Развитие фонематического восприятия у детей 5 — 6 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами сказки

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

ГЛАВА 1 Теоретические обоснование необходимости изучения и развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

1.1Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………….………

1.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи третьего уровня ……………………………………

1.3 Сказка как средство развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи третьего уровня………………………..……

1.4 Анализ методик по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня………………….….……

ГЛАВА 2 Диагностическое изучение развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня

2.1 Организация исследования развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи третьего уровня…………….….….

2.2 Выявления уровня развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи третьего уровня…………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………..….…….

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……

ВВЕДЕНИЕ

К числу важнейших задач коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими, общее недоразвитие речи относится формирование фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношение: для детей дошкольного возраста характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции. Многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.

Дети дошкольного возраста с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в желании ребенка дошкольного и возраста говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей дошкольного возраста с фонематическим восприятием характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов).

Фонематическое восприятия является важнейшим стимулом формирование фонематического восприятия. Несомненно, связь фонематических и лексико — грамматических представлений. Дети дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков. Так же мы знаем, что без недостаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе. Так же без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети дошкольного возраста с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, это приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушением письма ( пропуски, перестановка, замена букв) это и является причиной их неуспеваемости. Так же работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения, она подводит ребенка дошкольного возраста к полному анализу звукового анализа слова, необходимому при обучении грамоте.

29 стр., 14039 слов

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

... детей дошкольного возраста». Объект исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Предмет исследования - игра как средство развития речи детей дошкольного возраста. Цель исследования - определить роль игры в речевом развитии детей дошкольного возраста. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, ...

Актуальность обусловлена возрастающим количеством детей дошкольного возраста, имеющими нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления.

Проблема исследования:

Цель исследования: через теоретическое обоснование практического исследования раскрыть возможности применения сказки как средства по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.

Объект исследования: процесс развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.

Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи третьего уровня повысится, если в коррекционно-логопедической работе использовать средства сказки.

Задачи исследования:

1.Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет.

2.Изучить особенности развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.

3.Сделать анализ методик по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

4.Организация этапов исследования по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

5. Разработать систему диагностических заданий по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.

Методы исследования:

— теоретический (теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию данных);

— эмпирический (наблюдение за воспитательным процессом в группе, самооценка, тестирование, обследование, беседы с родителями и воспитателем);

— исследовательский (пилотажное исследование: уточняется гипотеза и задачи, панельные исследование — повторные исследования — целью которых является изучение изменений, происходящих в объекте в течение определенного промежутка времени: в ходе формирующего этапа исследования);

11 стр., 5341 слов

Особенности коррекционного обучения, воспитания детей с нарушениями речи

... детей сосредоточиться на решении задачи. Дети с нарушениями речи отличаются по качественным показателям внимания. Например, одним присуще неустойчивое, которое сочетается с достаточным уровнем развития познавательной деятельности (восприятия, ... контроля. Рассмотрим развитие личности ребенка с нарушением речи. В процессе исследования развития личности с нарушением речи (И.Ю. Левченко, И.С. Марченко, ...

— метод математической статистики (количественный обработка цифровых данных, построение таблиц, диаграмм) и качественный дифференциация полученного материала по группам).

Теоретической базой исследования являлись труды следующих авторов:

Л.С. Выготского,М.В. Фомичевой, Т.Б Филичевой, Р.Е.Левиной, Т.А.Ткаченко, Л.Ф.Спировой, А.В.Ястребовой, Л.С. Волковой,А.Н. Гвоздева, А.Н Корнева, Н.В Серебрековой, Н.И Жинкин, Н.С Жуковой.

Теоретическая значимость исследования заключается в новом подходе использования средств сказки для развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Практическая значимость исследования заключается в том, что используя разработанные «сказочные занятия» в работе с детьми 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня, можно по новому «подавать» знакомые игры и упражнения, что повысит уровень развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и будет также полезно логопедам, работающими с детьми и родителям.

База исследования:

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Жукова Н.С. цитировала — общее недоразвитие речи (ОНР) — это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте[13].

Так же Жукова Н.С. выделила причины возникновения ОНР могут быт: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус — фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового) периода (родовой травмы и патология в родах), заболевание ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка [12].

Н.А. Никашина, говорит о том, что ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, это может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей); Наиболее сложным и стойким является ОНР обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первого года жизни ребенка [30]. ?

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное в отставании формирование словарного запаса и грамматического строя.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано у многоаспектных исследователей различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Р.Е.Левиной [26], Н.А.Никашиной [32 ], Г.А.Каше [ 18 ], Л.Ф.Спировой [ 41 ].

Р.Е. Левиной разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связанной речи с элементами фонетико — фонематического и лексико — грамматического недоразвития [26].

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей ... речевых умений построения связного высказывания необходимо проанализировать этапы развития речи, раскрытые в трудах А.Н.Гвоздева. На основании многолетнего наблюдения за развитием речи детей ...

Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи.

Р.Е. Левиной, был предложен первый психолого — педагогический подход. В рамках этого подхода выделено три уровня речевого развития у детей с речевой патологией [27].

Н.А. Никашина охарактеризовала первый уровень речевого развития. Речевые средства общения ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Так же широко используются, указательные жесты и мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий, заменяются названиями предметов (открывать — «древ» (дверь)) [32].

Так же Н.А.Никашина утвердила, что « Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. В произношении имеются противопоставления гласных — согласных, ротовых — носовых. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Отличия этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова[ 32 ].

Второй уровень речевого развития. Характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного ограниченного запаса общеупотребительных слов. На этом уровне возможно пользование местоимениями, союзами, иногда предлогами. Дети могут, ответит на вопросы по картинке . Так же дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2 — 3 слов. Словарный запас отстает от возрастной нормы, это незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели. Дети не знают названия цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова, близкими по смыслу. У них выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом [32].

Третий уровень речевого развития. Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико — грамматического и фонетико — фонематического недоразвития. Характерным для данного уровня является недеффицированное произнесение звуков (свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два, или несколько звуков данной или близкой фонетической группы [ 32 ].

В развернутой фразовой речи, наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. У детей недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов и действий. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, практически не употребляются сложные конструкции. Так же отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже [32].

5 стр., 2265 слов

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ К ШКОЛЕ ...

... фонематического недоразвития речи, рост числа детей с указанным нарушением и необходимость организации грамотной работы по его преодолению указывает на актуальность заявленной темы. Цель работы: изучить особенности речевого развития детей ... оказывается фонетико-фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение формирования произносительного компонента языка по причине нарушения слухового восприятия и ...

Е.М. Мастюковой [29], представлен второй подход. Она рассматривает общее недоразвитие речи трех типов:

— Неосложненный дизонтогенетический вариант ОНР;

— ОНР в сочетании с рядом неврологических и патопсихологических нарушений, — осложненный вариант ОНР;

— ОНР вследствие моторной алалии речи является ведущим дефектом и при моторной алалии, и при дизартрии.

Н.Х. Швачкин, изучив развитие фонематического восприятия, выделил основные закономерности его развития. Он назвал процессы, которые лежат в основе развития фонематического восприятия, и основные этапы его формирования [56].

Г.В. Чиркина, отметила, что одно исправление дефекта произношения без целенаправленной работы над слуховым восприятием недостаточно, так как не восполняет пробелов в фонематическом развитии детей [57].

Г.А.Каше, разработала программу по устранению недостатков произношения у дошкольников, в которой логопедическая работа, включала развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Вся работа строилась в определенной последовательности, с учетом закономерностей формирования фонематических процессов и возрастных особенностей детей [18].

Б.М. Гриншпун, предложил проводить работу над формированием восприятия звуков речи с учетом характера дефекта и разработал положения, с учетом которых строится логопедическая работа по развитию фонематического восприятия в настоящее время [9].

М.Е. Хватцев, рассматривая этиологию нарушений речи, выделял первыми среди пяти психических нарушений произношения:

1. Недостаточность в фонематическом анализе слова ( в сравнении, в сопоставлении с другими звуками в связи с их смысловым значением);

2. Вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных положений;

3. Плохое слуховое внимание в отношении речи окружающих и своей собственной [26].

Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева, не только выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения, но и предложили последовательность работы по формированию фонематического восприятия , начиная ее с работы по развитию слухового восприятия ( узнавание неречевых звуков), речевого слуха, ( различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса) [57].

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различие звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а значит, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Ведущий признак ОНР — позднее начало речи, маленький словарный запас, дефекты произношения. Все проявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. В работах разных авторов выявлены особенности речевого развития при ОНР на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических.

1.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня

19 стр., 9243 слов

Коррекция нарушений речи у детей с задержкой психического развития

... - охарактеризовать методы коррекционной педагогики при обучении детей с ЗПР. 2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА Речь является средством общения людей и формой человеческого ... является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а ...

Поступление ребёнка в школу — это важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Так же, важно, чтобы дети 5-6, летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Такие ученые, как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.Е. Чиркина доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития и его возможностями овладения грамотой.

Исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина, подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка, это на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Навык чтения формируется у ребенка, только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

Д.Б. Эльконин, говорил: « чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)» [ 55].

К.Д. Ушинский, утверждал, что « сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова [49].

Что бы ребенок усвоил письменную речь ( чтение и письмо), быстро и легко, а так же избежал мног……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акимова А., Акимов В. Семидесятые, восьмидесятые…Проблемы и искания современной детской прозы. — М.: Просвещение, 1989. — 22с.

2. Амбрукайте И.А.Основы дефектологии для родителей аномальных детей// Дефектология. — М.: 1981. — №5. — 35с.

3. Волкова Г. А. Методика психолого — логопедического обследования детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 199. — 87с.

4. Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей // . Вестник МГУ. Психология. — М.: 1986. — №4. — 62с.

5. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. — М.: 196. — 95с.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: 1982. — 136с.

7. Гвоздев А.Н.Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. — СПб.: Акцидент, 1995. — 64с.

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. — 88с.

9. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии . — М.: ВЛАДОС, 1997. — 33с.

10. Гурович Л.М. Ребенок и книга. — М.: — 1992. — 54с.

11. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: — 2010. — 43с.

12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М.: — 1994. — 75с.

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: — 1990. — 74с.

14. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М.: — 1994. — 68с.

15. Зубарева Е.Е. «Детская литература». — М.: — 1989. — 28с.

16. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. — М.: — 1972с. — 66с.

28 стр., 13918 слов

Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ...

... первой младшей группе Глава 4. Практическая часть Заключение Литература Приложения адаптация дети дошкольный воспитатель Введение Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое ...

17. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: — 1985. — 64с.

18. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М.: — 1978. — 77с.

19. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 1999 — 56с.

20. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. — М.: — 2001. — 45с.

21. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Экспресс — обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: — 2000. — 39с.

22. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003. — 10с.

23. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии. — М. 1997. — 12с.

24. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. -М. — 1999. — 58с.

25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб.: Союз, 1999. — 80с.

26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 115с.

27. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 132с.

28. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. — М.: Владос, 2003. — 206с.

29. Логопедия: / Под ред. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева . — М.: Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: «Паритет», 2003. — 115с.

30. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М. — 1991. — 76с.

31. Новикова А.М. Русская поэзия. — М.: Просвещение, 1982. — 65с.

32. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001. — 77с.

33. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. — 367с.

34. Основы теории и практики логопедии: / Под ред. Р.Е. Левиной ( в электроне) -М.: — 1968. — 96с.

35. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в млад\школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, — 44с.

36. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. — М.: — 2001. — 67с.

37. Первова Г.М. Введение в детскую литературу. — М.: — 1999. — 12с.

38. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 1999. — 62с.

39. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т.В. — М.: — 2002. — 256с.

40. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. — М.: — 1996. — 40с.

41. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997. — 78с.

20 стр., 9511 слов

Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

... показывают недостаточную эффективность для благополучной адаптации у детей дошкольного возраста. Объектом исследования выступает процесс организации адаптации детей раннего дошкольного возраста. Предметом исследования является ДОУ и психолого- ... только высокими темпами, но и определенной последовательностью. В овладении речью ребенок проходит путь от гуканья, гуленья, лепета, подражания слогам и ...

42. Сказка как источник творчества детей : Пособие для педагогов дошк.учр./ научн.рук. Ю.А. Лебедев.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС. 2001. — 79с.

43. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 116с.

44. Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников. Учебное методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец, 2002. — 256с.

45. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. СПб.: Питер, 1999. — 129с.

46. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб. — 1997. — 71с.

47. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. СПб. — 1999. — 63с.

48. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб. — 1998. — 47с.

49. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 1999. — 69с.

50. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. — М.: — 1991. — 55с.

51. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. — М.: — 1993. — 51с.

52. Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы. — М.: — 1989. — 97с.

53. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.: — 1987. — 45с.

54. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. — М.: — 2003. — 56с.

55. Эльконин Д.Б. Формирования умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. — М.: — 1957. — 112с.

56. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте. — М.: — 1948. — 88с.

57. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Нарушение речи у детей. — М.: — 1993. — 44с.

58. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с онр. — М.: — 1993. — 65с.