ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Специальность 50 146 «Преподавание в начальных классах»

Студентка: Научный руководитель:

г. Ростов-на-Дону

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…3

ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации работы над речевой деятельностью…7

1.1. Коммуникативная компетентность как интегральное качество личности…7

1.2. Коммуникативная компетенция как инновационное направление изучения родного языка…16

1.3. Учебное сотрудничество как форма взаимодействия при формировании коммуникативной компетенции младших школьников…26

1.4. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности младших школьников…31

1.5. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения…48

ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по формированию коммуникативной компетенции младших школьников в аспекте совершенствования речевой деятельности…53

2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников …53

2.2. Системная работа по формированию и совершенствованию коммуникативной компетенции младших школьников в начальной школе на уроках литературного чтения и русского языка…49

2.3. Результаты опытно-практической работы по формированию коммуникативной компетенции младших школьников…

2.4. Методические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции младших школьников на основе работы над видами РД…57

Заключение…59

Литература…61

Приложение… 63

Введение

Вне речевой деятельности невозможно себе представить ни одной сферы человеческой деятельности, общения людей, духовной культуры человечества. Она по существу лежит у основания развития, воспитания, образования людей с ранних дней и до конца их жизни. Речь — самая яркая человеческая принадлежность жизнедеятельности каждого человека, представляющая уровень его общего развития и культуры. Речевая деятельность обладает неисчерпаемыми возможностями, органично входя в любую деятельность, принимая участие в ее построении, в ее организации.

21 стр., 10018 слов

Педагогические условия формирования коммуникативных действий младших школьников

... . 9. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа ... : это слово выделяется запятыми. Для развития коммуникативной компетенции огромное значение имеет учебно-методический комплект. В ... В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа ...

Современная социальная ситуация в сфере образования обусловлена изменением социально-экономических ориентиров общества, преобразованием общественной практики, а также изменением самих образовательных парадигм. В современной теории обучения центром, в котором сходятся исследования всех дидактических вопросов, является человек, формирование личности обучающегося. Источником развития и совершенствования личности служит высокий уровень образования. Включение в деятельность — основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции.

Актуальность избранной темы обусловлена рядом нерешенных до сих пор проблем коммуникации: неумением говорить в деловой и неформальной ситуации, неумением выразить свои мысли, выбрать правильную манеру разговора, отсутствием системы работ по активизации речевой деятельности; обогащением словарного запаса, формированием качеств речи; отсутствием образности, живости языка, наличием штампованности, сухости в языке и др. Важность рассматриваемой проблемы определила и выбор темы исследования «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ». Следует отметить, что вышеуказанные проблемы в методике преподавания русского языка специально не рассматривались. И этим также определена актуальность темы исследования.

2 стр., 995 слов

Психическое развитие младшего школьника 1. Общая характеристика возраста (ССР, ВВД, Н.О., кризис) 2. Познавательное развитие младшего школьника 3. Развитие

... свое поведение и управлять им [8]..................................................... 3. Развитие речи младшего школьника Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи я усвоения общественно-исторического ... организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка - коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка - значит научить его планировать, ...

Проблема исследования — каким образом организация работы по совершенствованию речевой деятельности младших школьников способствует качественному обучению родному языку и формирует коммуникативную компетенцию.

Цель исследования — обосновать необходимость использования русского языка и литературного чтения в начальных классах для формирования коммуникативной компетенции младших школьников.

Объект исследования — способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников при изучении курса русского языка и литературного чтения.

Предмет исследования — способы и приемы развития речевой деятельности младших школьников в процессе изучения русского языка и литературного чтения.

Гипотеза исследования — эффективная организация речевой деятельности младших школьников способствует формированию коммуникативной компетенции, обеспечивает активное восприятие речи других, адекватность выражения своих знаний, суждений, оценок и экспрессивных сторон речевой деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы речевой деятельности в теории и практике.

2. Определить педагогические основы речевой деятельности в процессе обучения русскому языку и литературному чтению.

3. Выявить условия, обеспечивающие развитие речевой деятельности младших школьников в процессе изучения русского языка и литературного чтения.

4. Изучить возрастные особенности младшего школьника.

5. Проанализировать опыт работы учителей школ по совершенствованию способов формирования речевой деятельности в процессе обучения русскому языку и литературному чтению.

6. Подобрать диагностические методики выявления уровня развития речевой деятельности у младших школьников.

7. Выявить влияние разработанного комплекса упражнений на формирование коммуникативной компетенции.

8. Создать методические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции младших школьников на основе работы над видами РД.

10 стр., 4690 слов

Развитие оценочной самостоятельности у младших школьников в учебной деятельности

... младших школьников в учебной деятельности . Исследование методов развития оценочной самостоятельности у младших школьников в учебной деятельности .1 Диагностика развития оценочной самостоятельности у младших школьников в учебной деятельности ... (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями ... хорошие слова, похвала, речевые виды помощи. В специально ...

Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические основы теории деятельности А.Н. Леонтьева, теории развития личности С.Л. Рубинштейна и др., проблем методики преподавания русского языка (Н.С. Рождественский, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М.Р. Львов и др.).

Методы исследования:

Теоретические: теоретический анализ научных работ по проблеме исследования.

Эмпирические: изучение педагогического опыта с помощью интервью, анкетирования, включенное наблюдение, беседы с учащимися и преподавателями, анализ речевых характеристик; изучение продуктов деятельности младших школьников.

Статистические: количественный и качественный анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении знаний о способах формирования коммуникативной компетенции младших школьников.

Практическая значимость — в определении методов и приемов развития речевой деятельности младших школьников в процессе изучения русского языка и литературного чтения, способствующих формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

База исследования -работа проводилась на базе 2 класса МОУ СОШ № (учитель).

Структурно работа представлена введением, в котором обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы и выбор объекта исследования, формулируются цель и задачи работы, определяются методы изучения и анализа материала. В первой главе «Теоретические и методические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации работы над речевой деятельностью» изложены основные теоретические положения, необходимые для исследования: понятие коммуникативной компетенции младших школьников, основы речевой деятельности. Во второй главе «Опытно-практическая работа по формированию коммуникативной компетенции младших школьников в аспекте совершенствования речевой деятельности» нами описывается диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников, система работы по организации учебной деятельности, результаты практической работы, а также методические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции младших школьников на основе работы над видами РД. В заключении формулируются общие выводы и даются перспективы исследования. Приложение содержит таблицы; конспекты уроков, проведенных в ходе практической работы. Список литературы насчитывает 54 источника.

5 стр., 2340 слов

коммуникативная компетентность учителя начальных классов. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

... коммуникативной компетентности младших школьников Цель: Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников Задачи: 1) проанализировать понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность»; 2) рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников; 3) провести исследование коммуникативных умений младших школьников ...

Результаты исследования могут быть применены на занятиях методики преподавания русского языка в педагогических колледжах и при обсуждении в методобъединениях преподавателей начальных классов в МОУ СОШ.

ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации работы над речевой деятельностью

1.1. Коммуникативная компетентность как интегральное качество личности

Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников. Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

В начале 90-х гг. прошлого века «коммуникативная компетенция» определялась отечественными учеными как способность и готовность осуществлять иноязычное общение (И. Бим, Н. Гальскова, Е. Пассов и др.).

Но уже к середине 90-х гг. под коммуникативной компетенцией стали понимать способность коммуникантов организовывать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения [16]. Коммуникативная компетентность, являясь базовой компетентностью, необходимой каждому человеку для решения различных социально значимых задач, выделялась практически во всех нормативно-правовых документах, регламентирующих содержание образования, начиная от материалов Болонского соглашения до Государственных стандартов РФ. Правомерность нормативной фиксации коммуникативной компетентности в качестве ключевой обусловлена не только ее социальной и индивидуальной значимостью, но и слабой подготовкой учащихся в данном направлении. Решение методических и дидактических вопросов формирования ключевых компетенций в образовательном процессе является характерным направлением научных поисков для современного этапа развития обучения. Проблеме развития коммуникативной компетентности посвящены исследования в различных областях науки, причем трактовка самого понятия меняется в зависимости от решаемой автором проблемы и взгляда на данный феномен. Коммуникативная компетентность рассматривалась в качестве свойства индивида, проявляющегося в умелости, способа личностной самореализации (3; 7; 37); интегрального качества личности, основанного на знаниях и опыте (17; 19); способности к созданию собственного продукта, выполненного с ориентацией на восприятие другим человеком (39); готовности к взаимодействию, вербальному и невербальному общению с другими людьми (5); способности устанавливать и поддерживать контакты с людьми, основанной на знаниях, умениях и навыках общения (47; 54).

4 стр., 1693 слов

Понятие об общении коммуникативные умения (1)

... к цели; интереса к процессу общения; терпимости к общению как к диалогу); формирование и развитие новых коммуникативных умений. Общение как умение – сложное явление, так как представляет ... собой целую систему умений разного порядка и характера. Поэтому умение общаться понимается как ...

Что касается коммуникативной компетентности, то она, во-первых, рассматривается в качестве важного условия, расширяющего возможности социализации молодого человека (в данном случае речь идет о социальной коммуникации как способности, возможности и готовности эффективно взаимодействовать с другими людьми); во-вторых, коммуникативная компетентность выступает значимым фактором предметной коммуникации при углубленном изучении отдельных предметов (46).

4 стр., 1600 слов

Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.

... себя умение без предварительной подготовки включаться в общение, организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение. Владение перечисленными умениями, способность ... должен овладеть определенными коммуникативными умениями. Опираясь на концепцию общения, выстроенную М.М Алексеевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует ...

Предметная коммуникация отличается от социальной особенностями знаковой системы, ориентированной на обозначение специфических явлений в рамках того или иного профиля. Уточнение сущности и содержания понятия коммуникативной компетентности потребовало от нас анализа различных подходов к пониманию компетентности за последние несколько лет, начиная с присоединения России к Болонскому соглашению. В отличие от совокупности знаний, умений и навыков (которые традиционно составляли содержание образования в качестве основных компонентов) приоритет получили ключевые компетенции учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах. При этом компетентность как актуальное проявление компетенции, включает в себя не только когнитивную и операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие наряду с результатами обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т. д. (46).

Фиксируется не сумма усвоенной информации, а готовность учащегося действовать в различных ситуациях, в том числе и проблемных, способность к сложным видам деятельности (учебной, предметной, учебно-профессиональной, социальной и т. д.).

Очевидно, что компетентность предполагает определенный уровень развития личности, связанный с качественным освоением содержания образования (40).

Большинство исследователей согласно с тем, что компетентность связана с деятельностными характеристиками человека. Важнейшим результатом реализации компетентностного подхода становится то, что изменению подвергается не только содержание, но в большей степени методы образования, виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся, а также способы оценки эффективности образовательного процесса. Коммуникативная компетенция в сегодняшнем понимании включает в себя собственно коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты как основные характеристики процесса общения, рассматриваемые исследователями в качестве основных (52).

Таким образом, коммуникативная компетентность может быть представлена теоретической, практической и личностной составляющими. Под теоретической составляющей понимается наличие знаний в области межличностного взаимодействия, умение найти необходимую информацию, ее источник, убедительно агрументировать свою позицию, стилистически и грамматически правильно оформлять высказывания, излагать информацию ясно, логично, доступно и выразительно. В практической составляющей выделяют сочетание умения восприятия себя, партнера по общению и самого акта общения (умение понимать настроение собеседника, слушать партнера, использовать личный опыт в общении).

Под личностной составляющей коммуникативной компетентности понимают комплекс коммуникативных свойств и качеств личности (распознавание внутренних состояний других людей — эмпатия; оценка альтернативных линий своего поведения и выбор действий, адекватных ожиданиям другого человека; контроль избранной линии поведения по отношению к партнеру; общительность, толерантность, способность к рефлексии).

Систематизируя компоненты коммуникативной компетентности личности, выделяют три группы коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих ее сформированность: речевые коммуникативные знания и умения; социально-психологические коммуникативные знания и умения; деятельностно-практические коммуникативные умения. Сформированность каждой группы коммуникативных знаний и умений может быть определена по когнитивному, операционно-деятельностному критерию и критерию личной направленности общения. При этом когнитивный критерий включает в себя знания структуры, этапов, особенностей процесса общения, позиций в общении; использование специальной терминологии согласно выбранному профилю обучения. Операционально-деятельностный критерий включает умения осуществлять коммуникативную деятельность, владеть вербальными и невербальными средствами общения, лексическими и грамматическими нормами языка. Критерий личностной направленности включает направленность на межличностное общение, стремление к организации общения с партнером, ориентированность на диалог и сотрудничество, эмпатию, управление собственным эмоциональным состоянием. Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных умений и навыков. (44)

Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. (7).

Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений. Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формировать коммуникативные умения целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников. В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал. Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений: вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение); ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения); соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений: согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий); доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю); применять индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике); оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному).

Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга. Развитие коммуникативных умений в ходе ролевого общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем: раскрытие учащимся значения коммуникативных умений; ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей; включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями; совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их творческой деятельности.

Анализ различных подходов к исследуемой проблеме позволяет определить коммуникативные умения как более или менее совершенные способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению. Составляющими коммуникативных умений являются: умение слушать; умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;- умение понимать другого; умение сопереживать, сочувствовать; умение адекватно оценивать себя и других;- умение принимать мнение другого; умение решать конфликт; умение взаимодействовать с членами коллектива.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе. Младший школьный возраст — это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Во-первых, с поступлением в школу ребёнок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться. Ребёнок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На её основе при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (2).

Во-вторых, у младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности: мотив «Я долго преобладает над мотивом «Я хочу». Помимо усвоения специальных умственных действий ребёнок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

В-третьих, школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям, и это имеёт существенное значение для формирования коммуникативных способностей. Ребёнок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками. Серьёзной вехой в развитии младших школьников является формирование так называемой социальной речи, в которой содержится попытка сообщить что-то другому человеку. Долгие разговоры с самим собой в присутствии других называют коллективным монологом. Когда мышление и речь сливаются полностью, ребёнку для управления своими действиями не обязательно проговаривать вслух отдаваемые себе команды, вместо этого он использует беззвучную внутреннюю речь. Это происходит и в тех случаях, когда ребёнок решает социальные проблемы поведенческого характера: при переходе улицы, в конфликтных ситуациях, происходящих в игре, и т. д. (22).

Следовательно, формирование коммуникативных способностей ребёнка происходит на основе овладения средствами языка: умения свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений, соблюдения логики передаваемой информации, поскольку важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является потребность и умение пользоваться языковыми средствами в речевой практике. Речь ребёнка, как и взрослого человека, является одной из специфических форм человеческого сознания и одновременно его наглядным выразителем. По тому, как ребёнок говорит в свободном диалоговом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновавших его явлениях, событиях), можно составить представление о том, как он думает, воспринимает и осмысливает окружающее.

В-четвёртых, именно в младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений с людьми. Именно в коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Две сферы социальных отношений «ребёнок — взрослый» и «ребёнок — дети» взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В учителе для школьника нормативные требования воплощаются с большей определённостью, чем в семье, ведь в первичных условиях общения трудно выделить себя и оценить характер своего поведения. Только учитель, предъявляющий требования к ученику, оценивая его поведение, создаёт условия для социализации поведения ребёнка, приведения его к стандартизации в системе социального пространства. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Учитель становится для ребёнка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, но и в семье (13).

Характер адаптации и отношение со стороны семьи определяют состояние и развитие личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребёнка семьи происходят изменения и внутри семейных отношений: теперь ребёнок — ученик, с ним советуются, с ним считаются.

Используемые в этот период средства эффективного общения определяют отношение к ребёнку окружающих людей. Общение становится школой социальных отношений. Ребёнок бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определённой социальной смелости. Таким образом, именно семья, учитель и сверстники помогают младшему школьнику освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое, особенности учебной деятельности младших школьников создают условия для формирования их коммуникативных способностей. Иначе говоря, учебная деятельность поворачивает ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребёнка оценивают (1).

В-пятых, осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребёнок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это даёт возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия, искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий. Это психическое новообразование у детей младшего школьного возраста является основой не только их успешного обучения, но и формирования коммуникативных способностей, которые направлены на социальную адаптацию детей к школьной общественно значимой жизни и в целом к жизни в социуме. Одна из закономерностей такого формирования состоит в том, что процесс преподавания в младших классах первоначально строится на основе развёрнутого знакомства с главными компонентами учебной деятельности, и дети втягиваются в их активное осуществление.(28)

В-шестых, психологами доказано, что у большинства младших школьников складываются предпосылки формирования важных социальных качеств. Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность, определяется по тому, как ребёнок входит в новый коллектив сверстников, какое занимает в нём место, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.

Таким образом, для успешной социальной адаптации младших школьников, как показывает наш опыт, необходимо заложить основы формирования таких личностных качеств, как контактность, продуктивные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, эмпатичность и доброжелательность. Это проявляется в умении быть активным в беседе; не бояться первым начинать общение с незнакомыми детьми, с учителем, используя при этом знания этикета; вступать в совместную деятельность со сверстниками (игровую, познавательную, трудовую и т. д.) и проявлять в ней инициативу и творчество.(25)

1. Коммуникативная компетенция

как инновационное направление изучения родного языка

Коммуникативная компетенция — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах. Это обобщающее свойство культурной личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового, научного, профессионального, бытового общения. В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности…

Заключение

Речевая деятельность — это очень сложное и многоуровневое понятие, которое имеет свои особенности, виды, характеризующиеся различными критериями. Механизм процесса речевой деятельности достаточно сложен — речевая деятельность состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, внутреннего программирования, реализации и контроля. Деятельность понятие сложное и многоуровневое. В ее составе обязательно наличие внутреннего и внешнего плана, которые соотносится между собой, и дополняют друг друга. При отсутствии одного из них деятельность существовать не может.

Проделав данную работу, мы еще раз убедились в том, что проблема совершенствования навыков речевой деятельности младших школьников существует и актуальна в настоящее время. В современной методике и практике обучения в начальной школе большое внимание уделяется работе по развитию речи учащихся, способствующей совершенствованию навыков речевой деятельности. Работа будет эффективна в том случае, если охватит все четыре вида деятельности: слушание, говорение, письмо и чтение.

Таким образом, современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого — культура речи и культура общения. Овладение языком, речью — необходимое условие формирования социально-активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие и совершенствование речевой деятельности, от которой во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

Повышение эффективности обучения связному устному высказыванию способствует повышению качества школьного обучения в целом, так как данные умения и навыки востребованы в любой учебной деятельности. Одним из путей повышения эффективности обучения является грамотное использование диагностики. Поэтому нами были поставлены задачи разработки, научного обоснования и экспериментального подтверждения системы диагностики сформированное умений составлять связное. устное высказывание младшими школьниками. Нами изучены психолингвистические основы процесса продуцирования высказывания, дано определение понятия высказывания, учитывающее различные его характеристики, рассмотрено его соотношение с единицами языка. Проанализированы и выявлены психолингвистические особенности связного устного монологического высказывания. Описан процесс онтогенеза речевого высказывания. Изучены психолого-педагогические и методические условия и предпосылки проведения диагностики в школе при обучении младших школьников созданию связного, устного высказывания, рассмотрены понятия педагогической диагностики, ее функций и методов, описаны принципы диагностики. В соответствии с выдвинутыми принципами и задачами исследования была выбрана методика составления диагностических тестов, учитывающая особенности объекта исследования. Рассмотрены основные требования, предъявляемые при составлении тестов, качества эффективности теста. Это явилось необходимым условием построения научно обоснованной системы диагностики уровня сформированное у младших школьников умений составлять связное устное высказывание.

Выделены три основные группы умений: умения, необходимые для планирования и построения содержания высказывания; умения, необходимые для лексического и грамматического оформления высказывания; умения, необходимые для интонационно-произносительного оформления высказывания, которые рассматриваются в качестве главных критериев (измерителей) анализа оценки составления связного устного высказывания. В целях наиболее эффективного формирования коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания связного устного высказывания, в данном исследовании сформулированы критерии отбора темы предстоящего высказывания и наглядного дидактического материала (картин или серии картинок), использование которых в обучении и при проведении диагностики является одним из условий их успешности. Разработана система диагностики сформированное умений составлять связное устное высказывание разных видов (на заданную тему, на основе личного опыта, по картине или серии картинок), дано ее теоретическое обоснование, система диагностики экспериментально апробирована и в случае необходимости исправлена и дополнена. Разработаны научно-методические рекомендации коррекционно-развивающей работы по устранению и предупреждению ошибок.

Проведенное констатирующее тестирование определило уровень сформированности умений составлять связные устные высказывания на заданную тему у учащихся, позволило в ходе его проведения дифференцированно подойти к учету ошибок при составлении высказывания младшими школьниками, что поможет своевременно выявить слабые- звенья и пробелы в обучении младших школьников связному устному высказыванию, установить причины и принять необходимые меры по их устранению. Для этого нами была разработана разноуровневая система коррекционно-развивающей работы, проводившаяся по двум направлениям: во-первых, отработка и развитие определенных умений, слабое усвоение которых было выявлено в ходе диагностического исследования, во-вторых, совершенствование и развитие уже сформированных и новых умений.

В ходе практической деятельности на этапе формирующего эксперимента доказана эффективность разработанной системы диагностики и коррекционно-развивающей работы. Данные эксперимента подтверждают гипотезу, которая состояла в предположении о том, что эффективная организация речевой деятельности младших школьников способствует формированию коммуникативной компетенции, обеспечивает активное восприятие речи других, адекватность выражения своих знаний, суждений, оценок и экспрессивных сторон речевой деятельности.

Литература

1. Андриенко, Е.В. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении. // Педагогическая наука и образование. — 2010. — № 11. — С. 30 — 35.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе- М.; «Просвещение» — 2008.

3. Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. -Калининград, 1975. 106 с.

4. Бородкин Е. Л «Использование знаково — символической системы для эффективности обучения». Начальная школа. 2004, № 6.

5. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности. // Начальная школа. — 2003. — № 10. — С. 103 — 106.

6. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4

7. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. — 2007. — № 11. — С. 12−17.

8. Еремеева А.П. Проблемы разработки единой лингвометодической концепции развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся. М.: Просвещение, 1980. — С. 3−15.

9. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. М., Знание, 1969.

10. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., Просвещение, 1982.

11. Жинкин Н.И. Язык — речь — творчество. — М., Просвещение, 1998

12. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. — М., Гардарики, 2004.

13. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности. // Начальная школа плюс До и После. — 2011. — № 4. — С. 78 — 83.

14. Запорожец И.В. Культура речи. Начальная школа, 2003, № 5. с.38−39.

15. Зверева Е. А. «Работа с текстом в малых группах на уроках чтения». Начальная школа.- 2001. —, № 8.

16. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества // Актуальные социально — психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХІ века". — Кисловодск, 2006.

17. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества -М; «ВАКО» — 2009

18. Киянченко, Е.А. Учим детей общаться. // Начальная школа. — 2002. — № 6. — С. 63 — 66.

19. Ковалева, Т.Ю. Использование риторических приемов для развития коммуникативных умений и навыков на уроках в начальных классах. // Начальная школа плюс До и После. — 2005. — № 5. — С. 18−21.

20. Королькова, Л.В. Групповые взаимодействия младших школьников. // Начальная школа. — 2007. — № 2. — С. 13−15.

21. Кунцэ, С.Р. Особенности гуманно-личностного общения в начальных классах. // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 4. — С. 71 — 74.

22. Ксенофонтова А.Н. Речевая деятельность в процессе обучения // Сов. педагогика. 1986. -№ 4. — С.52−54.

23. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе. Сб. статей под ред.Н.И. Кудряшова. М., Просвещение, 1983.

24. Ладыженская, Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе. // Начальная школа. — 2007. — № 5. — С. 43 — 45.

25. Лозовая, Л.Я. Учим детей общаться. // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 8. — С. 59 — 62.

26. Леонтьев А.А. «Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности». М.- «ВАКО» — 2009

27. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности .М., «Дрофа», 2001

28. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития" - М., Просвещение, 1985

29. Львов М.Р. Основы теории речи. М., Педагогика, 2000.

30. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах. // Начальная школа. — 2007. — № 7. — С. 38−40.

31. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно — ролевых играх. // Начальная школа плюс До и После. — 2005. — № 1. — С. 3 — 7.

32. Мостова, О.Н. Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 6. — С. 52 — 54.

33. Никитина М.И. Чтение и развитие речи- С-П; «КАРО"-2008

34. Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» — М., Просвещение, 1984

35. Программа 1−4 «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой и обеспечивающие её учебники и методические пособия. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. — М.- Просвещение.- 1980.

36. Овсянникова, Е.А. Развитие коммуникативных умений у младших школьников в тренинговой группе. // Начальная школа плюс До и После. — 2004. — № 7. — С. 42 — 44.

37. Озерова, И.Н. Формирование коммуникативной культуры у детей в сценической деятельности. Работа над категорией «оценка». // Начальная школа. — 2004. — № 11. — С. 65 — 67.

38. Песняева, Н.А. Эффективность речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге. // Начальная школа. — 2005. — № 5. — С. 54 — 56.

39. Позднякова, Е.В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников. // Начальная школа. — 2001. — № 11. — С. 23 — 25.

40. Ромашина, С.Я. Речь учителя как средство дидактического коммуникативного воздействия. // Начальная школа плюс До и После. — 2005. — № 2. — С. 71 — 73.

41. Рудакова И.А. Обучение детей учебному сотрудничеству. [Электронный ресурс] >42. Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности. // Начальная школа. — 2007. — № 7. — С. 40 — 42.

43. Серегина Н. А. «Диалог с текстом» на уроках чтения". Начальная школа, 2003, № 3.

44. Современные подходы к развитию речи младших школьников" /Начальная школа, № 2, 2003

45. Федосеева, Т.А. Задачи и игры на уроках риторики. // Начальная школа плюс До и После. — 2010. — № 2. — С. 45 — 48.

46. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей „Открытый урок“». URL: articles/565 631/.

47. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: metod/pestova.doc.

48. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. — 1993.-№ 3

49. Чаркова, Ф.В. Обучение общению. // Начальная школа. — 2008. — № 6. — С. 38 — 42.

50. Шатова Е.Г.Урок русского языка в современной школе. — М., 2007.

51. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся. Актуальные проблемы развития речи учащихся. Сб. статей под ред.А.П. Еремеевой. М., Просвещение, 1980.

52. Шкуричева, Н. Я хочу учиться вместе. Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности. // начальная школа. Приложение к г. «Первое сентября». — 2011. — № 13. — С. 37 — 41.

53. Щиголева, Н.В. О курсе «Общение» для младших школьников. // Начальная школа. — 2000. — № 10. — С. 57 — 59.

54. Яшина, Н.К. К проблеме коммуникативной игры в педагогическом дискурсе. // Начальная школа плюс До и после. — 2011. — № 11. — С. 19 — 22.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector