2013 Занятие № 1 «Общая характеристика психологии как науки»

МИНОБРНАУКИ

ФБГОУ ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии

__________________________________________________________________

Кафедра психологии и педагогики

Практические занятия по общей психологии

Череповец

Основные понятия:знание, наука, объект науки, предмет науки, житейская психология, научная психология, общая психология, прикладная психология, психика.

Вопросы для обсуждения

1. Психологическое знание и его особенности (источники психологических знаний, их виды, особенности проявления, роль в жизни человека).

2. Этапы становления психологии как науки (донаучная психология, ее особенности и связь с научной психологией, философская психология, предпосылки становления психологии как самостоятельной науки, признаки научной психологии).

3. Развитие взглядов на предмет психологии (душа, сознание, поведение, психика как предмет психологии).

Основные характеристики психики.

4. Структура психических явлений (психические процессы, свойства, состояния).

5. Основные направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, гештальт-психология, парапсихология, христианская психология).

Литература Основная

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2002.Гл. 1.
  2. Немов Р.С. Психология. Кн. 1, М., 2007.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, М., 1995.Гл.2
  4. Психология. Дубровина И.В. и др. М.,2004

Дополнительная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,1996
  2. Гамезо М.В. Атлас по психологии. , 2003
  3. Фресс П. О психологии будущего: Хрестоматия по психологии. М., 1987. С.50-60.
  4. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания: Хрестоматия по психологии.М.,1987. С.39-50.
  5. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. С.10-34.
  6. Мироненко И.А. Об интеграции психологического знания. Вопросы психологии, 2004, №3
  7. Юревич А.В. Интеграция психологии: утопия или реальность. Вопросы психологии. 2005, №3
  8. Ярошевский М.Г. Категориальный аппарат психологии. Хрестоматия по психологии. М., 1987.
  9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Диалог 1. М., Смысл.
  10. Общая психология: В7 томах / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1 Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., Издательский центр «Академия», 2005. Гл. 1 с. 10-29, гл. 2 с.50-68.
  11. Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии. Вопросы психологии. 2005, 4.
  12. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии. Вопросы психологии, 2006, №3

Вопросы для размышления

1. Гарантирует ли научный подход наиболее эффективное продвижение человека в познании психики? Если да, то чем это обосновано.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не ... Восприятие– это создание целостного образа предмета или явления. Представление о предмете будет адекватным только в том ... организма, посредником которого является психика. Сеченов задается вопросом, как у каждого отдельного человека реализуется приспособленческая функция ...

2. Согласны ли вы с утверждением известного отечественного психолога А.Н. Леонтьева о том» что 21 век станет веком психологии»? Обоснуйте свой ответ.

3. Известно крайне негативное отношение к психологии выдающихся знатоков человеческой души А.С.Макаренко и Ф.М. Достоевского. Чем это можно объяснить на ваш взгляд?

4. Известно, что своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Вероятно, что слово «психология» произошло от имени греческой богини Психеи. Кому, как вы думаете, покровительствовала богиня Психея? Символом чего она является?

5. Возможно ли считать современную психологию наукой о душе?

6. Есть ли душа у животных?

Задачи и упражнения

  1. Подберите как можно больше пословиц и поговорок на психологические темы. Объясните психологический смысл, заложенный в них.
  2. Выпишите правильные суждения о психологии и объясните свой выбор.
  • Психология- наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.
  • Психология- наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.
  • Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
  • Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознания индивида).
  • В комплексе наук о человеке «не последнее место принадлежит психологи, изучающей развитие психики человека, его личности, сознания и воли, чувственно-эмоциональной сферы»
  1. Подберите как можно больше пословиц и поговорок на психологические темы.

    4 стр., 1607 слов

    Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

    ... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная ... с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен объект спец.педагогики Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого ...

    Объясните психологический смысл, заложенный в них.

  2. Выпишите те слова, которые обозначают природу психики, ее существенные свойства и отношения. Первичность, материальность, принципиальность, субъективность, вспыльчивость, активность, субстанциональность, идеальность, осознанность, рефлекторность, решительность, вторичность, целеустремленность, отражательность, объективность, сигнальность, раздражительность, функциональность, эмоциональность, самостоятельность, содержательность.
  3. Выберите из приведенных высказываний верные, на ваш взгляд, и обоснуйте свой выбор.

  • Психика- это биотоки мозга.
  • Психика- продукт мозга, субъективный образ реального мира.
  • Психика, хотя и находится в телесном мозгу, но в то же время является продуктом не материальной субстанции.
  • Психика- самостоятельное, независимое от мозга явление.
  • Психика- отражение физиологических процессов в
  • мозгу.

Занятие № 2 «Возникновение и развитие психики»

Основные понятия:отражение, опережающее отражение, раздражимость, чувствительность, биотические факторы, абиотические факторы, тропизмы, таксисы, инстинкт, навык, интеллект животных, антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, поведение, сенсорная стадия, перцептивная стадия, интеллектуальная стадия, сознание, самосознание, структура сознания, целеполагание, значение, смысл, чувственная ткань сознания, биодинамическая ткань сознания, интериоризация.

Вопросы для обсуждения

1. Психика и отражение. Условия возникновения психического отражения( отражение как всеобщее свойство материального мира, формы отражения, критерии психического отражения, раздражимость и чувствительность).

2. Стадии развития психики в животном мире (теории А.Н.Леонтьева и К.Э.Фабри о развитии психики , характеристика психического отражения животных на различных стадиях развития).

3. Проблема возникновения сознания человека ( предпосылки возникновения сознания, трудовая деятельность людей и ее роль в возникновении сознания, язык и сознание)

4. Характеристики сознания человека. Отличие сознания человека от психики животных.

5. Неосознаваемые явления психики.

Литература Основная

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2002.Гл. 3.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1996. С.198-223.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т.1. Гл.4,5
  4. Немов Р.С. Психология: В3 кн. Кн.1. М., 1995. Гл.4.
  5. Психология. Дубровина И.В. и др. М., 2004.

Дополнительная

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.,1976
  2. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Владимир., 1970. С.32-86.
  3. Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. М., 1987. С. 62-68.
  4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. С. 41-52.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1982-84. Т.1. С.24-161.
  6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Владимир. 1970. С.150-173.
  7. Леонтьев А, Н, Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М., 1983. С.94-112.
  8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.,1972. С78-129.
  9. Слободчиков В.И. ,Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С.177-207.
  10. Хрестоматия по психологии. Психология сознания/ Составитель и общ. Ред. Л.В.Куликова. СПб,. 2001
  11. Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность.// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию». Ред. состав. Е.Е.Соколова. М.,1999. С. 181-193
  12. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию». Ред. состав. Е.Е.Соколова. М.,1999. С. 167-180
  13. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994, диалог 7

Вопросы для размышления

1. Если вдруг с дальних планет на Землю привезут нечто (причём неизвестно, живое или мертвое), как вы сможете определить, есть у него психика или нет?

6 стр., 2915 слов

Историческое развитие сознания у человека

... исторического развития психики, сознание человека заключается вто, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам;порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытиеочеловеченной природы, культуры, человек вместе с ...

2. Можно ли муравейник или пчелиный улей рассматривать как единый наделенный психикой субъект? Почему?

3. «Наука пришла к выводу, что человек умирает тогда, когда умирает его мозг. Но отсюда следует и обратный вывод: человек живет, пока живет его мозг- пусть даже тело умерло. Сегодня в клиниках уже имеются «живые трупы» — люди, чья мозговая деятельность прекратилась навеки, но в теле которых поддерживается жизнь с помощью искусственного дыхания и питания. Завтра могут появиться «живые головы» — мозг без тела».

Вопрос: Значит ли это, что такие «живые головы» будут обладать сознанием? Дайте развернутый ответ.

4. Приведите примеры разумного поведения животных.

Задачи и упражнения

  1. Вставьте пропущенные слова в следующих определениях отражения.
  1. Отражение- это всеобщее свойство материи, заключающееся в … признаков, свойств и отношений отражаемого субъекта.
  2. Под отражением понимается … материальных систем в процессе … воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем.
  3. Отражение (как всеобщее свойство материи) – реакция ( изменение, отпечаток, след) любой вещи (явления) … с другой вещью: эта реакция всегда находится в определенном соответствии или сходстве с какой –либо стороной воздействующей на нее вещи.
  4. Отражение психическое — свойство высокоорганизованной … (животных и человека) воспроизводить в форме… образов ( ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств) объекты внешнего мира в процессе … деятельности в природной и социальной среде.

  1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, а какие- зеркальное?

  1. Активно воздействует на среду.
  2. Является фотографией окружающей действительности.
  3. Сигнализирует о жизненно важном для организма.
  4. Дает приблизительно верную копию предметов и явлений действительности.
  5. Отражает явления только в момент его непосредственного воздействия.

  1. С какими высказываниями нельзя согласится и почему?

  1. Инстинкт — всякое неосознанное поведение.
  2. Инстинкт — сознание животных.
  3. Инстинкт — сложная форма врожденного безусловного рефлекторного реагирования на определенные стимулы внешней и внутренней среды.
  4. Инстинкт — животное начало в человеческой психике.
  5. Инстинкт — относительно независимый от научения комплекс приспособительного поведения.

  1. Дайте характеристику особенностей тех форм отражения, о которых говорится в следующих текстах.

  1. «Амеба движется в теплую воду, избегая холодной. Она подчиняется исключительно наследственной программе – ничего не решая. Но собака, как утверждает известный этолог Конрад Лоренц, преследует свой интерес. И хотя неясно, о чем она беспокоится, застыв у портфеля ушедшего хозяина- то ли стережет добро, подчиняясь приказу, то ли боится пропустить возвращение любимого человека- все равно у нее есть ее личное решение. Она может даже в прорубь кинуться , спасая хозяина».
  2. Дождевых червей помещали в Т-образную трубку, простейший лабиринт. В левом конце этой трубки червь получал электрический удар, вызывавший оборонительную реакцию. При многократном повторении этого эксперимента у червя можно было выработать навык избегать электрического удара и двигаться направо. Насколько медленно шел этот процесс видно из следующего: понадобилось свыше 150 проб, чтобы поведение червя приобрело организованный характер, ибо в подавляющем числе проб он начинал двигаться направо, избегая электрического тока.

  1. Проанализируйте и дайте оценку приведенных утверждений. Почему недопустимо отождествлять психику и физиологические процессы в мозгу? Как следует относится к учению о врожденности психических явлений?

  1. «Можно привести множество фактов…, доказывающих что душа и мозг тождественны или находятся в необходимой связи друг с другом».
  2. «Более чем вероятно, что мы наследуем этику и моральные чувства по биологическим канонам».
  3. «Простейшие психические явления проявляют собой высшую нервную деятельность, имеют рефлекторный характер. Психические явления прирожденны: любой человек с нормальными анализаторами и высшей нервной деятельностью обладает способностью видеть, слышать, ощущать вкусы, запахи… . Психические явления в своей основе обусловлены наследственностью».

  1. В чем совпадают точки зрения данных авторов? Дайте им оценку с позиции материалистической психологии.

  1. Сознание, душа — это артист, который управляет инструментом, т.е. мозгом, как артист может играть только тогда, когда есть инструмент, так и душа может оказывать воздействие на тело только в том случае, если есть мозг.
  2. В отношении сознание- мозг «активная роль принадлежит самости, а не мозгу… Человеческая самость- это активный программист мозга или «пилот самолета». Как пилот, она в одно и то же время наблюдает и предпринимает действия, действует и страдает, обращается к прошлому и планирует будущее»

  1. О каких элементах сознания говорится в данных текстах и в каком отношении друг к другу они находятся?

  1. Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него ,- это знание… . Нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственное предметное отношение
  2. Мое отношение к моей среде есть мое сознание.

  1. О каком решающем факторе возникновения и развития сознания как высшей формы отражения говорится в данных отрывках?

  1. «Истоки сознания как процесса отражения действительности, получения и переработки получаемой информации, создания сложных программ поведения и обеспечения контроля над ним следует искать не внутри мозга, не в самих механизмах нервных процессов, а в реальном отношении человека к действительности, в его общественной жизни, которая и является подлинным источником сложнейших форм сознательной деятельности человека».
  2. «Сознание человека общественно обусловлено, определяясь в конечном счете условиями материальной жизни общества, Общественная обусловленность сознания людей, зависимость его от конкретно-исторических условий жизни общества выражается в специфических особенностях личности, присущих людям определенной эпохи и определенной общественной группы».

  1. Какая деятельность — сознательная или бессознательная проявляется в приведенных ниже примерах:
  1. У больного белой горячкой реальная действительность как бы заслоняется многочисленными яркими галлюцинациями: ему мерещатся черти, которые его ругают, строят рожи, грозят. Он видит, как на него нападают животные, насекомые, которые на него лезут, кусают; он слышит голоса, которые угрожают его убить.
  2. Вовремя сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено украсть бумажник у товарища. Испытуемый не мог выполнить это указание гипнотизера. Между тем другие указания – умыться, взять книгу и т.д. – выполнял.
  3. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правил их умножения.
  4. Семиклассник, которого поддразнивания друзей вывели из себя, изорвал учебники и книги, ударил одного из товарищей.

Занятие № 3 «Методы современной психологии»

Основные понятия:методология, метод, методика, наблюдение, эксперимент, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент, формирующий эксперимент, беседа, опросные методы, тест, интервью, испытуемый, экспериментатор, интерпретация, выборка, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности и общении.

8 стр., 3557 слов

Психология человека в Исламе

... кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя ... 15 Список литературы:............................................................................. 16 Введение. Тема представленной работы – “Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, ...

4 стр., 1567 слов

4. Проблема личности в психологии

... идей Аристотеля. Это привело к формированию двух истин: разума и веры. Проблема личности в психологии. Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее ... окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных ...

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека Структура деятельности: ...

Вопросы для обсуждения

1. Методологические основы психологии (понятие метода и методологии, естественно-научная и гуманитарная стратегии исследования в психологии, принципы отечественной психологии).

2. Классификация конкретных методов психологического исследования.

3. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии( виды, возможности требования к применению, достоинства и недостатки).

4. Характеристика вспомогательных эмпирических методов психологии ( анкета, беседа, тесты, опросники и д.р.).

5. Методы практической психологии.

Литература Основная

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2002.Гл. 1.
  2. Немов Р.С. Психология. Кн. 1, М., 2007.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, М., 1995.Гл.2
  4. Психология. Дубровина И.В. и др. М.,2004

Дополнительная

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 275-331
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С.36-51.
  3. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. Гл. 6,7,8.
  4. Анастази А. Психологическое исследование М., 1982. Кн. 1. Ч.1. С. 31-73.
  5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  6. Иванов И.И., Асеев В.Г. Методология и методы психологического исследования // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., С. 275-331.
  7. Общая психология: В7 томах / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1 Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., Издательский центр «Академия», 2005. Гл.2.
  8. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования.М.,2003
  9. Гамезо М.В. Атлас по психологии. М.,2003
  10. Гусельцева М.С. Типы методологических установок в психологии. Вопросы психологии, 2005, №6

Вопросы для размышления

  1. Известно, что объяснение результатов психологического исследования во многом зависит от личности психолога. Возможно ли избежать субъективизма и сделать интерпретацию сугубо объективной?
  2. При использовании опросных методов возникает опасность получения неискренних ответов испытуемых. Что бы вы предложили для того, чтобы избежать этого?
  3. Если бы вам было необходимо получить психологическую информацию о человеке, какому методу вы отдали бы предпочтение и почему?
  4. В настоящее время в практических целях широко используется детектор лжи. Можно ли ему доверять? Можно ли « обмануть» этот прибор и если да, то как? (ответ письменно)

Задачи и упражнения

  1. С каким из следующих высказываний и почему можно согласиться, а с какими нет?

  1. Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.
  2. О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает.
  3. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, движениях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов и т.д.
  4. Чужой душевной жизни мы не можем воспринять, сама она навсегда останется вне пределов возможного опыта.
  5. При изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения.
  6. Сознание существует само по себе. Его нужно изучать интроспективно.
  7. Существует только два состояния сознания: сон и бодрствование.
  1. Как называется учение, лежащее в основе данного утверждения, и какие методы исследования психических явлений характерны для него?

«С непогрешимой достоверностью я различаю только свои ощущения, свои чувства и мысли; ни о чем другом я не имею такого отчетливого знания, как о порождениях собственной души- незримых для другого продукта».

21 стр., 10352 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5

... настоящего методического пособия мы руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и ... подготовки студентов к семинарским занятиям и охватывают всю программу курса психологии человека. Последовательность расположения тем отражает логику построения программы и учебников, но, ...

  1. Можно ли согласится с мнением автора по поводу одного из известных методов в психологии? Какого именно и в чем его суть?

«Мыслящий индивид не может расщепиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждениями».

  1. Что в данном высказывании приемлемо, а что требует уточнения и какого?

«Душевные явления реальны и их реальные величины могу быть определены с такой же точностью, как и физические».

  1. Какие методы психологии имеются в виду? В чем сильные и слабые стороны каждого из них?

  1. Главное достоинство этого метода заключается в возможности активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения». Благодаря этому он служит основным инструментом получения новых психологических фактов и объективного научного познания.
  2. Наиболее доступный, часто встречающийся прием в практике психологов и педагогов — познание учеников на основе непосредственного восприятия; познание, проводимое в естественных условиях, однако это дело не простое, оно требует точной фиксации фактов, объективного отражения воспринимаемых событий, отношений. Педагог при этом должен весит дневник и на основе собранного материала дать объяснение причин психологических фактов.
  3. Применяется в психологической науке метод, когда испытуемым предлагают ответить на ряд вопросов: об интересах, мнениях, мотивах, склонностях и т.д. Письменные ответы затем подвергаются анализу, статистической обработке и служат материалом для определенных выводов. Этот метод позволяет охватывать большие группы лиц, не требует обязательного личного контакта. Нельзя, однако, забывать, что можно собрать десять тысяч ответов, но не получить достоверных и объективных данных. Поэтому их, как правило, дополняют и сопоставляют с данными, полученными с помощью других методов.
  1. Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при использовании метода наблюдения: «до начала наблюдения нужно четко сформулировать …, исходя из …, составить … наблюдения; продумать … его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы испытуемый … об истинных целях наблюдения.
  2. Составьте небольшую анкету и проведите изучение небольшой группы людей с ее помощью. Результаты обработайте.

Занятие №4 «Деятельность»

Основные понятия:активность, деятельность, действия, операции, движения, потребности, интериоризация, экстериоризация, навыки, умения, привычки, интерференция, взаимодействие навыков, перенос навыков, мотв, цель, задача, управление действием, акцептор действия, игра, учение, труд.

5 стр., 2410 слов

Основы научно-исследовательской деятельности в психологии

... Выделяют следующие методы: наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Этот метод является одним из основных на этапе получения эмпирических данных. ... психологии - сопоставление развития психики на разных этапах эволюции. В этнопсихологии - сравнение психических особенностей различных народностей; поперечных срезов - метод для исследования людей ...

Вопросы для обсуждения

1.Общая характеристика деятельности как формы активности ( проблема деятельности в работах А.Н.Леонтьева С.Л.Рубинштейна, объект и предмет деятельности, виды деятельности, субъект деятельности, суть деятельностного подхода в психологии).

2. Структура деятельности( цель и мотив деятельности, действие как основной элемент деятельности, движение и операции, виды движений, управление действием и движение).

3. Формы освоения деятельности ( навыки, закономерности их формирования, виды навыков, их роль в жизни человека, умения, их виды и уровни, этапы становления умений, привычки в жизни человека, привычки и характер личности).

Литература Основная

  1. Общая психология: В7 томах / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1 Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., Издательский центр «Академия», 2005. Гл.5.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2002.Гл. 5.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. Гл.4.
  4. Немов Р.С. Психология: В3 кн. Кн.1. М., 1995. Гл.6.

Дополнительная

  1. 1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 149-186.
  2. 2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2т. М., 1983. Т.2. С. 136-159.
  3. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. Лекции7-8.
  4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С.190-215.
  5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982. С. 82-89.

Вопросы для размышления

Некоторые насекомые (пчелы, муравьи) известны своим трудолюбием. Так муравьи разводят целые стада тлей, т.к. очень любят особые выделения тлей и буквально доят их. Поэтому уже осенью муравьи собирают тлей и их яйца, сносят их в муравейник, в особые помещения, где поддерживаются специальные условия для жизни и созревания. Весной специальные муравьи — пастухи ежедневно выносят тлей на воздух и кладут на листики. Пока тепло, муравьи сторожат маленьких тлей, а когда становится холодно уносят обратно в муравейник. С наступлением устойчивого тепла тлей выносят на растения, но бдительно надзирают круглые сутки, защищают от врагов, прячут от непогоды, доят их, вылизывая с них сладкие выделения, и доставляют эту пищу в муравейник. Более того, муравьи строят для тлей специальные укрытия- загоны, переносят тлей с растения на растение. Налицо все признаки деятельности.

Таким образом, можно считать, что у муравьев есть деятельность?

Задачи и упражнения

  1. Вставьте пропущенные слова в следующих суждениях.
  1. Деятельность человека не только … , но и мотивирована.
  2. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется … .
  3. Потребности являются источником … .
  4. Цель является предпосылкой … .
  5. Потребности обнаруживаются в … , побуждающих к деятельности.
  6. Осознанная … становится мотивом поведения.
  1. Прокомментируйте следующие суждения. Выберите наиболее правильные суждения, выбор аргументируйте.
  1. Личность формируется в деятельности.
  2. Всякая деятельность человека детерминируется, как правило, внутренними стимулами.
  3. Деятельность обусловлена только сознанием человека.
  4. Мотивами деятельности могут быть потребности, установки, мысли, чувства, идеалы.
  5. Деятельность является решающим фактором формирования развития активности личности.
  6. Деятельность — исторически отработанная система воспроизводства предметного мира, природы человека и человеческих отношений.
  1. Как вы считаете, чьей позиции (А.Н.Леонтьева или С.Л.Рубинштейна) придерживаются авторы следующих фрагментов? По каким признакам вы это определили?
  1. Любая реальная актуальная деятельность имеет внешнее и внутреннее (внешний или внутренний планы, или стороны), и они связаны между собой неразделимо. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить ,а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», понять реальную роль психики в деятельности.
  2. В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия», как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане необходимой составляющей деятельности.
  1. Прочитайте два отрывка. В каком отрывке описаны движения, а в каком действия?
  1. «Он (О. Ренуар) постоянно говорил о руках. По ним надо судить о новом знакомце: «Ты видел этого человека …пока он открывал пачку сигарет? Несомненно, хам …А та женщина, которая поправляла прядь волос движением указательного пальца … наверняка славная особа».
  2. «В пекарном деле очень нужны умелые руки пекаря. Основными орудиями труда при ручных операциях являются специальные лопата и нож. Люлька с полуфабрикатами приближается к пекарю. Он кладет лопату на стол, берет с люльки конвейера лист с заготовками, ловким движением опрокидывает его над лопатой, и все заготовки на лопате. Быстро и точно пекарь подрезает ножом будущие изделия, берет лопату за рукоятку и поворачивает к печи».
  1. Прокомментируйте следующие суждения. Какие важнейшие процессы человеческой деятельности имеются в виду?
  1. 1.Во время процесса труда труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы бытия в форму предметности.
  2. В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь.
  3. В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты.

Занятие № 5

«Проблема личности в психологии»

Основные понятия: Личность, индивид, человек, индивидуальность, субъект, личностный смысл, самоактуализация, теория черт, интегральная индивидуальность, отношение., самосознание, персонализация, формирование, социализация, интериоризация, идентификация, сдвиг мотива на цель, природная среда, социальная среда, врожденное, приобретенное, наследственное, биологическое, социальное.

Вопросы для обсуждения

1. Общее понятие о личности. Личность, индивид, человек, индивидуальность, субъект.

2. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии.

3. Свойства личности и структура.

4. Формирование личности( этапы, механизмы, факторы, движущие силы).

Литература

Основная

  1. Маклаков В.Н.Общая психология. СПб, 2002, гл.20,21.
  2. Немов Р.С. Психология. М., 1994, кн. 1, гл.13.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, гл.9
  4. Психология. Дубровина И.В. и др. М., 2004.

Дополнительная

  1. ЛеонтьевА.Н Индивид и личность. Хрестоматия по психологии. 1987, с. 140-146.
  2. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. . Хрестоматия по психологии. 1987, с. 146-152
  3. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности. Психология личности. Тексты., М.,1982, с. 35-39
  4. Асмолов А.Г.Личность как предмет психологического исследования. М., 1984, с.5-20.
  5. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. Психология личности. Тексты. М, 1982, с. 118-127.
  6. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности. Психология личности. Тексты., М.,1982, с. 39-42
  7. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус. Хрестоматия по психологии. М., 1987, с. 134-140.
  8. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность. Хрестоматия по психологии. М., 1987, с. 161-168.
  9. Леонтьев А.Н. Формирование личности. Психология личности. Тексты. М.. МГУ, 1982, с. 150-161.
  10. Зейгарник Б.В. О патологическом развитии личности. Психология личности. Тексты. М.. МГУ, 1982, с. 187-197.
  11. Мейли Р. Структура личности. Общая психология. Тексты. В 3 томах. Том 2. Субъект деятельности. Отв. ред. В.В. Петухов и др. М., 2004
  12. Юнг К. Структура души.
  13. Общая психология. Тексты. В 3 томах. Том 2. Субъект деятельности. Отв. Ред В.В. Петухов и др. М., 2004
  14. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.
  15. Крейн У. Секреты формирования личности. СПб., 2002
  16. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.,2002.
  17. Мироненко И,А. О классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологических теорий. Вопросы психологии., 2006,№4
  18. Психология личности. Под ред. Ермакова П.М., Лабунского В.А. М.,2007

Вопросы для размышления

  1. Возможно ли считать личностью преступника?
  2. Взгляды З.Фрейда на природу человека до сих пор пользуются большой популярность. Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить?
  3. Известно, что в развитии ребенка большую роль играет пример родителей, которым дети подражают. Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети? Обоснуйте свой ответ.

Задачи и упражнения

  1. Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида?

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, голубые глаза, хороший слух, внимательность, подвижность.

  1. Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях:
  1. Личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной ….. и отношений.
  2. Личность – это только продукт, но и … общественных отношений.
  3. Личность формируется и проявляет себя в…
  4. Человек, взятый в его … качестве, есть личность.
  1. О какой характеристике личности здесь говорится и какими факторами она обусловлена?
  1. В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто.
  2. Двое смотрят вниз. Один видит лужу, а другой – звезды.
  3. Если я не похож на тебя, то этим я не только тебя не оскорбляю, а напротив, обогащая тебя.
  4. В каждом человеке можно обнаружить простенький стержень, на который человек поднимает флаг своей оригинальности
  1. Приведите пословицы и поговорки, отражающие взгляды людей на процесс формирования личности.( Письменно).
  2. Приведите описание личностных особенностей человека из произведений художественной литературы.
  3. Что общего и различного во взглядах известных писателей на личность человека? В какой мере свойства личности обусловлены материальными и социально-политическими условиями жизни людей?
  1. «Человек всегда хорош, и если он делает дурно, то надо искать источник зла в соблазнах, вовлекавших его во зло, а не в дурных свойствах гордости, невежества. И для того, чтобы указать соблазны, вовлекшие революционеров в убийство, нечего далеко ходить. Переполненная Сибирь, тюрьмы, войны, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и жестокость властей- не отговорки, а настоящий источник соблазна».
  2. «Я не верю, что человек плох по натуре своей,- по натуре он всегда хочет лучшего, чем то, что есть, и сам всегда хочет быть лучше того, каков он есть. Плохим делало и делает человека классовое устройство(буржуазного) государства. Оно всячески ограничивало его способности, искажало разум, не давало свободы воображению в труде и в поисках условий, облегчающих труд. Оно учило его только покорности, подчинению воли господствующего класса».
  3. «Человек – это запутанный клубок пороков и добродетелей, хорошего и дурного, своекорыстия и бескорыстия, клубок наклонностей и предрасположенностей, которые влекут его то туда, то сюда. Он создан из столь несогласимых стихий, что поразительно, как они могут ужиться между собой в одной индивидуальности, вступая в относительно гармонический союз».
  1. Проведено исследование, в котором изучалось формирование черт личности людей, чей рост не превышает 80-130 см. Было установлено значительное сходство структуры личности этих людей, у которых, кроме низкого роста, не было никаких других патологических отклонений. У них наблюдался специфический инфантильный юмор. Некритический оптимизм, непосредственность. Высокая выносливость к ситуациям, требующим значительного эмоционального напряжения, отсутствие какой бы то ни было застенчивости и т.д.»

Можно ли на основании этих наблюдений утверждать, что в формировании указанных свойств личности на определяющую роль играли биологические факторы? Обоснуйте свой ответ.

  1. Как называются концепции, лежащие в основе приведенных высказываний?
  1. «Личность формируется биологическими наследственными факторами, и общество не может существенно изменить того, что заложено в человеке».
  2. «Многие социологи и психологи на Западе трактуют человека как некоторого сгустка экономики, культуры или социума, начисто лишенного всего биологического, органического, вообще природного».
  3. «Развитие личности предопределено наследственстью в отношении темпа, последовательности этапов развития, форм и даже содержания психической деятельности».
  4. «Развивающаяся личность… независимо от воли воспитателей и своих позиций подвергается лишь тем социальным воздействиям, которые созвучны унаследованной ею предрасположенности к развитию».
  1. Проанализируйте по приведенному тексту природу межполовых различий. Как вы считаете, различаются ли и в чем «мужская» и «женская» личности?
  1. К. Макнемар установил, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими механическими и математическими способностями.
  2. Д. Р. Хобсон, Р.Д. Хавигхурст и Ф.Н. Бриз показали, что у девочек по сравнению с мальчиками более выражена беглость речи.
  3. Н. Марш, Дж. Антилл, Дж. Куннингам показали, что женщины более воспитуемы, адаптивны, обучаемы, у них выше уровень социальной желательности, в то время как мужчины чаще более находчивы, сообразительны, изобретательны. Показано, что мужчины предпочитают и решают лучше новые задачи, которые предъявляют максимальные требования к новаторству и минимальные – к совершенству решения.
  4. Женщины предпочитают и успешнее решают задачи стереотипные, требующие минимума новаторства, но максимально долго высокого ритма; они чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах работы, которые требуют стереотипных, однотипных форм поведения. (С. Бенбоу, Р. Бартон, С. Жиклин и др.)
  5. Все виды новых профессий, новые виды игр, спорта, хобби и т.д. вначале осваиваются мужчинами, а только потом женщинами. Известно, что среди композиторов и исполнителей, режиссеров и актеров, даже среди вязальщиков в прошлые века и сейчас наблюдается разное соотношение полов.
  6. Особенно яркие отличия проявляются в психомоторике, что находит свое выражение в почерке. Так, у женщин почерк правильный, единообразный, точный, красивый, стандартный, симметричный, в то время как у мужчин неправильный, неравномерный, размашистый, некрасивый, ошибочный, индивидуально оригинальный и т.д. (К. Диукс и др.)
  7. В исследовании В.М. Русалова изучались половые различия в структуре темперамента. Оказалось, что по шкалам энергичности, пластичности, темпа средние показатели существенно выше у мужчин, по шкалам социальной пластичности, эмоциональности и социальной эмоциональности – у женщин. По шкалам социальной энергичности и социальному темпу существенных различий между мужчинами и женщинами не обнаружено.
  8. В. А. Геодакян предположил, что процесс самовос-производства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность – консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы – оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь затем, после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты. В онтогенезе, наоборот, самцы более ригидны и независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны и лучше поддаются обучению. (По И.С. Кону)

Занятие №6

«Темперамент»

Основные понятия:тип темперамента, тип нервной системы, индивидуальный стиль деятельности, экстраверсия, интроверсия, сензитивность, реактивность, темп реакции, эмоциональная возбудимость, пластичность, ригидность, компенсация.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о темпераменте. Отличительные признаки свойств темперамента.
  2. Происхождение темперамента.
  3. Характеристика свойств и типов темперамента.
  4. Темперамент и деятельность.

Литература

Основная

  1. Маклаков В.Н.Общая психология. СПб, 2002, гл.20,21.
  2. Немов Р.С. Психология. М., 1994, кн. 1, гл.13.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, гл.9

Дополнительная

  1. Мерлин В.С Отличительные признаки темперамента. Хрестоматия по психологии М.,1987.
  2. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека.
  3. Небылицын В.Д. Темперамент. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. С. 243-249
  4. Кречмер Э. Теория темпераментов. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. С. 268—294
  5. Климов Е.А. Индивидуальны стиль деятельности. . Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. С. 265-268
  6. Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер

Вопросы для размышления

  1. «Темперамент – сопротивление нашего природного материала, создающие ту несбалансированность с внешней средой, которая есть одна из предпосылок возникновения личности». ( Л.Гуревич).

    Что имел в виду автор высказывания?

Задачи и упражнения

  1. Прокомментируйте высказывания. Насколько они верны, с вашей точки зрения.
  1. Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.
  2. В основе темперамента лежит тип нервной системы.
  3. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, полготовки, волевых усилий.
  4. Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле слова.
  5. Темперамент определяется количеством общей энергии в организме.
  6. Темперамент определяется конституцией человека.
  1. Иммануил Кант в своей работе «Антропология»(1879) дал чисто психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов.
  1. …темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.
  2. …темперамент, по Канту, свойственен «людям веселого нрава».
  3. …трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.
  1. …темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.
  2. …темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.
  3. Эмоции … быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.
  4. У … сильно развито чувство долга.
  5. … — шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.
  6. … присущ людям «мрачного нрава».
  7. … очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумной волей.
  8. … вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны.
  9. …избегают ответственности и труда, но обладают организаторскими качествами и готовы быть начальником.
  10. …можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются.
  11. …часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.
  12. … необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.
  13. …любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.
  14. … не способен долго расстраиваться, печали его не глубоки.
  15. У … низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые задания.
  16. …долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.
  1. Бытует мнение, что для совместной жизни или деятельности надо выбирать или очень похожего на тебя человека, или же свою полную противоположность. На чем основывается это мнение? Согласны ли вы с ним? Возьмите для примера любой вид совместной деятельности и определите для него наилучших и наихудших партнеров из перечисленных ниже пар. Аргументируйте свой выбор.
  1. сангвиник – меланхолик
  2. сангвиник – холерик
  3. сангвиник – флегматик
  4. сангвиник – сангвиник
  5. меланхолик – холерик
  6. меланхолик – флегматик
  7. меланхолик -. меланхолик
  8. холерик – флегматик
  9. холерик – холерик
  10. флегматик — флегматик
  1. Укажите особенности, характеризующие сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика:

повышенная активность , длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость. Эффективность, бедность движений, вялость, молчаливость, гиперсинзетивность, неуверенность в себе, выдержанность, однообразие мимики.

Занятие №7

«Способности»

Основные понятия:способности, склонности, задатки, талант, гениальность, специальные способности, общие способности, одаренность, наследование , социальное наследование.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о способностях.

2. Происхождение способностей. Способности и задатки.

3. Качественная и количественная характеристика способностей.

4. Формирование способностей.

Литература

Основная

1. Маклаков В.Н.Общая психология. СПб, 2002, гл.20,21.

2. Немов Р.С. Психология. М., 1994, кн. 1, гл.13.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, гл.9

Дополнительная

1. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Хрестоматия . Психология индивидуальных различий. М., 1982., с. 129-140.

2. Лейтес Н.С. Одаренные дети. Хрестоматия . Психология индивидуальных различий. М., 2008., с. 105-112.

3. Рубинштейн С.Л. Способности. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М.,2008. С. 31-47

4. Шадриков В.Д. Психология способностей. . Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 2008. С. 64-80

Вопросы для размышления

1. Может ли человек компенсировать отсутствие способностей и если да, то чем?

2. Как бы вы ответили на вопрос: «Математиком можно стать или им нужно родиться»?

3. «Заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, быть личностью» (А.В.Петровский).

Что может выступать в качестве задатков такой способности?

Задачи и упражнения

  1. Продолжите высказывания:
  • Чтобы способности реализовались, необходимо….
  • Нельзя говорить о наличии способности к рисунку, если человека…
  • Неспособность к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек…
  • При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются….
  • Задатки многозначны: один и тот же задаток может…
  1. Прокомментируйте суждения. Как соотносятся задатки и способности в человеке?.
  • Рафаэлем может стать только тот , в ком сидит Рафаэль, но удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – это целиком зависит от спроса, который в свою очередь зависит от разделения труда и от порождаемых им условиях просвещения людей.
  • Человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы не родился с соответствующими генами музыкальных, технических, литературных, интеллектуальных и т. д. способностей… Развитие способностей носит имманентных характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности… совершенно независимо от влияния внешней среды.
  • Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности
  • Свои способности человек может узнать, только пытавшись приложить их.

  1. Попытайтесь ответить на «вечные» вопросы:
  • Талант ли владеет человеком,или человек талантом?
  • Можно ли из грязи подняться в князи?
  • Бывают ли ни к чему не способные люди?
  • Совместимы ли гений и злодейство?

Занятие №8

«Характер»

Основные понятия:характер, черты характера, структура характера, акцентуации характера, социальная роль, идентификация, психопатия, тип характера, формирование характера.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о характере, его место в структуре индивидуальности.

2. Происхождение характера.

3. Строение характера.

4. Типология характера.

5. Формирование характера.

Литература

Основная

1. Маклаков В.Н.Общая психология. СПб, 2002, гл.20,21.

2. Немов Р.С. Психология. М., 1994, кн. 1, гл.13.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, гл.9

Дополнительная

1. Ананьев Б.Г. Строение характера. Хрестоматия . Психология индивидуальных различий. М., 1982., с. 294-300

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Темперамент, характер, личность. Проблемы и решения.. Хрестоматия . Психология индивидуальных различий. М., 2008., с. 331-353

3. Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М.,2008. С. 300

4. Фрейд.З. Психоанализ и учение о характерах.. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 2008. С. 435-455

5. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. .. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 2008. С. 629-645

Вопросы для размышления

  1. Вы бы предпочли иметь дело с человеком, у которого хороший характер, или который обладает хорошими способностями? (письменно).
  2. Известно выражение «Посеешь привычку- пожнешь характер». Какие привычки в вашем поведении могут свидетельствовать о вашем характере?

Задачи и упражнения

1. Выпишите слова, которые относятся к проявлениям: а) характера, б) темперамента, в) способностей.

Трудолюбие, настойчивость, музыкальность, творческое воображение, находчивость, сообразительность, бездарность, наблюдательность, речистость, талантливость, экстравертированность, глубина чувств, богатство мимики, жизнерадостность, ригидность, изобретательность, быстрота переключения внимания, принципиальность, настойчивость, инициативность, требовательность, сензитивность, самомнение, неряшливость, леность, решительность, оптимизм, гениальность, впечатлительность, быстрота мышления, медлительность.

2. Вставьте пропущенные слова в предложениях:

1. В отечественной психологии характер определяется как совокупность… свойств индивида, в которых выражаются способы его … и способы… … .

2. От … зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.

3. Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он … под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного … с окружающими людьми.

4. На формирование характера особенно влияет … .

5. Черты … отражают то, .. действует человек, а черты личности – то, … … он действует.

6. Павлов И.П. назвал характер …, а темперамент ….

7. … — это своеобразные заострения черт характера.

3. У Л.Н.Толстого есть следующее высказывание:

«Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший человек – сорт человека, который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности – все различия людей».

О каких важных чертах характера говорит писатель?

Занятие №9

«Общая характеристика мотивационной сферы личности»

Основные понятия:активность личности, источники активности, потребности, мотив, мотивация, мотивировка, установка, идеал, интерес, мировоззрение, направленность, оптимум мотивации, мотив достижения успеха и избегания неудачи

Вопросы для обсуждения

  1. Источники детерминации поведения и деятельности человека. Потребности как источник активности человека.
  2. Мотивация, мотив, мотивировка. Казуальная атрибуция.
  3. Виды мотивов.
  4. Строение мотивационной сферы. Характеристика отдельных мотивационных образований.
  5. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность.

Литература

Основная

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. Гл.22. 2002.
  2. Немов Р.С.Психология .Кн. 1.,гл.19,М.,1994.
  3. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций.с.217-232.,Питер.,2010.
  4. Нуркова В.В.,Березанская Н.Б. Психология. Гл.4.М.,2004.

Дополнительная

  1. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы.СПб., 2006
  2. Уильям С.,Буллит, З. Фрейд. Представление о мотивах и личности в психоанализе// Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002
  3. Абрахам Маслоу. Теория человеческой мотивации. Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002
  4. Леонтьев А.Н. Соподчинение мотивов: феномен горькой конфеты. Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002
  5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.,1990
  6. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. С. 8-26. М.,1969.
  7. Божович Л.И. Потребность в новых впечатлениях. Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002
  8. Лисина М.И. Потребность в общении. Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002
  1. Хекхаузен Х. Мотивация достижения. . Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002
  2. Фресс П. Оптимум мотивации. . Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002
  3. 11.Левин К., Дембо Т., ФестингерЛ., Сирс Р. Уровень притязаний. . Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002
  4. Нюттен Ж. Познание и социальная мотивация. В кн.: Общая психология. Тексты. Т.2 Субъект деятельности. Кн.2. От вред. В.В.Петухов. М., 2004
  5. Хекхаузен Х. Измерение мотивации достижения. . В кн.: Общая психология. Тексты. Т.2 Субъект деятельности. Кн.2. Отв. ред. В.В.Петухов и др. М., 2004

Вопросы для размышления

  1. Можно ли и нужно ли ограничивать потребности человека? Ответ в письменной форме.
  2. Что такое «разумные потребности?
  3. Стремление к успеху является врожденным или приобретенным? Обоснуйте свой ответ.

Задачи и упражнения

  1. Проанализируйте отрывок из рассказа А.П.Чехова «Детвора». Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках одной и той же деятельности.

Самый большой азарт написан на лице Гриши. … Играет он исключительно ради денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. … Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться… Сестра его Аня, девочка лет восьми, тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснеет, бледнее и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра , Соня, девочка 6 лет, играет в лото ради процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик. … У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на тои спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей. … К выигрышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько же на этом свете разных цифр и как это они все не перепутались!

  1. Попробуйте описать мотивационную сферу и ведущий мотив какого-либо известного исторического или литературного персонажа.
  2. Приведите пример проявления перфекционизма ( по материалам литературы, кино, периодической печати, собственных наблюдений).
  1. Ниже приведены описания поведения двух шахматистов экстра-класса. Чем, на Ваш взгляд, вызваны различия в их поведении во время игры ?

Один из них сам признавался, что любит игру в шахматы только потому, что любит выигрывать – выигрывать у других. Он никогда не рисковал, очень рационально и прагматично вел себя на турнирах, соглашаясь на ничью в тех случаях, когда эти пол-очка приближали его к победе. Но в условиях длительного и изматывающего турнира, когда победа не давалась, у него регулярно начинались рвота, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта и другие соматические расстройства. Другой очень талантливый шахматист всегда играл ради удовольствия самой игры, и хотя он старше и у него были серьезные заболевания внутренних органов, он не обнаруживал такого резкого упадка сил в процессе турнирной борьбы.

  1. Проводилось поэтапное исследование взрослых здоровых испытуемых, разделенных на 4 группы.

На начальном этапе исследования испытуемые 1 группы получали очень трудные задачи, ни одну из которых им не удавалось решить (0% успеха).

Испытуемые 2 группы получали очень простые задачи и легко их решали (100% успеха).

Испытуемые третьей группы получали задачи, очень неравномерные по трудности, и в среднем справлялись только с каждой второй из них (50% успеха).

После этого испытуемым всех трех групп и четвертой контрольной( которая до этого не участвовала в эксперименте) предъявляли серию задач, не имевших решения. Это был второй этап эксперимента.

На завершающем этапе всем испытуемым предлагались средние по трудности, но вполне посильные для них задачи.

Как , по Вашему , справились с заданием этого этапа испытуемые разных групп и почему? Какая группа показала наилучшие результаты?

  1. Психологи различных направлений по-разному понимают источники активности личности. Укажите, представителям каких направлений принадлежат приведенные суждения:
  1. основным источником активности личности является бессознательное стремление
  2. к наслаждению, определяющее основные направления поведения и деятельности;
  3. основным источником активности личности является система мотивов, сформированных на основе потребностей;
  4. в) основным источником активности личности являются сознательно поставленные цели
  1. Вставьте пропущенные слова в следующих суждениях.
  1. Деятельность человека не только …, но и мотивирована.
  2. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в … .
  3. Потребности являются источником … личности.
  4. Цель является предпосылкой … .
  5. Потребности обнаруживаются в …, побуждающих к деятельности.
  6. Осознанная … становится мотивом поведения.
  1. Охарактеризуйте изменение мотивационной структуры девушки по приведенному отрывку. Объясните смысл и значение такой перестройки.

«Все существенно лишь постольку, поскольку имело отношение к тебе, все в моей жизни лишь в том случае приобретало смысл, если было связано с тобой. Ты изменил всю мою жизнь. До тех пор равнодушная и посредственная ученица, я неожиданно стала первой в классе; я читала сотни книг, читала до глубокой ночи, потому что знала, что ты любишь книги; к удивлению матери, я вдруг начала с неистовым усердием упражняться в игре на рояле, так как предполагала, что ты любишь музыку. Я чистила и чинила свои платья, чтобы не попасться тебе на глаза неряшливо одетой… А во время твоих отлучек… моя жизнь на долгие недели замирала и теряла всякий смысл». (С. Цвейг).

  1. Проанализируйте описанную ситуацию и ответьте на вопрос.

Три человека таскают камни на стройплощадку. На вопрос «Что ты делаешь?» один ответил: «Ты что не видишь, таскаю камни»; второй сказал: «Я зарабатываю на жизнь себе и своей семье»; третий ответил: «Я строю храм».

Как вы думаете, можно ли будет узнать по внешнему поведению, кому принадлежит каждый ответ? Обоснуйте свое решение.

Занятие № 10

«Проблема внимания в психологии»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о внимании (определение, значение, функции).

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания.

4. Общие закономерности управления вниманием..

Литература

Основная

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. Гл.22. 2002.
  2. Немов Р.С.Психология .Кн. 1.,гл.19,М.,1994.
  3. Нуркова В.В.,Березанская Н.Б. Психология. Гл.4.М.,2004.
  4. Психология. Дубровина И.В. и др. М., 2002

Дополнительная

  1. Ланге Н.Н.Внимание. В кн.: Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н,. Леонтьева и др. М.,1976.
  2. Рубин Э. Несуществующее внимание. В кн.: Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н,. Леонтьева и др. М.,1976.
  3. Коффка К. О внимании.В кн.: Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н,. Леонтьева и др. М.,1976.
  4. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. В кн.: Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н, Леонтьева и др. М.,1976.
  5. Общая психология : В 7 томах. Под ред. Б.С.Братуся, т. 4: Фаликман М.В. Внимание. М.,2006.
  6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. ЛГУ, 1988, с.52-65.
  7. Рибо Т. Психология внимания. В кн.: Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н,. Леонтьева и др. М.,1976.
  8. Ланге Н.Н. Теория волевого внимания. В кн.: Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н, Леонтьева и др. М.,1976, с. 115-127.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,2005, с. 417-434.
  10. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 2002, с. 291-299.
  11. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по психологии. Психология внимания. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейте, В.Я.Романова.М., 2001, с.467-507.
  12. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по психологии. Психология внимания. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейте, В.Я.Романова.М., 2001, с.534- 542.
  13. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974, с. 33-42, 49-54.
  14. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. ЛГУ, 1988, с.65-74.
  15. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.М., 1972.
  16. Познавателные процессы и способности в обучении. Под ред. В.Д.Шадрикова. М.,1990.
  17. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 1993, с. 29-62.
  18. Яновский М.И. Внимание как критерий оценки состояния сознания. Вопросы психологии, 2005 №6

Вопросы для размышления

  1. Согласны ли вы со следующими высказываниями? Обоснуйте своё мнение.

А) Кто не способен управлять своими мускулами, тот неспособен и ко вниманию.(Маудсли).

Б) Гений – это прежде всего внимание. (Ж,Кювье).

  1. Что должен сделать спортсмен, услышав команду: « На старт, внимание…»?

Задачи и упражнения

  1. Приведите пословицы, поговорки, образные выражения, в которых зафиксированы проявления внимания(письменно).
  2. Приведите примеры предельного внимания.
  3. В чем могут проявляться отрицательные эффекты внимания? Приведите примеры.
  4. Подберите 2-3 приема развития, тренировки внимания. Подготовьтесь провести их в своей группе.
  5. Составьте памятку по организации внимания для представителей своей профессии.
  6. Определите, кто самый внимательный. Почему.

Как-то завязался спор, кто самый внимательный и один из спорящих утверждал, что это Иван Иванович: «Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего не может его отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он делает в данный момент». Другой спорящий считал самым внимательным Павла Николаевича: «С каким бы увлечением он ни рассказывал, все же ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что творится вокруг». Третий считал, что внимательнее всех Николай Васильевич: «Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь заметить фигуру мужчины, а Николай Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже красную звездочку на фуражке. Оказалось, что это был пограничник».

  1. В одном из экспериментов испытуемым предлагали проводить иглой по прорези в картоне, не задевая края, и одновременно складывать числа . Почти все испытуемые вначале с трудом справлялись с выполнением этих действий, и только после нескольких упражнений перестали делать ошибки. Какое свойство внимания должно быть хорошо развито, чтобы выполнить успешно оба действия? В каких видах деятельности требуется хорошее развитие этого свойства
  2. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержки произвольного, а какие – непроизвольного внимания.
  1. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени;
  2. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними,, изменения в раздражителях;
  3. создание привычных условий деятельности;
  4. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутренних словесных отчетов;
  5. Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.
  1. О каких видах внимания идет речь в следующих примерах.
  1. Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавшй его факт. Сэтого мрмента подготовка, ранее требовавшая неусыпного внимания, вдруг пробретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специального контроля.
  2. Дремлющие пассажиры поздней электрички вздрагивают от грохота проезжающего мимо скорого поезда и затем некоторое время сохраняют бдительность.
  3. Девочка- подросток, читающая перед сном мелодраму, забывает о времени, жадно «проглатывая» страницу за страницей.
  4. Авиадиспетчер в течение смены внимательно следит за светящимися точками на экране.
  5. Преподаватель психологии , читая любую литературу, видит в ней примеры, иллюстрирующие психологические феномены.
  6. Начавший смотреть фильм зритель сначала напрягался, чтобы понять сложную сюжетную канву, но постепенно втянулся и, совершенно неожиданно для себя, с интересом досмотрел фильм до конца.

Занятие №11

«Чувственная ступень познания: ощущение и восприятие»

Основные понятия:сенсорная чувствительность, перцептивный образ, ощущение, восприятие, перцепция, абсолютная и относительная чувствительность, сенсорные пороги, сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация, апперцепция, константность, структурность, осмысленность, предметность, избирательность, взаимодействие фигуры и фона, иллюзии восприятия.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие об ощущении и восприятии как познавательных процессах.

2. Виды, свойства и закономерности ощущений.

3. Свойства и закономерности восприятия.

4. Индивидуальные различия в сенсорно-перцептивных процесса.

Литература

Основная

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. — С. 164-169, 173-175, 180-183.
  1. Немов Р.С. Психология. — М., 1990. — С. 105 — 117.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М., 2004.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.:
  4. Просвещение, 1986. – С. 120-160.
  5. Психология. Дубровина И.В. и др. М., 2002

Дополнительная

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.– М. «Наука», 1977. — С. 52 — 66, 66 — 113.
  2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961. – С. 13-32, 403-428.
  3. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. — М., 1975. – С. 205-215.
  4. Леонов А.А., Лебедев В.И. Влияние изоляции на психическое состояние человека. Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.
  5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
  6. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования. Хрестоматия по психологии М., 1987. С. 184-189.
  7. Оллпорт Ф.Х. Феномены восприятия. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. С. 157-61.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992, гл.5.
  9. Общая психология: В 7 томах. Под ред Братуся Б.С. Т. 2: Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. М., 2006.

Вопросы для размышления

1. Число анализаторных систем у человека ограничено. Какие виды чувствительности, кроме имеющихся, хорошо бы иметь современному человеку?

2. Что означает с точки зрения психологии восприятия выражение «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи»?

Задачи и упражнения

  1. Выберите правильные суждения из предложенных.

  1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений.
  2. Ощущения многих других свойств объективного мира (например, формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.
  3. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры
  4. Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно связанных ощущений.
  5. Ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель, поэтому, например, что бы ни действовало на глаз, ощущение всегда будет зрительной «вспышкой света».
  6. В эволюции организмов возникли не специфические энергии органов чувств, а специфические органы, объективно приспособленные к отражению различных видов энергии.
  7. Ощущения дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.
  8. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения.
  9. Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще и деятельность или ее компонент.
  10. Ощущение – активный процесс, осуществляемый как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.
  11. Проблема порогов чувствительности позволяет ответить на вопрос: «При каких физических параметрах внешний стимул может достигнуть сознания?».
  12. Абсолютные пороги — это величина постоянная, независимая от модальности анализатора.
  13. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же органа чувств он представляет собой постоянную величину.
  14. Изменение силы ощущений пропорционально изменению силы воздействующего раздражения.
  15. Через ощущения совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания.
  16. Ощущение при отсутствии ответной реакции организма или при ее неадекватности невозможно.
  17. Рецепторная теория доказывала, что ощущения — это субъективное отражение объективного мира с помощью органов чувств.
  18. В случае удовлетворения потребности у субъекта может возникнуть ощущение радости, счастья.
  1. Дополните предложения:
  1. Ощущение — это отражение … … объективного мира, возникающее при непосредственном воздействии на … .
  2. Для того, чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы стимул достиг определенной величины, называемой … .
  3. Сенсорная адаптация состоит в … восприимчивости рецепторов, подвергающихся … раздражению.
  4. Относительная чувствительность выражает нашу способность замечать … … … раздражителя.
  5. Верхний порог определяется максимальной силой раздражителя, который еще вызывает … … или переходит в … … .
  1. Подумайте, какие закономерности ощущений проявляются в следующих примерах:

  1. воздействующий длительное время неприятный запах перестает ощущаться;
  2. после погружения руки в холодную воду вода, нагретая до 30 градусов, воспринимается как теплая, хотя ее температура ниже нормальной температуры руки;
  3. под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла), наблюдается обострение слуховой чувствительности;
  4. А.Н. Скрябин и Н.А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета;
  5. после слабого, близкого к пороговому, раздражения глаза одним цветом его чувствительность к другому, дополнительному цвету оказалась в течение долгого времени повышенной;
  6. побыв в помещении, человек вскоре перестает ощущать легкий запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутит его.

  1. Объясните, почему мы замечаем пыль на мебели и не чувствуем пылинок, которые опускаются на наше лицо?
  1. При виде лимона у многих людей выделяется слю­на и ощущается вкус кислого.
  2. Музыкант слышал разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2тона.
  3. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.
  4. Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным уп­ражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов.
  5. Почему водители не обращают внимания на игруш­ки, висящие на лобовом стекле их машины?
  6. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?
  7. В романе Э.Л. Войнич есть эпизод, в котором Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: «От ее такого пронзительного голоса, – замечает автор, – у Артура стало кисло во рту».
  8. Если люди продолжительное время живут в эколо­гически загрязненных районах, то при выезде на природу у них возникает головокружение и даже головная боль.
  9. Человек, занимающийся йогой, может ходить по лез­вию ножа без обуви, не ощущая боли. Почему?
  10. Люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы. Почему?
  11. Существует определенный порядок подачи спирт­ных напитков: сначала подаются более легкие, с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина.
  12. Когда человек прислушивается, он прикрывает гла­за. Почему?
  13. Человек не замечает тиканья часов в комнате. По­чему?
  14. Когда человек пьет горячий чай, он кладет много са­хара. После остывания чай кажется очень сладким. Почему?

  1. Дополните предложения:
  1. Восприятие — …отражение предметов , ситуаций и событий при их … … на органы чувств.
  2. Обязательным компонентом процесса восприятия и формирования образа является… .
  3. Обратная связь – существенное условие для … … образа восприятия.
  4. Восприятие , наряду с ощущением, обеспечивает … … познания.
  5. Наше восприятие объектов при их изменении в пространстве не меняется благодаря его … .
  6. Связь восприятия с процессами мышления проявляется в акте …, то есть в отнесении воспринимаемого объекта к некоторому классу.
  7. Влияние прошлого опыта на процесс восприятия получило название … .
  8. Осмысленность – это свойство восприятия, позволяющее … и … выделенный объект.
  1. Какие анализаторы необходимы для отражения таких свойств объектов как величина, вес, форма?
  2. «Глаз орла видит дальше, но глаз человека видит в предметах больше, чем глаз орла». Почему?
  3. Какая особенность ощущений зафиксирована в перечисленных устойчивых выражениях речи?

«Острый вкус», «кричащий свет», «сладкие звуки», «горькая правда», «соленые шутки», «грязный язык», «щекотание нервов», «жесткий стиль», «ласковый ветер», «сальный анекдот», «на языке – мед, под языком – лед», «теплые тона», «нежные речи», «вялое изложение», «блестящая работа».

  1. Приведите примеры использования закономерностей восприятия в практической жизни.
  2. Опишите индивидуальные особенности вашей сенсорно-перцептивной системы.

41