Контрольные тесты по курсу

“ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ”

(Правильные ответы отмечены цветом)

Часть 1. Теоретико-методологические основы изучения политики

1. Что представляет собой политика как объект исследования политической науки?

а) участие граждан и их объединений в государственном управлении, определении форм, задач, содержания деятельности государства;

б) деятельность государства, политических партий и объединений, направленная на выработку навыков участия граждан и их объединений в государственном управлении, определении форм, задач, содержания деятельности государства;

в) деятельность социальных групп, а также выражающих их волю и интересы организаций и индивидов, порождаемая борьбой за власть или реализацию власти с целью удовлетворения их потребностей, которые формулируются в политических идеалах и программах, фиксируются политическими нормами и отношениями;

г) деятельность социальных групп, а также выражающих их волю и интересы организаций и индивидов, направленная на выработку навыков участия граждан и их объединений в государственном управлении, определении форм, задач, содержания деятельности государства.

2. В какой исторический период политическая наука утвердилась и оформилась в качестве самостоятельной научной дисциплины?

а) в эпоху Античности;

б) в эпоху Возрождения;

в) во второй половине XIX в.;

г) в середине ХХ в.

3. Какие основные направления исследований развиваются в рамках политической науки в соответствии с решениями группы экспертов ЮНЕСКО?

а) теория политики; политическая история; партии, группы и общественное мнение; международные отношения;

б) теория политики; политические институты; партии, группы и общественное мнение; международные отношения;

в) теория политики; политическая история; прикладная политология; теория и история международных отношений;

г) теория политики; история политических учений; теория государства и права; партии, группы и общественное мнение; международные отношения.

4. Кем и когда было введено в научный оборот понятие «парадигма»?

14 стр., 6504 слов

Разнообразие теорий возникновения государства

... семьи. А увеличение число этих семей и их объединение приводит к образованию государства. Аристотель также утверждал, что государственная власть есть продолжение ... работы: – дать характеристику теориям возникновения государства; – показать разнообразие мнений и теорий по вопросу возникновения государства. Задачи: – раскрыть сущность основных теорий возникновения государства; – выявить достоинства и ...

а) Максом Вебером в начале ХХ в.

б) Гарольдом Лассуэллом в 20-е гг. ХХ в.

в) группой экспертов ЮНЕСКО, определившей в конце 40-х гг. ХХ в. основные направления исследований в рамках политической науки;

г) Томасом Куном в 50-60-е гг. ХХ в.

5. В наиболее общем смысле понятие «парадигма» означает…

а) …логическую модель постановки познавательной проблемы;

б) …логическую модель решения познавательной проблемы;

в) …логическую модель постановки познавательной проблемы и интерпретации данных эмпирических исследований;

г) …логическую модель постановки и решения познавательной проблемы;

6. Теологическая парадигма объясняет сущностные характеристики политики, преимущественно исходя из воздействия…

а) …сверхъестественных факторов;

б) …сверхъестественных, природных и социальных факторов;

в) …сверхъестественных и внесоциальных факторов;

г) …сверхъестественных и социальных факторов;

7. К числу подходов, существующих в рамках натуралистической парадигмы теоретической политологии, не относится:

а) …психологизаторский подход;

б) …биополитический подход;

в) …географический (геополитический) подход;

г) …системный подход;

8. Понятие «геополитика» было введено…

а) …Фридрихом Науманном;

б) …Хэлфордом Маккиндером;

в) …Рудольфом Челленом;

г) …Фририхом Ратцелем;

9. Базовая модель геополитического устройства мира была предложена в рамках концепции…

а) …«морского могущества» Алфредом Мэхэном;

б) …«географической оси истории» Хэлфордом Маккиндером;

в) …«Срединной Европы» Рудольфом Челленом;

г) …«государства как пространственного организма» Фридрихом Ратцелем;

10. Биополитический подход к интерпретации политических процессов и явлений основывается на принципе:

а) …бихевиоризма;

б) …антропоморфоза;

в) …пространственно-географического детерминизма;

г) …психологического редукционизма;

11. К числу подходов, существующих в рамках социоцентристской парадигмы теоретической политологии, не относится:

а) …рационально-критический подход;

б) …политико-культурологический подход;

7 стр., 3339 слов

Субъекты и движущие силы исторического процесса

... преобразования реформаторов обречены на провал. 3. Элитаризм Так же существует подход к решению проблемы субъекта и движущих сил истории который отражается в концепции элитаризма (элитизма), оформившейся в ... Следовательно, неэлита (масса) может выступать в роли движущей силы, но не субъекта истории. 4. Толпа Ещё один подход в решении поставленной проблемы связан с анализом феномена толпы ...

в) …политико-антропологический подход;

г) …институциональный подход;

12. Что является сущностью власти?

а) отношения принуждения;

б) отношения руководства – подчинения;

в) соотношение между принуждением и убеждением;

г) применение силы или угроза ее применения.

13. Что понимается под методами осуществления власти?

а) способы, приемы, средства воздействия, используемые властвующей стороной с целью добиться повиновения подвластных;

б) способы, приемы, средства воздействия, используемые властвующей стороной с целью реализации своей руководящей воли, несмотря на неповиновение подвластных либо вопреки ему;

в) способы, приемы, средства материального и морального стимулирования, используемые властвующей стороной с целью минимизировать неповиновение подвластных;

г) способы, приемы, средства применения силы или угрозы ее применения, используемые властвующей стороной с целью реализации своей руководящей воли.

14. Что подразумевает принуждение как метод осуществления власти?

а) достижение властвующим субъектом своей цели вопреки неповиновению подвластных исключительно путем использования силы; при этом подвластные лишаются возможности выбора между подчинением и неподчинением;

б) достижение властвующим субъектом своей цели вопреки неповиновению подвластных путем использования силы или угрозы ее применения; при этом подвластные лишаются возможности выбора между подчинением и неподчинением;

в) достижение властвующим субъектом своей цели вопреки неповиновению подвластных путем угрозы применения силы; при этом подвластные лишаются возможности выбора между подчинением и неподчинением;

г) достижение властвующим субъектом своей цели вопреки неповиновению подвластных путем угрозы применения силы; при этом подвластным всегда формально оставляется возможность выбора между подчинением и неподчинением.

15. Что подразумевает убеждение как метод осуществления власти?

а) применение властвующим субъектом приемов и способов психического воздействия на подвластных; при этом подвластные лишаются возможности выбора между подчинением и неподчинением;

б) применение властвующим субъектом угрозы силового воздействия на подвластных, при этом подвластным формально оставляется возможность выбора, собственного волеизъявления;

в) применение властвующим субъектом приемов и способов побудительного обеспечения должного поведения индивидов или их групп, когда подвластным не только раскрываются все возможные варианты действий в данной конкретной ситуации и их последствия, но также оставляется и право выбора, собственного волеизъявления;

г) применение властвующим субъектом приемов и способов побудительного обеспечения должного поведения индивидов или их групп, при этом подвластным не раскрываются все возможные варианты действий в данной конкретной ситуации и их последствия, но формально оставляется право выбора, собственного волеизъявления.

6 стр., 2752 слов

Подходы к командообразованию

... в действительности принимается решение. Первый подход реализуется в теориях управления. Второй: существует расхождение между тем как должно ... – не одноразовое событие. Управленческие функции руководителя как субъекта управленческой деятельности, который реализует все управленческие функции): - ... распределение полномочий между подразделениями и людьми. Полномочия и власть – не одно и то же. Одним из ...

16. Что понимается под внутренней легитимностью власти?

а) формальное соответствие существующих в данный период властных отношений нормам действующего законодательства и международного права независимо от их признания большинством населения государства в качестве необходимых и обоснованных;

б) признание большинством населения государства существующих в данный период властных отношений в качестве необходимых и обоснованных, несмотря на их формальное несоответствие нормам международного права;

в) признание большинством населения государства существующих в данный период властных отношений в качестве необходимых и обоснованных независимо от их формального соответствия нормам действующего законодательства и международного права;

г) признание большинством населения государства существующих в данный период властных отношений в качестве необходимых и обоснованных при условии их формального соответствия нормам действующего законодательства и международного права.

17. На чем основывается традиционная легитимация власти и в каких случаях решения и действия лиц, осуществляющих ее, считаются правомочными?

а) традиционная легитимация власти основывается на вере в вечность и священный характер существующих властных отношений; решения и действия лиц, осуществляющих традиционную власть, считаются правомочными, если они не нарушают закрепленных законом прав и свобод личности;

б) традиционная легитимация власти основывается на вере в вечность и священный характер существующих властных отношений; решения и действия лиц, осуществляющих традиционную власть, считаются правомочными, если они соответствуют сложившимся в обществе традициям или историческим прецедентам;

в) традиционная легитимация власти основывается на вере в исключительные, “сверхъестественные” способности и личностные качества того или иного индивида, осуществляющего властно-управленческие функции; решения и действия лиц, осуществляющих традиционную власть, считаются правомочными, если они соответствуют сложившимся в обществе традициям или историческим прецедентам;

г) традиционная легитимация власти основывается на вере в рациональный, разумный, логически непротиворечивый характер существующих правовых норм; решения и действия лиц, осуществляющих традиционную власть, считаются правомочными, если они соответствуют сложившимся в обществе традициям гарантии и защиты прав и свобод личности.

18. Чем отличается, по Максу Веберу, развитие традиционной власти в государствах Востока?

а) по мере расширения подчиненной территории правитель делегирует часть своих властных полномочий аппарату управления, должностные лица которого рекрутируются из социальных низов и зависят от воли властителя, получая плату за выполнение административных функций;

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой ... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из ...

б) по мере расширения подчиненной территории правитель делегирует часть своих властных полномочий аппарату управления, должностные лица которого рекрутируются из представителей местной знати и получают высокую плату за выполнение административных функций;

в) по мере расширения подчиненной территории правитель делегирует часть своих властных полномочий аппарату управления, должностные лица которого рекрутируются из социальных низов и, будучи полностью зависимыми от воли властителя, не получают плату за выполнение административных функций;

г) по мере расширения подчиненной территории правитель делегирует часть своих властных полномочий представителям местной знати, которые выполняют административные функции на договорных началах и выступают в роли посредников между центральной властью и подданными.

19. Какая власть, будучи персонифицированной с конкретным индивидом, не может быть постоянной и передаваться обычным путем?

а) традиционная власть;

б) традиционная власть в государствах Востока;

в) харизматическая власть;

г) рационально-правовая (легальная) власть в государствах Востока.

20. Что является основой рационально-правовой (легальной) легитимации власти?

а) отношения собственности;

б) нормы права;

в) нормы права и отношения собственности;

г) конституция, законы и не противоречащие законам должностные инструкции государственных служащих.

Часть 2. Институциональные и неинституциональные основы политики

21. Что понимается под субъектами политики (политическими акторами)?

а) государство, политические партии и другие социально-политические институты, выступающие в роли непосредственных носителей властных функций в обществе;

б) индивиды и социальные общности, которые самостоятельно вырабатывают и реализуют программы действия, направленные на достижение определенных политических целей посредством сознательной деятельности;

в) индивиды, самостоятельно вырабатывающие и реализующие программы действия, направленные на достижение определенных политических целей посредством сознательной деятельности, а также социально-политические институты как непосредственные носители властных функций в обществе;

г) индивиды и социальные общности, которые самостоятельно вырабатывают и реализуют программы действия, направленные на достижение определенных политических целей посредством сознательной деятельности, а также социально-политические институты как непосредственные носители властных функций в обществе.

22. Что представляет собой политическая система общества?

а) конкретно-историческую форму организации государственно-правовых институтов, властно упорядочивающую, оформляющую и заключающую в определенные границы политическую деятельность в обществе;

14 стр., 6648 слов

Роль государства в жизни общества

... проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству. 2. Государство - это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает с волей всего населения, носит политический характер. Ее ... подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. ...

б) конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики и организации отношений между ними, властно упорядочивающую, оформляющую и заключающую в определенные границы политическую деятельность в обществе;

в) исторически обусловленную совокупность методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни;

г) исторически обусловленную форму организации государственно-правовых институтов и соответствующую им совокупность методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни.

23. Какая функциональная подсистема опосредует процессы создания и воспроизводства всех остальных компонентов политической системы общества?

а) подсистема государственно-правовых институтов;

б) нормативно-регулятивная подсистема;

в) коммуникативная подсистема;

г) подсистема политического сознания и политической культуры.

24. Что представляет собой государство как политический институт?

а) институт политической системы, организацию, которая обладает на некоторой территории верховной властью и выполняет функции по осуществлению тотального контроля над всеми сферами общественной жизни;

б) институт политической системы, организацию, которая обладает на некоторой территории верховной властью и выполняет функции по управлению обществом;

в) социальную общность, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые высшим органом власти;

г) институт политической системы, организацию, которая выражает интересы национально-этнического образования, постоянно проживающего на определенной территории, и выполняет на данной территории функции по управлению обществом.

25. Что является отличительными признаками государства как политического института?

а) монополия на узаконенное принуждение, суверенность, всеобщность власти;

б) монополия на узаконенное принуждение, конституция, государственная символика;

в) монополия на осуществление узаконенного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, суверенность, всеобщность власти;

г) монополия на осуществление узаконенного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, суверенность, конституция.

26. Что является атрибутами государства?

а) население, конституция, государственная символика;

б) территория, население, конституция;

в) территория, население, государственный аппарат;

8 стр., 3938 слов

Концепция воспитания школьников по методике н.Е.Щурковой

... ­нечный результат —сформированное уважение к социаль­ной стороне жизни человека, к роли гражданина. Образ жизни, достойный Человека, как про­дукт воли, деятельности, творчества самого человека; ...

г) население, государственный аппарат, государственная символика.

27. Что представляет собой государственный суверенитет?

а) особую форму организации политической власти, обладающую монополией на осуществление узаконенного принуждения;

б) обладание государством наивысшей и независимой от других государств властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ;

в) институциональное распределение полномочий между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

г) институциональное распределение полномочий между высшими, региональными и местными органами власти.

28. Что представляет собой федерация?

а) союз относительно самостоятельных в юридическом плане государственных образований, которые могут по вопросам местного значения издавать собственные законы, не противоречащие федеральному законодательству;

б) союз самостоятельных в юридическом плане государственных образований, сохраняющих полный суверенитет и право прямого участия в международных соглашениях, но принимающих на себя обязательства привести собственные конституции в полное соответствие основному общефедеральному закону;

в) союз относительно самостоятельных в юридическом плане государственных образований, которые не обладают полным суверенитетом, лишены права прямого участия в международных соглашениях, но, тем не менее, могут иметь собственные конституции, не противоречащие или полностью соответствующие основному общефедеральному закону;

г) союз относительно самостоятельных в юридическом плане государственных образований, который создается на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, экономического сотрудничества, единой системы таможенных тарифов.

29. Какими, с точки зрения системной определенности, основными признаками обладает правовое государство?

а) (1) основано на верховенстве права; (2) предполагает неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями; (3) предусматривает ответственность государства за благосостояние граждан; (4) базируется на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативно-правовыми актами государства; (5) законодательно закрепляет приоритет прав личности над правами сообщества и государства;

б) (1) основано на верховенстве права; (2) предполагает неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями; (3) предусматривает ответственность государства за благосостояние граждан; (4) базируется на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативно-правовыми актами государства; (5) обеспечивает права и свободы граждан;

в) (1) основано на верховенстве права; (2) предполагает неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями; (3) предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; (4) базируется на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативно-правовыми актами государства; (5) обеспечивает права и свободы граждан;

9 стр., 4065 слов

Б) политическая психология

... отличительный признак политической пар­тии: г) борьба за власть Г Г. Шершеневич видел задачу государства в обеспечении.... ... Республиканскую партию. Подтверждением какого подхода к объяснению политического выбора граждан может служить это исследование? б) Социологического ... партиями? в) Президентская республика Какие из перечисленных ниже прав относятся к социальным? а) «Государство должно прилагать ...

г) (1) основано на верховенстве права; (2) предполагает неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями; (3) предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; (4) исключает эксплуатацию человека человеком, что закрепляется и гарантируется нормативно-правовыми актами государства; (5) законодательно закрепляет приоритет прав личности над правами сообщества и государства.

30. Какие формы правления совместимы с принципами правового государства?

а) парламентарная республика, президентская республика, республика смешанного типа;

б) парламентарная республика, республика смешанного типа;

в) парламентарная республика, республика смешанного типа, президентская республика, “суперпрезидентская” республика;

г) парламентская монархия, парламентарная республика, президентская республика, республика смешанного типа.

31. Какие принципы реализуются в концепции социального государства?

а) отказ от рыночной модели экономики, ликвидация частной собственности на средства производства;

б) способность государства в условиях относительно стабильной и развитой экономики осуществлять действенную социальную политику; расширение обязанностей государства до ответственности за благосостояние граждан;

в) расширение обязанностей государства до ответственности за благосостояние граждан, законодательное запрещение эксплуатации человека человеком;

г) способность государства за счет отказа от рыночной модели экономики и ликвидации частной собственности на средства производства осуществлять действенную социальную политику.

32. Что понимается под гражданским обществом?

а) система экономических, социально-политических, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других общественных отношений, которые, определяя государственную политику, выражают волю граждан общества;

б) система неполитических отношений между людьми – экономических, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других общественных отношений, которые, определяя государственную политику, выражают волю граждан общества;

в) система неполитических общественных организаций и институтов, которые отражают экономические, религиозные, духовно-нравственные, семейные, культурные и другие интересы граждан общества и оказывают влияние на выработку государственной политики в соответствующих областях;

г) система государственных институтов и общественных объединений, а также организации отношений между ними, отражающая экономические, религиозные, духовно-нравственные, семейные, культурные и другие неполитические интересы граждан общества.

33. Какую сторону социально-политической действительности раскрывает категория “политический режим”?

а) способ институционального распределения полномочий между высшими органами государственной власти;

6 стр., 2843 слов

Борьба вождей между собой за власть

... из этой метаморфозы, который дает нам история, ясен и однозначен. Оппозиция в государстве, возглавляемая наследными принцами, редко представляет угрозу для самой короны. Точно так же ... антипатия, зависть, недоброжелательность, беззастенчивая борьба за лидерство, демагогия. <...> Вожди, обладающие партийной властью, вовсе и не скрывают, что их цель — удерживать свободу слова инакомыслящих или ...

б) способ функционирования высших органов государственной власти;

в) способ функционирования политической системы общества в целом;

г) способ институционального распределения полномочий между центральными, региональными и местными органами власти.

34. Кем и для характеристики какого политического режима было впервые использовано понятие “тоталитаризм”?

а) русским философом-эмигрантом И. А. Ильиным для характеристики режима в СССР в 30-е гг.;

б) Л. Д. Троцким для характеристики режима в СССР в 30-е гг.

в) итальянскими либералами Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики фашистского режима Б. Муссолини в Италии;

г) Г. Димитровым для характеристики гитлеровского режима в нацистской Германии.

35. Что дословно означает понятие “демократия”?

а) власть всенародно избранных представителей;

б) власть большинства;

в) власть народа;

г) воля большинства.

36. Какие основные признаки демократии как формы государственно-политического устройства выделяются в современной теории политики и государствоведческих дисциплинах?

а) (1) признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти; (2) приоритет прав человека над правами сообщества и государства, ограничение власти большинства над меньшинством; (3) выборность основных органов государства; (4) верховенство закона;

б) (1) признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти; (2) установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни; (3) приоритет прав человека над правами сообщества и государства, ограничение власти большинства над меньшинством; (4) верховенство закона;

в) (1) признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти; (2) установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни; (3) приоритет прав человека над правами сообщества и государства, ограничение власти большинства над меньшинством; (4) выборность основных органов государства;

г) (1) признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти; (2) установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни; (3) выборность основных органов государства; (4) верховенство закона.

37. Какая концепция демократии исходит из предположения, что в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто выступает как одна из таких групп?

а) модель властвующей элиты (power-elite);

б) теория политического взаимодействия групп (group politics);

в) модель, основанная на массовом участии (mass participation);

г) модель, основанная на концепции правления народа (popular rule).

38. Какое из приведенных ниже определений политических партий является наиболее корректным?

а) политические партии – это стабильные иерархические организации, деятельность которых направлена на завоевание, осуществление, удержание, а в некоторых случаях – на изменение характера высшей власти в политических системах путем участия в выборах;

б) политические партии – это стабильные иерархические организации, состоящие из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, деятельность которых направлена на завоевание высшей власти в политических системах, на участие в ее осуществлении, а в некоторых случаях – на ее свержение;

в) политические партии – это стабильные иерархические организации, состоящие из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, конкурирующие между собой на выборах с целью завоевания высшей власти в политических системах;

г) политические партии – это стабильные иерархические организации, состоящие из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, конкурирующие между собой на выборах как непосредственно, так и в составе избирательных блоков и коалиций во имя высшей власти в политических системах.

39. В каком значении современная политология использует понятия “левые” и “правые” при анализе идейно-политической ориентации партий и движений?

а) “левые” – приверженцы революционных преобразований; “правые” – сторонники сохранения буржуазной государственности и демократии, постепенного, эволюционного развития общества;

б) “левые” – приверженцы демократических преобразований; “правые” отдают предпочтение авторитаризму;

в) “левые” преимущественно ориентируются на авторитарные методы осуществления власти, “правые” – на демократические преобразования;

г) “левые” отдают предпочтение равенству, коллективному началу, выступают за социализацию производства, защищают интересы трудящихся; приоритет “правых” – личная свобода, индивидуалистическое начало, отстаивание принципов частной собственности.

40. Какая идеология отрицает революционные методы политической борьбы и придерживается идеи постепенной эволюции капиталистического общества в направлении социализма, признавая буржуазный политический плюрализм?

а) либеральная;

б) социал-демократическая;

в) неолиберальная;

г) неоконсервативная.

41. Какая идеология основывается на принципах самоценности и свободы личности, однако предполагает отказ от крайностей индивидуализма и признает активную роль государства в решении экономических и социальных проблем?

а) социал-демократическая;

б) неоконсервативная;

в) неолиберальная;

г) консервативная.

42. Какая идеология апеллирует к таким традиционным ценностям, как семья, религия и мораль, в политической области не приемлет “эксцессов демократии” и провозглашает принцип “равенство возможностей против равенства результатов”?

а) неоконсервативная;

б) неолиберальная;

в) социалистическая;

г) социал-демократическая.

43. Какой критерий использовал французский политолог Р.-Ж. Шварценберг в качестве основы для типологии партийных систем?

а) фактическое количество существующих в стране партий, отражающее политическую структуру общества в целом;

б) характер конкурентных отношений между партиями в борьбе за власть;

в) количество партий, имеющих депутатские фракции и группы в парламенте;

г) количество партий, имеющих своих представителей в кабинете министров.

44. Какая избирательная система называется мажоритарной?

а) избирательная система, при которой мандаты в представительных органах распределяются между партиями, избирательными объединениями и блоками пропорционально количеству голосов, поданных за каждый партийный список;

б) избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший по итогам выборов предусмотренное законом большинство голосов;

в) избирательная система, при которой мандаты в представительных органах распределяются пропорционально количеству голосов, поданных за каждый партийный список, но только между теми партиями, избирательными объединениями и блоками, которые получили по итогам выборов установленный законом минимум голосов;

г) избирательная система, при которой избранными в представительный орган власти считаются кандидаты от партий, движений, избирательных блоков, набравших по итогам выборов установленный законом минимум голосов.

45. Какая концепция рассматривает политического лидера как наиболее последовательного, сознательного и умелого выразителя воли и интересов большой социальной группы, играющего по отношению к этой группе вспомогательную, служебную роль?

а) концепция “черт лидерства”;

б) фрейдистская концепция “лично-психологических качеств”;

в) марксистская концепция;

г) концепция “функций ситуации”.

46. Какая концепция рассматривает стремление к лидерству в качестве компенсации комплекса неполноценности, который может возникнуть на почве как физических недостатков индивида, так и вследствие его профессиональной или творческой несостоятельности?

а) концепция “черт лидерства”;

б) ницшеанская концепция психологического обоснования лидерства;

в) фрейдистская концепция “лично-психологических качеств”;

г) неофрейдистская концепция “лично-психологических качеств”.

47. Что понимается под политической коммуникацией?

а) процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и окружающей ее социальной средой;

б) процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует между политической системой и окружающей ее социальной средой;

в) процесс передачи политической информации от одной части политической системы к другой;

г) процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует между политической системой и окружающей ее социальной средой, от политических элит к управляемому сообществу.

48. Каковы отличительные особенности провинциалистского типа политической культуры?

а) данный тип политической культуры характеризует сообщества, в которых люди знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают к ним определенные чувства, могут оценивать их и ориентироваться по отношению к ним, однако это отношение носит в целом весьма пассивный характер;

б) данный тип политической культуры характерен для сообществ, значительная часть населения которых отвергает исключительные притязания диффузной племенной, деревенской или феодальной власти и проявляет лояльность в отношении более сложной политической системы со специализированными центральными правительственными структурами;

в) данный тип политической культуры характерен для племенных сообществ, местных автономных общин и т. д., где обычно не существует специализированных политических ролей; политические ориентации не отделены от религиозных или экономических; отношение к правительству мало определяется какими-либо нормами; политическое знание практически отсутствует; массы населения неграмотны;

г) данный тип политической культуры характерен для сообществ, где у значительной части населения появляется “специализированная ориентация” по отношению к политической системе и ее элементам, равно как и “активистские самоориентации”, но при этом существенная часть населения продолжает ориентироваться на авторитарную правительственную структуру и придерживаться пассивной системы самоориентаций.

49. Каковы отличительные особенности подданического типа политической культуры?

а) данный тип политической культуры характеризует сообщества, в которых люди знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают к ним определенные чувства, могут оценивать их и ориентироваться по отношению к ним, однако это отношение носит в целом весьма пассивный характер;

б) данный тип политической культуры характерен для сообществ, значительная часть населения которых отвергает исключительные притязания диффузной племенной, деревенской или феодальной власти и проявляет лояльность в отношении более сложной политической системы со специализированными центральными правительственными структурами;

в) данный тип политической культуры характерен для сообществ, многие граждане которых могут быть достаточно активными в политике, однако при этом значительная часть других играет пассивную роль подданных: политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, причем, как правило, не очень важную их часть;

г) данный тип политической культуры характерен для сообществ, где у значительной части населения появляется “специализированная ориентация” по отношению к политической системе и ее элементам, равно как и “активистские самоориентации”, но при этом существенная часть населения продолжает ориентироваться на авторитарную правительственную структуру и придерживаться пассивной системы самоориентаций.

50. Каковы отличительные особенности партисипаторного типа политической культуры?

а) данный тип политической культуры характерен для сообществ, многие граждане которых могут быть достаточно активными в политике, однако при этом значительная часть других играет пассивную роль подданных: политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, причем, как правило, не очень важную их часть;

б) данный тип политической культуры характерен для сообществ, члены которых внутренне сориентированы на существующую политическую систему и все ее основные структуры, на осознанное и активное участие в политической жизни;

в) данный тип политической культуры характерен для сообществ, где у некоторой части населения появляется “специализированная ориентация” по отношению к политической системе и ее элементам, равно как и “активистские самоориентации”;

г) данный тип политической культуры характерен для сообществ, где в качестве главных ценностей признаются гражданские права и свободы, но в то же время люди не ориентируются на активное участие в политике, которая представляет собой лишь часть интересов гражданина, причем, как правило, не очень важную их часть.

20