Готовность к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы обучения дошкольников

с диагнозом ОНР……………………………………………………………………6

1.1 . Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников…6

1.2. Особенности развития познавательных процессов у детей с ОНР…………11

1.3. Восприятие речи как основа обучения грамоте детей с ОНР………………18

Глава 2. Эмпирическое исследование……………………………………………..23

2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования…………………………………………23

2.2. Диагностика готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР……..24

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования…………………………..27

2.4. Выводы эмпирического исследования и

психолого-педагогические рекомендации…………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………………37

Литература……………………………………………………………………………39

Приложения………………………………………………………………………….41

Введение

Исследователи в области педагогики и психологии всегда соглашались друг с другом в том, что хорошая речь является неотъемлемым условием всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к постоянному увеличению числа дошкольников с общим недоразвитием речи, что ведет за собой актуализацию такой проблемы как готовность таких ребят к школьному обучению, в частности – умения грамотно выражать свои мысли как в речи, так на письме.

«Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда).

В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы», — писала Визель Т.Г. в работе «Аномалии речевого развития ребенка» [3].

5 стр., 2026 слов

Развивающая игра как средство повышения познавательной активности ...

... процесс развития познавательной активности старших дошкольников в условиях обучения. Предмет исследования: влияние игры на повышение познавательной активности старших дошкольников в условиях обучения. Гипотеза ... - исследован образовательный процесс в дошкольных учреждениях с позиций развития личности ребенка (Л.М.Денякина, О.Л.Князева, М.Д.Маханева, Р.Б.Стеркина) и возможности развивающей среды ( ...

В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Левина Р.Е., Жукова Н.С., Ефименкова Л.Н., Мастюкова Е.М.).

Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР является обучение грамоте.

Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области школьного образования:

• потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;

• потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.

Целью данного исследования явилось изучение особенностей готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР.

Объектом исследования выступил уровень готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.

Предмет – взаимосвязь между уровнем готовности к обучению грамоте и степенью ОНР у старших дошкольников.

Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи курсовой работы:

• провести теоретический анализ литературы по проблеме;

• определить общую картину готовности ребят к обучению грамоте;

• выявить взаимосвязь между уровнем готовности к обучению грамоте и степенью ОНР старших дошкольников;

• разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации процессов коррекции речевого недоразвития дошкольников.

Методологическую основу исследования составляют следующие научные идеи и принципы:

• теоретические положения психологии, психолингвистики, педагогики о роли языка в процессе познания;

• концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Лурия А.Р. и др.);

• идея развития путем освоения культурного наследия человечества (Л.С. Выготский);

• идея о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии личности (А.Н. Леонтьев) и др.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

1 этап – поисково-теоретический, в которого изучалось состояние проблемы в психолого-педагогической теории и реальном опыте педагогов-практиков, определялись исходные позиции исследовании (цели, задачи, методы), формулировался рабочий вариант гипотезы.

2 этап — эмпирический, связанный с проведением психолого-педагогического исследования.

3 этап — заключительно-обобщающий, на данном этапе были проведены систематизация материал и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические положения, скорректированы выводы, внедрены психолого-педагогические рекомендации прикладного характера.

В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о наличии связи между показателями уровня готовности к обучению грамоте и степенью ОНР дошкольников, а именно – чем тяжелее степень ОНР дошкольников, тем менее успешны такие ребята в обучении грамоте, и наоборот, легкие речевые нарушения не создают существенных препятствий к овладению дошкольниками грамотой.

4 стр., 1868 слов

Формирование у детей дошкольников психологической готовности к обучению в школе

... исследования: дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад. Предмет исследования - уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению. Методы исследования: ... . . . .48 4. Комплекс занятий на развитие готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. . . ... готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения, а также в процессе освоения грамоты. ...

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались такие методы, как:

• теоретические (методы сбора, анализа и обобщения научных теоретических данных, педагогического опыта и психолого-педагогической литературы по теме исследования);

• эмпирические (диагностика речевого развития, уровня развития мышления, мелкой моторики, основ грамоты, предложенная Гавриной С.Е.);

• методы обработки полученных данных.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в направленности исследования на совершенствование и оптимизацию условий личностного и интеллектуального развития детей в образовательных учреждениях путем:

• формулирования и внедрения рекомендаций педагогам и родителям;

• углубления знаний будущих педагогов дошкольного воспитания и начальных классов об особенностях обучения грамоте детей с ОНР;

• использования полученных результатов в работе педагогов-психологов и методистов отделов образования по обеспечению комплексного подхода к исследуемой проблеме.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, таблицы, схемы, графики, список используемой в процессе подготовки теоретического материала литературы и приложения.

В первой главе нами рассмотрены особенности формирования готовности к обучению грамоте в дошкольном возрасте, развития речи и познавательных процессах при ОНР различной степени и генеза, а также раскрыты закономерности восприятия речи дошкольниками с диагнозом ОНР с точки зрения его влияния на процесс обучения грамоте.

Вторая глава посвящена описанию опытно-экспериментального исследования и методик по данной проблеме, анализ результатов исследования, и предлагается комплекс мер, направленных на оптимизацию и улучшение качества взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью эффективного обучения грамоте дошкольников с ОНР.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы обучения дошкольников

с диагнозом ОНР

1.1. Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников

Готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс. Понятие готовности к обучению, взятое в широком смысле, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, т.е. способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира (Л.И.Божович).

Нельзя не сказать и о том, что современное школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей, поскольку усвоение знаний происходит в определенной системе, а не вслед за желаниями и интересами детей.

Во многих дошкольных образовательных учреждениях существуют логопедические группы. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелокой моторики, обучают грамоте.

Ведущие ученые (Левина Р.Е., Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.Е., Колпоковская И.К., Ястебова А.В.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

9 стр., 4347 слов

"роль речи и родного языка в развитии ребенка дошкольного возраста"

... роли родного языка и речи в развитии детей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть роль родного языка и речи в личностном развитии ребенка, Рассмотреть развитие теории и практики обучения детей родному языку и речи. 1. Роль родного языка и речи в личностном развитии ребенка В ...

Особое место в системе обучения принадлежит процессам освоения родного языка. Для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность [21, 1].

Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Психологи (Выготский Л.С., Карпова С.Н., Лурия А.Р., Пиаже Ж., Сохин Ф.А., Эльконин Д.Б. и др.) подчеркивают, что вычленение ребенком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития. Установлено также, что обучение ребенка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка. Трудности выделения его элементов объясняются тем, что речь выступает для дошкольника прежде всего как средство общения. Л.С. Выготский писал: «Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств» [4]. В исследованиях Д.Б. Эльконина, Г.П. Беляковой, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка «разведены» звуковая и смысловая стороны слова «узловым образованием», связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове [21, 2].

Подготовка к обучению грамоте (правильной речи) на занятиях в ДОУ должна предусматривать:

• совершенствование чувственного опыта учащихся в области русского языка: развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по произнесению и звучанию;

• уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

20 стр., 9537 слов

Дидактические игры в логопедической коррекции фонетико-фонематического ...

... распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Между тем, проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку ... психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени ...

• развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;

• формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой: развитие умений наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условно-знаковую систему;

• воспитание культуры учебного труда: умения ориентироваться и применять систему правил, необходимых для плодотворной учебной работы;

• формирование доброжелательных отношений со сверстниками.

Основными темами подготовительного периода обучения являются темы практического ознакомления со звуками речи и с предложением. В содержание обучения входят также правильная посадка при работе за столом, умение располагать тетрадь, правильно держать ручку и карандаш, развитие и укрепление пальцев и кистей рук, формирование элементарных графических навыков. Кроме того, в этот период дошкольники должны знакомиться с детской художественной литературой [21, 10].

Подготовка к обучению грамоте (правильной речи) состоит из двух этапов.

На первом этапе формируется умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; отрабатывается четкая артикуляция звуков, уточняется их звучание. Без таких умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

На втором этапе у учащихся развивается умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры. Именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.

Рассматривая обучение детей правильному выражению своих мыслей в речи, следует также коснуться и проблемы подготовки к обучению технике письма.

Письмо – совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение. О предварительной подготовке к обучению письму К.Д. Ушинский писал: «Основательное, ничем не пренебрегающее первоначальное обучение постепенно ускоряет свой ход: ученик, много пропустивший вначале, теряет гораздо больше времени на восполнение этих пропусков» .

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают; утомляет и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение и т.д.

Чт…

**************************************************************