Коррекционная работа по развитию речи детей с ОНР 3 уровня в дошкольном образовательном учреждении

Диплом

Коррекционная работа по развитию речи детей с ОНР 3 уровня в дошкольном образовательном учреждении

Содержание

Введение 3

Глава 1. Анализ литературных данных по проблеме исследования

1.1. Общая характеристика понятия «общее недоразвитие речи» 7

1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР 13

1.3. Третий уровень ОНР как один из видов общего недоразвития

речи 22

Глава 2. Организация и методика проведения экспериментальной

части исследования

2.1. Цели и задачи 34

2.2. Характеристика участников эксперимента 35

2.3.Методика проведения констатирующей части эксперимента 36

2.4. Методика проведения формирующего эксперимента 39

Глава 3. Анализ результатов и выводы по экспериментальной части исследования

3.1. Анализ и выводы результатов констатирующего эксперимента 45

3.2. Анализ и выводы результатов формирующего эксперимента 54

3.2. Общие выводы 65

Заключение 67

Список литературы 71

Приложения 76

Введение

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – общее недоразвитие речи (ОНР).

При диагнозе «общее недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.

10 стр., 4957 слов

Выводы по первой главе

... объектом другого. Так же взаимодействие, это объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной  системы. В ... изучить формирование межличностного взаимодействия детей и подростков в школе. Задачи исследования: Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования; Изучение теоретических аспектов ...

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ОНР получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ОНР занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ОНР – Р.Л. Мартынова, Р.Е. Левина, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.

Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что основной упор в них делается на изучении общих характеристик и условий и способов коррекции речевого и общего развития детей с диагнозом «общее недоразвитие речи». Специальных же исследований в области диагностики и коррекции таких частных вопросов как особенности коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что программа коррекции развития речи у детей-дошкольников с ОНР 3 уровня может быть использована в практической работе педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.

Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Этот факт объясняется тем, что проблема формирования и развития личности ребенка с ОНР на данный момент очень актуальна. В тоже время, анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению таких частных вопросов как особенности коррекции речи у детей с ОНР 3 уровня, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания.

В связи с этим цель данной работы – изучение коррекционной работы по развитию речи детей с ОНР 3 уровня в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования – особенности отклонений в развитии детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Предмет исследования – коррекционная работа по развитию речи детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Гипотезы исследования:

1. У детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР 3 уровня, нарушения речи выражены в комплексе отклонений: низком уровне развития речевого аппарата и качества дикции, состояния общей и мелкой моторики, уровня понимания речи, состояния словаря, уровня сформированности лексико-грамматического строя речи; слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи и звукопроизношения.

5 стр., 2256 слов

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

... чувств, низкий уровень способностей адекватно воспринимать эмоции других людей и эмоционального самоконтроля. Факторы эмоционального развития ребенка раннего возраста. Общие характеристики эмоционального развития ребенка дошкольного возраста: дифференциация и ... Характеристика сенситивных периодов: развитие речи; развитие чувства порядка, развитие самостоятельности, развитие движений и действий, ...

2. Специальная коррекционная работа по развитию речи детей с ОНР 3 уровня, включающая в себя комплекс занятий по развитию речи, организованные усилиями воспитателей, логопедов и родителей, способствует преодолению речевых нарушений.

Задачи:

1. Провести теоретическую разработку вопроса состояния речевого развития дошкольников с ОНР 3 уровня.

2. Практика исследования особенностей речевых нарушений у дошкольников с ОНР 3 уровня

3. Разработать, апробировать и оценить результаты программы коррекции речи детей с ОНР 3 уровня в дошкольном образовательном учреждении.

В выборочную совокупность исследования составили 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с диагнозом ОНР 3 уровня.

Эксперимент проводился на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного типа № 36 «Жемчужина».

Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов:

Первый этап – рассмотрение теоретических аспектов исследования состояния речевого развития у дошкольников с ОНР 3 уровня: характеристик развития речи в норме у детей дошкольного возраста, общей характеристики понятия «общее недоразвитие речи», особенностей развития детей дошкольного возраста с ОНР, а также третьего уровня ОНР как одного из видов общего недоразвития речи.

Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников, выделение контрольной и экспериментальной группы.

Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции нарушений речи у детей с ОНР 3 уровня в условиях воспитания в дошкольном детском учреждении.

Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.

Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

Глава 1. Анализ литературных данных по проблеме исследования

1.1. Общая характеристика понятия «общее недоразвитие речи»

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и др. в 50-60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций [24,32,50]…………….

10 стр., 4613 слов

Развитие речи ребенка 2

... работе были рассмотрены вопросы развития речи ребенка, понимания и становления речи, факторы риска речевых нарушений и профилактическая работа в ДОУ. Развитие речи ребенка Речь является средством общения ... правильного звукопроизношения нераз­рывно связана с работой по развитию речи детей. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, ...

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной, но все еще не до конца изученной проблеме изучения коррекционной работы по развитию речи детей с ОНР 3 уровня в дошкольном образовательном учреждении.

Теоретическая и практическая части данной работы позволяют нам сделать ряд выводов.

В дошкольном возрасте одним из основных факторов развития ребенка служит речь. Речь оказывает существенное влияние на последующее формирование у детей всех основных сфер личности (познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, творческой и т.д.), на развитие письма и чтения. Ученые выявили, что к концу дошкольного периода и к моменту поступления в школу в норме должны быть уже сформированы лексико-грамматический строй, слоговая структура слов, звукопроизношение, словоизменение, диалогическая и монологическая функции речи, фразовая речь, понимание речи, фонематическое восприятие и связность речи. Словарный запас к 5-6 годам достигает примерного уровня 3000 слов.

Для большинства детей в дошкольном возрасте свойственны некоторые отклонения в развитии речи. Патологические черты этого явления получили название «общее недоразвитие речи».

Общее недоразвитие речи — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушения чтения и письма.

Нарушения речевых структур у данных детей влияет на все стороны развития дошкольников. Речевые функции формируются у этих ребят с опозданием и оказывают негативное воздействие на развитие: моторики и оптико-пространственного гнозиса, двигательных навыков и общую двигательную работоспособность, познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия) и эмоционально-волевой качеств, мотивационно-потребностной и коммуникативной сферы.

В научной литературе дети с ОНР 3 уровня отличаются ограниченностью активного словаря, недостаточностью развития грамматических языковых форм, неточным знанием и употреблением слов и т.д. В научной литературе дети с ОНР 3 уровня в основном рассматриваются в комплексе исследований детей с ОНР всех трех уровней развития.

В эмпирической части данного исследования мы рассмотрели условия коррекционной работы, направленной на развитие речи детей с ОНР 3 уровня.

Экспериментальная часть данной работы состояла из трех этапов. На первом этапе констатирующего эксперимента нами была исследована группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек с нарушениями речи. Исследование включало в себя тестирование по методикам на диагностику следующих параметров:

1. Оценка состояния речевого аппарата и качества дикции.

2. Состояние моторики.

3. Уровень понимания речи.

4. Состояние словаря.

5. Уровень сформированности лексико-грамматического строя речи.

6. Слоговая структура слова (произношение слов сложного слогового состава).

7. Фонематический слух.

8. Связная речь.

9. Звукопроизношение.

Данные констатирующего эксперимента показали, что у дошкольников с ОНР 3 уровня 1 ребенок (5%) смог получить по определенным шкалам диагностики высокие баллы, 7 испытуемых (35%) по большей части заданий получили средние оценки, а остальные 12 дошкольников (60%) в целом не смогли выполнить большую часть тестовых задач.

13 стр., 6402 слов

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития ...

... направленные на развитие речи детей-дошкольников. В целом в дошкольной педагогике все дидактические игры, направленные на развитие речи детей, можно условно ... уровень понимания и употребления антонимов, синонимов и омонимов, необходимо проводить занятия по развитию лексики, на которых должны решаться в процессе обобщений, формирований понятий данные проблемы формирования словарного запаса детей. ...

Эти результаты подтвердили первую часть нашей гипотезу о том, что у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР 3 уровня, нарушения речи выражены в комплексе отклонений: низком уровне развития речевого аппарата и качества дикции, состояния общей и мелкой моторики, уровня понимания речи, состояния словаря, уровня сформированности лексико-грамматического строя речи; слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи и звукопроизношения.

По данным констатирующего эксперимента нами были отобраны дети в экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу вошли дети с наихудшими показателями по большинству шкал (6 детей с низким оценками и 4 со средним уровнем проявления нарушений речи).

Опираясь на уже полученные теоретические и практические данные, нами была составлена коррекционная программа исследования. Цель программы – коррекция речевых нарушений у дошкольников с ОНР 3 уровня. Программа включала в себя 4 основных этапа работы: подготовительный, этап постановки, автоматизации и дифференциации звука.

На последнем этапе контрольного эксперимента при помощи повторной диагностики мы подтвердили вторую часть нашей гипотезы — специальная коррекционная работа по развитию речи детей с ОНР 3 уровня, включающая в себя комплекс занятий по развитию речи, организованные усилиями воспитателей, логопедов и родителей, способствует преодолению речевых нарушений.

Действительно, только у 3 ребят экспериментальной группы показатели по параметрам практически не изменились. У остальных детей (7 человек – 70%) нам удалось повысить уровень развития основных речевых параметров. При этом эти результаты оказались лучше, чем в контрольной группе, где положительная динамика изменеий наметилась только у 4-5 дошкольников (40%-50%).

В заключении следует добавить, что данное исследование показало – эффективность работы по развитию речи дошкольников с ОНР 3 уровня во многом зависит от включения в этот процесс не только психологов, но и воспитателей, родителей детей. Такое целенаправленное комплексное воздействие на ребенка поможет ему решить задачи не только речевого, но и психологического развития.

Список литературы

1. Бесонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: Издательство «Аркти», 1998.

2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. — М., 1994.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1991.

Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие — М. 1997.

4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. — М.,Гном-Пресс,1997.

5. Валитова И.Е. Психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 1997.

6. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.

7. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. — М., 1996.

8. Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями. — М. 1987.

9. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. — М.1997.

30 стр., 14904 слов

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ...

... ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого-лингвистические основы развития связной речи дошкольников Рaзвитие устной связной речи детей состaвляет главную зaдaчу лингвистического рaзвития дошкольников. Связная речь - это смысловое, рaзвернутое ...

10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб., 2006.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1997.

12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1999.

13. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., Издательский дом «Грааль», 2001.

14. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 2002.

15. Гуровец Г.В., Маевская СИ. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 2002.

16. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. — Минск: Университетская, 1997.

17. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.

18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990.

19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М., 1993.

20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

21. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.

22. Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.

23. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.

24. Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.

25. Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 2006.

26. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб.: Издательство «Гиппократ», 1995. — 222 с.

27. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 1997.

28. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. — Нижний Новгород, 1999.

29. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.

30. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.

31. Линаки В.В. Занимаемся логопедией дома: диагностика, профилактика и коррекция нарушений речи дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 288.

32. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. — М., 1998.

33. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 2005.

34. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. — СПб., 1992.

35. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

36. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

37. Логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. — М.,1996.

11 стр., 5395 слов

Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи

... речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования – особенности связной повествовательной речи детей дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности связной повествовательной речи детей дошкольного возраста ... дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и ...

38. Лурия А.Д. Язык и сознание. — М.,2004.

39. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. — М., 1998.

40. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. — М., 1998.

41. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П., Фомичева Т.А.) 2-е издание — М.: Просвещение, 2006.

42. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Под ред. Мироновой С.А. — М., 1997.

43. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 2004.

44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — СПб., 1997.

45. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.

46. Пути обучения речи / Под ред. Б. Д. Корсунской. – М., 2000.

47. Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1990.

48. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

49. Соколенка И. И. Посмотри и назови: Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — М.; СПб., 1997.

50. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 1954.

51. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 1999.

52. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.

53. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — М., 1999.

54. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1998.

55. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-грамматических представлений. — СПб., 1999.

56. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. — М., 1991.

57. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 304 с.

58. Успенская Л. В., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. — М., 2003.

59. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург, 1996.

60. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М., 1987.

61. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 1989.

62. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.

63. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей пяти летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991.

64. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрисс-пресс, 2007. – 224 с.

65. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают механизм становления ... По свидетельству Д.Б. Эльконина, речь младшего дошкольника служит ему для выражения просьбы, желания, вопроса. Ведущая деятельность в раннем возрасте – овладение предметно-операционной ...

66. Шашкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995.

67. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

68. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.

69. Шкловский В.М. Заикание. – Москва, 1994. – 248 с.

70. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 1999.