РАЗДЕЛ II. СПЕЦИФИКА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ

35. Университет – это:

a) учебное заведение высшего квалификационного уровня, которое, помимо подготовки студентов по многим специальностям в области фундаментальных и прикладных наук, реализует также образовательные программы послевузовского профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля;

b) высшее учебное заведение, которое реализует подготовку студентов, но лишь в определенной области образовательной и научной деятельности, также служит научным и методическим центром в сфере своей конкретной деятельности;

c) высшее учебное заведение, которое ведет обучение студентов для конкретной области профессиональной деятельности.

36. Академия – это:

a) учебное заведение высшего квалификационного уровня, которое, помимо подготовки студентов по многим специальностям в области фундаментальных и прикладных наук, реализует также образовательные программы послевузовского профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля;

b) высшее учебное заведение, которое реализует подготовку студентов, но лишь в определенной области образовательной и научной деятельности, также служит научным и методическим центром в сфере своей конкретной деятельности;

c) высшее учебное заведение, которое ведет обучение студентов для конкретной области профессиональной деятельности.

37. Институт – это:

a) учебное заведение высшего квалификационного уровня, которое, помимо подготовки студентов по многим специальностям в области фундаментальных и прикладных наук, реализует также образовательные программы послевузовского профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля;

b) высшее учебное заведение, которое реализует подготовку студентов, но лишь в определенной области образовательной и научной деятельности, также служит научным и методическим центром в сфере своей конкретной деятельности;

c) высшее учебное заведение, которое ведет обучение студентов для конкретной области профессиональной деятельности.

38. Наиболее высокий квалификационный уровень среди высших учебных заведений имеет:

a) академия;

b) институт;

c) университет.

39. «Оптимальные стандарты» для профессиональной подготовки в психологии были одобрены Европейской федерацией Ассоциаций профессиональных психологов в:

a) 1980 году;

b) 1990 году;

c) 1995 году;

4 стр., 1848 слов

Студент как субъект учебной деятельности

... педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении. Обучаемость — важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности Общая характеристика обучаемости ...

d) все ответы неверны.

40. «Болонское соглашение» было подписано в:

a) 1989 году;

b) 1995 году;

c) 1999 году

d) все ответы неверны.

41. Подготовка психологов различается по:

a) длительности, структуре и содержанию;

b) содержанию, качеству и выдаваемому диплому;

c) длительности, структуре и выдаваемому диплому;

d) правильного ответа нет.

42. Длительность профессионального психологического образования в Европе составляет:

a) не более 5 лет;

b) не менее 5 лет;

c) от 4 до 5 лет;

d) правильного ответа нет.

43. Тип профессионального психологического образования, при котором студенты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии:

a) непрерывное пятилетнее общее;

b) прерывающееся специализированное;

c) непрерывное пятилетнее специализированное.

44. Тип профессионального психологического образования, при котором студенты начинают с общего психологического образования и специализируются только на последних курсах или после окончания университета:

a) непрерывное пятилетнее общее;

b) непрерывное пятилетнее специализированное;

c) прерывающееся специализированное.

45. В учебные программы подготовки бакалавров в США входят три группы дисциплин:

a) социально-гуманитарные дисциплины, естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные, дисциплины специализации;

b) общеобразовательные, специальные и дисциплины по выбору студента;

c) научно-исследовательские, профессиональные и дисциплины по выбору студента;

d) правильного ответа нет.

46. Обучение в университетах для получения степени магистра возможно по учебным программам:

a) исследовательской школы;

b) профессиональной школы;

c) научной школы;

d) верны ответы а и b;

e) верны ответы b и с.

47. В соответствии с Болонской декларацией принята следующая структура университетского образования:

a) начальный уровень (диплом бакалавра), продвинутый уровень (диплом магистра), год практики под руководством супервизора;

b) первая ступень (диплом магистра), вторая ступень (диплом бакалавра), год практической деятельности под руководством супервизора;

c) первый уровень (общая психологическая подготовка), второй уровень (узкая специализация), практическая подготовка;

d) верны ответы а и с.

48. Типы практики во время интернатуры могу включать:

a) знакомство со спецификой деятельности психологов, применение теоретических знаний на практике, проведение коррекционных и тренинговых занятий;

b) наблюдение актуальной ситуации, применение основных процедур под наблюдением супервизора, анализ и обсуждение случаев из практики;

c) знакомство со спецификой деятельности психологов, применение основных процедур под наблюдением супервизора;

d) все ответы неверны.

49. Исследовательское последипломное образование психологов предполагает получение степени:

a) доктора психологии;

b) доктора философии;

c) кандидата психологических наук.

50. Практическое профессиональное последипломное образование психологов предполагает получение степени:

a) доктора психологии;

11 стр., 5168 слов

Характеристика компетенций бакалавров – психологов образования

... давать правильную оценку различным социокультурным явлениям. Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла ... конкретной компетенции при получении образования по профилю "Психолог образования". . Согласно плану подготовки бакалавров, рассмотреть, на каких учебных дисциплинах может быть сформирована конкретная ...

b) доктора философии;

c) кандидата психологических наук.

51. Супервизор – это…

a) классный руководитель, куратор, наставник, хорошо знающий учебный план и весь набор дисциплин, который предстоит преодолеть студенту;

b) профессиональный психолог, имеющий опыт работы не менее трех лет, под руководством которого студент осуществляет полунезависимую (самостоятельную) практическую деятельность;

c) человек, занимающийся организацией супервизорской практики;

d) правильного ответа нет.

52. Тьютер – это…

a) профессиональный психолог, имеющий опыт работы не менее трех лет, под руководством которого студент осуществляет полунезависимую (самостоятельную) практическую деятельность;

b) человек, знающий учебный план и контролирующий посещаемость занятий;

c) классный руководитель, куратор, наставник, хорошо знающий учебный план и весь набор дисциплин, который предстоит преодолеть студенту, помогает сформировать перечень учебных предметов на семестр;

d) правильного ответа нет.

53. Психологическое образование за рубежом не включает:

a) колледж;

b) магистратуру;

c) аспирантуру;

d) докторантуру.

54. Характерной чертой американской системы обучения психологов является прохождение:

a) магистратуры;

b) интернатуры;

c) колледжа;

d) докторантуры.

55. Можно ли после получения диплома магистра за рубежом работать психологом:

a) нет;

b) да;

c) да, лишь под руководством специалиста-психолога, имеющего лицензию;

d) да, после получения разряда по специальности.

56. Переподготовка школьных психологов в Беларуси была начата в:

a) 1983 году;

b) 1992 году;

c) 1989 году.

57. К подготовке студентов по специальности «психология» в РБ приступили:

a) с 1992/93 уч.года;

b) в конце 90-х годов;

c) с 1996/97 уч.года.

58. Согласно учебному плану студенты, обучающиеся по специальности «психология», в РБ изучают следующие дисциплины:

a) общеобразовательные, специальные и дисциплины по выбору студента;

b) социально-гуманитарные, естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные, дисциплины специализации;

c) социально-гуманитарные дисциплины, специальные, дисциплины специализации, дисциплины по выбору;

d) правильного ответа нет.

59. Какой из перечисленных учебных предметов не входит в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин для психологов:

a) история психологии;

b) педагогическая психология;

c) основы высшей математики;

d) физиологические основы поведения человека.

60. Какой из перечисленных учебных предметов не входит в цикл социально-гуманитарных дисциплин для психологов:

a) методика преподавания психологии;

b) история Беларуси;

c) экономическая теория;

d) физическая культура.

61. Получение психологического образования в Беларуси предполагает:

a) расширение и углубление психологических знаний по отдельным темам, закрепление на практике теоретических знаний;

b) формирование профессионально важных качеств, умений и навыков;

c) теоретическое обучение, прохождение практики, подготовка курсовых и дипломной работ;

22 стр., 10681 слов

1,Профессия “психолог”, определения, место профессии в обществе

... своя»)» (см. Слободчиков, Исаев, 1995. — С. 78). Но если в качестве предмета профессиональной деятельности психолога все больше выделяется именно субъектность, то возникает парадоксальная ситуация: нем больше (и ... методам 3.Социальные стереотипы – мифы о профессии «психолог». Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий ...

d) правильного ответа нет.

62. Последипломное психологическое образование в РБ представлено:

a) обучением в магистратуре и аспирантуре;

b) психологическими школами;

c) курсами повышения квалификации, семинарами и тренингами;

d) переподготовкой по психологии;

e) все ответы верны;

f) верны ответы а, с и d.

63. Высшей научно-психологической квалификацией является:

a) звание профессора;

b) ученая степень доктора психологических наук;

c) ученая степень доктора философии;

d) звание доцента.

РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГ КАК ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ

85. Профессионализация – это…

a) целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается при прекращении такой деятельности;

b) процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, продолжающийся в течение всей жизни;

c) все ответы верны;

d) все ответы неверны.

86. Специалист-профессионал – это…

a) человек, занятый в данной конкретной сфере деятельности, помогающий основным специалистам выполнят их функции;

b) человек, достигший высокого уровня исполнения своих обязанностей;

c) человек, занимающийся деятельностью, направленной на удовлетворение своих потребностей и преобразование окружающей действительности;

d) правильного ответа нет.

87. Основными этапами профессионального развития являются:

a) этап роста, этап исследования, этап упрочнения карьеры, этап сохранения достигнутого, этап спада;

b) формирование профессиональных намерений, профессиональная подготовка, профессионализация, мастерство;

c) допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, послепрофессионализм;

d) все ответы верны;

e) верны ответ а и с.

88. В каком из предложенных определений наиболее точно отражено содержание понятия «профессиональное самоопределение»:

a) это длительный процесс, который начинается с появления профессиональных намерений и завершается выходом из трудовой деятельности;

b) это основной выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии;

c) это вхождение и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

89. Факторами, влияющими на выбор профессии, являются:

a) интересы, способности, особенности темперамента и характера;

b) уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированности о мире профессий;

c) позиция старших, семьи, позиция сверстников, позиция школьного педагогического коллектива, личные профессиональные и жизненные планы, способности, притязание, информированность о той или иной профессиональной деятельности, склонности;

d) все ответы правильные;

e) правильные ответы а и b.

90. Профессиональная пригодность может рассматриваться как:

a) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;

15 стр., 7097 слов

Психосоциальная работа в структуре деятельности практического психолога

... 14, с. 11]. Особый вид отношений представляет отношение психолога к клиенту, являющееся компонентом профессиональной деятельности психолога. И здесь также основополагающим является высказывание В. Н. ... свойств индивида и личности, реализуемый в профессиональной деятельности. 1.2 Развитие доверия и принятия психологом клиента. Факторы, помогающие психологу в общении с клиентом психосоциальный доверие ...

b) совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им – при наличии специальных знаний – умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда;

c) верны оба определения;

d) все определения неверны.

91. Противопоказаниями к профессии психолог могут быть:

a) любовь к детям, вежливость, сострадательность, толерантность;

b) человеконенавистничество, психическое заболевание, лень, безинициативность, пассивные установки;

c) умение устанавливать контакты с людьми, активная жизненная позиция;

d) все ответы верны

e) все ответы неверны.

92. Профессиональные способности определяются как:

a) качества или навыки, позволяющие человеку заниматься той или иной деятельностью;

b) индивидуально-психологические свойства личности, которые отличают ее от других, отвечают требованиям данной профессии, являются условием успешного выполнения профессиональной деятельности;

c) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;

d) правильного ответа нет.

93. Выделяют следующие уровни возможностей профессионального самоопределения:

a) приобщение к культуре, приобщение к своей профессии, приобщение к специальности, приобщение к своей должности, приобщение к конкретным трудовым функциям и задачам;

b) приобщение к глобальным социокультурным и экологическим проблемам и идеям, увлечение сложной и значимой идеей, решение отдельных жизненных вопросов, реализация себя в отдельных умениях и талантах;

c) духовное самосовершенствование за рамками обыденных представлений, духовная деградация;

d) все ответы неверны.

94. Профессиональное сознание и профессиональная позиция психолога обеспечивают:

a) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;

b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;

c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.

95. Адекватная Я-концепция и система саморегуляции психолога обеспечивают:

a) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;

b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;

c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.

96. Среди выделенных Е.Е. Сапоговой характеристик профессионального самосознания психологов отсутствует:

a) дивергентность (гибкость) и интуитивность;

9 стр., 4349 слов

Концептуальная модель профессии психолога в контексте профессиональной культуры

... и на его воплощение в индивидуальном способе профессиональной деятельности обозначается как тенденция индивидуализации. Организация процесса профессиональной подготовки практических психологов образования, анализ деятельности психологов, исследование их перцептивной культуры показывает, что, во ...

b) диалогичность;

c) эмоциональная устойчивость;

d) воображение и креативность.

97. Психологам могут быть присущи следующие социально-профессиональные ролевые позиции:

a) общепризнанного лидера, ориентированного на дело психолога, «мастера создания атмосферы», великого организатора и комбинатора, психолога-пациента, психолога-артиста, настоящие психологи;

b) адвоката, имитатора, помощника, советчика, эксперта;

c) оценивателя, брокера, посредника, мобилизатора, адвоката, учителя, корректора поведения, проектанта сообщества;

d) все ответы правильные;

e) правильного ответа нет.

98. Основными составляющими модели специалиста являются:

a) модель деятельности специалиста, модель личности специалиста;

b) профессиограмма, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль (знания и умения работника);

c) описание профессиональной деятельности, модель личности специалиста;

d) все ответы правильные;

e) правильного ответа нет.

99. Основными составляющими профессиональной компетентности являются:

a) специальная, социальная, личностная и индивидуальная компетентность;

b) профессиональные знания и умения, личностное развитие и саморазвитие, знание профессиональной этики, саморегуляция и самоорганизация, профессиональное мастерство;

c) управленческая и психолого-педагогическая компетентность;

d) правильного ответа нет.

100. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает:

a) формирование сложной взаимосвязанной системы имеющихся и новых профессионально важных качеств;

b) опору на имеющиеся у психолога способности и умения;

c) возникновение на основе имеющихся качеств и умений новых, ранее отсутствовавших качеств;

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

101. Выделяют следующие индивидуальные стили профессиональной деятельности:

a) стиль, формируемый с учетом требований деятельности, и стиль, сформированный исходя из удобств человека;

b) компромиссный, универсальный, компенсаторный, маскирующий, предопределяющий, корректирующий, творческий, избыточный;

c) все ответы верны;

d) все ответы неверны.

102. Уровни профессионального мастерства психолога:

a) психолог-лаборант, психолог с высшим образованием, ученый-проектировщик;

b) работник, специалист, профессионал экстракласса;

c) все варианты верны;

d) нет верного варианта.

103. «Кризисы разочарования» имеют следующий возможный «исход»:

a) кризис может способствовать личностному развитию;

b) кризис может привести к личностной деградации;

c) разочарование в своей работе, обида;

d) все ответы верны;

e) ответы а и b.

104. Этапы профессионального развития психологов:

a) восторженно-романтический, этап самоутверждения, первые разочарования, начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем, первые серьезные попытки работать по-новому, обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, импровизация и профессиональное творчество;

b) ориентация на традиционные проблемы психологии или на проблемы обслуживаемых клиентов, переключение внимания с психологических реальностей на методы исследования, опора на интуицию и на собственную мировоззренческую позицию, психолог задумывается о своем предназначении и призвании;

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...

... 18). Таблица 18 Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций   Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной подготовки Образовательные концепции Модель X ... при выполнении многообразных видов учебно-познавательных и со­циально-профессиональных деятельностей. К ним следует отнес­ти познавательные, регуляторные и ...

c) все ответы верны;

d) все ответы неверны.

105. Укажите, какой кризис не относится к кризисам профессионального становления в трудовой деятельности:

a) кризис профессионального роста;

b) кризис профессиональной карьеры;

c) кризис профессиональной неудовлетворенности;

d) кризис профессиональных экспектаций.

106. Укажите, среди перечисленных, основные проблемы адаптации психолога на рабочем месте:

a) проблемы в отношениях с сотрудниками-непсихологами;

b) проблемы в обеспеченности психологической литературой;

c) проблемы в организации рабочего места и кабинета психолога;

d) проблемы в применении психологических знаний.

107. Какой пункт, среди указанных, не относится к стадиям профессиональной адаптации психолога:

a) реалистическая стадия;

b) стадия проблем в отношениях с администрацией;

c) стадия «сомнения»;

d) упрощенно-оптимистическая стадия.

108. Профессиональное выгорание в работе с людьми означает:

a) отказ от выполнения профессиональных обязанностей;

b) синдром хронической усталости;

c) состояние психического истощения;

d) неприязнь к людям.

109. Симптомы эмоционального сгорания:

a) активность, интерес к делу;

b) истощение, усталость;

c) отсутствие аппетита или переедание,

d) личностная тревожность;

e) все ответы верны;

f) ответ а, c и d;

g) ответ b и c.

110. Профессиональная деформация личности психолога не может выражаться в следующем явлении:

a) объяснении событий и проблем повседневной жизни преимущественно психологическими причинами;

b) постоянной избыточной, навязчивой самодиагностике, самонаблюдении и рефлексии;

c) ощущении повышенной ответственности за психологическое состояние окружающих в любых повседневных ситуациях;

d) безоценочном мышлении, учете общенаучных норм, базовых психологических законов и многозначности фактов и явлений.

111. А.К. Маркова выделила следующие тенденции развития профессиональных деструкций:

a) несформированность профессиональных действий, отставание и замедление профессионального развития, низкая профессиональная мобильность;

b) рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления, искажение профессионального развития;

c) появление деформаций личности;

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

112. Профессиограмма – это…

a) описанная технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме для решения определенных задач;

b) психологическое описание наиболее желательных психических свойств для успешного выполнения деятельности;

c) объективные и субъективные характеристики труда профессионала;

d) правильного ответа нет.

113. К необходимым личностным качествам специалиста-психолога можно отнести:

a) концентрация и устойчивость внимания, образная и словесно-логическая память, коммуникативные способности, способность к самоконтролю;

b) интерес и уважение к другому человеку, склонность к сопереживанию, любознательность и обучаемость;

c) инициативность, тактичность, терпимость, целеустремленность и настойчивость, оригинальность, находчивость, умение хранить тайну;

d) все ответы верны

e) все ответы неверны.

114. К профессионально значимым свойствам личности психолога не относятся:

a) коммуникативные свойства личности;

b) адекватная Я-концепция;

c) широкий общекультурный кругозор;

d) профессиональное самосознание.

115. К личностным свойствам, мешающим профессиональной психологической деятельности, не относится:

a) авторитарность;

b) замкнутость;

c) зависимость от других людей;

d) отождествление себя с людьми.

116. В качестве свойств личности, способствующих успеху профессиональной психологической деятельности, не относится:

a) чуткость;

b) внимательность к людям;

c) зависимость от других людей;

d) отождествление себя с людьми.

117. Профессиональные умения представляют собой:

a) объективно необходимые сведения о всех сторонах труда практического психолога, составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры;

b) действия и методы работы психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности, выступают исходными элементами целостной технологии социально-психологической работы;

c) компоненты психики профессионала;

d) все ответы верны

e) все ответы неверны.

118. Пути профессионального самосовершенствования могут быть:

a) формальными и неформальными;

b) пути, (не)связанные с работой, и пути, (не)связанные с обучением в вузе;

c) пути, выстраиваемые самостоятельно, и пути, специально организованные кем-то;

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

119. Основными направлениями профессионального самосовершенствования психолога являются:

a) постоянное улучшение своей работы;

b) личностное развитие и саморазвитие в профессии;

c) социальное развитие;

d) все ответы верны;

e) ответ а и b.

120. К неформальным путям профессионального саморазвития психологов относятся:

a) включение студента в разработку проекта или серьезного исследования;

b) самообразование студента-психолога;

c) контроль за посещаемостью занятий;

d) самостоятельное написание статей;

e) ответ а и d.

121. К способам профессионального совершенствования психологов по окончании вуза относятся:

a) обучение в аспирантуре;

b) присвоение ученых званий профессора и доцента;

c) получение первой, второй и высшей квалификационной категории;

d) участие в конференциях и семинарах;

e) подготовка публикаций;

f) ответы a, c, d и e;

g) все ответы верны.

122. Укажите, какие из перечисленных общих положений включены в этические кодексы деятельности психологов разных стран:

a) нормы отношений психологов с клиентами;

b) нормы профессиональной нагрузки психолога;

c) требования к уровню образования психолога;

d) формы обязательной документации в работе психолога.

123. Какие из перечисленных общих положений не упоминаются в этических кодексах деятельности психологов разных стран:

a) нормы отношений психологов с клиентами;

b) нормы отношений психологов с коллегами-психологами;

c) нормы рабочего времени психологов;

d) требования к профессиональной компетентности психологов.

124. Конфиденциальность как норма отношений психолога с клиентами означает:

a) уважение достоинства клиента;

b) возможность передачи информации только по требованию заказчика;

c) корректность в оценке поведения клиента;

d) неразглашение информации о клиенте.

125. О том, что психолог не имеет права браться за работу, не соответствующую уровню его образования и квалификации, говориться в следующем разделе этического кодекса:

a) требования к профессиональной компетентности;

b) отношения психолога с клиентами;

c) отношения психолога с коллегами-психологами;

d) требования конфиденциальности.

126. Комитет по этике, рассматривающий случаи неэтичного поведения психологов, существует в:

a) США;

b) Германии;

c) Испании;

d) России.

127. Этические принципы могут быть представлены в следующих категориях:

a) личные;

b) профессиональные;

c) глобальные;

d) групповые;

e) ответ a, b и c;

f) ответ a, b и d.

128. Принципы профессиональной этики включают в себя:

a) соответствие делегированным полномочиям;

b) принцип нравственного управления окружающей средой;

c) стремление предупреждать зло, страдания;

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

129. При рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно выделить следующие уровни:

a) правовой, моральный, нравственный;

b) моральный, нравственный, этический;

c) низкий, базовый, высший;

d) все ответы верны;

e) верны ответы b и c.

130. Выделяют несколько этических противоречий:

a) между правом человека на самоопределение и его неготовностью к этому;

b) между мировоззрением психолога и клиента;

c) когда психолог ставит интересы науки выше интересов клиентов;

d) между различными этическими системами и их уровнями;

e) правильные варианты а, b и d;

f) правильные варианты а, с и d.

131. Основные этические проблемы, возникающие в ходе проведения психологом различных исследований:

a) высокие и благородные устремления психолога и ограниченность в адекватных методах;

b) чрезмерное экспериментирование;

c) проблема власти над сознанием клиента;

d) все ответы верны;

e) верного ответа нет.

132. Специфические этические проблемы в практической деятельности психолога:

a) вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей;

b) работа без должной теоретической и методической подготовки;

c) проблема критериев оценки эффективности психологической помощи;

d) правильные варианты b и с;

e) все варианты правильные.

133. Сущность принципа «не выставляй свои знания напоказ»:

a) в стремлении помочь клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы;

b) не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь;

c) в проведении критики и дискуссий аргументировано, тактично и конструктивно;

d) все ответы верны;

e) верного ответа нет.

134. Сущность принципа «не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки»:

a) важно не просто решить конкретную проблему клиента, а стремиться сформировать у него способности и чувство ответственности за свою судьбу;

b) не позволяй клиенту рассказывать о себе самые сокровенные тайны, о также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом;

c) все ответы верны;

d) верного ответа нет.

РАЗДЕЛ IX. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

200. На базе первой в США психологической клиники в университете Пенсильвании Уитмером были организованы специальные курсы для педагогов и психологов, которые работали с детьми в:

a) 1896 году;

b) 1860 году;

c) 1993 году;

d) 1998 году.

201. Разрешение на работу школьным психологом в США выдается:

a) высшим учебным заведением;

b) образовательным органом штата;

c) психологическим департаментом администрации штата;

d) все ответы верны;

e) ответ b и c.

202. Программы подготовки школьных психологов в США предполагают профессиональную подготовку на уровне:

a) магистра;

b) профессионала;

c) доктора;

d) профессора;

e) все ответы верны;

f) ответ а и с.

203. Подготовка по специальности школьная психология на уровне магистра в США предполагает:

a) одну – двух годичную программу, которая включает 10 – 15 курсов;

b) трехгодичную программу, не менее 20 курсов и один год интернатуры под супервизорство;

c) четырех – пятилетнюю программу, год интернатуры и диссертационная работа;

d) правильного ответа нет.

204. Подготовка по специальности школьная психология на уровне доктора в США предполагает:

a) одну – двух годичную программу, которая включает 10 – 15 курсов;

b) трехгодичную программу, не менее 20 курсов и один год интернатуры под супервизорство;

c) четырех – пятилетнюю программу, год интернатуры и диссертационная работа;

d) правильного ответа нет.

205. Психологические службы в Европе находятся под патронажем:

a) общественных организаций;

b) государства;

c) политических партий;

d) правильного ответа нет.

206. В СССР психологи впервые стали работать:

a) в школах Эстонии;

b) в школах Грузии;

c) в школах Литвы;

d) все ответы неверны.

207. Положение о психологической службе народного образования в СССР было разработано в:

a) 1983 году;

b) 1980 году;

c) 1921 году;

d) 1989 году.

208. Первый психологический институт в России начал работать с:

a) 1900 года;

b) 1921 года;

c) 1912 году;

d) 1945 году.

209. Кафедра психологии, совместно с Военным факультетом БГУ осуществляет подготовку военных психологов начиная с:

a) 2003 года;

b) 1999 года;

c) 1993 года;

d) 1989 года.

210. Комплект документации школьного психолога состоит из:

a) нормативной документации;

b) специальной документации;

c) организационно-методической документации.

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

211. Основная цель специальной документации заключается в:

a) определении стандартов и нормативов профессиональной деятельности психолога;

b) обеспечении содержательной и процессуальной стороны профессиональной деятельности;

c) организации, планировании и методическом обеспечении профессиональной деятельности психолога;

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

212. График работы, годовой план, журнал и бланки психологических запросов относятся к:

a) нормативной документации;

b) специальной документации;

c) организационно-методической документации;

d) ответ b и с;

e) нет правильного ответа.

213. Структура социально-психологической службы представлена:

a) государственный уровнем, научно-методическими центрами, психологическими службами;

b) государственным, местным, групповым и индивидуальным уровнями;

c) все ответы верны;

d) все ответы неверны.

214. Уровни профессионального развития личности практического психолога:

a) высокий (творческо-мастерский), средний (репродуктивно-исполнительский), низкий (формально-исполнительский);

b) базовый, продвинутый, высший;

c) профессиональной подготовленности, личностной готовности, профессионального мастерства;

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

215. Защита прав психолога может быть:

a) юридической (нормативно-правовые документы);

b) моральной;

c) социальной (ассоциации психологов, образовательные фонды и др.);

d) все ответы верны

e) все ответы неверны.

РАЗДЕЛ X. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

216. Уровни задач практической психологии:

a) научно-исследовательские задачи;

b) прикладные задачи;

c) практические задачи;

d) все ответы верны;

e) ответ а и b.

217. Социальный заказ на работу практического психолога формируется:

a) в обществе;

b) в профессиональном сообществе;

c) государством;

d) общественными организациями.

218. Кто официально оценивает деятельность психолога:

a) сам психолог;

b) коллеги-психологи;

c) психолог-методист;

d) администрация учреждения.

219. Неофициально работа психолога оценивается:

a) самим психологом;

b) специалистами факультетов;

c) психологом-методистом;

d) администрацией учреждения.

220. По каким критериям администрация учреждения, прежде всего, оценивает деятельность психолога:

a) по тому, как его оценивают другие психологи;

b) по оформлению документации и количеству выступлений на разного рода мероприятиях;

c) по владению практическими навыками психологической работы с людьми;

d) по отзывам со стороны сотрудников и клиентов.

221. По каким критериям коллеги-психологи оценивают деятельность психолога:

a) по тому, как его оценивают другие психологи;

b) по оформлению документации и количеству выступлений на разного рода мероприятиях;

c) по владению практическими навыками психологической работы с людьми;

d) по отзывам со стороны сотрудников и клиентов.

222. Суть психологического сопровождения заключается в том, чтобы:

a) работать не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию;

b) не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути;

c) оказывать помощь тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации.

223. Целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой:

a) психопрофилактика;

b) психодиагностика;

c) психологическая коррекция;

d) психологическое консультирование;

e) психотерапия.

224. Задачами деятельности психолога в русле психопрофилактики являются:

a) проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении;

b) установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения;

c) создание условий, при которых клиент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудности со стороны.

225. Основная цель психологического консультирования заключается в:

a) развитии самосознания и самоисследования клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

b) психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу;

c) создании условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при смене места работы, должности, профессии.

226. Психодиагностические методики должны соответствовать следующим требованиям:

a) надежность;

b) валидность;

c) системность;

d) точность;

e) все ответы верны;

f) ответ а, b и d.

227. К основным видам психологического консультирования относятся:

a) детское, подростковое, консультирование взрослых;

b) индивидуальное, групповое;

c) контактное, дистантное;

d) школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес-консультирование;

e) все ответы верны

f) все ответы неверны.

228. Г.А. Абрамова выделяет следующие методы воздействия в процессе интервью:

a) интерпретация, директива, информация, резюме, обратная связь, пересказ, отражение чувств;

b) нерефликсивное и рефлексивное слушание;

c) установление контакта, сбор информации и осознание желаемого результата, перебор гипотез и выработка альтернативных решений, обобщение результатов и выход из контактов;

d) все ответы верны

e) все ответы неверны.

229. К основным психотерапевтическим направлениям относятся:

a) психодинамический подход;

b) экзистенциально-гуманистический подход;

c) концепция экзистенциальной психотерапии;

d) все ответы верны;

e) ответ а и b.

230. Основными формами практической психологической работы являются:

a) групповая и индивидуальная;

b) коллективная и частная;

c) групповая, семейная, коллективная;

d) правильного ответа нет.

231. Показателями эффективности психологического консультирования являются:

a) результативность предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту;

b) эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека;

c) субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

d) все ответы верны

e) все ответы неверны.

232. Эффективность психодиагностики связана с:

a) результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту;

b) степенью соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека;

c) субъективно переживаемыми клиентом изменениями во внутреннем мире;

d) все ответы верны

e) все ответы неверны.

233. Вариантами самопомощи в деятельности практических психологов являются:

a) взаимопомощь в неформальном общении;

b) выездные конференции и семинары;

c) формирование навыков профессиональной саморегуляции, релаксации;

d) создание реабилитационных центров для восстановления сил психологов и психотерапевтов;

e) все ответы верны;

f) ответ b и d.

234. Нормативно-правовая база деятельности психологов образования начала создаваться с:

a) 1987 года;

b) 1990 года;

c) 1994 года;

d) 1998 года.

235. Трудности, которые испытывает психолог в профессиональной деятельности:

a) большой объем работы;

b) выполнение непрофессиональных обязанностей;

c) непонимание со стороны педагогического коллектива;

d) нехватка практического опыта;

e) все вышеперечисленные.

236. Психолог первой категории – это психолог, который:

a) имеет высшее педагогическое образование или высшее дополнительное психологическое образование;

b) имеет высшее педагогическое образование и сертификат о дополнительной переподготовке или высшее психологическое образование, стаж работы в должности психолога без категории не менее одного года;

c) имеет высшее дополнительное или базовое психологическое образование, стаж работы не менее двух лет;

d) базовое высшее психологическое образование, стаж работы психологом первой категории не менее трех лет.

237. К видам работ, которые может выполнять психолог без категории, относятся:

a) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа;

b) сбор данных, обработка данных, просветительская работа;

c) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа;

d) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа, тренинговые и психотерапевтические занятия.

238. К видам работ, которые может выполнять психолог первой категории, относятся:

a) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа;

b) сбор данных, обработка данных, просветительская работа;

c) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа;

d) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа, тренинговые и психотерапевтические занятия.

239. К видам работ, которые может выполнять психолог второй категории, относятся:

a) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа;

b) сбор данных, обработка данных, просветительская работа;

c) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа;

d) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа, тренинговые и психотерапевтические занятия.

240. Выделяют следующие виды психологических заключений:

a) описательное, оценочное, консультативное, психодиагностическое;

b) на основе первичной диагностики, психопрофилактическое, консультативное;

c) первичное, вторичное;

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

Ключи к тестовым заданиям

Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ
c b c     e
a c c     f
c c e     a
e b c     c
b c c     b
a c a     a
b a b     d
c b c     c
b c g     a
a a d     d
d c d     b
d f a     c
f b c     a
b     c     a
b     d     d
d     c     d
b     b     a
a     d     c
c     e     d
a     e     b
a     g     c
b     a     b
d     c     c
c     d     a
d     a     b
a     a     f
b     e     e
e     a     a
c     a     d
d     e     a
c     b     c
a     d     a
c     a     e
c     a     c
a a a     e
b b b     c
c d b     b
c a c     a
b d a     c
c c a     a
a b c        
b b b        
c a c        
a a a        
b b e        
d c c        
a a b        
b b f        
b a            
a d     a