Методические особенности преподавания прикладной психологии

Методические особенности преподавания теоретической психологии

История психологии— при изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т. е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их.

Особенности истории психологии как науки теоретической, являющейся одновременно и исторической, и психологической, требуют от преподавателя и особого методического подхода к ее преподаванию.

Во первых существенное значение имеет последовательность преподавания двух теоретических дисциплин — общей психологии и истории психологии. Рекомендуется изучение истории психологии после прохождения курса общей психологии или параллельно ему так как если в лекциях по истории психологии излагаются взгляды, которые потом были преодолены как ошибочные, но современных взглядов на эти проблемы студенты еще не знают, то тогда у них возникают серьезные трудности в адекватном понимании логики исторического процесса развития науки,

Во вторых трудность в познании истории психологии связана с непониманием необходимости изучения давно забытых и порой абсолютно наивных психологических представлений древности и средневековья, равно как и некоторых современных теорий и направлений научной психологической мысли, которые признаны ошибочными или тупиковыми.

Чтобы помочь студенту направить свою мысль на анализ связи истории психологии как с общей психологией, так и с ее конкретными отраслями, можно использовать такое методическое средство, как проблемные учебные задачи. Вопросы в задачах ставятся так, чтобы, изучая историю психологии, студент обращался к современной теории и, наоборот, изучая общую психо­логию или другую современную отрасль психологии, сопоставил ее положения с тем, как они зарождались и развивались в истории науки.

Задача преподавателя — управлять мыслительной работой студентов, предоставляя им для самостоятельного выполнения соответствующие учебные задачи.

· Лекции должны читаться не в манере поверхностного описания фактов, простого пересказа книжных текстов, а в стиле проблемного изложения, в рассуждающей манере.

А что касается самостоятельной работы и последующего семинарского занятия, то лучше всего управлять тем и другим с помощью метода программированного обучения

Требования к леции

1. Содержание лекции нужно стремиться скомпоновать так, чтобы в сжатой форме и строго
логично были изложены основные вехи и этапы в истории психологии.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... психологии как единой науке, которая имеет общий предмет и объект исследования или все же необходимо говорить о множестве психологических наук. В настоящее время, психологии говорят о том, что психологическая наука является единой наукой ...

2. Изложение исторической (хронологической) последовательности событий, связанных со
значительными научными открытиями, нужно построить так, чтобы были видны логика их
вызревания на базе предшествующих научных данных и объективная подоплека их появления
именно в этот исторический момент..

3. Излагая историю психологии как определенную череду событий в развитии науки в
логической и временной связях, преподавателю нельзя не помнить об изменении Научного
содержания основных понятий, хотя термины могут сохраняться прежние. Так, например, в
разное время вкладывался разный смысл в толкование понятий рефлекс, образ, мотив,
личность, инстинкт

4. Было бы очень хорошо, если бы преподавателю удавалось каждое значительное событие в
науке, приведшее когда-то к принципиально новому выводу, показать в связи с современными
взглядами на данную проблему.

Общая психология— Основной целью преподавания данного предмета является усвоение студентами общих закономерностей функционирования психики.

Изучение общей психологии имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобраться в частном.

Лекционный курс в зависимости от количества отводимых часов может быть разделен на блоки в разных вариантах

Встречаются такие варианты:

1. Введение в психологию. Личность и деятельность. Познавательные процессы личности.
Эмоционально-волевая сфера личности. Психологические особенности личности (пять блоков)

2. Общая психология как наука, ее объект и предмет. Психология деятельности. Психические
процессы, состояния и свойства. Психология личности и ее познавательная, эмоциональная

волевая сферы. Характер и темперамент. Способности и направленность личности (шесть блоков);

3. Психология как наука и ее основные отрасли. Психология деятельности. Психология личности. Познавательные процессы в деятельности личности. Эмоции и воля в деятельности. Психология развития, обучения и воспитания. Психология общения и межличностные отношения (семь блоков) и т. д.

Цель преподавателя — научить студентов мыслить психологическими категориями, анализируя научные и практические проблемы.

Этой цели он может достигать с помощью проблемных вопросов и задач, которые он использует как в лекциях, так и в качестве учебного задания студентам для самостоятельной работы и практических занятий.

Методические особенности преподавания прикладной психологии

Возрастная и педагогическая психология- Студенту любой профессиональной ориентации надо научиться использовать знания в данной области в будущей практической деятельности, чтобы разбираться в психологических особенностях людей разных возрастов и оказывать на них воздействие при организации игровой и учебной деятельности, а также развитии лучших черт личности в деятельности.

Методические особенностях преподавания возрастной и педагогической психологии. — эти две отрасли психологии могут представлять один или два самостоятельных учебных предмета. Методика преподавания зависит от того, изучаются ли они как один учебный предмет или как два разных.

5 стр., 2174 слов

Феноменологический подход в психологии: история и перспективы ...

... результаты в таких областях психологического знания, как психология восприятия, воображения, эмоций, воли, когнитивной деятельности, социальная психология. Один из наиболее авторитетных исследователей феноменологического движения ... общезначимость результатов своего исследования. На основе анализа существующих работ по истории психологии можно сделать вывод о том, что психологическая наука до сих ...

Если ведется ее преподавание как единой учебной дисциплины , то методика строится на показе взаимосвязи процесса обучения и воспитания с процессом развития психики.

Если преподавание ведется раздельно, то возрастная психология, конечно, будет целиком и полностью излагаться как наука о возрастном развитии психики не только в детстве, но и в юно­шеском, молодом, зрелом возрасте, в старости и позже

Серьезное внимание должно быть уделено методам и приемам практического обучения посредством проведения семинаров-практикумов, семинаров-дискуссий, «деловых игр», «мозговой атаки», «круглых столов»

Социальная психология- Отечественная социальная психология начала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологической науки только немногим более 30 лет назад, и естественно, что в ее развитии еще много белых пятен.

Поэтому при самостоятельном изучении литературы студент может встретиться с разными, иногда взаимоисключающими точками зрения на один и тот же вопрос, потому что наука нахо­дится в состоянии развития.

Советы студенту и преподавателю

1. Разнообразие мнений, толкований, объяснений одних и тех же явлений, разные подходы к их
классификации ни в коем случае не должны смущать.

· Наоборот, обнаружив такое разномыслие,нужно внимательно сопоставить каждое мнение одно с другим, попытаться понять аргументы ипринять решение, которое наиболее импонирует.

2. В методическом отношении будет полезно, если преподаватель перечислит имеющиеся в
научной литературе разные точки зрения со своими комментариями, что станет для студента
ключом для серьезной и увлекательной работы по анализу проблемы.

3. В учебных заданиях студенту будут даны и такие задачи, для решения которых нужно
разобраться в нескольких точках зрения на одну и ту же проблему.

· Эти примеры подскажутстуденту, как сопоставлять и анализировать различные теоретические подходы к ней, какую изимеющихся научных позиций поддержать и почему.

· В методическом плане будет целесообразным экскурс в историю науки, что положительно скажется на мотивации учебной деятельности студентов и будет способствовать сознательному отношению к изучению науки.

Медицинская психология- Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.

Следует рассматривать медицинскую психологию, изучаемую в немедицинских вузах, не как отрасль медицинских знаний, а как отрасль психологии, что отражено в психологической литературе.

Содержанием деятельности практического психолога по применению знаний в области медицинской психологии станут:

а) изучение психических состояний людей подведомственной организации, учреждения,
территории; выявление и диагностика нервно-психических заболеваний психогенного (или сомато­
генного) происхождения;

б) проведение психотерапевтических, психокоррекционных мероприятий с нервно-
психическими больными, направление их, в случае необходимости, в лечебные учреждения на
консультацию к психиатру и другим специалистам;

6 стр., 2609 слов

Психология горя

И даже в случае смерти или потери собаки или кошки (тоже ведь почти член семьи!) или при ссоре с близким другом. Особенно важно различение "нормального" и "патологического" горя, ибо горе, как и любая травматическая реакция, - представляет собой нормальный процесс. На примере горя можно проследить естественную динамику течения любого травматического стресса, т.е. то, как происходит преодоление ...

в) организация психогигиенической, психоконсультативной и психопрофилактической службы
и пропаганда ее работы среди населения

г) использование психофармакологических средств, выписанных врачом, для лечения
больных, страдающих неврозами разной формы, психогенными психозами, а также
психопатоподобными состояниями при пониженной трудоспособности;

д) выявление запущенных форм неврозов и других психогенных заболеваний и организация
медицинского контроля, на правление на лечение амбулаторно или в стационаре.

Методический совет:

а) ознакомить студентов с симптомами наиболее распространенных нервно-психических
расстройств и близких к ним состояний;

б) дать задание к практическому занятию: описать поведение (и состояние) кого-либо из
своих знакомых, у кого заметно проявление нервно-психических заболеваний


Юридическая психология — Юридическая психология в системе государственного образования изучается в юридических вузах и на юридических факультетах университетов. Она также преподается в вузах правоохранительной системы, экономических и управленческих учебных заведениях.

Цель преподавания этого предмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формировании психологической культуры юриста, которая повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации2.

Если при изучении юридической психологии главным для студента-юриста является получение знаний о психологии людей, его потенциальных клиентов, то для студента-психолога главное — это познание психологического содержания деятельности юриста. Для этого ему надо быть компетентным если не в юриспруденции, то по крайней мере в юридической психологии.

Цели преподавания психологии

В школе

Преподнесение психологических знаний школьникам разных возрастов должно опираться на четкое осознание целей обучения психология.

Цель (И.В. Дубровина) — овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры

Цель (Ю.М. Забродин и М.В. Попова) — построить в сознании ребенка более или менее целостное видение мира и видение человека, который в этом, мире живет.

Цель (О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева и др.) — формирование у учащихся способности к самопознанию и саморегуляции.

Цель (А.В. Микляева) — создание условий для ус пешной социально-психологической адаптации учащихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель (И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер) — всестороннее психологическое сопровождение развития ребенка.

В ВУЗе

Общая цель изучения психологии— формирование у учащихся умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности

С точки зрения профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов всех студентов можно разделить на две большие группы:

1) Студенты непсихологических специальностей

2) Студенты-психологии.

И для той, и для другой группы общая цель изучения психологии одна и та же, а что касается конкретных целей, то они разные.

12 стр., 5797 слов

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

... представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором ... в Сальпетриере, собиравших самую разнообразную публику, от студентов до бомонда, Ж.-М. Шарко демонстрировал потрясающие опыты ... например, как уникальные способности. А. Бине с этой целью изучал творчество знаменитых, драматургов, память выдающихся шахматистов и ...

Целью изучения психологии студентами — не психологами по мнению Е.А. Климова заключается в психологической грамотности для взаимопонимания, обучения, руководства

Теперь рассмотрим конкретные цели изучения психологии студентами психологической специальности.

Цель студентов теоретического направления— научиться практически применять научные знания уметь психологически мыслить, но для решения не столько практических, сколько теоретических задач. Им надо научиться применять психологическую теорию не для преобразования, а для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.

Цель студентов прикладного направления — формирование у обучаемых психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли психологии, а также освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.

Проверка и оценка знаний и умений студентов

Можно выделить следующие основные функции,которые выполняет проверка и оценка знаний, умений и навыковв учебном процессе.

1. Ориентирующая.Эта функция реализуется следующим образом: текущая оценка дает
учащемуся ориентир (обратную связь) с точки зрения того, насколько успешно он усвоил
определенные знания, умения и навыки, и таким образом способствует их корректировке и
совершенствованию.

2. Стимулирующая.Хорошо известно, что проверка и оценка во многих случаях являются
необходимым стимулом к изучению учебного материала учащимся (студентом).

3. Аттестационная (контролирующая).Данная функция проявляется в выявлении знаний,
умений и навыков учащихся, усвоенных ими на определенном этапе обучения. Это необходимо
для определения их готовности к дальнейшему обучению или выполнению трудовой
деятельности.

Основные принципы проверки и оценки,на которые следует ориентироваться преподавателю психологии,

1. Объективность.Заключается в необходимости оценивать знания учащихся независимо от
субъективного мнения оценивающего.

2. Валидность.Заключается в необходимости гарантировать получение достоверной информации
о знаниях, умениях и навыках учащегося.

3. Надежность.Заключается в необходимости гарантировать, что знания учащегося, получившие
определенную оценку, сохраняются у него на длительный срок. Реализация этого принципа
наиболее сложна, поскольку процедуры оценки знаний проводятся, как правило, однократно.

4. Дифференцированность.Заключается в необходимости оценивать знания таким образом,
чтобы получаемые учащимися оценки и отметки дифференцировали их

5. Системность.Заключается в оценке знания учащимися содержания всех разделов и тем курса,
а также всех компонентов учебного материала

6. Систематичность(или регулярность).

Заключается в необходимости проводить оценочные
процедуры регулярно и периодически в ходе изучения курса

7. Конфиденциальность.Заключается в том, что преподаватель должен принимать необходимые
меры для того, чтобы результаты оценки были известны только ему самому, студенту и
руководителю образовательной программы.

Данные критерии применимы к учебным занятиям по психологии предметно-ориентированного типа, которые предполагают четко очерченный круг знаний, подлежащих усвоению. На занятиях по психологии личностно-ориентированного типа невозможно придерживаться многих из перечисленных принципов, поскольку часто не существует достаточно объективных, валидных, дифференцирующих критериев. На таких занятиях, как и на многих психологических тренингах, соблюдается принцип безоценочного отношения. Отметки не выставляются.

 

При оценке знаний по психологии, как и по другим дисциплинам, может использоваться два типа оценивания:

1) нормативное оценивание — подразумевает оценку степени соответствия знаний учащихся(студентов) определенным нормам усвоения, которые заранее устанавливаются экзаменаторами

2) оценивание на основе распределения результатов.-

· Такую стратегию оценивания вамериканском образовании называют «оценкой на кривой».

· Под «кривой» подразумевается кривая распределения оценок, которые получили все студенты данного учебного курса.

· В соответствии стакой кривой небольшая доля студентов получает оценки ниже среднего уровня (например,«удовлетворительно»), другая небольшая доля — оценки выше среднего (например, «отлично»),большая часть же студентов попадает в центральную часть кривой и получает средние оценки(например, «хорошо»).

· Таким образом, оценка и отметка одного студента зависит от отметокдругих

В зависимости от того, проверяются ли знания учащихся или умение их применять, различаются такие виды проверки, как опрос и выполнение практических заданий.

При опросе учащимся предлагается воспроизвести определенное содержание: эмпирические факты, теоретические положения, формулировки понятий, примеры, классификации, научные закономерности. Выполнение практических заданий подразумевает применение этих знаний для решения учебных и практических задач. Опросможет быть устным или письменным.

Устный опросимеет то преимущество, что:

1) позволяет экзаменатору задавать уточняющие вопросы по содержанию излагаемого материала, которые выявляют осмысленность его понимания студентом;

2) дает возможность исключить случайные недочеты в воспроизведении материала;

3) проверяет умение студента строить связный монолог.

Письменный опрос более экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить знания большой группы учащихся, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными его формами являются:

1) контрольная письменная работа, проводимая на занятии;

2) домашняя письменная работа (реферат, конспект).

Письменный опроспозволяет оценивать знания более объективно, поскольку в случае несогласия студента с оценкой экзаменатора он может подать на апелляцию.

· Содержание письменного текста ответа, подготовленного студентом, будет служить объективным основанием для этого.

· Однако письменный опрос лишен преимуществ устного опроса, которые были перечислены выше.

· Тем не менее следует отметить, что Министерство образования рекомендует использовать письменные опросы как форму проведения вступительных экзаменов в вузы.

· Думается, что это делается прежде всего для обеспечения объективности в оценке.

Свободный опросподразумевает ответ на широко поставленный вопрос. Он предполагает умение студента построить логически связанный рассказ в устной или письменной форме, используя при этом научную аргументацию.

Программированный опроспредполагает постановку конкретных вопросов, например: «В каком году была открыта первая в истории психологическая лаборатория?»,

Практические задания также могут быть свободными или программированными. В первом случае они предполагают творческий подход к их выполнению, например написание реферата, конспекта, резюме. Во втором случае необходима реализация определенного алгоритма, например предлагается определить, к какому психологическому понятию относится описанное психическое явление, или вычислить коэффициент корреляции в предложенной учебной задаче.

Проверка знаний и умений может быть индивидуальнойили фронтальной,в зависимости от того, осуществляется ли она индивидуально с каждым студентом или сразу с группой.

В зависимости от того, осуществляет ли проверку один экзаменатор или несколько, можно выделить персональную и экспертную проверку знаний. Персональнаяпроверка проводится одним экзаменатором, экспертная— группой экзаменаторов.

Следует различать также однократную и распределенную проверку знаний.Экзамен по предмету во время сессии представляет собой типичный пример однократной проверки. Распределенная проверка подразумевает, что весь объем знаний, подлежащих проверке, разбивается на определенные порции. Таким образом, знания проверяются «распределение» в течение всего семестра с помощью ряда проверочных процедур, которые могут содержать разные типы вопросов и заданий.

Рейтинговое оценивание— Эта система построена на использовании кумулятивной (накопительной) оценки успеваемости. Главное ее достоинство заключается в том, что она обеспе­чивает комплексную и дифференцированную оценку количества и качества учебной деятельности студентов, повышает их мотивацию к занятиям, стимулирует регулярную самостоятельную учебную работу в семестре.

Рейтинговая система учитывает трудоемкость разных видов учебной работы с помощью зачетных единиц. Успешность работы студента в семестре по дисциплине оценивается определенной максимальной суммой баллов (например, 100 баллов = 100-процентный успех).

Шкала оценок по отдельным модулям, блокам, разделам, за выполнение определенных видов учебной работы, контрольных заданий по учебной дисциплине разрабатывается преподавателем и сообщается студентам в начале семестра. Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов.

Формы проверки знаний и умений

Коллоквиумявляется формой текущего контроля. Он применяется для проверки знаний по определенному разделу (или объемной теме) и принятия решения о том, можно ли переходить к изучению нового материала. Коллоквиум — это беседа со студентами, целью которой является выявление уровня овладения новыми знаниями. В отличие от семинара главное на коллоквиуме — это проверка знаний с целью их систематизации.

Зачетпредставляет собой форму проверки знаний, предусматривающую альтернативную оценку и соответственно бинарную отметку: «зачет» или «незачет». «Зачет» ставится в том случае, если студент выполнил задание, дал правильный ответ, усвоил учебный материал. «Незачет» ставится в том случае, если студент не выполнил задания, дал неправильный ответ, не усвоил материал. Важной задачей преподавателя является определение степени правильности выполнения задания (или ответа на вопрос), при которой может быть поставлен зачет

Экзаменпредставляет собой форму проверки знаний, предусматривающую дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций. В школьной практике России это пятибалльная система отметок: 5,4, 3,2, 1.

Экзамен чаще всего представляет собой однократную процедуру проверки теоретических и практических знаний студента в специально отведенное для этого время, обычно во время экзаменационной сессии. Экзамен может проводиться в устной или письменной форме. Традиционным является устный экзамен, проводящийся по экзаменационным билетам. Каждый билет включает ряд вопросов и заданий. Довольно типичным является билет, содержащий два или три вопроса и иногда какое-либо практическое задание.

Контрольная работа— это письменная работа, выполняемая учащимися и направленная на проверку усвоенных ими знаний и умений. Она подразумевает ответы на поставленные вопросы или выполнение определенных практических заданий. В контрольных работах могут использоваться вопросы и задания различного характера, однако они всегда предполагают наличие критериев для оценки (как правильные или неправильные).

Поурочное оцениваниеиспользуется как в школах, так и в вузах. Оно дает комплексную оценку различных видов познавательной деятельности учащихся (студентов) на занятии. Составляющими такой оценки могут быть ответы на вопросы преподавателя, дополнения к ответам других учащихся, выполнение письменных и практических заданий.

Квалификационные работы: рефераты, курсовые, дипломные.Выполнение таких работ, с одной стороны, является видом самостоятельной учебной работы студентов, о чем говорилось в предыдущих разделах. В данном случае важны достижения студента в процессе их подготовки. С другой стороны, подготовленная работа является квалификационной, т. е. является объектом оценки.

 

Таблица 1. Основные характеристики
Название программы Автор Цель
Психология в школе И.В. Дубровина, доктор псих, наук, профессор Овладение школьником элемен­тарной психологической культу­рой, которая является необходи­мой частью общей культуры
Психология М.В. Попова, канд. псих, наук, Ю.М. Забродин, доктор псих, наук Формирование у ребенка целост­ного видения мира и видения человека, который в этом мире живет.
Психоло­гическая азбука И.В. Вачков доктор психол. наук, профессор ТА. Аржакаева канд. психол. наук, доцент, А.Х. Попова, канд. психол. наук Становление самосознания и саморазвития детей и самого учителя психологии
Я — подросток А.В. Микляева канд. псих. наук. Создание условий для успешной социально-психологической адап­тации учащихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных осо­бенностей
Уроки психоло­гии в начальной школе И.М. Никольская, докт. псих, наук, проф. Г.Л. Бардиер, канд. псих, наук Всестороннее психологическое сопровождение развития ребенка: развитие творческого потенциала ребенка, формирования навыка анализа чувств, проблем, отноше­ний, окружающих событий, упот­реблять их и владеть ими
б Жизненные навыки СВ. Кривцова канд. псих. наук. Целостное развитие эмоциональ­ного интеллекта и на решение лич­ностных задач данного возраста
120 уроков раз­вития для млад­ших школьников Н.П. Локалова канд. псих, наук ^азвитие познавательных процес­сов младших школьников

 

 

ттпеттпггавания r ттткотте  
Особенностисодержания материала Форма занятий Используемые методы Дня какого возраста
1)Общие научные знания в области психологии; 2)знание основных закономерностей психического и личностного развития на этапах школьного дет­ства, отрочества, ранней юности урок эассказ, беседа, дис­куссия, показ иллюст-эаций и т.д. С 3-го по 11-й класс
Знания об особенностях строения психологической культуры, о мес­те человека в этой культуре, о его роли в этом окружающем мире, о его взаимоотношениях с этим многосложным миром и с други­ми людьми   Метод словесного обу-чения, метод проб­лемного обучения, метод проектов, метод погру­жения, метод проектов, метод наблюдения, ак­тивные групповые мето­ды социального тренин­га, метод творческого самовыражения, метод экспрессии Тодрост-ки
Материал психологии, который на­прямую связан с психологическим содержанием внутреннего мира ребенка, и позволяющий ориен­тироваться в содержании своего внутреннего мира и внутреннего мира других людей, повысить психологическую компетентность и заложить основы становления субъектности Разви­вающее занятие Рассказ, игра, психо­технические и психо­гимнастические упраж­нения, беседа, разбор иллюстраций и поделок из пластилина, написа­ние сочинений, чтение психологических сказок и т.д. Началь­ная шко­ла
Содержанием выступают матери­алы, соответствующие возрастным и индивидуальным интересам подростков: отношение в семье, регуляция собственного поведения и т.д. факуль татив Ситуационно-ролевые, деловые и развиваю­щие игры, рефлексия результатов урока, ра­бота с личным опытом учащихся Под­ростки
Изучение и диагностика уровня раз­вития познавательных процессов, личностных свойств и отношений, копинг-поведения. Формирование навыков самоанализа, самостоя­тельности, самоконтроля, элемен­тов рефлексивного поведения, раз­витие эстетического восприятия, творческого воображения   Диалог, метод рисун­ков, рассказ, театра­лизация, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, индивидуальное кон­сультирование Началь­ная шко­ла
Чувства, потребности пережива­ния и пристрастия — субъектив­ный мир человеческой души   Методы групповой тре-нинговой работы С 1-го по 7-й класс
    Рассказ, беседа, позна­вательные и подвиж­ные игры Началь­ная шко­ла