ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7

1.1 Онтогенез формирования звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников 7

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с дизартрией 13

1.3 Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей старших дошкольников с дизартрией 27

Выводы по 1 главе 32

ГЛАВА 2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 36

2.1 Методика исследования нарушения звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией 36

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42

ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 47

3.1 Содержание коррекционно-развивающего обучения старших дошкольников с дизартрией 47

3.2 Оценка результативности коррекционно-развивающего обучения, направленного на формирование звукопроизносительной стороны речи старших дошкольников с дизартрией 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97

ПРИЛОЖЕНИЯ 101

В настоящее время проблема нарушения звукопроизносительной стороны речи дошкольников с дизартрией остается актуальной, в связи с тем что у таких детей отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях).

Речь детей непонятна и неразборчива окружающими, у них скудный словарный запас, отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры слова, у таких детей нарушено фонематическое восприятие, из-за чего наблюдается неправильное произношение некоторых звуков.

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Данные нарушения создают препятствия для общения ребенка с окружающими. Кроме того, воспитание правильного звукопроизношения имеет очень большое значение для дальнейшего развития дошкольника, т. к. ранняя коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает трудности обучения в школе.

Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

26 стр., 12662 слов

Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого ...

... исследования уровня развития речи старших дошкольников с дизартрией 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников с дизартрией ГЛАВА 3. Специфические ... психику восхождению», - тем самым оказывая коррекционное воздействие на отстающие стороны личности. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и ...

Актуальность курсовой работы также заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями.

Целью курсовой работы является изучение методологии коррекции звукопроизносительной стороны речи старших дошкольников с дизартрией в общеобразовательном дошкольном учреждении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать теоретическое обоснование изучения специфики звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией;

2) определить норму формирования звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников;

3) дать клинико-психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с коррекцией нарушения звукопроизносительной стороны;

4) рассмотреть особенность звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией у старших дошкольников;

5) провести констатирующий эксперимент и его анализ;

6) охарактеризовать методику исследования нарушения звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией;

7) проанализировать результатов констатирующего эксперимента;

8) определить основные направления коррекционно-развивающей работы по формированию звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией;

9) изучить содержание коррекционно-развивающего обучения;

10) провести оценку результативности коррекционно-развивающего обучения, направленного на формирование звукопроизносительной стороны речи старших дошкольников с дизартрией.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), из них 3 мальчика и 3 девочки с диагнозом стертая дизартрия МАДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» «Ветерок»

Предмет исследования — коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Предполагается, что нарушение звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия при своевременной диагностике и организации логопедической работы поддаётся коррекции.

Теоретическая значимость исследования.

Углублено представление о симптоматике дизартрии путем комплексного дифференцированного исследования речевых и неречевых психических функций у детей данной категории.

Разработаны и научно обоснованы методы и приемы комплексной диагностики и коррекции дизартрии; систематизированы и дифференцированы средства профилактической работы с дошкольниками с дизартрией; разработаны пути коррекции фонематических и пространственных нарушений, обучения звукопроизношения старших дошкольников с речевыми нарушениями.

21 стр., 10178 слов

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников ...

... Предмет исследования : особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III ур. р. р. Цель исследования: изучить особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III ...

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования коррекционно-профилактическойработы в системе специального образования и в работе психолого-медико-социальных центров. Разработанная методика комплексной дифференцированной диагностики и коррекции дизартрии послужит оптимизации работы по профилактике нарушений звукопроизношения.

При написании курсовой работы были использованы теоретические методы исследования и анализа: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Проблема выявления и коррекции дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. Хотя и накоплен большой теоретический материал по проблемам симптоматики, этиологии разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при дизартрических расстройствах.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых психологов и дефектологов, таких как Волкова Л.С. Лалаева Р.И., Фомичева М.Ф., Летуновская С.В., Гвоздев А.Н, Ляпидевский С.С, Жукова Н.С, Левина Р.Е, Правдина О.В, Селивестров В.И, Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина, Г.В. Гуровец, С. И. Маевская, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Е.Ф. Соботович, Т.В.Туманова и др. Однако остаются недостаточно изученными вопросы формирования звукопроизношения у детей с данной речевой патологией, отсутствуют экспериментальные данные о влиянии фонетического контекста на характер и специфику нарушений звукопроизношения.

Структура курсовой работы: данная работа выполнена на 49 страницах, состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

………….

1. Барсукова, Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек /Е.Л. Барсукова // Логопед. – 2009. — №5.

2. Бачина, О. В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ /О.В. Бачина // Логопед. — 2009. — №1.

3. Белякова, Е.А. Логопедия /Е.А. Белякова- М. : Академия, 2008.

4. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей /А.И. Богомолова. — М. : Феникс, 2007.

5. Богомолова, А. И. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников /А.И. Богомолова. — М. : Феникс, 2008.

6. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление /С.Е, Большакова. — М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2008.

7. Борисова, Е.А. Лексический материал для закрепления правильного произношения /Е.А. Борисова // Логопед. – 2008. -№1.

8. Волкова, Л.С. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов / Л.С. Волкова. — М. : ВЛАДОС. — 2009.

9. Волкова, Л.С, Хрестоматия по логопедии /Л.С. Волкова. — М. : АСТ, 2011.

10. Гегелия, Н.А. Исправление недостатков произношения у дошкольников /Н.А. Гегелия. — М. : ВЛАДОС, 2010.

11. Громова, О. Е. Как мальчики усваивают речь в норме и в случаях задержки речевого развития / О.Е. Громова// Логопед. – 2009. — №5.

12. Дмитриева, Л.И. Логопедия /Л.И. Дмитриева. — М. : МПСИ, 2009.

13. Долгова, Ю.В. Игры и упражнения на основе текста в системе коррекции звукопроизношения / Ю.В. Долгова // Логопед. — 2009. — №8.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ...

14. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков /И.И. Ермакова. — М. : Просвещение, 2010.

15. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у дошкольников /Л.Н. Ефименкова. — М. : ВЛАДОС, 2008.

16. Жохова, О. В. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников /О.В. Жохова // Логопед. 2009. — №8.

17. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Н.С. Жукова. — Екатеринбург, 2008.

18. Иванова, С. В. Развитие мотивации учения у младших школьников // Логопед. — 2009. — №2.

19. Игнатьева, С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии /С.А. Игнатева. — М. : Владос, 2009.

20. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет /О.Б. Иншакова. — М. : ВЛАДОС. — 2008.

21. Исманская, Т. Играем с детьми, развиваем речь /Т. Исманская // Дошкольное образование. — 2009. — № 1.

22. Ковшиков, В.А. Развитие связной речи у дошкольников /В.А. Ковшиков. — М. : В. Секачев, 2011.

23. Комарова, Л.А. Новые подходы в системе коррекционных занятий по автоматизации звуков /Л.А. Комарова // Логопедия. — 2008. — №8.

24. Коноваленко, В.В. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. — М.: АСТ, 2010.

25. Коньшина. Н.А. Формирование связной речи младших школьников /Н.А. Коньшина // Логопед. — 2000. — №5.

26. Кучергина, О. Ф. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста /О.Ф. Кучергина // Логопед. – 2012. — №5.

27. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) /Р.И. Лалаева. — СПб. : Союз, 2009.

28. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах /Р.И. Лалаева. — М. : ВЛАДОС, 2009.

29. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии /Р.Е. Левина. — М. : ВЛАДОС, 2012.

30. Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция речи у дошкольников /С.В. Леонова. — М. : ВЛАДОС, 2009.

31. Лизунова, Л.Р. Мониторинг единого речевого режима в ДОУ /Л.Р. Лизунова // Логопед. — 2009. — №4.

32. Ляпидевский, С.С. Расстройство речи у детей и подростков /С.С. Ляпидевский. — М. : АСТ, 2008.

33. Марина, С.Б. Обучение грамоте в образах и движениях / Марина С.Б. // Дошкольное образование.- 2009. — № 1.

34. Микляева, Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста /Н.В. микляева // Дошкольное образование. – 2011. — №4.

35. Панкратова, Н. А. Звуковые странички /Н.А. Панкратова, И.А. Выготская // Обруч. 2008. — №5.

36. Парамонова, Л.Г., Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. — СПб. : Просвещение, 2009.

37. Поваляева, М. А. Справочник л