Контроль срс по дисциплине опд. Ф. 07. Социология и психология управления Специальность 080505.65 Управление персоналом

Самостоятельная работа студентов включает подготовку как к семинарским и практическим занятиям, так и выполнение домашнего задания, творческих заданий.

В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:

  • чтение и анализ дополнительной литературы по предмету;
  • выполнение домашнего задания по заданным темам;
  • подготовка к семинарам и практическим занятиям, на которых студент имеет возможность продемонстрировать усвоенные знания и представить презентацию самостоятельного пилотажного исследования по темам курса;
  • подготовка к рубежному контролю.

Тема 1. Личность как объект управления

Цель – различать особенности управления развитием организации с учётом новых социально-экономических условий

Вопросы для обсуждения

  1. Типологические особенности личности
  2. Личность руководителя. Особенности индивидуального принятия решений
  3. Примеры влияния типа личности на процесс принятия решения
  4. Индивид – личность
  5. Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
  6. Каково содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»?
  7. В чем суть индивидуалистического подхода к пониманию личности?
  8. В чем недостатки социологической трактовки сущности личности как продукта общественных отношений?
  9. Как взаимосвязаны в личности ее индивидные, индивидуальные и социальные качества?
  10. В чем проявляется сущность личности?
  11. Каковы существуют классификации личностей?
  12. Каково содержание социальной типологии личности?
  13. Как классифицируются личности по их роли в истории?
  14. Как различаются личности по типу мировоззрения?
  15. Каково содержание механизмов социализации личности как воспитания?
  16. Каковы механизмы самосоциализации личности?
  17. Какие существуют механизмы самозащиты личности от разрушения своего Я.

Задания и задачи

2 стр., 675 слов

Личность. Возрастные психологические особенности медсестры

... и заботливы, в другом – агрессивны и вспыльчивы. Способствовать изменению настроения может любая личность, в первую очередь – какие – то незначительные неудачи. Например, когда сестра делает внутривенную ...

№ 1. Провести сравнительный анализ и заполнить таблицу:

Научные теории

Типология личности

1.

Соционика

2.

Психогеометрия

3.

По Кречмеру

4.

По Айзенку

5.

Кеттел

6.

Другие учёные

Вывод

№ 2. Привести примеры, демонстрирующие понятие «личность» в произведениях литературы, искусства и кино.

Основная литература

  1. Алексеев А.А. , Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., Знание, 1991 — 175 с.
  2. Губин В.В., Некрасова Е.Н. Философская антропология. М., 2000. С. 50.
  3. Ильенков Э.В. Что такое личность?// Философия и культура. М., 1991. С. 389.
  4. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. С. 138.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.
  6. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?
  7. Фромм Э. Характер и социальный процесс.
  8. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1965. С. 366. 2 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 357.

Дополнительная литература

  1. Творчество Ф. Достоевского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и др. по желанию студентов.
  2. Буркхардт Г. Непонятная чувственность // Это человек. Антология. Сборник статей. М.: ВШ, 1995. С. 155.
  3. Ключевский В.О. Императрица Екатерина II // Исторические портреты. М.: Правда, 1990. С.276.
  4. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом // Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1990. С. 529.
  5. Шарден Т. Феномен человека. М.: Мир, 1987.
  6. Левитин К.Е. Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990. С. 74
  7. Ньюстром Джон В., Дэвис Кейт. Основы организационного поведения. //www.koob.ru
  8. Edgar Schein, «What Lies Ahead», Training & Development, January 1996, p. 78.
  9. Karlene H. Roberts et al., «Reflections on the Field o Organizational Behavior», Journal of Management Systems, vol. 2, no. 1, 1990, p. 33.
  10. Jack Stack, The Great Game o Business, New York: Currency Doubleday, 1992, p. 203.
  11. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001. — 720 с.: ил.
  12. Методика «7 радикалов» – М.: АСТ – «Олимп», 2008 г.
  13. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост.
  14. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/27.php
  15. 14. Библиотека Гумер – психология// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/27.php
  16. Robert Frager, James Fadiman «Personality & Personal Growth», 5th ed., 2002
  17. Митрошенков О.А. Философия2002 . http://sbiblio.com/biblio/archive/mitrosenkova_filosofija/default.aspx

Тема 2. Социальные нормы как регуляторы поведения личности в группе

Цель – формировать представления о групповом поведении в организации

Задания и задачи

№1. Работая над содержанием темы найти ответы на предложенные ниже утверждения и указать, какие из них верны в аспекте формирование индивидуального и группового поведения в организации.

1. Группа, созданная для достижения своей основной цели, почти всегда преследует и другие цели.

  1. Для каждой группы набор ролей и норм уникален. Именно роли и нормы важны для ощущения принадлежности к группе и преданности ей.

  2. Ролевой состав группы должен отражать специфику задания.
  3. Эффективность работы группы зависит от баланса ролей.
  4. В группе снижается уровень мотивации высококвалифицированных сотрудников.
  5. Основным преимуществом работы в группе выступает групповое единомыслие.
  6. Сильная преданность группе ее членов способствует высокой производительности труда.
  7. Чтобы стать неформальным лидером группы, человек должен уметь помочь ей в достижении целей.
  8. Член группы может выполнять в ней только одну неформальную роль.

10. Если у группы несколько целей, то лидерство может переходить от одного ее члена к другому в зависимости от приоритетности решаемых задач.

  1. Чем больше размер группы, тем меньше возможностей для взаимодействия членов группы друг с другом.

  2. Если в группу вступить легко, групповая сплоченность возрастает.
  3. Чем больше разница в возрасте, тем ниже групповая сплоченность. 14 Групповая поляризация может привести к конфликтам в группе.
  1. Групповая производительность не зависит от преданности группе ее членов.

  2. Стремление членов группы быть «командными игроками» может привести к групповому единомыслию.
  3. Руководитель не должен учитывать в своей работе существование неформальных групп.
  4. Для повышения эффективности работы руководитель должен пресекать все попытки формирования неформальных групп в трудовом коллективе.
  5. Чтобы избежать группового единомыслия, руководитель должен поощрять групповые дискуссии и даже конфликты в процессе принятия решений в группе.

20. Групповое сотрудничество эффективно и с точки зрения производительности, и с точки зрения удовлетворенности членов группы.

  1. Эффективность групповой работы не зависит от сплоченности группы.

  2. Эффективность работы группы — важная составляющая эффективности работы организации в целом.

Основная литература

1. Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. М.; ЮНИТИ, 2007 г. 391 с.

2. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование — М.: Дело, 2003г. 944 с.

3. Психология управления: учебное пособие / Э.В. Островский. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 544 с.

4. Психологические основы управления: учебное пособие для студентов вузов / Б.А. Райзберг, А.К. Тутунджян. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Дополнительная литература

1. Алехин Э.В. Социология управления: Учебное пособие. — Пенза: ПГУ, 2007. — 154 с.

2. Карпов А.В., Маркова Е.В. Психология стилей управленческих решений: Учеб. пособие / Ин-т «Открытое о-во», Междунар. акад. психол. наук. — Ярославль, 2003. — 108 с.

3. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение. Пер. с англ. Минск. ООО «Новое знание». 2003г. 1039 с.

4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.; ЮНИТИ, 3-е изд. 2007г. — 515с.

Тема 3. Мотивационные составляющие в управлении поведением субъектов

Цель – обобщить существующие модели мотивации

Вопросы для обсуждения

Вопрос 1. Каковы внутренние и внешние факторы человеческой активности?

Вопрос 2. Раскройте содержание системы мотивации трудовой активности. Каковы пределы денежной формы стимулирования?

Вопрос 3. В чем состоит роль поощрений и наказаний?

Задания и задачи

№ 1. Построить собственный мотивационный профиль по результатам тест-опросника «Мотивационный профиль» (Ричи и Мартин).

Сравнить собственные результаты с результатами опросов зарубежных и российских менеджеров. Выработать рекомендации по расширению собственной мотивационной сферы.

№2. Заполнить таблицу «Преимущества и недостатки моделей мотивации».

Таблица

Преимущества и недостатки моделей мотивации

Модель мотивации

Преимущества

Недостатки

1. Модель потребностей Маслоу

2. Модель Врума

3. Модель Макклеланда – Аткинсона

4. Теория справедливости Адамса

5. Двухфакторная модель Герцберга

6. Комплексная теория Портера — Лоулера

7. Теория Л.С. Выготского и его учеников

Вывод

№3. Аналогично выше представленной таблице «Преимущества и недостатки моделей мотивации», разработать и заполнить таблицу «Сходства и различия моделей мотивации».

№4. Составить классификационную таблицу «Зарубежные теории мотивации: содержательные и процессуальные».

Сделать обобщение заполненных таблиц.

№5. Решите ситуационную задачу «Грейдинговая система оценки» применив метод попарного сравнения.

«Грейдинговая система оценки»

Вы являетесь менеджером по управлению персоналом крупного предприятия, на кото­ром работает 3000 человек. Два года назад лично вами была принята на работу группа выпускников различных учебных заведений. Сегодня на совещании с руководителями различных отделов предприятия вы получили краткую информацию о каждом из них.

Андрей, Борис, Денис, Сергей, Эдуард, Григорий, Елена, Ирина и Жанна имеют высшее образование. Они защитили дипломы эквивалентного уровня, но в различных областях. На момент найма их потенциал представляется блестящим.

Ваша цель — обоснованность и справедливость решения. Индивидуальное увеличение зарплаты должно соответствовать результатам их работы.

При решении задачи учитывайте, что все они знают друг друга и, скорее всего, обсуждают решения, принятые по каждому из них.

Дополнительные вопросы: Проанализируйте ситуацию в двух вариантах:

а) в отрасли недостаток специалистов;

б) в отрасли имеется безработица.

Основная литература

  1. Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Управление персоналом организаций: учебное пособие для студентов вузов. М., 2005. – 464 с.
  2. Кафидов В.В. Управление персоналом: учебник для студентов вузов. М.: Академический проект, 2004. – 144с.
  3. Комисарова Т.Р. Управление человеческими ресурсами. М., 2002.- 312 с.

Дополнительная литература

  1. Ньюстром Дж., Дэвис К.Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб., 2000.
  2. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. М., 2002. — 248 с.
  3. Уткин Э.А.,Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М., 1996.
  4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1,2. М., 1986.
  5. Экономика труда.Учебник для вузов/ Под ред. М.А. Винокурова. СПб.: Питер, 2004.- 656 с.
  1. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций МГУ, 1994.
  2. Иванова С. В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005,-288 с. – (Серия «Бизнес на 100%»).
  3. Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б. Мотивационный менеджмент: Модуль III: Учебно-практич. Пособие. – 3-е изд., перераб.-М.: Дело, 2007. – 128 с. – (Модульная программа «Руководитель XXI века»).
  4. Соломанидина Т. О., Соломанидин В. Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах).

    – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. – 128 с.

  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.: ил.-(Серия «Мастера психологии»).
  6. Шахова В. А., Шапиро С. А. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие с. 224.
  7. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб: Питер, 2003.
  8. Кафидов В.В. Управление персоналом: учебник для студентов вузов. М.: Академический проект, 2004. – 144с.
  9. Кокно П.А., Микрюев В.А. и др. Управление стимулированием. М., 1993.
  10. Комисарова Т.Р. Управление человеческими ресурсами. М., 2002.- 312 с.
  11. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности человека. Л., 1983.
  12. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  13. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб., 2000.

Тема 4. Социальная сущность и виды ответственности руководителя

Цель – формирование компетенций анализа деловых и личностных качеств руководителя,

развитие личной ответственности в принятии решений.

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение практического занятия в форме анализа конкретных ситуаций.

Студенты самостоятельно изучают литературу.

В ходе занятия студенты делятся на игровые группы по 3-4 человека. Выделяется экспертная группа из числа студентов. Каждой группе выдаются (в письменном виде) одинаковые задания, предусматривающие ана­лиз конкретных ситуаций. На анализ конкретной ситуации и приня­тие решения отводится, в зависимости от задания, 5-10 минут. Затем преподавателем организуется обсуждение версий анализа. После обсуж­дения подводятся итоги.

Основная литература

1. Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. М.; ЮНИТИ, 2007 г. 391 с.

2. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование — М.: Дело, 2003г. 944 с.

3. Психология управления: учебное пособие / Э.В. Островский. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 544 с.

4. Психологические основы управления: учебное пособие для студентов вузов / Б.А. Райзберг, А.К. Тутунджян. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. — СПб.: речь, 2006. — 176 с.

Дополнительная литература

1. Энциклопедия социальных практик /Под ред. Холостова Е.И., Климантова Г.И. — Издательство: Дашков и К°. — 2011. — 660 с.

2. Алехин Э.В. Социология управления: Учебное пособие. — Пенза: ПГУ, 2007. — 154 с.

3. Карпов А.В., Маркова Е.В. Психология стилей управленческих решений: Учеб. пособие / Ин-т «Открытое о-во», Междунар. акад. психол. наук. — Ярославль, 2003. — 108 с.

4. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение. Пер. с англ. Минск. ООО «Новое знание». 2003г. 1039 с.

5. Психологические основы управления: учебное пособие для студентов вузов / Б.А. Райзберг, А.К. Тутунджян. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. — Изд-во: Дашков и К. — 2007 г. — 447 с.

7. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.; ЮНИТИ, 3-е изд. 2007г.- 515с.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Архив журналов по управлению персоналом http://cfin.ru/press/

2.Библиотека учебников, конспектов, лекций по гуманитарным специальностям

3. Мировая цифровая библиотека. http://wdl.org/ru

4. Электронная библиотека по бизнесу, финансам, экономике и смежным темам http://www.finbook.biz/

5. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»

6. Социологическая библиотека.

7. Библиотека My Word.ru.

8. Электронная библиотека Iqlib. http://www.iqlib.ru/

9. Soc.Lib.ru: Электронная библиотека http://soc.lib.ru/

10. 23. Теория человеческих потребностей Уильяма Тэлли [части 1, 2] , Хрестоматия

11. Толстова Ю.Н, Е.В. Масленников. Качественная и количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле . Хрестоматия.

12. 5. Хекхаузен, Х. Мотивация власти. http://flogiston.df.ru/arch/hechauzen2.shtml Х. //Хекхаузен Мотивация и деятельность. Т. 1, Хрестоматия.