Министерство образования и науки Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный факультет
Кафедра социологии
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
«СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
Методические указания
к изучению дисциплины и контрольной работе
для студентов заочной формы обучения
специальностей
020300 – «Социология»
060800(1) – «Экономика и управление на предприятии машиностроения» 061800 – Мат. методы и исследование операций в экономике
060800(2) – «Экономика и управление в городском хозяйстве»
060800(4) – «Экономика и управление на предпр. природопользования»
060800(5) – «Экономика и управление на предпр. химической промышленности»
060800(6) – «Экономика и управление на предпр. строительства»
060800(9) – «Экономика и управление на предпр. по операциям с недвижимым имуществом»
060500 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
060600 – «Мировая экономика»
060700 – «Национальная экономика»
061100 — «Менеджмент организации»
062100 – Управление персоналом
Санкт-Петербург
2004
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методических указаний
Составители:
Оганян К.М. д-р филос. наук, проф.
Рецензент:
Бразевич С.С. д-р соц. наук, проф. (СПбГИЭУ)
Подготовлено на кафедре социологии
Одобрено научно-методическим советом
гуманитарного факультета
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии
... экономики, но те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению ... обществе. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение социологии: Социология - наука о становлении, развитии и функционировании ... которые наука изучает (закономерности, особенности объекта).Если объект социологии находится вне сознания человека, его изучающего, то с ...
представленного составителем
ã СПбГИЭУ, 2004
Содержание
1. Общие положения………………………………………….4
2. Методические указания к изучению дисциплины……….7
3. Методические указания к выполнению
контрольной работы…………………………………………19
4. Требования к оформлению контрольной работы……….20
5. Список литературы……………………..…………………21
Приложение А Содержание дисциплины (Извлечение из
рабочей программы дисциплины)…….………..28
Приложение Б Перечень контрольных заданий для
проверки знаний по дисциплине «Социология и психология управления».………….………………………………………..38
Приложение В Пример оформления титульного
листа контрольной работы……………………54
Приложение Г Таблица для выбора варианта контрольных вопросов………………….…………………….55
1. Общие положения
1.1. Цель и задачи дисциплины
— Дать студентам теоретические знания о психологических и социологических факторах повышения эффективности управления.
— научить будущих менеджеров правильно понимать и объяснять реальное поведение человека в системе и процессе управления;
— сформировать умение социологически и психологически мыслить при анализе конкретных управленческих ситуаций и выработке решений по их урегулированию;
— помочь овладеть навыками пользоваться социально-психологическими, организационными и другими механизмами регулирования и оптимизации взаимодействия личности и организации, управления персоналом.
Задачи дисциплины:
— Полнее представить междисциплинарный характер научных знаний об управлении;
— Запомнить и понять содержание ключевых понятий социологии и психологии для умелого использования в работе с персоналом;
— Понять необходимость и практическую полезность навыков системного мышления;
— Научиться понимать и объяснять поведение персонала с позиции взаимосвязи психических и социальных факторов;
— Понять, в итоге, почему социология и психология являются важнейшими профилирующими учебными дисциплинами в обучении специалистов различного профиля.
С целью качественного усвоения программы дисциплины значительное число отводится реферативной работе студентов, их докладам, письменным отчетам по темам дисциплины, конференциям.
1.2. Требования к уровню освоения содержания
дисциплины.
Учебная дисциплина «Социология и психология управления» изучается студентами всех специальностей и форм обучения университета.
Цель обучения: дать базовые знания, навыки, не обходимые для социально-психологического управления.
Структура дисциплины «Социология и психология управления» тесно связана с дисциплинами «Социология», «Психология», «Экономика», «Мотивация трудовой деятельности», «Управление персоналом» и т.д.
В результате изучения дисциплины студент должен Знать:
— о социальном управлении как совокупности научных знаний, специальных методов и приемов, направленных на вычленение социальных аспектов всех процессов, происходящих в обществе, и решение социальных проблем;
Рабочая программа дисциплины общая психология 2
... развитии способностей. ПК-15 способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях. Компоненты компетенции, формируемые в результате ... культуры общества. Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: умение иллюстрировать трудные вопросы психологии примерами из обыденной жизни или из художественной литературы. ...
— о системе и процессах управления, субъектах управления различных предметных сфер и уровней жизнедеятельности;
— о системах управленческих взаимодействий и складывающихся в них управленческих отношений.
Уметь:
— применять научные знания и практические подходы к разработке конкретной услуги;
— организовать рабочее место и обеспечить процесс продажи и предоставления услуги;
— диагностировать сервисные ситуации и разрешить противоречия и конфликты в соответствии с правовыми нормами сфере сервисной деятельности;
Иметь навыки: формирования благоприятной социально-психологической среды межличностного общения в процессе сервисной деятельности.
1.3. Организационно-методические указания.
Современные достижения теории управления за рубежом и в нашей стране дают основания утверждать, что управление — это объективная социальная реальность и универсальное явление, поскольку имеет место во всех обществах, странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей и во все времена человеческой цивилизации. Сегодня управление понимается и как предметная деятельность, как разновидность общественно необходимого труда. В силу этого управление стало научной и учебной дисциплиной. Поскольку качество управления напрямую влияет на качество жизни людей, управление рассматривается как социально значимая профессия. Управление — не только профессия, труд, наука, но и искусство. Искусство создавать из тонкой и сложной «материи» социально-психологических отношений устойчивую и успешно функционирующую социальную систему управления различной масштабности.
Сегодня российское общество в целом и конкретные трудовые организации остро нуждаются в полноценных профессионалах-управленцах. Учебная дисциплина «Социология и психология управления» — наиважнейшая в профессиональной подготовке специалистов по управлению потому, что профессионализм и эффективность менеджера предопределяются и проявляются умением человека работать с другими людьми. Ведь и стратегические цели, и оперативные задачи и в макро- и в микросистемах управления реализуются, в итоге, усилиями подчиненных, усилиями непосредственных исполнителей. Эта управленческая аксиома обязывает руководителей всех уровней управления ко многому, но главное — стремиться понять главные заботы, потребности исполнителей, механизм взаимодействия субъекта и объекта управления, регулярно отслеживать характер отношения исполнителей к руководителю, к труду, к коллегам.
Изучение дисциплины преследует цели: способствовать самопознанию студентами себя в роли руководителя, углубленному пониманию своих социальных функций в жизнедеятельности коллектива; овладению системой методов активизации человеческих ресурсов, использованию знаний психологии и социологии управления для улучшения подбора и расстановки кадров и др. Реализация этих и других целей дисциплины должна способствовать развитию личности будущего организатора процесса управления, расширению горизонтов его профессиональной эрудиции, психологической готовности к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики.
Учебно-воспитательный процесс носит следующий характер:
— лекции предназначающие диалог со студентами;
— на семинарах активно используются: дискуссии, социально-психологические тренинги, доклады и работы по ним.
Социология и психология журналистики
... и коммуникативных умений. Модуль состоит из 2 УЭ: – 1УЭ: Психология журналистики. – 2УЭ: Социология журналистики. Ведущие идеи модуля: Эффективность журналистской деятельности в большой степени ... средств массовой информации. Методы психологического изучения аудитории СМИ. Психологические и социально-психологические эффекты СМИ. использовать психологические знания в своей профессиональной деятельности ...
Изучение дисциплины завершается проведением зачета.
2. Методические указания к изучению дисциплины
2.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология и психология управления»
Современные достижения теории управления за рубежом и в нашей стране дают основания утверждать, что управление – это объективная социальная реальность во всех обществах, странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей и во все времена человеческой цивилизации. Сегодня управление принимается как предметная деятельность, как разновидность общественно необходимого труда. В силу этого управление стало научной и учебной дисциплиной. Поскольку качество управления напрямую влияет на качество жизни людей, управление рассматривается как социально-значимая профессия. Управление – не только профессия, труд, наука, но и искусство. Искусство создавать из тонкой и сложной «материи» социально-психологический отношений устойчивую и успешно функционирующую социальную систему управления различной масштабности.
Сегодня российское общество в целом и конкретные трудовые организации остро нуждаются в полноценных профессионалах-управленцах. Учебная дисциплина «Социология и психология управления» — наиважнейшая в профессиональной подготовке специалистов по управлению потому, что профессионализм и эффективность менеджера предопределяются и проявляются умением человека работать с другими людьми. Ведь и стратегические цели, и оперативные задачи и в макро- и в микросистемах управления реализуются, в итоге, усилиями непосредственных исполнителей. Эта управленческая аксиома обязывает руководителей всех уровней управления ко многому, но главное – стремиться понять главные заботы, потребности исполнителей, механизм взаимодействия субъекта и объекта управления, регулярно отслеживать характер отношения исполнителей к руководителю, к труду, к коллегам.
2.3. Планы семинарских занятий
План
семинарского занятия № 1
«Социологическая и психологическая составляющие теории и практики управления»
Время – 2 часа
Вопросы для обсуждения
1. Методология социально-психологического исследования.
2. Принципы и методы управления.
3. Теоретическая подготовка исследовательской программы. Разделы программы: а) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий); б) методический (обоснование выборки исследования, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных; в) организационный (план исследования, порядок исследования).
4. Методы и методики социологии и психологии управления: а) выборка и анализ документов; психолого-педагогический управленческий дневник директора школы, менеджера; б) наблюдение и опрос: анкетирование, интервьюирование; в) тестирование; г) социометрия и референтометрия.
5. Анализ и интерпретация полученных данных, обобщение, выводы и практические рекомендации руководителю, менеджеру.
Литература
Литература:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — С. 3-28.
АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации
... языке в 2001 г. "Развитие человеческого общества – критическое введение в историческую социологию"). Модель мотивации. Психологию и психоанализ критиковали за узость фокуса: психологическое развитие одного человека не ... и Кернбергу психика создана в ходе отношений с внешним миром. Значит психическое управление этими отношениями столь же важно, как жажда личного удовлетворения. Внешние события ...
2. Антипина Г.С. Теоретико-методические проблемы исследования малых социальных групп. — М., 2002. — С. 4-35.
3. Багрецов А.С., Оганян К.М. и др. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: Учебник для ВУЗов/СПб:изд-во «Лань».1999.-640 с.
4. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика, 2001.-223 с.
5. Добренков В.И. , Кравченко А.И. Социология: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2001.-624с. С.149-196
6. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология: Очерки методологии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004. -С. 23-56.
7. Кабачето Т.С. Психология управления. Управленческая деятельность. — М., 2003. — С. 5-21.
8. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. — М., 2000.-С.5-20.
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. — М.: Дело, 1998. — С. 35-70.
10. Общая социология: Учебное пособие/Под общей ред.проф. А.Г.Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.-654 с.
11. Психология менеджмента /Под ред. Г.С.Никифорова. — СПб.: Изд-во СПбУ, 1997. — С. 6-8, 39-45.
12. Ромашев О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2002. – 512с.
13. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -С. 107-109.
План
семинарского занятия № 2
«Социально-управленческая ситуация: понятия, методы анализа и регулирование»
Время – 4 часа
Вопросы для обсуждения
Организационная диагностика организации:
а) предварительная и текущая;
б) общая и специальная.
2. Методы управления как инструмент институционального управления:
а) административные;
б) организационные;
в) правового регулирования;
г) экономические;
д) психологические.
3. Принципы руководства, обеспечивающие «лучший путь» регулирования:
а) минимизация воздействия;
б) комплексность воздействия;
в) системность воздействия;
г) внутренняя непротиворечивость воздействия.
4. Понимание персонала, малых и больших групп в организации — основа эффективного руководства менеджера.
Форма проведения практического занятия:
При проведении данных занятий используются социально-психологический тренинг, ситуационно-ролевые игры или развивающие игры и игротехники.
Выступления 3-х команд с домашним заданием: организация и проведение пресс-конференции (свой проект, подготовка, проведение и защита).
Литература
1. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. — Новгород, 1989.- 177с.
2. Багрецов А.С., Оганян К.М. и др. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: Учебник для ВУЗов/СПб:изд-во «Лань».1999.-640 с.
3. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. — М.: Смысл, 1996. -С. 185-200, 248-264.
2.Формирование социологии управления в послевоенный период 4
... фундаментальный сдвиг в области науки управления. Знаменитые Хоторнские эксперименты (1927—1932), заложившие основы современной индустриальной социологии и психологии, проходили в тот период, когда ... в области менеджмента. Академические исследования тесно переплетались здесь с практической работой: большинство исследовательских институтов того времени являлось и рационализаторскими центрами. Помимо ...
4. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика, 2001.-223 с.
5. Добренков В.И. , Кравченко А.И. Социология: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2001.-624с. С.149-196
6. Игры, обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В.Петрусинского. -Кн. 4. — М.: Новая школа, 1994. — С. 326-346.
7. Кабачето Т.С. Психология управления. Управленческая деятельность. — М., 1996. — С. 91-98.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996.-308с.
9. Общая социология: Учебное пособие/Под общей ред.проф. А.Г.Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.-654 с.
10. Пиз А. Язык жестов. — М.: Ай кью, 1995. — 178 с.
11. Практическая психология для менеджеров /Под ред. М.К.Тутушкиной. — М.: Филинь, 1996. — С. 228-250, 258-275.
12. Ромашев О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2002. – 512с.
13. Public relations в лицах. Имидж. Анкета профессионала //Советник. — 1997.-№11.-С. 21-23.
14. Liket R. The Human Organization. — N. Y, 1967. — P. 20-46.
15. Rogers C.R. On encouter groups. — N.Y., 1970. — P. 40-52.
План
семинарского занятия № 3
« Аппарат управления как социальная группа»
Время – 3 часа
Вопросы для обсуждения
1. Профессиональный отбор руководителей.
2. Отечественные руководители и менеджеры в эпоху перемен.
3. Требования к личности руководителя: а) личностные качества руководителя; б) деловые качества руководителя.
4. Стили деятельности руководителя: авторитарный, демократический, либеральный и др.
5. Руководитель в структуре организации.
6. Концепции стилей руководства. Психология управления качеством. (Концепция ограничений по Вудкоку М. и Фрэнсису Д., Концепция бездефектного труда, Концепция Блейкома Р. и Моутона Д. и др.).
Литература
1. Багрецов А.С., Оганян К.М. и др. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: Учебник для ВУЗов/СПб:изд-во «Лань».1999.-640 с.
2. Бандурка A . M ., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. — Харьков: ООО «Фортуна Пресс», 1998. — С. 140-182.
3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика/Пер. с англ. — М.: Дело, 1991. — С. 30-263
4. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика, 2001.-223 с.
5. Добренков В.И. , Кравченко А.И. Социология: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2001.-624с. С.149-196
6. Кабаченко Т.С. Психология управления. Управленческая деятельность. — М., 1996. — С. 28-42.
7. Конфликтология /Под ред. А.С.Кармина. — СПб.: Лань, 1999. -С. 125-140, 344-393.
8. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. — М.: Молодая гвардия, 1989.-С. 204-211.
Связь психологии и социологии с другими науками
... социальные процессы. Связь психологии и социологии с другими науками Психология и Социологиякак ... психология Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» 21. Медицинская психология ... работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология. Медицинапомогает психологии ...
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. — М.: Дело, 1998. — С. 45-70.
10. Общая социология:Учебное пособие/Под общей ред.проф. А.Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.-654 с.-(Серия «Высшее образование»).
11. Поташник М.М., Моисеев A . M . Управление современной школой: Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. — М.: Новая школа, 1997 — С. 313-346.
12. Практическая психология для менеджеров /Под ред. М.К.Тутушкиной. — М: Филинь, 1996. — С. 188-202, 228-239.
13. Психология менеджмента /Под ред. Г.С.Никифорова. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — С. 161-196.
14. Ромашев О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2002. – 512с.
План
семинарского занятия № 4
« Организаторские способности личности»
Время – 4часа
Вопросы для обсуждения
1. Индикаторы состояний: тело (телесные ощущения, дыхание, восприятие пространства, ритм, воспоминания, воображение (порождаемые образы), эмоции, чувства, мысли (содержание и характер мышления).
3. Основные уровни прохождения профессионального общение:
а) коммуникативном (содержание общения);
б) отношений (статусы, роли, позиции);
в) состояний.
3. Регуляция состояний партнера по воздействию:
а) преднастройка к взаимодействию;
б) регуляция собственного состояния (способность изменить свое состояние в ходе взаимодействия);
в) регуляция состояний партнера (способность влиять на состояние партнера в ходе взаимодействия).
4. Особенности моделирования в группах активного обучения:
а) порождение модельных ситуаций в самой группе;
б) собственно репрезентация модельных ситуаций в качестве моделей.
5. Субъект моделирования, «абстрактный» характер модели, реальность моделей, интерпретируемость модели.
6. Моделирование эффекта группового давления в обсуждении.
Литература
1. Атватер И. Я вас слушаю… — М.: Экономика, 1986. -109 с.
2. Багрецов А.С., Оганян К.М. и др. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: Учебник для ВУЗов/СПб:изд-во «Лань».1999.-640 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Прогресс, 1988. — 399 с
4. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. — М., 1996. — С. 305-364.
5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика, 2001.-223 с.
6. Добренков В.И. , Кравченко А.И. Социология: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2001.-624с. С.149-196
7. Игры, обучение, тренинг /Под ред. В.В.Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994.
8. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 207 с.
Руководитель как субъект управления. Соотношение понятий руководитель и лидер.
... лидером. В науке психологии управления различают руководство и лидерство. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организация ... малых групп: . " срабатываемость, совместимость в групповой работе; . " профилактика групповых конфликтов и управление ими; . " эффективное управление персоналом; . " производственное, профессиональное обучение; . " ...
9. Общая социология: Учебное пособие /Под общей ред.проф. А.Г.Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.-654 с.
10. Пиз А . Язык телодвижений. — М.: Ай кью, 1995.- 258 с.
11. Практическая психология для менеджеров /Под ред. М.К.Тутушкиной. — М.: Филинь, 1996. — С. 113-152.
12. Ромашев О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2002. – 512с.
13. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д . Менеджмент персонала. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — С. 227-280.
План
семинарского занятия № 5
«Техника и методика эффективного общения»
Время – 4часа
Вопросы для обсуждения
1. Психология профессионализма руководителя, менеджера, его компетентность и квалификация. Стороны и критерии профессионализма.
2. Психология принятия управленческих решений.
3. Ограничения руководителя: неумение управлять собой, смутные личные цели, недостаточность навыка решения проблем, неумение влиять на людей, слабые навыки руководства, низкая способность формировать команду, организацию. Умение руководителя преодолевать эти ограничения.
5. Влияние конфликтов и индивидуально-психологических особенностей отдельных личностей и социально-психологической структуры группы, команды на управленческую деятельность менеджера.
6. Рефлексивное и нерефлексивное слушание менеджера в деловой и личностной оценке персонала.
Литература
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — С. 150-186, 198-301.
2. Атватер И. Я Вас слушаю… — М.: Экономика, 1986. -109 с.
3. Багрецов А.С., Оганян К.М. и др. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: Учебник для ВУЗов/СПб:изд-во «Лань».1999.-640 с.
4. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М.: Дело, 1991.-С. 42-46, 306-312.
5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика, 2001.-223 с.
6. Грехнев B . C . Культура педагогического общения. — М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
7. Добренков В.И. , Кравченко А.И. Социология: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2001.-624с. С.149-196
8. Игры, обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В.Петрусинского. -М.: Новая школа, 1994. — С. 35-77.
9. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. -М.:Юристъ, 1998.-С. 61-70.
10. Конфликтология /Под ред. А.С.Кармина. — СПб.: Лань, 1999. -С. 282-342.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — С. 8-49, 252-277.
12. Общая социология: Учебное пособие /Под общей ред.проф. А.Г.Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.-654 с.
13. Поташник М.М., Моисеев A . M . Управление современной школой. — М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
14. Психологические аспекты подбора и проверки персонала /Сост. Н.А.Литвинцева. — М. — С 55-105.
Социально-психологические и организационные основы разработки ...
... для достижения общих целей. При работе над общими целями организации возникает необходимость управления организацией, вопросы, требующие от руководителей принятия управленческих решений. Решение в ... социально-психологических и организационных основ разработки управленческих решений в системе управления организацией .1 Социально-психологические факторы, влияющие на процесс разработки управленческих ...
15. Ромашев О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2002. – 512с.
16. Скотт Д.Г. Сила ума. — Киев, 1991.-С. 25-29,41-48.
17. Управление персоналом организации. — М.: Инфра-М, 1997. -С. 20-43.
18. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990.-С. 5-91.
19. Argyle М . а. о. Social situations. — Cambridge, 1981. — P. 8-19
20. Organizational Behavior. Stephen and Robbins. Prentise hall international editions. — N.Y., 1996. — P. 60-83.
3. Методические указания к выполнению контрольной работы
Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы. Контрольная работа должна быть написана по определенному плану. К его составлению студент должен приступать после того, как им будет изучены источники и литература по данной теме.
Контрольная работа заключается в ответе на два контрольных вопроса, находящихся в Приложении Б. За каждым студентом закреплены два контрольных вопроса в соответствии с таблицей в Приложении Г.
Контрольная работа должна состоять из введения, основной части, раскрывающей тему контрольной работы, заключения и списка, изученных и использованных в работе источников и литературы.
Во введении необходимо дать обоснование избранной темы, ее важности, актуальности, сформулировать задачи работы.
В основной части работы, раскрывающей содержание темы, не следует выделять большего количества вопросов. Достаточно поставить два, три вопроса Содержание каждого раскрываемого вопроса должно соответствовать его названию.
Цитаты, приведенные в контрольной работе, все цифровые материалы должны иметь ссылку на источник, вынесенные в подстрочник, следует точно давать фамилию, инициалы автора, название произведения с обязательным указанием места, года издания и страницы.
4. Требования к оформлению контрольной работы
1. Объем работы – 15-20 страниц. Работа должна быть представлена в машинописном варианте.
2. Введение, как правило, пишется на 1-1,5 страницах. В нем необходимо обосновать ее актуальность, место и роль в курсе, сформулировать цель и задачи работы, указать основные источники, которые использованы для их решения.
3. В основной части работы с помощью источников раскрывается содержание темы. Работа может содержать обзор источников по теме или анализ, систематизацию документов, мнений, комментарии к книге. Каждое выдвинутое положение необходимо доказать конкретным фактическим материалом, аргументировать свою позицию.
4. Заключение пишется на 1-2 страницах. В нем студент обощает изложенный в работе материал, формулирует выводы.
5. В конце работы приводится список используемой литературы, в котором должны быть указаны фамилия и инициалы автора в алфавитном порядке, точное название книги (брошюры), наименование издательства, год издания.
Материал контрольной работы должен быть изложен логически последовательно, литературно грамотно, разделен на вопросы в соответствии с планом. Страницы работы нумеруются. Цитаты должны быть снабжены ссылками на источники, из которых они взяты.
Более подробно требования и рекомендации по выполнению контрольной работы изложены в пособии: Оганян К.М. Методические указания по выполнению письменной работы. – СПб.: СПбГИЭУ, 2003. Данное пособие имеется в библиотеке университета.
Контрольные работы студенты сдают к указанному сроку методисту кафедры социологии. Методист регистрирует работу в специальном журнале. Преподаватель проверяет ее до экзамена (зачета) и подписывает. На экзамене проходит защита студентом своей работы.
При защите контрольной работы студенту необходимо:
· показать знания материала по изучаемой теме;
· свободно ориентироваться в литературе, используемой при подготовке контрольной работы;
· уметь сформулировать основные теоретические положения и главные проблемы по теме контрольной работы.
5. Список литературы
5.1.Рекомендуемая литература
5.1.1. Основная литература.
Государственное управление: основы теории и организации: Учебник/ Под
ред. В.А, Козбаненко; Изд. 2-е, с изм. и доп. в 2 т. М., 2002.
Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М., 2003.
Куртиков Н.А. Социология и психология управления: Учеб. пособие. — М.,
2003.
Ромашов О. В., Ромашова Л. О. Социология и психология управления. М., 2002
Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие. СПб., 2000.
Управление организацией: Энциклопедический словарь. М., 2001.
5.1.2. Дополнительная литература.
Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. Минск, 2002.
Бакирова Г. Х. Управление человеческими ресурсами. – СПб.: Речь, 2003
Д. Зиглер, Л. Хьелл. Теории личности. Питер, 1997.
А. Смит. Исследования о природе и причинах богатства народа (Анатомия
экономической мысли. М., 1987.
Власова Н. М. Руководство по управлению людьми: Инструменты власти и влияния, — М., 2000
Вудкок М. Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
Друкер Питер Ф. Практика менеджмента. Пер. с англ. М., 2001
Дункан Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.
Ильин В. И. Поведение потребителей. СПб.: Питер,2002
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003
Карлсон Д. Типичные ошибки малого бизнеса. СПб, 2000.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1994.
Кови С. 7 навыков высокоэффективных людей. М., 1998.
Короткое Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. М., 2003.
Красовский Ю.Д, Организационное поведение: Учебник. М., 2001.
Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение:
Учебник. СПб, 2002.
Ладанов ИД. Психология управления рыночными структурами. Преобра
зующие лидерства. М., 1997.
Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000.
Лукашевич В. В, Управление персоналом. М.,2001
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
Машков В. Н. Психология управления. СПб., 2002
Мухин В. И. Основы теории управления. Учебное пособие. М., 2003
Мысин Н.В. Теория социального управления. СПб., 2002.
Немов Р.С. Практическая психология. Познание себя. Влияние на людей:
Учеб. пособие. М.,1998.
Оболонский А. Драма российской политической истории: система против
личности. М., 2003.
Пригожий А.И. Современная социология организации. М., 2000.
Социальная психология и этика делового общения. М., 2001.
Социальная философия: Учеб. пособие. Под. Ред. Оганяна К. М. СПб,2002
Социальный менеджмент: Учебник / Под. ред. С.Д. Ильенковой. М., 2003.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. «Феникс».Ростов/Д, 2000.
Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск, 2004.
Троицкая И. В. Психодлогия отношения к экономическим явлениям. СПб.: СПбГИЭУ, 2004
Тощенко Ж.Т. Социология: Учеб. пособие. М., 2003.
Управление организацией: Учебник, 2-е изд. М., 1999.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2002.
Федосихина Е. А, Управленческие решения. Новосибирск., 2004
Фролов С.С. Социология: Учебник. М., 2004.
Халипов В.Ф. Кратология как системная наука о власти. М., 1993.
Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. (Искусство ме
неджера).
2-е изд. «Амалфея», Минск, 1997
Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управление на предприятии, М., 2000
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 2001.
Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 2000.
Перечень вопросов для подготовки к зачету.
1. Формирование теории социологии и психологии управления, ее предмет и основные функции.
2. Понятийный аппарат социологии и психологии управления.
3. Основные субъекты и объекты управления.
4. Основные систематизирующие качества социальной системы.
5. Особенности формальной, внеформальной и неформальной организации.
6. Основные источники самоорганизации.
7. Взаимосвязь эффективности и конкурентоспособности организации.
8. Сущность и содержание основной стратегия кадрового менеджмента.
9. Направления деятельности менеджера по руководству персоналом для подержания эффективности организации.
10 Характеристика внутренних переменных, являющихся тормозом для управления организацией.
11.Статика и динамика в работе организации. Понятие микро-и макросреда организации.
12. Сущность бюрократической системы и ее характеристики.
13. Содержание манипулирования людьми.
14.Особенности применения демократических стилей руководства в управления современными организациями.
15.Проявление противоречий с работе руководителя.
16. Содержание управления кадрами, его составляющие части.
17. Содержание понятия кадров управления.
18. Методы, использующиеся для оценки кадров.
19. Методы, использующиеся для оценки руководителей.
20. Способности, которыми должен обладать менеджер.
21. Деятельность менеджера по осуществления профессиональной карьеры внутри организации.
22.Понятие организационной культуры, ее содержание и технология.
23.Роль руководителя в формировании организационной культуры.
24. Основные положения методики диагностики формирования и развития организационной культуры.
25.Организационная патология и социальная дезорганизация, причины появления и источники.
26. «Управляемость» организации, критерии определения «нормы управляемости». Нововведения.
27. Этапы инновационного процесса.
28. Задачи управления нововведениями.
29. Групповая деятельность.
30. Виды групп, логические основания для их классификации.
31. Реальные и условные группы.
32. Малые и большие группы.
33. Особенности структуры и функционирования формальных и неформальных групп.
34.Специфика групповой деятельности коллектива.
35.Динамика взаимоотношений между формальной и неформальной организациями, сущность понятия «личность».
36. Социально-психологическая структура личности.
37. Основные формы воздействия групповых структур на личность сотрудников.
38. Специфические феномены группового поведения и их проявления.
39. Групповая сплоченность и факторы ее обуславливающие.
40. Составляющие профессионального общения руководителя с персоналом.
41. Сходство и специфика двух форм управления: руководства и лидерства.
42. Основные функции руководителя.
43. Характеристика стилей руководства и обусловленность выбора руководителем одного из них.
44. Специфика поведения лидера-руководителя. Виды лидерства.
45. Основные условия и факторы успешного взаимодействия руководителя с группой.
46. Культуру общения руководителя с членами коллектива.
47. Основные качества личности руководителя.
48. Понятие эффективного трудового поведения и его мотивы.
49. Понятие стимулирования. Виды стимулов.
50. Формы осуществления стимулирования персонала.
51. Значение коммуникаций.
52. Понятие «эффективной обратной связи» и ее характеристики.
53. Формы управленческого общения.
54.Умения, необходимые для реализации управленческого общения.
55.Основные факторы, учитываемые менеджером для правильного общения с персоналом.
56. Содержание профессионального общения руководителя.
57. Понятие ролевого поведения.
60. Основные условия осуществления роли руководителя.
61. Требования к публичному выступлению руководителя.
62. Понятие «имидж» руководителя.
63. Понятие конфликта и предпосылки к его возникновению.
64. Правильные подходы к конфликтам.
65. Понятие «организационного конфликта» и его формы.
66. Типовые стратегии поведения в конфликтных ситуациях и этапы разрешения конфликтов.
67. Подходы к принятию решений.
68. Ответственные за принятие решений.
69.Характеристика рационального и коллективного.
70. Оптимальное решение.
71. Виды задач, для которых принимаются индивидуальные решения.
72. Понятие ответственности.
73. Характеристика социальной ответственности.
74. Связь личности с ответственностью.
75. Понятие «локус» контроля.
76. Социальная ответственность руководителя к выполнению функций управления.
77. Гуманитарные технологии.
Приложение А
Содержание дисциплины «Социология и психология управления» (Извлечение из рабочей программы дисциплины)
РАЗДЕЛ 1. Объект и предмет социологии и психологии
управления
Тема 1. Социологическая составляющая теории и практики управления.
Управленческий труд в структуре общественного разделения труда. Управление как общественное явление. Междисциплинарный подход в изучении управления. Социология управления как специализированная область научно-прикладного знания, как важнейшая составляющая теории и практики управления и профессиональной подготовки специалистов. Ключевые понятия социологии управления. Свойства «социальной системы» управления. Объект и предмет социологии управления.
Концепция структурно-функционального анализа социальных систем (Т. Парсонс).
Закон выживания систем управления и личности. Методы социологии в изучении социальных систем и процесса управления.
Тема 2. Психологическая составляющая теории и практики управления.
Структура психических явлений человека и реальное поведение человека в организации. Единство сознания и деятельности (ЕСиД) — принцип психологии, подготовки специалистов и практики управления. Ключевые понятия психологии управления. Опережающее отражение действительности (ООД) — свойство психики человека, реализуемое в процессе управления (целеполагание, проектирование, сценирование, предвидение последствий).
Управленческая парадигма в практике управления: проблема формирования и реализации.
Социальные и психологические основы принятия и выполнения управленческих решений. Объект и предмет психологии управления. Психограмма и признаки профессионализма в управлении. Траектория психического развития личности. Социокультурный тип личности. Психологические ограничения личной эффективности руководителя. Методы психологии в теории и практике управления персоналом.
РАЗДЕЛ 2. Управление как социальная реальность и универсальное явление.
Тема 3. Социальная природа управления.
Общественная (групповая) потребность в управлении.
Разделение и кооперация умственного и физического, управленческого и исполнительского труда в социальных общностях. Сущностные признаки управления.
Взаимозависимость субъекта и объекта управления. Социальная база (опора) субъекта управления. Управленческая аксиома.
Социальная характеристика профессии «менеджер». Содержание понятия «профессиограмма». Специфика управленческого труда—высокая социальная ответственность.
Управление как социальное явление и объект познания. Основные этапы формирования теории управления.
Тема 4. Управление как разновидность общественно необходимого труда, как трудовой процесс.
Общее и особенное в различных видах трудовой деятельности. Алгоритм трудового процесса. Специфика управленческого труда.
Проблемы выявления предмета и продукта управленческого труда. Управление как «профессиональные услуги» (Э. Дюркгейм).
Социальные ценности, создаваемые трудом управленцев. Анализ характеристики управленческого труда Адамом Смитом.
Профессионализм в управлении. Проблемы определения критериев оценки качества и результатов управленческого труда. Повышение требований к качеству управления в условиях рыночной экономики.
Управление как трудовой процесс, как профессия, как наука и искусство.
Тема 5. Социально-управленческая ситуация: понятия методы анализа и регулирование.
Отношения в социальной организации – предмет труда руководителя
Содержание понятия «социальное». Разнообразие видов отношений. Социальные статусы и роли в организации — основа социального взаимодействия в системе управления.
Структура значимых для жизнедеятельности системы отношений. Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования. Структура «отношений управления» по поводу: целей системы и ее элементов: средств, методов и результатов управления; власти и стиля властвования; собственности; информации; дисциплины; инициативы, распределения благ и ресурсов; условий жизнедеятельности людей.
Зависимость состояния и жизнеспособности системы от характера «отношений управления» по вертикали и горизонтали.
Динамичность «отношений управления». Тенденция трансформации отношений господства и подчинения к отношениям компромисса, согласия и сотрудничества. Демократизация отношений управления («уплощение структуры»).
Тема 6. Проблемы иерархии и власти в управлении.
Власть как глобальное социокультурное явление. Понятия «власть» и «иерархия». Власть как атрибут, функция жизнедеятельности социальной системы, как «экспроприация чужой воли» (В. Ильин).
Иерархия как универсальная форма отношений управления на основе соподчинения нижних уровней управления верхним.
Организационные и личностные основания власти.
Созидательные функции власти.
Власть и социальная структура системы управления. Социальная база власти. Власть и политика.
Проблемы самосознания субъекта и объекта власти.
Власть авторитета и авторитет власти. Восприятие власти субъектом и объектом управления и проблемы развития их самосознания.
Сдвиг управленческой парадигмы от «власти над…» к «власти с…».
Возможности социологии и психологии в изучении властных отношений в системе управления.
Тема 7. Аппарат управления как социальная группа.
Объективная необходимость и целесообразность функционально-ролевого обособления в системе управления квалифицированного и специализированного труда «аппаратчиков». М. Вебер о рациональной бюрократии. Бюрократия как форма реализации властных функций.
Аппарат управления как социальная группа системы управления. Признаки социальной группы. Функции аппарата управления.
Качество труда работников аппарата и эффективность управления.
Симптомы бюрократизации в деятельности аппарата управления. Проблемы отчужденности аппарата управления от управляемых.
Осознание работниками аппарата своей социальной значимости и ответственности за эффективность и жизнедеятельность системы управления.
Тема 8. Современные тенденции и принципы управления социальными организациями.
Культура и проблемы наследования отечественного и мирового опыта. Эффективность управления.
Влияние прогрессивных тенденций мирового развития на практику управления. Современные тенденции развития управления, их влияние на формирование новой управленческой парадигмы в России.
Принципы и законы управления — важнейшие составляющие научных знаний об управлении.
Аккумуляция в принципах управления эффективного и негативного опыта управления многих поколений и народов.
Принципы управления как организующий сознание и деятельность руководителей и исполнителей фактор, как важный нормативно ориентирующий компонент философии управления.
Проблемы наличия и восприятия принципов управления всеми сотрудниками системы управления.
Законы управления и примеры негативных последствий их игнорирования или нарушений в процессе управления.
РАЗДЕЛ 3. Человек в социальной системе управления.
Тема 9. Трудовая организация как система, социокультурное поле, среда развития и самореализации личности.
Объективные и субъективные системообразующие факторы. Понятие «организация». Системные свойства трудовой организации. Структура и потенциал социальной организации, личности.
Модели организационного поведения личности в организации.
Социальная миссия организации и стратегия управления. Критерии эффективности организации.
Культура как исторически накопленный социальный опыт общения, познания и труда. Культура и управление. Наследование и воспроизводство социального опыта, системы ценностей, рационального отношения к природе, к труду, к личности — исторически предписанная задача управления.
Культура как личностный компонент членов трудовой организации. Профессионал-управленец как продукт и творец культурного процесса. Проблемы воспроизводства культуры в трудовых организациях. Субкультура и контркультура в системах управления.
Культура как социально значимая информация, регулирующая поведение людей, воспроизводящая реальную ткань социальной жизни конкретных систем управления.
Структура социокультурного поля трудовой организации: сеть идей; сеть правил; сеть действий; сеть интересов. Взаимосвязь, подвижность и изменчивость сетей и поля в целом.
Социально-психологическая проблема. Соотношение стратегии управления и организационной культуры. Переменные организационной культуры. Преодоление отчужденности личности от системы управления.
Характерные признаки национальной культуры в макро- и микросистемах управления, их взаимное влияние.
Понятие «аномия» для характеристики состояния социальной системы управления.
Тема 10. Личность и малые группы в социальной организации.
Определение ‘малой группы». Роль малых групп в жизнедеятельности трудовых организаций и отдельной личности.
Признаки малой группы.
Степень развития группы. Факторы усиления сплоченности и разрушения группы.
Характеристика признаков неформальной группы. Причины постоянного существования неформальных групп в рамках формальных.
Управленческая команда как малая группа.
Среда функционирования группы. Проблема регулирования межгрупповых отношений в конкретной системе управления.
Диалектика микро- и макросоциальных систем. Использование в практике управления социологического закона: высшие формы коллективной организации развиваются из простейших форм.
Тема 11. Проблемы реализации взаимных ожиданий личности и системы.
Структура базовых потребностей личности (модель А. Маслоу) и модели «видения» человека в системе управления: человек экономический (по Ф. Тейлору), человек социальный (по Э. Мзйо), человек психологический (самореализующийся) (по Ф. Герцбергу).
Научное обеспечение оптимизации взаимных ожиданий личности и системы (НОТ, социометрия, игротехника).
Дифференцированность ожиданий личности к системе управления с учетом национальных особенностей и развитости конкретной организации и самого человека.
Две модели организационного поведения, отражающие ожидания системы к личности. Проектируемое и реальное поведение личности в организации. Тенденция отклоняющегося поведения от запроектированного, общественно желаемого. Управленческие проблемы научения организационному поведению и коррекции ролевого поведения личности.
Личностный и ролевой аспекты взаимодействия человека и организации. Проблема неадекватности представлений менеджеров о структуре и приоритетности ожиданий исполнителей к организации.
Практические управленческие меры по гармонизации интересов сотрудников и системы. Проблемы мотивации поведения личности в организации.
РАЗДЕЛ 4. Социальные роли руководителя организации.
Тема 12. Базовые социальные роли руководителя. Проблемы ролевого самосознания и ролевой подготовленности.
Структура базовых социальных ролей руководителя. Интегрирующая роль преобразователя условий жизнедеятельности людей.
Ролевая «Я — концепция» менеджера. Механизм ролевой автономности и проблемы ролевого самосознания и научения.
Диалог «Я — другие» — новый методологический принцип познания себя через других. Социальная и психологическая коррекция ролевого поведения. Проблемы осознания социальной ответственности за качество управления.
Лидерство как венец управленческого профессионализма. Лидерство и факторы формирования «команды». Факторы укрепления и разрушения команды.
Лидерство и способность управлять вниманием, значением, доверием, собой. Психологические ограничения личной эффективности менеджера.
Принципы и навыки эффективного взаимодействия (С. Кови) в системе управления.
Психологические основания типологии личности. Психологическая структура эффективного менеджера (МЭРС).
Тема 13. Организаторские способности личности.
Управление как организующая деятельность. Организующая функция в структуре социальных ролей руководителя. Место и роль «организаторских способностей» в профессиограмме и психограмме.
Структура организаторских способностей человека. Проблемы личной организованности менеджера («неорганизованный организатор»).
Время в сознании и культуре труда руководителя.
Управленческие меры углубления взаимопонимания и укрепления доверия между субъектом и объектом управления.
Умение руководителя осуществлять связи с общественностью, находить компромисс с профсоюзами и отдельными социальными группами.
Социологические и психологические методы выявления организаторских способностей и диагностики организационного состояния системы управления. Коэффициент целевой ориентации (КЦО) членов трудовой организации.
Принцип лодки — все гребут в одном направлении — и способности руководителя реализовывать его в процессе управления.
Тема 14. Техника и методика эффективного общения.
Понятие «общение». Общение как значимая социальная потребность. Структура и функции общения. Рациональные, эмоциональные и волевые компоненты общения.
Статусное, ролевое и личностное начала во взаимодействии людей. Процесс управления как взаимодействие двух потенциалов (социокультурного и психологического) руководителя и исполнителя.
Типология деловых партнеров и результативность общения.
Структура «грамматики общения». Управленческие ошибки общения, приводящие к «внутреннему увольнению» (отчуждению) сотрудников.
Влияние «Я — образа» на характер и результаты взаимодействия. Факторы появления симпатий и антипатий.
Слово, речь и другие средства общения и управления.
Типичные ситуации общения, их структура.
Общее и особенное в групповом и индивидуальном общении руководителя. Психологический такт в общении.
Проявление индвидуальных особенностей личности в поведении, деятельности, общении.
Коммуникативные свойства руководителя и их развитие. Искусство слушать, говорить и убеждать.
Зависимость эффективности управления от искусства общения руководителя с сотрудниками, поставщиками, потребителями, клиентами.
Реклама — опосредованное средство общения производителя и потребителя.
Проблемы общения с аномальными работниками.
Тема 15. Типичные ошибки управления и психологические симптомы противопоказаний к руководящей работе.
Обыденное и научное знание о профессиональной деятельности. Принцип психологии — единство сознания и деятельности. Проблемы неумения пользоваться теоретическими знаниями в практическом управлении.
Типичные ошибки:
слабая разработка или полное отсутствие стратегии управления;
неумение делегировать полномочия (избыточная зависимость);
ошибки кадровой работы и как следствие — отсутствие в системе управления лидеров;
нечестные отношения с партнерами и покупателями;
личностные причины ошибок;
нормативно-правовые и мировоззренческие ошибки.
Практика (тренинги) анализа и оценки себя как субъекта труда, общения и познания.
Психологические и другие методы диагностики личностных качеств при приеме и выдвижении на руководящую работу.
Тема 16. Мотивация поведения личности в организации.
Мотивация и деятельность. Теории и мотивации. Стимулирование трудовой деятельности. Социально-психологические явления и мотивация личности трудовой деятельности. Социальнопсихологическая служба, ее роль в активации трудовой деятельности.
Возможность социологических и психологических методов анализа и оценки качества жизни и результативности управления.
Тема 17. Социальные и психологические индикаторы восприятия каче ства жизни и качества управления.
Социальные и психологические индикаторы восприятия качества жизни и качества управления. Информация как предмет управленческого труда.
Социологическая информация о повседневности, о массовых фактах индивидуального поведения и обыденного сознания. Типичные мотивы и типичные действия людей, малых групп (ГИ. Вебер).
Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей.
Приложение Б
Перечень контрольных заданий по дисциплине «Социология и психология управления»
Тема 1
Социологическая составляющая теории и практики управления
1.1 Чем обусловлена необходимость междисциплинарного подхода в изучении управления?
1. 2. Почему и когда возникает потребность в управлении?
Почему социология считается важнейшей учебной дисциплиной в профессиональной подготовке менеджеров?
1.3. В чем различие обыденного и научного социологического знания?
1.4. Как взаимосвязаны понятия и явления «Личность» — «Общество» — «Культура»?
1. 5. Прокомментируйте суждение «Социология — это средство самосознания, саморегуляции и самосовершенствования личности, социальной организации и общества в целом».
1. 6. Проверьте, четко ли Вы представляете объект и предмет социологии управления.
1.7. Почему закон выживания связывается с концепцией структурно-функционального анализа социальных систем (по Т.Парсонсу)?
1.8. «Критерием расцвета общественно-экономической формации служит не состояние общества, а его продукт — социальный тип личности». Как Вы понимаете это суждение? Принимаете ли Вы его? Как оно связано с социологией управления?
Тема 2
Психологическая составляющая теории и практики управления
2.1.Сформулируйте свое мнение о нужности знания основ психологии управления в профессиональном и культурном развитии специалиста.
2.2. Что составляет структуру психических явлений человека?
2.3. Психика человека обладает свойством опережающего отражения действительности (ООД).
Какова роль этой способности в практике управления?
2.4. Социология изучает не только «человека в обществе», но и «общество через человека». Согласны ли Вы с таким мнением? Да, нет и почему?
2.5. Почему совершенствование работы с персоналом требует умения пользоваться знаниями основ социологии и психологии?
2.6. Проверьте, хорошо ли Вы усвоили содержание понятий «профессиограмма» и психограмма». Как они взаимосвязаны?
2.7. Поразмышляйте, как «работает» принцип единства сознания и деятельности (ЕСиД) применительно к практике подготовки специалистов по управлению и впрактике управления.
2.8. Готовы ли Вы эффективно пользоваться различными методами психологиив обыденной жизни и в профессиональной деятельности?
2.9. Знаете ли Вы структуру «ограничений личной эффективности» менеджера(по книге Раскрепощенный менеджер») и готовы ли использовать ее в работе сперсоналом?
2.10. Проверьте себя: хорошо ли Вы представляете объект и предмет психологии управления?
Тема 3
Социальная природа управления
3.1 О социальной природе управления весьма образно высказался К. Маркс:«Скрипач сам управляет собою, оркестр нуждается в дирижере». Должен ли дирижер иметь профессиональное образование и какова роль в этой подготовке дисциплины «Социология и психология управления»?
3.2. Управленческий труд в структуре общественного (группового) разделения труда.
3.3. Как в практике понимается и реализуется взаимозависимость субъекта и объекта управления? Постарайтесь ответить на примерах систем управления различной масштабности.
3.4. Содержание управленческой аксиомы. К чему она обязывает руководителей всех уровней системы управления?
3.5. Какие последствия Вы видите, если эта аксиома «не работает» по разнымпричинам?
3.6. Социальная база (опора) руководителя и эффективность управления.
3.7. Чем раскрывается социальная характеристика профессии «менеджер»?
.
Тема 4
Управление как разновидность общественно необходимого труда, как трудовой процесс
4.1. Правомерно ли рассматривать управление как разновидность общественно необходимого труда? Если «да», то в чем его специфика?
4.2. Если управление — разновидность общественно необходимого труда, то правомерен ли другой вопрос: о предмете и, соответственно, о продукте управленческого труда. Логично? Что, по Вашему, следует рассматривать в качестве предмета (-тов) и продукта (-тов) этого вида труда?
4.3. В свое время А. Смит высказал убеждение, что управленческий труд непроизводительный, поскольку он «решительно ничего не производит!». Определите свою позицию и сгруппируйте свои аргументы «за» и «против» утверждения классика
экономической мысли.
4.4. Если управление — труд, то каков алгоритм этого трудового процесса?
4.5.Если управление — трудовой процесс, то какие социально значимые ценности создаются трудом управленцев?
4.6. Возможны ли, по Вашему мнению, объективные критерии оценки результатов управленческого труда? Если «да»,то сформулируйте несколько критериев и «опробуйте» их на примере Вашей фирмы, организации или общества в целом.
4.7. Между субъектом и объектом управления объективно складывается взаимозависимость. Для лучшего понимания проблемы взаимозависимости точно воспроизведите содержание управленческой аксиомы.
4.8. После проработки предыдущих вопросов постарайтесь поточнее выразить свое понимание социальной значимости профессии «менеджер».
4.9. Для закрепления знаний по этой теме постарайтесь интегрировать Ваши представления об управлении как трудовом процессе, как профессии, как науке и искусстве.
Тема 5
Социально управленческая ситуация: понятия, методы анализа и регуляция.
5.1. Достаточно ли четко Вы представляете связи понятий «взаимозависимость» и «отношения» между людьми в социальной системе управления?
5.2. Как влияют на «отношения управления» возможности членов организации удовлетворять свои актуализированные потребности?
5.3. Определите Ваше личное отношение (Я в системе отношений управления) с партнерами взаимодействия по всем указанным поводам. Есть ли проблемы для Вас и для организации?
5.4. Как влияют индивидуальные и групповые позиции, установки на состояние «отношений управления» и системы в целом?
5.5. Как «работает» теория социального обмена (Д.Хоманс, П.Блау) в Вашей организации и за ее пределами? Поразмышляйте.
Тема 6
Проблема иерархии и власти в управлении.
6.1. В чем различия организационных и личностных оснований власти?
6.2. Говорят о власти авторитета и авторитете власти… Это просто игра слов или разные социальные явления? Аргументируйте Вашу позицию.
6.3. Создает ли восприятие власти субъектом и объектом управления основания для формирования социальной напряженности между ними? В каких ситуациях это возможно? Или неизбежно? Что еще?
6.4. Каковы созидательные функции власти в конкретной системе управления?
6.5. Социальная база власти и проблемы доверия к власти. Есть ли такая проблема в обществе, регионах, в трудовых организациях?
6.6. Что такое «баланс власти» в социальной системе и как он связан со стилями управления? Попробуйте представить этот баланс графически.
6.7. Можно ли говорить о разнообразии форм и методов властного влияния на людей в процессе управления? Приведите несколько примеров из Ваших наблюдений.
6.8. Как влияют на эффективность управления различные формы злоупотребления властью?
6.9. Велики ли, по Вашему мнению, возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления?
6.10. Считаете ли Вы, что теория и практика власти и властвования должны стать предметом всенародного всеобуча?
6.11. Как соотносятся понятия «власть» и «политика»? Что первично?
6.12. Человек и власть… Что значит «власть в мире человека» и «человек в мире власти»? Как осознается эта взаимосвязь?
6.13. Власть и оппозиция власти… прокомментируйте это социальное явление.
Тема 7
Аппарат управления как социальная группа
7.1. Одно из системных свойств общества или трудовой организации- целостность. Как Вы истолковываете парные ключевые понятия: система — структура, часть
— целое, их взаимодействие и взаимодополнение на примере аппарата управления и других социальных групп системы?
7.2. Что такое «структурно-функциональный анализ» применительно, например, к трудовой организации?
7.3. Правомерно ли определять социальную систему управления как единство многообразия? Например, индивидов- личностей, малых групп, социальных групп?
7.4. Какими признаками Вы охарактеризуете такую социальную группу, как аппарат управления в конкретной системе управления (общество или трудовая организация)?
7.5. Какие функции призван выполнять аппарат управления? Назовите.
7.6. Можете прокомментировать характер взаимодействия аппарата управления с другими социальными группами Вашей организации по принципу «МЫ — ОНИ» или единому — «МЫ»?
7.7. Есть ли симптомы ослабления самосознания и социальной ответственности этой социальной группы перед другими за общие результаты деятельности этой организации?
7.8. Располагаете ли Вы примерами выполнения аппаратом неправомочной функции — информационного фильтра «снизу-вверх», т.е. прерывания «обратной связи» в системе управления?
7.9. Есть ли проблема (опасность) бюрократизации аппарата управления? На зовите несколько признаков (примеров) такого явления на примере Вашей и смежных организаций.
7.10. Чем чревата отчужденность аппарата управления от управляемых?
7.11. Что понимал М. Вебер под «рациональной бюрократией»?
Тема 8
Современные тенденции и принципы управления социальными организациями
8.1. Наша страна уже не закрытая система и потому интегрирована в мировые процессы и тенденции. Назовите несколько примеров влияния прогрессивных тенденций мирового развития на практику управления в мире и в России.
8.2. Постарайтесь разобраться в вопросе, как влияют современные тенденции развития управления в мире на необходимость формирования новой управленческой парадигмы в России?
8.3. Почему принципы и законы управления считаются важнейшими составляющими научных знаний об управлении?
8.4. В чем разница между обыденным и теоретическим знанием применительно к управлению? Чему Вы отдаете предпочтение?
8.5. Считается, что «принципы и законы управления являются организующим сознание и деятельность руководителя фактором, важнейшим нормативно-ориентирующим компонентом философии управления». Согласны ли Вы с таким суждением? Да. Нет. Почему?
8.6. Правомерно ли утверждение, что в принципах управления аккумулирован эффективный и негативный опыт управления?
8.7. Проанализируйте, применительно к практике управления в Вашей организации, знают ли рядовые сотрудники принципы управления, которыми руководствуются ее руководители, и как их воспринимают?
8.8. Какие принципы управления исповедуете Вы, если Вы руководитель, и как их культивируете в своей организации?
8.9. Вспомните несколько законов управления и прокомментируйте их содержание.
8.10. Снижает ли эффективность управления забвение или игнорирование принципов и законов управления? Если «да»,то почему?
8.11. «Управление как искусство»…Как Вы понимаете это определение?
Тема 9
Трудовая организация как система, социокультурное поле, среда развития и самореализации личности.
9.1. Считается, что понятие — это единица сознания. Проверьте, достаточно ли полно Ваше представление о содержании понятия «культура».
9.2. Ваше представление о понятии «система». Назовите ее основные свойства.
9.3. Есть ли такая социальная проблема: «индивидуальное наследование культуры»? В чем ее суть и как она разрешается лично Вами?
9.4. Можно ли рассматривать управленца-профессионала в качестве продукта и творца культурного процесса? Прокомментируйте эти варианты.
9.5. Культура как личностный компонент членов трудовой организации… Есть ли такая проблема в практике управления, в чем она проявляется, каковы последствия на примерах Вашей организации?
9.6. Культура и управление… Как, по-вашему, соотносятся стратегия управления и организационная культура?
9.7. Правомерно ли рассматривать организационную культуру как объект управления? Какие проблемы воспроизводства культуры в трудовых организациях Вы видите?
9.8. Традиции как культурные универсалии… Какова их роль в жизнедеятельности малых групп, трудовых организаций и общества в целом?
9.9. Как Вы представляете структуру социокультурного поля трудовой организации?
9.10. Какие практические проблемы системы управления Вы видите при рассмотрении социокультурного поля как среды развития и самореализации личности.? Как взаимосвязаны и проявляются характерные признаки национальной
культуры в макро- и микросистемах управления? Попробуйте провести сравнительный анализ систем ценностей американской, японской и арабской культур.
9.11.Можно ли рассматривать организационную и управленческую культуру как цепь и продукт управленческого труда? Дайте развернутый ответ.
9.12. Применимо ли понятие «аномия» для характеристики состояния культуры конкретной системы управления?
9.13. Назовите структуру формулы эффективного управления (ФЭУ) как инструмента самоорганизации социальной системы.
Тема 10
Личность и малые группы в социальной организации
10.1. Чем отличаются, по определению, «малые группы» от «социальных групп»?
10.2. Что значат малые группы в жизнедеятельности человека? Вспомните и проанализируйте «памятные ситуации» из собственной жизни и жизни Ваших коллег.
10.3. Ваше поведение в малых группах способствует их сплочению и развитию или привносит что-то деструктивное? Постарайтесь быть объективным.
10.4. В чем различия наиболее типичных малых групп в Вашей организации? По каким основаниям Вы будете их анализировать и сравнивать?
10.5. Можно ли говорить, что малые группы предопределяют эффективность конкретной системы управления?
Управленческая «команда» как малая группа… Что характерно для взаимоотношений членов этой команды?
10.7. Какое значение Вы придаете лидерству в малой группе? Вы смогли бы выполнять эту роль лучше, чем претендент или имеющийся лидер?
10.8. Есть ли проблемы межгрупповых отношений в Вашей организации? Каковы их причины и как они разрешаются Вашим руководством?
10.9. Ранее отмечалось, что организация — это социокультурное поле… Можно ли это определение распространить на малые группы? Какая система ценностей в основе образования различных групп?
10.10. Утверждается, что между микро- и макросоциальными системами существует устойчивая причинно-следственная связь. Правомерно ли говорить о социологическом законе, по которому высшие формы коллективной организации развиваются из простейших форм?
10.11. Можно ли руководствоваться этим утверждением для совершенствования практики управления? Если «да», то почему? И как?
Тема 11
Проблемы реализации взаимных ожиданий личности и системы
11.1. Уточните для себя, как сочетаются, как взаимосвязаны понятия «потребность» и «ожидания» сторон взаимодействия — личности и системы управления?
11.2. Если социальная система управления в целом — это совокупный работник, труженик, то что необходимо делать в процессе управления, чтобы реализовать принцип «все гребут в одном направлении»?
11.3. Четко ли Вы представляете Ваши ожидания к организации, к ее руководителям? Постарайтесь составить наиболее полный список.
11.4. А теперь постарайтесь возможно полнее представить ожидания системы управления к Вам как к труженику, субъекту общения и познания, как исполнителю базисных социальных ролей. Нужно ли это делать? Если «да», то кому это нужно и
почему?
11.5. В силу каких причин реальное поведение человека в организации (организационное поведение) имеет устойчивую тенденцию к отклонению от ожиданий системы управления? Попробуйте систематизировать эти причины.
11.6. Назовите причины и последствия взаимной отчужденности личности и системы.
11.7. Перечислите необходимые управленческие действия для преодоления взаимной отчужденности личности и системы.
11.8. Возможны ли проблемы в реализации взаимных ожиданий личности и системы управления из-за низкого профессионализма менеджеров, из-за неадекватности их представлений о структуре и приоритетности ожиданий сотрудников к организации? Как Вы понимаете эту проблему?
11.9. Диалектика части и целого…Можно ли гармонизировать их интересы? И нужно ли?
11.10. Какие организационно-управленческие методы нужно предпринять для оптимизации и реализации взаимных ожиданий личности и системы управления? Воспроизведите содержание формулы эффективного управления (ФЭУ) и обозначь
те Ваши управленческие действия по ее претворению в жизнь.
Тема 12
Базовые и социальные роли руководителя. Проблемы ролевого самосознания и ролевой подготовленности
12.1. Базисные социальные роли личности, рассмотренные ранее, и базовые социальные роли руководителя в системе управления… В чем их различия? Что общего?
12.2. Какова структура базовых функциональных ролей руководителя?
12.3. Правомерно ли называть роль преобразователя условий жизнедеятельности людей в качестве интегрирующей роли?
12.4. Исчерпывает ли ролевая «Я — концепция» руководителя его социально-психологические свойства, профессионально значимые достоинства?
12.5. Есть ли проблема ролевой автономности, девиантности? Если «да», то как. Вы понимаете эту проблему? Прокомментируйте.
12.6. Возможны ли психологические ограничения личной эффективности менеджера? Аргументируйте свои «за» или «против».
12.7. Какова связь между ролевым самосознанием, ролевым научением и социальной и психологической коррекцией ролевого поведения? Есть ли такая проблема?
12.8. Утверждается, что лидерство — это венец управленческого профессионализма. Правильно ли такое утверждение?
12.9. Почему способность человека управлять вниманием, значением, доверием и собой рассматривается как значимая предпосылка лидерства?
12.10. Можно ли выявить и систематизировать типичные ошибки руководителей разных уровней? Приведите несколько примеров из практики Вашей организации.
12.11. Правомерно ли говорить о психологических симптомах противопоказаний к руководящей работе? Какие это симптомы?
12.12. Результаты исследований показывают оптимальное сочетание в эффективном руководителе ряда психологических свойств — МЭРС. Расшифруйте эту аббревиатуру.
Тема 13
Организаторские способности личности
13.1. Почему социальная роль «организатора» выделяется в самостоятельную
учебную тему?
13.2. Какова структура «организаторских способностей»? Сконструируйте ее модель применительно к себе и к Вашим руководителям или знакомым.
13.3. Какие основные личностные качества руководителя особо значимы для результативного выполнения организаторской роли? Перечислите.
13.4. Из Древней Греции пришел призыв «Познай самого себя!». Считаете ли Вы нужным протестировать себя на «организаторские способности» с тем, чтобы развивать их более целеустремленно?
13.5. Попрактикуйтесь, как организаторская роль связана с другими базовыми социальными ролями руководителя.
13.6. Прокомментируйте, почему доверие между людьми, в том числе между субъектом и объектом управления, расценивается как сильный организующий фактор.
13.7. Какие ограничения личной эффективности мешают руководителю наилучшим образом проявить свои организаторские способности?
13.8. Реализация целей управления предполагает наличие у руководителя социальной опоры, базы. При каких условиях организующий потенциал целей будет больше?
13.9. Почему важно умение руководителя осуществлять результативные связи с общественностью, находить компромисс с профсоюзами и отдельными социальными группами?
13.10. Правомерно ли определять управление как организующую деятельность?
13.11. Аргументируйте Ваше «да» или «против».
Возможно ли с помощью психологии и социологии диагностировать (выявлять) организаторские задатки, способности?
Тема 14
Техника и методика эффективного общения
14.1. Какое значение Вы придаете проблеме общения в теории и практике управления, в личной жизни исключительно большое, большое, не очень? Аргументируйте свой выбор.
14.2. Что такое «типичные ситуации общения»? Какова их специфика и структура?
14.3. Как влияет на эффективность общения знания основ типологии людей?
14.4. Считается, что 80% проблем в трудовых организациях возникает из-за неумения и ошибок общения…Составьте перечень наиболее типичных ошибок общения руководителей, «рядовых сотрудников» и Ваших лично.
14.5. Знакомы ли Вы с популярной и эффективной «грамматикой общения»?
14.6. Знаете ли Вы как понравиться другим людям по советам Д. Карнеги?
14.7. Умеете ли Вы слушать и слышать? Что такое «фильтры слушания»?
14.8. В учении «внимательно слушать кроется разница между посредственной и выдающейся компанией» — такой вывод делает известный менеджер Л. Якокка. Правомерно ли такое утверждение? Прокомментируйте его.
14.9. «Подлинное общение — процесс двусторонний», так считает Л. Якокка, «включая и умение говорить и слушать»…Какое значение эти умения руководителя имеют в формировании его личного авторитета и эффективности управления?
14.10.»Психологический такт руководителя»…Из чего он складывается? В чем проявляется?
14.11. Процесс управления — это всегда взаимодействие двух «Я» — руководителя и исполнителя /-лей, их социокультурных и психологических потенциалов… Всегда ли это взаимодействие, общение приводит к сознанию и чувству «МЫ»? И нужно ли
руководителю об этом заботится? Если «да», то почему?
Можете ли сформулировать несколько правил, соблюдение которых позволяет руководителю успешно воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды? Или знаете их по работам Д. Карнеги? Перечислите.
14.13. Прокомментируйте роль «обратной связи» в коммуникативной функции системы управления.
14.14.Прокомментируйте суждения «Общение как значимая социальная потребность индивида»…, «как условие взаимодействия и существования социальной системы и личности»…
Тема 15
Типичные ошибки управления и психологические симптомы противопоказаний к руководящей работе
15.1. Какое, по Вашему мнению, значение имеет профессионализм в судьбе индивида и в практике управления?
Практикуете ли Вы самотестирование для анализа и коррекции своей психограммы, чтобы больше соответствовать требованиям профессиограммы?
15.2. Обладаете ли опытом анализа и самокритической оценки своих часто повторяемых ошибок?
15.4. «Учиться на чужих ошибках!». Пользуетесь ли Вы этой народной мудростью?
15.5. Обращаете ли внимание на ошибки Ваших руководителей? Какие выводы? В чем их причины?
15.6. Проявляете ли интерес к научной литературе о типичных ошибках руководителя?
15.7. Аккумулируют ли принципы управления негативный опыт, ошибки управления? Если «да», то возрастает ли Ваш интерес к познанию принципов управления?
15.8. Назовите психологические симптомы противопоказаний к руководящей работе. Какие-то из симптомов проявляются у Вас? Будьте объективны!
Тема 16
Мотивация поведения личности в организации.
16.1 Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управленческой деятельности.
16.2. Теоретические основы трудовой мотивации.
16.3. Стимулирование трудовой деятельности: понятие, структура, значение.
16.4. Особенности организации стимулирования в России и зарубежных странах.
16.5. Психолого-дидактические принципы организации стимулирования труда.
16.6. Методы психологического воздействия на личность.
16.7. Индивидуальный подход в процессе мотивации трудовой деятельности.
16.8. Лидерство как социально-психологический феномен.
16.9. Социально-психологическая служба: направления ее деятельности, роль в активизации трудовой деятельности.
16.10. Заполнить таблицу «Система мотивации трудовой деятельности работников в моей организации»
Основные мотивы |
Дополнительные мотивы |
Выводы и рекомендации |
Тема 17
Социальные и психологические индикаторы восприятия качества жизни и качества управления.
17.1. Показатели и индикаторы функционирования социальной сферы региона.
17.2. Социально-психологическое проектирование как инновационная технология принятия управленческих решений.
17.3. Информационно-методологические основы проектно-исследовательской деятельности менеджера (экономиста, любого специалиста по выбору).
17.4. Анализ внешней и внутренней среды основы эффективного управления организацией.
17.5. Психодиагностика предпринимательских способностей.
17.6. Психология собственности и потребности человека.
17.7. Психология отношения людей разных поколений к труду.
17.8. Социально-экономические показатели качества жизни в условиях реформирования.
17.9.Методы управления разными деловыми типами людей.
17.10. Информация как предмет управленческого труда.
Приложение Г
Таблица для выбора варианта контрольных вопросов.
следняя цифра № зачетной книжки |
Номер вопроса. |
Последняя цифра номера зачетной книжки |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
||
1,2 |
Зопрос№1 |
Т1.1 |
Т1.2 |
Т1.3 |
Т2.1 |
Т2.2 |
Т2.3 |
Т2.4 |
Т2.5 |
Т2.6 |
Т2.7 |
Вопрос№2 |
Т6.7 |
Т6.8 |
Т6.9 |
Т6.10 |
Т6.11 |
Т6.12 |
Т6.13 |
Т6.14 |
Т6.15 |
Т6.16 |
|
3,4 |
Вопрос№1 |
Т2.8 |
Т2.9 |
Т2.10 |
Т2.11 |
Т2.12 |
Т2.13 |
Т2.14 |
Т2.15 |
Т2.16 |
Т2.17 |
Вопрос№2 |
Т6.17 |
Т6.18 |
Т6.19 |
Т6.20 |
Т6.21 |
Т7.1 |
Т7.2 |
Т7.3 |
Т7.4 |
Т2.8 |
|
5,6 |
Вопрос№1 |
Т2.18 |
Т2.19 |
Т3.1 |
Т3.2 |
ТЗ.З |
Т3.4 |
Т3.5 |
Т3.6 |
Т3.7 |
Т4.1 |
Вопрос№2 |
Т2.8 |
Т2.9 |
Т2.10 |
Т2.11 |
Т2.12 |
Т2.13 |
Т2.14 |
Т2.15 |
Т2.16 |
Т2.17 |
|
7,8 |
Вопрос№1 |
Т4.2 |
Т4.3 |
Т4.4 |
Т4.5 |
Т6.1 |
Т6.2 |
Т6.3 |
Т6.4 |
Т6.5 |
Т6.6 |
Вопрос№2 |
Т1.1 |
Т1.2 |
Т1.3 |
Т2.1 |
Т2.2 |
Т2.3 |
Т2.4 |
Т2.5 |
Т2.6 |
Т2.7 |
|
9,0 |
Вопрос№1 |
Т6.7 |
Т6.8 |
Т6.9 |
Т6.10 |
Т6.11 |
Т6.12 |
Т6.13 |
Т6.14 |
Т6.15 |
Т6.16 |
Вопрос№2 |
Т4.2 |
Т4.3 |
Т4.4 |
Т4.5 |
Т6.1 |
Т6.2 |
Т6.3 |
Т6.4 |
Т6.5 |
Т6.6 |