Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер

РЕАЛИЗМ РУБЕЖА XIX—XX ВЕКОВ

Перед писателями-реалистами на рубеже веков встала задача найти адекватные средства для глубокого анализа новой действи­тельности. Постепенное перерастание капитализма в империализм и связанное с этим обострение классовых противоречий — наи­более характерная тема, нашедшая освещение в реалистической литературе.

Философская мысль в этот период колеблется от позитивизма к иррационализму. Меняется и литературный фон. Реализм отста­ивает свои принципы не в борьбе с классицизмом или романтиз­мом, а полемизируя с натуралистами, символистами, разного рода декадентскими школами.

В критическом реализме выделяются четыре ведущие линии: социально-психологическая (Г.де Мопассан, Т. Гарди, Д. Голсу-орси, Г.Джеймс, Т.Драйзер, К. Гамсун, А. Стриндберг, ранний Т.Манн, Р.Тагор и др.); социально-философская (А.Франс, Б.Шоу, Г.Уэллс, К.Чапек, Акутагава Рюноске и др.); сатирико-юмористическая (ранний Г.Манн, Д.Мередит, М.Твен, А.Доде и др.); героическая (Р.Роллан, Д.Лондон).

В целом критический реализм на рубеже веков отличается от­крытостью границ, испытывает влияние и вбирает в себя черты всех основных художественных методов эпохи, сохраняя главное качество — характер типизации. Глубокая внутренняя перестрой­ка реализма была связана с экспериментом, смелым опробовани­ем новых средств. Качественно углубляются основные достижения критического реализма предыдущих периодов — психологизм, со­циальный анализ, расширяется сфера реалистического отображе­ния, на новую художественную высоту поднимаются жанры но­веллы, романа, эпопеи.

Этот этап развития критического реализма выступает как пе­реходное явление, в котором закладываются основные отличия реалистической литературы XX в. от критического реализма XIX в.

Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер

Мопассан.Ги де Мопассан (1850—1893) — французский писа­тель, глава реалистического направления в литературе конца XIX в. Он родился в обедневшей дворянской семье. Детство и юность Мопассана прошли в Нормандии, образ этого края впоследствии воспроизводился во многих произведениях писателя. Обучение в университете было прервано франко-прусской войной. В 1872 — 1878 гг. Мопассан служил чиновником сначала в Морском мини­стерстве, затем в Министерстве народного просвещения.

14 стр., 6720 слов

Критический реализм

... настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. Новый тип реализма складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. ... человеческого «Я». Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо ...

Первый литературный успех Мопассана — новелла «Пышка», опубликованная в знаменитом сборнике кружка Золя «Вечера в Медане» (1880).

Мопассан создал большое количество новелл,вошедших в сборники «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), «Лунный свет» (1884), «Иветта» (1885), «Орля» (1887) и др. Они не составляют циклов в традиционном смысле слова, объединены, как правило, неким настроением, в чем сказывается влияние импрессионизма. Свои­ми учителямиГ.де Мопассан считал Г.Флобера, И.С.Тургенева, Э. Золя. Под их воздействием формировалась «мопассановская» но­велла. Благодаря Мопассану в 1880-е годы новелла стала ведущим реалистическим жанром. Лежащий в основе новеллы единичный эпизод приобретает особое, обобщенное значение. В эпизоде рас­крываются ранее не известные, незаметные черты характера, дре­мавшие чувства («Заведение Телье»).

Эпизод выступает эконом­ным средством изображения жизненной драмы («Ожерелье») или поворотным моментом в судьбе персонажа («Папа Симона»).

Мо­пассан разрабатывает новые средства психологизма. «Непрямой» анализ (напоминающий чеховский подтекст) позволяет угадать тончайшие движения души. Структура новеллы принципиально меняется за счет углубленного, фиксированного, «точечного» на­блюдения, результатом которого оказывается предельная концен­трация отраженной действительности в единичных деталях. Но­велла Мопассана, как и чеховский рассказ, зачастую становится «маленьким романом». Мопассан и Чехов внесли выдающийся вклад в развитие «малого жанра», они глубоко изменили его ха­рактер, структуру и даже цели.

Значительны достижения Ги де Мопассана и в создании реа­листических романов. Среди романов писателя («Жизнь», 1883; «Милый друг», 1885; «Монт-Ориоль», 1887; «Пьер и Жан», 1887— 1888; «Сильна как смерть», 1889; «Наше сердце», 1890) особое место занимают «Жизнь» и «Милый друг». «Жизнь» — одна из вершин психологизма во французской литературе XIX в. Напро­тив, в «Милом друге» психологизм отступает на второй план, что связано с фигурой героя (точнее «антигероя») Жоржа Дюруа, чей духовный мир убог, внутренние побуждения ограниченны, на пер­вый же план выдвигается социальный анализ действительности.

Большое значение для характеристики особенностей реализма имеют теоретические суждения Мопассана, изложенные в пре­дисловии к роману «Пьер и Жан» («О романе»).

13 стр., 6215 слов

Особенности трактовки образа героя времени в романе Лермонтова ...

... не похож на привычный для нас по литературе второй половины XIX века классический русский роман. В нем нет сквозной сюжетной линии с завязкой и развязкой, каждая ... — показать внутреннюю жизнь и эволюцию героя, для чего используются самые разнообразные средства, среди которых не только монологи, диалоги, внутренние монологи, психологический портрет и пейзаж, но ...

Реалистическое творчество Мопассана сложно и многогранно. Он испытал влияние натурализма. Стиль ряда его произведений носит импрессионистский характер. На его позднее творчество повлияли идеи декаданса.

Мередит.Джордж Мередит (1828 — 1909) — английский писа­тель-реалист, воспринявший традиции Диккенса и Теккерея, один из основоположников социально-психологической линии в реа­лизме рубежа веков. В 13 своих романах, среди которых — «При­ключения Гарри Ричмонда» (1871), «Эгоист» (1879), «Один из наших завоевателей» (1891), он тяготел к драматургическому по­строению, свойственному трагедии и комедии, чем предвосхи­тил «роман-трагедию» Т. Гарди. Своеобразным манифестом Ме­редита стало его «Эссе о комедии и использовании духа комиче­ского» (1877), где он определял перспективы романного жанра, видя их, в том числе, в его драматизации, в сближении эпиче­ского и драматического начал. Роман «Эгоист» имеет подзаголо­вок «Повествовательная комедия». В центре романа — образ баро­нета Уилоби Паттерна, эгоиста, девиз которого: «Я вовсе не тре­бую, чтобы мне угождали, — единственное, на чем я настаиваю, чтобы меня любили». Невеста баронета Клара Мидлтон оставля­ет его — таков итог столкновения эгоизма героя и душевной щед­рости девушки. Частному случаю Мередит придает социально значимый характер. Тяготея к принципу реалистического психоло­гизма, он одним из первых последовательно развивает психоло­гическую сатиру. Парадоксальное соединение психологизма и са­тиры — признак переходности в развитии литературного процес­са на рубеже веков.

Гарди.Томас Гарди (1840—1928) — один из крупнейших анг­лийских реалистов рубежа веков. Он родился в семье мелкого под­рядчика, детство провел в сельской местности, среди простых людей. Гарди проявил поразительную настойчивость в получении образования, изучил несколько языков, несколько лет занимался готической архитектурой. С 1871 по 1897 г. он написал 14 романов, объединенных в 3 цикла: «Романы изобретательные и экспери­ментальные», «Романтические истории и фантазии», «Романы характеров и среды». К последнему циклу относятся самые извест­ные романы Гарди: «Мэр Кэстербриджа» (1886), «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891), «Джуд Незаметный» (1896).

В них писатель разрабатывает особую жанровую модификацию — «роман-траге­дию», что связано с его концепцией мира и человека. Гарди счи­тал, что осознание человеком естественного хода вещей делает его участником «великой драмы», порождая ощущение «траги­ческой вины», страдание от неосуществимости желаний, отчуж­дение от природы. Гарди глубоко раскрывает психологию геро­ев, при этом сохраняя и даже подчеркивая сюжетность своих произведений. Психологизм начиная с «Фьяметты» Боккаччо раз­вивался по пути уменьшения сюжетности, обеднения событий­ного ряда, и обращение к событийности в романе у Гарди (как у Мопассана в новелле) для раскрытия внутреннего мира челове­ка — достаточно новое, даже парадоксальное средство психоло­гизма.

14 стр., 6594 слов

Лишний человек в произведениях русских писателей 19 века

... критиков, успех книг, в которых изображаются такие люди, стимулирует писателей к «повторению» или «вариациям» каких-либо литературных типов. ... и косным укладом жизни, тем самым подтолкнув других писателей к освещению этой проблемы, а образ Базарова, завершающий ... многие критики XIX века и некоторые литературоведы ХХ к типу «лишнего человека» относят Печорина, героев романов И.С.Тургенева Рудина и ...

Джеймс.Генри Джеймс (1843— 1916) в равной мере принадле­жит английской и американской литературе. Родившись в США, он уже в детстве побывал в Европе, а в 1875 г. принял британское гражданство и поселился в Англии. Героями его произведений (ро­маны «Американец», 1877; «Бостонцы», 1886; и др.) нередко ста­новятся американцы. Так, в романе «Женский портрет» (1881) героиня — американка Изабелла Арчер, приезжающая в Европу в поисках новых впечатлений и ощущений. Желая сохранить неза­висимость, она отвергает и английского лорда Уорбертона, и аме­риканского бизнесмена Каспара Гурвурда, выйдя замуж за Гил­берта Осмонда, жадного, эгоистичного, тщеславного человека, брак с которым не может принести Изабелле счастья. Писатель избегает подробного рассказа о событийной стороне ее жизни, основное внимание уделено тончайшим нюансам чувств, анализу внутренних побуждений героини. Джеймс — выдающийся мастер психологического романа. Огромное влияние на него оказал пси­хологизм русских писателей, прежде всего И.С.Тургенева.

Драйзер.Теодор Драйзер (1871 — 1945) — один из крупнейших американских писателей-реалистов. Пройдя тяжелую жизненную школу, он стал журналистом, а затем (во многом под влиянием чтения произведений Бальзака) — и писателем. Выступив против «мягкого», «розового» реализма, Драйзер в романе «Сестра Кер­ри» (1900) выбирает характерный для американской литературы того времени сюжет (простая девушка из провинции попадает в высшее общество и обретает там счастье и благополучие), но со­вершенно переосмысливает его.

Керри, мечтающая о богатой и счастливой жизни, приезжает в Чи­каго, где сталкивается с соблазнами большого города, нечестными дель­цами, отсутствием подлинно человеческих взаимоотношений. Ее мечта терпит крах. С трудом найденная работа на обувной фабрике разрушает ее здоровье. Связь сначала с дельцом Друэ, а затем с его другом директо­ром бара Герствудом, ради нее решившимся на разрыв с семьей, кражу и в конце концов разорившимся, не дарит ей чувства любви. Став опере­точной актрисой, познав успех у публики, Керри все более утрачивает изначальную чистоту, ощущает моральное опустошение.

Среди выдающихся произведений Драйзера — романы «Джен­ни Герхардт» (1911), трилогия «Финансист» (1912); «Титан» (1914); «Стоик» (опубл. посмертно, в 1946), «Гений» (1915), «Американ­ская трагедия» (1925).

Сам писатель особенно высоко ценил ро­ман «Гений». В нем Драйзер касается проблем искусства, выводя в качестве центрального персонажа художника Юджина Витлу. Витла — человек, которому дано понимание красоты. Но воз­врат его к художественному творчеству стал для него возможен только после краха карьеры, неудачи в любви. Коммерциализа­ция искусства, утрата им морального стержня как результат без­духовности общества, показанные Драйзером в «Сестре Керри» еще достаточно фрагментарно, в «Гении» раскрыты с большой глубиной.

Социально-философская линия реализма: Франс, Ибсен, Шоу

Франс.Анатоль Франс (1844—1924) — великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей крити­ческого реализма рубежа веков. Франс (настоящее имя — Анатоль Франсуа Тибо) родился в семье букиниста. В 1860-е годы, занима­ясь журналистской деятельностью, примкнул к парнасцам.

15 стр., 7251 слов

Театр подтекста в драматургии Ибсена и Чехова

... в статье "Трагизм повседневной жизни" (1896) М. Метерлинка, широко прибегавшего к подтексту в своих пьесах [26, c.829-830]. ... драматургии; охарактеризовать своеобразие драматургии Чехова; исследовать особенности творчества Ибсена; рассмотреть роль символики и подтекста в чеховской ... Своеобразие драматургии Чехова Мало кто из исследователей чеховской драмы не обращал внимания на особую роль паузы в ...

Под влиянием парнасцев Франс писал стихи (сб. «Золотые по­эмы», 1873), затем увлекся учением И.Тэна, натурализмом (по­весть «Тощий кот», 1879, и др.).

Имя Франса становится известным в 1880-х годах (роман «Пре-; ступление Сильвестра Боннара», 1881).

В эпоху переоценки духовных ценностей писатель апеллирует к разуму, к гуманности, при­зывает сохранить великое культурное наследие прошлого.

Франс обращается к вольтеровской традиции, возрождая жанр философского романа («Харчевня королевы Гусиные лапы», 1893; «Суждения господина Жерома Куаньяра», 1893).

Борьба идей, а не характеров, скептический и философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жан­ра, избранного им.

1896 г. — год признания Франса. Он избран членом Француз­ской Академии. И именно в эти годы писатель проявляет особую политическую активность. Он включается в дело Дрейфуса. 7 фев­раля 1898 г. Франс выступает свидетелем защиты на заседании суда по обвинению Золя в оскорблении военного суда. А 29 июля, когда Золя был лишен ордена Почетного легиона, Франс отказы­вается от своего ордена в знак протеста.

В эти годы писатель создает тетралогию «Современная исто­рия» («Под придорожным вязом», 1897; «Ивовый манекен», 1897; «Аметистовый перстень», 1899; «Господин Бержере в Париже», 1901).

Сила критического изображения французской жизни конца века, гуманизм, носителем которого является в тетралогии уче­ный-латинист Бержере, народность делают тетралогию вершиной критического реализма во французской литературе 1890-х годов. Франс становится ярким воплощением латинского гения в его собственном понимании (сб. «Латинский гений», 1913).

В 1901 г. был опубликован рассказ «Кренкебиль» — один из лучших французских реалистических рассказов. Для него харак­терны глубина социального анализа, критическое звучание, от­четливость авторской позиции.

В романе «На белом камне» (1904) Франс утверждает мысль о том, что социализм — это будущее человечества. Франс неодно­кратно выступал в поддержку первой русской революции, осно­вал Общество друзей русского народа и присоединенных к Рос­сии народов и после ее поражения испытал кризис мировоззре­ния. В гротескно-пародийном философском романе «Остров пин­гвинов» (1908) изложена концепция круговорота истории. Глав­ная мысль произведения — отсутствие подлинного прогресса. Од­нако в книге еще более усиливается критическое изображение современной действительности, приобретающей гротескные чер­ты. Это же касается романа о Великой французской революции «Боги жаждут» (1912) и сатирического романа «Восстание анге­лов» (4914).

В начале Первой мировой войны 70-летний писатель обращает­ся к правительству с просьбой призвать его в действующую ар­мию, пишет националистические статьи (сб. «На славном пути», 1915; «Что говорят наши убитые», 1916).

9 стр., 4039 слов

"Новая драма" у Бернарда Шоу

... «новой драмы» роль новатора и первопроходца принадлежит норвежскому писателю Хенрику Ибсену (1828—1906). Б. Шоу, увидевший в Ибсене «великого ... поведения персонажей на сцене, которая возможна только «в жизни»; по сути посетителям театра предлагалось зрелище, сравнимое с ... драматургии (к примеру, у Р. Роллана, Э. Ростана). Называться так «новая драма» стала, скорее всего, потому, что противопоставила ...

Но вскоре он осознает ошибочность своей позиции.

В 1921 г. А. Франсу присуждается Нобелевская премия.

Франс придал критическому реализму рубежа веков особую философскую насыщенность.

Ибсен.Хенрик Ибсен (1828 — 1906) — норвежский писатель, один из крупнейших драматургов эпохи, создатель «новой драмы» («интеллектуальной драмы», или «драмы идей»).

Его первые про­изведения носили романтический характер. Переходными к реа­листической драме идей стали драматические философские по­эмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867).

В образах Бранда как воплощения абсолютной воли (его идея: «Быть самим собой») и Пера Гюнта как воплощения безволия, готовности жить по прин­ципу появляющихся в поэме фантастических троллей: «Быть са­мим собой довольным» явлены две противоположные точки зре­ния на предназначение человека. Обе позиции терпят крах: Бранд, осознав ущербность ригоризма, погибает в снежной лавине, а Пер Гюнт, прийдя к пониманию губительности самодовольства и по­ловинчатости, начинает меняться, и ему дается шанс сохранить свою личность — его гибель (символическая переплавка в оловян­ной ложке Пуговичника) отложена до следующего прихода Пу­говичника. Изменчивость характера и открытый финал — важней­шие драматургические нововведения, которые делает Ибсен в «Пере Гюнте». Зритель должен быть сотворцом пьесы, размышляя о ее идеях, героях и событиях после окончания спектакля, — та­кова мысль Ибсена.

Крупнейшее достижение -Ибсена — драма «Кукольный дом» (1879).

Здесь он использовал целую систему художественных средств, разрабатывавшихся им в противовес развлекательной драматургии (ретроспективная композиция, основанная на тайне в прошлом героев, открытый финал, превращение пьесы в цепь дискуссий, которые продолжат зрители после окончания спек­такля, символика, мотив всеобщей игры и т.д.).

Героиня драмы Нора, к которой ее муж Хельмер относится как к очаровательной кукле (символика: кукла, кукольный дом; мотив игры в куклы как жизни «понарошку»), когда-то соверши­ла проступок — подделала подпись на векселе, спасая жизнь тя­жело больного мужа (тайна в прошлом героев) и проявив тем самым свою самостоятельность, «некукольность». Выяснение этой тайны составляет стержень драмы. В ней сталкиваются официаль­ные воззрения и естественные чувства. Сам конфликт возник за восемь лет до начала действия, но осознается только здесь, на сцене. Однако, в противовес традиции, финал не дает разреше­ния конфликта: Нора уходит из дома мужа, не придя к какому-либо решению, а Хельмер полон надежды на «чудо из чудес» — возвращение Норы. Исследовательница творчества Ибсена Г. Н. Храповицкая пишет: «Ретроспективная драма по отношению к драме с обычной композицией представляет собой кульминацию, которая возникла после предшествовавших ей событий и за которыми последуют новые события. … Стремление все современ­ные мнения подвергнуть пересмотру с точки зрения человечнос­ти превращало драмы Ибсена в ряд дискуссий. Современники Ибсена говорили, что новая драма началась со слов Норы, ска­занных Хельмеру: «Нам с тобой есть о чем поговорить»1.

13 стр., 6276 слов

Глава I. Специфика драмы

... глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Специфика драмы Драма в литературе занимает особое положение, так как она ... с героями драмы, читатель или зритель узнает от самих героев. Драматург, следовательно, не рассказывает о жизни своих героев, ... и второстепенных персонажей вокруг главных действующих лиц. Сюжет драмы характеризуется напряженностью и стремительностью развития. Эта особен­ность ...

В последующих драмах («Привидения», 1882; «Враг народа», 1882; «Дикая утка», 1884; «Росмерсхольм», 1886; «Женщина с моря», 1888) Ибсен развивает различные аспекты драмы идей. В поздних драмах («Гедда Габлер», 1890; «Строитель Сольнес», 1892; «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», 1899; и др.) он обращается к теме искусства и судьбе художника в современном обществе. Усиление внимания к символам сближает позднее творчество Ибсена с сим­волизмом.

Благодаря деятельности Ибсена, а также норвежских писате­лей Бьёрнстьерне Бьёрнсона(1832—1910, драмы «Банкротство», 1874; «Редактор», 1874; «Король», 1877; «Свыше сил», ч. 1 — 1883, ч. 2 — 1895; и др.), Кнута Гамсуна(1859—1952, романы «Голод», 1890; «Мистерии», 1892; «Пан», 1894;’ «Виктория», 1898; «Дети века», 1913; «Соки земли», 1917; и др., драматическая трилогия об Иваре Карено: «У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898; и др.), шведского писателя Августа Стринд-берга(1849— 1912, романы «Красная комната», 1879; «Одинокий», 1903; и др., драмы «Отец», 1887; «Фрекен Юлия», 1888; «Эрик XIV», 1899; «Соната призраков», 1907; и др.) литература сканди­навских стран заняла одно из ведущих мест в мировом литератур­ном процессе.

Шоу.Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) — великий англий­ский драматург, реформатор английского театра. Он родился в семье знатного ирландца, вынужденного работать чиновником. Школа мало дала Шоу, свои познания он приобрел в основном самостоятельно. С 1871 г. он работал клерком в Дублине, затем переехал в Лондон, где сотрудничал в журналах. В социалистиче­ской печати Шоу опубликовал свои романы («Неразумный брак», 1880; «Неуживчивый социалист», 1883; и др.), не принесшие ему успеха, но научившие его систематическому литературному тру­ду, внимательному наблюдению жизни. Писатель увлекался соци­алистическими идеями и в 1884 г. стал одним из основателей со­циал-реформистского Фабианского общества.

Увлечение Ибсеном, о художественном мире которого Шоу написал книгу «Квинтэссенция ибсенизма» (1891), относится к следующему этапу его творчества, связанному с реформой анг­лийского театра. Сцену Шоу представляет как место для дискуссии, как площадку для столкновения идей, постановки проблем. Он отстаивает принципиально новую структуру драмы — «проблем­ную пьесу-симпозиум», тем самым ближе подходя к созданию «политической» и «философской» драм, которые займут большое место в его позднем творчестве. Шоу пользуется особым способом изложения проблем в «остраненном» виде — парадоксом. В отли­чие от Уайльда он делает парадокс идеологическим оружием. Па­радокс срывает романтические покровы с капиталистической дей­ствительности, свидетельствует о трезвом взгляде героев-«реали-стов» и автора на жизнь.

Три цикла составляют первый этап творчества Шоу-драматур­га: «Пьесы неприятные» (1898) — «Дома вдовца» (1892), «Серд­цеед» (1893), «Профессия миссис Уоррен» (1894); «Пьесы прият­ные» (1898) — «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживем — увидим!» (1895); «Три пьесы для пуритан» (1901) — «Ученик дьявола» (1896—1897), «Це­зарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брасбаунда» (1899).

14 стр., 6859 слов

1.Натурализм как творческий метод

... Золя (романы «Жермини Ласерте», «Тереза Ракен»). Преддверием натура­лизма этих писателей можно считать роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» (1857). Натурализм ... драмы характерно воспроизведение потока повседневности, создание иллюзии жизни на сцене. Огромное значение имел подтекст и ... это маски, которые человека надевает на неприятные обстоятельства жизни, чтобы не сталкиваться с ними лицом к лицу, ...

Большим достижением драматургии Шоу первого периода яви­лись пьесы «Человек и сверхчеловек» (1901—1903), «Другой ост­ров Джона Булля» (1904), «Майор Барбара» (1905).

В 1913 г. Шоу создает наиболее популярную свою пьесу — «Пиг­малион». Тогда же он начинает работать над драмой «Дом, где разбиваются сердца» (1913—1919), которую справедливо считал своим лучшим произведением. Шоу продолжил плодотворную драматургическую деятельность и в последующие десятилетия вплоть до середины XX в.

Драматургия Шоу дала мощный толчок развитию английского театра, находившегося в состоянии глубокого упадка целое сто­летие (после Шеридана).

Он один из вождей «новой драмы», пи­сатель, во многом определивший магистральные пути развития мировой драматургии в XX в.

Героическая линия реализма: Роллан, Джек Лондон

Роллан.Ромен Роллан (1866— 1944) — французский писатель, в чьем творчестве дано осмысление человека и мира в героиче­ских тонах. Он родился в г. Кламси в Бургундии, образ которой запечатлен в повести «Кола Брюньон» и других его произведени­ях, в семье нотариуса. Будущий писатель учился в Высшей нор­мальной школе в Париже. Он занимался историей музыки и живо­писи, для чего Школа направила Роллана в Италию. Большое зна­чение для творчества Р. Роллана имело знакомство с произведени­ями Гоголя, Гончарова, Тургенева и особенно Л.Толстого.

Литературный путь Роллан начал как драматург-неоромантик. Драмы «Людовик Святой» (1897), «Аэрт» (1898), «Настанет вре­мя» (1903) составили цикл «Трагедии веры». Однако уже в 1898 г. Роллан начинает работать над новым циклом «Театр Револю­ции», в котором он переходит на позиции реализма. В цикл вош­ло 8 драм, написанных в 1898—1939 гг. Первая из них — «Волки» (1898) — на материале французской революции конца XVIII в. описывает ситуацию, близкую обстоятельствам дела Дрейфуса. Пьеса была запрещена сразу же после премьеры.

К 1900 г. Роллан окончательно порывает с неоромантиками и разрабатывает программу создания подлинно народного театра (сб. «Народный театр», 1903).

Призыв к демократизации театра — важ­ный вклад писателя в театральное движение эпохи. Наиболее зна­чительное достижение Роллана в реализации программы народ­ного театра — драма «14 июля» (1902), где персонажи растворя­ются в образе коллективного героя — восставшего народа.

Черты романтизма в значительной мере сохраняются в реали­стических произведениях Роллана, ибо он одержим поисками утраченного в империалистическую эпоху героического начала. Эти поиски приводят его к анализу жизни великих людей («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1907; «Жизнь Толсто­го», 1911)’. Результаты этого анализа отразились в создании обра­за главного героя в романе-эпопее «Жан Кристоф» (1904— 1912), замысел которого возник у Роллана еще в конце XIX в. Гениаль­ный немецкий музыкант, бунтарь в юности и мудрец в конце жизненного пути, Жан Кристоф напоминает героев романтиче­ских произведений. Но в романе-эпопее на первый план выдвига­ется реалистический образ’Европы рубежа веков, равного кото­рому по масштабу литература того времени не знала. Действие произведения начинается в Германии, затем переносится во Фран­цию, Швейцарию, Италию. Почти накануне империалистической войны прозвучал голос Роллана, посвятившего свою эпопею «сво­бодным душам всех наций, которые страдают, борются и побе­дят».

14 стр., 6967 слов

Роман как литературный жанр

... в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных ... становление в различных странах. 1.2 ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В РАЗВИТИИ РОМАНА Историческое развитие романа в разных европейских странах обнаруживает довольно большие различия, вызванные ...

В 1914 г. Роллан закончил повесть «Кола Брюньон» (опублико­вана в 1918 г.) — шедевр французской литературы, связанный с народной традицией и исполненный оптимизма. Действие повес­ти происходит в 1616 г. в г. Кламси. Герой произведения, от имени которого ведется повествование-дневник, резчик по дереву Кола Брюньон, — подлинно народный персонаж, «галльский тип», по словам автора повести. На него обрушиваются всевозможные беды: война, чума, смерть жены, потеря всего имущества, но ничто не в силах сломить Кола, его веры в свое призвание, его оптимизма. Особое значение Роллан придавал 13-й главе повести, в которой Кола Брюньон размышляет о роли книг в жизни человека.

В годы Первой мировой войны писатель с позиций пацифизма , и гуманизма осудил политику враждующих государств (сб. «Над схваткой», 1915).

Победа революции в России, которую Роллан приветствовал, и окончание войны знаменуют начало нового эта­па в творчестве писателя — сближение с социалистическими реа­листами (роман «Очарованная душа», 1922— 1933; и др.).

Роллан оказал мощное влияние на развитие литературы. В ро­мане «Жан Кристоф» он подвел итог развития двух крупнейших направлений XIX в. — критического реализма и романтизма, син­тезировав их лучшие, наиболее сильные черты, раскрыв новые возможности реализма, продемонстрировав ряд его новых качеств, характерных для XX в. (форма романа-потока и др.).

Джек Лондон.Джон Гриффит Лондон (1876—1916), взявший псевдоним Джек Лондон, один из всемирно признанных писате­лей США. Он внес в литературу тему повседневного героизма, воспел мужество простых людей как высокую духовную ценность. Джек Лондон родился в Сан-Франциско в семье обедневшего фермера. Начало его жизни было необычайно бурным: он сменил множество профессий, в какой-то период сидел в тюрьме за бро­дяжничество, жажда знаний привела его в университет, но после двух курсов он уехал на Аляску искать золото. Так и не скопив состояния, но обогащенный жизненными впечатлениями, Лон­дон в 1900 г. выпустил сборник новелл «Северные рассказы», кото­рый принес ему широкую известность. В нем сочетается описание сильных телом и духом людей с картинами суровой природы, требующей от человека большого мужества. К «Северным расска­зам» примыкают сборники «Бог его отцов» (1901), «Любовь к жизни» (1907) и др.

В рассказе «Бог его отцов», давшем заглавие одному из сборников, повествуется о человеке, смело разорвавшем с цивилизованным обще­ством, в котором он испытывал унижения, и примкнувшем к индейско­му племени. Мужество в экстремальной ситуации воспевается и в знаме­нитом рассказе «Любовь к жизни».

Среди романов Джека Лондона наиболее значителен «Мартин Идеи» (1909).

Герой романа, матрос, порвавший со своим окру­жением и поставивший перед собой задачу прорваться в высшее общество, бесспорно, сильная и духовно богатая личность. Этому решению способствует его любовь к Руфи Морз, девушке из бур­жуазной семьи. Огромное впечатление на читателя производит то упорство, с которым Мартин Идеи овладевает культурными дос­тижениями.

Идеи становится писателем. Но, пройдя путь от простого парня до человека выдающейся образованности, герой понимает, что культур­ность того общества, в которое он стремился войти, — лишь иллюзия. Миром правят не идеи и красота, а деньги. Пока он был беден, ему помогали только бедные люди — разбогатев, Мартин удостоился все­общего внимания и преклонения, к нему приходит Руфь, прежде от него отвернувшаяся. Открыв истинное лицо буржуазного мира, герой не может справиться с охватившим его разочарованием и кончает жизнь самоубийством.

Джек Лондон стал не просто признанным писателем, а своего рода учителем жизни, утверждавшим стоическое сопротивление превратностям судьбы.

НАТУРАЛИЗМ

Натурализм — одно из важнейших направлений в литературе конца XIX в. Генезис натурализма связан с поражением европей­ских революций 1848 г.,подорвавшим веру в утопические идеи, в идеологию вообще.

Принципы натурализма.Философской основой натурализма стал позитивизм. Литературными предпосылками натурализма послу­жило творчество Г.Флобера, его теория «объективного», «безлич­ного» искусства, а также деятельность «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).

Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фан­тастических вымыслов романтиков, которые в середине века все более отходят от действительности в область грез, повернуть ис­кусство лицом к правде, к реальному факту. Творчество Бальзака становится для натуралистов образцом. Представители этого на­правления обращаются к жизни низов общества, им присущ под­линный демократизм. Они расширяют область изображаемого в литературе, для них нет запрещенных тем. Если безобразное изоб­ражено достоверно, оно приобретает для натуралистов значение подлинной эстетической ценности.

Натурализму свойственно позитивистское понимание досто­верности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может писать только о том, что изучил. Отсюда — изображение лишь «куска действительности», воспро­изведенного с фотографической точностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и общего); отказ от изоб­ражения героической личности как «нетипичной» в натуралисти­ческом смысле; замена сюжета («выдумки») описанием и анали­зом; эстетически нейтральная позиция автора по отношению к изображаемому, для него нет красивого или некрасивого; анализ общества на основе строгого детерминизма, отрицающего свобо­ду воли; показ мира в статике, как нагромождение деталей; писа­тель не стремится предсказать будущее.

Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сбли­жался с импрессионизмом и реализмом. Значение натурализма для реалистического искусства связано со стремлением к правде, широким введением документов, фактов, художественным освоением новых пластов действительности, развитием ряда жанров (аналитический роман, очерк и т.д.).

Тэн.Основоположником эстетики натурализма был француз­ский искусствовед Ипполит Тэн (1828—1893).

Он учился в Выс­шей нормальной школе (Париж).

С 1864 г. Тэн — профессор эсте­тики в Школе изящных искусств, с 1878 г. — член Французской Академии. В первом значительном труде «Французские философы XIX века» Тэн объявил величайшими философами позитивистов Конта, Милля и Спенсера. В очерке «Бальзак» (1858) закладыва­ются основы натуралистической эстетики. Для ее формирования важнейшим событием было появление труда Тэна «История анг­лийской литературы» (1863— 1865).

Во «Введении» к этому изда­нию Тэн изложил теорию «расы, среды и момента», ставшую кра­еугольным камнем натурализма. В его трудах сформулирован ос­новной принцип натурализма: уподобление искусства науке.

Гонкуры.Братья Эдмон (1822—1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкур — выдающиеся французские писатели, стоящие у исто­ков натурализма и импрессионизма во французской литературе. Они родились в семье провинциальных дворян. Вершина их твор­чества — роман «Жермини Ласерте» (1865). Жизнь служанки, ее трагедия стали предметом исследования писателей. Предисловие к роману — один из первых манифестов зарождающегося натура­лизма. Гонкуры разработали методику «клинического анализа» — новую разновидность психологизма: это своего рода «научное на­блюдение» за скрытыми, часто постыдными сторонами внутрен­ней жизни, которое проливает свет на, казалось бы, алогичные поступки героев.

Гонкуры создали импрессионистический стиль, фиксирующий мгновенные ощущения. Одним из решающих средств при этом стал импрессионистический пейзаж.

Школа Золя.В 1870-е годы во главе натуралистов встает Эмиль Золя. В теоретических работах он обосновал основные принципы натурализма. В его художественном творчестве переплетаются чер­ты натурализма и критического реализма, и этот синтез произво­дит на читателей сильное впечатление, благодаря которому нату­рализм, вначале отвергаемый читающей публикой, получает при­знание. Золя достигает триумфа, опубликовав в 1877 г. роман «За­падня». Он сумел сплотить вокруг себя молодых писателей, соста­вивших ядро натуралистской школы (А. Сеар, Л.Энник, О.Мир-бо, Ш.М.Ж.Гюисманс, П.Алексис и др.).

Важнейшим этапом в ее деятельности стало создание книги рассказов «Вечера в Медане» (1880).

В 1880-е годы натуралисты пытались обновить театр (Э.Золя, П.Алексис, О. Метенье и др.).

Золя не был крупным драматургом, но его теоретические работы, инсценировки его романов, ста­вившиеся на сцене передового Свободного театра и на многих сценах мира, образовали в рамках движения европейских драма­тургов за «новую драму» особое направление.

В эти же годы сказались слабые стороны натурализма: отсут­ствие глубоких обобщений, физиологизм, нагромождение дета­лей. Обнаружилось расхождение между натуралистами.

В 1887 г. после выхода романа Золя «Земля» натуралистская школа раскололась.

Натурализм в Германии.В немецкой литературе 1880-х годов натурализм занял видное место. Теоретики натурализма А. Хольц и Й.Шлаф разработали концепцию «секундного стиля», утверж­дая, что изображение мира должно быть подобным воспроизведе­нию того, как падает лист, оторвавшийся от ветки. Законом ис­кусства должно быть воспроизведение мелочей быта. Так же де­тально надо описывать поведение людей, вскрывая физиологи­ческие импульсы или болезненные отклонения психики,кото­рые им управляют.

Гауптман.Герхарт Гауптман (1862— 1946) в своей первой пьесе «Перед восходом солнца» (1889) дал один из лучших образцов немецкого натурализма. Премьера пьесы сопровождалась сканда­лом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изобра­жалась с такой степенью откровенности, выступая в самом не­приглядном свете.

Семья Краузе, оторвавшаяся от крестьянских корней благодаря сва­лившемуся на нее богатству (на их участке был обнаружен уголь), живет самыми примитивными, низменными инстинктами. Богатство приводит к безделью и-абсолютной пустоте существования — скучающая от без­делья мать начинает пристраивать своего любовника к собственной пад­черице. Развившееся на той же почве пьянство поражает не только стар­шее поколение (отца, в пьяном угаре путающего свою дочь с проститут­кой), но и младшее (старшую дочь, расплачивающуюся за алкоголизм смертью своих детей).

От младшей дочери, Елены, отказывается любя­щий ее репортер-социалист Лот, как только узнает, что эта неиспорчен­ная, образованная девушка родилась в семье алкоголиков, и Елена кон­чает с собой.

Название пьесы символично, оно дает надежду на преодоле­ние того мрака, которым окутана повседневная жизнь немецких обывателей.

В последующих драмах Гауптмана («Одинокие», 1891; «Ткачи», 1892; «Бобровая шуба», 1893) черты натурализма, прежде всего натуралистическое изображение деталей, соединяются с реали­стическим воспроизведением действительности, с драмой идей. Однако в те же годы он пишет пьесы в совсем другой манере, близкой символизму («Вознесение Ганнёле», 1893; «Потонувший колокол», 1896).

Это еще раз подтверждает, что в переходную эпоху границы различных художественных систем размываются, на смену единству приходит множественность, художественный плюрализм. Наиболее значительной реалистической драмой Гауптмана стала пьеса «Перед заходом солнца», задуманная в 1910 г., а завершен­ная в 1932 г.

Влияние натурализма вышло далеко за пределы Европы.

Золя

Эмиль Золя (1840—1902) — великий французский писатель, глава натурализма. Он родился в семье итальянского инженера. Учился в Эксе (город в Провансе, впоследствии изображенный Золя под названием Плассан), затем в Париже. Первый успех писателю принес сборник «Сказки Нинон» (1864), созданный под влиянием эстетики романтизма. Вскоре Золя знакомится с романом Гонкуров «Жермини Ласерте», с трудами И.Тэна. В от­личие от Тэна Золя признавал право художника на субъекти­визм, защищал импрессионистов. Однако написанный им в этот период роман «Тереза Ракен» (1867) носит преимущественно на­туралистический характер.

Теория экспериментального романа.В статье «Эксперименталь­ный роман» (1880), вошедшей в одноименный сборник, Золя обо­сновал уподобление художественного метода методу научному: «…Романист является и наблюдателем, и экспериментатором. В ка­честве наблюдателя он изображает факты такими, какими он на­блюдал их, устанавливает отправную точку, находит твердую по­чву, на которой будут действовать его персонажи и развертывать­ся события. Затем он становится экспериментатором и произво­дит эксперимент — то есть приводит в движение действующие лица в рамках того или иного произведения, показывая, что пос­ледовательность событий в нем будет именно такая, какую требу­ет логика изучаемых явлений. <…> Конечная цель — познание человека, научное познание его как отдельного индивидуума и как члена общества. <…>»

«Ругон-Маккары».В 1868 г. Золя задумывает цикл романов. Об основной цели его он пишет в аннотации: «Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды… Изучить всю Вторую империю от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество подлецов и героев». Та­ковы первые наброски замысла главного труда Золя — 20-том­ной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная исто­рия одной семьи в эпоху Второй империи» (1871 —1893).

Работу задержали события франко-прусской войны и Парижской ком­муны. Золя не принял Коммуны, но в дни ее разгрома резко осудил террор.

В 1870-е годы появились первые 8 романов цикла «Ругон-Мак­кары». Все они немедленно были переведены на русский язык и были очень популярны в России. Во Франции их встретили враждебно, и только роман «Западня» (1877) принес Золя признание. Писатель стал главой натуралистской школы.

Расцвет творчества Золя приходится на 1880—1887 гг., когда выходят романы «Нана» (1880), «Жерминаль» (1885), «Творче­ство» (1886), «Земля» (1887) и др. В критических работах («Экс­периментальный роман», 1880; «Романисты-натуралисты», «Наши драматурги», «Натурализм в театре», 1881) писатель излагает свои теоретические взгляды, концепцию натуралистического романа и драмы. Споры вокруг романа «Земля» явились поводом для раско­ла французского натурализма. Но Золя не оставляет начатого и в 1893 г. заканчивает цикл «Рутон-Маккары» (последние романы — «Деньги», 1891; «Разгром», 1892; «Доктор Паскаль», 1893).

«Жерминаль». Этот роман, одно из лучших произведений Золя, повествует о судьбе одного из представителей линии Мак-каров — Этьена Лантье, устроившегося работать на шахту. Его история предстает на фоне жизни шахтеров, которых беспросвет­ная нужда вынудила восстать против хозяев, что привело к самым печальным последствиям. В ряде писем Золя раскрыл свой замы­сел и выбранную романную форму. Так, в письме Жоржу Мон-торгею он писал: «Наши народолюбы — просто мечтатели, они не ушли ни на шаг дальше гуманистических бредней сорок восьмого года. Если народ так хорош, так совершенен, к чему хлопотать об улучшении его участи? Нет, он внизу, на самом дне, он прозяба­ет в невежестве и в грязи, и наш долг — сделать все возможное, чтобы извлечь его оттуда». •

В письме к Эдуарду Роду Золя уточнил основную идею романа: «По-видимому, я недостаточно ясно выразил свою мысль; мне представлялось необходимым поставить над извечной несправед­ливостью классов извечную муку страстей». В письме к одному из издателей он еще раз подчеркнул: «»Жерминаль» — произведе­ние, которое зовет, к состраданию, а не к революции. <…> Да, призыв к состраданию, призыв к справедливости — вот един­ственная цель, которую я ставил перед собой».

Другие романные циклы.Отрицание религии и прославление труда и науки содержится в следующем цикле романов — «Три города» («Лурд», 1894; «Рим», 1896; «Париж», 1898).

Незакончен­ной осталась притчевая тетралогия «Четыре Евангелия» («Плодо­витость», 1899; «Труд», 1901; «Истина», опубликован в 1903 г. посмертно; «Справедливость», не завершен).

Подлинный человеческий подвиг Золя — участие в деле Дрей­фуса. А.П.Чехов писал о Золя: «В этом своем процессе он, как в скипидаре, очистился от наносных сальных пятен и теперь засиял перед французами в своем настоящем блеске. Это чистота и нрав­ственная высота, каких не подозревали».

Золя оказал влияние на развитие натурализма во всем мире., Однако не меньшее значение имело его творчество для реализма. Писатель необычайно расширил предмет реалистического изоб­ражения, открыл новые приемы художественного исследования действительности. Он разработал новое жанровое образование — цикл романов, представляющий общество целой эпохи в «верти­кальном» (историческом) срезе. В рамках этого историко-семей-ного цикла Золя создал особый тип романа, в центре которого оказалось предприятие, «экономический организм» (шахта в «Жер­минале», рынок в «Чреве Парижа»).

Поиски правды в искусстве сочетались у Золя с личной чест­ностью, позволившей А. Франсу назвать его «этапом в сознании человечества».