3
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии
Организация педагогической практики
студентов
(методические рекомендации)
Барнаул 2011
Педагогическая практика в профессиональной подготовке бакалавров и магистров психологов
Педагогическая практика студентов, обучающихся по основным образовательным программам подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Педагогическая практика — разновидность специальной производственной практики, в процессе которой студент овладевает основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы. Педагогическая практика проводится в образовательных учреждениях с целью получения студентами навыков педагогической деятельности. Практика студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров, проводится в средних учебных заведениях. Студенты, обучающиеся по программе подготовки специалистов и магистров, проходят практику в высших учебных заведениях.
Цели педагогической практики:
- знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности;
- закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
- овладение необходимыми методами, навыками и умениями по избранной специальности.
Задачами педагогической практики являются:
- изучение студентами-практикантами методик преподавания и педагогического опыта учителей школ и преподавателей факультетских кафедр;
- проведение различных типов занятий с использованием разработанных педагогических методов и приемов;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области методики преподавания учебного предмета.
В соответствии с образовательным стандартом в ходе педагогической практики бакалавр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в области педагогической деятельности:
Задания по педагогической практике для студентов III курса
... сформированности личностно-профессиональных качеств и умений студента. Направления деятельности студента, требующие усовершенствования. Пожелания и предложения по улучшению подготовки, организации и проведения педагогической практики. Приложение 4 Характеристика класса (примерная программа ...
— сбор и оформление учебных материалов;
— проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;
— участие в проведении тестирования по итогам обучения;
— участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;
— пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.
Для решения этих задач бакалавр должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями, способностью и готовностью к:
— восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
— преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);
— участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);
— подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);
— использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);
— самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
— просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
Магистр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в области педагогической деятельности:
— определение потребностей в психологической подготовке, определение содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования;
— системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах
— оценка и контроль эффективности обучения.
Для решения этих задач магистр должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями, способностью и готовностью к:
— активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);
— позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);
— участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);
— проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27);
— подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28);
— обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);
Основные направления деятельности психологической службы образования
... кабинета, комнаты психологической разгрузки и пр.), а также анализирует Педагогические кадры (образование, опыт работы, научный статус) и образовательные, возможно, научно-экспери ... руководителей образовательных учреждений к психологической культуре. Основные направления деятельности психологической службы образования В деятельности психологической службы можно выделить три направления - актуальное, ...
— руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);
— участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);
— просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32).
Перечисленные компетенции как бакалавров, так и магистров формируется на основе знаний об основных направлениях развития системы образования, содержании педагогической деятельности, принципах организации учебно-воспитательного процесса, опыта подготовки психологов в стране и за рубежом, на основе умения реализовывать педагогическую деятельность, профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы, владения организационно-управленческими навыками, нормами взаимодействия, сотрудничества, толерантностью, социальной мобильностью, приемами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.
Аттестация по итогам практики проводится при предоставлении письменного отчета и отчетных документов, характеристики руководителя практики о качестве её прохождения, обсуждение хода и результатов на кафедре, подразделении, итоговой конференции.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика бакалавров и магистров организуется с учетом следующих принципов:
- связь практики с изучением теоретических курсов; единство целей, содержания, форм, методов практической подготовки будущего преподавателя в учебно-воспитательной деятельности различных типов учебных заведений;
- комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей социальных, психолого-педагогических и специальных дисциплин, сочетание различных видов деятельности практикантов в учебно-воспитательных учреждениях (школах, лицее, колледже, гимназии, Центре детского творчества и др.);
- организация педагогической практики с учетом специфики факультета, особенностей практикантов, конкретных условий вуза и учебно-воспитательных учреждений.
Организация педагогической практики основывается на следующих положениях:
1. Основным документом по организации и проведению практики является программа практики. Программа педагогической практики обсуждается и принимается методической комиссией факультета.
2. Педагогическая практика может проводиться в составе временных рабочих коллективов, организуемых факультетом и включающих группы преподавателей и студентов. Практика, проводимая в индивидуальном порядке, организуется по личному заявлению студента, согласовывается с соответствующей кафедрой и оформляется распоряжением декана.
- Практика в учреждениях осуществляется на основании договора между факультетом и руководителем соответствующего учреждения. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе оплаты труда представителей организации, охраны труда студентов, предусматривается назначение руководителя практики от принимающей организации и от факультета.
- Ответственным за организацию педагогической практики студентов является декан. Организационное обеспечение педагогической практики осуществляется факультетским руководителем педагогической практики и кафедральными руководителями.
- Непосредственное руководство практикой осуществляет факультетский руководитель педагогической практики. Факультетский руководитель практики:
— отвечает за организацию практики студентов, участвует в разработке рабочей программы практики;
Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе ...
... Это показатели педагогической и психологической грамотности классного руководителя. Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе работы классного руководителя. Соответствие ... студент проходит практику. На протяжении психологической практики студентам необходимо выполнить полный объем работы психолога данного учреждения. За время прохождения психологической практики студентам ...
— устанавливает состав студентов факультетских кафедр, проходящих практику;
— определяет места проведения практики, поддерживает с ними связь, принимает участие в распределении студентов по местам практики;
— подготавливает и проводит организационные собрания студентов, направляемых на практику;
— контролирует работу кафедральных руководителей практики;
— составляет общий факультетский отчет по итогам педагогической практики.
- Организационное обеспечение педагогической практики осуществляется кафедральным руководителем из числа преподавателей факультетской кафедры. Кафедральный руководитель планирует, организует и контролирует во время практики всю работу студента:
— к началу семестра, в котором проводится педагогическая практика, составляет и представляет факультетскому руководителю практики рабочий план-график проведения практики;
— распределяет студентов по местам практики;
— помогает студентам в составлении индивидуального плана на весь период практики, в определении вида, объема и содержания учебных занятий;
— обеспечивает проведение студентами занятий; консультирует студентов при подготовке к занятиям, проверяет и утверждает их планы и конспекты;
— присутствует на занятиях;
— составляет отчет по итогам практики и представляет его факультетскому руководителю.
- Руководство научно-педагогической практикой по программе специализированной подготовки магистров осуществляет научный руководитель магистранта по согласованию с руководителем соответствующей магистерской программы.
- Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие по профилю избранной специальности, педагогическую практику могут проходить в индивидуальном порядке. В этом случае в отчете, представляемом по окончании практики в деканат, указываются сроки и место проведения практики, ее программа, определяемые факультетским руководителем практики, и результаты выполнения. К отчету прилагается заключение руководителя учреждения, где проводилась практика.
- Администрация учебно-воспитательных учреждений:
— проводит распределение студентов-практикантов по классам (группам) совместно с факультетскими организаторами педпрактики, организует встречи-знакомства с учителями-предметниками и классными руководителями-кураторами;
Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха
... выбранной темы курсовой работы. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что педагогические аспекты обучения и воспитания студентов с нарушениями ... студентов с нарушениями слуха к слышащей среде. Задачи исследования: 1)на основе анализа педагогической, научно-методической литературы определить степень разработанности проблемы, которая исследуется, в науке и практике, ...
— знакомит практикантов с традициями и концепцией развития учебного заведения, а также действующей образовательно-воспитательной системой, уставом, режимом и распорядком работы;
— организует посещение студентами административно-управленческих форм работы (педсоветов, совещаний при директоре, педконсилиумов, родительских собраний и т.д.);
— знакомит студентов-практикантов с педагогами, использующими новые технологии обучения и воспитания, организует сотрудничество педагогов учебного заведения и студентов-практикантов;
— проводит итоговое совещание совместно с руководителем педагогической практики и студентами по результатам педпрактики, в ходе которого студентам-практикантам определятся рекомендательная оценка.
10. Классный руководитель – куратор:
— представляет студента-практиканта классу (группе), знакомит его с системой своей воспитательной работы и развития ученического коллектива, учетно-методической документацией классного руководителя;
— оказывает помощь в подготовке и проведении внеклассных, культурно-досуговых форм работы с учащимися, присутствует на воспитательных мероприятиях, проводимых студентом, дает их анализ и оценку;
— оказывает помощь практиканту в составлении психолого-педагогической характеристики класса (группы), учащегося, а также выполнении других исследовательских заданий.
— подготавливает письменную характеристику о внеклассной деятельности студента-практиканта с предварительной оценкой его работы.
11. Учитель (преподаватель)-предметник:
— знакомит с образовательной программой и учебным планом по предмету, включая стандартный и инновационный вариант, а также с оборудованием, учебно-методической литературой и дидактическими материалами, учебно-методической документацией учителя (преподавателя);
— оказывает помощь в планировании системы занятий по теме, разделу курса в одном классе (группе) или в нескольких параллелях, а также подготовки и проведении пробных, зачетных занятий в традиционной и нетрадиционной форме;
— знакомит практиканта с системой требований к уровню знаний по предмету, различными формами контроля и учета знаний учащихся, а также с методами и приемами преподавания;
— присутствует на проводимых занятиях, анализируя и оценивая их;
— подготавливает письменную характеристику студента-практиканта как учителя предметника и дает предварительную оценку его педагогической деятельности.
- Студентам, имеющим стаж педагогической работы по профилю подготовки не менее одного года, по решению соответствующих кафедр на основе аттестации может быть зачтена педагогическая практика по профилю специальности.
- Студенты, направляемые на педагогическую практику, имеют право:
— получать от руководителей практики необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;
Программа педагогической практики в должности учителя-логопеда ...
... Формирование умения анализировать уроки учителя начальных классов и задания учителя-логопеда, проводить самоанализ занятий. Организация работы студентов Педагогическая практика проводится на логопедических пунктах ... групповые занятия с детьми согласно расписанию работы логопедического пункта, присутствуют на занятиях других практикантов и анализируют эти занятия, посещают уроки по учебным предметам ...
— получать от принимающей организации временный пропуск на ее территорию;
— пройти в принимающей организации инструктаж обо всех необходимых для исполнения практикантом правилах работы и этики профессионального общения;
— получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.
- Студенты, направляемые на педагогическую практику, обязаны:
— явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики;
— детально ознакомиться с программой практики;
— своевременно прибыть на место прохождения практики;
— соблюдать режим работы, выполнять указания руководителя практики, выполнять программу практики;
— своевременно подготовить отчет по практике.
- Практика оценивается на заседании кафедры на основе отчетов, составленных студентами в соответствии с утвержденной программой.
- Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении на стипендию или социальное пособие в соответствующем семестре.
- Студент, не выполнивший без уважительной причины требования программы практики или получивший оценку «неудовлетворительно», отчисляется из университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением о курсовых экзаменах и зачетах.
Программа педагогической практики
Продолжительность педагогической практики:
— специалисты (д/о и з/о) – 6 недель на 5-м курсе;
— бакалавры (д/о и з/о) – 5 недель на 4-м курсе;
— магистры (д/о и з/о) – 8 недель на 1-м курсе.
Педагогическая практика включает в себя два этапа:
1-й этап предполагает изучение курса по методике преподавания психологии; знакомство с методиками преподавания профессорско-преподавательского состава факультета, их анализ и усвоение; знакомство с учебной и методической литературой; посещение занятий группы, с которой студент будет проводить занятия (с целью изучения коллектива учащихся); разработка подробного плана- конспекта для проводимых впоследствии занятий;
2-й этап (активная педагогическая практика) предполагает проведение под контролем руководителя педагогической практики не менее … самостоятельных аудиторных занятий (уроки, лекции, семинарские занятия, профориентационная беседа).
Время проведения практики: 5 курс (9-й семестр) — у студентов, обучающихся по программе подготовки дипломированных специалистов, 4 курс (7-й семестр) — для обучающихся по программе подготовки бакалавров и 6 курс (11-й семестр) — для обучающихся по программе подготовки магистров.
Место прохождения практики определяется факультетом и доводится до студента кафедральным руководителем практики.
Физкультурно-оздоровительная работа в школе с учащимися младших классов
... школьного возраста. Предмет исследования - особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися младших классов. В работе использовались материалы научной и учебной литературы по методике физической культуры, ЗОЖ, материалы печатных ...
Выбор формы занятий (лекция, семинар, урок, профориентационная беседа и т.д.), темы и содержания занятий осуществляется студентом по согласованию с кафедральным руководителем педагогической практики.
Практика оценивается на основе отчетов, составляемых студентами в соответствии с программой.
При защите практики оценивается:
- сообщение студента о работе на практике и ответы на вопросы;
- уровень представленных методических материалов (развернутый план-конспект урока, лекции или семинарского занятия, конспект текста урока, лекции, список литературы, перечень основных вопросов и т.д.).
По итогам защиты выставляется:
— у бакалавров — оценка
— у магистров — оценка
— у специалистов — оценка
Содержание отчетных материалов.
По результатам педагогической практики каждый студент предоставляет письменный отчет, руководствуясь следующим планом:
- Обозначьте место, сроки и этапы прохождения практики.
- Кратко охарактеризуйте тип учебно-образовательного учреждения (школы, лицея, гимназии, колледжа), условия и режим их работы. Проанализируйте воспитательно-образовательную систему работы учебного заведения.
- Укажите, что Вам удалось на своих уроках осуществить более успешно:
а) введение нового материала;
б) организация контроля и оценки знаний учащихся;
в) повторение, закрепление материала;
д) организация практической работы;
г) иное __________________________.
- Укажите, какие из методов обучения доминировали на ваших уроках.
- Какие аспекты, направления в работе учителя (в том числе в роли классного руководителя) для Вас оказались наиболее трудными?
- Из чего складывалась Ваша работа в качестве классного руководителя? Укажите, какие из ниже перечисленных видов деятельности предусмотрены планом воспитательной работы, и чем это обусловлено:
а) социальная, общественно-полезная деятельность;
б) познавательно-просветительская (КВН, аукцион, турнир, олимпиада);
в) ценностно-ориентационная (беседа, дискуссия, диспут);
г) художествснно-творческая (клубы, студии, кружки);
д) игровая (зрелищно-развлекательные формы типа «Поле чудес», »Угадай мелодию» и т.д.);
е) общение;
ж) иное.
- Что для Вас представляло больший интерес?
а) работа с классом на уроке;
б) работа с детьми вне урока;
в) иное.
- Укажите, какие методы, приемы, формы педагогического взаимодействия с классом и отдельными учащимися использовал Ваш классный руководитель?
а) изучение учащихся;
б) индивидуальная работа;
в) традиции;
г) связь с семьей;
д) самоуправление;
е) общение, диалог;
ж) иное _______________?
- Укажите содержание и формы совместной работы Вашего классного руководителя с родителями учащихся
- Назовите темы педсоветов (педконсилиумов и методобъединений) которые Вам удалось посетить.
- В какой мере практика повлияла на Ваш профессиональный выбор:
а) имеет смысл идти работать в школу (есть желание, почувствовали свои профессиональные возможности, есть успехи);
б) лучше использовать свои знания в научно-исследовательской деятельности и на производстве.
- Какие умения и навыки Вы получили на практике? Что из опыта учителей школы Вы бы взяли в свой будущий педагогический багаж?
Отчет должен быть подписан учителем (преподавателем)-предметником, классным руководителем (куратором), руководителем практики, руководителем учреждения, где проходила практика и заверен печатью учреждения.
- Приложите дневник практики с обозначением содержания деятельности.
- Подготовьте характеристику класса (группы), в котором Вы работали (см. Приложение).
- Подготовьте психолого-педагогическую характеристику одного ученика (см. приложение).
К отчету прилагаются характеристика на студента практиканта, подписанная учителем (преподавателем) — предметником и заверенная печатью учреждения, где проходила практика, а также:
— у специалистов: разработка и анализ учебного занятия (либо теоретического, либо практического), разработка внеклассного мероприятия и анализ проделанной работы;
— у бакалавров: разработкапрактического учебного занятия, разработка внеклассного мероприятия, анализ учебного занятия учителя-методиста и анализ проделанной работы;
— у магистров: разработка учебного занятия с использованием инновационных технологий, анализ учебного занятия, разработка внеклассного мероприятия и анализ проделанной работы;
Студент обязан сдать подготовленный отчет кафедральному руководителю практики.
В случае не предоставления отчета о практике без уважительной причины студент получает неудовлетворительную оценку по практике.
Методические рекомендации
Этот вид практики целиком адекватен деятельности учителя (преподавателя) — профессионала, поэтому возникает необходимость осмысления таких педагогических явлений, как характер и стиль взаимоотношений учителя и ученика, интерес к учебе и его отсутствие, процесс преподавания и учения. Анализ причин их возникновения позволит выпускнику обратиться к изучению образовательно-воспитательной системы конкретного учебного заведения, познакомиться с концепцией его развития. Как педагог-исследователь практикант продолжает целенаправленное изучение учащихся, используя современные психолого-педагогические методики. На основе такого изучения составляется психолого-педагогические характеристики класса, отдельных школьников.
Очень важно на первом этапе посетить уроки разных учителей (преподавателей), обогащая свой опыт.
Умение планировать и моделировать общение (контакт учителя с учащимися, стиль и лексика его обращений и замечаний, культура речи и т.д.) — залог успеха урока.
Практическая работа студента по подготовке урока включает в себя также консультации с учителем-предметником и методистом по теме предстоящего урока.
Нередко студент выпускного курса, увлекаясь разработкой отдельных приемов обучения и обращая внимание на отбор и преподнесение учебного материала, забывает о формировании эмоционально-волевой сферы обучаемых. Поэтому очень важно учиться целостному подходу к продумыванию всех сторон своей деятельности на уроке.
При организации учебного занятия рекомендуем воспользоваться некоторыми практическими советами:
- Приходите в кабинет немного раньше звонка с целью проверки подготовленности технических и наглядных средств. Входите в учебную аудиторию последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Старайтесь показать обучаемым красоту и привлекательность организационного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
- Не тратьте времени на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее следует отметить заранее.
- Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение задания — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик был занят делом. Помните, безделье, скука – бич дисциплины
- Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте учащимся поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.
- 0бращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем обучаемым, которые могут отвлекаться и заняться посторонними делами.
- Мотивируйте оценку деятельности учающихся и ее результат, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования. Указывайте ученикам достоинства их работы и то, над чем им следует потрудиться. Обращайте внимание на речь учащихся (студентов), ее лексический запас, а также на культуру труда, общения и поведения.
- Заканчивайте урок общей оценкой работы класса (группы) и отдельных учащихся. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят; если у Вас нет оснований похвалить результаты работы, оцените положительно доказанные усилия.
- Удерживайтесь от излишних и частых замечаний. Ирония и сарказм хороши лишь в устах авторитетного учителя.
- Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурных.
Нередко наибольшую трудность для многих начинающих педагогов представляет дисциплина на уроке. Всем, кто впервые входит в класс, известна истина: «В шуме начал урок, в шуме и закончишь». Как соединить деятельность учителя по формированию у учащихся знаний, умений и навыков с формированием у них полноценного отношения к учению и доброго отношения к соклассникам? В этом случае целесообразны аргументированные педагогические требования, предъявляемые школьникам. Предлагаем некоторые аргументы:
- Для требования «не опаздывать»: чтобы не нарушать сосредоточенный ритм работы в классе и не мешать ребятам усваивать учебный материал.
- Для требования «оформлять работу аккуратно и красиво»: плохо оформленная работа сеть проявление неуважения к самому себе и своему труду; неряшливо оформленная работа, которую ты даешь другому человеку, выражает неуважение к нему.
- Для требования «внимательно слушать отвечающего»: тишина и внимание слушателей помогают ему четче, яснее выражать свои мысли, а значит, и получить более высокую оценку, а также слушая другого, мы много приобретаем, развиваем мышление.
- Для требования «не подглядывать во время опроса в учебники»: не лишайте память возможности поупражняться, берегите ее.
- Для требования «желание отвечать на вопросы учителя, а также «хочу дополнить», «не понял» можно выработать систему жестов: поднятая рука, поднятый вверх палец и другие.
Однако главным в достижении дисциплины является атмосфера комфорта, спокойствия и доверия на уроке, когда орудием педагога становятся не диктат взрослого, не принуждение, а мотивация высокого порядка — увлечение совместном трудом.
Наряду с исследовательской работой, а также учебной студент-практикант выполняет воспитательную работу. План воспитательной работы классного руководителя (куратора), интересы и возможности учащихся — основа Вашей системы организации и проведения воспитательных мероприятий.
Функции классного руководителя
- Создание воспитательной среды – одна из первейших забот классного руководителя (с учетом факторов современного мира, объективных и субъективных).
Успешность воспитания и развития детей определяется реализацией пяти основных направлений этой задачи:
- создание и развитие ученического коллектива как основной среды обитания и жизнедеятельности школьников, определение целей и задач, включение каждого в разнообразные виды общественно полезной деятельности, создание и развитие системы воспитывающих межличностных отношений, развитие традиций, налаживание связей с другими коллективами. Создание в классе атмосферы оптимизма, благоприятного психологического климата;
- взаимодействие с малым педагогическим коллктивом предполагает выработку единого стиля и тона отношений с учащимися всеми педагогами, работающими в данном классе, определение единого содержания воспитания, выработка общих подходов к организации учебной деятельности на уроке и во внеклассной работе учителей по предмету, проведение педагогических консилиумов;
- сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, использование творческого потенциала учащихся при подготовке и проведении различных форм работы, посещение с учащимися различных праздников, акций, занятий, проводимых учреждениями дополнительного образования;
- взаимодействие с семьей позволяет сделать процесс воспитания целостным, единым, а значит более эффективным (ознакомление родителей с целью, задачами, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в классе, организация психолого-педагогического просвещения родителей, выработка единого педагогического подхода в решении задач воспитания, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность);
- создание предметной среды в учебно-воспитательном процессе (это интерьер класса и школы, одежда и прическа детей и взрослых и т.д.);
- Стимулирование здорового образа жизни классного руководителя и учащихся; по его законам должна быть организована вся их жизнедеятельность в едином учебно-воспитательном процессе (здоровый образ жизни должны быть делом самого классного руководителя, реализоваться через стимулирование у каждого ученика создание личной программы оздоровления);
- Деятельность учащихся (совместно с педагогом) – основа воспитания, поэтому стержневой заботой классного руководителя является организация всех необходимых для развития детей видов деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художественной, физкультурно-спортивной, игровой и деятельности свободного общения.
Направления работы куратора
Работа куратора включает в себя следующие направления воспитания:
— формирование у студентов самосознания, ценностного отношения к жизни, потребности в её проектировании;
— воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности;
— выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого студента, реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения;
— приобщение студентов к системе культурных ценностей, отражающих богатство культуры своего народа, общечеловеческой культуры; формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении;
— формирование общечеловеческих качеств, относящихся к нормам гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям и т.д.); привитие культуры общения; воспитание интеллигентности;
— воспитание положительного отношения к труду как к жизненной ценности; воспитание предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях;
— воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни; развитие способности быть хорошим семьянином;
— развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении; развитие чувства собственного достоинства, готовности и способности к рефлексии.
В организации воспитательной работы учебно-воспитательных учреждений упор делается на внеучебные мероприятия.
Консультации с учителями-предметниками, преподавателями, классными руководителями, кураторами и методистами помогут Вам выбрать оптимальную модель учебной и внеучебной формы организации работы учащихся и студентов.
По окончанию практики студенты-практиканты представляют факультетскому руководителю для зачета следующую документацию:
Бакалавры:
- Письменный отчет, выполненный на основе плана заданий.
- Приложения (краткая характеристика учебно-воспитательного учреждения, планы-конспекты учебного занятия и внеклассного мероприятия, психолого-педагогические характеристики класса, учащегося, дневник практики, анализ учебного занятия, см. Приложения).
- Отзывы-характеристики о выполненной практикантом работе в качестве учителя-предметника (преподавателя) и классного руководителя (куратора), заверенные администрацией учебного учреждения.
Магистры и специалисты:
- Письменный отчет, выполненный на основе плана заданий.
- Приложения (краткая характеристика учебно-воспитательного учреждения, планы-конспекты учебного занятия с использованием инновационных технологий и внеклассного мероприятия, психолого-педагогические характеристики класса, учащегося, дневник практики, анализ учебного занятия, см. Приложения).
- Отзывы-характеристики о выполненной практикантом работе в качестве учителя-предметника (преподавателя) и классного руководителя (куратора), заверенные администрацией учебного учреждения.
Критериии оценки педагогической практики:
- Оценка за проведенные уроки (занятия) и воспитательные мероприятия:
- умение конструировать урок (занятие) и воспитательное мероприятие,
- умение организовать урок (занятие) и воспитательное мероприятие,
- умение анализировать урок (занятия) и воспитательное мероприятие.
- Работа в учебном кабинете.
- Помощь в работе классному руководителю (куратору, воспитателю).
- Внеклассная работа по предмету.
- Отношение к учащимся, желание делиться с ними своими знаниями.
- Стремление постичь профессию педагога.
- Аккуратность в оформлении отчетной документации.
Приложение План разработки учебного занятия
- Тема занятия
- Где проводилось и в рамках какой учебной дисциплины
- Общая цель урока
- Задачи: обучающая, развивающая, воспитательная
- Тип занятия в зависимости от дидактической задачи
- Форма проведения
- Методы обучения
- Технические средства
- Этапы урока (вводный, основной, завершающий) и их содержание
- Краткое резюме (что удалось, что не удалось реализовать и почему).
План разработки воспитательного мероприятия
- Тема занятия
- Где проводилось
- Общая цель
- Форма проведения
- Методы воспитания
- Технические средства
- Этапы мероприятия и их содержание
- Краткое резюме (что удалось, что не удалось реализовать и почему).
Примерная программа наблюдения и общепедагогического анализа учебного занятия
В результате наблюдения урока должна быть получена своего рода его «фотография». При этой необходимо соблюдать следующие требования:
- Записываются общие сведения: дата наблюдения, учебное заведение, класс (группа), количество учащихся на уроке.
- ФИО учителя (преподавателя), предмет, место учебного занятия в расписании учебного дня.
- Записывается тема занятия и выясняется его место в общей программе предмета (курса).
- 3аписывается цель занятия.
- Отмечаются данные готовности к занятию:
а) санитарно-гигиенические условия (состояние помещения, классной доски – чистота, рациональность, удобство);
б) наличие аудио-видео-технических средств, наглядных дидактических материалов;
в) состояние рабочего места учителя (преподавателя) и учащихся.
В карточку наблюдения, кроме указанного выше вносятся также и другие фактографические данные урока.
Протокольную запись урока можно вести по схеме:
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оценка урока |
Таким образом, в процессе наблюдения уроков гуманитарного и естественнонаучного цикла студенты фиксируют в карточках наблюдения общие данные готовности к занятию и его хода в целом в соответствии с протокольной записью.
АНАЛИЗ УРОКА проводится непосредственно после его окончания, при необходимости уточняются некоторые моменты урока с учителем (преподавателем) и студентом практикантом. При анализе урока необходимо охарактеризовать следующие его параметры, этапы:
- Соответствие темы, цели и содержания занятия.
- Определение типа занятия и его основных этапов с указанием времени, использованного на каждый этап. Желательно высказать свое мнение о рациональности распределения времени.
- Начало занятия (организационный этап):
а) установления порядка, дисциплины, приветствие;
б) проверка готовности к занятию;
в) установление связи с предыдущим занятием, постановка перед учащимися общей или ближайшей задачи.
- Проверка выполнения домашнего задания:
а) вид проверки (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос);
б) определение типичных недостатков в результате опроса и пути их устранения;
в) содержание и методика задавания вопросов (характер вопросов: воспроизводящие, проблемные; методика опроса; приемы активизации учащихся и др.);
г) привлечение учащихся к дополнению и исправлению ответов, к постановке вопросов отвечающему, к рецензированию ответов во время опроса;
д) сочетание коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с учащимися;
е) организация взаимодействия учителя с учащимися, учащихся друг с другом.
- Переход к изучению нового материала:
а) сообщение темы;
б) подчеркивание связи настоящей темы с ранее изученной, указание значения темы для изучения последующего материала;
в) включение учащихся в деятельность по изучению нового материала.
- Изучение нового материала:
а) указание методов и приемов, используемых учителем (преподавателем) их соответствие содержанию материала и возрастным особенностям учащихся (наглядность, использование предварительного опыта детей, создание проблемных ситуаций и др.);
б) рациональность использования доски;
в) роль и место самостоятельной работы учащихся, использование учебника, справочного материала и пр.;
г) формирование продуктивного мышления учащихся (подведение к самостоятельным выводам).
- Закрепление новых знаний:
а) указание методов закрепления нового материала (фронтальная работа и др.);
б) выбор материала для закрепления;
в) указание степени понимания и осознанности изучения новых знаний.
- Задание на дом:
а) указание времени, затраченного на объяснение домашнего задания;
б) что оно представляет собой по содержание (выучить параграф учебника, выполнить задание, ответить на вопросы учителя и др.);
в) степень понимания учащимися, как надо выполнить домашнее задание;
г) в какой момент урока оно дано (в начале урока, после опроса, после закрепления, на перемене, совсем не дано).
- Общие выводы и предложения (подведение итогов урока):
а) общая характеристика стиля общения учителя с учащимися;
б) темп урока, использование приемов, снижающих утомляемость детей;
в) внешний вид учащихся, развитие речи;
д) организованность и дисциплина учащихся;
е) выводы;
ж) предложения
План
для составления психолого-педагогической характеристики ученика
1) Общие данные:
— анкетные данные;
— сведения о семье;
— сведения о состоянии здоровья;
— успеваемость;
— внешние занятия.
2) Проявления личностных качеств в поведении ребенка:
— направленность интересов;
— отношение к делу;
— трудолюбие;
— ответственность;
— инициатива;
— организованность;
— любознательность;
— аккуратность.
3) Отношение к классу и педагогам
— коллективизм;
— честность и справедливость;
— бескорыстие;
— общительность;
— чувство товарищества;
— вежливость и тактичность.
4) Отношение к себе
— скромность;
— уверенность в себе;
— самокритичность;
— умение рассчитывать свои силы;
— стремление к первенству;
— самоконтроль.
5) Волевые качества личности:
— смелость;
— решительность;
— настойчивость.
6) Положение в коллективе:
— авторитет в классе (группе);
— авторитет вне школы;
— осознание своего положения в классе (группе) и удовлетворенность им.
7) Особенность психологических процессов и эмоций:
— внимание;
— память;
— мышление;
— эмоциональная реактивность;
— общий эмоциональный тонус;
— эмоциональная уравновешенность;
— тип темперамента.
Памятка-рекомендация по составлению социально-педагогической характеристики класса
- Состав класса (количество учащихся, демографический и возрастной состав).
- Сведения об особенностях класса (год формирования, стабильность состава, укажите, были ли слияния с другими ученическими коллективами, наличие традиций, смены и преемственности классного руководства, специфику формирования: лицейный, гимназический, обычный, выравнивания и др.).
- Уровень межличностных отношений в классе:
а) наличие лидеров и активного ядра (»инструментальные и эмоциональные звезды», характер их влияния, в какой сфере деятельности более всего это проявляется? Какие черты личности обеспечили выдвижение лидеров? )
б) наличие «отверженных», причины их появления ,возможные пути изменения их «статуса» в классе;
в) взаимоотношения внутри класса (наличие группировок в классе, их мотивационная основа образования, отношение группировок друг к другу и делам класса; существуют ли дружеские отношения между девичьей и юношеской половиной класса и между собой, какова степень удовлетворенности этими отношениями между соклассниками? Как проявляется взаимная требовательность соклассников друг к другу, а также существует ли переживание неудач, успеха, наличествует ли взаимопомощь и взаимоуважение?)
- Культурно-образовательный уровень развития класса.
а) Учебная деятельность. Показатели успеваемости в прошлом и настоящем. Преобладающие мотивы учения. Степень систематичности, привлечения и аккуратности в учебном труде. Отношения к оценкам. Наличие любимых и нелюбимых предметов. Характеристика работоспособности и ответственности в учебе. Какой, на Ваш взгляд, тип обучения преобладает в классе? Опишите, умеют ли дети учиться, выделите, какие навыки учебно-познавательной деятельности у них сформированы лучше, какие слабее.
б) Дисциплина (характеристика отрицательных моментов на уроке, переменах и внеклассных мероприятиях, а также в школе и вне школы по отдельным учащимся).
в) Организованность. Могут ли учащиеся организоваться для выполнения задания, дела? Существует ли согласованность и сотрудничество школьников в учебное и свободное время?
г) Культура поведения. Знания правил этикета, навыки и привычки культурного поведения учащихся в классе, в школе и вне их. Роль общественного мнения в классе при нарушениях нравственно-этических норм поведения учащимися. Характеристика обращения со сверстниками и взрослыми. Внешний вид учащихся.
Ваши выводы и предложения о состоянии и перспективах учебно-воспитательной работы в классе. (Включены ли родители в систему работы по развитию ученического коллектива и учащихся? Формы этого сотрудничества и их результативность.)
Памятка-схема педагогического анализа внеклассного мероприятия, культурно-досуговой формы работы с учащимися
- Тема воспитательного занятия, мероприятия.
- Класс. Возраст учащихся.
- Цель и задачи внеклассной формы работы с учащимися. Чем было вызвано проведение данного мероприятия? Какие особенности данного коллектива были учтены при подготовке и проведении этой формы воспитательной работы?
- В какой степени и при помощи, каких средств школьники были информированы о данном мероприятии? Как был учтен возраст учащихся? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию, мероприятию?
- Как было организовано начало воспитательного мероприятия, его основная часть и концовка? Охарактеризуйте в целом культурно-воспитательный (воспитательно-развивающий) эффект мероприятия. Дайте анализ конкретной обстановки мероприятия. Как использованы наглядные и аудио-видео-технические средства?
- Как можно охарактеризовать познавательную сферу деятельности учащихся? Что нового узнали школьники в процессе проведения мероприятия? Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии? Как можно обозначить общую эмоциональную обстановку во время мероприятия? Какие приемы и средства были использованы для успешного воспитательного воздействия на учащихся?
- 0характеризуйте степень внимания школьников к мероприятию, а также степень их участия в нем. Насколько учащиеся удовлетворены темой, а также содержанием и формой проведения занятия, мероприятия?
- Дайте общую оценку воспитательного занятия, культурно-досуговой формы. Укажите находки и просчеты проведенного мероприятия.
Карточки-самооценки студента-практиканта выпускного курса
На основе собственных впечатлений попытайтесь дать оценку своей педагогической деятельности, отвечая на следующие вопросы:
- Как, по-вашему, Вы строили свои отношения с учащимися:
01 доброжелательно, тактично
02 авторитарно (строго, командно)
03 сухо, холодно
04 иное ______________.
- Как Вы оцениваете свои уроки, проводимые в вашем классе:
05 очень интересно
06 занимательно
07 скучно, монотонно
08 тягостно
09 иное _______________.
- Удовлетворены ли Вы в целом своей деятельностью в классе :
10 да
11 нет
- Какой вид педагогической деятельности оказался для Вас более привлекательным:
12 в качестве учителя-предметника
13 в роли классного руководителя
14 и то, и другое
- Хотелось ли Вам продолжить свою деятельность в школе:
15 да
16 нет
- Каковы были ваши ожидания от педпрактики. В какой мере они оправдались.
- Что Вы получили от педпрактики.