Паспорт фонда оценочных средств

Факультет инновационного бизнеса и экономики

Кафедра Бизнес-процессов и экономической безопасности

УТВЕРЖДЕНО

Научно-методическим советом Академии

Председатель Научно-методического совета Академии, профессор __________Н.Н. Павелко

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Б1.Б.27

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

 

для студентов по направлению подготовки

38.03.03Управление персоналом

Квалификация: Бакалавр

 

   

г. Краснодар

 

 

Оценочные средства предназначены для контроля знаний студентов направления подготовки 38.03.03– «Управление персоналом»

 

Составитель С.С.Малхасьянва

 

Оценочные средства обсуждены на заседании кафедры Бизнес-процессов и экономической безопасности от «31» августа 2016 г. протокол № 1.

 

 

Заведующий кафедрой ___________________ К.В.Писаренко

 

 

Паспорт фонда оценочных средств

 

Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Регламентация и нормирование труда»

Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемам промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.

 

Перечень формируемых компетенций и этапы их формирования

 

Изучение дисциплины «Регламентация и нормирование труда» направлено на формирование следующих компетенций:

Компетенция Компетентный состав компетенций
знает умеет владеет
ПК-9 – Знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике + +  
ПК-11– владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках) + + +
ПК-22– умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение, владением навыками контроля за использованием рабочего времени + + +
ОПК-4– владением навыками работы с внешними организациями (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной службой по труду и занятости, кадровыми агентствами, службами занятости населения) + + +

 

Этапы формирования компетенций

№ раздела, темы Раздел дисциплины, тема Виды работ Код компетен-ции Конкретизация компетенций (знания, умения, навыки)
аудиторная СРС
Введение в дисциплину Лекция, семинар реферат ПК-9 Знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда
Подходы к регламентации труда в организациях Лекция, семинар реферат ОПК-4 владением навыками работы с внешними организациями (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации,
Методология разработки регламентов управленческого труда Лекция, семинар реферат ПК-11 владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (прави-ла внутреннего трудового распорядка, положение об отпус-ках, положение о командировках)
Общие регламенты организации Лекция, семинар реферат ПК-9 владением навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике
Регламенты построения организационных структур управления Лекция, семинар реферат ПК-22 умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение, владением навыками кон-троля за использованием рабочего времени
Регламентация функций и технологий управления Лекция, семинар реферат ПК-11 владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (прави-ла внутреннего трудового распорядка, положение об отпус-ках, положение о командировках)
Регламенты по персоналу организации Лекция, семинар реферат ПК-22 умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение, владением навыками кон-троля за использованием рабочего времени
Нормирование труда в системе управления организацией Лекция, семинар реферат ПК-9 Знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований
Методы нормирования труда Лекция, семинар реферат ПК-11 умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение, владением навыками кон-троля за использованием рабочего времени
Методы изучения затрат рабочего времени Лекция, семинар реферат ПК-22 владением навыками контроля за использованием рабочего времени
Система управления нормированием на предприятии Лекция, семинар реферат ПК-9 Знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени

2. Показатели, критерии оценки компетенций и типовые контрольные задания

2.1 Структура фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации

 

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контроли-руемой компе-тенции (или её части) Наименование оценочных средств
Текущий контроль Промежуточная аттестация
Введение в дисциплину ПК-9 Вопросы для устного опроса по теме, разделу, решение задач и тестов Вопрос на зачете
Подходы к регламентации труда в организациях ОПК-4 Вопросы для устного опроса по теме, разделу, решение задач и тестов Вопрос на зачете
Методология разработки регламентов управленческого труда ПК-11 Вопросы для устного опроса по теме, разделу, решение задач и тестов Вопрос на зачете
Общие регламенты организации ПК-9 Вопросы для устного опроса по теме, разделу, решение задач и тестов Вопрос на зачете
Регламенты построения организационных структур управления ПК-22 Вопросы для устного опроса по теме, разделу, решение задач и тестов Вопрос на зачете
Регламентация функций и технологий управления ПК-11 Вопросы для устного опроса по теме, разделу, решение задач и тестов Вопрос на зачете
Регламенты по персоналу организации ПК-22 Вопросы для устного опроса по теме, разделу, решение задач и тестов Вопрос на зачете
Нормирование труда в системе управления организацией ПК-9 Вопросы для устного опроса по теме, разделу, решение задач и тестов Вопрос на зачете
Методы нормирования труда ПК-11 Вопросы для устного опроса по теме, разделу, решение задач и тестов Вопрос на зачете
Методы изучения затрат рабочего времени ПК-22 Вопросы для устного опроса по теме, разделу, решение задач и тестов Вопрос на зачете
Система управления нормированием на предприятии ПК-9 Вопросы для устного опроса по теме, разделу, решение задач и тестов Вопрос на зачете

 

2.2 Показателт, критерии и шкала оценки сформированных компетенций

Код и наименование компетенций Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания
пороговый базовый продвинутый
оценка
Удовлетворительно/зачтено Хорошо/ зачтено Отлично/ зачтено
ПК-9 – Знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике      
ПК-11– владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках)      
ПК-22– умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение, владением навыками контроля за использованием рабочего времени      
ОПК-4– владением навыками работы с внешними организациями (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной службой по труду и занятости, кадровыми агентствами, службами занятости населения)      

 

3.Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:

3.1 Вопросы для устного опроса

Лекция 1. Введение в дисциплину

1.1 Понятия регламентации и нормирования труда.

1.2 Взаимосвязь курса с другими научными дисциплинами.

1.3 Значение регламентации и нормирования для успешной деятельности организации.

1.4 Эволюция подходов к регламентации и нормированию труда в истории управления.

Лекция 11. Система управления нормированием на предприятии

11.1 Системный характер деятельности по нормированию труда в организации.

11.2 Этапы разработки норм труда. Анализ состояния нормирования на предприятии.

11.3 Основания для пересмотра норм труда. Порядок введения, замены и пересмотра норм

3,2 Тесты к зачету

1. Регламент, устанавливающий последовательность выполнения операций по заданной процедуре с указанием конкретных исполнителей:

1. Сводная карта процедур

2. Логико-информационная схема

3. Оперограмма процесса

4. Органограмма процесса

 

2. Укажите автора методики «Функциональный анализ работы»:

1. И. Дж. Маккормик

2. Р. Уотермен

3. С. Бир

4. С. Файн

 

3. Метод сбора информации о работе, предполагающий наличие стандартизированного списка относящихся к ней признаков (операций):

1. Интервьюирование

2. «Контрольные списки вопросов»

3. Метод «рабочие дневники»

4. «Технические конференции»

 

4. Официальной датой рождения современного отдела кадров считается:

1. 1882 г.

2. 1892 г.

3. 1902 г.

4. 1912 г.

 

5. В эпоху становления индустриализма нормирование труда осуществлялось с помощью:

1. Опытно-статистических норм

2. Технически обоснованных норм

3. Аналитических норм

4. Нормативов различной степени укрупненности

 

6. Автор методики «Опросник анализа должностей» (PAQ):

1. Р. Уотермен

2. П. Друкер

3. А. Файоль

4. И. Дж. Маккормик

 

7. Ученый, связывавший высокие достижения в области организации труда в древних цивилизациях с созданием «Мегамашины»:

1. Л. Уайт

2. К. Маркс

3. М. Вебер

4. Л. Мэмфорд

 

8. Методы изучения затрат рабочего времени разработал:

1. П. Керженцев

2. Г. Эмерсон

3. Н. Витке

4. Ф. Тейлор

 

9. Основы нормирования заложил:

1. Г. Эмерсон

2. А. Файоль

3. О. Ерманский

4. Ф. Тейлор

 

10. Основоположником микроэлементного нормирования труда является:

1. А. Файоль

2. Ф. Гилберт

3. Ф. Тейлор

4. Г. Форд

 

11. Нормальные пределы выполнения норм на предприятии – это пределы, за рамки которых не должно выходить по уровню выполнения норм:

1. Более 5 % рабочих

2. Более 10 % рабочих

3. Более 15 % рабочих

4. Более 20 % рабочих

 

12. Напряженность нормы труда определяется как отношение:

1. Времени работы к времени отдыха

2. Производительных затрат рабочего времени к непроизводительным затратам

3. Необходимого времени к времени по установленной норме

4. Основного времени к вспомогательному

 

13. К методам регламентации управленческого труда относят:

1. Нормативный метод

2. Экспертный метод

3. Метод парных сравнений

4. Имитационное моделирование

 

14. В качестве дополнительных методов регламентации управленческого труда используют:

1. Опытный метод

2. Метод декомпозиции

3. Нормативный метод

4. Метод структуризации целей

 

15. При градации компетенций оптимальное количество выделяемых уровней составляет:

1. 1-2

2. 3-5

3. 6-8

4. 9-10

 

16. Суть грейдинга – в сопоставлении:

1. Компетенций и требований должности

2. Компенсируемых факторов и компетенций

3. Внутренней значимости должности и ее внешней значимости

4. Карьерной мотивации и мотивации привлечения

 

17. Методы, которые используются при построении профиля компетенций:

1. Нормативный

2. Наблюдение за деятельностью работников

3. Метод критических ситуаций

4. Метод функционально-стоимостного анализа

 

18.Регламенты, применяемые при отборе персонала:

1. Должностная инструкция

2. Штатное расписание

3. Личностная спецификация

4. Карта компетенций

 

19. Основы регламента «личностная спецификация» сформулировал:

1. А. Файоль

2. С. Бир

3. А. Роджер

4. Г. Эмерсон

 

20. Ведение ежедневных записей о трудовой деятельности индивида и количестве затраченного на них времени:

1. Метод «рабочие дневники»

2. Саморегистрация

3. Самофотография рабочего времени

4. Метод «критических ситуаций»

 

21. Виды управленческих регламентов:

1. Общие

2. Специальные

3. Регламенты по функциям управления

4. Регламенты принятия управленческих решений

 

22. К общим регламентам организации относятся:

1. Коэффициент централизации функций

2. Профиль компетенций

3. Коллективный договор

4. Штатное расписание

 

23. К аналитическим методам определения значимости должностей относится:

1. Классификация

2. Факторный метод

3. Метод парных сравнений

4. Экспертная оценка

 

24. К регламентам организации по персоналу относится:

1. Матрица распределения функций в подразделении

2. Структура трудоемкости процедур

3. Устав организации

4. Штатное расписание

 

25. Регламенты, применяемые при текущей деловой оценке персонала:

1. Должностная инструкция

2. Штатное расписание

3. Коллективный договор

4. Карта компетенций

 

26. Документы, на основании которых может действовать юридическое лицо:

1. Устав организации

2. Учредительный договор и устав

3. Учредительный договор

4. Правила внутреннего трудового распорядка

 

27. К градациям факторов регламента «личностная спецификация» относятся:

1. Желательные

2. Противопоказания

3. Достаточные

4. Обязательные

 

28. К современным подходам к пониманию компетенций относятся:

1. Функциональный

2. Структурно-функциональный

3. Системный

4. Личностный

 

29. Степень соответствия работников выполняемой работе, характеризуемая низкими способностями и сильной мотивацией:

1. Формальное соответствие

2. Полное соответствие

3. Полное несоответствие

4. Компенсаторное соответствие

 

30. Наиболее субъективным методом определения значимости должностей является:

1. Нормативный метод

2. Метод парных сравнений

3. Метод классификации

4. Экспертный метод

 

31. Микроэлементное нормирование – это разновидность:

1. Аналитических методов нормирования

2. Суммарных методов нормирования

3. Статистического метода нормирования

4. Опытного метода нормирования

 

32. Частным случаем нормированного задания является:

1. Норма выработки

2. Норма обслуживания

3. Норма длительности

4. Норма трудоемкости операций

 

33. Наиболее разработанными нормами затрат физической и нервной энергии являются:

1. Нормы тяжести

2. Нормы психофизиологических функций организма

3. Нормы допустимого утомления

4. Нормы темпа работы

 

34. Цель самофотографии рабочего времени – это установление:

1. Норматива времени

2. Нормы обслуживания

3. Причин перевыполнения или недовыполнения норм

4. Потерь рабочего времени

 

35. Время, затрачиваемое на действия, обеспечивающие выполнение основной работы:

1. Вспомогательное время

2. Время обслуживания рабочего места

3. Подготовительно-заключительное время

4. Время технологических перерывов

 

36. Метод изучения затрат рабочего времени, основанный на применении теории вероятности:

1. Метод непосредственных наблюдений

2. Метод маршрутной фотографии

3. Метод моментных наблюдений

4. Хронометраж

 

37. Метод измерения продолжительности регулярно повторяющихся затрат рабочего времени:

1. Индивидуальная фотография рабочего времени

2. Самофотография

3. Бригадная фотография рабочего времени

4. Хронометраж

 

38. Время, затрачиваемое на действия по качественному и количественному изменению предмета труда:

1. Перекрываемое время

2. Оперативное время

3. Основное время

4. Неперекрываемое время

 

39. Для обоснования времени на отдых, установления надбавок и компенсаций работникам используют:

1. Нормы тяжести

2. Нормы психофизиологических функций организма

3. Нормы допустимого утомления

4. Нормы темпа работы

 

40. При расчете нормы времени ориентируются на работников с производительностью труда:

1. Рекордной

2. Выше средней

3. Средней

3,3 Темы рефератов

1. Организация труда в древних цивилизациях.

2. Регламентация труда в современных организациях: проблемы и перспективы.

3. Методы проектирования управленческих регламентов.

4. Регламентация труда работников сферы управления.

5. Проблемы эффективности нормирования на отечественных предприятиях.

6. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных систем микроэлементного нормирования.

7. Построение профиля компетенций по должности, выбранной студентом.

8. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных методик анализа работ.

9. Проблемы кадровой политики в отечественных организациях.

10. Социальная политика организации.

11. Политика организации в области техники безопасности и охраны труда.

12. Экономическая политика организации.

13. Кодекс корпоративной этики.

14. Миссия организации.

15. Проблемы применения сетевых организационных структур в российской практике управления.

16. Перспективы развития организационных структур управления в XXI веке.

17. Системно-целевой подход в практике формирования организационных структур управления.

18. Функционально-технологический подход к построению организационных структур управления.

19. Нормативно-функциональный подход в практике организационного проектирования.

20. Организация нормирования труда за рубежом.

21. Подходы к определению компетенций.

22. Компетентностный подход как основа построения регламентов по персоналу.

23. Методология построения профиля компетенций.

24. Возможности регламента «личностная спецификация».

25. Регламенты по отбору и оценке персонала.

26. Грейдинг как инструмент регламентации.

27. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда.

28. Этапы формирования организационной структуры предприятия.

29. Система управления нормированием труда на предприятии.

30. Показатели эффективности нормирования труда.

 

3.4 Материалы для промежуточной аттестации (зачет/зачет)

 

1. Понятие и основные элементы регламентации труда.

2. Содержание регламентации труда на предприятии.

3. История развития регламентации труда.

4. Принципы и задачи научной организации труда.

5. Формы и виды разделения труда.

6. Формы кооперации труда.

7. Сущность и классификация регламентов труда.

8. Нормативно-правовое обеспечение регламентации труда.

9. Объекты регламентации труда.

10. Методика расчета регламентов численности управленческого персонала.

11. Гуманизация труда.

12. Основные требования к проектированию режимов труда и отдыха.

13. Регламентация условий труда.

14. Организация рабочего места.

15. Проектирование, планировка и обслуживание рабочих мест.

16. Аттестация и рационализация рабочих мест.

17. Организационные методы управления.

18. Экономические методы управления.

19. Социально-психологические методы управления.

20. Структура затрат рабочего времени.

21. Сущность и основные понятия нормирования труда.

22. Исторические этапы развития нормирования труда.

23. Задачи нормирования труда.

24. Классификация норм труда.

25. Аналитический метод нормирования труда.

26. Микроэлементное нормирование труда.

27. Задачи и методы изучения затрат рабочего времени. Фотография рабочего времени.

28. Самофотография рабочего времени.

29. Хронометраж.

30. Основные концепции научной организации труда.

31. Показатели экономической эффективности организации управленческого труда.

32. Специфика организации труда руководителей.

33. Баланс рабочего времени. Фактический и нормативный балансы рабочего времени.

34. Типы организационных структур управления.

 

4.1 Методические рекомендации к сдаче зачета

 

Сдача зачета студентом осуществляется, если он выполнил в течение семестра все расчетные работы, рефераты, задания по самостоятельной работе.

Студенту начисляются бонусные баллы за прилежание, нестандартные решения, умение быстро выполнять практические задания, применение системного подхода в процессе изучения дисциплины, грамотную речь, выполнение научно-исследовательской работы по дисциплине, то есть выступление на научных конференциях и презентации проектов вне вуза по дисциплине; публикации в научных сборниках по теме учебной дисциплине; выполнение научной работы по дисциплине.