Руководитель как субъект управления. Соотношение понятий руководитель и лидер.

Мотивация и ее роль в профессиональной деятельности.

Существуют два подхода к изучению теорий мотивации профессиональной деятельности.

Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности.Теория мотивации по А. Маслоу. Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человекаВ основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем,социальные потребности — необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям,потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации.

Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера — Лоулера.

Руководитель как субъект управления. Соотношение понятий руководитель и лидер.

Руководство и лидерство

6 стр., 2603 слов

Творчество как одна из потребностей человека

... и "неистинной" мотивации. В данном случае "истинная" та, которая соответствует потребностям и способностям самого индивида, "неистинная" исходит из потребностей других людей, социума. Примером ... результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества. «Истинная» мотивация как условие творчества ...

В введении каждого руководителя находится определенный круг вопросов, по поводу которых он уполномочен принимать решения и отдавать распоряжения. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет. Иногда субъектом управления становится и рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером. В науке психологии управления различают руководство и лидерство. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организация его деятельности. Он несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую) активность. Лидер – самый авторитетный член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Это «любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе» [4]. Как правило, все лидеры превосходят других членов группы, по крайней мере, в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности. Качества руководителя и лидера: Руководитель – высокообразованный специалист с богатым опытом, умеющий разрабатывать и принимать решения; добросовестный, трудолюбивый работник, использующий новейшие достижения в науке управления. Лидеры также являются высококлассными специалистами, но они всегда остаются постоянными учениками, они должны идти вперед, выделяться.

Малая группа как объект управления. Психологические особенности и основные параметры малой группы.

Современный анализ систем управления и разработка их эффективной практики

немыслимы без психологического определения и учета понятий «группа», «малая группа»,

«коллектив» и др. Это следует из того, что деятельность индивида и его управляемость в

группе и в изоляции существенно различаются. В группе, в коллективе человек ведет себя

иначе, чем в изолированных условиях. В социальной психологии, в рамках теории

человеческих отношений, разработана концепция общества, состоящего из малых групп.

Такое выделение специфичности малых групп в рамках концептуального анализа

социальных систем обязывает нас учитывать их закономерности и в системе социальных и

экономических отношений. Человек усваивает и транслирует нормы и ценности общества

(социализируется), осознает себя членом общества и экономических отношений именно

через посредство малой группы, в которую он включен. В свою очередь, общество

воздействует на человека не непосредственно, а через посредство малой группы. Наконец,

существует целый ряд вопросов в теории и практике управления, требующих знания

закономерностей малых групп:

. » срабатываемость, совместимость в групповой работе;

11 стр., 5168 слов

Самооценка, уровень притязаний и социальные статусы в структуре ...

... в психолого-педагогической литературе. Объект исследования: особенности личности младших школьников и их социальные статусы. Предмет исследования: взаимовлияние свойств личности и социального статуса детей младшего школьного возраста. Актуальность данной ...

. » профилактика групповых конфликтов и управление ими;

. » эффективное управление персоналом;

. » производственное, профессиональное обучение;

. » психологический климат организации и многое другое.

Любое подразделение организации состоит из малой группы людей. Любая большая

производственная группа всегда делится на малые, независимо от индивидуального желания

ее членов, где социальные ощущения каждого человека гармонизируются. Малая группа

есть тот социальный организм, через который осуществляется реализация конкретной

человеческой личности.

Статусно-ролевые функции личности в группе.

Правильное понимание поведения личности в группе, взаимоотношений индивида и группы требует учета как свойств личности, которая имеет определенные социальный статус, позицию и роль в группе, так и состав, характер деятельности, уровень организации группы и групповых процессов. Статусно-ролевые характеристики, особенности поведения личности в группе и в более широких социальных спільностях выражают понятие «статус», «позиция», «роль», «ранг» и проч.Статус (лат. status — состояние, положение) — место индивида в системе межличностных отношений в группе, обществе, его права, обязанности и привилегии.Каждый человек охвачено различными социальными связями и различными социальными функциями, поэтому одновременно может быть много статусов. Находясь во взаимосвязях различного уровня, индивид может иметь статусы человека, гражданина, студента, члена семьи, неформального объединения и тому подобное. Учитывая естественность — обретение статуса, выделяют предлагаемые (национальность, социальное происхождение, место рождения) и достигнутые (образование, профессия и проч.) статусы. Существенными также являются экономический, правовой, профессиональный, политический, личностный статус человека. Иногда речь идет о заданном и достигнут, формальный и неформальный, субъективный и объективный статусы. В более обобщенном виде можно утверждать о психологический и социальный статус.Статус является единством объективного и субъективного, свидетельством признания значимости личности группой или обществом. В нем реализуются групповые нормы и ценности. Определяется статус позицией, социальным рангом (официальный статус), а также отношением к личности группы лиц, степени их уважения, симпатии, авторитета, престижности индивида в сообществе (неофициальный статус).