Контрольно-измерительные материалы к зачету Контрольный тест Уважаемые магистранты!

Дисциплина «Психологическое консультирование подростков»

Преподаватель курса: психолог, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии СмолГУ Терещенко Владимир Валерьевич

Тест основан на материалах лекций и тех материалах, которые вам представлены в папке. За основу при работе с тестом возьмите материалы лекций М.Ю. Чибисовой. Оценка теста будет проводиться по системе «зачет/незачет». За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Максимально возможное количество баллов за данный тест – 30.

К каждому вопросу предложено несколько вариантов ответов. Среди них есть как правильные ответы, так и неправильные, а также частично соответствующие смыслу вопросов. Правильным может быть только ОДИН – тот, который наиболее полно отражает содержание вопроса.

Для того чтобы работа была зачтена, необходимо набрать не менее 15 баллов!

Прошу представить результаты на специальном бланке. Успехов!

Тестовые задания

1. В чём заключается специфика «школьного» консультирования?

А) Оно предполагает работу исключительно с

родителями;

Б) оно не может обеспечить устойчивый консультативный результат;

В) оно не позволяет полностью исключить

«двойственные» отношения между психологом и

клиентом;

Г) все из вышеперечисленного.

2. Какой из предложенных вариантов запроса является внутренним?

А) «Хочу, чтобы ученики научились хорошо

себя вести»;

Б) «Хочу добиться того, чтобы в классе, где учится мой ребенок, поменяли учителя математики»;

В) «Хочу, чтобы муж наконец признал мою

правоту»;

Г) «Хочу научиться добиваться выполнения

своих требований».

3. В каком случае психолог может нарушить принцип конфиденциальности?

А) Если к нему обратился с вопросом представитель администрации;

Б) если он узнал, что ребенок употребляет

наркотики;

В) если ему необходимо замотивировать родителя на участие в консультативной работе;

Г) ни в каком из перечисленных.

4. К элементам консультативного сеттинга

НЕ относят:

А) ограничение консультации по времени;

Б) обращение к клиенту по имени и отчеству;

В) особое оборудование кабинета психолога;

Г) соблюдение конфиденциальности.

11 стр., 5070 слов

Основы психоаналитической концепции личности. Лекция 1

... психологтерапевт несет ответственность за сохранение конфиденциальности всего происходящего на сессиях. 4. ... напр.муж,который кричит на жену или ребенка, не имея возможности выразить агрессию начальнику ... зарубежной психологии всякую психологическую групповую работу называют психотерапией. Психотерапия в группе ... принципы психотерапии. Во второй части лекции дается краткая вводная трактовка основных ...

5. К какому из ключевых понятий консультирования можно отнести следующую фразу

клиента: «Хочу понять, почему мой ребенок

не справляется со школьной программой»?

А) Жалоба;

Б) проблема;

В) запрос;

Г) просьба.

6. Эффективность консультирования означает:

А) достижение поставленных в начале работы

целей;

Б) наличие изменений, заметных со стороны;

В) проведение диагностики в конце работы;

Г) удовлетворенность клиента ходом работы.

7. Характерной особенностью каузально ори-

ентированного консультирования является:

А) работа по внутреннему запросу;

Б) использование диагностических методик;

В) использование консультативного сеттинга;

Г) ориентация на поиск причины проблемы.

8. К какому из ключевых понятий консультирования можно отнести следующую фразу клиента: «Мой ребенок учится хуже всех в классе»?

А) Жалоба;

Б) проблема;

В) запрос;

Г) просьба.

9. Почему нельзя успешно консультировать близких и родственников?

А) консультирование предполагает работу за

деньги, а с друзей брать плату неудобно;

Б) с друзьями не получится выстроить консультативные отношения;

В) друзья и знакомые не будут выполнять ре-

комендации;

Г) у друзей и знакомых может сложиться неверное представление о психологической помощи.

10. Диспетчерская функция в консультативной деятельности предполагает:

А) перенаправление клиента к другому консультанту;

Б) участие психолога в работе консилиума;

В) направление клиента к врачу-неврологу;

Г) тесное взаимодействие с педагогами.

11. Первичная консультация может проводиться:

А) только по предварительной записи;

Б) непосредственно после обращения клиента

за помощью;

В) по договоренности с клиентом;

Г) по плану работы психолога.

3

12. Итогом первичной встречи психолога с

клиентом является:

А) формулировка психологического диагноза;

Б) разработка стратегии сопровождения ребенка;

В) повышение психологической компетентности родителя;

Г) наличие общего представления о трудностях ребенка.

13. Какую информацию о клиенте позволяет получить ответ на вопрос «Что, повашему, является причиной проблем ребенка?»

А) Уровень психологической компетентности

клиента;

Б) наличие у клиента контакта с ребенком;

В) принятие клиентом ответственности за

трудности ребенка;

Г) степень доверия к психологу у клиента.

14. Сколько раз за консультацию психологу необходимо выдерживать паузу?

А) В начале консультации, когда клиенту нужно высказаться;

Б) 5–7 раз за консультацию;

В) практически постоянно;

Г) почти всегда, кроме тех случаев, когда клиент о чём-то спрашивает психолога.

15. Каким образом следует психологу взаимодействовать с родителем, у которого изначально нет запроса на психологическую помощь?

А) Необходимо указать ему на возможные последствия отсутствия помощи ребенку;

Б) нужно разъяснить администрации, что оказание эффективной помощи в такой ситуации невозможно;

В) надо постараться установить с родителем

рабочий контакт;

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...

... с ней. Клиентами специалиста социальной работы являются наиболее незащищенные и уязвимые слои населения: старики, дети и ... полностью функционировать. Для того чтобы клиент стал «полноценно функционирующим человеком», необходимо вмешательство терапевта, который реализует ... психологов и психиатров. Различные подходы к психологии личности находят отражение в подходах к феномену клиента социаль­ной работы ...

Г) следует подчеркнуть, что позиция психолога может не совпадать с позицией школы.

16. После того как клиент завершил свой

рассказ об имеющихся трудностях, психологу

необходимо:

А) эмоционально поддержать клиента;

Б) поделиться своими соображениями относительно причин проблемы;

В) задать уточняющие вопросы;

Г) предложить свои рекомендации.

17. По итогам первой встречи формулировка проблемы:

А) должна быть связана с изначальной жалобой;

Б) должна отражать имеющиеся у психолога

диагностические гипотезы;

В) должна показывать поведенческие проявления имеющихся трудностей;

Г) должна намечать пути ее решения.

18. Выберите наиболее корректную, на ваш

взгляд, реакцию психолога на слова клиента

«Мой ребенок меня не слушается»:

А) «А вы не пробовали настаивать на своем?»;

Б) «В чём это проявляется?»;

В) «А почему он должен вас все время слушаться?»;

Г) «Возможно, вы с ним слишком мягки».

19. Может ли психолог по итогам первичной консультации предложить родителю та-

кую формулировку проблемы: «У вас с ребенком отсутствует контакт»?

А) может, потому что проблема формулируется простым и понятным родителю языком;

Б) не может, потому что у родителя всегда есть

какой-то контакт с ребенком;

В) может, потому что такой вывод можно сделать на основании беседы с родителем;

Г) не может, потому что это предположение

психолога надо проверить в ходе диагностической работы.

20. К какой технике активного слушания

относится фраза психолога: «Он регулярно не

выполняет домашние задания, а вы?»

А) Уточнение;

Б) расспрашивание;

В) парафраз;

Г) обобщение.

21. Что необходимо сделать психологу, если

ни одна из выдвинутых им диагностических

гипотез не подтвердилась?

А) Перенаправить клиента в психологический

центр;

Б) дать рекомендации, исходя из общих соображений;

В) внимательно проанализировать использованные методики и выдвинутые гипотезы;

Г) отказаться от работы с этим клиентом.

4

22. По какому принципу психолог подбирает методики для диагностического этапа?

А) Методики должны быть направлены на

проверку диагностических гипотез;

Б) лучше всего выбирать хорошо знакомые,

апробированные методики;

В) методики должны обеспечивать всесторонний психологический портрет клиента;

Г) необходимо использовать как стандартизированные, так и проективные методики.

23. Что из ниже перечисленного НЕ может

использоваться в качестве способа проверки

диагностической гипотезы?

А) Заключение врача-невролога;

Б) выводы родителя или педагога;

В) анализ тетрадей ребенка;

Г) наблюдение за ребенком.

11 стр., 5138 слов

Групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами

... эффективности групповой психокоррекционной работы психолога с клиентами. Объектом является групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами. Предмет: условия, определяющие эффективность групповой психокоррекционной работы психолога в работе с клиентами. Цель реферативной работы ...

24. При формулировке диагностических

гипотез психолог опирается на:

А) собственный жизненный опыт;

Б) случаи, аналогичные данному;

В) предположения, высказанные клиентом;

Г) теоретические знания.

25. Что из перечисленного ниже можно отнести к технике рефлексивного слушания?

А) Перефразирование;

Б) дословное повторение слов клиента;

В) пауза;

Г) называние клиента по имени.

26. Что из перечисленного является примером нарушения конфиденциальности?

А) Написание заключения по итогам диагностики;

Б) обсуждение общих трудностей ребенка на

педсовете;

В) наличие доступа к консультативным материалам у не-психологов;

Г) указание количества консультаций в отчете.

27. Нужно ли сообщать ребенку о целях диагностики?

А) Нет, он всё равно этого не поймет;

Б) да, это важно для снижения тревоги;

В) нет, поскольку это негативно повлияет на

итог диагностики;

Г) да, если об этом попросят родители.

28. Психодиагностическая таблица включает в себя:

А) диагностические гипотезы и способы их

проверки;

Б) подробный алгоритм коррекционной работы;

В) план диагностического обследования;

Г) полный перечень методик для диагностики

детей определенного возраста.

29. Что означает операционализация диагностической гипотезы?

А) Формулировка научным языком;

Б) формулировка, понятная родителю;

В) формулировка, обозначающая способы ее

проверки;

Г) формулировка, которую можно дорабатывать.

30. Расставьте этапы каузально ориентированного консультирования в правильной

последовательности:

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

А) Предоставление рекомендаций

Б) Формулировка диагностических гипотез

В) Сбор информации о проблеме

Г) Диагностическая встреча с ребенком

БЛАНК ОТВЕТОВ

Фамилия

Имя

Отчество

Обведите правильный ответ

Вопрос Ответ

1 А Б В Г 11 А Б В Г 21 А Б В Г

2 А Б В Г 12 А Б В Г 22 А Б В Г

3 А Б В Г 13 А Б В Г 23 А Б В Г

4 А Б В Г 14 А Б В Г 24 А Б В Г

5 А Б В Г 15 А Б В Г 25 А Б В Г

6 А Б В Г 16 А Б В Г 26 А Б В Г

7 А Б В Г 17 А Б В Г 27 А Б В Г

8 А Б В Г 18 А Б В Г 28 А Б В Г

9 А Б В Г 19 А Б В Г 29 А Б В Г

10 А Б В Г 20 А Б В Г 30

1 этап – А Б В Г

2 этап – А Б В Г

3 этап – А Б В Г

4 этап – А Б В Г

Комментарии

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Практическое задание

Проведите психологическое консультирование родителей по проблеме подростка и опишите его по следующей схеме:

1. Общая информация о родителе и ребенке (состав семьи, возраст ребенка, жалобы).

2. Описание первичной встречи: Как была организована первичная встреча? По чьей инициативе она состоялась? Какие техники были использованы? Как была сформулирована проблема по итогам первичной встречи?

3. Теоретический анализ результатов консультирования: используя один из трех теоретических подходов к консультированию родителей, проанализируйте данный случай с точки зрения данного подхода и предложите стратегию дальнейшей консультативной работы.

Общий объем описания 2-3 страницы текста формата А4.

Решить кейс

Кейс . Консультирование педагогом-психологом подростка, имеющего трудности в отношениях с отцом

Юля, 15 лет, обратилась к педагогу-психологу школы с проблемой частых ссор и непонимания в отношениях с родителями, особенно с отцом.

Фрагмент беседы:

Юля (Ю): В общем, отец начинает кричать, я тоже срываюсь, и мы опять ссоримся. Потом я просто ухожу к себе и начинаю плакать.

Психолог (П): А как бы тебе хотелось, чтобы вы с ним разговаривали?

Ю.: Ну как… Спокойно, без крика. Чтобы можно было как-то договориться.

П.: А как этого можно добиться?

Ю.: Не знаю… вот если бы он не кричал, я бы тоже не заводилась.

П.: Сейчас передо мной нет твоего отца, и я не могу попросить его: «Евгений Игоревич, вы уж постарайтесь на Юлю не кричать».

Ю.: Да, даже если бы вы попросили, это бы не помогло.

П.: Возникает вопрос, кто в этой ситуации окажется взрослее и мудрее, кто первым сделает шаг к изменению. Когда ты была маленькой, твои родители заботились о тебе, успокаивали, объясняли, терпели, а теперь ты сама уже взрослая. В ваших отношениях с отцом есть два человека — ты и он. Как я понимаю, отец не будет ничего менять в ваших отношениях.

Ю.: Не будет, это точно.

П.: Тогда кто может предпринять какие-то шаги, ведущие к изменению?

Ю.: Ну… Я, наверное…

П.: Наверное. Ведь больше-то некому. Теперь от тебя зависит, как сложатся ваши отношения с отцом.

Ю.: Да… Получается, что от меня.

При уточняющих вопросах психолога (на приеме у педагога-психолога отец Юлии) отец жалуется на побеги дочери из дома, ее конфликты с родственниками и ровесниками, повышенную обидчивость и ранимость. Семейный анамнез. В семье матери прадед страдал психическим расстройством, что является семейной тайной. Прабабка, по национальности грузинка, была по характеру властным человеком, пыталась все время контролировать своего мужа и всю семью. Мать подростка – единственная дочь в семье. Юлия родилась от второго брака матери. В первом браке у матери детей не было. О прародителях со стороны отца известна следующая информация: дед умер в 45 лет от инсульта, бабка трагически погибла год назад в результате разбойного нападения на даче. Брак между родителями заключен по «разуму». Отец с матерью одно время мигрировали по стране. Юлия родилась в Казахстане. У матери девушки три года назад был роман с мужчиной, который трагически погиб. После сильных переживаний из-за его смерти у нее развился алкоголизм. Со слов матери, это был «уход от жизни, уход от себя». Муж о связи с другим мужчиной догадывался, но после того, как тот погиб, простил жену. Год назад под давлением супруга жена прошла процедуру кодирования по поводу своего «расстройства». В настоящее время алкоголь не употребляет. Супруги часто ссорятся между собой, особенно из-за воспитания детей. В семье существует две коалиции: мужская и женская (отец–сын, мать–дочь).

Конфликты возникают в результате столкновений полярных принципов в сфере семейных ролей. Сложилась следующая циркулярная последовательность событий. Когда Юлия ссорится с братом, отец вмешивается в их конфликт и неосознанно его обостряет, выступая на стороне брата. Мать защищает дочь. Супруги отдаляются друг от друга. Из межличностного конфликта он становится внутрисемейным. До «кризиса» у матери с дочерью регистрировалась «симбиотическая связь». Семья проживает в отдельной трехкомнатной квартире, в которой производится ремонт. Заработок отца нестабилен, зависит от заказов. Отец склонен к изменчивости фона настроения в связи с фрустрированной потребностью в самореализации. Мать работала в частной школе. Сейчас уволилась и сидит дома, занимается детьми. Юлия является старшей дочерью в семье, кроме нее в семье есть младший брат 13 лет.

Анамнез жизни и появления проблем. Юлия родилась недоношенной, с рождения регистрировалась энцефалопатия. Поздно начала говорить, не было периода ползания. До школы постоянно наблюдалась неврологом, принимала медикаментозное лечение. Детские дошкольные учреждения не посещала. Требовала к себе постоянного внимания из-за слабого здоровья. Поступила в первый класс школы, где работала учителем мать. С первых дней не смогла ужиться в классе: не могла никому дать отпор, обижалась на учеников. В настоящее время встречает у обучающихся агрессию, не переносит шуток, смеха, все принимает на свой счет. В недавний период погибает бабка, которая оказывала Юлии необходимую эмоциональную поддержку. Обострились отношения с братом, что послужило запуском ее девиантного поведения. Стала убегать из дома, иногда пребывала в сомнительных компаниях, нередко ее жизнь подвергалась опасности. Сообщала родителям, что она жива-здорова по сотовому телефону. В один из побегов, случайно, перепутав, сбросила SMS- сообщение о местонахождении отцу (перепутала номер, хотела переслать адрес места нахождения своему приятелю).

Была удивлена, увидев отца на месте встречи, и согласилась поехать домой. Семья обратилась за помощью к психологу. В начале первого интервью в контакт вступает с опаской, по мере присоединения психолога интерес к общению возрастает. С удовольствием рассказывает о свой жизни, акцентируя внимание на волнующих ее темах: отношения с братом, непереносимость школы и страх вхождения в школьный коллектив, страх осуждения, кошмарные сновидения с покойницей-бабкой. Фон настроения неустойчивый. Личностная сфера Юлии представляется незрелой, что находит свое отражение в отношениях со сверстниками, особенно с молодыми людьми (пассивность, доверчивость, исполнительность).

Самооценка низкая («Чувствую себя тряпкой»).

С трудом сформулировала три положительных качества: доброта, отзывчивость, доверчивость. Одной из причин появления своих проблем Юлия назвала недостаток отцовской любви. Выявлены ресурсы: любовь к маленьким детям, умение готовить, верность своим друзьям. Мотивация на проведение консультативной работы высокая. Четко формулирует цели консультирования («Хочу жить в семье, наладить отношения с родителями, нормально учиться»).

Каким способом решать проблемы, не знает, лучший вариант видит в индивидуальных беседах.

Вопросы по кейсу

1. Какова специфика психологического консультирования при первичной встрече педагога-психолога с подростком и его родителями в образовательном учреждении?

2. Какие основные теоретические подходы к консультированию подростков, родителей чаще используются педагогами-психологами образовательных учреждений?

3. Назовите основные характеристики консультативных стратегий в работе с подростками и родителями.

4. Перечислите часто встречаемые ошибки в консультировании при первичной встрече педагога-психолога с подростком и родителями.

Задания по кейсу

1. Представьте себя в роли педагога-психолога, осуществляющего данный консультативный процесс, и выполните следующие задания:

а) познакомьтесь с фрагментом психологического консультирования подростка по проблеме взаимоотношений с родителями с учетом особенностей личностного развития подростков;

б) составьте план диагностических мероприятий (в виде психодиагностической таблицы)

Феноменология проблемы

Возможные психологические причины

Способы проверки

в) проанализируйте теоретическое описание проблемы;

г) сформулируйте диагностические гипотезы;

д) укажите способы проверки диагностических гипотез и сформулируйте психологический диагноз;

е) выделите основные типологии подростковых проблем и рассмотрите стратегию психолого-педагогического сопровождения подростка в зависимости от типа проблемы (результаты представьте в виде таблицы);

Типичные подростковые проблемы

Стратегии психолого-педагогического сопровождения

1. Учебные затруднения

2. Поведенческие и коммуникативные проблемы

3. Трудные жизненные ситуации

4. Экзистенциальные проблемы

ж) наметьте пути оказания дальнейшей помощи семье подростка и формулировки рекомендаций для Юлии.

Методические рекомендации по решению кейса

1. Ознакомьтесь с разделом «Личностное развитие подростка» в учебной литературе по курсу «Психология подросткового возраста»:

– основная: 2; 5; 7; 9;

– дополнительная: 13; 15; 16; 19.

2. Проведите подробный анализ проблем подростка, описанных в работах Т.П. Авдуловой, В.Г. Казанской и др.

3. Ознакомьтесь с перечнем рекомендованных сайтов и информационных ресурсов.

Список литературы

1.Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998 . – 379 с.

3. Волков Б.С. Психология подростка: учеб. пособие для студ. педвузов. – М. : Пед. об-во России, 2001 . – 156 с.

4. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб. : Питер, 2006 . – 224 с.

5. Казанская В. Г. Подросток: трудности взросления : книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006 . – 240 с.

6. Корнилова Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов. – СПб. : Питер, 2005 . – 336 с.

7. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999 . – 406 с.

8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) / предисл., науч. ред. Л.И. Вассермана, Ю.В. Попова. – СПб: Речь, 2009 . – 256 с.

9. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения: учеб. пособие для студентов вузов по направ. и специальностям психологии / И.И. Мамайчук, М.И. Смирнова. – СПб Речь, 2010 . – 384 с.

10. Психология подростка: хрестоматия для студентов ун-тов, пед. ин-тов и педколледжей, практических психологов, педагогов / сост. Ю.И. Фролов. – М. : Рос. пед. агентство, 1997. – 524 с.

11. Психология подростка: учеб. для студентов и преп. / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 . – 480 с.

12. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана . – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004 . – 128 с.

13. Психология современного подростка / под ред. Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005 . – 400 с.

14. Психология подростка «Трудный» возраст от 11 до 18 лет: учебник для студ. вузов / под ред. А.А. Реана . – СПб. : Прайм-Еврознак, 2007 . – 480 с .

15. Райс Филип. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие для студентов гуманитар. спец. / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. В. Квиткевича, Ю. Мирончика ; под науч. ред. Е.И. Николаевой . – 12-е изд. – СПб. : Питер, 2010 . – 816 с.

16. Скурат Г.Г. Подростки: Как помочь им стать настоящими людьми . – СПб. : Речь, 2008. – 122 с.

17. Собкин В.С., О.С. Маркина. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») // Вопросы психологии. – 2008. – С. 22–29.

18. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире: проблемы и задачи исследования).

– М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 336 с.

19. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 120 с.

20. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов вузов по спец.031000 «Педагогика и психология». – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008 . – 160 с.

21. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров, студентов вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология»/ О. В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова; Моск. гор. психолого-пед. ун-т. – М.: Юрайт, 2013. – 367 с.

22.Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования: [для педагогов, соц. работников, родителей]. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 256 с.

Составить самостоятельно кейс по психологическому консультированию подростков

Требования к структуре кейса

  1. Подробное описание ситуации (кто обратился, какие жалобы, запросы при обращении, анамнез, результаты диагностик и т.д.)
  2. Вопросы по кейсу.
  3. Задания по кейсу.
  4. Методические рекомендации по решению кейса (литература, статьи, перечень сайтов и т.д. с которыми слушатель должен ознакомиться, чтобы квалифицированно решить кейс).