Тема 6. 1 Особенности методики преподавания теоретической психологии

Раздел 6. Преподавание психологии как теоретической и прикладной науки

Тема 6. 1 Особенности методики преподавания теоретической психологии

 

1. Цель преподавания психологии в вузе

2. Методические особенности преподавания теоретической психологии

 

Цель преподавания психологии в вузе Изучение студентами любой науки, как подчеркивает Б.Ц. Бадмаев, подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела, всесторон- не изученного. Применительно к психологии эта цель выглядит следую- щим образом: получение научной ориентировки в психологии человека и формирование умения практически руководствоваться научными психоло- гическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми. Другими словами, изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически при ана- лизе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особен- ностей характера и способностей, темперамента и других свойств лично- сти, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т.д. Преподавая психологию, необходимо учитывать особенности различ- ных отраслей науки. Задача теоретической (общей) психологии – обоснова- ние истинности теории, разъяснение ее, а задача прикладной психологии – практическое приложение этой теории к различным сторонам живой дейст- вительности (к фактам, которые относятся к компетенции каждой приклад- ной отрасли психологии: возрастной, социальной, педагогической и др.).

В свою очередь, практическое применение психологической теории, общей или прикладной, к задачам теоретического исследования в других науках имеет две разновидности: 1) применение психологической теории для объяснения психических явлений (разрешение теоретических вопросов); 2) ее приме- нение для преобразования психологических фактов, их изменения и коррек- ции (относится к компетенции практической психологии, или психотехники).

119 Следовательно, преподавая психологию в вузе, преподаватель занят не толь- ко теоретической психологией, но и психотехникой: он прикладывает свои усилия к реальному формированию у студентов навыков мышления, разви- тию способности решать мыслительные (аналитико-синтетические) задачи при опоре на материал теоретической психологии. Всех студентов, изучающих психологию в вузе, можно разделить на две большие группы: студенты непсихологических специальностей и студенты- психологи. В зависимости от этого общая цель преподавания психологии – формировать у студентов умение психологически мыслить – будет конкре- тизирована. Цель изучения психологии студентами-непсихологами – овладе- ние психологической грамотностью, чтобы научиться взаимопониманию, уметь обучать, руководить, а также хорошо регулировать собственный внут- ренний мир, самосовершенствоваться на научной основе. Для студентов пси- хологической специальности разного направления (теоретического, приклад- ного, практического) цели изучения психологии различаются: психолог- теоретик должен научиться применять психологическую теорию для объясне- ния психических явлений, ранее не объясненных (развивать науку дальше, владеть методологией и методикой научных исследований, уверенно ориенти- роваться в современном состоянии отечественной и зарубежной теоретиче- ской психологии, знать проблемы, исследования которых требуют интересы дальнейшего развития науки); психолог, специализирующийся на прикладной психологии (педагогической, возрастной, юридической, инженерной, меди- цинской и т.д.), должен научиться анализировать, оценивать и объяснять пси- хические явления в избранной отрасли психологии, освоить психотехнические приемы и способы применения научных положений данной отрасли психоло- гии к позитивному изменению психических свойств и состояний человека. Таким образом, действенность методики преподавания зависит, в первую очередь, от ясной осознанности педагогом цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов. 2. Методические особенности преподавания теоретической психологии Преподавание теоретической (общей) психологии и ее прикладных отраслей, как подчеркивает Б.Ц. Бадмаев, имеет свои особенности как со стороны содержания, так и методики. Так, в процессе преподавания общей психологии, изучение которой для студентов имеет методологическое значение в отношение усвоения ими других учебных курсов психологического цикла, необходимо сравни- вать каждое новое научное положение с тем, как оно объяснялось ранее и какое объяснение получило в современной общей психологии, соотносить его с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями. При этом по- дача материала на лекциях должна осуществляться системно – как сово- 120 купность основных проблем и взаимосвязанных понятий психологии, объ- единенных в несколько тематических блоков. На семинарских, практиче- ских и лабораторных занятиях должны отрабатываться те вопросы, наце- ленные на формирование у студентов умения использовать теоретические знания на практике для исследования и преобразования психологических фактов, обучающие их психологически грамотно ориентироваться в прак- тических ситуациях, т.е. мыслить психологическими категориями. При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику раз- вития науки во времени в контексте породивших ее общественных потребно- стей и степени их удовлетворения психологической наукой. Преподавание истории психологии призвано помочь студентам понять, каким образом воз- никли современные проблемы и теории психологии и как они вписаны в ис- торию науки. С целью помочь студенту направить свою мысль на анализ свя- зи истории психологии с общей психологией и с ее конкретными отраслями, преподавателю следует использовать проблемные учебные задачи: вопросы в них ставятся таким образом, чтобы, изучая теоретическую психологии, сту- дент сопоставлял ее положения с тем, как они зарождались и развивались в истории науки. В целом при планировании и проведении занятий по истории психологии рекомендуется использовать формулу: от проблемного изложе- ния лекции – через программирование самостоятельной работы студентов – к творческой дискуссии на семинарском занятии. Таким образом, методика преподавания теоретической психологии должна быть нацелена на формирование у обучаемых общего теоретиче- ского мышления. В связи с этим преподавателю следует руководствоваться следующими принципами преподавания теоретической психологии: 1) все учебные задачи необходимо составлять таким образом, чтобы студенты учились психологическому анализу и оценке практических си- туаций (ее содержание должны составлять реальные факты, имеющих практический смысл); 2) следует акцентировать внимание студентов на отличии житейских и научных представлений о тех или иных фактах и явлениях психики, поскольку житейские понятия часто расходятся с научными и мешают ус- воению последних; 3) важно знать, что лучшая методика преподавания – это та, которая по- буждает студентов к устной речи и поощряет их речевую активность, посколь- ку, не владея научной терминологией, студенты в начальный период обучения не сумеют пользоваться психологическими понятиями в своих выступлениях на семинаре (феномен «Знаю, понимаю, но не могу сформулировать»).

4 стр., 1858 слов

Предмет, цель, задачи методики преподавания психологии.Методика преподавания психологии как научная дисциплина и уч. предмет.Основные современные тенденции

... комплексный, аспектный, психологический). 63 1. Предмет, цель, задачи методики преподавания психологии Цели и задачи преподавания психологии определяются, с одной стороны, содержанием научно-психологических знаний, ... в) познавательной деятельностью. Методика преподавания решает следующие задачи: 1) Методика преподавания как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа ...

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

Детская психология — наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка: развития его деятельности, развития психических процессов и качеств и формирования его личности. Детская психология изучает ребенка. Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» ( ...

17 стр., 8371 слов

История психологии как отрасль психологического знания.

... nbsp; Практическое занятие 1 История психологии как отрасль психологического знания……………………………………………………. Практическое занятие 2 Зарождение психологических идей в Древней Греции……………………………………………………. ... преподавания дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи: изучить закономерности развития знаний об особенностях и законах психического развития, раскрыть взаимосвязь истории психологии ...

Как подчеркивают методисты, эти общие принципы относятся не только к методике преподавания общей психологии, но и других психоло- гических дисциплин. 121 Тема 6.2 Методические особенности препо давани я психол огии как прикладной науки Методические особенностях преподавания возрастной и педагогиче- ской психологии зависят от того, изучаются ли они как один учебный предмет или как два разных. Если преподавание возрастной и педагогиче- ской психологии ведется как единой учебной дисциплины (свойственно для непсихологических специальностей), то методика строится на показе взаимосвязи процесса обучения и воспитания с процессом развития психи- ки. Если преподавание ведется раздельно, то возрастная психология долж- на целиком и полностью излагаться как наука о возрастном развитии пси- хики, охватывающем период жизни человека от рождения до смерти. А методика преподавания педагогической психологии должна опираться на полученные студентами знания по возрастной психологии и использовать их для помощи в усвоении психологического смысла процессов обучения и воспитания, подчеркивания психологического аспекта этих процессов. Следует отметить, что возрастная и педагогическая психология как прикладные отрасли психологической науки служат для объяснения кон- кретных психологических фактов развития, обучения, воспитания и их преобразования – для организации реального процесса обучения и воспи- тания в соответствии с законами развития. Поэтому студентам в ходе изу- чения данных дисциплин нужно овладеть методами научного исследования фактов с целью их объяснения, умениями применить психологические зна- ния для преобразования обнаруженного факта (знать методы формирующе- го эксперимента).

12 стр., 5877 слов

Теоретические проблемы программированного обучения и методика составления обучающих программ Талызиной Н.Ф.

Содержание 1. Подобрать литературу, описывающую авторскую педагогическую или методическую литературу. Законспектировать содержание первоисточника, в соответствии с требованиями описания педагогической технологии 2. При оценке авторской технологии проверяйте ее на соответствие признакам педагогической (методической) технологии 3. Разработать два конспекта уроков (по стереометрии, алгебре и началам ...

В связи с этим преподавателю необходимо уделить ос- новное внимание методам и приемам практического обучения студентов посредством проведения семинаров-практикумов, семинаров-дискуссий, деловых игр, применения метода «мозговой атаки», круглых столов и дру- гих активных методов, стимулирующих собственные самостоятельные мыслительные и практические действия студентов. В методике преподавания социальной психологии необходимо учиты- вать тот факт, что это развивающаяся наука, предмет которой пока четко не определен. Поэтому в методическом отношении преподавание социальной психологии полезно осуществлять как перечисление имеющихся в научной литературе разных точек зрения на ее предмет, проблемы, методы с после- дующими комментариями, что послужит для студентов ключом для само- стоятельного анализа социальных отношений, социально-психологических явлений, фактов и закономерностей. В качестве методов обучения препода- вателю целесообразно использовать интерактивные и проблемные методы. Предметом медицинской психологии как прикладной отрасли психоло- гической науки можно считать психологические воздействия, оказывающие 122 травмирующее или исцеляющее влияние на человека, т.е. психотравми- рующие и психотерапевтические факторы. Следовательно, теоретическое содержание медицинской психологии составляют отрасли психологической науки, которые изучают аномальные состояния психики (патопсихология, нейропсихология, специальная психология), а также некоторые отрасли ме- дицины (психиатрия, неврология и нейрохирургия), изучающие психосома- тические проявления различных болезней, психологические последствия травм и болезненных поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологических воздействий на больного. В свою очередь, прикладной ас- пект медицинской психологии заключается в использовании научных пси- хологических и медицинских знаний для диагностики, лечения и предупре- ждения (профилактики) заболеваний нервно-психического характера. По- этому учебные задачи, используемые преподавателем на семинарских заня- тиях, должны строиться по принципу задач психологического типа. В целом методика преподавания медицинской психологии должна предусматривать большое количество практических занятий, позволяющих усваивать и за- креплять полученные знания в ситуации наблюдения реальных фактов при описании психического состояния и поведения людей, постановке диагноза и т.д., т.е. в ситуации, максимально приближенной к профессиональной дея- тельности клинического психолога-практика. Наконец, при преподавании юридической психологии следует учиты- вать ее целевую аудиторию: главным для студента-юриста является полу- чение знаний о психологии людей как его потенциальных клиентов, а для студента-психолога – познание психологического содержания деятельно- сти юриста (ему надо быть компетентным в юриспруденции, по крайней мере, в юридической психологии).

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... психологических особенностей деятельности студентов и педагогов); 3) педагогические знания (знания целей, законов, закономерностей, принципов, методов воспитания и обучения студентов, знания по методике преподавания своего ... проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной ...

С учетом этого и составляются основ- ные ориентирующие проблемные вопросы и учебные задачи: для студента- юриста – это задачи, способствующие усвоению теории психологии с це- лью формирования их психологической грамотности, а для студентов- психологов – задачи на психологический анализ различных ситуаций, ре- ально складывающихся в процессе правоприменительной деятельности (психологический тип ситуационных задач).

Таким образом, методика преподавания прикладной психологии осно- вывается на деятельностном подходе к обучению.

 

Методика преподования психологии

20.10.12 Методика преподавания психологии Исаева Методика преподавания психологии (МПП) как научно практическая дисциплина. Авторы: Бадмаев Б.Ц. , Герасимова В.С., Ляудис В.Я., Карандашев. Особенности курса ММП (предметы, задачи, цели) 3 цели: 1)Поиск новых психологических знаний (научная психология) 2) Применение психологических знаний для решения практических проблем(практическая психология) 3)Передача психологических знаний (МПП- методика преподавания психологии).

Вопросы: 1.История преподавания психологии в высшей школе. 1 период)Преподавание психологии в светских учебных заведениях длительное время находилось под влиянием традиций богословского образования. Психология в качестве учебного предмета не была включена в цикл философского факультета. 2 период)Психология как составная часть философии. На преподавание психологии отразились гонение против философии. В 1850 году была упрознена кафедра философии, остались логика и психология. 1863 была восстановлено преподавание психологии и философии в университетах. Преподавание играла познавательную роль и не готовило практической работы. 3 период)первая половина 20 века: происходит развитие экспериментальной и прикладной психологии. (семинарские занятия, практические занятия, увеличивается количество студентов, увеличивается количество преподавателей).

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

Г Л А В А 5 Психологическое воздействие широко включается в процессы труда, воспитания, управления и другие сферы жизнедеятельности. Действуя преднамеренно или непреднамеренно на сознаваемом или не­осознаваемом уровнях, оно может играть как положительную, так и отрицательную роль: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности личности и группы, повышать или снижать трудо­вую ...

С начала 40-ых годов в ряде университетов при философских факультетов открываются психологические отделения и здесь начинается подготовка профессиональных психологов. В 1942 году была утверждена кафедра психологии. 1966 в университетах открывается психологические факультеты (Московский, Ленинградский, Харьковский, Пермский).

1968 ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия) выделил психологические науки из общего состава педагогических наук и включил в состав отрасли науки по которым зачисляется ученая степень. Рамки преподавания психологии с начала 90-ых годов значительно расширились. Особенности курса ММП (предметы, задачи, цели) 3 цели: 1)Поиск новых психологических знаний (научная психология) 2) Применение психологических знаний для решения практических проблем(практическая психология) 3)Передача психологических знаний (МПП- методика преподавания психологии).

Предмет МПП является методы формы и средства обучения психологии их специфика и особенности. Основная задача МПП это помочь во владение приемами профессионального самообразования и способствует развитию педагогических способностей. Основная цель: повышения качества преподавания психологии. 2.Психологические и педагогические основы МПП. МПП опирается на психологические законы: обучения и воспитания. Особенности: психология как основа МПП; Психологические знания выступают содержанием. 1)Психология личности студента 2)Аудитория как социальная группа(учитывается: взаимоотношение, процессы лидерства, конфликтные отношения) 3)Познавательная деятельность (внимание, память, мышление).

Педагогические основы МПП нужно учитывать особенности основных педагогических принципов: Обучение и воспитание, связь теории с практикой, приоритет воспитательных целей. 3.Особенности теоретической и прикладной психологии. Особенности преподавания психологии в ВУЗе и средних учебных заведений. 1) Меньшей контроль со стороны преподавателей 2)Большая самостоятельность 3)По содержанию материала 4) Формы занятий (лекционные, семинарские), объем часов. Важная задача: формирование у студента умение учиться. Учебная деятельность в ВУЗе направленная на саморазвитие самоизменения. Развивающий характер обучения. Условия разваривающего обучения: содержание материала(трудности, проблемное обучение), анализ различных точек зрения, работа с понятиями!(подробный разбор определений), связь теории с практикой. Преподавание теоретической психологии(общая психология, история психологии).

Общую психологию называют объяснительной, она направленна на усвоение общих закономерностей происхождение психики. Особенности преподавания общей психологии: 1)Различие житейской и научной психологии 2)Учет профессиональных особенностей ст

Основные формы учебных задач. Лекционная форма обучения.

Лекция – основная форма обучения в вузах

Лекция от лат. – чтение, активно использ со времен Ломоносова.

Функции лекции – информационная (основная) где найти материал, раскрытие темы, систематизирующая, разьясняющая, развивающая (пробл. Вопросы будут способствовать активизации деятельности), увлекающая (интерес, мотивация).

Виды лекций – вводная (начало темы, изучение курса), установочная, учебно-програмная, проблемная с использ. проблемных изменений, обзорная (кратк. изложение курса), популярная (просвятит. деятельн.направленая на интерес к проблеме).

Современные требования к лекции. Структурные организации лекции. (12)

1. Научность (на современ. состоянии научн.знаний)

2. Доступность (система терминов)

3. Занимательность (содержан.должно быть интересным)

Структура

Вступление – осн.часть – заключение

Методика подготовки и чтение лекции (13)

Определение темы — в соответствии с уч. программой

Работа с литерат — что для себя и что посоветовать студентам

Работа с планом — должен соответствовать содержанию, подбор материала

Подбор материала — более сложный материал.

Учет уровня подготовленности студента – ориентация на практич. занятия, на самост.работу, написание конспекта, выбор ср-тв и методов обучения.

Методика чтения.

Начало и конец лекции

В конце полезно повторить основные ключевые моменты, работа с осн. понятиями, доказательность изложения, проблемность, связь теории с практикой, преодоление пассивности слушателя (задавать вопросы), чувство аудитории, речь, темп речи (средний), принцип «мы», невербальные компоненты (выражение лица, взгляд, позы, жесты).

К практическим занятиям относяца семинары, лаб.занятия.

Семинар в курсе психологии. Его цели, функции, структура. (14)

Рассадник – семинар это групповое занятие

Грот Николай Яковлевич – впервые ввел семинарские занятия по психологии, оно направлено на более глубокое изучение той или иной темы, отрабатывание студентами практич. действий по психол. анализу действий, поступков людей в разнообразных ситуациях.

Структура семинарского занятия как и в лекции, обязательны вопросы по теме или для обсуждения.

Типы семин.занятий

Просеминар – со студентами 1 курса (подготовка к семин.занятию, как подбирать материал, как работать с первоисточниками)

Семинарское занятие

Спец семинары – на старших курсах, на глубокое изучение проблемы

Семинары дискуссии – активный метод

Семинары практикум — решение практич. задач в которых выдвигается психологическое предположение.

Коллогвиум – от лат. Собеседование, беседа преподавателя с учащимися с целью выявления их знаний или научное собрание с обсуждениями доклада на определенную тему.

Особенности подготовки семин.занятий.

Работа со студентами (ориентир. в литер.)

Консультирование

Контроль

Подготовка преподавателя (план который отражает тему, вопросы для обсуждения)

Особенности поведения – форма уч. позновательное сотрудничество преподавателя и аудитории, важно помнить об индивидуальных особенностях студентов.

Схема действий.

Постановка вопроса

Слушание выступлений (доп.вопросы, вмешательство в ход обсуждения)

Подведение итогов

Оценка степени достижения цели.

Понятие контроля и эффективность. Методика организации (24)

Контроль – проверка чего нибудь, принцип обратной связи.

В психологии (пед.псих)- контроль рассматриваеца как учебное действие идущее по ходу уч. деят-ти и выполняемое самими учащимися условия эффективности контроля.

Важны обьективность, гласность (результат контроля должны быть известны), оценки контроля не должны подвергаться сомнению ни с какой стороны.

Методика организации и проведение контроля. (25)

Основная функция –проверка качества усвоения учебного материала и оценка этого качества (на сколько усвоили), выявление общего среднего уровня усвоения, планирование коллектирующих мер по преодолению недостатков.

Контроль промежуточного результата – часто бывает на дневной форме, письменно опрос по определенной теме, либо обсуждение на семинарах

Контроль конечных результатов – экзамен, зачет, курсовая работа.

Очень важно обучение самоконтролю как учебному действию.

Контроль и оценка самостоятельной работы (26)

Контроль и оценка дает возможность оценить как усвоение предмета так и качество преподавания.

Каждый вид самостоят.работы оценивается и контролируется. Студент должен знать виды и формы контроля и критерии оценок. К оценке некоторых видов самост.работы могут привлекатся студенты.

Виды самост.работы.

1.изучение литературы

2. анатация литер (краткое)

3. реферирование

4. курсовая

5.подготовка к семинару

6. оформление работ по практике

7. зачет, экзамен

Методика организации и руководство самостоятельной работы студентов. (23)

Преподаватель должен сообщить о видах самост.работы по курсу и об оценке.

Критерии оценки

Реферат

Курсовая

Практика

Преподаватель должен планировать самост.работу так же как и студенты, самост.работа должна контролироваться.

Педагогическая культура и мастерство преподавания психологии.(30)

Учебные вопросы(план)

1.подготовка преподавателя психологии

2.знания, умения, способности и личностные качества

Мастерство – это высокое искусство в какой нибудь области

Культура-совокупность

Культура и мастерство-умение, высокое искусство и достижения педагогов психологов в передаче знаний в области психологии обучаемым (будущим педагогам психологам)

Цели.

1.поиск новых педагогич.знаний

2.приминение псих. знаний для решения практич. проблем

3.передача психологич. знаний (методика преподавания психологией)

Задачи.

1.ставить и решать исследовательские и практич. задачи, умение ориентироватся в современных научных концепциях.

2.учавствовать в практич.прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностик, психокоррекции и психолог. Консультир.

3.владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологами в ВУЗах

ЗУИ

1.быть разносторонне образованным,эрудированным в различных областях психолог.знаний, а так же в других науках

2.хорошо знать преподаваемый предмет

3.уметь самостоят. подбирать учебный материал

4.определять оптимальные средства и эффективные методы обучения

5.уметь доступным образом обьяснять учебные материалы чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами.

6.уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебн.материала

7.обладать требовательностью к знаниям и умению студентов

8.обладать коммуникативными и организац. способностями и педагогическим тактом

9.владеть логикой и иметь хороший словарный запас

10.владеть выразит.средствами общения, ораторскими и артистич.способностями

11.обладать наблюдательностью и умением понять студента

Знание предмета.

В ВУЗ особенно на психологич. факультет традиционно ценится научная компетентность преподавателя и его знание предмета.

Интеллект

Стили пед.общения

Авторитарный

Демократич

Либеральный

Особенности практических занятий по психологии (18)

Могут быть индивидуальными или групповыми

Форма практич. занятий

1.лаб работы

2.семинары

3.практикумы

Цель

1.углублять, расширять, детализировать знания полученые на лекции и содействовать выработке навыков проф.деят.

2.развивать научное мышление и речь позволяющую проверить знания студентов в обратной связи

3.прививать навыки поиска, обобщения и изложения уч. материала