русской революции, осно­вал Общество друзей русского народа и присоединенных к Рос­сии народов и после ее поражения испытал кризис мировоззре­ния. В гротескно-пародийном философском романе «Остров пин­гвинов» (1908) изложена концепция круговорота истории. Глав­ная мысль произведения — отсутствие подлинного прогресса. Од­нако в книге еще более усиливается критическое изображение современной действительности, приобретающей гротескные чер­ты. Это же касается романа о Великой французской революции «Боги жаждут» (1912) и сатирического романа «Восстание анге­лов» (4914).

В начале Первой мировой войны 70-летний писатель обращает­ся к правительству с просьбой призвать его в действующую ар­мию, пишет националистические статьи (сб. «На славном пути», 1915; «Что говорят наши убитые», 1916).

17 стр., 8220 слов

ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

... характеризуют те принципы отношения субъекта к объекту, которые, собственно, определяют, почему один писатель тяготеет к эпической объективности, другой — взрывается лирической субъективностью, третьему лучше всего ... собираю На паперти жизни слова. …………………………  Словечки взаймы отдавая, Я жду их обратно скорей, Недаром моя кладовая Всех нынешних банков полней.   Наконец, писатель — это еще ...

Но вскоре он осознает ошибочность своей позиции.

В 1921 г. А. Франсу присуждается Нобелевская премия.

Франс придал критическому реализму рубежа веков особую философскую насыщенность.

Ибсен.Хенрик Ибсен (1828 — 1906) — норвежский писатель, один из крупнейших драматургов эпохи, создатель «новой драмы» («интеллектуальной драмы», или «драмы идей»).

Его первые про­изведения носили романтический характер. Переходными к реа­листической драме идей стали драматические философские по­эмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867).

В образах Бранда как воплощения абсолютной воли (его идея: «Быть самим собой») и Пера Гюнта как воплощения безволия, готовности жить по прин­ципу появляющихся в поэме фантастических троллей: «Быть са­мим собой довольным» явлены две противоположные точки зре­ния на предназначение человека. Обе позиции терпят крах: Бранд, осознав ущербность ригоризма, погибает в снежной лавине, а Пер Гюнт, прийдя к пониманию губительности самодовольства и по­ловинчатости, начинает меняться, и ему дается шанс сохранить свою личность — его гибель (символическая переплавка в оловян­ной ложке Пуговичника) отложена до следующего прихода Пу­говичника. Изменчивость характера и открытый финал — важней­шие драматургические нововведения, которые делает Ибсен в «Пере Гюнте». Зритель должен быть сотворцом пьесы, размышляя о ее идеях, героях и событиях после окончания спектакля, — та­кова мысль Ибсена.

Крупнейшее достижение -Ибсена — драма «Кукольный дом» (1879).

Здесь он использовал целую систему художественных средств, разрабатывавшихся им в противовес развлекательной драматургии (ретроспективная композиция, основанная на тайне в прошлом героев, открытый финал, превращение пьесы в цепь дискуссий, которые продолжат зрители после окончания спек­такля, символика, мотив всеобщей игры и т.д.).

Героиня драмы Нора, к которой ее муж Хельмер относится как к очаровательной кукле (символика: кукла, кукольный дом; мотив игры в куклы как жизни «понарошку»), когда-то соверши­ла проступок — подделала подпись на векселе, спасая жизнь тя­жело больного мужа (тайна в прошлом героев) и проявив тем самым свою самостоятельность, «некукольность». Выяснение этой тайны составляет стержень драмы. В ней сталкиваются официаль­ные воззрения и естественные чувства. Сам конфликт возник за восемь лет до начала действия, но осознается только здесь, на сцене. Однако, в противовес традиции, финал не дает разреше­ния конфликта: Нора уходит из дома мужа, не придя к какому-либо решению, а Хельмер полон надежды на «чудо из чудес» — возвращение Норы. Исследовательница творчества Ибсена Г. Н. Храповицкая пишет: «Ретроспективная драма по отношению к драме с обычной композицией представляет собой кульминацию, которая возникла после предшествовавших ей событий и за которыми последуют новые события. … Стремление все современ­ные мнения подвергнуть пересмотру с точки зрения человечнос­ти превращало драмы Ибсена в ряд дискуссий. Современники Ибсена говорили, что новая драма началась со слов Норы, ска­занных Хельмеру: «Нам с тобой есть о чем поговорить»1.

13 стр., 6034 слов

Философия жизни 5

... в жертву которым была принесена именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека. Правда, понятие жизни, которому сторонники философии жизни придавали фундаментальное значение и в деле ... необходимость исследования духовного, психического во всех их проявлениях, представители философии жизни выступили с резкой критикой традиционного рационализма за преувеличение роли сознательно-рациональных ...

В последующих драмах («Привидения», 1882; «Враг народа», 1882; «Дикая утка», 1884; «Росмерсхольм», 1886; «Женщина с моря», 1888) Ибсен развивает различные аспекты драмы идей. В поздних драмах («Гедда Габлер», 1890; «Строитель Сольнес», 1892; «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», 1899; и др.) он обращается к теме искусства и судьбе художника в современном обществе. Усиление внимания к символам сближает позднее творчество Ибсена с сим­волизмом.

Благодаря деятельности Ибсена, а также норвежских писате­лей Бьёрнстьерне Бьёрнсона(1832—1910, драмы «Банкротство», 1874; «Редактор», 1874; «Король», 1877; «Свыше сил», ч. 1 — 1883, ч. 2 — 1895; и др.), Кнута Гамсуна(1859—1952, романы «Голод», 1890; «Мистерии», 1892; «Пан», 1894;’ «Виктория», 1898; «Дети века», 1913; «Соки земли», 1917; и др., драматическая трилогия об Иваре Карено: «У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898; и др.), шведского писателя Августа Стринд-берга(1849— 1912, романы «Красная комната», 1879; «Одинокий», 1903; и др., драмы «Отец», 1887; «Фрекен Юлия», 1888; «Эрик XIV», 1899; «Соната призраков», 1907; и др.) литература сканди­навских стран заняла одно из ведущих мест в мировом литератур­ном процессе.

Шоу.Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) — великий англий­ский драматург, реформатор английского театра. Он родился в семье знатного ирландца, вынужденного работать чиновником. Школа мало дала Шоу, свои познания он приобрел в основном самостоятельно. С 1871 г. он работал клерком в Дублине, затем переехал в Лондон, где сотрудничал в журналах. В социалистиче­ской печати Шоу опубликовал свои романы («Неразумный брак», 1880; «Неуживчивый социалист», 1883; и др.), не принесшие ему успеха, но научившие его систематическому литературному тру­ду, внимательному наблюдению жизни. Писатель увлекался соци­алистическими идеями и в 1884 г. стал одним из основателей со­циал-реформистского Фабианского общества.

Увлечение Ибсеном, о художественном мире которого Шоу написал книгу «Квинтэссенция ибсенизма» (1891), относится к следующему этапу его творчества, связанному с реформой анг­лийского театра. Сцену Шоу представляет как место для дискуссии, как площадку для столкновения идей, постановки проблем. Он отстаивает принципиально новую структуру драмы — «проблем­ную пьесу-симпозиум», тем самым ближе подходя к созданию «политической» и «философской» драм, которые займут большое место в его позднем творчестве. Шоу пользуется особым способом изложения проблем в «остраненном» виде — парадоксом. В отли­чие от Уайльда он делает парадокс идеологическим оружием. Па­радокс срывает романтические покровы с капиталистической дей­ствительности, свидетельствует о трезвом взгляде героев-«реали-стов» и автора на жизнь.

Три цикла составляют первый этап творчества Шоу-драматур­га: «Пьесы неприятные» (1898) — «Дома вдовца» (1892), «Серд­цеед» (1893), «Профессия миссис Уоррен» (1894); «Пьесы прият­ные» (1898) — «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживем — увидим!» (1895); «Три пьесы для пуритан» (1901) — «Ученик дьявола» (1896—1897), «Це­зарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брасбаунда» (1899).

14 стр., 6859 слов

1.Натурализм как творческий метод

... Золя (романы «Жермини Ласерте», «Тереза Ракен»). Преддверием натура­лизма этих писателей можно считать роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» (1857). Натурализм ... что трагизм чел.сущ-ия заключен в повседневном течении жизни. Конфликт в драме социальный, основой перестает столкновение ... драмы характерно воспроизведение потока повседневности, создание иллюзии жизни на сцене. Огромное значение имел подтекст и ...

Большим достижением драматургии Шоу первого периода яви­лись пьесы «Человек и сверхчеловек» (1901—1903), «Другой ост­ров Джона Булля» (1904), «Майор Барбара» (1905).

В 1913 г. Шоу создает наиболее популярную свою пьесу — «Пиг­малион». Тогда же он начинает работать над драмой «Дом, где разбиваются сердца» (1913—1919), которую справедливо считал своим лучшим произведением. Шоу продолжил плодотворную драматургическую деятельность и в последующие десятилетия вплоть до середины XX в.

Драматургия Шоу дала мощный толчок развитию английского театра, находившегося в состоянии глубокого упадка целое сто­летие (после Шеридана).

Он один из вождей «новой драмы», пи­сатель, во многом определивший магистральные пути развития мировой драматургии в XX в.

Героическая линия реализма: Роллан, Джек Лондон

Роллан.Ромен Роллан (1866— 1944) — французский писатель, в чьем творчестве дано осмысление человека и мира в героиче­ских тонах. Он родился в г. Кламси в Бургундии, образ которой запечатлен в повести «Кола Брюньон» и других его произведени­ях, в семье нотариуса. Будущий писатель учился в Высшей нор­мальной школе в Париже. Он занимался историей музыки и живо­писи, для чего Школа направила Роллана в Италию. Большое зна­чение для творчества Р. Роллана имело знакомство с произведени­ями Гоголя, Гончарова, Тургенева и особенно Л.Толстого.

Литературный путь Роллан начал как драматург-неоромантик. Драмы «Людовик Святой» (1897), «Аэрт» (1898), «Настанет вре­мя» (1903) составили цикл «Трагедии веры». Однако уже в 1898 г. Роллан начинает работать над новым циклом «Театр Револю­ции», в котором он переходит на позиции реализма. В цикл вош­ло 8 драм, написанных в 1898—1939 гг. Первая из них — «Волки» (1898) — на материале французской революции конца XVIII в. описывает ситуацию, близкую обстоятельствам дела Дрейфуса. Пьеса была запрещена сразу же после премьеры.

К 1900 г. Роллан окончательно порывает с неоромантиками и разрабатывает программу создания подлинно народного театра (сб. «Народный театр», 1903).

Призыв к демократизации театра — важ­ный вклад писателя в театральное движение эпохи. Наиболее зна­чительное достижение Роллана в реализации программы народ­ного театра — драма «14 июля» (1902), где персонажи растворя­ются в образе коллективного героя — восставшего народа.

Черты романтизма в значительной мере сохраняются в реали­стических произведениях Роллана, ибо он одержим поисками утраченного в империалистическую эпоху героического начала. Эти поиски приводят его к анализу жизни великих людей («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1907; «Жизнь Толсто­го», 1911)’. Результаты этого анализа отразились в создании обра­за главного героя в романе-эпопее «Жан Кристоф» (1904— 1912), замысел которого возник у Роллана еще в конце XIX в. Гениаль­ный немецкий музыкант, бунтарь в юности и мудрец в конце жизненного пути, Жан Кристоф напоминает героев романтиче­ских произведений. Но в романе-эпопее на первый план выдвига­ется реалистический образ’Европы рубежа веков, равного кото­рому по масштабу литература того времени не знала. Действие произведения начинается в Германии, затем переносится во Фран­цию, Швейцарию, Италию. Почти накануне империалистической войны прозвучал голос Роллана, посвятившего свою эпопею «сво­бодным душам всех наций, которые страдают, борются и побе­дят».

14 стр., 6967 слов

Роман как литературный жанр

... в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных ... его становление в различных странах. 1.2 ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В РАЗВИТИИ РОМАНА Историческое развитие романа в разных европейских странах обнаруживает довольно большие различия, вызванные ...

В 1914 г. Роллан закончил повесть «Кола Брюньон» (опублико­вана в 1918 г.) — шедевр французской литературы, связанный с народной традицией и исполненный оптимизма. Действие повес­ти происходит в 1616 г. в г. Кламси. Герой произведения, от имени которого ведется повествование-дневник, резчик по дереву Кола Брюньон, — подлинно народный персонаж, «галльский тип», по словам автора повести. На него обрушиваются всевозможные беды: война, чума, смерть жены, потеря всего имущества, но ничто не в силах сломить Кола, его веры в свое призвание, его оптимизма. Особое значение Роллан придавал 13-й главе повести, в которой Кола Брюньон размышляет о роли книг в жизни человека.

В годы Первой мировой войны писатель с позиций пацифизма , и гуманизма осудил политику враждующих государств (сб. «Над схваткой», 1915).

Победа революции в России, которую Роллан приветствовал, и окончание войны знаменуют начало нового эта­па в творчестве писателя — сближение с социалистическими реа­листами (роман «Очарованная душа», 1922— 1933; и др.).

Роллан оказал мощное влияние на развитие литературы. В ро­мане «Жан Кристоф» он подвел итог развития двух крупнейших направлений XIX в. — критического реализма и романтизма, син­тезировав их лучшие, наиболее сильные черты, раскрыв новые возможности реализма, продемонстрировав ряд его новых качеств, характерных для XX в. (форма романа-потока и др.).

Джек Лондон.Джон Гриффит Лондон (1876—1916), взявший псевдоним Джек Лондон, один из всемирно признанных писате­лей США. Он внес в литературу тему повседневного героизма, воспел мужество простых людей как высокую духовную ценность. Джек Лондон родился в Сан-Франциско в семье обедневшего фермера. Начало его жизни было необычайно бурным: он сменил множество профессий, в какой-то период сидел в тюрьме за бро­дяжничество, жажда знаний привела его в университет, но после двух курсов он уехал на Аляску искать золото. Так и не скопив состояния, но обогащенный жизненными впечатлениями, Лон­дон в 1900 г. выпустил сборник новелл «Северные рассказы», кото­рый принес ему широкую известность. В нем сочетается описание сильных телом и духом людей с картинами суровой природы, требующей от человека большого мужества. К «Северным расска­зам» примыкают сборники «Бог его отцов» (1901), «Любовь к жизни» (1907) и др.

В рассказе «Бог его отцов», давшем заглавие одному из сборников, повествуется о человеке, смело разорвавшем с цивилизованным обще­ством, в котором он испытывал унижения, и примкнувшем к индейско­му племени. Мужество в экстремальной ситуации воспевается и в знаме­нитом рассказе «Любовь к жизни».

Среди романов Джека Лондона наиболее значителен «Мартин Идеи» (1909).

Герой романа, матрос, порвавший со своим окру­жением и поставивший перед собой задачу прорваться в высшее общество, бесспорно, сильная и духовно богатая личность. Этому решению способствует его любовь к Руфи Морз, девушке из бур­жуазной семьи. Огромное впечатление на читателя производит то упорство, с которым Мартин Идеи овладевает культурными дос­тижениями.

Идеи становится писателем. Но, пройдя путь от простого парня до человека выдающейся образованности, герой понимает, что культур­ность того общества, в которое он стремился войти, — лишь иллюзия. Миром правят не идеи и красота, а деньги. Пока он был беден, ему помогали только бедные люди — разбогатев, Мартин удостоился все­общего внимания и преклонения, к нему приходит Руфь, прежде от него отвернувшаяся. Открыв истинное лицо буржуазного мира, герой не может справиться с охватившим его разочарованием и кончает жизнь самоубийством.

Джек Лондон стал не просто признанным писателем, а своего рода учителем жизни, утверждавшим стоическое сопротивление превратностям судьбы.

НАТУРАЛИЗМ

Натурализм — одно из важнейших направлений в литературе конца XIX в. Генезис натурализма связан с поражением европей­ских революций 1848 г.,подорвавшим веру в утопические идеи, в идеологию вообще.

Принципы натурализма.Философской основой натурализма стал позитивизм. Литературными предпосылками натурализма послу­жило творчество Г.Флобера, его теория «объективного», «безлич­ного» искусства, а также деятельность «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).

Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фан­тастических вымыслов романтиков, которые в середине века все более отходят от действительности в область грез, повернуть ис­кусство лицом к правде, к реальному факту. Творчество Бальзака становится для натуралистов образцом. Представители этого на­правления обращаются к жизни низов общества, им присущ под­линный демократизм. Они расширяют область изображаемого в литературе, для них нет запрещенных тем. Если безобразное изоб­ражено достоверно, оно приобретает для натуралистов значение подлинной эстетической ценности.

Натурализму свойственно позитивистское понимание досто­верности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может писать только о том, что изучил. Отсюда — изображение лишь «куска действительности», воспро­изведенного с фотографической точностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и общего); отказ от изоб­ражения героической личности как «нетипичной» в натуралисти­ческом смысле; замена сюжета («выдумки») описанием и анали­зом; эстетически нейтральная позиция автора по отношению к изображаемому, для него нет красивого или некрасивого; анализ общества на основе строгого детерминизма, отрицающего свобо­ду воли; показ мира в статике, как нагромождение деталей; писа­тель не стремится предсказать будущее.

Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сбли­жался с импрессионизмом и реализмом. Значение натурализма для реалистического искусства связано со стремлением к правде, широким введением документов, фактов, художественным освоением новых пластов действительности, развитием ряда жанров (аналитический роман, очерк и т.д.).

Тэн.Основоположником эстетики натурализма был француз­ский искусствовед Ипполит Тэн (1828—1893).

Он учился в Выс­шей нормальной школе (Париж).

С 1864 г. Тэн — профессор эсте­тики в Школе изящных искусств, с 1878 г. — член Французской Академии. В первом значительном труде «Французские философы XIX века» Тэн объявил величайшими философами позитивистов Конта, Милля и Спенсера. В очерке «Бальзак» (1858) закладыва­ются основы натуралистической эстетики. Для ее формирования важнейшим событием было появление труда Тэна «История анг­лийской литературы» (1863— 1865).

Во «Введении» к этому изда­нию Тэн изложил теорию «расы, среды и момента», ставшую кра­еугольным камнем натурализма. В его трудах сформулирован ос­новной принцип натурализма: уподобление искусства науке.

Гонкуры.Братья Эдмон (1822—1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкур — выдающиеся французские писатели, стоящие у исто­ков натурализма и импрессионизма во французской литературе. Они родились в семье провинциальных дворян. Вершина их твор­чества — роман «Жермини Ласерте» (1865). Жизнь служанки, ее трагедия стали предметом исследования писателей. Предисловие к роману — один из первых манифестов зарождающегося натура­лизма. Гонкуры разработали методику «клинического анализа» — новую разновидность психологизма: это своего рода «научное на­блюдение» за скрытыми, часто постыдными сторонами внутрен­ней жизни, которое проливает свет на, казалось бы, алогичные поступки героев.

Гонкуры создали импрессионистический стиль, фиксирующий мгновенные ощущения. Одним из решающих средств при этом стал импрессионистический пейзаж.

Школа Золя.В 1870-е годы во главе натуралистов встает Эмиль Золя. В теоретических работах он обосновал основные принципы натурализма. В его художественном творчестве переплетаются чер­ты натурализма и критического реализма, и этот синтез произво­дит на читателей сильное впечатление, благодаря которому нату­рализм, вначале отвергаемый читающей публикой, получает при­знание. Золя достигает триумфа, опубликовав в 1877 г. роман «За­падня». Он сумел сплотить вокруг себя молодых писателей, соста­вивших ядро натуралистской школы (А. Сеар, Л.Энник, О.Мир-бо, Ш.М.Ж.Гюисманс, П.Алексис и др.).

Важнейшим этапом в ее деятельности стало создание книги рассказов «Вечера в Медане» (1880).

В 1880-е годы натуралисты пытались обновить театр (Э.Золя, П.Алексис, О. Метенье и др.).

Золя не был крупным драматургом, но его теоретические работы, инсценировки его романов, ста­вившиеся на сцене передового Свободного театра и на многих сценах мира, образовали в рамках движения европейских драма­тургов за «новую драму» особое направление.

В эти же годы сказались слабые стороны натурализма: отсут­ствие глубоких обобщений, физиологизм, нагромождение дета­лей. Обнаружилось расхождение между натуралистами.

В 1887 г. после выхода романа Золя «Земля» натуралистская школа раскололась.

Натурализм в Германии.В немецкой литературе 1880-х годов натурализм занял видное место. Теоретики натурализма А. Хольц и Й.Шлаф разработали концепцию «секундного стиля», утверж­дая, что изображение мира должно быть подобным воспроизведе­нию того, как падает лист, оторвавшийся от ветки. Законом ис­кусства должно быть воспроизведение мелочей быта. Так же де­тально надо описывать поведение людей, вскрывая физиологи­ческие импульсы или болезненные отклонения психики,кото­рые им управляют.

Гауптман.Герхарт Гауптман (1862— 1946) в своей первой пьесе «Перед восходом солнца» (1889) дал один из лучших образцов немецкого натурализма. Премьера пьесы сопровождалась сканда­лом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изобра­жалась с такой степенью откровенности, выступая в самом не­приглядном свете.

Семья Краузе, оторвавшаяся от крестьянских корней благодаря сва­лившемуся на нее богатству (на их участке был обнаружен уголь), живет самыми примитивными, низменными инстинктами. Богатство приводит к безделью и-абсолютной пустоте существования — скучающая от без­делья мать начинает пристраивать своего любовника к собственной пад­черице. Развившееся на той же почве пьянство поражает не только стар­шее поколение (отца, в пьяном угаре путающего свою дочь с проститут­кой), но и младшее (старшую дочь, расплачивающуюся за алкоголизм смертью своих детей).

От младшей дочери, Елены, отказывается любя­щий ее репортер-социалист Лот, как только узнает, что эта неиспорчен­ная, образованная девушка родилась в семье алкоголиков, и Елена кон­чает с собой.

Название пьесы символично, оно дает надежду на преодоле­ние того мрака, которым окутана повседневная жизнь немецких обывателей.

В последующих драмах Гауптмана («Одинокие», 1891; «Ткачи», 1892; «Бобровая шуба», 1893) черты натурализма, прежде всего натуралистическое изображение деталей, соединяются с реали­стическим воспроизведением действительности, с драмой идей. Однако в те же годы он пишет пьесы в совсем другой манере, близкой символизму («Вознесение Ганнёле», 1893; «Потонувший колокол», 1896).

Это еще раз подтверждает, что в переходную эпоху границы различных художественных систем размываются, на смену единству приходит множественность, художественный плюрализм. Наиболее значительной реалистической драмой Гауптмана стала пьеса «Перед заходом солнца», задуманная в 1910 г., а завершен­ная в 1932 г.

Влияние натурализма вышло далеко за пределы Европы.

Золя

Эмиль Золя (1840—1902) — великий французский писатель, глава натурализма. Он родился в семье итальянского инженера. Учился в Эксе (город в Провансе, впоследствии изображенный Золя под названием Плассан), затем в Париже. Первый успех писателю принес сборник «Сказки Нинон» (1864), созданный под влиянием эстетики романтизма. Вскоре Золя знакомится с романом Гонкуров «Жермини Ласерте», с трудами И.Тэна. В от­личие от Тэна Золя признавал право художника на субъекти­визм, защищал импрессионистов. Однако написанный им в этот период роман «Тереза Ракен» (1867) носит преимущественно на­туралистический характер.

Теория экспериментального романа.В статье «Эксперименталь­ный роман» (1880), вошедшей в одноименный сборник, Золя обо­сновал уподобление художественного метода методу научному: «…Романист является и наблюдателем, и экспериментатором. В ка­честве наблюдателя он изображает факты такими, какими он на­блюдал их, устанавливает отправную точку, находит твердую по­чву, на которой будут действовать его персонажи и развертывать­ся события. Затем он становится экспериментатором и произво­дит эксперимент — то есть приводит в движение действующие лица в рамках того или иного произведения, показывая, что пос­ледовательность событий в нем будет именно такая, какую требу­ет логика изучаемых явлений. <…> Конечная цель — познание человека, научное познание его как отдельного индивидуума и как члена общества. <…>»

«Ругон-Маккары».В 1868 г. Золя задумывает цикл романов. Об основной цели его он пишет в аннотации: «Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды… Изучить всю Вторую империю от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество подлецов и героев». Та­ковы первые наброски замысла главного труда Золя — 20-том­ной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная исто­рия одной семьи в эпоху Второй империи» (1871 —1893).

Работу задержали события франко-прусской войны и Парижской ком­муны. Золя не принял Коммуны, но в дни ее разгрома резко осудил террор.

В 1870-е годы появились первые 8 романов цикла «Ругон-Мак­кары». Все они немедленно были переведены на русский язык и были очень популярны в России. Во Франции их встретили враждебно, и только роман «Западня» (1877) принес Золя признание. Писатель стал главой натуралистской школы.

Расцвет творчества Золя приходится на 1880—1887 гг., когда выходят романы «Нана» (1880), «Жерминаль» (1885), «Творче­ство» (1886), «Земля» (1887) и др. В критических работах («Экс­периментальный роман», 1880; «Романисты-натуралисты», «Наши драматурги», «Натурализм в театре», 1881) писатель излагает свои теоретические взгляды, концепцию натуралистического романа и драмы. Споры вокруг романа «Земля» явились поводом для раско­ла французского натурализма. Но Золя не оставляет начатого и в 1893 г. заканчивает цикл «Рутон-Маккары» (последние романы — «Деньги», 1891; «Разгром», 1892; «Доктор Паскаль», 1893).

«Жерминаль». Этот роман, одно из лучших произведений Золя, повествует о судьбе одного из представителей линии Мак-каров — Этьена Лантье, устроившегося работать на шахту. Его история предстает на фоне жизни шахтеров, которых беспросвет­ная нужда вынудила восстать против хозяев, что привело к самым печальным последствиям. В ряде писем Золя раскрыл свой замы­сел и выбранную романную форму. Так, в письме Жоржу Мон-торгею он писал: «Наши народолюбы — просто мечтатели, они не ушли ни на шаг дальше гуманистических бредней сорок восьмого года. Если народ так хорош, так совершенен, к чему хлопотать об улучшении его участи? Нет, он внизу, на самом дне, он прозяба­ет в невежестве и в грязи, и наш долг — сделать все возможное, чтобы извлечь его оттуда». •

В письме к Эдуарду Роду Золя уточнил основную идею романа: «По-видимому, я недостаточно ясно выразил свою мысль; мне представлялось необходимым поставить над извечной несправед­ливостью классов извечную муку страстей». В письме к одному из издателей он еще раз подчеркнул: «»Жерминаль» — произведе­ние, которое зовет, к состраданию, а не к революции. <…> Да, призыв к состраданию, призыв к справедливости — вот един­ственная цель, которую я ставил перед собой».

Другие романные циклы.Отрицание религии и прославление труда и науки содержится в следующем цикле романов — «Три города» («Лурд», 1894; «Рим», 1896; «Париж», 1898).

Незакончен­ной осталась притчевая тетралогия «Четыре Евангелия» («Плодо­витость», 1899; «Труд», 1901; «Истина», опубликован в 1903 г. посмертно; «Справедливость», не завершен).

Подлинный человеческий подвиг Золя — участие в деле Дрей­фуса. А.П.Чехов писал о Золя: «В этом своем процессе он, как в скипидаре, очистился от наносных сальных пятен и теперь засиял перед французами в своем настоящем блеске. Это чистота и нрав­ственная высота, каких не подозревали».

Золя оказал влияние на развитие натурализма во всем мире., Однако не меньшее значение имело его творчество для реализма. Писатель необычайно расширил предмет реалистического изоб­ражения, открыл новые приемы художественного исследования действительности. Он разработал новое жанровое образование — цикл романов, представляющий общество целой эпохи в «верти­кальном» (историческом) срезе. В рамках этого историко-семей-ного цикла Золя создал особый тип романа, в центре которого оказалось предприятие, «экономический организм» (шахта в «Жер­минале», рынок в «Чреве Парижа»).

Поиски правды в искусстве сочетались у Золя с личной чест­ностью, позволившей А. Франсу назвать его «этапом в сознании человечества».