35. Университет – это:
a) учебное заведение высшего квалификационного уровня, которое, помимо подготовки студентов по многим специальностям в области фундаментальных и прикладных наук, реализует также образовательные программы послевузовского профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля;
b) высшее учебное заведение, которое реализует подготовку студентов, но лишь в определенной области образовательной и научной деятельности, также служит научным и методическим центром в сфере своей конкретной деятельности;
c) высшее учебное заведение, которое ведет обучение студентов для конкретной области профессиональной деятельности.
36. Академия – это:
a) учебное заведение высшего квалификационного уровня, которое, помимо подготовки студентов по многим специальностям в области фундаментальных и прикладных наук, реализует также образовательные программы послевузовского профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля;
b) высшее учебное заведение, которое реализует подготовку студентов, но лишь в определенной области образовательной и научной деятельности, также служит научным и методическим центром в сфере своей конкретной деятельности;
c) высшее учебное заведение, которое ведет обучение студентов для конкретной области профессиональной деятельности.
37. Институт – это:
a) учебное заведение высшего квалификационного уровня, которое, помимо подготовки студентов по многим специальностям в области фундаментальных и прикладных наук, реализует также образовательные программы послевузовского профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля;
b) высшее учебное заведение, которое реализует подготовку студентов, но лишь в определенной области образовательной и научной деятельности, также служит научным и методическим центром в сфере своей конкретной деятельности;
c) высшее учебное заведение, которое ведет обучение студентов для конкретной области профессиональной деятельности.
38. Наиболее высокий квалификационный уровень среди высших учебных заведений имеет:
a) академия;
b) институт;
c) университет.
39. «Оптимальные стандарты» для профессиональной подготовки в психологии были одобрены Европейской федерацией Ассоциаций профессиональных психологов в:
a) 1980 году;
b) 1990 году;
c) 1995 году;
Студент как субъект учебной деятельности
... педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении. Обучаемость — важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности Общая характеристика обучаемости ...
d) все ответы неверны.
40. «Болонское соглашение» было подписано в:
a) 1989 году;
b) 1995 году;
c) 1999 году
d) все ответы неверны.
41. Подготовка психологов различается по:
a) длительности, структуре и содержанию;
b) содержанию, качеству и выдаваемому диплому;
c) длительности, структуре и выдаваемому диплому;
d) правильного ответа нет.
42. Длительность профессионального психологического образования в Европе составляет:
a) не более 5 лет;
b) не менее 5 лет;
c) от 4 до 5 лет;
d) правильного ответа нет.
43. Тип профессионального психологического образования, при котором студенты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии:
a) непрерывное пятилетнее общее;
b) прерывающееся специализированное;
c) непрерывное пятилетнее специализированное.
44. Тип профессионального психологического образования, при котором студенты начинают с общего психологического образования и специализируются только на последних курсах или после окончания университета:
a) непрерывное пятилетнее общее;
b) непрерывное пятилетнее специализированное;
c) прерывающееся специализированное.
45. В учебные программы подготовки бакалавров в США входят три группы дисциплин:
a) социально-гуманитарные дисциплины, естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные, дисциплины специализации;
b) общеобразовательные, специальные и дисциплины по выбору студента;
c) научно-исследовательские, профессиональные и дисциплины по выбору студента;
d) правильного ответа нет.
46. Обучение в университетах для получения степени магистра возможно по учебным программам:
a) исследовательской школы;
b) профессиональной школы;
c) научной школы;
d) верны ответы а и b;
e) верны ответы b и с.
47. В соответствии с Болонской декларацией принята следующая структура университетского образования:
a) начальный уровень (диплом бакалавра), продвинутый уровень (диплом магистра), год практики под руководством супервизора;
b) первая ступень (диплом магистра), вторая ступень (диплом бакалавра), год практической деятельности под руководством супервизора;
c) первый уровень (общая психологическая подготовка), второй уровень (узкая специализация), практическая подготовка;
d) верны ответы а и с.
48. Типы практики во время интернатуры могу включать:
a) знакомство со спецификой деятельности психологов, применение теоретических знаний на практике, проведение коррекционных и тренинговых занятий;
b) наблюдение актуальной ситуации, применение основных процедур под наблюдением супервизора, анализ и обсуждение случаев из практики;
c) знакомство со спецификой деятельности психологов, применение основных процедур под наблюдением супервизора;
d) все ответы неверны.
49. Исследовательское последипломное образование психологов предполагает получение степени:
a) доктора психологии;
b) доктора философии;
c) кандидата психологических наук.
50. Практическое профессиональное последипломное образование психологов предполагает получение степени:
a) доктора психологии;
Характеристика компетенций бакалавров – психологов образования
... давать правильную оценку различным социокультурным явлениям. Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла ... конкретной компетенции при получении образования по профилю "Психолог образования". . Согласно плану подготовки бакалавров, рассмотреть, на каких учебных дисциплинах может быть сформирована конкретная ...
b) доктора философии;
c) кандидата психологических наук.
51. Супервизор – это…
a) классный руководитель, куратор, наставник, хорошо знающий учебный план и весь набор дисциплин, который предстоит преодолеть студенту;
b) профессиональный психолог, имеющий опыт работы не менее трех лет, под руководством которого студент осуществляет полунезависимую (самостоятельную) практическую деятельность;
c) человек, занимающийся организацией супервизорской практики;
d) правильного ответа нет.
52. Тьютер – это…
a) профессиональный психолог, имеющий опыт работы не менее трех лет, под руководством которого студент осуществляет полунезависимую (самостоятельную) практическую деятельность;
b) человек, знающий учебный план и контролирующий посещаемость занятий;
c) классный руководитель, куратор, наставник, хорошо знающий учебный план и весь набор дисциплин, который предстоит преодолеть студенту, помогает сформировать перечень учебных предметов на семестр;
d) правильного ответа нет.
53. Психологическое образование за рубежом не включает:
a) колледж;
b) магистратуру;
c) аспирантуру;
d) докторантуру.
54. Характерной чертой американской системы обучения психологов является прохождение:
a) магистратуры;
b) интернатуры;
c) колледжа;
d) докторантуры.
55. Можно ли после получения диплома магистра за рубежом работать психологом:
a) нет;
b) да;
c) да, лишь под руководством специалиста-психолога, имеющего лицензию;
d) да, после получения разряда по специальности.
56. Переподготовка школьных психологов в Беларуси была начата в:
a) 1983 году;
b) 1992 году;
c) 1989 году.
57. К подготовке студентов по специальности «психология» в РБ приступили:
a) с 1992/93 уч.года;
b) в конце 90-х годов;
c) с 1996/97 уч.года.
58. Согласно учебному плану студенты, обучающиеся по специальности «психология», в РБ изучают следующие дисциплины:
a) общеобразовательные, специальные и дисциплины по выбору студента;
b) социально-гуманитарные, естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные, дисциплины специализации;
c) социально-гуманитарные дисциплины, специальные, дисциплины специализации, дисциплины по выбору;
d) правильного ответа нет.
59. Какой из перечисленных учебных предметов не входит в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин для психологов:
a) история психологии;
b) педагогическая психология;
c) основы высшей математики;
d) физиологические основы поведения человека.
60. Какой из перечисленных учебных предметов не входит в цикл социально-гуманитарных дисциплин для психологов:
a) методика преподавания психологии;
b) история Беларуси;
c) экономическая теория;
d) физическая культура.
61. Получение психологического образования в Беларуси предполагает:
a) расширение и углубление психологических знаний по отдельным темам, закрепление на практике теоретических знаний;
b) формирование профессионально важных качеств, умений и навыков;
c) теоретическое обучение, прохождение практики, подготовка курсовых и дипломной работ;
1,Профессия “психолог”, определения, место профессии в обществе
... своя»)» (см. Слободчиков, Исаев, 1995. — С. 78). Но если в качестве предмета профессиональной деятельности психолога все больше выделяется именно субъектность, то возникает парадоксальная ситуация: нем больше (и ... методам 3.Социальные стереотипы – мифы о профессии «психолог». Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий ...
d) правильного ответа нет.
62. Последипломное психологическое образование в РБ представлено:
a) обучением в магистратуре и аспирантуре;
b) психологическими школами;
c) курсами повышения квалификации, семинарами и тренингами;
d) переподготовкой по психологии;
e) все ответы верны;
f) верны ответы а, с и d.
63. Высшей научно-психологической квалификацией является:
a) звание профессора;
b) ученая степень доктора психологических наук;
c) ученая степень доктора философии;
d) звание доцента.
РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГ КАК ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ
85. Профессионализация – это…
a) целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается при прекращении такой деятельности;
b) процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, продолжающийся в течение всей жизни;
c) все ответы верны;
d) все ответы неверны.
86. Специалист-профессионал – это…
a) человек, занятый в данной конкретной сфере деятельности, помогающий основным специалистам выполнят их функции;
b) человек, достигший высокого уровня исполнения своих обязанностей;
c) человек, занимающийся деятельностью, направленной на удовлетворение своих потребностей и преобразование окружающей действительности;
d) правильного ответа нет.
87. Основными этапами профессионального развития являются:
a) этап роста, этап исследования, этап упрочнения карьеры, этап сохранения достигнутого, этап спада;
b) формирование профессиональных намерений, профессиональная подготовка, профессионализация, мастерство;
c) допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, послепрофессионализм;
d) все ответы верны;
e) верны ответ а и с.
88. В каком из предложенных определений наиболее точно отражено содержание понятия «профессиональное самоопределение»:
a) это длительный процесс, который начинается с появления профессиональных намерений и завершается выходом из трудовой деятельности;
b) это основной выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии;
c) это вхождение и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
89. Факторами, влияющими на выбор профессии, являются:
a) интересы, способности, особенности темперамента и характера;
b) уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированности о мире профессий;
c) позиция старших, семьи, позиция сверстников, позиция школьного педагогического коллектива, личные профессиональные и жизненные планы, способности, притязание, информированность о той или иной профессиональной деятельности, склонности;
d) все ответы правильные;
e) правильные ответы а и b.
90. Профессиональная пригодность может рассматриваться как:
a) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;
Психосоциальная работа в структуре деятельности практического психолога
... 14, с. 11]. Особый вид отношений представляет отношение психолога к клиенту, являющееся компонентом профессиональной деятельности психолога. И здесь также основополагающим является высказывание В. Н. ... свойств индивида и личности, реализуемый в профессиональной деятельности. 1.2 Развитие доверия и принятия психологом клиента. Факторы, помогающие психологу в общении с клиентом психосоциальный доверие ...
b) совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им – при наличии специальных знаний – умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда;
c) верны оба определения;
d) все определения неверны.
91. Противопоказаниями к профессии психолог могут быть:
a) любовь к детям, вежливость, сострадательность, толерантность;
b) человеконенавистничество, психическое заболевание, лень, безинициативность, пассивные установки;
c) умение устанавливать контакты с людьми, активная жизненная позиция;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
92. Профессиональные способности определяются как:
a) качества или навыки, позволяющие человеку заниматься той или иной деятельностью;
b) индивидуально-психологические свойства личности, которые отличают ее от других, отвечают требованиям данной профессии, являются условием успешного выполнения профессиональной деятельности;
c) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;
d) правильного ответа нет.
93. Выделяют следующие уровни возможностей профессионального самоопределения:
a) приобщение к культуре, приобщение к своей профессии, приобщение к специальности, приобщение к своей должности, приобщение к конкретным трудовым функциям и задачам;
b) приобщение к глобальным социокультурным и экологическим проблемам и идеям, увлечение сложной и значимой идеей, решение отдельных жизненных вопросов, реализация себя в отдельных умениях и талантах;
c) духовное самосовершенствование за рамками обыденных представлений, духовная деградация;
d) все ответы неверны.
94. Профессиональное сознание и профессиональная позиция психолога обеспечивают:
a) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;
b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;
c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.
95. Адекватная Я-концепция и система саморегуляции психолога обеспечивают:
a) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;
b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;
c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.
96. Среди выделенных Е.Е. Сапоговой характеристик профессионального самосознания психологов отсутствует:
a) дивергентность (гибкость) и интуитивность;
Концептуальная модель профессии психолога в контексте профессиональной культуры
... и на его воплощение в индивидуальном способе профессиональной деятельности обозначается как тенденция индивидуализации. Организация процесса профессиональной подготовки практических психологов образования, анализ деятельности психологов, исследование их перцептивной культуры показывает, что, во ...
b) диалогичность;
c) эмоциональная устойчивость;
d) воображение и креативность.
97. Психологам могут быть присущи следующие социально-профессиональные ролевые позиции:
a) общепризнанного лидера, ориентированного на дело психолога, «мастера создания атмосферы», великого организатора и комбинатора, психолога-пациента, психолога-артиста, настоящие психологи;
b) адвоката, имитатора, помощника, советчика, эксперта;
c) оценивателя, брокера, посредника, мобилизатора, адвоката, учителя, корректора поведения, проектанта сообщества;
d) все ответы правильные;
e) правильного ответа нет.
98. Основными составляющими модели специалиста являются:
a) модель деятельности специалиста, модель личности специалиста;
b) профессиограмма, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль (знания и умения работника);
c) описание профессиональной деятельности, модель личности специалиста;
d) все ответы правильные;
e) правильного ответа нет.
99. Основными составляющими профессиональной компетентности являются:
a) специальная, социальная, личностная и индивидуальная компетентность;
b) профессиональные знания и умения, личностное развитие и саморазвитие, знание профессиональной этики, саморегуляция и самоорганизация, профессиональное мастерство;
c) управленческая и психолого-педагогическая компетентность;
d) правильного ответа нет.
100. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает:
a) формирование сложной взаимосвязанной системы имеющихся и новых профессионально важных качеств;
b) опору на имеющиеся у психолога способности и умения;
c) возникновение на основе имеющихся качеств и умений новых, ранее отсутствовавших качеств;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
101. Выделяют следующие индивидуальные стили профессиональной деятельности:
a) стиль, формируемый с учетом требований деятельности, и стиль, сформированный исходя из удобств человека;
b) компромиссный, универсальный, компенсаторный, маскирующий, предопределяющий, корректирующий, творческий, избыточный;
c) все ответы верны;
d) все ответы неверны.
102. Уровни профессионального мастерства психолога:
a) психолог-лаборант, психолог с высшим образованием, ученый-проектировщик;
b) работник, специалист, профессионал экстракласса;
c) все варианты верны;
d) нет верного варианта.
103. «Кризисы разочарования» имеют следующий возможный «исход»:
a) кризис может способствовать личностному развитию;
b) кризис может привести к личностной деградации;
c) разочарование в своей работе, обида;
d) все ответы верны;
e) ответы а и b.
104. Этапы профессионального развития психологов:
a) восторженно-романтический, этап самоутверждения, первые разочарования, начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем, первые серьезные попытки работать по-новому, обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, импровизация и профессиональное творчество;
b) ориентация на традиционные проблемы психологии или на проблемы обслуживаемых клиентов, переключение внимания с психологических реальностей на методы исследования, опора на интуицию и на собственную мировоззренческую позицию, психолог задумывается о своем предназначении и призвании;
Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...
... 18). Таблица 18 Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной подготовки Образовательные концепции Модель X ... при выполнении многообразных видов учебно-познавательных и социально-профессиональных деятельностей. К ним следует отнести познавательные, регуляторные и ...
c) все ответы верны;
d) все ответы неверны.
105. Укажите, какой кризис не относится к кризисам профессионального становления в трудовой деятельности:
a) кризис профессионального роста;
b) кризис профессиональной карьеры;
c) кризис профессиональной неудовлетворенности;
d) кризис профессиональных экспектаций.
106. Укажите, среди перечисленных, основные проблемы адаптации психолога на рабочем месте:
a) проблемы в отношениях с сотрудниками-непсихологами;
b) проблемы в обеспеченности психологической литературой;
c) проблемы в организации рабочего места и кабинета психолога;
d) проблемы в применении психологических знаний.
107. Какой пункт, среди указанных, не относится к стадиям профессиональной адаптации психолога:
a) реалистическая стадия;
b) стадия проблем в отношениях с администрацией;
c) стадия «сомнения»;
d) упрощенно-оптимистическая стадия.
108. Профессиональное выгорание в работе с людьми означает:
a) отказ от выполнения профессиональных обязанностей;
b) синдром хронической усталости;
c) состояние психического истощения;
d) неприязнь к людям.
109. Симптомы эмоционального сгорания:
a) активность, интерес к делу;
b) истощение, усталость;
c) отсутствие аппетита или переедание,
d) личностная тревожность;
e) все ответы верны;
f) ответ а, c и d;
g) ответ b и c.
110. Профессиональная деформация личности психолога не может выражаться в следующем явлении:
a) объяснении событий и проблем повседневной жизни преимущественно психологическими причинами;
b) постоянной избыточной, навязчивой самодиагностике, самонаблюдении и рефлексии;
c) ощущении повышенной ответственности за психологическое состояние окружающих в любых повседневных ситуациях;
d) безоценочном мышлении, учете общенаучных норм, базовых психологических законов и многозначности фактов и явлений.
111. А.К. Маркова выделила следующие тенденции развития профессиональных деструкций:
a) несформированность профессиональных действий, отставание и замедление профессионального развития, низкая профессиональная мобильность;
b) рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления, искажение профессионального развития;
c) появление деформаций личности;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
112. Профессиограмма – это…
a) описанная технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме для решения определенных задач;
b) психологическое описание наиболее желательных психических свойств для успешного выполнения деятельности;
c) объективные и субъективные характеристики труда профессионала;
d) правильного ответа нет.
113. К необходимым личностным качествам специалиста-психолога можно отнести:
a) концентрация и устойчивость внимания, образная и словесно-логическая память, коммуникативные способности, способность к самоконтролю;
b) интерес и уважение к другому человеку, склонность к сопереживанию, любознательность и обучаемость;
c) инициативность, тактичность, терпимость, целеустремленность и настойчивость, оригинальность, находчивость, умение хранить тайну;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
114. К профессионально значимым свойствам личности психолога не относятся:
a) коммуникативные свойства личности;
b) адекватная Я-концепция;
c) широкий общекультурный кругозор;
d) профессиональное самосознание.
115. К личностным свойствам, мешающим профессиональной психологической деятельности, не относится:
a) авторитарность;
b) замкнутость;
c) зависимость от других людей;
d) отождествление себя с людьми.
116. В качестве свойств личности, способствующих успеху профессиональной психологической деятельности, не относится:
a) чуткость;
b) внимательность к людям;
c) зависимость от других людей;
d) отождествление себя с людьми.
117. Профессиональные умения представляют собой:
a) объективно необходимые сведения о всех сторонах труда практического психолога, составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры;
b) действия и методы работы психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности, выступают исходными элементами целостной технологии социально-психологической работы;
c) компоненты психики профессионала;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
118. Пути профессионального самосовершенствования могут быть:
a) формальными и неформальными;
b) пути, (не)связанные с работой, и пути, (не)связанные с обучением в вузе;
c) пути, выстраиваемые самостоятельно, и пути, специально организованные кем-то;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
119. Основными направлениями профессионального самосовершенствования психолога являются:
a) постоянное улучшение своей работы;
b) личностное развитие и саморазвитие в профессии;
c) социальное развитие;
d) все ответы верны;
e) ответ а и b.
120. К неформальным путям профессионального саморазвития психологов относятся:
a) включение студента в разработку проекта или серьезного исследования;
b) самообразование студента-психолога;
c) контроль за посещаемостью занятий;
d) самостоятельное написание статей;
e) ответ а и d.
121. К способам профессионального совершенствования психологов по окончании вуза относятся:
a) обучение в аспирантуре;
b) присвоение ученых званий профессора и доцента;
c) получение первой, второй и высшей квалификационной категории;
d) участие в конференциях и семинарах;
e) подготовка публикаций;
f) ответы a, c, d и e;
g) все ответы верны.
122. Укажите, какие из перечисленных общих положений включены в этические кодексы деятельности психологов разных стран:
a) нормы отношений психологов с клиентами;
b) нормы профессиональной нагрузки психолога;
c) требования к уровню образования психолога;
d) формы обязательной документации в работе психолога.
123. Какие из перечисленных общих положений не упоминаются в этических кодексах деятельности психологов разных стран:
a) нормы отношений психологов с клиентами;
b) нормы отношений психологов с коллегами-психологами;
c) нормы рабочего времени психологов;
d) требования к профессиональной компетентности психологов.
124. Конфиденциальность как норма отношений психолога с клиентами означает:
a) уважение достоинства клиента;
b) возможность передачи информации только по требованию заказчика;
c) корректность в оценке поведения клиента;
d) неразглашение информации о клиенте.
125. О том, что психолог не имеет права браться за работу, не соответствующую уровню его образования и квалификации, говориться в следующем разделе этического кодекса:
a) требования к профессиональной компетентности;
b) отношения психолога с клиентами;
c) отношения психолога с коллегами-психологами;
d) требования конфиденциальности.
126. Комитет по этике, рассматривающий случаи неэтичного поведения психологов, существует в:
a) США;
b) Германии;
c) Испании;
d) России.
127. Этические принципы могут быть представлены в следующих категориях:
a) личные;
b) профессиональные;
c) глобальные;
d) групповые;
e) ответ a, b и c;
f) ответ a, b и d.
128. Принципы профессиональной этики включают в себя:
a) соответствие делегированным полномочиям;
b) принцип нравственного управления окружающей средой;
c) стремление предупреждать зло, страдания;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
129. При рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно выделить следующие уровни:
a) правовой, моральный, нравственный;
b) моральный, нравственный, этический;
c) низкий, базовый, высший;
d) все ответы верны;
e) верны ответы b и c.
130. Выделяют несколько этических противоречий:
a) между правом человека на самоопределение и его неготовностью к этому;
b) между мировоззрением психолога и клиента;
c) когда психолог ставит интересы науки выше интересов клиентов;
d) между различными этическими системами и их уровнями;
e) правильные варианты а, b и d;
f) правильные варианты а, с и d.
131. Основные этические проблемы, возникающие в ходе проведения психологом различных исследований:
a) высокие и благородные устремления психолога и ограниченность в адекватных методах;
b) чрезмерное экспериментирование;
c) проблема власти над сознанием клиента;
d) все ответы верны;
e) верного ответа нет.
132. Специфические этические проблемы в практической деятельности психолога:
a) вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей;
b) работа без должной теоретической и методической подготовки;
c) проблема критериев оценки эффективности психологической помощи;
d) правильные варианты b и с;
e) все варианты правильные.
133. Сущность принципа «не выставляй свои знания напоказ»:
a) в стремлении помочь клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы;
b) не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь;
c) в проведении критики и дискуссий аргументировано, тактично и конструктивно;
d) все ответы верны;
e) верного ответа нет.
134. Сущность принципа «не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки»:
a) важно не просто решить конкретную проблему клиента, а стремиться сформировать у него способности и чувство ответственности за свою судьбу;
b) не позволяй клиенту рассказывать о себе самые сокровенные тайны, о также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом;
c) все ответы верны;
d) верного ответа нет.
РАЗДЕЛ IX. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
200. На базе первой в США психологической клиники в университете Пенсильвании Уитмером были организованы специальные курсы для педагогов и психологов, которые работали с детьми в:
a) 1896 году;
b) 1860 году;
c) 1993 году;
d) 1998 году.
201. Разрешение на работу школьным психологом в США выдается:
a) высшим учебным заведением;
b) образовательным органом штата;
c) психологическим департаментом администрации штата;
d) все ответы верны;
e) ответ b и c.
202. Программы подготовки школьных психологов в США предполагают профессиональную подготовку на уровне:
a) магистра;
b) профессионала;
c) доктора;
d) профессора;
e) все ответы верны;
f) ответ а и с.
203. Подготовка по специальности школьная психология на уровне магистра в США предполагает:
a) одну – двух годичную программу, которая включает 10 – 15 курсов;
b) трехгодичную программу, не менее 20 курсов и один год интернатуры под супервизорство;
c) четырех – пятилетнюю программу, год интернатуры и диссертационная работа;
d) правильного ответа нет.
204. Подготовка по специальности школьная психология на уровне доктора в США предполагает:
a) одну – двух годичную программу, которая включает 10 – 15 курсов;
b) трехгодичную программу, не менее 20 курсов и один год интернатуры под супервизорство;
c) четырех – пятилетнюю программу, год интернатуры и диссертационная работа;
d) правильного ответа нет.
205. Психологические службы в Европе находятся под патронажем:
a) общественных организаций;
b) государства;
c) политических партий;
d) правильного ответа нет.
206. В СССР психологи впервые стали работать:
a) в школах Эстонии;
b) в школах Грузии;
c) в школах Литвы;
d) все ответы неверны.
207. Положение о психологической службе народного образования в СССР было разработано в:
a) 1983 году;
b) 1980 году;
c) 1921 году;
d) 1989 году.
208. Первый психологический институт в России начал работать с:
a) 1900 года;
b) 1921 года;
c) 1912 году;
d) 1945 году.
209. Кафедра психологии, совместно с Военным факультетом БГУ осуществляет подготовку военных психологов начиная с:
a) 2003 года;
b) 1999 года;
c) 1993 года;
d) 1989 года.
210. Комплект документации школьного психолога состоит из:
a) нормативной документации;
b) специальной документации;
c) организационно-методической документации.
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
211. Основная цель специальной документации заключается в:
a) определении стандартов и нормативов профессиональной деятельности психолога;
b) обеспечении содержательной и процессуальной стороны профессиональной деятельности;
c) организации, планировании и методическом обеспечении профессиональной деятельности психолога;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
212. График работы, годовой план, журнал и бланки психологических запросов относятся к:
a) нормативной документации;
b) специальной документации;
c) организационно-методической документации;
d) ответ b и с;
e) нет правильного ответа.
213. Структура социально-психологической службы представлена:
a) государственный уровнем, научно-методическими центрами, психологическими службами;
b) государственным, местным, групповым и индивидуальным уровнями;
c) все ответы верны;
d) все ответы неверны.
214. Уровни профессионального развития личности практического психолога:
a) высокий (творческо-мастерский), средний (репродуктивно-исполнительский), низкий (формально-исполнительский);
b) базовый, продвинутый, высший;
c) профессиональной подготовленности, личностной готовности, профессионального мастерства;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
215. Защита прав психолога может быть:
a) юридической (нормативно-правовые документы);
b) моральной;
c) социальной (ассоциации психологов, образовательные фонды и др.);
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
РАЗДЕЛ X. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
216. Уровни задач практической психологии:
a) научно-исследовательские задачи;
b) прикладные задачи;
c) практические задачи;
d) все ответы верны;
e) ответ а и b.
217. Социальный заказ на работу практического психолога формируется:
a) в обществе;
b) в профессиональном сообществе;
c) государством;
d) общественными организациями.
218. Кто официально оценивает деятельность психолога:
a) сам психолог;
b) коллеги-психологи;
c) психолог-методист;
d) администрация учреждения.
219. Неофициально работа психолога оценивается:
a) самим психологом;
b) специалистами факультетов;
c) психологом-методистом;
d) администрацией учреждения.
220. По каким критериям администрация учреждения, прежде всего, оценивает деятельность психолога:
a) по тому, как его оценивают другие психологи;
b) по оформлению документации и количеству выступлений на разного рода мероприятиях;
c) по владению практическими навыками психологической работы с людьми;
d) по отзывам со стороны сотрудников и клиентов.
221. По каким критериям коллеги-психологи оценивают деятельность психолога:
a) по тому, как его оценивают другие психологи;
b) по оформлению документации и количеству выступлений на разного рода мероприятиях;
c) по владению практическими навыками психологической работы с людьми;
d) по отзывам со стороны сотрудников и клиентов.
222. Суть психологического сопровождения заключается в том, чтобы:
a) работать не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию;
b) не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути;
c) оказывать помощь тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации.
223. Целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой:
a) психопрофилактика;
b) психодиагностика;
c) психологическая коррекция;
d) психологическое консультирование;
e) психотерапия.
224. Задачами деятельности психолога в русле психопрофилактики являются:
a) проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении;
b) установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения;
c) создание условий, при которых клиент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудности со стороны.
225. Основная цель психологического консультирования заключается в:
a) развитии самосознания и самоисследования клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
b) психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу;
c) создании условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при смене места работы, должности, профессии.
226. Психодиагностические методики должны соответствовать следующим требованиям:
a) надежность;
b) валидность;
c) системность;
d) точность;
e) все ответы верны;
f) ответ а, b и d.
227. К основным видам психологического консультирования относятся:
a) детское, подростковое, консультирование взрослых;
b) индивидуальное, групповое;
c) контактное, дистантное;
d) школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес-консультирование;
e) все ответы верны
f) все ответы неверны.
228. Г.А. Абрамова выделяет следующие методы воздействия в процессе интервью:
a) интерпретация, директива, информация, резюме, обратная связь, пересказ, отражение чувств;
b) нерефликсивное и рефлексивное слушание;
c) установление контакта, сбор информации и осознание желаемого результата, перебор гипотез и выработка альтернативных решений, обобщение результатов и выход из контактов;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
229. К основным психотерапевтическим направлениям относятся:
a) психодинамический подход;
b) экзистенциально-гуманистический подход;
c) концепция экзистенциальной психотерапии;
d) все ответы верны;
e) ответ а и b.
230. Основными формами практической психологической работы являются:
a) групповая и индивидуальная;
b) коллективная и частная;
c) групповая, семейная, коллективная;
d) правильного ответа нет.
231. Показателями эффективности психологического консультирования являются:
a) результативность предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту;
b) эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека;
c) субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
232. Эффективность психодиагностики связана с:
a) результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту;
b) степенью соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека;
c) субъективно переживаемыми клиентом изменениями во внутреннем мире;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
233. Вариантами самопомощи в деятельности практических психологов являются:
a) взаимопомощь в неформальном общении;
b) выездные конференции и семинары;
c) формирование навыков профессиональной саморегуляции, релаксации;
d) создание реабилитационных центров для восстановления сил психологов и психотерапевтов;
e) все ответы верны;
f) ответ b и d.
234. Нормативно-правовая база деятельности психологов образования начала создаваться с:
a) 1987 года;
b) 1990 года;
c) 1994 года;
d) 1998 года.
235. Трудности, которые испытывает психолог в профессиональной деятельности:
a) большой объем работы;
b) выполнение непрофессиональных обязанностей;
c) непонимание со стороны педагогического коллектива;
d) нехватка практического опыта;
e) все вышеперечисленные.
236. Психолог первой категории – это психолог, который:
a) имеет высшее педагогическое образование или высшее дополнительное психологическое образование;
b) имеет высшее педагогическое образование и сертификат о дополнительной переподготовке или высшее психологическое образование, стаж работы в должности психолога без категории не менее одного года;
c) имеет высшее дополнительное или базовое психологическое образование, стаж работы не менее двух лет;
d) базовое высшее психологическое образование, стаж работы психологом первой категории не менее трех лет.
237. К видам работ, которые может выполнять психолог без категории, относятся:
a) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа;
b) сбор данных, обработка данных, просветительская работа;
c) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа;
d) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа, тренинговые и психотерапевтические занятия.
238. К видам работ, которые может выполнять психолог первой категории, относятся:
a) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа;
b) сбор данных, обработка данных, просветительская работа;
c) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа;
d) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа, тренинговые и психотерапевтические занятия.
239. К видам работ, которые может выполнять психолог второй категории, относятся:
a) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа;
b) сбор данных, обработка данных, просветительская работа;
c) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа;
d) проведение диагностики, просветительская работа, консультативная работа, коррекционная и развивающая работа, тренинговые и психотерапевтические занятия.
240. Выделяют следующие виды психологических заключений:
a) описательное, оценочное, консультативное, психодиагностическое;
b) на основе первичной диагностики, психопрофилактическое, консультативное;
c) первичное, вторичное;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
Ключи к тестовым заданиям
Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ |
c | b | c | e | ||||||
a | c | c | f | ||||||
c | c | e | a | ||||||
e | b | c | c | ||||||
b | c | c | b | ||||||
a | c | a | a | ||||||
b | a | b | d | ||||||
c | b | c | c | ||||||
b | c | g | a | ||||||
a | a | d | d | ||||||
d | c | d | b | ||||||
d | f | a | c | ||||||
f | b | c | a | ||||||
b | c | a | |||||||
b | d | d | |||||||
d | c | d | |||||||
b | b | a | |||||||
a | d | c | |||||||
c | e | d | |||||||
a | e | b | |||||||
a | g | c | |||||||
b | a | b | |||||||
d | c | c | |||||||
c | d | a | |||||||
d | a | b | |||||||
a | a | f | |||||||
b | e | e | |||||||
e | a | a | |||||||
c | a | d | |||||||
d | e | a | |||||||
c | b | c | |||||||
a | d | a | |||||||
c | a | e | |||||||
c | a | c | |||||||
a | a | a | e | ||||||
b | b | b | c | ||||||
c | d | b | b | ||||||
c | a | c | a | ||||||
b | d | a | c | ||||||
c | c | a | a | ||||||
a | b | c | |||||||
b | b | b | |||||||
c | a | c | |||||||
a | a | a | |||||||
b | b | e | |||||||
d | c | c | |||||||
a | a | b | |||||||
b | b | f | |||||||
b | a | ||||||||
a | d | a |