ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 9

М.А. БЛЮМ

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

по дисциплине «Деловые коммуникации»

для студентов 3 курса очной и заочной форм обучения

направлений подготовки 100700, 080500

 

Тамбов

Издательство ТГТУ

 

ББК Ч600.6 я 73-5

Б712

 

 

Утверждено Редакционно-издательским советом университета

 

Р е ц е н з е н т

Доктор психологических наук, профессор

директор Академии искусств, сервиса и рекламы ТГУ

им. Г.Р. Державина

И.В. Грошев

 

Б 712

 

Деловые коммуникации: Методические рекомендации / Сост.: М.А. Блюм. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006, 13 с.

 

Даны методические рекомендации по изучению отдельных тем курса «Деловые коммуникации», программа курса, варианты теоретических и практических заданий, список рекомендуемой литературы.

Издание предназначено для студентов 3 курса очного и заочного отделений направлений подготовки 100700, 080500.

 

ББК Ч600.6 я 73-5

 

 

©Тамбовский государственный

технический университет

(ТГТУ), 2006

 

ВВЕДЕНИЕ

Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость формирования знаний, умений и навыков деловых коммуникаций с целью повышения коммуникативной компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей.

Деловые коммуникации — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих, административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Владение деловым этикетом — важнейшее качество современного бизнесмена. Низкая коммуникативная культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров и других форм делового общения. Однако, простое следование правилам этикета эффективно только для начинающих предпринимателей. Важно не только знать правила и им следовать, но и понимать, как возникло то или другое правило, уметь гибко относиться к его выполнению. У каждого правила этикета есть психологическая основа. Только знание психологии общения позволяет в каждом конкретном случае оставаться на «высоте», соблюдать свои интересы и достигать поставленной цели.

10 стр., 4926 слов

Деловые коммуникации_Т2

... механизмов восприятия людьми друг друга, можно дать некоторые рекомендации. 1.Развивать наблюдательность, обращать внимание на все особенности ... т.д. Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатияи рефлексия. Идентификация (от лат.- ... к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в ...

Цель курса «Деловые коммуникации» — изучение природы, этических категорий и механизмов делового общения, освоение его приемов и методов.

Основные задачи курса:

— дать общие представления о сущности и методах делового общения, основных требованиях, предъявляемых к личности современного специалиста коммерции и стилю его деятельности, индивидуально-типологических особенностях поведения;

— изучить ключевые понятий и основных положений этики делового общения;

— раскрыть основы создания атмосферы сотрудничества в деловом общении в коллективе и способы регулирования эмоциональных состояний в процессе делового общения с сотрудниками, партнерами;

— сформировать практические навыки создания атмосферы сотрудничества в деловом общении, использования вербальных и невербальных средств общения;

— сформировать практические навыки ведения переговоров, разрешения конфликтных ситуаций.

Дисциплина «Деловые коммуникации» опирается на предварительное изучение студентами социально-гуманитарных, управленческих дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Данная учебно-методическая разработка предназначена для оказания помощи студентам очной и заочной форм обучения, обучающимся по направлениям 100700 и 080500 при изучении курса «Деловые коммуникации», освоения ими основ делового общения в профессиональной деятельности.

 

Требования к контрольной работе

При подготовке контрольных работ обязательным является работа с литературными источниками. Работа с литературой требует определенного мастерства, прежде всего в организации самого процесса этой работы. Это не механическое чтение, а целый ряд приемов структурирования, анализа, сопоставления, запоминания и последующего смыслового воспроизведения прочитанного в письменной и устной форме.

Работая с литературой, студент должен уметь:

— составлять рабочий план изучения документа, книги;

— использовать приемы рационального чтения;

— работать со справочной литературой в бумажном и электронном виде;

— структурировать и анализировать содержание документа, книги, статьи, составляя тезисы, конспекты, схемы, таблицы, терминологические словари и т.п.

— запоминать изучаемый материал;

— составлять рефераты документов, книг, статей.

Использование ресурсов электронных библиотек, Интернета, при подготовке контрольных работ, дает возможность студентам рационально, эффективно и в наиболее полном объеме реализовать время, отведенное для самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам, и обучает их информационному поиску.

Контрольная работа должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую учебно-научную работу, в которой должна быть четко сформулирована проблема, исследуемые вопросы и обоснована их актуальность. Работа должна быть написана хорошим научным языком, с соблюдением стиля научной речи, общих норм и правил литературного языка, а также с учетом главной особенности научной речи – точности и однозначности терминологии. В тексте могут содержаться цитаты, которые приводятся обязательно со сносками (полные выходные данные издания и номер страницы).

Навыки, приобретенные в процессе подготовки контрольных работ по общим дисциплинам, помогут студентам при написании курсовых работ по специальным дисциплинам и выпускных квалификационных работ.

Выполняется контрольная работа на листах формата А4 (обязательно в мягком переплете).

Текст располагается на каждой странице, которые нумеруются, для замечаний рецензента оставляются стандартные поля. Работа должна быть выполнена аккуратно.

В конце контрольной работы должен быть приведен список используемых источников, поставлены подпись автора и дата её выполнения, при необходимости оформляются приложения.

На обложке контрольной работы быть указаны следующие данные: университет (ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»); институт (Институт «Экономика и качество жизни»); кафедра (кафедра «Коммерция и бизнес-информатика»); дисциплина, по которой выполняется работа («Деловые коммуникации»); фамилия, имя, отчество студента; курс, группа; номер зачетной книжки студента и номер варианта задания контрольной работы.

 

Выбор варианта контрольной работы

Теоретические задания контрольной работы составлены в 60 вариантах, практические – в 10. Номера теоретических вопросов и практического задания определяются согласно варианту, который находится в таблице вариантов контрольной работы на пересечении двух последних цифр номера зачетной книжки студента (таблица 1).

Пересечение вертикальной (предпоследняя цифра зачетной книжки) и горизонтальной (последняя цифра) линий определяет клетку нужного варианта. Например, номеру зачетной книжки 563824 соответствуют теоретические вопросы 25 и 55, практическое задание № 10. Контрольная работа, выполненная по варианту, несоответствующему номеру зачетной книжки, к защите не допускается и возвращается студенту без проверки.

Таблица 1 — Таблица вариантов контрольной работы*

 

Предпоследняя цифра зачетной книжки Последняя цифра зачетной книжки
 
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
5 4 3 2 1 10 9 8 7 6
6 7 8 9 10 1 2 3 4 5
8 3 2 5 4 10 9 1 7 6
3 4 5 6 7 8 9 10 1 2
4 5 6 7 8 9 10 1 2 3
6 7 8 9 10 1 2 3 4 5
7 8 9 10 6 5 4 3 2 1
8 7 6 5 4 3 2 1 10
9 8 7 6 5 4 3 2 1 10

 

* — обычным шрифтом напечатаны номера теоретических вопросов, жирным курсивом выделены номера практических заданий.

 

 

Содержание и структура контрольной работы

По содержанию контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и практического задания, которые охватывают основные разделы курса «Деловые коммуникации». Ответ на теоретический и практический вопросы должен быть четким, конкретным, полностью раскрывающим соответствующий вопрос. Контрольная работа должна быть выполнена грамотно в плане орфографии, логической и риторической культуры речи, профессиональных знаний.

Контрольная работа должна содержать:

— содержание (план);

— основную часть (изложение теоретических вопросов);

— практическую часть (выполнение практического задания);

— заключение;

— список используемых источников.

В содержании (плане) необходимо отразить список вопросов, соответствующих варианту контрольной работы. Структура контрольной работы должна соответствовать плану. Каждый раздел должен быть озаглавлен. Как правило, на каждый вопрос отводится приблизительно одинаковое количество страниц.

В основной части контрольной работы должны быть раскрыты теоретические вопросы с обязательным указанием на используемые источники. При необходимости каждый теоретический вопрос в основной части может быть подразделен на разделы.

Практическая часть контрольной работы должна содержать ответ на дополнительные вопросы, разработанные преподавателем в виде тестовых или творческих заданий.

В заключении необходимо подвести итоги проделанной работы. Рекомендуется указать, насколько работа была для автора полезна и интересна (не более 1 страницы).

Список используемых источников является обязательным и включает используемую литературу, количество которой не должно быть меньше 6 наименований.

Прежде, чем начать писать контрольную работу, следует составить представление о теме, выяснить точное значение ключевых слов, составить список имеющейся литературы.

Единых требований к объему контрольной работы не имеется, так как он определяется особенностями теоретических вопросов и количеством выполняемых практических заданий.

 

Основная часть

Теоретические вопросы

1. Основания теоретической классификации видов общения.

2. Классификация видов общения на основе характера субъекта общения: реального субъекта с реальным (индивидуальное, представительное, групповое, диалог культур), реального субъекта с субъективизированным (иллюзорным), реального с воображаемым (квазисубъектом), воображаемых партнеров.

3. Система средств делового общения. Вербальное общение (устная, письменная речь).

4. Система средств делового общения. Невербальное общение (тактильно-мышечная, облик, жесты, мимика, изображение, предметы).

5. Факторы, определяющие успех делового общения.

6. Компетентность. Слагаемые компетентности (характеристика специалиста коммерции, отображающая его соответствие кругу его обязанностей и полномочий).

7. Индивидуальные различия. Способности.

8. Индивидуальные различия. Интеллект.

9. Индивидуальные различия. Черты характера.

10. Стресс как процесс адаптации к требованиям окружающей среды. Фазы стресса.

11. Физические проявления стресса.

12. Аутотренинг как средство восстановления равновесия.

13. Профилактика стресса. Шестиступенчатый план снижения стрессов.

14. Структура общения.

15. Трудности и барьеры общения. Барьер отрицательных эмоций, барьер восприятия, речи, установки, первого впечатления, взаимопонимания. Коммуникативные просчеты.

16. Ролевая теория общения, ее применение на практике.

17. Правила общения. Приемы правильного реагирования на критику в свой адрес.

18. Приемы правильного реагирования на агрессивность поведения (вербальная агрессия).

19. Мужской и женский стиль общения.

20. Публичное выступление (выступление и заключение, ответы на вопросы, контроль движений тела).

21. Техника речи и контроль времени.

22. Невербальное общение. Язык жестов.

23. Трактовка сигналов глаз.

24. Распознание внутреннего состояния собеседника и партнера по их жестам и позам.

25. Расположение собеседников и партнеров за столами различных типов.

26. Использование невербальных средств для повышения делового статуса.

27. Действие цвета на состояние человека.

28. Деловая беседа. Структура деловой беседы.

29. Начало беседы. Цели. Приемы начала беседы.

30. Нейтрализация замечаний собеседника. Наиболее распространенные виды замечаний.

31. Принятие решений и завершение беседы. Задачи последней фазы беседы. Техника ускорения принятия решений.

32. Технология кадровых бесед. Собеседование при приеме на работу.

33. Технология кадровых бесед. Собеседование при увольнении с работы.

34. Позиционный метод переговоров. Суть позиционного метода, мягкий и жесткий подходы, их основные отличительные признаки и характеристики. Достоинства и недостатки позиционного метода.

35. Метод принципиальных переговоров. Суть метода и его важнейшие составляющие.

36. Переговоры с противниками, придерживающимися позиционного метода переговоров.

37. Переговоры с противниками, использующими нечестные методы.

38. Экспресс диагностика личности в ситуациях делового общения. Психогеометрический тест. Квадрат. Внешний вид мужчин, женщины.

39. Экспресс диагностика личности в ситуациях делового общения. Психогеометрический тест. Треугольник. Внешний вид мужчин, женщины.

40. Экспресс диагностика личности в ситуациях делового общения. Психогеометрический тест. Прямоугольник. Внешний вид мужчин, женщины.

41. Экспресс диагностика личности в ситуациях делового общения. Психогеометрический тест. Круг. Внешний вид мужчин, женщины.

42. Экспресс диагностика личности в ситуациях делового общения. Психогеометрический тест. Зигзаг. Внешний вид мужчин, женщины.

43. Служебный этикет, его нормы и правила. Приветствие, представление, прощание.

44. Официальные формы представления.

45. Отношения между сотрудниками.

46. Организация неформального общения. Приемы. «Бокал шампанского», завтрак, чай, типа «фуршет», типа «коктейль», обед, ужин.

47. Различные виды визитов. Время и продолжительность визита.

48. Гость. Хозяева дома. Приглашение и время приглашения.

49. О внешнем облике делового человека. Консервативность деловой одежды. Линия. Стиль.

50. Выступление перед аудиторией. Аксессуары. Общие правила.

51. Визитная карточка. Как обмениваться визитными карточками.

52. Технология телефонных бесед.

53. Прием с рассадкой за столом. Некоторые схемы рассадки.

54. Сервировка. Почетные места. Тосты. Что и как едят.

55. Психическая структура личности и практика делового общения.

56. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга.

57. Факторы детерминации поведения личности.

58. Имидж. Составляющие имиджа.

59. Ролевое поведение в деловом общении.

60. Интегративная сущность понятий «общение» и «коммуникация».

Практическая часть

Практические задания

Задание 1

1. Что такое совесть? Как Вы понимаете высказывание: «Спокойная совесть — изобретение дьявола»?

2. Что такое долг? Каковы обязанности человека перед самим собой?

 

Задание 2

1. Что такое общение:

— процесс взаимодействия между людьми;

— установление контактов между людьми и между животными с различными целями;

— средство от скуки.

2. С какими функциями общения человек сталкивается чаще всего в повседневной жизни?

3. Какой вид общения чаще других встречается между деловыми партнерами?

Задание 3

1. Какие из перечисленных ролей являются неформальными: учитель, продавец, друг, родитель, ученик, влюбленный, лидер, начальник, сосед, товарищ, директор школы, папа, брат, студент, аспирант, артист?

2. Перечислить возможные жесты защиты.

3. Можно ли однозначно интерпритировать язык жестов?

 

Задание 4

1. Какие из возможных помех в общении являются наиболее опасными?

2. Какие техники эффективного общения можно было бы добавить, исходя из личного опыта?

 

Задание 5

1. Какие характеристики из ниже перечисленных определяют человека с точки зрения ведущего канала восприятия и переработки информации:

— манипулятор, холерик, человек;

— аудиал, визуал, кинестетик.

2. Что такое межличностное пространство, личное пространство, межличностная дистанция — в чем сходство, в чем отличие?

3. Как определить, что мы нарушаем чьё-либо личное пространство?

 

Задание 6

1. Можно ли назвать поход в горы волевым актом? Почему?

2. Какие способы развития силы воли вы знаете?

3. Чем целеустремленность отличается от упрямства?

 

Задание 7

1. Способности и знания человека — в чем сходство, а в чем различие?

2. Могут ли в позднем (например, в престарелом) возрасте появиться новые виды способностей?

3. Возможно ли развивать способности?

 

Задание 8

1. Назвать примеры стенических и астенических эмоций.

2. Какова разница между чувствами и эмоциями?

3. Какие изменения в человеке могут говорить об испытываемых им эмоциях?

 

Задание 9

1. Можно ли управлять аффектом и стрессом?

2. Какие ситуации способны вызвать появление данных негативных эмоциональных ситуаций?

3. Какие способы вы часто используете для снятия или ослабления напряжения?

 

Задание 10

1. Какие ограничения имеет графология?

2. Можно ли однозначно интерпретировать те или иные показатели почерка?

3. Где можно использовать данные графологии?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куницына В.Н. и др. Межличностное общение. СПб, 2001.

2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 2001.

3. Этикет делового общения. Авторы: Шеламова Г.М. Издательство: Академия год издания: 2005.

4. Психология делового общения: Бороздина Г.В. 2004

5. Беклешев Д.В. Манеры и поведение делового человека. М., 1993.

6. Вечер Л.С. Поведение руководителя. Минск, 2000.

7. Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996.

8. Основы делового общения: Перевод с английского. Уилки Х., «ГИППО» (HIPPO) — 2004

9. Герчикова П.Н. Деловая этика регулирования международной коммерческой практики. М., 2002.

10. ГорянинаВА. Психология общения. М., 2002.

11. Гришина Н. Давайте договоримся. СПб., 1992.

12. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. «Психология профессионального успеха». — Санкт-Петербург, ООО «СЛП»,1998.

13. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения . М., 1988.

14. Зарецкая Е.И. Деловое общение. В 2-х томах. М., Дело, 2002.

15. Пиз А. Язык телодвижений. М., 1992.

16. Ребик С. Деловое общение: психологические аспекты. М., 1990.

17. Швалъбе Б. ШвалъбеХ. Личность, карьера, успех. М., 1993.

18. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.