Связь психологии и социологии с другими науками

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКИ

 

План

1. Психология и социология в системе наук.

2. Отрасли психологии.

3. Методы исследования в психологии и социологии.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК

 

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».

Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.

Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.

Объект социологии:общество, общность (группа) людей

Предмет социологии: социальная жизнь общества, т.е. взаимодействия людей и общностей (групп), социальные связи, социальные отношения.

Задачей социологии как науки является изучение проблем в общественной жизни, воздействие на социальные процессы.

Связь психологии и социологии с другими науками

Психология и Социологиякак самостоятельные науки тесно связаны друг и другом, как мост, который связывает мыс­ли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Психология изучает индивида (представителя человека) и дает социологии знания о психике человека; а социология изучает социум (группу индивидов) и предоставляет психологии факты об общественной деятельности людей. Связь между психологией и социологией обеспечивает соци­альная психология.

Философия.Философия есть система взглядов на мир (общество) и человека. Поэтому до недавнего времени психологию и социологию изучали на философ­ских факультетах университетов, и их некоторые разделы тесно переплетаются с философией. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль, как общая психология. На стыке философии и социологии – социальная философия.

История.Современный человек — продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействие биологических, психических и социальных факторов. Историческая психология изучает изменение психики людей в процес­се исторического развития и роль психологических качеств историчес­ких деятелей на ход истории. Антропология изучает происхождение и эволюцию человеческих рас и физического строения человека.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно ... детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) ...

Педагогикапредоставляет психологии и социологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, поз­воляющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспе­чению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспе­чивают педагогическая психология и возрастная психология. Сравнение педагогических систем в различных обществах изучает сравнительная педагогика.

Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретичес­кой и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиоло­гия.

Медицинапомогает психологии лучше понять возможные меха­низмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии).

На стыке медицины и психоло­гии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них за­частую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

 

2. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

 
 

Рис. 1. Отрасли психологии

 

Таблица 1

Предметы отраслей психологии

Отрасль психологии: Изучает:
1. Возрастная психология Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни
2. Детская психология Развитие ребенка от рождения до 11 лет
3. Психология подростка и юности Развитие детей 11-17 лет
4. Психология взрослого Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости
5. Геронтопсихология Особенности пожилых людей и старости
6. Педагогическая психология Психологические закономерности обучения и воспитания человека
7. Психология обучения Основы дидактики, методик, программированного обучения
8. Психология воспитания Основы воспитания, психологию ученического коллектива
9. Психология учителя Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей
10. Психология познания Психологические познавательные процессы
11. Социальная психология Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения
12. Психология личности (дифференциальная психология) Характер, индивидуальные различия, способности
13. Психология труда Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ)
14. Экономическая психология Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений
15. Политическая психология Субъективно-мотивационные компоненты политики
16. Психология торговли Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды
17. Психология творчества Особенности творческой личности, активизацию интуиции
18. Космическая психология Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма
19. Авиационная психология Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов
20. Инженерная психология Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина»
21. Медицинская психология Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного  
22. Нейропсихология Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами
23. Психофармакология Влияние лекарств на психику
24. Психотерапия Психическое воздействие лечения на больных
25. Психогигиена Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей
26. Специальная психология Отклонения в развитии психики
27. Юридическая психология Психологические вопросы реализации прав человека
28. Судебная психология Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу
29. Криминальная психология Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления
30. Зоопсихология Психику и поведение животных
31. Сравнительная психология Сопоставление психики животных и человека

 

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Таблица 2

Методы психологии

Методы Определение Виды
  Интроспекция Наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним нет
  Наблюдение Целенаправленное восприятие деятельности или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе Открытое, скрытое, включенное, не включенное
  Опрос Прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности Устный (интервью, беседа), письменный (анкета — открытая, закрытая), стандартизированный, свободный
  Тест Краткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты
  Эксперимент Создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный
  Анализ продуктов деятельности Анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений. Анализ рисунков, сочинений, почерка, поделок и др.

Интроспекция самонаблюдение, которое применяется тогда, когда психолог- исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Наблюдение – целенаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой. Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается. Достоинства наблюдения: 1) возможность непосредственного контакта с объектом, 2) возможность применения в самых различных ситуациях; недостатки: 1) невозможность повторения ситуации, 2) большая вероятность ошибок из-за субъективного фактора.

Опроспредставляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным. Устный опрос (интервью, беседа) применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Это вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемых при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Ее недостатком является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками. Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тестыявляются специализированными методами исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз. Тесты бывают трех видов: тесты- опросники, тесты-задания и проективные тесты. Тест- опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств. При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.

Эксперимент— целенаправленная и продуманная искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.

Анализ продуктов деятельности — анализируются дневниковые записи, продукты трудовой или творческой деятельности (рисунки, сочинения, почерк и пр.).