МУ к СРС

Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины

Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины предназначены для студентов 2 курса направлениия «Логопедия». Данная разработка позволит студентам конкретизировать информацию по отдельным разделам курса,

самостоятельно подготовиться к практическим занятиям.

Задачи методических рекомендаций по изучению дисциплины учебного плана:

1.Активизация самостоятельной работы

2.Управление познавательной деятельностью студентов

3.Развитие навыков рациональной работы с литературой Приёмы самостоятельной работы студентов.

1. Работа с учебником.

Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей Студенов, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника:

конспектирование;

составление плана учебного текста;

тезирование;

аннотирование;

составление тематического тезауруса;

выделение проблемы и нахождение путей её решения;

самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;

определение алгоритма практических действий (план, схема).

2. Опорный конспект.

Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а

потом использовать его при повторении. Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.

Задания для самостоятельной работы.

5 стр., 2321 слов

Методические указания по изучению дисциплины для студентов очного,очно-заочного,заочного ...

... Приступая к изучению курса, студенту (слушателю) следует прежде всего уяснить, что для полноценного усвоения материала недостаточно лекционных и практических занятий. Главное – самостоятельная работа с ... по индивидуальному плану, творческой работе (по желанию обучающихся). 3.3. Методические модели процесса обучения На практических (семинарских) занятиях по дисциплине применяются следующие методики ...

Тема 1. Психологические основы подготовки детей с патологией речи к

обучению

Цель: Рассмотреть показатели психологической готовности детей к обучению в школе. Составить психологический портрет ребенка седьмого года жизни, готового к обучению в школе, проанализировать уровень психологической готовности старших дошкольников с речевыми нарушениями.

Задачи:

1.Рассмотреть различные подходы к определению понятия «готовность к обучению».

2.Определить показатели готовности ребенка к школьному обучению.

3.Рассмотреть особенности психологической готовности к школьному обучению детей с нарушением речи.

Задания для самостоятельной работы.

1.Выполнение заданий по карточкам программированного контроля.

2.Реферирование литературы: № 3.

Рекомендуемая литература.

I основная № 19; №33, № 35.

II дополнительная № 5, 11.

Тема 2. Основы психофизиологии письма и чтения. Роль межанализаторных связей в формировании навыков чтения и письма. Особенности анализаторной деятельности и межанализаторных связей в норме и патологии

Цель: Сформировать представления о психофизиологических основах письма и чтения. Показать роль межанализаторного взаимодействия для полноценного овладения письменной речью.

Задачи:

1. Охарактеризовать этапы формирования различных видов межанализаторных

связей.

2.Раскрыть значение достаточно высокого уровня развития взаимодействия анализаторов для успешного овладения детьми навыками чтения и письма, для усвоения символики письменной речи.

3.Рассмотреть вопрос о психологической структуре процессов чтения и письма.

Задания для самостоятельной работы.

1.Реферирование литературы: № 4.

2.Составить схемы строения речеслухового и речедвигательного анализаторов.

3.Составить схему «Ступени овладения навыком чтения».

4.Составить схему «Письмо как вид деятельности».

Рекомендуемая литература.

20 стр., 9525 слов

Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе старших дошкольников

... 1.2 Компоненты интеллектуальной готовности/зрелости старших дошкольников Глава 2. Изучение интеллектуальной готовности к обучению в школе старших дошкольников 2.1 Ориентировочный тест школьной ... обучению. 2. Проанализировать особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе. 3. Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 4. Рассмотреть ...

I основная № 2, 4, 5, 6; № 8, 9, 10, 15, 16,17,18,20,21,22,26.

II дополнительная № 4,6,7,8,9,10,11.

Тема 3. Развитие моторной сферы дошкольников. Значимость

сформированности моторных функций для процесса овладения грамотой

Цель: Углубить знания студентов о психофизиологических механизмах и этапах формирования движений. Проанализировать механизмы нарушения моторной сферы дошкольников с речевой патологией.

Задачи:

1.Обобщить материалы по вопросу психофизиологические механизмы движений.

2.Рассмотреть онтогенез моторных функций.

3.Проанализировать механизмы нарушения моторной сферы дошкольников с речевой патологией.

Задания для самостоятельной работы.

1.Реферирование литературы: 6, 10.

2.Подобрать игры и упражнения по развитию моторной сферы детей с речевыми нарушениями.

Рекомендуемая литература.

I № 1,2,6,7, 8.

II дополнительная № 1,2,3,7,12,13.

Тема 4. Формирование графо-моторногонавыка как базовой предпосылки

письма

Цель: Сформировать у студентов представления об операциональном уровне графо-

моторного навыка. Проанализировать характер трудностей при овладении навыком письма детьми с недоразвитием речи.

Задачи:

1.Дать определение основным понятиям по теме.

2.Рассмотреть операции письма.

3.Охарактеризовать трудности при овладении навыком письма детьми с недоразвитием речи.

Задания для самостоятельной работы.

1.Реферирование литературы: 11, 20.

2.Анализ письменных работ учащихся: выявление уровня сформированности графо-

моторного навыка.

3.Подобрать игры и упражнения по подготовке руки к письму.

4.Подобрать игры и упражнения по развитию моторной сферы детей с ОНР.

Рекомендуемая литература.

I.№7,13,15,16,16,21,27,28.

II дополнительная № 6, 12.

Тема 5. Особенности оптико-пространственнойориентации дошкольников с речевой патологией. Влияние нарушенийоптико-пространственнойориентации на

4 стр., 1839 слов

Анализ результатов исследований по социально-нравственному воспитанию ...

... новыми эмоциями и содержанием, приобретают социальные навыки. 2. Нравственное воспитание дошкольников адаптация дошкольник воспитание нравственный Чувство - особая форма отношения человека к явлениям ... В данной работе будут рассмотрены статьи по теме «Социально-нравственное воспитание дошкольников», опубликованных в журналах «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика» и «Воспитатель ...

овладение детьми процессами письма и чтения

Цель: Закрепить знания студентов о структуре и онтогенетических закономерностях формирования оптико-пространственнойориентировки у детей. Рассмотреть механизмы нарушенияоптико-пространственнойориентации у

дошкольников с недоразвитием речи.

Задачи:

1.Рассмотреть различные подходы к определению понятий «оптико-

пространственная ориентация», «оптико-пространственноевосприятие», «оптико-

пространственные представления».

2.Дать характеристику этапов формирования пространственных представлений в онтогенезе.

3.Проанализировать механизмы нарушения оптико-пространственнойориентации у дошкольников с недоразвитием речи.

Задания для самостоятельной работы.

1.Реферирование литературы: 25, 33.

2.Анализ специфических ошибок, характерных для процессов письма и чтения детей с общим недоразвитием речи.

3.Составить таблицу «Структура оптико-пространственнойориентировки».

4.Подобрать игры и упражнения по развитию оптико-пространственнойориентировки дошкольников с речевыми нарушениями.

Рекомендуемая литература.

I.№1,2,3,7,8,13,14,15,16,16,21,22,23,27,28.

II дополнительная № 1,6,8,9,10,12,14.

Тема 6. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как базы для овладения грамотой. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза,

характерные для дошкольников с недоразвитием речи

Цель: Проанализировать различные подходы к определению фонематических процессов. Закрепить знания студентов о закономерностях их развития. Проанализировать характер и причины трудностей усвоения навыков фонемного анализа и синтеза детьми с речевыми нарушениями. Показать значимость указанных процессов для полноценного овладения письменной речью.

Задачи:

1.Рассмотреть различные подходы к трактовке понятий «звуковой анализ», «фонемный анализ». Дать характеристику этапов формирования действия «фонемный анализ».

2.Раскрыть значение фонематических процессов в овладении детьми навыками чтения и письма.

3.Проанализировать трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза детьми с речевыми нарушениями и причины их возникновения.

4 стр., 1713 слов

Готовность к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

... обучению грамоте старших дошкольников с ОНР. Предмет – взаимосвязь между уровнем готовности к обучению грамоте и степенью ОНР у старших дошкольников. Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи курсовой работы: ... подготовки теоретического материала литературы и приложения. В первой главе нами рассмотрены особенности формирования готовности к обучению грамоте в дошкольном возрасте, развития речи ...

4.Научить определять нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью навыков фонемного анализа и синтеза.

Задания для самостоятельной работы.

1.Составить таблицу «Операции фонематического анализа».

2.Подобрать игры и упражнения по развитию операций анализа и синтеза на предметном уровне у дошкольников с речевыми нарушениями.

3.Подобрать игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.

4.Подобрать игры и упражнения по формированию фонемного анализа и

синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.

Рекомендуемая литература.

I.3,4,5,7,8,23,24,25,28,29,33,34,40,44.

II № 11.

Тема 7. Методические основы выявления уровня готовности дошкольников к

обучению грамоте

Цель: Проанализировать теоретические и методические подходы к изучению различных сторон развития дошкольников с речевой патологией. Научить отбирать и структурировать средства и приемы обследования детей.

Задачи:

1.Определить разделы психолого-педагогическогообследования дошкольников, направленного на исследование базового уровня готовности к овладению навыками письма и чтения.

2.Подобрать приемы обследования готовности к овладению навыками чтения и

письма.

3.Научить анализировать и сравнивать результаты обследования.

Задания для самостоятельной работы.

1.Подготовить диагностический и наглядный материал для выявления уровня готовности ребенка к обучению навыкам письма и чтения.

2.Проанализировать основные методические подходы к изучению различных сторон

развития дошкольников с речевой патологией.

Рекомендуемая литература.

I.4,5,6,12,13,15,16,17,18,21,22,24,28,29,30,31.

II № 6,7.

Тема 8. Изучение различных аспектов готовности дошкольников с речевой

патологией к обучению грамоте

Цель: Научить студентов осуществлять анализ и интерпретацию результатов

обследования.

Задачи:

1.Определить критерии анализа данных обследования.

2.Научить проводить количественно-качественныйанализ результатов обследования детей с ОВЗ.

23 стр., 11417 слов

Методические рекомендации преодоления дезадаптации леворуких ...

... разработать целостную систему методических рекомендаций для успешного обучения детей грамоте. Итак, тема нашего исследования „Методические условия преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму” - является достаточно актуальной с точки ... полушариях, тогда как правши - только в левом, и за развитие речи оно отвечает на 95%. Следовательно, вероятность восстановления речевой функции после ...

Задания для самостоятельной работы.

1.Подготовить протокол обследования ребенка с ФФН по готовности к обучению грамоте.

2.Подготовить протокол обследования ребенка с ОНР по готовности к обучению грамоте.

3.Проведение студентами обследования (фрагментов обследования) дошкольников с

речевой патологией.

Рекомендуемая литература.

I основная № 2,15, 19;22,23,28,30,31,33,34, 35.

II дополнительная № 5, 8,11,14.

Тема 9. Основные направления работы и методические рекомендации для проведения коррекционно-ориентированнойподготовки к обучению грамоте

дошкольников с нарушением речи

Цель: Научить студентов определять цели, задачи, принципы и содержание коррекционно-педагогическойработы по подготовке к обучению грамоте, осуществлять перспективное и индивидуальное планирование коррекционных занятий.

Задачи:

1. Рассмотреть различные подходы к содержанию работы по подготовке к обучению грамоте детей, имеющих аномалии развития.

2.Определить цель, задачи и содержание коррекционно-педагогическойработы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с недоразвитием речи.

3.Научить планировать коррекционно-педагогическуюработу по подготовке к обучению грамоте.

Задания для самостоятельной работы.

1.Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН на подготовительном этапе.

2.Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР на подготовительном этапе.

3.Составить план индивидуального занятия по одному из этапов работы.

4.Планирование и моделирование занятий, циклов и фрагментов занятий.

5.Обсуждение, анализ и оценка (с теоретических и коррекционно-образовательныхпозиций), структурных, содержательных; методических компонентов моделирования занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

27 стр., 13204 слов

Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями

... литературы по проблеме готовности к обучению письму детей с речевыми нарушениями. 2. Выбрать методики для проведения экспериментального обследования: устной речи и когнитивных функций, принимающих участие ... материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты при подготовке руки к письму приучают ребенка контролировать зрительно- моторную деятельность, а также стимулируют желание ...

6.Подготовить письменный анализ двух фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

7.Подготовить и оформить два конспекта фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН.

8.Подготовить письменный анализ двух фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН.

9.Подготовить и оформить два конспекта фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР.

Рекомендуемая литература.

I основная № 2,15, 19;22,23,28,30,31,33,34, 35.

II дополнительная № 5, 8,11,14.

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция // Актуальные проблемы логопедической практики: Метод. Материалы научно-практическойконференции «Центральные механизмы речи» / Отв.ред.М.Г.Храковская. – СПб., 2004.

2.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3.Семаго Н.Я., Семаго Н.Н. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., АРКТИ, 2000.

4.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие. – М., 2002.

5.Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2002.

6.ФотековаТ.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

7.ФотековаТ.А., АхутинаТ.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей // Школьный психолог. – 2001. — №37, 38.

8.Чиркина Г.В Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Специальная дошкольная педагогика. – М., Академия, 2001.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Психология чувственного познания. – М., 1960.

2.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.

3.Ананьев Б.Г. Пространственное различение. – Л., 1955.

15 стр., 7334 слов

Исследование развития активной речи детей раннего возраста на ...

... речи детей раннего возраста.. Объект: процесс речевого развития детей раннего возраста. Предмет: педагогические условия развития речи детей раннего возраста посредством игрушки. Задачи: изучение проблемы развития ребенка раннего возраста; анализ ... в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность игры, ...

4.Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. – Л. 1976.

5.Бару А.В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов //Сенсорные системы. – Л., 1977.

6.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии).

– М., 1977.

7.Бережковская Е.Л. Об асимметрии зрительного и моторного анализаторов в процессе их взаимодействия //Экспериментальные исследования по проблемам общей и специальной психологии в дифференциальной психофизиологии. – М., 1979.

8.Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М., 1988.

9.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.,

1949.

10.Бернштейн Н.А. О построении движений.- М., 1947.

11.Бехтерев В.М. Избранные произведения. – М., 1954.

12.Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М., 1983.

13.Голод В.И. Особенности функциональной асимметрии мозга в речевых процессах у детей школьного возраста при недоразвитии речи // Дефектология. 1983. №5.

14.Егоров Т.Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения //Известия АПН РСФСР. – 1945, вып.1.

15.Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953.

16.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1979.

17.Каше Г.А., Шуйфер Р.И. Виды работ по исправлению нарушений чтения и письма, связанные с недостатками звукопроизношения // Логопедическая работа в школе. – М.,

1953.

18.Колповская И.К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи: Автореф. Дис. … канд.пед.наук. – М., 1970.

19.Кравков С.В. Глаз и его работа. – М. – Л., 1950.

20.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.

21.Лалаева Р.И., Яковлев С.Б. К вопросу об аспектах изучения нарушений письменной речи у детей //Изучение и коррекция речевых расстройств. – Л., 1986.

20 стр., 9564 слов

Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих ...

... норме. 3. Определить понятие «дети с нарушениями речи». 4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи. 5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Глава 1. Теоретическое ...

22.Нейропсихология сегодня /Под ред. Е.Д.Хомской. – М., 1995.

23.Калягин В.А. Ошибки в письме как показатель функциональной организации письменной речи: Автореф. Дис. … канд.мед.наук. – Л., 1981.

24.Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме //Советская педагогика. 1952. №6.

25.Пучинская Л.М., Вятлева О.А., Сунгурова Т.А. Соотношение ЭЭГ с функциональной асимметрией полушарий у детей с нарушениями речи //Леворукость у детей и подростков. – М., 1987.

26.Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.

27.Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма //Специальная школа. – М., 1963, вып.1.

28.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959.

29.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950.

30.Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с ЗПР //Дефектология. 1979. №2.

31.Насонова В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с ЗПР: Дисс. … канд.пед.наук. – М., 1979.

32.Никашина Н.а. Педагогическое изучение недостатков речи у детей //Дефектология. 1969. №4.

33.Никашина Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ //Вопросы логопедии. – М., 1959.

34.Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте анартриков и моторных алаликов //Развитие мышления и речи у аномальных детей: Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. – Л., 1963.

35.Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. – М., 1991.

36.Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. – М., 1992.

37.Симерницкая Э.Г. Мозг человека психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.

38.Симерницкая Э.Г., Московичюте Л.И., Семенович А.В. Письмо у переученных левшей //Леворукость у детей и подростков. – М., 1987.

39.Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи //Проблемы психического развития нормального ребенка. – М., 1966.

40.Токарева О.А. Расстройства письменной речи у детей //Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1963.

41.Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР //Дефектология. 1972. №5.

42.Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Дисс. … канд.пед.наук. – М., 1967.

43.Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988.

44.Шуйфер Р.И. Опыт преодоления недостатков произношения, чтения и письма в логопедической работе //Учебно-воспитательнаяработа в специальных школах. – М., 1954, вып.1.

45.Шуйфер Р.И. Предупреждение ошибок письма в период обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи. – М., 1956.

46.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты //Вопросы психологии. 1956. №5.

47.Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению //Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М., 1962.

48.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.

49.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.

– М., 1978.

50.Сеченов И.М. Очерк рабочих движений человека. – М., 1901.