13. отечественная филос-я: этапы развития и особенности

12.философия марксизма и современность. Философское учение Маркса (марксизм) характеризуется как диалектический и исторический материализм.[1] Из немецкой классической философии, продолжателем традиций которой он себя считал, Маркс заимствовал, во-первых, идею диалектического метода и, во-вторых, представления об активности субъекта (человека) в познавательной и практической деятельности. Маркс в отличие от многих других современных ему материалистов видел большое значение развитой Гегелем диалектики, однако полагал, что ей нужно дать материалистическое обоснование, «поставить с головы на ноги». Диалектика, согласно марксизму, свойственна самому мирозданию, природе, и лишь затем она становится идеальной, отражаясь в сознании человека. Итак, Маркс в своей философии отказался от идеализма Гегеля, однако сохранил диалектический метод, дав ему материалистическую интерпретацию. К. Маркс стремился применять метод диалектики при исследовании общественных явлений. Даже занимаясь вопросами экономики в «Капитале», Маркс выводит одну категорию политэкономии за другой, руководствуясь диалектическим методом. Специфика новой разновидности материализма, заложенной Марксом, как раз и являлось широкое применение диалектики как метода и обоснование диалектичности всех процессов в мироздании. В этом было отличие диалектического материализма от механистического (метафизического).

Также признание активности субъекта, выраженное в марксизме в подчёркивании основополагающей роли практики, составляет одну из важных черт диалектического материализма, заимствованную от представителей немецкой классической философии. В «Тезисах о Фейербахе» (1844 г.) Маркс утверждал необходимость не просто объяснения мира, что было характерно для прежней философии, а изменения мира, его деятельного преобразования (тезис 11).

Именно практика, выраженная в созидательной трудовой, преобразовательной деятельности, является, по Марксу, главным критерием истины. Другими источниками марксизма, кроме немецкой классической философии, были классическая политэкономия и учения утопического социализма. Основным достижением Карла Маркса считается его социальная философия, оказавшая наиболее значительное влияние на осмысление общества и истории, а также на ход исторического развития в 20 в. Ранняя философия К. Маркса содержит гуманистическую составляющую, связанную с критикой современного ему капиталистического общества. Основным понятием, характеризующим антигуманную сущность капитализма, является, по Марксу, «отчуждение». Этот термин также был заимствован Марксом из философии Гегеля и Фейербаха. Сущность отчуждения в социальной сфере заключается в том, что результаты практической деятельности человека становятся самостоятельными, начинают противостоять своему творцу, и даже становятся враждебной по отношению к нему силой. Капиталистическое общество – общество отчуждения. В нём результат трудовой деятельности отчуждается от своего создателя и присваивается капиталистом для дальнейшей продажи. В подобном превратном обществе люди отчуждены друг от друга и от самой истинной человеческой сущности.

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... познания истины), социально-политическая проблематика, идея свободы, изменения монархического строя Немецкая классическая философия 18-19 века Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель Вопросы онтологии изучения ... – выражается в выработке универсальных подходов и методов познания и практической деятельности; критическая – заключается в устранении устаревших стереотипов мышления, критическом переосмыслении в ...

Общество отчуждения управляется неконтролируемыми людьми законами, обусловленными действием капитала, как некоей безличной и антигуманной силы, подчиняющей себе поступки людей, даже «хозяев жизни». Такое общество путём революционной практики («критики действием») должно быть заменено справедливым социально-экономическим строем (коммунизмом), при котором, по уверениям Маркса, отчуждение как негативный социальный феномен будет преодолено. Настоящая история человечества начнётся только тогда, когда будет установлен коммунизм. Главной заслугой К. Маркса, отличающей его от прежнего материализма является распространение материалистического подхода на анализ общества и истории. Поэтому часто социально-философские воззрения Маркса называют историческим материализмом. Таким образом, материализм Маркса был более последовательным, чем у предшествующих материалистов, которые, как правило, при анализе общества придерживались идеализма. По утверждению К. Маркса, выраженном в работе «Немецкая идеология», общественное сознание не может быть ничем иным, как отражением общественного бытия, подобно тому, как индивидуальное сознание человека, всегда будет отражением материального бытия мира. Маркс признавал, что в основе развития общества лежат объективные законы, не зависящие от сознания людей. Люди не могут по своей воле изменять законы развития общества и вынуждены приспосабливаться к ним. Маркс полагал, что история человечества в конечном итоге определяется прогрессивным развитием производительных сил (человек, орудия труда, предметы труда) и возникающих на их основе производственных отношений. Развитие общества определяется преимущественно экономическими факторами, являющимися базисом. Таким образом, воззрения Маркса можно рассматривать как экономический детерминизм применительно к анализу развития общества.[2] Начиная с 1850-х годов философские вопросы в марксизме рассматривал преимущественно главный соратник Карла Маркса Фридрих Энгельс (1820 – 1895).

Основные работы Ф. Энгельса: «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Энгельс был последовательным материалистом при рассмотрении как природы, так и общества. Он успешно применял идеи диалектического развития по отношению к природе. Именно Ф. Энгельс выделил 5 уровней развития материи и соответствующих им 5 видов движения (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное).

В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс дополнил сосредоточенное исключительно на биологических факторах антропогенеза эволюционное учение Ч. Дарвина утверждением о решающей роли труда как социального фактора в появлении человека, определившее появление речи, сознания, мышления и пр. Именно Энгельсу принадлежат слова: «Человека создал труд». Как видим, и здесь решающая роль отводится практическому (трудовому) действию, создающему не только орудия и предметы, но и самого человека как члена общества. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выдвинул классовую теорию происхождения государства, признающую решающую роль экономических факторов в формировании классов и возникновении государства. Марксизм стал в 20 веке одной из значительнейших философских, политических и экономических теорий, претендующих на господство над миллионами умов. Видными мыслителями марксистского направления в 20 в. были Карл Каутский, Антонио Грамши, Дьердь Лукач. На современном этапе развития отдельные идеи марксизма пытаются использовать другие направления философии. Делаются попытки сближения марксизма с экзистенциализмом и психоанализом (фрейдомарксизм).

14 стр., 6535 слов

1. Перспективы развития общества

... происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее) ... в естес­твенное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности . 5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др. 31. Философия и мировоззрение Мировоззрение ...

Из представителей русского марксизма следует отметить таких мыслителей и политических деятелей как Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918) и Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 – 1924).

В целом русский марксизм отличался большим радикализмом и привязанностью к решению политических проблем, встававших перед Россией на рубеже 19-20 вв. Так, именно в трудах русских марксистов нашла своё воплощение идея диктатуры пролетариата, о которой лишь кратко упоминалось у Маркса. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин защищал и развивал основные принципы диалектико-материалистического понимания природы в период революции в естествознании начала 20 в. В годы советской власти в нашей стране (1917 – 1991) марксизм был объявлен единственно верным философским учением. Это привело к его догматизации и к подмене понимания сути философии Маркса заучиванием отдельных вырванных из контекста положений. Попытка практической реализации политической доктрины марксизма привела к большим человеческим жертвам и весьма спорным последствиям для тех стран, где такие попытки были произведены. [1] Сам Маркс не называл так своё учение, эти термины даны немецким марксистом И. Дицгеном в 1887 г.

13. отечественная филос-я: этапы развития и особенности

отечественной философии обычно выделяют следующие периоды русской философии

I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)

II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)

III период – Русская философия XIX – начало XX в.

IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.).

  1. Зарождение философской мысли на Руси делится на два этапа: · Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 – Х111 в.в.).

    1.1 Древнерусская философия Киевской Руси.

1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства. 2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое. 3. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум.

Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.)

. 18 век поставил Россию вровень с Европой.-экономические реформы -развитие производства, ремесел и науки -политические новации, соседствовали с постоянными заговорами -разнообразное художественное творчество -использование жестокости и насилия при проведении реформ

10 стр., 4870 слов

Философия 16 с

... и цель человеческой жизни. Этот подход был очень популярен в русской философии конца XIX – начала XX вв. Это идеи В. С. Соловьева, Н. Бердяева, Л. Н. Толстого. Бердяев: «Сущность ... жизненной ориентации — процесс, состоящий из частных решений и занимающий определенный период в человеческой жизни. Для ряда ценностных предпочтений дают два сценария ...

2. Постоянные крестьянские выступления.

(две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева)

3. Постоянные войны. Наиболее крупные:-северная война 1700- 1721 -семилетняя война 1757- 1763 -с Турцией 1768- 1774 и 1787- 1791

4. В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, появляются великие ученые, мыслители, политики. Вместе со светской наукой на русской почве укрепляется свободомыслие.

Герцен А. И. Так охарактеризовал это время: «Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения».

5. Начало этому процессу положили реформы Петра I. Они раскрепостили русскую экономику, значительно пополнили и обновили господствующий класс за счет дворянства, превратили церковь в одно из звеньев государственного аппарата, усилили царский абсолютизм, низвергли народ до положения рабов.

-отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. -разработана первая в России классификация наук. -отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной .

-Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления. -в теории познания: критерии истины видели разум, физические и математические доводы, а саму истину- как согласие суждения с предметом. -разработали философскую терминологию на русском языке. 2.Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) — крупнейший представитель механического материализма.

Вывод1. Русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировой философии 2. Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого и настоящего. 3. Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией, с культурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, а осуществлялся с опорой на предыдущие достижения.

Русская философия 19 — начала 20 века.

1. Феодальные отношения оставались весьма прочными и укоренены в жизни страны. Несмотря на это, во второй половине 19 века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм. 2. Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия: война Крымская, русско-афганский конфликт, русско-иранская, три русско-турецкие, русско-японская войны, первая мировая война. Постоянные восстания и народные выступления, целая серия революций. Поэтому 1. 19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).

2. В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры. 3. Русская философия — это философия предупреждения. Её лейтмотив — нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. 4. Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: -сфера познания («вера» — «знание») -сфера действия («аполитизм» — «революционаризм») -сфера нравственности («альтруизм» — «эгоизм») В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал: -в сфере познания — это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией) -в сфере действия (социальной) — идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия) -в сфере нравственности — идеал человека, определяемый: а) с помощью определённых форм коллективности — государство, народ, община, церковь; б) посредством личных атрибутов — природа человека, нравственное чувство, разумность. Т.о. русская философия 19 века предстаёт как многообразие философскихучений, организованных вокруг двух полюсов: 1) философия тотальности (коллективности, целостности) 2) философия индивидуальности.

8 стр., 3813 слов

Тема: «Сознания человека, как предмет философского анализа»

... Ницше (философия жизни) критику классического рационализма. Классическому проекту они противопоставляют программу исследования человека в ... исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти ... философии сознания, редуцировавшей последнее преимущественно к разуму как инструменту отражения всеобщих истин бытия. Развитие марксизма, ...

Характеристика философии

1. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. 2. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. 3. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как: -природа человека, его свобода, смерть и бессмертие; -гуманизм и его кризис; -смысл человеческой истории; -ряд важных социальных вопросов.

I) Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев.

1. В целом русская философия 19 — начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России. 2. В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

Философская мысль в советский период. В советский период отечественной истории (1917- 1991 г.г.) исключительную поддержку получила материалистическая традиция в философии. В Советском Союзе в 20-х годах единственным философским течением становиться марксизм, который со временем обрел статус официального учения. Философия постепенно превратилась в служанку политики.

Это становиться возможным в условиях:

-отсутствия свободы интеллектуального творчества -жестокого контроля со стороны государства и правящей партии -использования философии для идеологического обоснования практики советского строя и перспектив его исторического развития.

Основные этапы философии в СССР.

1-й этап с 1922 — 1930 гг. Это время, когда идеологические тиски уже были, но ещё не сжались и в рамках материалистической философии оставалось место для дискуссий и споров. Для этого был основан философский журнал «Под знаменем марксизма». Решались проблемы :1) Соотношение в жизни человека и общества биологических и социальных факторов. 2) Дискуссия вокруг марксистского понятия базиса и представлений об азиатском способе производства. 3) В 1925 г. была впервые опубликована работа Энгельса «Диалектика природы», где систематически был изложен диалектический материализм. Это послужило стимулом для внутрипартийной философской полемики, получившей известность как спор между механистами и диалектиками. -механисты (во главе с Н.И. Бухариным) · подчеркивали материализм диамата за счет диалектики, которую считали лишь подсобным методом · защищали автономию естественных наук против философской диктатуры. · в идее развития более подчеркивали эволюцию, чем качественные скачки и чем революцию. -Диалектики (профессор Деборин) считали именно материалистическую диалектику главной сутью марксизма. Тогда же, в 20-е годы, в России работают такие ставшие впоследствии знаменитыми авторы, как Михаил Бахтин («Философия поступка», 1921 г.), Алексей Федорович Лосев (с 1927 по 1930 гг. Им написано восемь томов произведений), Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский, создавший культурно- историческую теорию развития психики.

13 стр., 6044 слов

Экзистенция как смысл бытия человека

... рассматривали проблему определения значимости и наполненности человеком своего бытия. Теоретическая значимость данной работы на самом деле является очень большой. Про философию экзистенциализма можно рассказывать очень долго, непонятно ... базу для нового толчка, которая приведёт его на другую ступень собственного развития. Так каждый служащий, дворник или продавец наполняет каждый свой день чем-то ...

2-й этап 1930 — 1953 гг. Сталинский.

Это время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма. В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го раздела была не большая по объему статья «О диалектическом и историческом материализме». Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. Вся философия свелась к «цитатничеству» классиков марксизма. 1) В.И. Вернадский создает «Размышления натуралиста», где развивается идея ноосферы. 2) Кета Романович Мегрелидзе создает книгу « Основные проблемы социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью целые поколения советских философов. 3) Возникает целый ряд формальных философских структур: · на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты · с 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы философии».

3-й этап 1953 — 1991 гг.

Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов хотя до этого: -с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах, но и в технических; -в 1958 г. — возникает ещё один философский журнал «Философские науки»; -с конца 50-х гг. Советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах.

Главные темы работы советских философов:

1. Новое прочтение К. Маркса (-соотношение идей раннего и позднего Маркса, -анализ внутренней логики и диалектики «Капитала») М.М. Розенталь, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров. 2. Развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания. (Ильенков, Байтищев, Библер) 3. Формирование отечественной методологии науки. Стремление соединить системные представления и диалектику (до этого системный метод считался «буржуазным» и не мог использоваться как научный метод) (Штофф, Швырев, Мамчур, Степин. Ракитов).

4. Под видом критики происходит, знакомство с западной философией . (Мельвиль, Матрошилова, Богомолов, Быховский и др.) 5. Раскрытие проблем гносеологии и теории познания. (П.В. Копнин, В.А. Лекторский, В.С. Швырев) 6. Обсуждение проблемы сознания. Развернулась многолетняя дискуссия об идеальном между Э.В. Ильенковым и Д.И. Дубровским. Продолженная Михайловым, Библером, Мамардашвили. 7. Обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей. «Лекции по марксистко- ленинской эстетике» М.С. Кагана утверждают право на существование аксиологического подхода к сознанию. 8. Выдвижение комплекса взаимосвязанных проблем «деятельность — культура — человек». -над проблемой деятельности и практики работали А.П. Огурцов, Б.А. Воронович, М.С. Каган. -по теме культура сформировались противоположные точки зрения: · «Деятельностная» или технологическая позиция (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович) · «Кормативно- ценностная» (В.М. Межуев, Л.Н. Коган, А.С. Злобин) -в теме человека (хотя экзистенциональные проблемы обсуждать не разрешалось) обсуждались темы: · сущности человека, его свободы, истории, диалектика его жизни · ставились вопросы философской познаваемости человека и единства человечества. 9. Темы, связанные со спецификой философского знания. Она определялась как наука или не наука, выяснялось как она соотносится с другими видами сознания. (Т.И. Ойзерман, П.В. Алексеев).

10 стр., 4510 слов

Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-

... Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку,. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно- исторических условий формирования человека ... и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта ... людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Какова же структура сознания, ...

10. Осмысление социальной жизни. Даже в условиях существенных ограничений, по- разному интерпретировались марксистские положения с целью сделать предписанную схему как можно более гибкой, позволяющей вмещать и охватывать те феномены, о которых специально не задумывались классики марксизма. (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Ю.К. Плетников).

Сегодня в России философы продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.

14. философия 20 века. Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия — плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям —материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики в одном случае религия выступает объектом философского анализа, в другом — составляет основу философствования. XX столетие — век кризисов во всех областях жизни. Социальные перевороты, меняющие основы общественного устройства многих людей, становятся неотъемлемым признаком жизни. Экономические кризисы получают разрешение в формах неприкрытого антигуманизма. Самое ужасное подтверждение тому — мировые войны, принудившие все народы зримо ощутить дух всемирной трагедии. С небывалыми темпами распространяется по земле экологическая угроза. Достижения научно-технического прогресса не всегда идут впрок, а порой оборачиваются в прямое зло. Ухудшение условий жизни людей, утрата природой своих естественных свойств, истощение материальных ресурсов сказываются на жизни каждого человека, подвергая опасности здоровье, психическое состояние как ныне живущих, так и будущих поколений. Понятие “кризиса культуры” прочно вошло в духовную жизнь общества. Переоценка ценностей — явление, свойственное каждому новому поколению людей. Но в двадцатом столетии трансформация жизненных установок и ориентиров сопровождается переосмыслением, казалось бы, вечных представлений о человеке и его природе. Надежды на науку как средство преодоления социальных и природных невзгод сменилось упадком доверия к ней.Центр тяжести философских исследований от проблем общего свойства, включающих в себя вопросы бытия, мироздания, общественного устройства, тенденций и путей развития общества как целого, все более перемещается в сторону человека, к обоснованию его уникальности, становления личности на путях творческой свободы.XX век проходит под знаком противостояния подавляющей части философских школ и течений марксизму. Во многом это определялось тем, что на долгие годы марксизм (а в последующем — марксизм-ленинизм) становится краеугольным камнем идеологии и политики общества, пытавшегося на практике реализовать коммунистические идеалы. В стремлении доказать несостоятельность философских принципов марксизма — диалектического и исторического материализма — многие философские течения отдали дань их вульгарной и неаргументированной критике. Долгие годы развитие философии осуществлялось в сфере идеологического противоборства. В крайне обостренных и противоречивых, социальных условиях существовала философия в XX столетии. Именно это обстоятельство лежит в основе того, что современная философия — это не единое тело, не прочная целостность, а сложно дифференцированный корпус философских концепций, продолжающих многовековые традиции философского поиска с учетом конкретных условий и обстоятельств сегодняшнего дня. В XX веке развитие философии осуществлялось по направлениям. Это прежде всего разнообразные формы религиозной философии, а также новейшие виды позитивизма. Повышение роли науки в XIX веке и в начале нынешнего, безусловно, сказалось и на характере философии. Возникло даже направление сциентизма (от латинского — знание, наука), в соответствии с представлениями которого философия должна ориентироваться на определенный тип мышления, сложившийся в конкретной науке. Сторонники сциентизма (опирается на естествознание), стремятся исключить из философии традиционную мировоззренческую проблематику, отказаться от исторически сложившегося понимания предмета философии, надеются построить ее по типу точной науки. К сциентистскому направлению относят неопозитивизм (аналитическую философию), “философию науки”, структурализм. Помимо, так сказать, общефилософских сциентистских концепций получили распространение различные специфические теории, ориентированные на разработку моделей “индустриального”, “постиндустриального”, “технотронного”, “информационного” и иных типологий общественного устройства. Главные трудности в разработке сциентистских философских представлений дали о себе знать прежде всего в области методологии. Так, оказалось, что теоретическое знание невозможно свести целиком к эмпирическим данным. Нельзя, как показала практика сциентизма, также полностью исключить и философские проблемы. Другое направление, включающее немало разновидностей, можно охарактеризовать как философский антропологизм. Оно связано с выдвижением на первый план изысканий в гуманитарно-антропологической сфере и усилением антисциентистской направленности. Главным при этом объявляется “человеческое содержание”. В рамках антропологизма формируются такие течения, как философская антропология, философия жизни, экзистенциализм, персонализм. Отличительная их особенность — родство с христианством не только в отношении к разуму и науке, но и в своеобразном механизме формирования сугубо философского содержания. Сторонников направления объединяет непризнание ими всеобщности естественнонаучного мышления и его норм. Границы этих течений нечетки, размыты. Поэтому нередко имеют место случаи, когда о том или ином философе, причисляемом к ветви антропологизма, говорят как о представителе той или иной философской линии: экзистенциализма, персонализма, неопротестантизма и т. п. Как бы особняком от упомянутых направлений стоит прагматизм — учение, родившееся в США и до сих пор не утратившее влияния

7 стр., 3321 слов

И. Кант. Учение о человеке и его бытие

... и речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе ... целесообразно именно с “Антропологии”. Читатель как бы должен пуститься в путь, обратный движению мысли Канта. В конце его окажется “Критика чистого разума”. Главная часть книги ...

9 стр., 4116 слов

Взаимосвязь основных форм бытия

... стороны. 2. Пространство и время - форма бытия материи Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Таким образом, пространство и время не существуют вне движения материи, как ... тела природы, а с другой - в них вложена сознание и душа человека. 2) Бытие человека. а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь); б) специфическое ...

15. диалектика бытия и его формы. Диалектика — искусство спорить, рассуждать) — раздел философии, исследующий категории развития. Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

11-20 — Стр 2

17. понятие движения, его характеристики и формы Движение – это способ существования материи, ее всеобщий атрибут. В самом общем виде под движением понимают всякое изменение. Движение – это и обмен веществ в клетках организма, и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение физического мира, и обмен деятельностью между людьми, и мышление. Основными свойствами движения являются единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютности и относительности.

Любой объект материи существует благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, характеризующиеся, в свою очередь, определенным набором типов и форм движения.

В то же время обыденное сознание противопоставляет движение покою. Однако предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения. Так, наш дом покоится относительно поверхности Земли, но он вращается вместе с Землей в пространстве относительно Солнца. Вместе с Землей и Солнцем он вращается вокруг центра нашей ГалактикиОднако при всех изменениях того или иного объекта сохраняется, воспроизводится во времени некоторый набор признаков, который позволяет говорить о нем как определенном объекте, отличном от других объектов.

выделяют два основных типа движения. Первый тип – это движение, когда сохраняется качество предмета. Кроме него существует один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть распад предмета на составляющие его элементы. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют сложную систему. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, характеризуются как развитие.

Выделяют две разновидности развития. Первая разновидность – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая – процессы перехода от одного уровня к другому. Примером первой разновидности развития является эволюция звезд, а примером второй – переход от неорганической природы к органической.

Изменения, происходящие с вещами и явлениями, качественно разнообразны и зависят от специфических видов (уровней) материи. Поэтому все бесконечное многообразие движений, реализующихся в мире, объединяют в определенные формы движения, понимая под последними способы изменения качественно определенных видов материи. Друг от друга все формы движения отличаются следующими признаками: 1) спецификой объекта (носителя движения и покоя); 2) своеобразием происходящих с ним изменений и способов его устойчивости; 3) наличием особых законов движения, характерных именно для данных объектов. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. Он выделил 5 форм движения: механическая (перемещение тел в пространстве), физическая (тепловые, электрические, магнитные и др. процессы), химическая (взаимодействия атомов и молекул), биологическая (развитие и функционирование живых организмов), социальная (общественные явления и процессы).

18. философские концепции пространства и времени. Пространство – это философская категория, которая характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – это философская категория, выражающая длительность существования различных форм бытия, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

В истории философии и науки сформировались две основные концепции пространства и времени: 1) субстанциальная и 2) реляционная.

Согласно субстанциальной концепции, пространство и время представляют собой особые самостоятельные сущности, независимые в своем существовании от мира вещей (Демокрит, Ньютон).

В этой концепции пространство – это огромное вместилище вещей и явлений. И если мир вдруг исчезнет, то от него останется все-таки некий пустой «ящик» – абсолютное, «чистое» пространство. Время же в этой концепции – непрерывная, «чистая» длительность. Время течет как бы само по себе, вне связи с материальными явлениями.

В отличие от Ньютона, Лейбниц рассматривает пространство и время не как особые субстанциальные сущности, а как формы существования материи. Эта концепция получила название реляционной (от лат. «релятивус» – относительный).

Идея ее уже содержалась во взглядах Аристотеля. В рамках реляционной концепции пространство и время связаны со свойствами самих объектов.

Реляционная трактовка пространства и времени преобладает в современной науке. Тем не менее, нужно оговориться, что отрицание «ньютоновского» (вселенского, абсолютного) пространства имеет только научно-практическое значение, но неприемлемо для философии.

Если вместо «абсолютное» пространство и время сказать просто «пространство и время Вселенной», то станет очевидной правильность и логичность утверждения Ньютона. При этом не нужно считать их неподвижными и неизменными, как считали в прежние времена…

Точка зрения на субстанциальный или реляционный характер пространства и времени может разделяться как материалистами, так и идеалистами.

Значительным шагом в понимании природы пространства и времени было создание теории относительности А. Эйнштейна. Специальная теория относительности (1905 г.) доказала, что в реальном мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.

Теория относительности также показала, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Абстрагирующая способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая их друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их совместность (чтобы описать какое-либо событие, недостаточно определить только место, где оно происходило; важно указать время, когда оно происходило).

Идеи специальной теории относительности получили дальнейшее развитие в общей теории относительности (1916 г.).

Она показала, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Так, вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени.

К важнейшим свойствам пространства и времени относятся: объективность, абсолютность, относительность, бесконечность (времени), безграничности (пространства).

Объективность пространства и времени выражается в том, что они существуют реально, как и сама материя, независимо от сознания и воли людей. Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами существования материи. Относительность пространства и времени выражается в том, что их характеристики определяются состоянием движущей материи, т.е. зависят от особенностей строения объектов (что подтверждается специальной и общей теорией относительности А. Энштейна).

19. проблема сознания в философии.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Философский подход к проблеме происхождению и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно-организованной системы. В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. В более узком смысле — через соотнесение с головным мозгом как материальной субстратной основой. Третий уровень осмысления сознания связан с раскрытием его общественно-исторической природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи — головного мозга, как высшей формы отражения действительности.С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных факторов, в частности, общественных отношений. Важнейшим свойством сознания, как уже упоминалось, является идеальность. Проблема идеального возникла еще в античную эпоху. Заслуга целостной постановки этой проблемы принадлежит Платону, выделившему идеальное как особую сущность, противоположную материальному миру (миру вещей).

В ХХ веке эта проблема вновь была поставлена отечественными философами. С точки зрения Э.В. Ильенкова, идеальное не тождественно субъективной реальности. Это компонент общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное — это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное. По мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила. Эти структурные формы общественного сознания детерминируют индивидуальное сознание. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически изменяющимся формам общественной жизни. Вне человека идеального нет. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.В конечном итоге общественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

20 самосознание структура и формы, предметность и рефлексивность.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование,выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Сознательность — неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей. Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, — общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

Предметность и рефлексивность самосознания

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознания отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучиеи как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлективно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания. Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету –реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв,возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явногосамосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности. Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.