Экспертные карты для психолого-педагогического анализа уроков (занятий) Карта экспертной оценки эффективности урока (Квашко, 2001) -первый урок

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТ»

ИНСТИТУТ Психологии И педагогики

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ОТЧЕТ

по учебной практике (практика наблюдения)

Место прохождения практики:

(МАОУ СОШ № 50,Краснодонская 61а телефон, Ф.И.О. руководителя учреждения)

Выполнил:

Студент 1 курса

Группы 29 ПО144-з

Аминова Анна Юрьевна

Проверили:

Должность, Фамилия И.О. руководителя

от образовательного учреждения. Оценка. Дата. Подпись. Печать.

Должность, Фамилия И.О. руководителя

от ИППиУ. Оценка. Дата. Подпись.

Защита состоялась_____________

Тюмень 2011

Оглавление

Отзыв

Самоанализ педагогической практики

Анализ посещённых (пяти) уроков по предложенным схемам и экспертным картам (Приложение 1, 2).

Конспект урока по математике

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по окружающему миру

Конспект внеклассного мероприятия

Социометрия

Заключение

Отзыв о педагогической практике

О работе слушателя 1 курса факультета Начальное и дошкольное образование Института Психологии и Педагогики Масловой Оксане Александровне, проходившей практику в 4 классе МАОУ СОШ №50, адрес школы:Краснодонская 61а _ с 00/00/0000 по 00/00/0000.

Слушатель Аминова Анна Юрьевна посетила большое количество уроков по специальности по календарному плану учителя.

В период практики слушатель Аминова А.Ю. продемонстрировала хорошие аналитические данные,смогла на отлично провести наблюдение за детьми в итоге чего составила верную характеристику класса и отдельного ученика.

Хотелось бы отметить,что Анна Юрьевна обладает хорошими навыками общения с детьми,у нее отлично получается найти язык с классом и помочь учителю в организации игр на перемене. Анна обладает хорошим умением интерпретировать собранную информацию.Хотелось бы отметить,что Анна поняла всю сложность её будущей профессии и по методу рефлексии поняла над какими качествами ей стоит работать.

10 стр., 4532 слов

Педагогическая производственная практика

Министерство образования Республики Беларусь УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» Факультет социальной педагогики и психологии Кафедра прикладной психологии для студентов 4 курса дневного отделения (специальность 1-23 01 04: «Психология») Методические рекомендации Витебск, 2010 ВВЕДЕНИЕ Подготовка практических психологов, помимо ознакомления студентов с новыми технологиями ...

Оценка за педагогическую практику ___________________________

Директор МАОУ СОШ № 50 __________________( )

Учитель-руководитель _Сагимбаева__ Марина Сабитовна__________________

Самоанализ педагогической практики

Я, Аминова Анна, в период … проходила педагогическую практику на базе МАОУ СОШ№50. Эта школа,в которой я раньше училась,и поэтому мне было легко найти общий язык с администрацией школы и педагогическим коллективом.

На мой взгляд я попала в очень хороший класс, где я увидела грамотного в своей обасти педагога и замотивированных в учебе учеников.В ходе наблюдения за учителем я заметила,что у него есть свои особенные методики преподавания в классе,которые ,как мне показалось, положительно влияют на успеваемость учеников. Что бы понять методы преподавния,я обратилась с вопросом к учителю,»Почему именно такие методы?»,»На что нацелены методы?».Я получила развернутый ответ на свои вопросы.Я посчитала ,что в своей работе я буду применять несколько из них.

План педагогической практики мной выполнен полностью: я посетила 20 учебных уроков,внеклассное мероприятие,родительское собрание,а также посетила педагогический совет.На протяжении всей наблюдательной практики я старалась наблюдать за учителем,классом,а также за одним из учеников.Когда я стала советоваться с психологом школы о классе и о ученике,то я обрадывалась,потому что все мои наблюдения были верными и сошлись с тестами ,которые проходили ребята. В процессе наблюдения у меня было задание,мне пришлось провести один из уроков литературы.Учитель помог мне подготовиться к уроку и подсказал литературу,которую я могла бы применить.Мне очень понравилось проводить урок.Я поняла,что каждый учитель ищет особые методики преподавания,а главное ставит перед собойцель каждого урока.Я осознала всю трудность своей будущей работы,для меня важным стало готовиться не только к своей учебе,но и развиватся всесторонне,чтобы уметь заинтересовать класс интересными фактами.Практика помогла мне представить на что будет нацелена моя будущаяя профессия,а также практика не оттолкнула меня,а наоборот подтолкнула меня к стремлению стать отличным педагогом.

Цель: определение эффективности урока на основе 30 критериев, структурированных по 5 блокам (дидактические принципы, психология обучения, методы обучения, деятельность учителя, деятельность учащихся) для выявления резервов личностной ориентации.

Эффективность урока определяется с помощью выставления баллов (от 0 до 2) по каждому критерию экспертной карты. Максимально можно набрать 60 баллов. Полученную сумму баллов делят на максимально возможную, а коэффициент выражают в процентах.

Урок с эффективностью больше 40% считается личностно-ориентированным. При этом все личностно-ориентированные уроки подразделяют по степени эффективности: 100-80% — высокая эффективность урока, 79-60% — средняя эффективность, 59-40% — низкая эффективность урока.

Школа 50__________ Класс ______4____ Дата оценки __________

Учебный предмет ____________Математика________

Педагог __М.С.__________________

Эксперт __Аминова А.Ю._____________________

Блок

Критерий

Параметры

Балл

Дидактические принципы

Принцип научности

Выдержана логика урока, содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, не обходятся научные проблемы

2

Принцип проблемности

Учитель использует проблемное изложение материала, на уроке присутствует поиск решения учебной задачи совместно с учителем или самими учащимися

2

Принцип наглядности

При обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, наблюдения учеников систематизированы, речь учителя информативна

2

Принцип активности и сознательности

Всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы, хорошо налажено взаимообучение, учение опирается на логику мышления

1

Принцип доступности

Используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию

2

Принцип систематичности и последовательности

Обучение на уроке хорошо продумано учителем, обеспечивается преемственность обучения, реализуется логика формирования теоретических знаний

2

Принцип прочности

Содержание образования соответствует применяемым методам обучения, осуществляется переход по уровням усвоения знаний, применяются аналогии

2

Принцип развития учебной деятельности

Применение освоенной информации в качестве ориентировочной основы деятельности и перенос ее в новые условия

2

Принцип воспитания

Положительное влияние качеств учителя, требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, весь урок эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся

2

Средний балл по блоку «Дидактические принципы»

17

Психология обучения

Организация внимания учащихся

На уроке используются различные виды внимания, учитель умеет мобилизовать внимание учащихся различными способами, умеет поддержать и развить внимание

2

Использование различных видов памяти

На уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания изучаемого материала, используются ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти

2

Развитие мышления

Ставятся учебные задачи, требующие доказательств, учитель добивается самоконтроля и самоанализа ошибок от ученика

2

Доминантные эмоции и чувства

Моральные, интеллектуальные и эстетические эмоции и чувства носят позитивный характер

2

Средний балл по блоку «Психология обучения»

8

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративные методы обучения

Применение их при объяснении нового и объемного материала, сообщении обобщенных выводов по теме разговора, предъявлении готового плана изложения нового материала

2

Репродуктивные методы

Применяются для воспроизведения знаний по образцу, для заполнения схем и таблиц, для подтверждения правил, свойств, законов

2

Частично-поисковые и исследовательские методы обучения

Применяются для организации творческой деятельности учащихся, организации конкретных наблюдений, решения нестандартных задач

2

Средний балл по блоку «Методы обучения»

6

Деятельность учителя

Готовность учителя к уроку

Наличие необходимых записей на доске, нужной наглядности и оборудования

2

Целевая установка урока

Цели сформулированы в соответствии с местом урока и особенностями класса на доступном для понимания языке

2

Эстетика учебного труда

Выполняются валеологические требования к уроку

2

Индивидуальная работа с учащимися

Обучение организуется за счет особых методических приемов, позволяющих индивидуально обучать всех

2

Мотивация учебной деятельности учащихся

Осуществляется на основе психологических механизмов «сдвига мотива на цель», за счет оправданного применения похвалы и поощрений

1

Наличие и эффективность различных видов обратной связи

Обратная связь используется на протяжении всего урока

2

Рациональное использование времени на уроке

Классическое распределение времени на уроке, занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока

2

Уровень общения и взаимодействия учителя с учениками

Сотрудничество и понимание друг друга, помощь и поддержка в отношениях с детьми

2

Средний балл по блоку «Деятельность учителя»

15

Деятельность учащихся

Готовность учащихся к уроку

Организация рабочего места, готовность отвечать на поставленные вопросы, умение учиться проложенное время с оптимальной работоспособностью

2

Внешние проявления умений и навыков на уроке

Грамотные и полные ответы, демонстрация практических умений в предметной деятельности, качество письменных ответов

2

Самостоятельная учебная деятельность

Умение самостоятельно выполнять предложенные учителем задания, Выполнение заданий повышенной трудности по собственному желанию, перекладывание организаторских функций учителя на себя

2

Самоконтроль и самооценка

На уроке появляется необходимость самим ученикам оценить деятельность товарища и обосновать свое решение

2

Межличностное взаимодействие

Характер включения учащихся в совместную деятельность

2

Развитие устной и письменной речи

Привлечение к коррекции речи и формированию лексического запаса слов самих учащихся

2

Средний балл по блоку «Деятельность учащихся»

12

Общий средний балл

58

Выводы и предложения:

По степени эффективности урок получает 99%.Высокая эффективность урока(100-80% — высокая эффективность урока).У меня нет особых предложений.В классе наблюдалось 2 ребенка,которые отстают от класса,ввиду своих отклонений,они недостаточно хорошо говорят на русском языке,поэтому я считаю,что им нужно больше индивидуальных занятий.В целом урок математики мне очень понравился,очень понравилось методика преподавания.Наблюдая за классом от начала до конца я заметила,что всем ребятам было интересно,они с удовольствием решали и учились искать решение задач.

Карта экспертной оценки урока (Федоров, 1998) – второй урок

Цель: определение эффективности урока на основе 12 критериев для выявления резервов личностной ориентации.

Эффективность урока определяется с помощью выставления баллов (от 0 до 2) по каждому критерию экспертной карты.

Урок считается личностно-ориентированным, если его средний балл превышает 1,5.

Школа _50_________ Класс ___4_______ Дата оценки __________

Учебный предмет Русский язык___________

Педагог _____________Сагимбаева М.С.____

Эксперт _______________Аминова А.Ю._____

Категория

Балл

Обоснованность целей урока

2

Соответствие целей урока и содержательной реализации урока

2

Осознание учащимися целей урока

2

Степень активности учащихся

2

Эффективность использования времени урока

2

Эффективность использования разных методов

2

Сочетание индивидуального и группового обучения

2

Использование наглядности

2

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке

2

Педагогический такт

2

Степень достижения целей

2

Взаимодействие этапов урока

2

Средний балл

24

Выводы и предложения:

В начале каждого урока учитель говорил о целях,которые будут поставлены.Класс отлично понимал то,что от него требуется.Урок был последовательным,продуманным,что помогло добиться достижения целей на уроке.

Тестовая карта коммуникативной деятельности учителя (второй урок)

Доброжелательность

7

Недоброжелательность

Заинтересованность

7

Безразличие

Поощрение инициативы

7

Подавление инициативы

Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»)

7

Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)

Активность (все время в общении, держит обучаемых в «тонусе»)

7

Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)

Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты)

7

Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)

Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении

7

Отсутствие дифференцированности в общении ( нет индивидуального подхода к обучаемым)

Выводы:

Экспертная оценка 49 баллов.

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45 — 49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная (в позитивном смысле) и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Он умеет распределять свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собрались компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.

Экспертная карта для оценки степени удовлетворения потребностей детей (учащихся) педагогом – третий урок

Цель: Оценка степени удовлетворения потребностей детей педагогом.

Дата, время___________________________________

Педагог________Сагимбаева_М.С._

Урок (занятие, вид деятельности)_Окружающий мир______________________

Эксперт____Аминова А.Ю.__________________

Потребности //Уровень удовлетворения

Критический

Ниже среднего

Средний

Достаточный

Высокий

Физиологические

Да

В безопасности

Да

В принадлежности

Да

В признании, уважении

Да

Эстетические

Да

Познавательные

Да

В самоактуализации

Да

Выводы и предложения : Вспоминая пирамиду А.Маслоу, в которой он четко дает понять,что прежде чем достичь удовлетворения духовных и познавательных потребностей,нужно удовлетворять сначала физиологические потебности,а следом потребности в безопасности и т.д. Я считаю,что дети в данном классе удовлетворяют свои потребности поэтапно,что помогает им добиться хороших успехов в учебе,так как их потребности удовлетворены.

Экспертная карта для оценки создания условий для развития индивидуальности ребенка (третий урок)

Уровни создания условий

Составляющие процесса развития индивидуальности

Критический

Ниже

среднего

Средний

Достаточный

Высокий

Самопознание

Да

Самоопределение

Да

«Надситуативная

активность»

Да

Саморегуляция

Да

Самореализация

Да

Создание ситуаций совместного развития

Да

Выводы и предложения: Я считаю,что в данном классе этап индивидуального развития ребенка развивается хорошо,потому что учитель использует разные подходы к разным ученикам.Мне кажется,детям хватает тех методов,которые использует учитель для развития индивидуальности.

Анализ методов и приемов обучения,

используемых учителем на уроке (четвертый урок)

Экспертная карта для оценки методов, отражающих степень активности и самостоятельности учащихся, используемых педагогом

Цель: Анализ методов и приемов обучения,используемых учителем на уроке

Дата, время___________________________________

Педагог________Сагимбаева_М.С._

Урок (занятие, вид деятельности)_Литературное чтение______________________

Эксперт____Аминова А.Ю.__________________

Методы обучения

Не используется

Используется периодически

Доминирует

Объяснительный и иллюстративный

Да

Репродуктивный

Да

Метод проблемного изложения

Да

Частично-поисковый (эвристический) метод

Да

Исследовательский метод

Да

Выводы и рекомендации: На мой взгляд учитель хорошо использует методы репродуктивные и исследовательские, позволяет детям научиться думать самостоятельно,не забивая им голову только теорией. Я думаю,что такие методы хорошо влияют на развитие мозговой системы. В классе задействованы все методы обучения.

Экспертная карта для оценки словесных, наглядных и практических методов, используемых учителем на уроке

Методы обучения

Не используется

Используется периодически

Доминирует

Словесные

— Рассказ

Да

— Объяснение

Да

— Беседа

Да

— Работа с книгами

Да

Наглядные

— Наблюдение

Да

— Демонстрация

Да

Практические

— Упражнение

Да

— Практическая (лабораторная) работа

Да

— Творческая работа

Да

Выводы и рекомендации: На мой взгляд на уроке присутствовали все методы обучения. По скольку это был урок литературы то,он мне показался не только творческим,но и полностью насыщенным знаниями о художественных выразительных средствах,что меня очень удивило. Дети с легкостью обсуждали вопросы и сами задавали их.

Экспертная карта для оценки приемов, используемых учителем на уроке

Приемы обучения

Не используются

Используются периодически

Доминируют

Приемы подготовки к изучению нового материала

Да

Приемы изучения нового материала

Да

Приемы конкретизации, углубления и обобщения знаний

Да

Приемы приобретения практических умений и навыков

Да

Приемы контроля и оценки результатов обучения

Да

Выводы и предложения: На мой взгяд,самыми удачными методами на уроке литературы являются «Прием к подготовке изучения нового материала» и «Прием приобретения практических умений и навыков». В начале изучения нового материала учитель смог заинтересовать детей используя объяснителльные и иллюстративные методы обучения,которые хорошо подходят для данного урока. Мне кажется,что детям нужно давать еще больше практических и творческих заданий для такого урока,чтобы развивать их духовность и эстетическое чувство.

Анализ форм организации учебного процесса (четвертый урок)

1. Какие формы работы использовал учитель? Каково их временное соотношение?

На всех уроках учитель использовал такие вид формы работы как:Групповая,индивидуальная,фронтальная и коллективня.Их временное соотношение распределялось равномерно,на 4 формы работы по 10 мин.

2. Определите рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

На всех уроках групповые виды работ распределялись по типу сложности на каждый промежуток урока. В начале урока учитель задает всему классу проблемный (вводный вопрос).

Когда тема урока немного расскрыта и ребята понимают о чем, пойдет речь,подходит самое время для того,чтобы распределить ребят на группы и выдать им групповые задания. Я заметила,что учитель распределяет ребят на группы по особенному признаку смешивая уровни знаний детей. Получив общее задаие группы начали его обсуждать, самыми активными были лидеры класса,а верные варианты ответа были и у других ребят. Самой быстрой командой оказалась та,которая смогла распределить роли и быстро сориентироваться.Получилось так,что в той,команде,которая ответила первая и ответила она верно,ребята которые хорошо знали ответ ,но не могли выйти и ответить публично,объяснили тем ребятам ,кто не стесняется выступать.Распределив роли ребята достигли успеха, также остальные смогли дополнить ответ своего одногрупника.

Задание,которое дал ребятам учитель были для них новыми,интересными и трудными,где требвалась не самостоятельная работа,а работа в группах. Я заметила,что для решения трудных задач учитель в основном старается объеденять класс,потому что так ребята самостоятельно ищут варианты,обмениваются информацией,сближаются. Когда на следущих уроках ребятам дали самомтоятельную работу,то на ее выполнение времени потребовалось больше,чем на групповую форму работы.

Делая вывод могу сказать,что в этом классе для решения трудных задач отводится 10 мин на обсуждение,при котором ребята учатся распределять виды работы,сотрудничать и обмениваться информацией,чего почти не происходит при выполнении с самостоятельной раотой.

3. Определите соответствие использования индивидуальной формы работы характеру изучаемой темы.

При изучении темы после групповой формы работы учитель на следующем уроке выдал классу самостоятельные работы,которые были нацелены на сколько ребята поняли тему прошлого урока,на самостоятельную работу отводилось 10 мин. у некоторых ребят были свои индивидуальные задания. Плюсы индивидуальной работы состоят в том ,чтобы выявить уровень знаний учеников при изучаемой теме,а потом в процессе работы на уроке сделать акценты на недочеты.

4. Определите эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.

При выполнении индивидуальной работы,у ученико появлялись вопросы,учитель с радостью им помогал,только он не говорил им ответ,а задавал наводящие вопросы,чтобы ребенок мог сам прийти к выводу.У тех ребят,у которых был уровень знания меньше,учитель старался дать больше информации.

Я считаю,что на уроке эффективность помощи учителя по 5-ти бальной шкале заслуживает оценку 5.

Оценка личностно-ориентированного потенциала

урока (пятый урок)

Карта экспертной оценки

личностно-ориентированного потенциала урока (Алексеев Н.А.)

ОУ №50 Класс (группа) 4

Предмет: Технология Тема : «Подводные фантазии»

Педагог : Сагимбаева М.С. Эксперт: Аминова А.

Содержание

1.

Соответствие содержания материала по сложности типу класса (группы)

7

По сложности материал не соответствует типу класса

2.

Совпадение формулировки цели занятия и его содержательной реализации

7

Несовпадение формулировки цели занятия и его содержательной реализации

3.

Оптимальный объем материала для достижения цели занятия

7

Неоптимальный объем материала для достижения цели занятия

Методика

4.

Хорошая мотивировка учащихся

7

Мотивационный этап урока практически не обеспечен

5.

Широкий спектр заданий развивающего характера

7

Задания развивающего характера отсутствуют

6.

Отсутствие «двойных» психологических заданий

7

Задания педагога не учитывают психологических возможностей учащихся выполнять одновременно несколько действий

7.

Адекватность дидактического материала

7

Неадекватность дидактического материала

8.

Адекватность когнитивной визуализации

7

Наглядность занятия не учитывает специфику восприятия учащихся

9.

Хорошо используются самостоятельные работы для инициации творчества

7

Работы, инициирующие творчество в учебной деятельности не представлены

10.

Частое использование эвристических приемов

7

Работа исключительно по образцам и алгоритмам

11.

Педагог постоянно отслеживает этапы освоения учащимися материала

7

Этапы освоения материала учащимися на уроке не отслеживаются

12.

Учет в объяснениях возможных ошибок учащихся

7

Возможные ошибки учащихся при объяснениях в расчет не принимаются

13.

Частое использование моментов рефлексивного анализа

7

Рефлексия на занятии отсутствует

14.

Педагог полностью управляет «свертыванием» учебного материала в головах учащихся

7

Свертывание учебного материала в голове учащихся не контролируется учителем

15.

Четкая логика построения занятия, обоснованное соотношение его частей

7

Логика построения занятия расплывчата, соотношение частей урока не продумано

16.

Оптимальный для данной группы темп занятия

7

Темп занятия для данной группы абсолютно не учитывает ее особенности

17.

Часто используются ситуации диалога, обмена мнений

7

На занятии присутствует только диалог типа «вопрос –ответ»

18.

На занятии тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся

7

Работа строится на «среднего» ученика

19.

На занятии постоянно создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки учащихся

7

Учащиеся боятся отвечать, на уроке напряжены, скованы из-за боязни получить порицание

Учащийся на занятии

20.

Уровень активности высокий

7

Уровень активности низкий

21.

Наличие вопросов на уточнение понимания материала со стороны учащихся

7

Отсутствие вопросов на уточнение понимания материала со стороны учащихся

22.

Адекватность ответов

7

Ответы учащихся свидетельствуют о плохом усвоении материала

23.

Развитость самостоятельной речи

7

Неразвитость самостоятельной речи

4. Деятельность педагога

24.

Хорошее учебное сотрудничество с учащимися

7

Полное отсутствие сотрудничества

25.

Умение слушать и слышать учащегося

7

Неумение слушать и слышать учащегося

26.

Гибкость педагога, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности

7

Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия на основе оперативной результативности

Выводы и предложения: На мой взгляд,на уроке технологии, а таже на других уроках материал,которой дает ученикам учитель соответсвует уровню класса.На уроках четко формулируется цель и выдается оптимальный объем информации. На уроке ученики заинтерисованы процессом.Хорошо используются самостоятельные работы для инициации творчества.Педагог постоянно отслеживает этапы освоения учащимися материала.Часто используются ситуации диалога, обмена мнений.

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка

Характеристика

Ученика Иванова А.Н.

Класса 4 кл

Школы МАОУ СОШ №50

Дата составления характеристики____________

Методы, используемые для сбора информации о ученике: Наблюдения,документация школы,психодиагностическое обследование.

Иванова Александра Николаевна

16 ноября 2004 года рождения

ученица 4 класса МАОУ СОШ №50

Иванова Александра Николаевна учится в данной школе с 1 класса. Девочка воспитывается в неполной семье, мать воспитывает ребенка одна. Жилищные условия хорошие, у девочки имеется отдельная комната, где созданы все условия для занятий и досуга. Есть домашняя детская библиотека.

Девочка своеобразная, малообщительная. Предпочитает держаться «особняком», как таковых друзей и подруг в классе у нее нет, в то же время Александра поддерживает дружеские отношения со всеми детьми в классе.

Александра достаточно медлительная. На выполнение какого – либо задания ей нужно больше времени, чем остальным детям. Для усвоения определенного учебного материала ей требуется многократное повторение и разъяснение учителя, хотя и этого порой бывает недостаточно.

На занятиях девочка ведет себя спокойно, старается выполнять все требования учителя.

По русскому языку занятия ведутся по программе М.С. Соловейчик, учебник «К тайнам русского языка» 4 класс. Программа по русскому языку за 3 класс усвоена на удовлетворительном уровне. Александра может выполнять звукобуквенный разбор слова, различает части речи в предложении, находит главные члены предложения. Недостаточно развиты умения разбирать слова по составу, находить нужную орфограмму, делать анализ частей речи. Может путаться в ответе на вопрос, сомневаться. На многие вопросы правильный ответ формулирует при помощи учителя.

При написании диктанта допускает ошибки на основные изученные правила орфографии, т.к. не может правильно подобрать проверочные слова или объяснить смысл слова.

По математике обучение ведется по учебнику Н.Б. Истоминой. В 4 классе ведется работа по формированию навыков умножения многозначного числа на однозначное и двузначное числа, деление «уголком» многозначных чисел на однозначное, двузначное. Работаем над решением задач различных видов. Александра испытывает затруднения при решении задач: путается в выборе действий, в вычислениях. Требуют постоянной тренировки навыки сложения, вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

Александра много читает, хотя темп чтения низкий, чтение слоговое с переходом на чтение целыми словами. Любит читать наизусть стихи, стараясь передать настроение стихотворения, хорошо пересказывает прочитанные произведения. Делает иллюстрации к прочитанным произведениям. Ей нравятся занятия по чтению. Однако при выполнении творческих заданий испытывает затруднения.

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики детской (ученической) группы

В 4 классе обучается 26 человек. Из них 16 девочек и 10 мальчиков.

Проживают в полных семьях 19 человек. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание.

В неполных семьях проживают 7 человек. Среди них 1 опекаемый ребенок – Свечников Николай, который проживает с бабушкой-опекуном. Но эти дети не обделены вниманием со стороны мам и бабушки. Двое учащихся проживают в многодетных семьях: Делиньян В., Караибрагимов Э. В классе 16 детей русской национальности, 2 ребенка армянской национальности, 4 ученика азербайджанской национальности . В микрорайоне школы проживают: 19 человек.

Физическое развитие детей соответствует возрасту, но есть часто болеющие дети: Шкаранда Антон, Куркина Анастасия.

К большому сожалению в классе мало детей, которые кроме школьных оздоровительных занятий посещали бы кружки и секции вне школы, были заняты в школах искусств.

В музыкальной школе обучаются: Петросян А., Фадеева А., Костров А. В художественной школе – Якунин В., Трофимов М. Алтухова И., Гриценко О., Колайда В. Головачев А., Трофимов М., Якунин В., Куркина А. – занимаются плаванием. Караибрагимов Э., Шкаранда А.- занимаются вольной борьбой. Некоторые мальчики посещают секцию футбола.

Родители учеников – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активности. Многие родители положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителем, поиск рекомендаций и разрешение проблемных ситуаций по воспитанию детей. Это благополучные семьи: (перечисленеи семей).

Есть семьи, в которых родители занимаются воспитанием своих детей не на должном уровне. Со стороны эти семьи поддерживают хорошие отношения, но здесь присутствует взаимное безразличие, имеют место постоянные семейные конфликты. Это семьи (перечисленеи семей).

В классе четверо детей проживают в малообеспеченных семьях, а именно: (перечисление семей).

Остальные семьи имеют средний достаток.

В классном коллективе есть дети с ослабленным здоровьем. Они часто пропускают уроки, болеют простудными заболеваниями: (дети, которые часто болеют).

За этими детьми необходимо постоянное наблюдение и контроль их состояния здоровья. Наблюдаются частые опоздания на занятия следующих учащихся: (опаздывающие ученики).

С этими детьми и их родителями ведется разъяснительная работа по устранению причин систематических опозданий.

В общем, в классе сложился дружный коллектив. Дети живут интересами друг друга, болезненно переживают неудачи и проблемы своих одноклассников, стараются протянуть им руку помощи. В классе можно выделить лидеров. Несколько человек в классе требуют повышенного внимания.

Многие ученики добросовестно относятся к учебе. Но есть и ребята, которые учатся неохотно, у них отсутствует интерес к учебе. С этими учениками и их родителями ведется индивидуальная работа, где прививается интерес в учебе, ликвидируются пробелы в знаниях.

Отношение к труду у детей разное. Есть ученики очень активные и добросовестные, которые с удовольствием выполняют поручения. У других ребят не воспитано трудолюбие. Они работают без желания, стараются увильнуть от просьбы, поручения. Все ученики класса активно принимают участие в общественной жизни класса и школы: готовят праздники для педагогов, своих родителей, других учеников школы.

Общий уровень развития учащихся – ближе к высокому, интересы разнообразные. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д.

Самоанализ о посещенной практики.

За время практики я посетила:

20 уроков по предметам: математика,русский язык,литературное чтение,окружающий мир, технология;

3 других мероприятия: внеклассные мероприятия;

родительское собрание, педагогический совет

Что дала практика образовательному учреждению

Педагогическая практика для образовательного учереждения дала возможность понять,что в будущем данная профессия будет такой же востребованной, практика дала возможность учителям обазовательного учереждения передать свои знания и опыт для будущего поколения.

Что дала практика студенту, чему он научился, в чем разобрался, что понял

Мне практика дала возможность посмотреть реальными глазами на свою будущую профессию,оценить всю сложность работы. В процессе практики я начаучилась наблюдать и анализировать,научилась составлять характеристики класса и ребенка. В процессе практики для меня стало важным наблюдать за методикой преподавания учителя на уроке,оценивать плюсы и минусы его работы. Также мне стало ясно,что чтобы быть учителем нужно иметь большой запас знаний,не только для предметов,но и для того,чтобы определять психологическое состояние каждого ребенка. Я поняла,что профессия учителя начальных классов,она состоит не только в обучении,но и в воспитании учеников. Так же самое главное,что я для себя вынесла,это то,что нужно всегда совершенстоваться и много изучать,чтобы передать и преподать детям знания интересно.

С какими проблемами студент столкнулся в ходе практики

В ходе практики я столкнулась с проблемой нехватки времени, а также в силу незнания составления характеристик мне пришлось повозиться сначала самостоятельно,что бы сделать их ближе к професиональным.

Предложения студента по совершенствованию практики

Для прохождения своей следующей практики мне стоит тщательно подготовиться к заданиям, правильно распределять свое время. А также,для того,чтобы использовать свою практику в полную силу,будет необхоимым записывать все методы,которые испоьзовал учитель на уроке,тогда я смогу разобрать все плюсы и минусы каждой методики, и потом уже в работе научиться применять их.