Методические указания 43

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации"

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздравсоцразвития

России

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности 60 101 — Лечебное дело (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 35

ТЕМА: «Психология конфликта, стили поведения в конфликтной ситуации»"

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___"_________________ 2012 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е. И

преподаватель__________________________________Сенченко Г. В.

Красноярск

2012

1. Занятие № 35

Тема: «Психология конфликта, стили поведения в конфликтной ситуации».

2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы: Успех в любой из медицинских профессий напрямую зависит от взаимопонимания и качества межличностных отношений с пациентами и их родственниками, коллегами и с начальством. При этом возникает не только ряд вопросов теоретической подготовки, но и необходимость владения практическими навыками и приемами общения с пациентами в конфликтной ситуации и преодолении барьеров взаимодействия.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... ; 2) знания по смежным научным дисциплинам (для преподавателя педагогики смежными дисциплинами будут психология, физиология; для преподавателя философии - психология, логика, этика и т.д.); 3 ... на занятиях; 3)неудовлетворенность студентов своей учебой; 4) неблагоприятный психологический климат. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях, которые ...

4. Цели обучения:

— общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); профессиональными компетенциями способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

(ПК-1)

  1. — учебная: знать методы управления и организации работы исполнителей.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Виды социальной мотивации взаимодействия.
  2. Стратегии взаимодействия.
  3. Понятие конструктивной и неконструктивной стратегии.
  4. Понятие «спор» и «конфликт».
  5. Структура конфликта.
  6. Стадии конфликта.
  7. Барьеры взаимодействия в работе врача.
  8. Правила конструктивного разрешения конфликта.
  9. Конструктивные и неконструктивные конфликты.

5.2. Основные понятия и положения темы.

Спор — род диалога, словесное состязание, когда каждая сторона отстаивает свое мнение, «пререкания», «ссора», «судебная тяжба».

Конфликт — столкновение противоположно направленных цепей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-нибудь поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах.

Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию, а именно: конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой; в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения будущих конфликтов; конфликт — это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия; в конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы; конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у подростка, у которого конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе и др.

3 стр., 1167 слов

Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие

... федеральный университет» Гуманитарный институт Эссе «Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие» Выполнил Тесля Андрей ИИ12-05БИ конфликт авторитет самостоятельность младший Красноярск 2013г. Проблема, поставленная ... . Но, дабы слишком не сгущать краски, можно перейти от конфликта к взаимодействию. Проще всего в данном случае, но явно не интересней, когда ...

Следует различать понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», разница между ними очень существенна.

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы. Конфликтная ситуация включает оппонентов, предмет, цели и отношения между ними. В процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Чтобы произошел конфликт, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом. Таким образом, конфликт — это конфликтная ситуация, сопровождаемая инцидентом.

Стадии конфликта: 1) конфликтная ситуация; 2) инциндент; 3) развитие конфликтных действий; 4) завершение конфликта.

Л. Коузер все конфликты делят на реалистические (или предметные) и нереалистические (или беспредметные).

Реалистические вызываются неудовлетворением определенных требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением преимуществ между ними. Они направлены на борьбу с предполагаемым источником неудовлетворенности или несправедливости и имеют целью достижение определенного результата. Нереалистические конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, причиной своей имеют не противоречащие друг другу устремления противников, а потребность освободиться от напряжения, по крайней мере, у одного из них.

9 стр., 4245 слов

Спор как элемент конфликтной ситуации

... инди­катором элементарной невоспитанности партнера по конфликтной ситуации. Чем больше себе позволяет парт ... все его доказательства с помощью одного сильного аргумента. Этот метод особенно хорошо, если ... отношению друг к другу в качестве оппонента, высказывает критические суждения, сомнения, ... личными интересами и преодо­леть психологические барьеры. Отстранение означает неожиданно новое направление ...

По мнению У. Томаса, Р. Кильмена, выделяют пять стилей поведения в ситуациях конфликта:

  • сотрудничество — оптимально почти всегда;
  • компромисс — вполне приемлем в ряде случаев;
  • избегание (уход) — рекомендован в случае неспровоцированных партнером «пожаров»;
  • приспособление — возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав;
  • соперничество (конкуренция) — наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно он имеет приоритетные, закрепившиеся жизненными обстоятельствами стили.

Барьеры взаимодействия в работе врача.

1. Информационные барьеры: непонимание неполное, неправильное понимание, передаваемого сообщения.

2. Мотивационные барьеры: партнеры по общению не осознают и не учитывают различия в том, что побуждает их вступать в контакт, и какие цели они преследуют. Иногда же эти цели прямо противоположны (например, врачу бывает важно узнать как раз то, что пациент скрывает).

Нередко больной стремится продлить беседу, а врач — «свернуть» ее, так как для него это лишь один из немногих больных.

3. Ролевые барьеры: расходятся представления собеседников о нормах общения, соответствующих их социальным ролям (например, больной считает, что врач всегда обязан выслушивать его до конца, не перебивая, а врач думает иначе).

4. Эмоциональные барьеры: игнорируется или неправильно понимается эмоциональное состояние собеседника.

5. Личностные барьеры: «неприятие» каких-то личностных особенностей человека (взаимное или одним из них).

10 стр., 4715 слов

Психологические основы коммуникационных барьеров в профессиональном общении врача и пациента

... стараются донести до сознания пациента о необходимости предлагаемого метода лечения, пытаются убедить его в своей правоте, аргументируют своё решение ... возрастных групп, а в случае каких-то затруднений пытаются добиться от собеседника таких ответов как «да» или ... или контакт глаз. 1.2 Классификация коммуникационных барьеров Коммуникационный барьер -- это психологические препятствия на пути адекватной ...

Сюда относятся и случаи так называемой психологической несовместимости. Например, трудно общаться между собой двум «доминантным» собеседникам. Нелегко контактировать и человеку импульсивному, быстро мыслящему и говорящему с тем, кто нетороплив, «заторможен».

6 Барьеры стереотипов и ошибок в межличностном познании: общение строится, исходя из стереотипов и (или) ошибочных представлений собеседников друг о друге. Об этом говорилось выше.

7. Барьеры установок: предвзятое мнение о собеседнике, существующее еще до общения с ним, часто препятствует установлению контактов, взаимопониманию. У больного негативное отношение к врачу может объясниться длительным и безуспешным предыдущим лечением, сведениями, полученными от соседей по палате и т. д.

8. Барьеры «обратной связи»: неумение быстро и правильно определить, понятно ли сообщение собеседнику и какова его реакция.

Помни об ограниченности человеческого' восприятия (семь плюс -минус два аргумента), поэтому ограничивай число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.

Законы аргументации и убеждений.

1. Закон встраивания (внедрения)

Аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не вбивать (ломая ее), не излагать их параллельно.

2. Закон общности языка мышления. Если хочешь, чтобы тебя слышали, говори на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.

3. Закон минимализации аргументов.

Помни об ограниченности человеческого' восприятия (семь плюс-минус два аргумента), поэтому ограничивай число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.

4. Закон объективности и доказательности. Используй в качестве аргументов только то, что принимает твой оппонент. Не путай факты и мнения.

14 стр., 6517 слов

Барьеры общения и методы их преодоления

... которых наши с партнером мнения совпадают. Стараясь удержаться «поверх барьеров», не следует, конечно, отказываться ... понято «проблемным» партнером, сначала нужно добиться его внимания. Соглашение с тем, с ... вас с упреками и обвинениями. Вы пытаетесь выяснить, что привело партнера в такое ... манерность); акцент; манера поведения говорящего (менторская позиция, агрессия в разговоре, грубость и резкость); ...

5. Закон диалектичности (единства противоположностей).

Говори не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим ты придаешь своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента.

6. Закон демонстрации равенства и уважения. Подавай аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции. Помни, что «друга» убедить легче, чем «врага».

7. Закон авторитета.

Ссылки на авторитет, известный твоему оппоненту и воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливает воздействие твоих аргументов. Ищи авторитетное подкрепление им.

8. Закон рефрейминга.

Не отвергай доводы партнера, а, признавая их правомерность, переоценивай их силу и значимость. Усиливай значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшай значимость выгод, ожидаемых партнером.

9. Закон постепенности.

Не стремись быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами.

10. Закон обратной связи.

Подавай обратную связь в виде оценки состояния оппонента, описания своего эмоционального состояния. Принимай на себя персональную ответственность за недоразумения и непонимание.

11. Закон этичности.

В процессе аргументации не допускай неэтичное поведение (агрессия, обман, высокомерие, манипуляция и т. п.).

Не задевай «больные места» оппонента.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Тест Томаса на поведение в конфликте

Инструкция: «Выберите в каждом случае одно из двух утверждений».

1-А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

1-Б. Чем обсуждать то, о чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

13 стр., 6198 слов

Анализ психологии принятий управленческих решений в фирме

... барьеры на пути принятия управленческих решений Вид психологического барьера Проявление психологического барьера ... стратегию движения. Следующий этап – выработка критериев оптимального решения, ... в матрицу и пытаются комбинировать их по- ... Стараться увеличить количество идей. 4. Комбинировать и усовершенствовать идеи, высказанные другими («перекрестное опыление»). Классификация управленческих решений ...

2-А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

2-Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3-А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

3-Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4-А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

4-Б. Иногда я жертвую своими собственными ' интересами ради интересов другого человека.

5-А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

5-Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6-А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

6-Б. Я стараюсь добиться своего.

7-А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

7-Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8-А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

8-Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9-А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

9-Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10-А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

10-Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11-А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

11-Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12-А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

12-Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13-А. Я предлагаю среднюю позицию.

13-Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14-А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

14-Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15-А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

15-Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16-А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

16-Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17-А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

17-Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18-А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

18-Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19-А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все за­тронутые интересы и спорные вопросы.

19-Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно

20-А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

20-Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21-А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

21-Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22-А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

22-Б. Я отстаиваю свои желания.

23-А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

23-Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24-А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

24-Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25-А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

25-Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26-А. Я предлагаю среднюю позицию.

26-Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27-А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

27-Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28-А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

28-Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29-А. Я предлагаю среднюю позицию.

29-Б. Думаю, что не всегда стоит, волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30-А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

30-Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ:

Соперничество:

3-А, 6-Б, 8-А, 9-Б, 10-А, 13-Б, 14-Б, 16-Б. 17-А, 22-Б, 25-А, 28-А;

Сотрудничество:

2-Б, 5-А, 8-Б, 11-А, 14-А, 19-А, 20-А, 27-Б, 23- А, 26-Б, 28-Б, 30-Б;

Компромисс:

2-А, 4-А, 7-Б, 10-Б, 12-Б, 13-А, 18-Б, 20-Б, 22-А, 24-Б, 26-А, 29-А;

Избегание:

1-А, 5-Б, 6-А, 7-А, 9-А, 12-А, 15-Б, 11-Б. 19-Б, 21-А, 27-А, 29-Б;

Приспособление:

1-Б, 3-Б, 4-Б,, 17-Б, 15-А, 16-А, 18-А, 23-Б, 24-А, 25-Б, 21-Б, 30-А.

Оптимальный набор тактик — в «коридоре» от 5-ти до 7-ми баллов.

5.4. Итоговый контроль знаний:

Тесты

  1. БОЛЬНОЙ СЧИТАЕТ, ЧТО ВРАЧ ВСЕГДА ОБЯЗАН ВЫСЛУШИВАТЬ ЕГО ДО КОНЦА, НЕ ПЕРЕБИВАЯ, А ВРАЧ ДУМАКТ ИНАЧЕ, К КАКОМУ БАРЬЕРУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТНОСИТСЯ ДАННАЯ СИТУАЦИЯ?
  1. информационный
  2. мотивационный
  3. ролевой
  4. эмоциональный
  1. НЕЛЕГКО КОНТАКТИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕКУ ИМПУЛЬСИВНОМУ, БЫСТРО МЫСЛЯЩЕМУ, И ГОВОРЯЩЕМУ С ТЕМ КТО НЕТОРОПЛИВ «ЗАТОРМОЖЕН». К КАКОМУ БАРЬЕРУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТНОСИТСЯ ДАННАЯ СИТУАЦИЯ?
  1. барьер установок
  2. барьер стереотипов и ошибок в межличностном познании
  3. личностный барьер
  4. эмоциональный барьер
  1. НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ К ЭФФЕКТИВНОМУ ПОИСКУ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
  1. представление участниками выхода из конфликта исключается в виде своей победы
  2. тенденция к использованию эффективных стратегий
  3. присутствие навыков ведения переговоров
  1. ВРАЧУ НЕОБХОДИМО УЗНАТЬ КАК РАЗ ТО, ЧТО ПАЦИЕНТ СКРЫВАЕТ. К КАКОМУ БАРЬЕРУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТНОСИТСЯ ДАННАЯ СИТУАЦИЯ?
  1. информационный
  2. мотивационный
  3. ролевой
  4. эмоциональный
  1. ДВУМ «ДОМИНАНТНЫМ» СОБЕСЕДНИКАМ ТРУДНО ОБЩАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ. К КАКОМУ БАРЬЕРУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТНОСИТСЯ ДАННАЯ СИТУАЦИЯ?
  1. барьер установок
  2. барьер стереотипов и ошибок в межличностном познании
  3. личностный барьер
  4. эмоциональный барьер
  1. НЕУМЕНИЕ БЫСТРО И ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТО ЛИ СООБЩЕНИЕ СОБЕСЕДНИКУ И КАКОВА ЕГО РЕАКЦИЯ ВОЗНИКАЕТ ПРИ:
  1. барьерах репертуара действий;
  2. барьерах установок;
  3. барьерах «обратной связи»;
  4. личностных барьерах.
  1. В ОСНОВЕ КОНФЛИКТА ЛЕЖИТ:
  1. ситуация;
  2. инцидент;
  3. информация;
  4. верно 1), 2).
  1. КАКОЙ КОНФЛИКТ ОБУСЛОВЛЕН ПРЕДВЗЯТЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ПАРТНЕРУ:
  1. нереалистический;
  2. беспредметный;
  3. предметный;
  4. верно 1), 2).
  1. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СТАДИЕЙ КОНФЛИКТА:
  1. возникновение конфликтной ситуации;
  2. мотивация;
  3. инцидент;
  4. конфликтные действия.
  1. ПРИ КАКОЙ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ЧЕЛОВЕК ЖЕРТВУЕТ СОБСТВЕННЫМИ ЦЕЛЯМИ РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПАРТНЕРОМ:
  1. стратегия избегания;
  2. стратегия компромисса;
  3. стратегия уступчивости;
  4. стратегия сотрудничества.
  1. СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ, КОГДА ИСХОД ОЧЕНЬ ВАЖЕН ДЛЯ ВАС, И ВЫ ДЕЛАЕТЕ БОЛЬШУЮ СТАВКУ НА РЕШЕНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ; ВЫ ОБЛАДАЕТЕ ДОСТАТОЧНЫМ АВТОРИТЕТОМ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ, И ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ОЧЕВИДНЫМ, ЧТО ПРЕДЛАГАЕМОЕ ВАМИ РЕШЕНИЕ — НАИЛУЧШЕЕ:
  1. стратегия избегания;
  2. стратегия компромисса;
  3. стратегия соперничества;
  4. стратегия сотрудничества.

Ситуационные задачи:

  1. В сложившийся коллектив со своими традициями приходит новый руководитель. Каким образом он должен разрешать возникающие конфликты? Например:
    1. вести работу не обращая внимания на споры и конфликты;
    2. попытаться привлечь на свою сторону тех, кто противиться нововведениям;
    3. поручить общественным и административным органам разрешать возникающие разногласия.
  • Обоснуйте свой выбор.
  • Какие стратегии разрешения конфликта Вам известны?
  • Дайте определение понятия «конфликт».
  1. Преподаватель на занятии делает замечание студентам по поводу плохой посещаемости лекций. В ответ они утверждают, что подготовятся самостоятельно по учебнику и «чужим» лекциям, а напрасно тратить время они не намерены. После этого преподаватель проводит опрос по материалу лекции и выставляет двойки всей группе. Группа студентов отправляется к заведующему кафедрой и жалуется на предвзятое к ним отношение преподавателя.
  • Определите, какому типу конфликтов соответствует данный инцидент.
  • Проанализируйте и оцените действия участников инцидента при условии:
  1. если это объективный инцидент;
  2. если это субъективный инцидент;
  • Какие пути управления конфликтом вы предлагаете?
  1. Во время экзамена, который принимает доцент кафедры, одна студентка чем-то «не понравилась» экзаменатору (например, зашла в комнату, громко стуча каблуками, от нее пахло дорогими духами).

    Вы (преподаватель) присутствуете на экзамене, студентка училась у Вас на «отлично». В зачетной книжке у нее нет четверок. Экзаменатор преднамеренно (Вы это чувствуете) задает сложные вопросы, чтобы поставить ей 4, а может и 3 балла.

  • Определите, какому типу конфликтов соответствует данная ситуация.
  • Проанализируйте и оцените действия участников конфликтной ситуации.
  • Как поступить в этой ситуации?
  1. Преподаватель проводит занятия со студентами, заканчивая его опросом по теме. В это время входит заведующий, профессор. Он проводит повторный опрос студентов и выставляет в ведомость свои оценки, которые оказываются ниже первых. Студенты недовольны.
  • Определите, какому типу конфликтов соответствует данная ситуация.
  • Проанализируйте и оцените действия участников ситуации.
  • Какие пути управления ситуацией Вы предлагаете?
  1. Способный студент, у которого за 3 курса обучения в зачетной книжке только «отлично», получает на экзамене по предмету «хорошо». Возникает конфликт, при разборе которого студент заявляет преподавателю, что тот задавал много второстепенных вопросов, а он усвоил в предмете главное, потому ответ может быть оценен на «отлично».
  • Определите, к какому типу конфликта относится этот инцидент.
  • Проанализируйте и оцените действие участников конфликта.
  • Какие пути управления ситуацией Вы предлагаете?
  1. Врачи-стоматологи с 5-летним стажем работы, А., С. и Б., решили открыть частную стоматологическую клинику. Дела не пошли из-за того, что скоро у них появились взаимные претензии и конфликты. А. надеялся на большой коммерческий успех. С. собирался реализовать в лечебном процессе свои новаторские идеи и заняться новыми интересными разработками в области стоматологии. Б. радовался, что теперь он будет располагать своим временем, работая на себя, а не на государство.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

  1. Старшая сестра А. в категоричной форме поручает молодой сестре Н. заменить заболевшую С. Но у Н. другие планы на выходные, связанные с решением личных проблем. Старшая сестра настаивает.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

  1. Главный врач и заведующий отделением решили открыть коммерческие палаты для укрепления материально-технической базы больницы. Чтобы увеличить прибыль, главный врач предлагает вложить деньги в закупку дорогостоящего оборудования, которое позволит улучшить эффективность лечебного процесса. А заведующая отделением считает, что средства надо тратить на капитальный ремонт коммерческих палат и на услуги квалифицированного врачебного и сестринского персонала.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

  1. У заведующего косметологическим центром С. появилась возможность командировать одного из сотрудников в Италию для овладения новыми методиками. Претендентами на поездку стали П. и И.; П. — более компетентный, перспективный и творчески мыслящий сотрудник, а И. хороший исполнитель, но за нее просила В., чья поддержка С. нужна для приобретения косметических средств. Хотя все сотрудники центра считают, что в Италию должна поехать П., начальник поддерживает кандидатуру И.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

  1. Структура конфликта.
  2. Стадии конфликта.

7. Рекомендации по выполнению нирс, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

  1. Особенности стратегий поведения в конфликтной ситуации при различных заболеваниях.
  2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации и возраст.
  3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации у медицинских работников в зависимости от профиля деятельности

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная:

1.Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. М.: ВЛАДОС,

2008.

2. Ред. П.И. Пидкасистый. Педагогика: учебное пособие. М.: Юрайт

2011.

3. А.Г. Маклаков. Общая психология: учебное пособие. СПб.: Питер

2010.

4. И.П. Подласый. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование

2009.

Дополнительная:

1. Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. Социальная психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт

2012.

2. Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. Психология и педагогика: учеб. Пособие. М.: Юрайт, 2011.

3. сост. Е. В. Котова, Н. Н. Вишнякова. Психология и педагогика: сб. ситуационных задач с эталонами ответов для студ. Красноярский медицинский университет. — Красноярск: КрасГМУ, 2011.

Электронные ресурсы:

  1. ЭБС КрасГМУ
  2. Медиатека
  3. БД МедАрт
  4. Ресурсы Интернет

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector