Организация педагогической практики 3

3

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

Организация педагогической практики

студентов

(методические рекомендации)

Барнаул 2011

Педагогическая практика в профессиональной подготовке бакалавров и магистров психологов

Педагогическая практика студентов, обучающихся по основным образовательным программам подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Педагогическая практика — разновидность специальной производственной практики, в процессе которой студент овладевает основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы. Педагогическая практика проводится в образовательных учреждениях с целью получения студентами навыков педагогической деятельности. Практика студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров, проводится в средних учебных заведениях. Студенты, обучающиеся по программе подготовки специалистов и магистров, проходят практику в высших учебных заведениях.

Цели педагогической практики:

  • знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности;
  • закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
  • овладение необходимыми методами, навыками и умениями по избранной специальности.

Задачами педагогической практики являются:

  • изучение студентами-практикантами методик преподавания и педагогического опыта учителей школ и преподавателей факультетских кафедр;
  • проведение различных типов занятий с использованием разработанных педагогических методов и приемов;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области методики преподавания учебного предмета.

В соответствии с образовательным стандартом в ходе педагогической практики бакалавр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в области педагогической деятельности:

4 стр., 1921 слов

Задания по педагогической практике для студентов III курса

... сформированности личностно-профессиональных качеств и умений студента. Направления деятельности студента, требующие усовершенствования. Пожелания и предложения по улучшению подготовки, организации и проведения педагогической практики. Приложение 4 Характеристика класса (примерная программа ...

— сбор и оформление учебных материалов;

— проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;

— участие в проведении тестирования по итогам обучения;

— участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;

— пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.

Для решения этих задач бакалавр должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями, способностью и готовностью к:

— восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

— преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);

— участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

— подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

— использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

— самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

— просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

Магистр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в области педагогической деятельности:

— определение потребностей в психологической подготовке, определение содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования;

— системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах

— оценка и контроль эффективности обучения.

Для решения этих задач магистр должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями, способностью и готовностью к:

— активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

— позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);

— участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);

— проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27);

— подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28);

— обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);

6 стр., 2828 слов

Основные направления деятельности психологической службы образования

... кабинета, комнаты психологической разгрузки и пр.), а также анализирует Педагогические кадры (образование, опыт работы, научный статус) и образовательные, возможно, научно-экспери ... руководителей образовательных учреждений к психологической культуре. Основные направления деятельности психологической службы образования В деятельности психологической службы можно выделить три направления - актуальное, ...

— руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);

— участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);

— просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32).

Перечисленные компетенции как бакалавров, так и магистров формируется на основе знаний об основных направлениях развития системы образования, содержании педагогической деятельности, принципах организации учебно-воспитательного процесса, опыта подготовки психологов в стране и за рубежом, на основе умения реализовывать педагогическую деятельность, профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы, владения организационно-управленческими навыками, нормами взаимодействия, сотрудничества, толерантностью, социальной мобильностью, приемами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.

Аттестация по итогам практики проводится при предоставлении письменного отчета и отчетных документов, характеристики руководителя практики о качестве её прохождения, обсуждение хода и результатов на кафедре, подразделении, итоговой конференции.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика бакалавров и магистров организуется с учетом следующих принципов:

  • связь практики с изучением теоретических курсов; единство целей, содержания, форм, методов практической подготовки будущего преподавателя в учебно-воспитательной деятельности различных типов учебных заведений;
  • комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей социальных, психолого-педагогических и специальных дисциплин, сочетание различных видов деятельности практикантов в учебно-воспитательных учреждениях (школах, лицее, колледже, гимназии, Центре детского творчества и др.);
  • организация педагогической практики с учетом специфики факультета, особенностей практикантов, конкретных условий вуза и учебно-воспитательных учреждений.

Организация педагогической практики основывается на следующих положениях:

1. Основным документом по организации и проведению практики является программа практики. Программа педагогической практики обсуждается и принимается методической комиссией факультета.

2. Педагогическая практика может проводиться в составе временных рабочих коллективов, организуемых факультетом и включающих группы преподавателей и студентов. Практика, проводимая в индивидуальном порядке, организуется по личному заявлению студента, согласовывается с соответствующей кафедрой и оформляется распоряжением декана.

  1. Практика в учреждениях осуществляется на основании договора между факультетом и руководителем соответствующего учреждения. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе оплаты труда представителей организации, охраны труда студентов, предусматривается назначение руководителя практики от принимающей организации и от факультета.
  2. Ответственным за организацию педагогической практики студентов является декан. Организационное обеспечение педагогической практики осуществляется факультетским руководителем педагогической практики и кафедральными руководителями.
  3. Непосредственное руководство практикой осуществляет факультетский руководитель педагогической практики. Факультетский руководитель практики:

— отвечает за организацию практики студентов, участвует в разработке рабочей программы практики;

4 стр., 1954 слов

Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе ...

... Это показатели педагогической и психологической грамотности классного руководителя. Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе работы классного руководителя. Соответствие ... студент проходит практику. На протяжении психологической практики студентам необходимо выполнить полный объем работы психолога данного учреждения. За время прохождения психологической практики студентам ...

— устанавливает состав студентов факультетских кафедр, проходящих практику;

— определяет места проведения практики, поддерживает с ними связь, принимает участие в распределении студентов по местам практики;

— подготавливает и проводит организационные собрания студентов, направляемых на практику;

— контролирует работу кафедральных руководителей практики;

— составляет общий факультетский отчет по итогам педагогической практики.

  1. Организационное обеспечение педагогической практики осуществляется кафедральным руководителем из числа преподавателей факультетской кафедры. Кафедральный руководитель планирует, организует и контролирует во время практики всю работу студента:

— к началу семестра, в котором проводится педагогическая практика, составляет и представляет факультетскому руководителю практики рабочий план-график проведения практики;

— распределяет студентов по местам практики;

— помогает студентам в составлении индивидуального плана на весь период практики, в определении вида, объема и содержания учебных занятий;

— обеспечивает проведение студентами занятий; консультирует студентов при подготовке к занятиям, проверяет и утверждает их планы и конспекты;

— присутствует на занятиях;

— составляет отчет по итогам практики и представляет его факультетскому руководителю.

  1. Руководство научно-педагогической практикой по программе специализированной подготовки магистров осуществляет научный руководитель магистранта по согласованию с руководителем соответствующей магистерской программы.
  2. Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие по профилю избранной специальности, педагогическую практику могут проходить в индивидуальном порядке. В этом случае в отчете, представляемом по окончании практики в деканат, указываются сроки и место проведения практики, ее программа, определяемые факультетским руководителем практики, и результаты выполнения. К отчету прилагается заключение руководителя учреждения, где проводилась практика.
  3. Администрация учебно-воспитательных учреждений:

— проводит распределение студентов-практикантов по классам (группам) совместно с факультетскими организаторами педпрактики, организует встречи-знакомства с учителями-предметниками и классными руководителями-кураторами;

13 стр., 6326 слов

Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха

... выбранной темы курсовой работы. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что педагогические аспекты обучения и воспитания студентов с нарушениями ... студентов с нарушениями слуха к слышащей среде. Задачи исследования: 1)на основе анализа педагогической, научно-методической литературы определить степень разработанности проблемы, которая исследуется, в науке и практике, ...

— знакомит практикантов с традициями и концепцией развития учебного заведения, а также действующей образовательно-воспитательной системой, уставом, режимом и распорядком работы;

— организует посещение студентами административно-управленческих форм работы (педсоветов, совещаний при директоре, педконсилиумов, родительских собраний и т.д.);

— знакомит студентов-практикантов с педагогами, использующими новые технологии обучения и воспитания, организует сотрудничество педагогов учебного заведения и студентов-практикантов;

— проводит итоговое совещание совместно с руководителем педагогической практики и студентами по результатам педпрактики, в ходе которого студентам-практикантам определятся рекомендательная оценка.

10. Классный руководитель – куратор:

— представляет студента-практиканта классу (группе), знакомит его с сис­темой своей воспитательной работы и развития ученического коллектива, учетно-методической документацией классного руко­водителя;

— оказывает помощь в подготовке и проведении внеклассных, культурно-досуговых форм работы с учащимися, присутствует на воспитательных мероприятиях, проводимых студентом, дает их анализ и оценку;

— оказывает помощь практиканту в составлении психолого-педагогической характеристики класса (группы), учащегося, а также выполнении других исследовательских заданий.

— подготавливает письменную характеристику о внеклассной деятельности студента-практиканта с предварительной оценкой его работы.

11. Учитель (преподаватель)-предметник:

— знакомит с образовательной программой и учебным планом по предмету, включая стандартный и инновационный вариант, а также с оборудованием, учебно-методической литературой и дидактическими материалами, учебно-методической документацией учителя (преподавателя);

— оказывает помощь в планировании системы занятий по теме, разделу курса в одном классе (группе) или в нескольких параллелях, а также подготовки и проведении пробных, зачетных занятий в традиционной и нетрадиционной форме;

— знакомит практиканта с системой требований к уровню знаний по предмету, различными формами контроля и учета знаний учащихся, а также с методами и приемами преподавания;

— присутствует на проводимых занятиях, анализируя и оценивая их;

— подготавливает письменную характеристику студента-практиканта как учителя предметника и дает предварительную оценку его педагогической деятельности.

  1. Студентам, имеющим стаж педагогической работы по профилю подготовки не менее одного года, по решению соответствующих кафедр на основе аттестации может быть зачтена педагогическая практика по профилю специальности.
  2. Студенты, направляемые на педагогическую практику, имеют право:

— получать от руководителей практики необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;

5 стр., 2317 слов

Программа педагогической практики в должности учителя-логопеда ...

... Формирование умения анализировать уроки учителя начальных классов и задания учителя-логопеда, проводить самоанализ занятий. Организация работы студентов Педагогическая практика проводится на логопедических пунктах ... групповые занятия с детьми согласно расписанию работы логопедического пункта, присутствуют на занятиях других практикантов и анализируют эти занятия, посещают уроки по учебным предметам ...

— получать от принимающей организации временный пропуск на ее территорию;

— пройти в принимающей организации инструктаж обо всех необходимых для исполнения практикантом правилах работы и этики профессионального общения;

— получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.

  1. Студенты, направляемые на педагогическую практику, обязаны:

— явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики;

— детально ознакомиться с программой практики;

— своевременно прибыть на место прохождения практики;

— соблюдать режим работы, выполнять указания руководителя практики, выполнять программу практики;

— своевременно подготовить отчет по практике.

  1. Практика оценивается на заседании кафедры на основе отчетов, составленных студентами в соответствии с утвержденной программой.
  2. Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении на стипендию или социальное пособие в соответствующем семестре.
  3. Студент, не выполнивший без уважительной причины требования программы практики или получивший оценку «неудовлетворительно», отчисляется из университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением о курсовых экзаменах и зачетах.

Программа педагогической практики

Продолжительность педагогической практики:

— специалисты (д/о и з/о) – 6 недель на 5-м курсе;

— бакалавры (д/о и з/о) – 5 недель на 4-м курсе;

— магистры (д/о и з/о) – 8 недель на 1-м курсе.

Педагогическая практика включает в себя два этапа:

1-й этап предполагает изучение курса по методике преподавания психологии; знакомство с методиками преподавания профессорско-преподавательского состава факультета, их анализ и усвоение; знакомство с учебной и методической литературой; посещение занятий группы, с которой студент будет проводить занятия (с целью изучения коллектива учащихся); разработка подробного плана- конспекта для проводимых впоследствии занятий;

2-й этап (активная педагогическая практика) предполагает проведение под контролем руководителя педагогической практики не менее … самостоятельных аудиторных занятий (уроки, лекции, семинарские занятия, профориентационная беседа).

Время проведения практики: 5 курс (9-й семестр) — у студентов, обучающихся по программе подготовки дипломированных специалистов, 4 курс (7-й семестр) — для обучающихся по программе подготовки бакалавров и 6 курс (11-й семестр) — для обучающихся по программе подготовки магистров.

Место прохождения практики определяется факультетом и доводится до студента кафедральным руководителем практики.

13 стр., 6405 слов

Физкультурно-оздоровительная работа в школе с учащимися младших классов

... школьного возраста. Предмет исследования - особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися младших классов. В работе использовались материалы научной и учебной литературы по методике физической культуры, ЗОЖ, материалы печатных ...

Выбор формы занятий (лекция, семинар, урок, профориентационная беседа и т.д.), темы и содержания занятий осуществляется студентом по согласованию с кафедральным руководителем педагогической практики.

Практика оценивается на основе отчетов, составляемых студентами в соответствии с программой.

При защите практики оценивается:

  • сообщение студента о работе на практике и ответы на вопросы;
  • уровень представленных методических материалов (развернутый план-конспект урока, лекции или семинарского занятия, конспект текста урока, лекции, список литературы, перечень основных вопросов и т.д.).

По итогам защиты выставляется:

— у бакалавров — оценка

— у магистров — оценка

— у специалистов — оценка

Содержание отчетных материалов.

По результатам педагогической практики каждый студент предоставляет письменный отчет, руководствуясь следующим планом:

  1. Обозначьте место, сроки и этапы прохождения практики.
  2. Кратко охарактеризуйте тип учебно-образовательного учреждения (школы, лицея, гимназии, колледжа), условия и режим их работы. Проанализируйте воспитательно-образовательную систему работы учебного заведения.
  3. Укажите, что Вам удалось на своих уроках осуществить более успешно:

а) введение нового материала;

б) организация контроля и оценки знаний учащихся;

в) повторение, закрепление материала;

д) организация практической работы;

г) иное __________________________.

  1. Укажите, какие из методов обучения доминировали на ваших уроках.
  2. Какие аспекты, направления в работе учителя (в том числе в роли классного руководителя) для Вас оказались наиболее трудными?
  3. Из чего складывалась Ваша работа в качестве классного руководителя? Укажите, какие из ниже перечисленных видов деятельности предусмотрены планом воспитательной работы, и чем это обусловлено:

а) социальная, общественно-полезная деятельность;

б) познавательно-просветительская (КВН, аукцион, турнир, олимпиада);

в) ценностно-ориентационная (беседа, дискуссия, диспут);

г) художествснно-творческая (клубы, студии, кружки);

д) игровая (зрелищно-развлекательные формы типа «Поле чудес», »Угадай мелодию» и т.д.);

е) общение;

ж) иное.

  1. Что для Вас представляло больший интерес?

а) работа с классом на уроке;

б) работа с детьми вне урока;

в) иное.

  1. Укажите, какие методы, приемы, формы педагогического взаимодействия с классом и отдельными учащимися использовал Ваш классный руководитель?

а) изучение учащихся;

б) индивидуальная работа;

в) традиции;

г) связь с семьей;

д) самоуправление;

е) общение, диалог;

ж) иное _______________?

  1. Укажите содержание и формы совместной работы Вашего классного руководителя с родителями учащихся
  2. Назовите темы педсоветов (педконсилиумов и методобъединений) которые Вам удалось посетить.
  3. В какой мере практика повлияла на Ваш профессиональный выбор:

а) имеет смысл идти работать в школу (есть желание, почувствовали свои профессиональные возможности, есть успехи);

б) лучше использовать свои знания в научно-исследовательской деятельности и на производстве.

  1. Какие умения и навыки Вы получили на практике? Что из опыта учителей школы Вы бы взяли в свой будущий педагогический багаж?

Отчет должен быть подписан учителем (преподавателем)-предметником, классным руководителем (куратором), руководителем практики, руководителем учреждения, где проходила практика и заверен печатью учреждения.

  1. Приложите дневник практики с обозначением содержания деятельности.
  2. Подготовьте характеристику класса (группы), в котором Вы работали (см. Приложение).
  3. Подготовьте психолого-педагогическую характеристику одного ученика (см. приложение).

К отчету прилагаются характеристика на студента практиканта, подписанная учителем (преподавателем) — предметником и заверенная печатью учреждения, где проходила практика, а также:

— у специалистов: разработка и анализ учебного занятия (либо теоретического, либо практического), разработка внеклассного мероприятия и анализ проделанной работы;

— у бакалавров: разработкапрактического учебного занятия, разработка внеклассного мероприятия, анализ учебного занятия учителя-методиста и анализ проделанной работы;

— у магистров: разработка учебного занятия с использованием инновационных технологий, анализ учебного занятия, разработка внеклассного мероприятия и анализ проделанной работы;

Студент обязан сдать подготовленный отчет кафедральному руководителю практики.

В случае не предоставления отчета о практике без уважительной причины студент получает неудовлетворительную оценку по практике.

Методические рекомендации

Этот вид практики целиком адекватен деятельности учителя (преподавателя) — профессионала, поэтому возникает необходимость осмысления таких педагогических явлений, как характер и стиль взаимоотношений учителя и ученика, интерес к учебе и его отсутствие, процесс преподавания и учения. Анализ причин их возникновения позволит выпускнику обратиться к изучению образовательно-воспитательной системы конкретного учебного заведения, познакомиться с концеп­цией его развития. Как педагог-исследователь практикант продолжает целенаправленное изучение учащихся, используя современные психолого-педагогические методики. На основе такого изучения составляется психолого-педагогические характеристики класса, отдельных школьников.

Очень важно на первом этапе посетить уроки разных учителей (преподавателей), обогащая свой опыт.

Умение планировать и моделировать общение (контакт учителя с учащимися, стиль и лексика его обращений и замечаний, культура речи и т.д.) — залог успеха урока.

Практическая работа студента по подготовке урока включает в себя также консультации с учителем-предметником и ме­тодистом по теме предстоящего урока.

Нередко студент выпускного курса, увлекаясь разработкой от­дельных приемов обучения и обращая внимание на отбор и преподнесение учебного материала, забывает о формировании эмоционально-волевой сферы обучаемых. Поэтому очень важно учиться целостному подходу к продумыванию всех сторон своей деятельности на уроке.

При организации учебного занятия рекомендуем воспользоваться некоторыми практическими советами:

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка с целью проверки подготовленности технических и наглядных средств. Входите в учебную аудиторию последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Старайтесь показать обучаемым красоту и при­влекательность организационного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2. Не тратьте времени на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее следует отметить заранее.
  3. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение задания — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик был занят делом. Помните, безделье, скука – бич дисциплины
  4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте учащимся поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.
  5. 0бращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем обучаемым, которые могут отвлекаться и заняться посторонними делами.
  6. Мотивируйте оценку деятельности учающихся и ее результат, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования. Указывайте ученикам достоинства их работы и то, над чем им следует потрудиться. Обращайте внимание на речь учащихся (студентов), ее лексический запас, а также на культуру труда, общения и поведения.
  7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса (группы) и отдельных уча­щихся. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от резуль­татов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в ра­боте недисциплинированных ребят; если у Вас нет оснований похвалить результаты работы, оцените положительно доказанные усилия.
  8. Удерживайтесь от излишних и частых замечаний. Ирония и сарказм хороши лишь в устах авторитетного учителя.
  9. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурных.

Нередко наибольшую трудность для многих начинающих педагогов представляет дисциплина на уроке. Всем, кто впервые входит в класс, известна истина: «В шуме начал урок, в шуме и закончишь». Как соединить деятельность учителя по формированию у учащихся знаний, умений и навыков с формированием у них полноценного отношения к учению и доброго отношения к соклассникам? В этом случае целесообразны аргументированные педагогические требования, предъявляемые школьникам. Предлагаем некоторые аргументы:

  1. Для требования «не опаздывать»: чтобы не нарушать сосредо­точенный ритм работы в классе и не мешать ребятам усваивать учебный материал.
  2. Для требования «оформлять работу аккуратно и красиво»: плохо оформленная работа сеть проявление неуважения к самому себе и своему труду; неряшливо оформленная работа, которую ты даешь другому человеку, выражает неуважение к нему.
  3. Для требования «внимательно слушать отвечающего»: тишина и внимание слушателей помогают ему четче, яснее выражать свои мысли, а значит, и получить более высокую оценку, а также слушая другого, мы много приобретаем, развиваем мышление.
  4. Для требования «не подглядывать во время опроса в учебники»: не лишайте память возможности поупражняться, берегите ее.
  5. Для требования «желание отвечать на вопросы учителя, а также «хочу дополнить», «не понял» можно выработать систе­му жестов: поднятая рука, поднятый вверх палец и другие.

Однако главным в достижении дисциплины является атмос­фера комфорта, спокойствия и доверия на уроке, когда орудием педагога становятся не диктат взрослого, не принуждение, а мотивация высокого порядка — увлечение совместном трудом.

Наряду с исследовательской работой, а также учебной студент-практикант выполняет воспитательную работу. План воспитательной работы классного руководителя (куратора), интересы и возможности учащихся — основа Вашей системы орга­низации и проведения воспитательных мероприятий.

Функции классного руководителя

  1. Создание воспитательной среды – одна из первейших забот классного руководителя (с учетом факторов современного мира, объективных и субъективных).

    Успешность воспитания и развития детей определяется реализацией пяти основных направлений этой задачи:

  • создание и развитие ученического коллектива как основной среды обитания и жизнедеятельности школьников, определение целей и задач, включение каждого в разнообразные виды общественно полезной деятельности, создание и развитие системы воспитывающих межличностных отношений, развитие традиций, налаживание связей с другими коллективами. Создание в классе атмосферы оптимизма, благоприятного психологического климата;
  • взаимодействие с малым педагогическим коллктивом предполагает выработку единого стиля и тона отношений с учащимися всеми педагогами, работающими в данном классе, определение единого содержания воспитания, выработка общих подходов к организации учебной деятельности на уроке и во внеклассной работе учителей по предмету, проведение педагогических консилиумов;
  • сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, использование творческого потенциала учащихся при подготовке и проведении различных форм работы, посещение с учащимися различных праздников, акций, занятий, проводимых учреждениями дополнительного образования;
  • взаимодействие с семьей позволяет сделать процесс воспитания целостным, единым, а значит более эффективным (ознакомление родителей с целью, задачами, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в классе, организация психолого-педагогического просвещения родителей, выработка единого педагогического подхода в решении задач воспитания, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность);
  • создание предметной среды в учебно-воспитательном процессе (это интерьер класса и школы, одежда и прическа детей и взрослых и т.д.);
  • Стимулирование здорового образа жизни классного руководителя и учащихся; по его законам должна быть организована вся их жизнедеятельность в едином учебно-воспитательном процессе (здоровый образ жизни должны быть делом самого классного руководителя, реализоваться через стимулирование у каждого ученика создание личной программы оздоровления);
  • Деятельность учащихся (совместно с педагогом) – основа воспитания, поэтому стержневой заботой классного руководителя является организация всех необходимых для развития детей видов деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художественной, физкультурно-спортивной, игровой и деятельности свободного общения.

Направления работы куратора

Работа куратора включает в себя следующие направления воспитания:

— формирование у студентов самосознания, ценностного отношения к жизни, потребности в её проектировании;

— воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности;

— выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого студента, реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения;

— приобщение студентов к системе культурных ценностей, отражающих богатство культуры своего народа, общечеловеческой культуры; формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении;

— формирование общечеловеческих качеств, относящихся к нормам гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям и т.д.); привитие культуры общения; воспитание интеллигентности;

— воспитание положительного отношения к труду как к жизненной ценности; воспитание предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях;

— воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни; развитие способности быть хорошим семьянином;

— развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении; развитие чувства собственного достоинства, готовности и способности к рефлексии.

В организации воспитательной работы учебно-воспитательных учреждений упор делается на внеучебные мероприятия.

Консультации с учителями-предметниками, преподавателями, классными руко­водителями, кураторами и методистами помогут Вам выбрать оптимальную мо­дель учебной и внеучебной формы организации работы учащихся и студентов.

По окончанию практики студенты-практиканты представляют факультетскому руководителю для зачета следующую документацию:

Бакалавры:

  1. Письменный отчет, выполненный на основе плана заданий.
  2. Приложения (краткая характеристика учебно-воспитательного учреждения, планы-конспекты учебного занятия и внеклассного мероприятия, психолого-педагогические характеристики класса, учащегося, дневник практики, анализ учебного занятия, см. Приложения).
  3. Отзывы-характеристики о выполненной практикантом работе в качестве учителя-предметника (преподавателя) и классного руководителя (куратора), заверенные администрацией учебного учреждения.

Магистры и специалисты:

  1. Письменный отчет, выполненный на основе плана заданий.
  2. Приложения (краткая характеристика учебно-воспитательного учреждения, планы-конспекты учебного занятия с использованием инновационных технологий и внеклассного мероприятия, психолого-педагогические характеристики класса, учащегося, дневник практики, анализ учебного занятия, см. Приложения).
  3. Отзывы-характеристики о выполненной практикантом работе в качестве учителя-предметника (преподавателя) и классного руководителя (куратора), заверенные администрацией учебного учреждения.

Критериии оценки педагогической практики:

  1. Оценка за проведенные уроки (занятия) и воспитательные мероприятия:
  • умение конструировать урок (занятие) и воспитательное мероприятие,
  • умение организовать урок (занятие) и воспитательное мероприятие,
  • умение анализировать урок (занятия) и воспитательное мероприятие.
  1. Работа в учебном кабинете.
  2. Помощь в работе классному руководителю (куратору, воспитателю).
  3. Внеклассная работа по предмету.
  4. Отношение к учащимся, желание делиться с ними своими знаниями.
  5. Стремление постичь профессию педагога.
  6. Аккуратность в оформлении отчетной документации.

Приложение План разработки учебного занятия

  1. Тема занятия
  2. Где проводилось и в рамках какой учебной дисциплины
  3. Общая цель урока
  4. Задачи: обучающая, развивающая, воспитательная
  5. Тип занятия в зависимости от дидактической задачи
  6. Форма проведения
  7. Методы обучения
  8. Технические средства
  9. Этапы урока (вводный, основной, завершающий) и их содержание
  10. Краткое резюме (что удалось, что не удалось реализовать и почему).

План разработки воспитательного мероприятия

  1. Тема занятия
  2. Где проводилось
  3. Общая цель
  4. Форма проведения
  5. Методы воспитания
  6. Технические средства
  7. Этапы мероприятия и их содержание
  8. Краткое резюме (что удалось, что не удалось реализовать и почему).

Примерная программа наблюдения и общепедагогического анализа учебного занятия

В результате наблюдения урока должна быть получена своего рода его «фотография». При этой необходимо соблю­дать следующие требования:

  1. Записываются общие сведения: дата наблюдения, учебное заведение, класс (группа), количество учащихся на уроке.
  2. ФИО учителя (преподавателя), предмет, место учебного занятия в расписании учебного дня.
  3. Записывается тема занятия и выясняется его место в общей программе предмета (курса).
  4. 3аписывается цель занятия.
  5. Отмечаются данные готовности к занятию:

а) санитарно-гигиенические условия (состояние помещения, классной доски – чистота, рациональность, удобство);

б) наличие аудио-видео-технических средств, наглядных дидактических материалов;

в) состояние рабочего места учителя (преподавателя) и учащихся.

В карточку наблюдения, кроме указанного выше вносятся также и другие фактографические данные урока.

Протокольную запись урока можно вести по схеме:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценка урока

Таким образом, в процессе наблюдения уроков гуманитарного и естественнонаучного цикла студенты фиксируют в карточках наблюдения общие данные готовности к занятию и его хода в целом в соответствии с протокольной записью.

АНАЛИЗ УРОКА проводится непосредственно после его окончания, при необходимости уточняются некоторые моменты урока с учителем (преподавателем) и студентом практикантом. При анализе урока необходимо охарактеризовать следующие его параметры, этапы:

  1. Соответствие темы, цели и содержания занятия.
  2. Определение типа занятия и его основных этапов с указанием време­ни, использованного на каждый этап. Желательно высказать свое мнение о рациональности распределения времени.
  3. Начало занятия (организационный этап):

а) установления порядка, дисциплины, приветствие;

б) проверка готовности к занятию;

в) установление связи с предыдущим занятием, постановка перед учащимися общей или ближайшей задачи.

  1. Проверка выполнения домашнего задания:

а) вид проверки (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос);

б) определение типичных недостатков в результате опроса и пути их устранения;

в) содержание и методика задавания вопросов (характер вопросов: воспроизводящие, проблемные; методика опроса; приемы активизации учащихся и др.);

г) привлечение учащихся к дополнению и исправлению ответов, к постановке вопросов отвечающему, к рецензированию ответов во время опроса;

д) сочетание коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с учащимися;

е) организация взаимодействия учителя с учащимися, учащихся друг с другом.

  1. Переход к изучению нового материала:

а) сообщение темы;

б) подчеркивание связи настоящей темы с ранее изученной, указание значения темы для изучения последующего материала;

в) включение учащихся в деятельность по изучению нового материала.

  1. Изучение нового материала:

а) указание методов и приемов, используемых учителем (преподавателем) их соответствие содержанию материала и возрастным особенностям учащихся (наглядность, использование предварительного опыта детей, создание проблемных ситуаций и др.);

б) рациональность использования доски;

в) роль и место самостоятельной работы учащихся, использование учебника, справочного материала и пр.;

г) формирование продуктивного мышления учащихся (подведение к самостоятельным выводам).

  1. Закрепление новых знаний:

а) указание методов закрепления нового материала (фронтальная работа и др.);

б) выбор материала для закрепления;

в) указание степени понимания и осознанности изучения новых знаний.

  1. Задание на дом:

а) указание времени, затраченного на объяснение домашнего задания;

б) что оно представляет собой по содержание (выучить параграф учебника, выполнить задание, ответить на вопросы учителя и др.);

в) степень понимания учащимися, как надо выполнить домашнее зада­ние;

г) в какой момент урока оно дано (в начале урока, после опроса, после закрепления, на перемене, совсем не дано).

  1. Общие выводы и предложения (подведение итогов урока):

а) общая характеристика стиля общения учителя с учащимися;

б) темп урока, использование приемов, снижающих утомляемость детей;

в) внешний вид учащихся, развитие речи;

д) организованность и дисциплина учащихся;

е) выводы;

ж) предложения

План

для составления психолого-педагогической характеристики ученика

1) Общие данные:

— анкетные данные;

— сведения о семье;

— сведения о состоянии здоровья;

— успеваемость;

— внешние занятия.

2) Проявления личностных качеств в поведении ребенка:

— направленность интересов;

— отношение к делу;

— трудолюбие;

— ответственность;

— инициатива;

— организованность;

— любознательность;

— аккуратность.

3) Отношение к классу и педагогам

— коллективизм;

— честность и справедливость;

— бескорыстие;

— общительность;

— чувство товарищества;

— вежливость и тактичность.

4) Отношение к себе

— скромность;

— уверенность в себе;

— самокритичность;

— умение рассчитывать свои силы;

— стремление к первенству;

— самоконтроль.

5) Волевые качества личности:

— смелость;

— решительность;

— настойчивость.

6) Положение в коллективе:

— авторитет в классе (группе);

— авторитет вне школы;

— осознание своего положения в классе (группе) и удовлетворенность им.

7) Особенность психологических процессов и эмоций:

— внимание;

— память;

— мышление;

— эмоциональная реактивность;

— общий эмоциональный тонус;

— эмоциональная уравновешенность;

— тип темперамента.

Памятка-рекомендация по составлению социально-педагогической характеристики класса

  1. Состав класса (количество учащихся, демографический и возрастной состав).
  2. Сведения об особенностях класса (год формирования, стабильность состава, укажите, были ли слияния с другими ученическими коллективами, наличие традиций, смены и преемственности классного руководства, специфику формирования: лицейный, гимназический, обычный, выравнивания и др.).
  3. Уровень межличностных отношений в классе:

а) наличие лидеров и активного ядра (»инструментальные и эмоциональные звезды», характер их влияния, в какой сфере дея­тельности более всего это проявляется? Какие черты личности обеспечили выдвижение лидеров? )

б) наличие «отверженных», причины их появления ,возможные пути изменения их «статуса» в классе;

в) взаимоотношения внутри класса (наличие группировок в классе, их мотивационная основа образования, отношение группировок друг к другу и делам класса; существуют ли дружеские отношения между девичьей и юношеской половиной класса и между собой, какова степень удовлетворенности этими отношениями между соклассниками? Как проявляется взаимная требовательность соклассников друг к другу, а также существует ли переживание неудач, успеха, наличествует ли взаимопомощь и взаимоуважение?)

  1. Культурно-образовательный уровень развития класса.

а) Учебная деятельность. Показатели успеваемости в прошлом и настоящем. Преобладающие мотивы учения. Степень систематичности, привлечения и аккуратности в учебном труде. Отношения к оценкам. Наличие любимых и нелюбимых предметов. Характеристика работоспособности и ответственности в учебе. Какой, на Ваш взгляд, тип обучения преобладает в классе? Опишите, умеют ли дети учиться, выделите, какие навыки учебно-познавательной деятельности у них сформированы лучше, какие слабее.

б) Дисциплина (характеристика отрицательных моментов на уроке, переменах и внеклассных мероприятиях, а также в школе и вне школы по отдельным учащимся).

в) Организованность. Могут ли учащиеся организоваться для выполнения задания, дела? Существует ли согласованность и сотрудничество школьников в учебное и свободное время?

г) Культура поведения. Знания правил этикета, навыки и привыч­ки культурного поведения учащихся в классе, в школе и вне их. Роль общественного мнения в классе при нарушениях нравственно-этических норм поведения учащимися. Характеристика обращения со сверстниками и взрослыми. Внешний вид учащихся.

Ваши выводы и предложения о состоянии и перспективах учебно-воспитательной работы в классе. (Включены ли родители в систему работы по развитию ученического коллектива и учащихся? Формы этого сотрудничества и их результативность.)

Памятка-схема педагогического анализа внеклассного мероприятия, культурно-досуговой формы работы с учащимися

  1. Тема воспитательного занятия, мероприятия.
  2. Класс. Возраст учащихся.
  3. Цель и задачи внеклассной формы работы с учащимися. Чем было вызвано проведение данного мероприятия? Какие особенности данного коллектива были учтены при подготовке и проведении этой формы воспитательной работы?
  4. В какой степени и при помощи, каких средств школьники были информированы о данном мероприятии? Как был учтен возраст учащихся? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию, мероприятию?
  5. Как было организовано начало воспитательного мероприятия, его основная часть и концовка? Охарактеризуйте в целом культурно-воспитательный (воспитательно-развивающий) эффект мероприятия. Дайте анализ конкретной обстановки мероприятия. Как использованы наглядные и аудио-видео-технические средства?
  6. Как можно охарактеризовать познавательную сферу деятель­ности учащихся? Что нового узнали школьники в процессе проведения мероприятия? Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии? Как можно обозначить общую эмоциональную обстановку во время мероприятия? Какие приемы и средства были использованы для успешного воспитательного воздействия на учащихся?
  7. 0характеризуйте степень внимания школьников к мероприятию, а также степень их участия в нем. Насколько учащиеся удовлетворены темой, а также содержанием и формой проведения занятия, мероприятия?
  8. Дайте общую оценку воспитательного занятия, культурно-досуговой формы. Укажите находки и просчеты проведенного мероприятия.

Карточки-самооценки студента-практиканта выпускного курса

На основе собственных впечатлений попытайтесь дать оценку своей педагогической деятельности, отвечая на следующие вопросы:

  1. Как, по-вашему, Вы строили свои отношения с учащимися:

01 доброжелательно, тактично

02 авторитарно (строго, командно)

03 сухо, холодно

04 иное ______________.

  1. Как Вы оцениваете свои уроки, проводимые в вашем классе:

05 очень интересно

06 занимательно

07 скучно, монотонно

08 тягостно

09 иное _______________.

  1. Удовлетворены ли Вы в целом своей деятельностью в классе :

10 да

11 нет

  1. Какой вид педагогической деятельности оказался для Вас более привлекательным:

12 в качестве учителя-предметника

13 в роли классного руководителя

14 и то, и другое

  1. Хотелось ли Вам продолжить свою деятельность в школе:

15 да

16 нет

  1. Каковы были ваши ожидания от педпрактики. В какой мере они оправдались.
  2. Что Вы получили от педпрактики.