ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта

Брянский филиал

ДНЕВНИК

ПРАКТИКАНТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«Адаптивная физическая культура»

Брянск

ББК 75 Ж 91

Дневник практиканта по специальности «Адаптивная физическая культура» / Сост. Журина Т.Н., Журин И.В., Задиран И.И. — Брянск: Издательство «Курсив», 2007. — 39 с.

В методических рекомендациях представлен пакет документов, которые должен студент специальности «Адаптивная физическая культура» заполнить во время практики при проведении оздоровительно-реабилитационной (коррекционной) работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Предназначено для студентов БФ СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта.

Рецензенты:

Ю.В.Киреев — к.мед.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин БФ СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта.

Т.А.Тишина — к.пед.н., зам. директора по воспитательной работе Брянского колледжа физической культуры

Печатается по решению Ученого совета БФ СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта

Подписано в печать 16.09.2007 г. Формат 60×84 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. п. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 1876 Отпечатано в типографии «Ладомир», г. Брянск, ул. Калинина, 81

Издательство курсив, 2007

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта

Брянский филиал

ДНЕВНИК

ПРАКТИКАНТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«Адаптивная физическая культура»

(Фамилия, имя, отчество)

Факультет ____________ Курс__________ Группа______

База практики_________________________________________

Методист_______________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Начало:________ Окончание:_________________

20___- 20___учебный год

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Дневник является основным документом во время прохождения практики.

2. Содержание и анализ выполняемых заданий проводиться ежедневно (в дни практики) и должен отражать весь объем выполняемой студентам работы.

7 стр., 3427 слов

6. Структура и содержание практики

... экспериментальные данные обобщает, результаты экспериментальной работы описывает в реферате. Заполняет дневник практики. -методы сбора эмпирической информации; -методы анализа эмпирической информации; ... переписки; -правила презентации научного исследования; -правила публичного выступления. Дневник практики. Образцы диагностических материалов. Исследовательская база данных. Реферат. Презентация ПК ...

3. При самостоятельном проведении практических занятий необходимо фиксировать личные затруднения, понимаемые как неудовлетворенность результатом своей деятельности.

4. При проведении наблюдений, оказании помощи проводящему занятие кроме личных трудностей следует анализировать трудности проводящего занятие, которые могут быть сформулированы на основании обсуждении бригадой выполняемого задания.

5. В"Дневнике практиканта" студент представляет все материалы практики, кроме конспектов занятий которые оформляются в отдельной тетради.

6. Протоколы педагогических наблюдений проверяются и оцениваются методистом.

При выполнении педагогических наблюдений рекомендуется руководствоваться методическими указаниями (Шитикова Г Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания. ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. — СПб., 1997).

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Дни недели Место проведения Время проведения Возможные изменения
Понедельник с до
Вторник с до
Среда с до
Четверг с до
Пятница с до
Суббота с до

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Основная задача — введение студента в реальную практическую сферу деятельности в качестве специалиста по адаптивной физической культуре.

Практика по специальности проводится на 3 курсе дневного обучения с инвалидами и лицами с ограниченными функциональными возможностями — с поражением слуха, зрения, внутренних органов, ОДА, с проблемами интеллекта и др. Базами проведения практики являются специальные (коррекционные) дошкольные учреждения, специальные (коррекционные) школы-интернаты, лечебные учреждения, реабилитационные центры и другие объекты, где осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с данной категорией населения.

Практика проводится во всех видах адаптивной физической культуры: физическом воспитании, физической рекреации, спорте, двигательной реабилитации,

В силу специфики контингента прежде, чем приступить к самостоятельной педагогической деятельности, студент должен:

1. Детально ознакомиться с условиями проведения практики — в беседах с руководителем учреждения, врачом, учителем, тренером, психологом, дефектологом, получить информацию об истории и традициях учреждения, о материально-техническом и кадровом обеспечении, источниках финансирования, так как эти условия во многом определяют формы и содержание, качество физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

2.Изучить учебные программы, документы планирования по всем разделам адаптивной физической культуры на базе практики, ознакомиться с формами работы.

Необходимо провести следующую подготовительную работу:

3. Составить краткий реферат (1−2 стр.) по этиологии и патогенезу данной категории инвалидности или заболевания с учетом возрастных особенностей занимающихся.

4. Ознакомиться с существующей системой врачебного контроля за занимающимися. Выяснить, кто и в какой форме осуществляет медицинское наблюдение. Ознакомиться с документацией по врачебному контролю, обратив особое внимание на медицинские заключения (оценка состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, обобщающая оценка противопоказания и рекомендации) и на групповую характеристику (разделение на группы по медицинским показаниям).

Выяснить степень и формы участия специалиста по АФК в организации врачебно-педагогического контроля, и какая работа проводится педагогом и врачом по профилактике травматизма и болезненных состояний.

По данным медицинских карт выделить основные и сопутствующие заболевания, вторичные нарушения и медицинские противопоказания для характеристики прикрепленного класса (группы).

5. Чтобы подготовиться к самостоятельной практической деятельности, студент должен ознакомиться с опытом работы и контингентом занимающихся непосредственно на уроках (занятиях) базы практики. Для этого выполняются педагогические наблюдения по следующим темам:

— особенности деятельности педагога на занятии адаптивной физической культуры;

— характеристика физического развития занимающихся;

— характеристика психических, интеллектуальных, личностных качеств занимающихся;

— анализ динамики нагрузки на уроке по данным пульсометрии;

— анализ плотности урока по данным хронометрирования,

— выявление степени утомления занимающихся по внешним признакам.

Выполнив перечисленный объем подготовительной работы, студент может приступить к самостоятельной деятельности в качестве педагога по адаптивной физической культуре.

Как правило, только государственные образовательные учреждения (спецкоррекционные школы-интернаты) охватывают все виды адаптивной физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию).

Спортивные организации для инвалидов (спорт.клубы, секции, сборные команды по видам спорта) имеют преимущественно две формы — тренировочные занятия и соревнования; в лечебных учреждениях (санаториях, профилакториях, реабилитационных центрах) — ЛФК. Для студента на практике важно проверить свои возможности в разных видах адаптивной физической культуры. Учитывая интересы, мотивы занимающихся, особенности физических и психических нарушений, условия материально-технической базы, студент может ввести новые, не использовавшиеся ранее формы адаптивной физической культуры: рекреативные занятия по виду спорта, подвижные игры развлекательного и коррекционного характера, индивидуальные консультативные занятия, занятия с родителями и детьми и др.

6. Основная педагогическая деятельность на практике включает подготовку конспектов и проведение:

Ø урока физического воспитания,

Ø рекреативных занятий на улице и в помещении,

Ø урока лечебной физической культуры.

Ø тренировочного занятия в спортивной секции.

Задачи и содержание уроков (занятий) заранее согласовываются с методистом и соответствует учебным программам данного учреждения. Количество уроков (занятий) определяется индивидуально для каждого студента методистом практики, но не менее 5.

Прежде, чем приступить к самостоятельному проведению занятий, практиканты наблюдают занятия учителя в прикрепленном классе, затем на 2-х уроках выступают в качестве помощника учителя, затем проводят фрагменты урока по согласованию с учителем и только после этого приступают к самостоятельному проведению урока. В конце практики проводится зачетный урок.

Помимо занятий студенты участвуют в организации и проведении физкультурно-оздоровительной и спортивной работы (спортивные праздники, шоу, КВН, игры, соревнования, матчевые встречи и т. п.) по плану учреждения практики, а также выступая инициаторами в проведении самостоятельно подготовленных мероприятий,

7. В период практики студенты определяются с темой курсовой работы по специальности, согласовывают план, уточняют методы исследования, собирают первичный материал, разрабатывают анкеты, вопросники, проводят тестирование, психолого-педагогические и медико-биологические наблюдения и измерения, изучают медицинские карты и т. п., в соответствии задачами исследования.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

№ п/п ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Планир, срок Дата выполн
Организационная работа
1. Принять участие: — во вступительной конференции
— в беседах с директором, завучем, врачом, психологом, учителем физического воспитания базы практики;
— в собраниях бригады, методических занятиях, консультациях.
2. Ознакомиться: — с состоянием материально-технической базы, кадрового обеспечения, источников финансирования;
— формами физкультурно-оздоровительной работы, документами планирования;
3. Собрать сведения об учащихся прикрепленной группы.
4. Еженедельно отчитываться за проделанную работу.
5. Оформить и сдать на проверку методисту отчетную документацию.
II. Учебная работа
1. Участвовать в проведении 2-х занятий в качестве помощника.
2. Разработать 2 фрагмента занятия, провести их.
3. Разработать 5 конспектов и самостоятельно провести занятия — адаптивного физического воспитания; - лечебной физической культуры; - рекреативных занятий; - тренировочного занятия.
4. Разработать и провести зачетный урок.
5. Принять участие в организации и проведении физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работы а) б) в)
III. Педагогические и врачебно-педагогические наблюдения
Провести тематические наблюдения:
1. Особенности деятельности педагога
2. Характеристика психических, интеллектуальных, личностных качеств.
3. Характеристика физического развития занимающихся.
4. Анализ динамики нагрузки на уроке по данным пульсометрии.
5. Анализ плотности урока по данным хронометрирования.
6. Визуальные наблюдения за внешними признаками утомления.
IV. Научно-исследовательская работа
1. Изучение литературы
2. Написание реферата по этиопатогенезу заболевания (нозологической группы)
3. Анализ медицинских карт
4. Индивидуальные задания по сбору первичной информации: — тестирование — анкетирование и др.
5. Учет эффективности реабилитационной работы: а) физической реабилитации; б) психической реабилитации; в) медицинской реабилитации; г) социальной реабилитации;

ДНЕВНИК

Дата Краткое содержание выполняемой работы
.
Анализ выполняемых заданий

Дата Краткое содержание выполняемой работы
i
Анализ выполняемых заданий

Дата Краткое содержание выполняемой работы
i
Анализ выполняемых заданий
«._

Дата Краткое содержание выполняемой работы
Анализ выполняемых заданий

Реферат: Медико-биологическая и психологическая характеристика

___________________________________________________________

(указать нозологическую группу)

План:

Литература

____________________________________________________________

Подпись практиканта_______________________________

Оценка и подпись методиста__________________________

Оценка, выводы предложения

Подпись практиканта__________________________________

Подпись методиста____________________________________

№ 2. Характеристика физического развития занимающегося

_____________________________________________________________

Дата и место проведения_________________________________

Задача наблюдения: выявить вторичные нарушения под влиянием основного дефекта

Фамилия наблюдаемого____________________________________

(пол, возраст, диагноз)

Фамилия проводящего занятие______________________________

Задачи занятия_________________________________________ __

____________________________________________________

1. Изложение фактов:

Оценка, выводы, предложения:

Подпись практиканта:_________________ ___

Подпись методиста:________________________

№ 3. Характеристика психических, интеллектуальных, личностных качеств занимающихся

______________________________________________________________

Дата и место проведения_________________________________

Задача наблюдения: выявить изменения психических, интеллектуальных, личностных качеств под влиянием основного дефекта

Фамилия наблюдаемого____________________________________

(пол, возраст, диагноз)

Фамилия проводящего занятие______________________________

Задачи занятия_________________________________________________

__________________________________________________________

1. Изложение фактов:

Оценка, выводы, предложения:

Подпись практиканта:________________

Подпись методиста:_____________________

№ 4. Плотность занятия по данным хронометрирования

Дата и место проведения________________________________ __

Фамилия наблюдаемого________________________________ ___

(пол, возраст, диагноз)

Фамилия проводящего занятие__________________________ ___

Задачи занятия:___________________________________________

____________________________________________________

Действия занимающихся Время окончания действия Умственная, по преимуществу, работа Двигательная, по преимуществу, работа Отдых Нецелесообразные затраты времени Примечания
+ - + - + -
3 4 5 6 7 8

Сумма затраченного времени по видам действий

Общая плотность:_________________________________________

Двигательная плотность:________________________________________

Выводы и рекомендации:_______________________________________

Подпись практиканта_____________________

Оценка и подпись методиста: ________________

Примечание:___________ ._______________

В умственную, по преимуществу, работу включаются следующие действия занимающихся: слушание, наблюдение, осмысливание, проектирование заданных двигательных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, обсуждение вопросов, ответы на вопросы и др.

В физическую, по преимуществу, работу включаются следующие действия занимающихся: выполнение двигательных действий, взаимопомощь, установка и уборка снарядов, разбор и сдача мелкого инвентаря.

Попутно записи в графе «Примечания» позволят всесторонне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они будут касаться тех действий занимающихся, которые отклоняются от общих действий группы.

№ 5. Динамика нагрузки на занятии по данным пульсометрии

Дата и место проведения______________________________

Фамилия проводящего занятия

Фамилия наблюдаемого_______________________________

(пол, возраст, диагноз)

Задачи занятия:____________________________________________

__________________________________________________________

Наименование действий, предшествовавших подсчету пульса Время подсчета, ЧСС от начала занятия Частота СС Примечание
Частота за 10 сек Частота за 1 мин
I
i
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ чес
ЧС С в ми н.
-4 -2

Оценка объема и интенсивности нагрузки в занятии_________________

Оценка объема и интенсивности нагрузки в занятии_________________

Выводы и предложения

Подпись практиканта__________________

Оценка и подпись методиста________________

Примечание:

При оценке объема и интенсивности нагрузки необходимо учесть не только специфику физических упражнений (их координационную сложность, последовательность включения в занятие, эмоциональность и т. п.), но состояние наблюдаемого, его двигательные возможности,

№ 6. Визуальные наблюдения за внешними признаками утомления (по В.Зотову)

Дата и место проведения__________________________________

Задача наблюдения: оценить воздействие занятая на организм занимающихся.

Фамилия наблюдаемого:________________________________

(пол, возраст, диагноз)

Фамилия проводящего занятие____________________________

Задачи занятия:__________________________________________________

_____________________________________________________________

1. Изложение фактов____________________________________________

2. Оценка, выводы, предложения

Подпись практиканта___________________

Оценка и подпись методиста_____________

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА.

ВНЕШНИХ ПРИЗНАКОВ УТОМЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ

ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ (по А. Зотову)

______________________________________________________________

Наблюдаемые показатели________________________________________

____________________________________________________________

Степень выраженности утомления и признака_____________________

небольшая средняя резкая

окраска кожи лица, выражение лика небольшое покраснение лицо спокойное значительное покраснение, в лице напряжение резкое побледнение или покраснение, лица, появление синюшной окраски губ выражение лица страдальческое
потоотделение незначительное большое, особенно головы и туловища общая резкая потливость всего тела, выступление соли на коже
дыхание учащенное ровное значительно учащенное, периодически учащенные вдохи и выдохи резко учащенное, поверхностное, аритмичное
движения координированные четкое выполнение заданий, походка бодрая неуверенные, нечеткое выполнение зада­ний, добавочное движение неуверенная колеблющаяся походка отказ от выполнения упр. появление нескоординированных движений конечностей требуется опора
внимание безошибочное выполнение указаний и команд неточности и ошибки в выполнении команд медленное выполнение команд воспринимается только громкая команда, часто выполняется только повторная команда
речь отчетливая речь затруднена речь сильно затруднена
самочувствие жалобы отсутствуют жалобы на усталость сердцебиение, одышку боль в мышцах жалобы на резкую усталость, головную боль шум в ушах, тошноту иногда рвоту, возможен обморок

Образец

Утверждаю:

Подпись методиста___________

Дата. __________

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Для занимающихся_____________________________________________

(класс или возраст)

_____________________________________________________________

(место, время, дата проведения)

Инвентарь___________________________________________

Вид занятия____________________________________________________

______________________________________________________________

(образовательные, оздоровительно-профилактические, коррекционно-развивающие, воспитательные)

Частные задачи Содержание (средства, учеб. матер.) Дозировка Организационно-методические приемы обучения, воспитания

Примечание: Конспекты и их фрагменты составляются в отдельнойтетради, утверждаются методистом или учителем до проведения занятий и прилагаются к дневнику практиканта.

ОТЧЕТ

Студента_____________________________________________

В отчете следует описать весь объем проведенной студентом работы по основным разделам практики с учетом выполнения индивидуального плана. Выводы и предложения по итогам практики.__

_________________________________________________________________________________________________________

Дата_______________________ Подпись практиканта___________

Подпись методиста______________

ХАРАКТЕРИСТИКА

___________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

студента_________курса______________________факультета по АФК, проходившего практику в_______________________________________

__________________________________________________________

в период с________________ по________________________________

________________________________________________________________________________________________

Общая оценка за практику_________________________________

Руководитель учреждения__________________________________

Методист__________________

Дата________ печать

Учебно-методическое обеспечение

Литература

1. Адаптации организма учащихся к учебной и физической нагрузкам./ Под редакцией Л, Г. Хрипковой, М. Б. Антроповой. — М.: Педагогика, 1982.

2. Астафьев, Н.В. Физическое состояние умственно отсталых школьников: Учебное пособие /Н.В. Астафьев, В.И. Михалев — Омск, 1996.-160 с.

3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978.

4. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех. — М.: Физкультура и спорт, .1988

5. Булич, Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. — М.: Высшая школа, 1986.

6. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании / А.А. Дмитриев. — М., 2002. — 176 с.

7. Дубровский, В.П. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов вузов. — М.: Гуманит.изд.ценр ВЛАДОС, 1998. 608 с.

8. Епифанов, В.А., Мошков, В.Н., Антуфьева, Р.И. Лечебная физическая культура: Справочник М.: Медицина, 1987 — 528с.

9. Залетаев, И.П., Муравьев, В.А. Анализ проведения урока физкультуры. — СпортАкадемПресс, 2002.

10.Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. — М: Советский спорт, 2003.

11.Курдыбайло, С.Ф., Евсеев, С.П., Герасимова, Г. В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: уч. пособие/ Под. общ. ред. С.Ф.Курдыбайло.- М.: Советский спорт, 2002, — 184 с.

12.Лечебная физическая культура. Учебник для студентов институтов физической культуры./ Под ред. С.Н.Попова. — М., «ФиС», 1978. — .608 с.

13.Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. — М., 2002. — 140 с.

14.Луканский, И.В. и др. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж: Учебн. Пособие / И.В.Лукомский, Э.Э.Стэх, В.С.Улащик; Под ред. проф. В.С.Улащика. — 2-е изд. — Мн.: Выш.шк., 1999. — 335 с

15.Медведева, Л.Е., Куценко, И.П., Полуструев, А.В., Якименко, С.Н. Организация и методика проведения занятий в специальных медицинских группах: учебное пособие. — Омск: СибГАФК, 2001.

16.Настольная книга учителя физической культуры под ред. проф. JI.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г. И. Погадаев; Предисл. В.В. Курина, П.Д. Никандрова. — М., 1998. — 496 с.

17.Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. — СПб.: Речь, 2001. — 38 с.

18.Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник/Под общ. ред. С.П.Евсеева. — М.: Советский спорт, 2002. — 448 с.

19.Частные методики адаптивной физической культуры: уч. пособие /Под ред. Л.В.Шапковой.- М.: Советский спорт, 2003.

20.Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативно-правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации /Автор-составитель А.В. Царик — М: Советский спорт, 2003.- 576 с.

21.Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.И.Попова. — Ростов Н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. — 608 с.

22.Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя /Под редакцией A.M. Шлемина. М: Просвещение, 1988.

23.Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П.Евсеева.- М.: Советский спорт, 2001.- 152 с.

24.Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе /Е.С. Черник. — М., 1997.-320 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector