Конфликтология Методические указания к курсовой работе

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра менеджмента

Решетникова И.Г., Гусарова М.С., Власенко С.В., Яблочкина Е.А.

.

для студентов направления

080400.62 «Управление персоналом»

очной и заочной форм обучения

Тюмень, 2014

ББК: Ю9

Р-47

Решетникова И.Г. Конфликтология. Методические указания к курсовой работе направления 080400.62 «Управление персоналом» очной и заочной форм обучения/ И.Г. Решетникова и др. — Тюмень: РИО ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2014. – 30 с.

Методические указания содержат основные нормы и требования по написанию и оформлению работ по конфликтологии, соответствующие требованиям государственных стандартов по оформлению научно-исследовательских работ, необходимые для формирования у студентов практических навыков организации и проведения самостоятельного научного исследования, теоретического анализа проблемы, сбора и анализа эмпирических данных, оформления курсовых работ по конфликтологии. В работе представлены материалы для проведения студентами правильного теоретического анализа выбранной темы и практического исследования. Методические указания предназначено для студентов очной и заочной форм обучения направления 080400.62 «Управление персоналом».

Рецензент: Осколкова М.В.

Тираж 50 экз.

5 стр., 2281 слов

Контроль срс по дисциплине опд. Ф. 07. Социология и психология ...

... Н.Н. Управление персоналом организаций: учебное пособие для студентов вузов. М., 2005. – 464 с. Кафидов В.В. Управление персоналом: учебник для студентов вузов. ... своего Я. Задания и задачи № 1. Провести сравнительный анализ и заполнить таблицу: № Научные теории Типология личности ... системы мотивации трудовой активности. Каковы пределы денежной формы стимулирования? Вопрос 3. В чем состоит роль ...

© ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »

© Решетникова И.Г., Гусарова М.С., Власенко С.В., Яблочкина Е.А.

Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »

Содержание

Содержание 3

Введение 4

1 Этапы и сроки выполнения 5

2 Требования к объему и структуре Курсовой работы 6

3 Выбор темы курсовой работы 7

4 Содержание курсовой работы 21

4.1 Введение 21

4.2 Теоретическая часть 22

4.3 Практическая часть 23

4.4 Заключение 24

4.5 Библиографический список 24

4.6 Приложения 25

4.7 Требования к языку и стилю работы 25

5 Общие требования к оформлению работы 26

6 Статистическая обработка результатов исследования 27

Список литературы 30

Введение

Обучение в вузе не только ориентирует студента на будущую профессиональную деятельность, но и формирует поисковый стиль мышления, необходимый современному человеку, умения и навыки научно-исследовательской работы, самостоятельного получения необходимой информации, анализа данных различных источников, составления своего собственного мнения.

Основными формами самостоятельной научной работы студентов являются курсовые работы. Курсовая работа позволяет научить студентов работать с научной и методической литературой, обобщать полученные в процессе обучения знания, умения, навыки, повышать их прикладную, практическую направленность.

Курсовая работа отражают готовность студента представлять результаты самостоятельных теоретических и практических исследований. Оформление работ должно соответствовать общим правилам оформления научно-исследовательской работы.

Основная цель данных методических указаний — помочь студентам выполнить, оформить курсовую работу, а также подготовиться к ее защите.

1 Этапы и сроки выполнения

Выполнение курсовой работы предполагает несколько взаимосвязанных этапов. Недостаточное внимание или пренебрежение любым из них, влечет за собой снижение общего качества выполняемой работы.

Этап 1. Подготовительный. Выбор темы, согласование ее с руководителем. Определение цели, задач, структуры работы, составление календарного плана выполнения курсовой работы. Обязательное их согласование с руководителем.

Этап 2. Теоретический. Составление библиографического списка. Сбор, анализ, обобщение теоретического материала по теме исследования. Обоснование актуальности проблемы исследования. Определение основных рабочих понятий, центральных теоретических положений, формулировка гипотезы исследования.

Этап 3. Методический. Подбор и обоснование методов и методик исследования. Составление плана (программы) эмпирического исследования. Подготовка необходимого инструментария. Пилотажное исследование.

Этап 4. Эмпирический. Реализация составленной и апробированной программы исследования, сбор данных.

Этап 5. Аналитический. Обсуждение полученных данных, их качественный и количественный анализ, обобщение и интерпретация результатов. Формулировка выводов и рекомендаций по результатам исследования. Подтверждение или неподтверждение гипотезы.

Этап 6. Оформительский. Окончательное оформление работы, сдача ее для оценки, написание отзыва научным руководителем, рецензирование внешним экспертом (для дипломной работы).

Подготовка доклада для защиты выполненной работы и демонстрационного материала (схемы, рисунки, таблицы).

В задачи руководителя входит: помощь в планировании и организации самостоятельной работы студента, рекомендации основной литературы и возможных способов регистрации, анализа и интерпретации данных, обсуждение возникающих вопросов, затруднений.

Ответственность за содержание и качество курсовой работы, точность полученных результатов несет студент-исполнитель.

2 Требования к объему и структуре Курсовой работы

Объем курсовой работы должен составлять 35 страниц печатного текста. В общий объем работы входят титульный лист, содержание (оглавление), номера страниц на них не проставляются. Приложения в общий объем работы не входят.

Основными структурными элементами курсовой работы являются: титульный лист, содержание, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, библиографический список, приложения. Теоретическая и практическая части работы оформляются в виде глав (с делением на параграфы).

Рекомендуемый объем указанных структурных элементов представлен в табл. 1.

Таблица 1 — Примерный объем структурных элементов курсовой работы

Структурный элемент

Примерный объем (страницы)

Титульный лист

1

Содержание

1

Введение

2

Теоретическая часть

11

Практическая часть

16

Заключение

2

Библиографический список

2

Итого

35

Структура каждой работы может уточняться студентом совместно с руководителем исходя из научных интересов студен­та, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п.

3 Выбор темы курсовой работы

Тему курсовой работы студент выбирает исходя из своих научных интересов, в соответствии с целями его профессионального становления. Также возможно распределение тем курсовых работ руководителем.

Тема 1. Выявление и ослабление источника противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности между участниками совместной деятельности

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих снижение социальной напряженности между участниками совместной деятельности.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задан:

  • изучение сущности, форм проявления и последствий социаль­но-психологической напряженности при осуществлении совместной деятельности;
  • обобщение объективных и субъективных факторов, вызыва­ющих эскалацию социально-психологической напряженности;
  • анализ существующих методических подходов к оценке уров­ня и выявлению источников социально-психологической на­пряженности;
  • оценка уровня социально-психологической напряженности в конкретной организации;
  • выявление источников противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности в конкретной организации;
  • оценка явных и скрытых последствий эскалации социально-психологической напряженности в конкретной организации;
  • разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих ослабле­ние источников противоречий (или их локализацию), и усло­вий их реализации в конкретной организации;
  • обоснование системы индикаторов и организационной проце­дуры для осуществления мониторинга социально-психологи­ческой напряженности в организации.

Тема 2. Установление непосредственной причины конфликтного столкновения между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих своевременную диагностику причин конфликт­ных столкновений между сотрудниками организации.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение основных источников и причин конфликтных столк­новений между сотрудниками (группами работников, подраз­делениями) организации;
  • обобщение методов изучения причин конфликтных столкно­вений в организации, оценка их сильных и слабых сторон;
  • выдвижение гипотезы и разработка программы исследования конфликтного столкновения в конкретной организации с ис­пользованием различных методов (наблюдение, анализ доку­ментов, оценка деятельности сотрудников, биографический ме­тод и т.д.);
  • анализ информации, полученной при реализации разработан­ной программы исследования;
  • обоснование вывода о причине (причинах) конфликтного столкновения;
  • оценка функциональной направленности конфликта, явных и скрытых, ближайших и отдаленных последствий исследуемо­го конфликта;
  • обоснование целесообразности и стратегии управления конф­ликтом.

Тема 3. Определение системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих своевременную диагностику и предупреждение нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение основных источников и причин возникновения кон­фликтов и стрессов в социальных группах;
  • обоснование состава и содержания критериев оценки функци­ональной направленности конфликтов и стрессов в социальных группах;
  • обобщение возможных мер предупреждения нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах;
  • выявление и анализ нежелательных конфликтов и стрессов в конкретной социальной группе;
  • обоснование совокупности показателей, которые могут исполь­зоваться в качестве ранних симптомов нежелательных конф­ликтов и стрессов в конкретной социальной группе;
  • разработка процедуры мониторинга состояния социальной группы на основе ранних симптомов нежелательных конфлик­тов и стрессов;
  • разработка системы мер, обеспечивающих предупреждение нежелательных конфликтов и стрессов на основе своевремен­ной диагностики их симптомов.

Тема 4. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп как метод предупреждения внутригрупповых и межгрупповых конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение конфликтов и стрессов при вза­имодействии смежных подразделений и рабочих групп.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение и обобщение источников внутригрупповых и меж­групповых конфликтов при взаимодействии смежных подраз­делений и рабочих групп в организации;
  • изучение сущности, форм и условий реализации упорядочения взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп как метода предупреждения конфликтов;
  • анализ факторов, определяющих возникновение внутригруппо­вых и межгрупповых конфликтов при взаимодействии смеж­ных подразделений и рабочих групп в конкретной организации;
  • выявление факторов, действие которых может быть нейтрали­зовано за счет упорядочения взаимодействия смежных подраз­делений и рабочих групп;
  • описание содержания предлагаемых форм упорядочения взаи­модействия смежных подразделений и рабочих групп в конк­ретной организации;
  • обоснование организационных мер, обеспечивающих внедре­ние предлагаемых форм упорядочения взаимодействия смеж­ных подразделений и рабочих групп в деятельность конкрет­ной организации.

Тема 5. Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях

Цель курсового проектирования — разработка системы формирования и разъяснения требований к сотрудникам, обеспечива­ющей предупреждение конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение и обобщение источников внутриличностных и меж­личностных конфликтов в организациях;
  • обоснование необходимости и сущности разъяснения требова­ний к сотрудникам как условия профилактики внутриличност­ных и межличностных конфликтов в организациях;
  • анализ факторов, определяющих возникновение внутриличност­ных и межличностных конфликтов в конкретной организации;
  • выявление факторов, действие которых может быть нейтрали­зовано за счет разъяснения требований к сотрудникам;
  • описание содержания предлагаемых форм разъяснения требо­ваний к сотрудникам;
  • разработка документационного обеспечения предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудникам с целью преду­преждения внутриличностных и межличностных конфликтов;
  • обоснование организационных мер, обеспечивающих внедре­ние предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудни­кам в деятельность конкретной организации.

Тема 6. Выдвижение комплексных, интегрирующих целей при предупреждении и преодолении организационных конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка системы выдвиже­ния комплексных интегрирующих целей, обеспечивающей пре­дупреждение и преодоление организационных конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение и обобщение источников организационных конфлик­тов;
  • обоснование необходимости, сущности и условий выдвижения комплексных интегрирующих целей для предупреждения и преодоления организационных конфликтов;
  • анализ проявления, последствий и источников организацион­ных конфликтов на примере конкретной организации;
  • анализ целевой дисфункциональности как фактора, детерми­нирующего конфликтное взаимодействие в конкретной орга­низации;
  • обоснование содержания комплексных интегрирующих целей для конкретной организации;
  • разработка механизма выдвижения, оценки степени реализации и корректировки комплексных интегрирующих целей в конк­ретной организации.

Тема 7. Соблюдение принципов социальной справедливости в материальном и моральном поощрении работников как средство предотвращения конфликтов и стрессовых состояний

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих соблюдение принципов социальной справедли­вости в материальном и моральном поощрении работников.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности принципа социальной справедливости и форм его специфического проявления;
  • обоснование необходимости использования принципа социаль­ной справедливости в организации как средства предотвраще­ния конфликтов и стрессовых состояний;
  • обоснование требований к материальному и моральному поощ­рению работников, обеспечивающих соблюдение принципа социальной справедливости;
  • анализ соответствия материального и морального стимулиро­вания в конкретной организации требованиям социальной справедливости;
  • оценка влияния выявленного несоответствия как фактора, де­терминирующего конфликты и стрессы в организации;
  • обоснование форм и содержания материального и морального поощрения, обеспечивающих предупреждение конфликтов и стрессовых состояний.

Тема 8. Применение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе

Цель курсового проектирования — разработка социально-психо­логических правил делового поведения работников организации.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности и показателей, отражающих состояние вза­имопонимания и сотрудничества в коллективе;
  • обобщение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе;
  • обобщение существующих подходов и технологий, обеспечи­вающих практическое использование правил взаимодействия;
  • анализ соблюдения социально-психологических правил взаи­модействия в конкретном коллективе;
  • оценка причин и дисфункциональных последствий выявлен­ного несоблюдения социально-психологических правил взаи­модействия в коллективе;
  • разработка технологий, позволяющих обеспечить соблюдение социально-психологических правил взаимодействия в конкрет­ном коллективе;
  • обоснование организации внедрения разработанных техноло­гий в конкретном коллективе.

Тема 9. Повышение культуры межличностного общения как условие профилактики эмоциональных конфликтов в социальных группах

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих повышение культуры межличностного общения.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности и составляющих культуры межличностно­го общения в социальных группах;
  • обобщение факторов, влияющих на уровень культуры межлич­ностного общения, и путей его повышения;
  • анализ составляющих культуры межличностного общения в конкретной социальной группе;
  • оценка влияния выявленного состояния культуры межличност­ного общения на эмоциональные конфликты в конкретной социальной группе;
  • обоснование необходимости и направлений повышения куль­туры межличностного общения в социальной группе;
  • описание технологий, обеспечивающих повышение культуры межличностного общения в соответствии с выделенными при­оритетными направлениями;
  • обоснование системы индикаторов и организационной процедуры для осуществления мониторинга культуры межличност­ного общения в социальной группе.

Тема 10. Повышение эффективности использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций по повышению эффективности использования примирительных про­цедур при разрешении конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности, содержания и условий эффективного ис­пользования примирительных процедур в урегулировании кон­фликтов;
  • анализ источников и функциональной направленности конф­ликтов в конкретной организации;
  • выявление конфликтов, для урегулирования которых целесо­образно использование примирительных процедур;
  • анализ эффективности существующей практики использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов в конкретной организации;
  • разработка рекомендаций, обеспечивающих подготовку прими­рительных процедур в урегулировании конфликтов;
  • разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное об­щение в процессе урегулирования конфликтов;
  • разработка организационных вопросов использования прими­рительных процедур при урегулировании конфликтов в конк­ретной организации.

Тема 11. Следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, позволяющих обеспечить следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение возможностей и условий использования переговоров как метода урегулирования конфликтов;
  • изучение психологических основ поведения в переговорном процессе;
  • обобщение правил ведения переговоров при урегулировании конфликтов;
  • анализ возможности использования переговоров при урегули­ровании конфликтов на конкретном примере;
  • разработка рекомендаций по подготовке переговорного про­цесса;
  • разработка рекомендаций по обоснованию стратегии и такти­ки в переговорном процессе;
  • разработка рекомендаций по обеспечению выполнения достиг­нутых в ходе переговоров договоренностей;
  • разработка рекомендаций, обеспечивающих противодействие манипулятивным технологиям, используемым в переговорном процессе.

Тема 12. Посредничество в урегулировании организационных или социально-трудовых конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих возможность эффективного использования по­средничества в урегулировании конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности, преимуществ и условий эффективного посредничества в урегулировании конфликтов;
  • изучение форм участия третьей стороны в урегулировании кон­фликта и предпосылок их реализации;
  • анализ возможности использования посредничества при урегу­лировании конкретного организационного или социально-трудового конфликта;
  • обоснование роли посредника в урегулировании конфликта; разработка сценария урегулирования конфликта с участием посредника и требований к его участникам.

Тема 13. Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих реализацию принципов социального партнерства в конфликтном взаимодействии.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности и форм реализации социального партнер­ства;
  • изучение основных правовых актов, устанавливающих принци­пы и нормы социального партнерства в России;
  • анализ проявления и источников конфликтных ситуаций в конкретной организации;
  • обоснование выбора конфликтных ситуаций, для предупреж­дения и преодоления которых целесообразно применение принципов и механизмов социального партнерства;
  • разработка сценария преодоления конкретной конфликтной ситуации посредством социального партнерства, его документационного обеспечения и требований к участникам.

Тема 14. Использование технологий рационального поведения для улаживания межличностных конфликтов и преодоления стрессов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное использование технологий рацио­нального поведения в конфликтах.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности и содержания технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликтах;
  • обобщение методических подходов к оценке психологических особенностей и поведенческих характеристик субъектов кон­фликтного взаимодействия;
  • анализ источников и функциональной направленности меж­личностных конфликтов и стрессов в конкретной организации;
  • выявление конфликтов, для улаживания которых целесообраз­но использование технологий рационального поведения;
  • разработка описания способов, приемов и средств общения, обеспечивающих взаимное понимание субъектов конкретного межличностного конфликта с учетом их психологических осо­бенностей и поведенческих характеристик;
  • разработка рекомендаций, обеспечивающих соглашение меж­ду субъектами конфликта по признанию и соблюдению норм конфликтного взаимодействия.

Тема 15. Создание здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих диагностику и улучшение морально-психологи­ческой атмосферы в социальной группе.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности и составляющих морально-психологичес­кой атмосферы в социальной группе;
  • анализ влияния морально-психологической атмосферы в груп­пе на формирование и развитие конфликтных ситуаций;
  • обобщение существующих методических подходов к изучению, оценке и изменению социально-психологической атмосферы;
  • анализ состояния морально-психологической атмосферы в кон­кретной социальной группе;
  • выявление конфликтов, сформировавшихся вследствие неудов­летворительного состояния морально-психологической атмо­сферы в группе;
  • разработка рекомендаций, направленных на улучшение мораль­но-психологической атмосферы в социальной группе;
  • обоснование системы индикаторов и организационных проце­дур для осуществления мониторинга морально-психологичес­кой атмосферы в социальной группе.

Тема 16. Значение повышения качества трудовой жизни в профилактике конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих диагностику и повышение качества трудовой жизни в организации.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности и составляющих качества трудовой жизни;
  • анализ влияния качества трудовой жизни на формирование и развитие конфликтов;
  • обобщение существующих методических подходов к оценке и повышению качества трудовой жизни;
  • анализ и оценка качества трудовой жизни в конкретной орга­низации;
  • выявление конфликтов, сформировавшихся вследствие неудов­летворительного состояния морально-психологической атмо­сферы в группе;
  • разработка рекомендаций, направленных на улучшение мораль­но-психологической атмосферы в социальной группе;
  • обоснование системы индикаторов и организационных проце­дур для осуществления мониторинга морально-психологичес­кой атмосферы в социальной группе.

Тема 17. Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих использование оптимального стиля поведения в конкретном конфликте.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение стилей поведения в конфликте, их сильных и слабых сторон;
  • обобщение факторов, определяющих выбор оптимального сти­ля поведения в конфликте;
  • диагностика конкретного конфликта, выявление интересов взаимодействующих сторон;
  • оценка функциональной направленности конфликта и его по­следствий;
  • обоснование стиля (стратегии) поведения участника конфликта на основании анализа выявленных детерминирующих факто­ров;
  • разработка тактических приемов, обеспечивающих реализацию выбранного стиля (стратегии) поведения в конфликте.

Тема 18. Соблюдение условий для осуществления права работников на забастовку

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих подготовку и проведение забастовки в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности, причин и видов забастовок как формы социально-трудовых конфликтов;
  • изучение законодательного регулирования осуществления пра­ва работников на забастовку в современных условиях;
  • диагностика конкретного социально-трудового конфликта, выявление интересов взаимодействующих сторон;
  • анализ возможности использования примирительных процедур для разрешения конкретного конфликта;
  • оценка целесообразности и возможности забастовки и послед­ствий ее проведения для взаимодействующих сторон;
  • обоснование целей и вида забастовки;
  • разработка сценария проведения забастовки в соответствии с действующим законодательствам.

Тема 19. Учет особенностей забастовки как крайней формы проявления социально-трудового конфликта

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций по урегулированию конфликта, протекающего в форме забастовки.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности, причин и видов забастовок как формы социально-трудовых конфликтов;
  • изучение законодательного регулирования осуществления пра­ва работников на забастовку в современных условиях;
  • анализ причин конкретной забастовки и стадий ее развития;
  • выявление участников забастовки (первичные, вторичные группы, третьи силы) и их интересов;
  • анализ возможных сценариев развития забастовки (разрушение ядра забастовки и переход к угасанию конфликта, достижение соглашения в результате взаимных переговоров, эскалация кон­фликта) и оценка их последствий для участников взаимодей­ствия;
  • разработка рекомендаций для участников забастовки с целью реализации оптимального сценария ее завершения.

Тема 20. Полная информация о развитии конфликта и поведении его участников как условие обоснованного воздействия на взаимоотношения конфликтующих сторон

Цель курсового проектирования — разработка механизма инфор­мационного обеспечения обоснования воздействия на взаимоот­ношения конфликтующих сторон.

Достижение цели проектирования предполагает решение еле дующих задач:

  • изучение методов сбора и анализа информации, используемы в конфликтологии, и оценка условий их эффективного использования;
  • обоснование содержания информации, необходимой для обо­снования воздействия на конкретный конфликт;
  • обоснование выбора методов для получения информации о развитии конкретного конфликта;
  • обоснование выбора методов для получения информации о поведении участников конкретного конфликта и их индивиду­ально-психологических особенностей;
  • обоснование процедур сбора, проверки полноты и точности и анализа информации о конкретном конфликте;
  • обоснование содержания воздействий на взаимоотношения конфликтующих сторон и организации их осуществления.

Тема 21. Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное участие руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение обязанностей и возможностей руководителя организа­ции (подразделения) влиять на развертывание конфликтных столкновений, нести ответственность за последствия конфликта;
  • анализ источников и проявлений конфликтных и стрессовых ситуаций в конкретной организации (подразделении), обосно­вание необходимости участия руководителя в управлении кон­фликтами и стрессами;
  • обоснование системы ранних симптомов, указывающих руко­водителю на необходимость участия в управлении конфликта­ми и стрессами в конкретной организации (подразделении);
  • описание методов, которые может использовать руководитель для управления конфликтами и стрессами в конкретной орга­низации (подразделении);
  • обоснование требований к поведению руководителя, выступа­ющего посредником в разрешении конфликтов;
  • разработка организационных процедур участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами.

Тема 22. Возрастание требований к коммуникативной культуре руководителя в конфликтных условиях

Цель курсового проектирования — разработка механизма обес­печения соответствия качеств и поведения руководителей особен­ностям управленческой деятельности в конфликтных условиях.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение сущности и составляющих коммуникативной культу­ры руководителя;
  • анализ влияния коммуникативной культуры руководителя на возникновение и развитие конфликтов;
  • обобщение существующих методических подходов к оценке и развитию коммуникативной культуры руководителя;
  • анализ и оценка коммуникативной культуры руководителей в конкретной организации (подразделении);
  • разработка рекомендаций по развитию коммуникативной куль­туры руководителей в конкретной организации (подразделе­нии);
  • разработка рекомендаций, определяющих поведение руководи­телей в конкретных ситуациях конфликтного взаимодействия.

Тема 23. Предупреждение и разрешение конфликтов при проведении текущей деловой оценки персонала организации

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций по совершенствованию текущей деловой оценки персонала органи­зации, обеспечивающих предупреждение и разрешение сопутству­ющих конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение влияния оценки персонала на внутриличностные и межличностные конфликты;
  • анализ конфликтных ситуаций, связанных с текущей деловой оценкой персонала в конкретной организации, и выявление причин их возникновения;
  • оценка потенциальной конфликтности используемых показа­телей оценки;
  • анализ потенциальной конфликтности используемых методов оценки;
  • анализ потенциальной конфликтности процедуры проведения оценки и информирования работников о результатах оценки;
  • разработка рекомендаций, обеспечивающих снижение конфликт­ности, показателей, методов и процедуры деловой оценки;
  • разработка сценариев урегулирования конфликтов, возника­ющих при проведении деловой оценки.

Тема 24. Конфликты в коллективе при назначении нового руководителя структурного подразделения

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение дисфункциональных конфлик­тов при назначении руководителя структурного подразделения.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение объективных и субъективных причин и форм прояв­ления конфликтного взаимодействия при назначении нового руководителя структурного подразделения;
  • обобщение методических подходов к предупреждению и уре­гулированию подобных конфликтов;
  • анализ объективных и субъективных причин конфликтов при назначении нового руководителя структурного подразделения в конкретной организации, выявление интересов участников конфликтного взаимодействия, его функциональной направ­ленности;
  • исследование индивидуально-психологических особенностей участников конфликтного взаимодействия;
  • обоснование содержания и форм воздействия на участников конфликта для перевода взаимодействия в русло сотрудниче­ства;
  • разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение деструктивных конфликтов при назначении новых руководи­телей структурных подразделений.

Тема 25. Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих совершенствование системы коммуникаций в организации и предупреждение дисфункциональных конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

  • изучение содержания и форм коммуникаций в организации;
  • анализ влияния качества коммуникаций на возникновение и развитие конфликтов и стрессов в организации;
  • обобщение подходов к оценке качества коммуникаций в орга­низации;
  • анализ качества коммуникаций с позиций их потенциальной конфликтности в конкретной организации;
  • разработка рекомендаций по снижению потенциальной конф­ликтности коммуникаций в организации;
  • разработка содержания и процедуры мониторинга состояния коммуникаций в организации с целью выявления ранних симп­томов нежелательных конфликтов.

Возможно и самостоятельное предложение темы студентом. В этом случае студент обязательно должен обосновать целесообразность предлагаемой темы и утвердить ее в установленном порядке. Любое изменение формулировки наименования курсовой работы обязательно должно быть обоснованным и согласованным студентом с руководителем.

4 Содержание курсовой работы

Текст курсовой работы должен быть кратким, емким и грамотным, обладать внутренней логикой. Выводы и заключения должны быть аргументированными; рекомендации — обоснованными.

4.1 Введение

Введение представляет собой краткое, сжатое представление курсовой работы. Оно не только привлекает внимание к предлагаемому труду, но и освещает его значимость, подчеркивает имеющиеся достоинства, указывает на объем проделанной работы, обосновывает достоверность полученных результатов. Рекомендуемый план и содержание основных пунктов введения представлены в табл. 2.

Таблица 2 — Рекомендации по написанию введения курсовой и дипломной работ

План введения

Содержание

1. Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики

Вопрос или комплекс вопросов, отражающих противоречие между известным и неизвестным в объекте и предмете исследования, решение которых имеет практический или теоретический интерес, заключение о необходимости и важности исследования

2. Цель работы

То, что в результате намерен выяснить (получить), автор исследования; определяется, прежде всего, познавательными, а не практическими интересами

3. Объект и предмет исследования

Объект исследования: целостное явление или процесс. Предмет исследования: часть, сторона или отдельный аспект явления, отдельный этап процесса, факторы и условия их проявления и протекания.

4. Гипотеза

Гипотеза — это предположение, которое нужно подтвердить или опровергнуть в ходе исследования

5. Задачи работы

Последовательные шаги на пути достижения цели работы, отражающие план исследования и помогающие дать наименования главам и параграфам работы

6. Описание методов исследования

Выполняется простым перечислением использованных организационных, эмпирических, аналитических методов

Продолжение табл.2

7. Новизна результатов работы

Какие результаты, выводы впервые получены именно в представляемой работе, что впервые было предпринято автором для их получения

8. Значимость результатов работы

Указания на конкретные недостатки или реально имеющиеся сложности практики, которые могут быть исправлены (предотвращены) с помощью полученных результатов

9. Достоверность результатов

Достоверными считаются результаты, основанные на научных, доказанных выводах, полученные с помощью стандартизированных, проверенных практикой методов, подвергнутые многократным проверкам, соответствующие результатам других научных исследований, прошедшие статистическую проверку

10. Краткое описание структуры представляемой работы

Последовательное перечисление всех элементов работы, указание объема библиографического списка, количество иллюстраций и таблиц в основном тексте

Определяя проблему исследования, во введении следует представить краткий анализ ситуации в теории и практике, поскольку подобному анализу посвящается первая глава работы. Цели и задачи исследования формулируются глаголами в неопределенной форме.

4.2 Теоретическая часть

Теоретическая глава содержит обзор основных этапов развития научной мысли и практического опыта по решаемой проблеме на основе изучения научной литературы зарубежных и отечественных авторов по близким темам. Как правило, теоретическая часть курсовой работы представлена одной главой, разделенной на параграфы.

Главы и параграфы должны иметь названия, указывающие на их содержание, в соответствии с темой и логикой работы. В наименовании не может звучать и словосочетание «теоретическая часть».

В теоретической главе исследования излагается история и основные подходы к исследованию проблемы, анализируются работы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, раскрывается сущность и особенности объекта и предмета исследования, факторы, условия и основные закономерности развития и проявления, групповые и индивидуальные особенности, типологии и классификации. Основное внимание в теоретической главе уделяется анализу научных теорий.

Не следует строить теоретический анализ проблемы только на основе научно-популярной литературы или журнальных и газетных статей, поскольку эти источники могут дать лишь обобщенную, поверхностную, не всегда объективную информацию.

Недопустим компилятивный характер работы, не следует злоупотреблять цитатами. Рекомендуется основную часть теоретического обзора уделить самостоятельному сопоставлению источников.

Каждая глава и каждый параграф обязательно должны завершаться обобщением представленного материала и проведенного анализа, собственными выводами автора по поводу обсуждаемых вопросов. Первая, теоретическая глава также завершается формулировкой гипотезы исследования. При этом следует особое внимание уделить описанию и обоснованию критериев, наличие или отсутствие которых после завершения экспериментальной работы позволит утверждать о подтверждении или опровержении гипотезы.

4.3 Практическая часть

Вторая глава работы (практическая) также имеет свое название, делится на параграфы и включает следующие разделы: «организация и методы исследования», «результаты исследования», «анализ результатов». В практической части приводятся результаты собственно эмпирического исследования, их анализ, который позволяет решить поставленные задачи, проверить гипотезу, достигнуть намеченной цели.

В первом параграфе «организация и методы исследования» приводится описание этапов и методик исследования, дается характеристика выборки исследования (количество человек, состав по полу, возрасту, стажу и т. д.), указывается место и время проведения исследования.

Особое внимание следует уделить обоснованию выбора и описанию методов и методик эмпирического исследования с точки зрения их значения, возможностей, апробированности, адресования по возрасту, удобства применения. Неверно выбранные методы исследования, использование нестандартизированных, неапробированных методик препятствует получению объективных надежных данных.

Если в работе предполагается сравнение двух и более выборок, то обязательно до начала работы необходимо удостовериться в отсутствии значимых различий между ними, и доказать это с помощью методов математической статистики.

Информация, полученная об объекте и предмете исследования, называется данными исследования.

Отдельный параграф «результаты исследования» посвящают представлению и описанию данных. Основными формами представления данных являются: текст, таблицы, рисунки (графики, диаграммы).

Таблицы, с первичными, «сырыми» данными, характеризующими отдельных испытуемых, размещают в приложениях. В тексте основной работы помещают лишь таблицы, содержащие обобщенные, прошедшие хотя бы первичный анализ данные. Представление материала в виде таблицы в тексте курсовой или дипломной работы должно быть оправдано. Иногда текстовое представление того же материала может оказаться более простым и доступным для восприятия.

Данные исследования могут быть представлены и в графической (иллюстрации) и символической (формулы, знаки) форме, чтобы облегчить понимание полученных и представленных данных.

Третий параграф посвящают обсуждению результатов исследования, их интерпретации. На основе анализа теоретических положений и эмпирических данных производится раскрытие существенных признаков объекта и предмета исследования, причин их существования, особенностей или закономерностей изменения. Описывается их внутренняя структура, существенные связи с другими объектами. Это — самая ответственная часть работы. В ней должны присутствовать попытки объяснения полученных результатов и сопоставление с известными, содержащимися в научной литературе данными.

Вторая (практическая) глава завершается обобщениями и выводами по результатам эмпирического исследования.

4.4 Заключение

Заключение необходимо для общей характеристики и подведения итогов выполненной работы. В краткой форме отмечаются проблема исследования, цель работы, последовательно предпринятые действия от теоретических до экспериментальных.

Обязательно обсуждается гипотеза исследования. Недостаточно просто констатировать ее подтверждение или опровержение. Следует рассмотреть определенные ранее критерии для доказательства своего мнения. Можно отметить новые вопросы, возникшие в ходе данного исследования, решение которых не только подтвердит полученные результаты, но и уточнит и разовьет их. Можно указать на сферы применения полученных результатов, или, если возможно, отметить опыт их внедрения на практике.

Выводы формулируются по результатам как теоретического, так и практического исследования. Пронумерованные выводы должны быть краткими, доказательными, убедительными. Объяснения приводимых итогов работы в этой части работы излишни, не допускаются и ссылки на литературные источники, работы других авторов.

Последовательность представления выводов работы определяется общей логикой проведенной и представляемой работы, а также последовательностью постановки задач исследования. Каждая поставленная задача обязательно должна иметь заключение о результате ее решения.

4.5 Библиографический список

Библиографический список дает представление о глубине и содержательности подходов к рассмотрению темы исследования. Данный список должен включать библиографическое описание действительно использованных при написании курсовой или дипломной работы источников.

Не следует включать в этот список учебники, учебные пособия, справочную литературу (словари, энциклопедии), научно-популярные издания, газеты. Если указания на справочную литературу необходимо или существенно, его оформляют в виде подстрочных ссылок в тексте работы. Если в работе использовались материалы из Интернета, то необходимо ссылаться не только на автора, названия его статьи, но и на сайт, где размещена эта информация.

Библиографический список курсовой работы должен содержать не менее 15-20 источников.

4.6 Приложения

В приложениях к курсовой работе помещаются материалы дополнительного характера. Они облегчают понимание текста работы, подтверждают достоверность приводимых данных и формулируемых выводов.

Приложения могут содержать тексты как разработанных студентом, так и заимствованных, но нестандартизированных или малоизвестных опросников, использованных для сбора данных. Не следует помещать в приложения объемные текстовые материалы, пытаясь сократить объем курсовой или дипломной работы. Обязательно приводятся «сырые данные» диагностических обследований испытуемых. Бланки с ответами каждого испытуемого, сводные таблицы результатов исследования и протоколы. Одно приложение может содержать как одну, так и несколько таблиц (протоколов, графиков и пр.).

4.7 Требования к языку и стилю работы

Текст курсовой работы должен быть написан научным стилем с соблюдением всех правил орфографии, синтаксиса, пунктуации. Для него должны быть присущи: логика, объективность, точность, ясность, и вместе с тем, краткость изложения.

Для научного стиля типично употребление безличных предложений, поэтому недопустимы употребления местоимения «я». Допускается формулировка идей от первого лица множественного числа (например, «мы полагаем», «в нашем исследовании», «нами выявлено» и пр.).

Этим подчеркивается совместный характер работы студента и его руководителя. Нежелательно использовать слова, выражающие экспрессию, имеющие ярко выраженную художественную, образную направленность.

5 Общие требования к оформлению работы

Правила оформления курсовых работ аналогичны и соответствуют требованиям государственных стандартов по оформлению научно-исследовательских работ.

Текст курсовой работы выполняется на компьютере с использованием современного текстового редактора (Microsoft Word).

Текст размещается на одной стороне листа формата А4, имеющем следующие границы полей: верхнее — 20 мм, нижнее — 20-25 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Шрифт Times New Roman обычный, размером 14 пунктов с межстрочным полуторным интервалом. Выравнивание текста ведется «по ширине». Отступ абзаца должен быть равен 12,5 мм. Допускается использование функции переноса слов.

Все страницы работы, за исключением титульного листа и листа с содержанием, а также приложений, должны содержать номер страницы. Нумерация страниц сквозная, выполняется арабскими цифрами. Порядковый номер страницы проставляется в центре нижнего поля без каких-либо дополнительных знаков (тире, точки, звездочки, круга).

Каждый новый структурный элемент работы: содержание, введение, главы, заключение, библиографический список, приложения, должен начинаться с новой страницы.

6 Статистическая обработка результатов исследования

Применение методов математической статистики (статистических методов) для обработки результатов эмпирического исследования является обязательным требованием к курсовым работам по конфликтологии.

Методами статистической обработки результатов исследования называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе исследования, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.

В зависимости от применяемых методов можно охарактеризовать выборочное распределение данных исследования, можем судить о динамики изменения отдельных показателей, о статистических связях существующих между исследуемыми переменными величинами.

Математическая обработка результатов исследования дает конфликтологу возможность ответить на ряд вопросов:

Чем один человек отличается от другого (или группы лиц) по исследуемой психологической характеристике?

Чем отличается уровень развития одной психологической характеристики от другой у данной личности?

Как развиваются две группы лиц по какой-либо психологической характеристике и др.

Ответы на эти и другие вопросы могут быть получены в ходе психодиагностического обследования и зависят от правильного проведения этого обследования, а также от грамотной обработке и интерпретации полученных результатов.

Главная цель статистических методов — представить количественные данные в сжатой форме, с тем, чтобы облегчить их понимание.

Все методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.

Первичными называются методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты проводимых в эксперименте измерений. Под первичными статистическими показателями имеются в виду показатели, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов диагностики.

К первичным методам статистической обработки относят: определение среднего арифметического, дисперсии, моды и медианы.

Вторичными называют методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.

К вторичным методам статистической обработки относят: корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, методы сравнения первичных данных двух или нескольких выборок.

Краткая классификация задач и методов их статистического решения приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Краткая классификация задач и методов их статистического решения

Задачи

Условия

Методы

1. Выявление различий в уровне исследуемого признака

 

а) 2 выборки испытуемых

критерий Макнамары

Q — критерий Розенбаума

U — критерий Манна-Уитни

φ — критерий (угловое преобразование Фишера)

б) 3 и больше выборок испытуемых

S — критерий Джонкира

H — критерий Крускала-Уоллиса

2. Оценка сдвига значений исследуемого признака

 

а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых

T — критерий Вилкоксона

G — критерий знаков

φ — критерий (угловое преобразование Фишера)

t- критерий Стьюдента

б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых

критерий Фридмана

L — критерий тенденций Пейджа

t- критерий Стьюдента

3. Выявление различий в распределении признака

 

а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим

критерий Пирсона

λ- критерий Колмогорова-Смирнова

t- критерий Стьюдента

б) при сопоставлении двух эмпирических распределений

критерий Пирсона

λ-критерий Колмогорова-Смирнова

φ — критерий (угловое преобразование Фишера)

Продолжение табл.3

4. Выявление степени согласованности изменений

а) двух признаков

коэффициент корреляции Пирсона

коэффициент корреляции Кендалла

R — бисериальный коэффициент корреляции

корреляционное отношение Пирсона

 

б) трех или большего числа признаков

коэффициент ранговой корреляции Спирмена

r — коэффициент корреляции Пирсона

Линейная и криволинейная регрессии

5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий

 

а) под влиянием одного фактора

S — критерий Джонкира

L — критерий тенденций Пейджа

Однофакторный дисперсионный анализ

Критерий Линка и Уоллеса

Критерий Немени

Множественное сравнение независимых выборок

б) под влиянием двух факторов одновременно

Двухфакторный дисперсионный анализ

Работать с данной таблицей рекомендуется следующим образом:

1. По первому столбцу таблицы, выбирается задача, стоящая в исследовании.

2. По второму столбцу таблицы определяются условия решения задачи, например, сколько выборок обследовано или на какое количество групп может быть разбита обследованная выборка.

3. Выбирается соответствующий статистический метод. Можно выбрать несколько методов и сравнить их результаты.

Список литературы

Основная:

  1. Конфликтология: учебник мо/ А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров [и др.]; под ред. А.Я. Кибанова.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: ИНФРА-М, 2010.- 301 с.
  2. Шейн, Эдгар. Организационная культура и лидерство : учебник / Эдгар Шейн; пер. с англ. С. Жильцова; под ред. Т. Ю. Ковалевой .— 3-е изд. — СПб. : Питер, 2012 .— 331 с.

Дополнительная:

  1. Авксентьев, В. А. Региональная конфликтология: концепты и российская практика/ В. А. Авксентьев, Г. Д. Гриценко, А. В. Дмитриев ; под ред. М. К. Горшкова.- М.: Альфа-М., 2008.- 368 с.
  2. Анцупов, А.Я. Конфликтология/ А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов.- СПб.: Питер, 2007.- 496 с.
  3. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учебник/ Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К..- М.: ИНФРА-М, 2002.- 240 с.
  4. Горбунова, М.Ю. Конфликтология: конспект лекций/ М.Ю.Горбунова.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 256 с.
  5. Громова, О.Н. Конфликтология: курс лекций/ Громова О.Н..- М.: ЭКМОС, 2001.- 320 с.
  6. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебное пособие/ Дмитриев А.В..- М.: Гардарики, 2003.- 320 с.
  7. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты:учебное пособие для вузов/ Т.Н. Кильмашкина.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 279 с.
  8. Козырев, Г. И. Политическая конфликтология: учеб. пособ. умо/ Г.И. Козырев.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.- 432 с.
  9. Курбатов, В.И. Конфликтология: учебное пособие/ В.И. Курбатов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 445 с.

30