Определение объекта в научных работах по психологии

Контрольная работа

по дисциплине «Психологическое исследование»

Целью контрольной работы является обучение студентов выполнению научной работы по социальной психологии (курсовой работы № 3 и выпускной квалификационной работы).

Контрольная работа состоит из 4-х частей :

1. Выполнение обоснования будущего дипломного исследования (аналог введения к выпускной квалификационной работе).

2. Составление библиографического списка использованной литературы к выпускной квалификационной работе в соответствии с новыми требованиями ГОСТа (не менее 20 источников).

3. Составление таблицы с исходными данными по курсовой работе № 3.

4. Как доказать гипотезу по курсовой работе № 3 (как следует формировать выборку, инструментарий для диагностики, какие статистические методы необходимо использовать, как их применить).

I. Выполнение обоснования будущего дипломного исследования.

Обоснование будущего дипломного исследования по социальной психологии является аналогом введения к выпускной квалификационной работе.

Прежде всего, необходимо согласовать со своим научным руководителем тему будущей выпускной квалификационной работы; следует предложить руководителю подтвердить своей подписью согласие с темой работы.

Объем введения обычно составляет примерно 2−3 страницы. Оно включает в себя следующие компоненты:

1) анализ проблемы и обоснование актуальности исследования;

2) описание объекта исследования;

3) описание предмета исследования;

4) описание научной цели работы;

5) характеристика положений, выносимых на защиту, и формулировка гипотезы;

6) характеристика основных задач исследования (не более 6);

7) характеристика основных методов и методик.

11 стр., 5067 слов

РАЗДЕЛ II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

... ходе и результатах исследования (с презентацией) 2,3 и 4 семестры   Предзащита выпускной квалификационной работы (с презентацией)     Защита выпускной квалификационной работы (с презентацией)   ...

Образцы формулирования можно найти в источнике [33].

Чаще всего целью исследования являются следующие:

· определение характеристик явления в социальной группе;

· выявление взаимосвязи психических явлений;

· сравнительный анализ психологических особенностей респондентов двух возрастных (или социальных) групп;

· изучение типов, уровней, видов поведения людей в тех или иных социальных условиях;

· проведение коррекционной работы, ее психологическое обоснование и доказательство ее эффективности.

Задачи исследования — это конкретизация цели. Достижение цели предполагает решение трех основных задач: теоретической (изучение различных сторон явления на основе анализа источников), эмпирической (разработка путей и методов исследования явления, доказательство сформулированных гипотез), прикладной (разработка рекомендаций для практиков).

Обычно автор формулирует от 3 до 6 задач своего исследования.

Проблема, цель, объект, предмет, гипотеза исследования характеризуют то, что исследуется в работе, и они должны быть согласованы между собой. Так, например, если темой и предметом исследования является сравнительный анализ развития социального интеллекта детей из семьи и из детского дома, то и гипотеза должна констатировать различия в социальном интеллекте детей из данных групп.

Объектом исследования могут быть реальные психологические и социально-психологические процессы и явления, социальные общности и группы, т. е. то, на что направлен процесс познания.

Объект исследования в психологии обычно формулируется через носителя психики (носителем психики выступает человек, группа людей, животное или группа животных).

Однако в теоретических работах в названии не всегда указывается носитель психики, поэтому объектом в данном случае может выступать «область существования множества практических проблем, которые необходимо решить» [29, c.25].

Помимо объекта выделяется также предмет изучения, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Предмет исследования обычно содержит в себе центральный вопрос проблемы. Таким образом, предмет исследования является конкретизацией проблемы на каком-либо объекте, как это определяет В.А.Ядов [35].

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... эту дихотомию и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа ... исследования приписывания (Фарр, 1991, Хантер, Стрингер, Миллар и Уотсон ...

В эмпирическом исследовании определяются также эмпирические объекты исследования, т. е. дается описание выборки. Например, объектом исследования может быть студенчество как социально-демографическая группа, а в выборку войдет определенное количество студентов с учетом их возраста, пола и других значимых для изучения характеристик.

Определение объекта в научных работах по психологии

Примеры из диссертаций:

Брайтфельд В.Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития. 2000. Специальность: 19.00.10 — коррекционная психология.

Объект исследования: младшие подростки (11−13 лет) с задержкой психического развития, обучающиеся в специальной школе.

Предмет исследования: особенности учебной мотивации и возможности ее активизации у данной категории учащихся.

Варфоломеева О.В. Формирование эффективного психотерапевта как развитой языковой системы. 2000. Специальность 19.00.13 — психология развития, акмеология.

Объект исследования — языковая личность как субъект психотерапевтической деятельности и межличностного взаимодействия людей.

Предмет исследования — речевая психотерапевтическая деятельность языковой личности.

Казакова Е.Н. Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы. 2000. Специальность: 19.00.06 — юридическая психология.

Объектом исследования является поведение женщин молодежного возраста (от 18 до 30 лет, осужденных к лишению свободы.

Предметом исследования является интегративная совокупность причин, условий и механизмов активизации и развития мотивации агрессивного поведения у женщин молодежного возраста, осужденных к лишению свободы.

Козлова Е.В. Психологические особенности экономической социализации на разных этапах детства. 2000. Специальность: 19.00.07 — педагогическая психология.

Объект исследования: дети в возрасте 3−10 лет.

Предмет исследования: особенности экономической социализации детей.

Базаров Т.Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации. 2001. Специальность: 19.00.05 — социальная психология.

Объект исследования: социальные организации, находящиеся на разных этапах своего развития.

Предмет исследования: изучение особенностей создания и внедрения методов и технологий управления персоналом, анализ их влияния на социально-психологические процессы формирования, функционирования и развития организаций.

Мазилов В.А. Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки. 2000. Специальность: 19.00.01 — общая психология, история психологии.

Объект исследования: психологическая наука в период выделения в самостоятельную дисциплину, независимую от философии.

Предметом исследования явилось соотношение теории и метода в психологии второй половины XIX столетия.

Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917−1957).

1998. Специальность: 19.00.01 — общая психология, история психологии.

Объект исследования и источниковедческая база. В данном исследовании собирались и анализировались публикации, отражающие научные и научно-практические работы в области психологии.

Предметом изучения были социально-исторические, политические и экономические условия возникновения и развития психологии труда рассматриваемого периода; организационные формы научно-практических исследований проблем психологии труда, общественно-научные движения, деятельность их лидеров; основные проблемы психологии труда и смежных наук, методы их решения, положительный опыт и недостатки, теоретические, методологические вопросы психологии труда.

Сапогова Е.Е. Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста. 1994. Специальность: 19.00.07 — педагогическая и возрастная психология.

Предметом исследования стала знаково-символическая деятельность дошкольников.

Объект изучения — дети 3−6 лет (в этом возрасте нагляднее всего видны основные «узлы» формирования знаковой функции).

II. Составление библиографического списка использованной литературы к выпускной квалификационной работе в соответствии с новыми требованиями ГОСТа

По требованиям в библиографическом списке использованной литературы должно быть не менее 40 источников. Однако в контрольной работе требуется представить не менее 20 источников и правильно их оформить в соответствии с ГОСТом. Правила оформления можно посмотреть в учебном пособии [33]. Должны быть указаны не только монографии, но и статьи из периодических изданий, из электронных источников, тезисы конференций, например тезисы 3-го съезда РПО.

III. Составление таблицы с исходными данными по курсовой работе № 3.

Таблица должна быть составлена по тем данным, которые получены на выборке. Обычно подобная таблица выносится в приложение курсовой или дипломной работы.

Фамилии испытуемых не указываются, вместо этого даются номера испытуемых. В шапке таблицы указываются методики и показатели. Каждой строке таблицы соответствуют данные, полученные по одному испытуемому.

В таблице должны быть представлены и количественные, и качественные данные. Качественные данные должны быть переведены в количественные, а под таблицей следует указать, что означают цифры, например: 1 — мужчина, а 2 — женщина.

Пример.

Изучение влияния возрастно-половых и личностных факторов на социометрический статус школьника

Испытуемый Пол Возраст Тревожность (м. Спилбергера) Агрессивность (методика Басса-Дарки) Социо-метрич статус
личностная ситуац.
M (или %)
σ

IV. Как доказать гипотезу по курсовой работе № 3.

Необходимо в тексте объемом примерно 2−3 страницы кратко отразить программу эмпирического исследования по курсовой работе № 3.

Основные вопросы:

1) как следует формировать выборку (количество испытуемых, как обеспечить репрезентативность выборки);

2) разработка инструментария для диагностики (какие конкретные методы, методики и процедуры использованы; их обоснование);

3) какие статистические методы необходимо использовать (указать статистические критерии, почему они подходят для данного исследовании, как их применить).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афонькина, Ю. А. Контрольные задания по возрастной психологии. Дошкольный возраст: учебно-методическое пособие для студентов заочных отделений высших учебных заведений / Ю. А. Афонькина. — Мурманск: МГПИ, 1997. — 102 с.

2. Богомолова, Н. Н. Контент-анализ / Н. Н. Богомолова, Н. Г. Стефаненко — М.: МГУ, 1992. — 64 с.

3. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 464 с.

4. Дружинин, В. Н. Структура и логика психологического исследования. Изд. 2-е, испр. / В. Н. Дружинин. — М.: ИПРАН, 1994. — 163 с.

5. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2000. — 320 с.

6. Единые требования к учебно-научным работам студентам НОУ МГИ: (методическое пособие для преподавателей) / авт.-сост. А. И. Виноградов, Н. А. Васильева; науч. ред. В. А. Шергалина; НОУ «Мурман. гуманит. ин-т». — Мурманск: НОУ МГИ, 2006.-15 с.

7. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности — 2-е изд., испр. и перераб./ О. П. Елисеев. — СПб.: Питер, 2004. — 509 с.

8. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.

9. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.

10. Карандашев, В. Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. Пособие/В. Н. Карандашев. — М.: Смысл, 2002. — 80с.

11. Козлов, В. В. Методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ по социальной работе и психологии/ В.В.Козлов. — Ярославль: Яр. гос. ун-т, 1997.-39 с.

12. Корнилова, Т. В. Введение в психологический эксперимент / Т.В. Корнилова. — М.: Изд-во Моск. ун-та — ЧеРо, 1997. — 225 с.

13. Куликов, Л. В. Психологические исследования. Методические рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. — СПб., 1995.- 136 с.

14. Никандров, В. В. Метод моделирования в психологии: Учеб. пособие / В. В. Никандров. — СПб.: Речь, 2003. — 55 с.

15. Никандров, В. В. Неэмпирические методы психологии: Учеб. пособие / В. В. Никандров. — СПб.: Речь, 2003. — 53 с.

16. Оконешникова, О. В. Моделирование научной работы студентов как средство развития их профессиональной компетентности / О. В. Оконешникова // Образование и наука: достижения, задачи и перспективы. Секции «Совершенствование научно-исследовательской работы студентов», «Взаимодействие школы и вуза — основа нового качествка образования»; межвузовская научно-практическая конференция, г. Мурманск, 27−29 ноября 2006 г.: [материалы] / под научн. ред. Д. В. Агаповой, Е. М. Зубрицкой; НОУ «Мурман. Гуманит. ин-т». — Мурманск: НОУ МГИ, 2006. — С.11−18.

17. Оконешникова, О. В. Научно-исследовательская работа студентов психологического факультета. — Мурманск: МГИ, 2003. — 96 с.

18. Оконешникова, О. В. Психологическое исследование (методическое пособие и программа курса).

— Мурманск: МГИ, 2003. — 46 с.

19. Петров, Ю. А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы / Ю. А. Петров. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 118 с.

20. Практикум по возрастной психологии /под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2001. — 688 с.

21. Практикум по общей психологии / под ред. А. И. Щербакова. — М.: Просвещение, 1990. — 288 с.

22. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2005. — 560 с.

23. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост. Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В.Дьяконов. — М.: Изд-во «Ин-т практич. психологиии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 176 с.

24. Психология детей школьного возраста: Библиографический указатель. 1917−1999 гг. / сост. Е. М. Зубрицкая, А. А. Куликова / под ред. Г. А. Урунтаевой. — Москва-Воронеж: МПСИ, 2001. — 256 с.

25. Психология дошкольника: Библиографический указатель. 1917−1998 гг. / сост. Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, М. Ю. Двоеглазова / под ред. Г. А. Урунтаевой. — Москва-Воронеж: МПСИ, 2000. — 288 с.

26. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб.: Питер, 1999. — 416 с.

27. Регуш, Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л. А. Регуш. — СПб.: Питер, 2001. — 176 с.

28. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Социально-педагогический центр, 1996. — 350 с.

29. Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.:Школьная пресса, 2000. — 416 с.

30. Тюрин, Ю. Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров / под ред. В. Э. Фигурнова. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.

31. Тютюнник, В. Основы психологических исследований / В. И. Тютюнник. — М.: УМК «Психология», 2002. — 206 с.

32. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.

33. Учебно-научная работа студентов психологического факультета: учебно-методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 30 301 — «Психология». / авт.-сост.: О. В. Оконешникова, И. Б. Храпенко; НОУ «Мурманский гуманитарный институт». — Мурманск: НОУ МГИ, 2007. — 56 с.

34. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 1997. — 608 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector