Информационные материалы и методические указания

Практическое занятие №1 (4 часа)

Тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ»

Основные понятия: коммуникативное взаимодействие, общение, стороны общения, формальное общение, формально-ролевое общение, деловое общение, светское общение духовное общение, вербальное, паравербальное и невербальное.

Цель: Знать и научиться применять на практике адекватные ситуации виды, этапы и процедуры общения.

Вопросы для осуждения:

  1. Расскажите, что такое коммуникативное взаимодействие или общение.
  2. Опишите три взаимосвязанные стороны общения.
  3. Дайте одну (понравившуюся Вам) из классификаций коммуникативных взаимодействий или общения.
  4. Охарактеризуйте такие виды общения как формальное; примитивное; формально-ролевое; деловое; светское и духовное общение.
  5. Выделите этапы и процедуры общения. Расскажите о них и проиллюстрируйте собственными примерами этапы и процедуры общения.
  6. Охарактеризуйте такие виды общения как вербальное, паравербальное и невербальное.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: практическое занятие с использованием методов проблемного изучения материала, слушание и анализ выполнения заданий,беседы.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19277.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2.Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19278.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

3 стр., 1306 слов

Психология насилия: виды, последствия, направления психологической помощи

... времени в психологии сложилась эмпирическая типология форм насилия, которую составляют: - физическое ... данной области в психологии, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (Каган В.Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии). 2. Виды насилия К настоящему ...

  1. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб: Питер, 2007. – 200с.
  2. Брикман Р., Кершнер Р. Гений общения. – СПб: Питер, 2007. – 156с.
  3. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004. – 192с.
  4. Корчак Я. Как любить ребенка. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 352с.
  5. Ниренберг Дж. Как читать человека как книгу. – М.: Экономика, 2000.- 134с.
  6. Томсон П. Самоучитель общения. СПб: Питер, 2001.- 112с.

Задания для СРС:

  1. Постройте обсуждение вопроса (или предложения) в технике Б. Франклина.
  2. Проанализируйте деятельность партнера/действующего лица в предложенной ситуации с целью выяснить его истинную цель. Сначала задайте вопрос «Зачем ты себя так ведешь?» или «Чего ты по-настоящему хочешь?». А затем – «Почему ты так себя ведешь?»

Классификация коммуникативных взаимодействий или общения.

Традиционно (в педагогической психологии) выделяются такие виды общения как: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.

Вот характеристики некоторых видов общения:

  1. Формальное общение или контакт масок — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  2. Примитивное общение происходит через оценку значимого другого как нужный объект или помеху.
  3. Формально-ролевое общение с регламентированием содержания и средств общения. В этом случае важно не знание личности собеседника, а информация об его социальной роли и его статусе.
  4. Деловое общение с учетом особенностей личности, ее характера, возраста, настроений в интересах дела (интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения).
  5. Духовное, межличностное общение друзей (вербальное, паравербальное и невербальное).
  6. Манипулятивное общение с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника и целей манипулятора.
  7. Светское общение, суть которого заключается в его ритуальности,

Этапы и процедуры общения:

  • появление потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.), побуждающей человека вступать в контакт с другими людьми;
  • навигация процесса общения в зависимости от его целей и ситуации;
  • ориентация на личность собеседника;
  • планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет;
  • выбор конкретных средств общения (сознательно, иногда бессознательно), например: речевых фраз;
  • восприятие и оценка ответной реакции собеседника,
  • контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
  • корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то общающемуся / говорящему не удается добиться ожидаемых результатов, тогда общение оказывается неэффективным.

Средства общения вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – письменный и устный язык.

Письменный язык, его правила и грамматика. Условия эффективности применения. Сложности и ограничения.

7 стр., 3081 слов

Общение как средство передачи информации

... равной личности. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов: В самых ... этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. При помощи речи ... общении; функция самоутверждения. Общение может происходить на различных уровнях: 1. Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников ...

Устный язык, его правила и грамматика.

Условия эффективности устного языка – использование в процессах воспитания, влияния, воодушевления.

Ограничения устного языка: речевые ошибки, многозначность.

Искусство общения предполагает умение правильно устанавливать оптимальное соотношение устного и письменного языка для каждой ситуации.

Невербальные и паравербальные средства общения

Невербальные средства общения изучают следующие науки.

Кинестика — внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика — движение мышц лица.

Жестика — жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

Такесика — прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

Проксемика — расположение людей в пространстве при общении.

Зоны дистанции. Выделяют следующие зоны дистанции при человеческом контакте:

  • интимную (15-45 см): для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
  • личную, или персональную (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагается только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
  • социальную (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого не очень хорошо знают;
  • публичную (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Паравербальные средства общения

Мимика, мимические выражения несут более 70% информации (основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п.), т. е. глаза, взгляд, брови и губы, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Жесты, жестикуляция. Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

Практическое занятие 2.( 2 часа)

Тема: «СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ»

Основные понятия: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, манипулятивное общение, позитивное общение.

Цель: Освоить и продемонстрировать на практике изучаемые правила позитивного общения

Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте пять стратегий взаимодействия: соперничество; сотрудничество; компромисс; приспособление; избегание.
  2. Что такое манипулятивное общение? Каковы его цели? Какими характерными чертами оно обладает?
  3. Расскажите о техниках манипулирования. Приведите собственные примеры для каждой из них.
  4. Перечислите и охарактеризуйте правила позитивного общения.
  5. Объясните причины коммуникативной эффективности правил позитивного общения с позиций современных нейрофизиологии и психологии.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

11 стр., 5248 слов

Техника взаимодействия:

... общение есть процесс взаимосвязи и взаимодействия самых разных субъектов (личностей, общественных групп, народов, культур). В этом процессе происходит обмен деятельностью, навыками, ценностями, занятиями, ... игр, в которые играет человек. Математические правила теории ... предыдущих этапах переговоров. Например, партнер А “проговорился” о ... активная позиция. В технике речевого общения это означает умение ...

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: практическое занятие с использованием методов проблемного изучения материала, слушание и анализ выполнения заданий,беседы.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19277.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2.Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19278.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

  1. Ниренберг Дж. Гений переговоров. – Минск Попурри, 2007. – 187с.
  2. Смит М. Как научиться говорить «нет» и чувствовать себя при этом комфортно. – СПб: Комплект, 1996. – 203с.
  3. Сергеечива В. Как говорить убедительно. – СПб.: Питер, 2002.245с.

Задания для СРС:

1) Договоритесь о чем-либо/Продайте что-либо, используя технику ориентации на проблемы партнера (см. Информационные материалы и методические указания к занятию №2)

2) Подберите стратегию и тактику продуктивного педагогического общения с Вашим партнером, если он, либо меланхолик, либо флегматик, либо холерик, либо сангвиник; а также экстраверт или интроверт. Например: Меланхолик и интроверт. (см. Информационные материалы и методические указания к занятию №2)

Информационные материалы и методические указания к занятию №2 Стратегии взаимодействия

Стратегия взаимодействия — совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.

Пять основных стратегий взаимодействия:

1) соперничество;

2) компромисс;

3) сотрудничество;

4) приспособление;

5) избегание.

Стратегии соперничества, компромисса и сотрудничества относятся к активным стратегиям, свойственным инициативным, предприимчивым и амбициозным людям, уверенным в своих силах, или оказывающих таким способом давление на других в личных целях.

Стратегии приспособления и избегания характерны для индивидов покладистых, миролюбивых, с менее активной социальной позицией или сниженной самооценкой, или искусных приспособленцев.

Соперничество — стремление человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование — виды соперничества. Возможности и ограничения стратегии соперничества. Перспективы развития отношений.

Стратегия компромисса — стремление субъектов взаимодействия реализовывать свои интересы с учетом интересов и потребностей противоположной стороны. Основные потребности обязательно реализуются в процессе компромиссного взаимодействия. Таким образом, проблема решается с учетом интересов обеих сторон, которые жертвуют лишь второстепенными потребностями.

10 стр., 4811 слов

Смирнов. Деловое общение. Первый контакт. Деловая беседа

... массовой информации. Этот так называемый легальный сбор информации о предполагаемых партнерах необходим для благополучного делового общения. Существует также другой способ — нелегальный, заключаю­щийся в шпионаже, прослушивании ... сидя на месте руководителя за де­ловым столом, за которым обычно проходят беседы и совещания с сотрудниками. Раздельная позиция в течение встречи может ме­няться ...

Сотрудничество — стратегия взаимодействия, позволяющаяся партнерам прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Условия для ее реализации:

  1. относительно благоприятная социальная ситуация;
  2. психологическая совместимость участников взаимодействия;
  3. их желание идти навстречу друг другу и т. д.

Схожесть по психологической сущности сотрудничества и компромисса.

Приспособление означает жертвование собственными интересами ради интересов другого человека.

Для избегания характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Современные вербальные/речевые воздействия. Речевые техники манипулированиия:

  • техника трех «да»;
  • альтернативные вопросы;
  • задать вопрос «зачем», чтобы обнаружить цель деятельности / поведения человека;
  • не говорить «нет», а «да, но…»;
  • техника Франклина.
  • Техника повышения значимости партнера: «Я так к тебе хорошо отношусь….», «Я так за тебя беспокоюсь…», «Вы порядочный (скромный) человек и не обманите меня…»
  • Повышение собственной значимости для партнера с целью получить что-либо желаемое: «Как Ваш друг…», «Это только для Вас…».
  • Техника выражения собственных чувств: «Я так это ощущаю… (люблю, ненавижу, мне смешно, больно …)»; «Я чувствую себя немного скованно/ я волнуюсь…».
  • Техника манипуляции: «Я очень несчастный человек, потому что…». (со ссылкой на некие объективные обстоятельства).
  • Техника расспросов: Выразите чувства партнера, основываясь только на том, что можно увидеть (не домысливайте; не говорите за партнера).

    Очень осторожно, с помощью наводящих вопросов, намеков: «Мне кажется, что ты…», «возможно у тебя…». Если вы угадали, партнер станет сам себе интересен, и можно, закрепляя успех, продолжать расспрашивать дальше с помощью…

  • Техника расспросов. «Эхо» — техника: повторяйте последнее слово партнера, как эхо… Тут очень важно вовремя остановиться.
  • Техника получения уступок: «Нога в дверях». Начинают с маленькой просьбы и постепенно увеличивают требования. Когда партнер привыкнет совсем соглашаться – предъявляется главное/крупное требование/просьба.
  • Техника ориентации на проблемы партнера (потребности, слабости, желания и страхи).

    Манипулятор навязывает те решения, условия или отношения, которые нужны ему самому и могут быть совершенно не выгодны его партнеру:

  1. Объясните, что именно получит партнер в результате вашего общения. (Можно предложить любовь, жалость, уважение, ощущение собственной значимости: «Только вы можете мне помочь…», «Я бы ни за что не сказал этого никому, кроме тебя…»; «Вы мне так нравитесь…»)
  2. Предложите скидку. Искренно обозначьте недостаток «товара» (опишите какой-либо малозначительный изъян) в качестве причины скидки.
  3. Обозначьте дополнительные условия «сделки», выгодные для партнера.
  4. Эмоционально продемонстрировать качество «товара» и радость, которую испытает партнер, когда «сделка» состоится.

Правила позитивного общения по Дейлу Карнеги.

Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям:

1) Искренне интересуйтесь другими людьми. 2) Улыбайтесь. 3) Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. 4) Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе. 5) Говорите о том, что интересует вашего собеседника. 6) Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это ис­кренне.

17 стр., 8140 слов

«Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний»

... аккомпанемент, сопровождающий речь, можно правильно воспринять партнера по общению. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психический ... Общение позволяет решать не только вопросы организации, но и проблемы ее сотрудников. Общение и его функции Общение ... бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций, торгов и презентаций. Даже в век ЭВМ главным инструментом общения ...

Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения:

1) Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него. 2) Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите челове­ку, что он не прав. 3) Если вы не правы, признайте это быстро и решительно. 4) С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. 5) Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да». 6) Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник. 7) Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему. 8) Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника. 9) Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других. 10) Взывайте к более благородным мотивам. 11) Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно. 12)Бросайте вызов, задевайте заживо.

Девять правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды:

1) Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника. 2) Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.3) Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника. 4) Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать. 5) Давайте людям возможность спасти свой престиж. 6) Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу». 7) Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. 8) Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным. 9) Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Стратегия и тактика педагогического общения с разными типами темперамента:

1. Стратегия и тактика общения с меланхоликом: 1) Главное условия успешного общения — эмоциональная поддержка. 2) Давать отдохнуть, если жалуется, что устал. 3) Использовать высокую эмоциональную чувствительность для регулирования отношений в малой группе. 4) Предоставить защиту в стрессовых ситуациях. 5) В учебе помнить, что он:

  • от природы способен к сложным теоретическим построениям и абстрактным умозаключениям;
  • хорошо анализирует самый сложный теоретический материал;
  • отлично формулирует стратегические цели деятельности;
  • успешно разрабатывает стратегию и тактику для новых проектов, предвидя риски их осуществления и развития.

2. Стратегия и тактика общения с флегматиком: 1) Главное —

  • демонстрировать свое уважение;
  • не торопить,
  • не упрекать за медлительность,
  • публично подчеркивать важность и сложность выполняемой им работы.

2) Поручать сложную, длительную учебную работу, требующую хорошей памяти и развитого интеллекта (написать отчет, резюме, заключение, сделать обобщение).

3) Поддерживать мотивацию деятельности с помощью постоянных указаний на важность и престижность его работы. 4) Включать в команду по разработке проектов, для формулировки тактических целей и промежуточных результатов. 5) В учебе – выделять дополнительное время, столько, сколько флегматику необходимо и достаточно.

3. Стратегия и тактика общения с холериком:

1) Главное –

  • демонстрировать холерику свое им восхищение;
  • давать покрасоваться;
  • использовать его энергию в «мирных целях».

2) Поручать кратковременные общественные акции, требующие ярких выступлений: презентации, например. 3) Не наказывать отдельным наказанием за конфликты и скандалы. 4) Учитывать склонность к преувеличению и фантазиям. 5) Учебный материал для холерика необходимо разбивать на короткие, разнообразные и яркие отрезки.

Стратегия и тактика общения с сангвиником: 1) Главное –

  • признать в сангвинике равного себе;
  • не давать скучать, поручая разнообразную деятельность;
  • использовать его уравновешенность в стрессовых ситуациях.

2) Обучать технологиям управления. 3) Ориентировать в любой деятельности не только на процесс, но и на результат. 4) Напоминать о том, что у других людей есть чувства, которые он может задеть. 5) В учебе время от времени развлекать с помощью дидактических игр, интерактивных методов и т.п.

Стратегия и тактика общения с экстравертами и интровертами

Экстроверт ориентируется в жизни на позитив. Бесполезно грозить экстраверту опасностями или наказанием. Он не боится, а мечтает о награде. Поэтому, руководить/сотрудничать с экстравертом надо с помощью обещаний наград и поощрений: «Если ты не будешь сорить, я дам тебе еще одну коробку конфет…»

Интроверт ориентируется в жизни на негатив. Страх неудачи или наказания – сильнейший для него стимул к действию. Интроверт – тонко чувствующее существо, и агрессивное поведение в его адрес может вызвать озлобление и уход в себя, отказ от деятельности. Поэтому, руководить/сотрудничать с интровертом надо, сообщая ему, что будет, если он не выполнит, не сделает, не справится. Часто интроверту достаточно одного знания об этом: «Если ты будешь продолжать сорить, …».

Общие правила позитивного общения

1. Говорите на языке партнера.

2. Подчеркивайте значимость партнера в виде уважения к нему.

3. Подчеркните вашу общность.

4. Проявляйте явный интерес к проблемам партнера.

5. Используйте техники выравнивания напряжения: предоставьте партнеру возможности выговориться; вербализуйте свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние партнера; предложите конкретный выход из сложившейся ситуации; постройте и удержите позицию «на равных»; активно слушайте; используйте тактику получения утвердительных ответов, используя «Технику Франклина».

6. Осторожно относитесь к переживаемому негативному самооцениванию. (Отчасти такая техника взаимодействия относится к разряду манипулятивного общения. Крайний ее вариант — самобичевание.)

Золотое правило техники бе­зопасности общения:

А. Не расширяйте зону конфликта.

Б. Не принимайте оскорбления.

Практическое занятие №3. (4 часа)

Тема: «Беседа в деятельности воспитателя»

Основные понятия: беседа, структура беседы, сократовская беседа.

(Беседа )

Цель: Научиться грамотно строить и продуктивно вести беседу.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое беседа?
  2. Расскажите в вариантах феномена «беседа».
  3. Какова педагогическая цель беседы?
  4. От каких методических условий зависит эффективность беседы?
  5. Охарактеризуйте структуру беседы: вопросы, ответы.
  6. Сократовская беседа (индуктивно-дифинитивный метод: «что-такое «х»): ее история, технология (этапы) и эффективность.
  7. Структура сократовской беседы: тезис, ирония, майевтика.
  8. Как правильно прочесть невербальные и паравербальные составляющие беседы?

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: практическое занятие с использованием методов проблемного изучения материала, слушание и анализ выполнения заданий, беседы.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19277.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2.Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19278.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

1.Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 2003. – 178с

2.Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория (МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ: ПОНИМАЕТ ЛИ УЧЕНИК ТО, ЧТО ИЗУЧАЕТ?) – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 176с.

Задания для СРС:

Составьте диалог – сократовскую беседу, отрицая заданный тезис, по следующему шаблону: 1) что это? кто этим занимался? 2) каковы общие характеристики этого явления? 3) каковы особенности этого явления? 4) как можно доказать Ваши суждения? 5) как соотносятся Ваши выводы с первоначальным тезисом? Сделайте вывод.

Тезисы для сократовской беседы:

  • «Нельзя быть дельным человеком и думать о красе ногтей».
  • «Не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя».
  • «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
  • «Лето – это маленькая жизнь».
  • «Дед Мороз добрый, как Санта Клаус».
  • «Кухарка может управлять государством».
  • «Учить, лечить и управлять очень легко, этому не надо учиться».
  • «Деньги – это зло».
  • «Горе от ума»
  • «Человек – это венец эволюционного процесса».

Информационный материал с методическими указаниями

Беседа.

Вопросы. Логическая структура вопроса. Элементы логической структуры вопроса: 1) искомое знание; 2) исходное знание; 3) требование перехода от исходного к искомому знанию. Предпосылки вопроса: позитивные и негативные.

Классификация вопросов:

  1. По степени выраженности знания в тексте: явные и скрытые;
  2. По своей структуре: простые (не расчленяется на элементарные вопросы, предполагает одно суждение) и сложные (образованы из простых с помощью союзов «и, или, если, то»).
  3. По способу запроса неизвестного знания: уточняющие («ли»-вопросы) и восполняющие («к»-вопросы: грамматический признак – наличие вопросительного слова «как, что, где, когда, почему»).
  4. По количеству возможных ответов: закрытые вопросы: что, кто, где, когда, который, — предполагают однозначный ответ. Открытые вопросы: (начинаются с «почему» и «зачем») как, почему, зачем, каким образом, расскажите мне о …
  5. По отношению к познавательной цели: узловые, наводящие.
  6. По правильности постановки: корректные (предпосылкой является истинное непротиворечивое знание), некорректные (основаны на предпосылке ложного или противоречивого суждения, смысл которого не определен) и провокационные вопросы.
  7. Дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличающие вопросы.
  8. Риторические вопросы.
  9. Вопросы, в которых заложено скрытое противоречие.

Ответы. Ответ – это суждение, вызванное вопросом. Функции ответа: уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе или указание на неправильную постановку вопроса.

Классификация ответов:

  1. По области поиска: прямые и косвенные.
  2. По объему информации: полные и частичные.
  3. По отношению к вопросу: по существу, не по существу (ответ на вопрос подменяется рассуждением, не связанным с вопросом логически).
  4. По степени точности: определенные, неопределенные.
  5. По грамматической структуре: краткие и развернутые.
  6. По семантической характеристике: истинные или ложные.

Правила выражения ответа:

  1. Ответ должен быть ясным, однозначным и коротким: 7±2 или 7±4 слова;
  2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его;
  3. Ответ может указывать на некорректность постановки вопроса;
  4. Ответ не должен формулироваться в виде вопросительного предложения.

Диалог. Сократовская беседа (индуктивно-дифинитивный метод): что-такое «х». Структура сократовской беседы: тезис, ирония, майевтика.

Педагогический дискурс («расположительная беседа»).

Практическое занятие №4.( 2 часа)

Тема: «СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ»

Основные понятия: позитивные высказывания, нейрофизиологический и педагогический эффект позитивных высказываний, комплимент.

(Позитивные высказывания)

Цель: 1. Научиться педагогически грамотно формулировать позитивные высказывания.

А) Научиться адекватно оценивать цель позитивных высказываний в свой адрес.

Б).

Научиться правильно отвечать на позитивные высказывания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое позитивные высказывания (поощрение)?
  2. Расскажите о нейрофизиологическом и педагогическом эффекте позитивных высказываний («да», «правильно»).
  3. Расскажите об объектах и субъектах позитивных высказываний.
  4. Какова структура позитивного высказывания (комплимента)?
  5. Как правильно отвечать на позитивное высказывание (комплимент)?

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: практическое занятие с использованием методов проблемного изучения материала, слушание и анализ выполнения заданий, беседы.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19277.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2.Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19278.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

1.Бакиров А.С чего начинается НЛП. – Библиотка Альдебаран:http://lib.aldebaran.ru; Домашняя страница Анвара Бакирова и Елены Рогашковой: http://www.duals.da.ru/ (материалы по НЛП и практической психологии, отрывки из изданных книг, информация по тренингам, неопубликованные тексты).

2.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. – М.: Беловодье, 1994. – 688с.

3.Колина Е.Личное дело Кати К. – СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2007. – 300 с.

4.Льюис Л.Язык эффективного общения. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2007. – 320с.

Задания для СРС:

  1. Самостоятельно составьте список из 25 позитивных высказываний, оценивающих и характеризующих деятельность человека.
  2. Похвалите себя и значимых других (членов семьи, друзей, преподавателей, работодателей и пр.) за деятельность, за внешность, за вещи, значимых других.
  3. Сконструируйте корректные ответы на сделанные Вами комплименты.

Информационный материал с методическими указаниями

Поощрение – вид моральной санкции. Поощрение – внешнее активное стимулирование. Цели поощрения: 1) закрепление достигнутых результатов; 2)мотивация к дальнейшей (активной, инициативной творческой) деятельности; 3) формирование положительной Я-концепции.

Средства поощрения: поступки значимых других как образец для подражания; невербальное поощрение (жесты, мимика); вербальное поощрение (слова).

Реакция на поощрение – знак состояния личности, в которое входят самолюбие, честолюбие, подлинные мотивы деятельности, направления развития. Существует авансированное поощрение, когда поощряется не сам поступок, а его мотив или начатое дело. Считается, что такой аванс усиливает стимул деятельности.

Существуют правила грамотного применения метода поощрения: начните с того, что уже сейчас получается хорошо; после этого можно начинать говорить, что стоит добавить, чтобы получилось еще лучше; говорите максимально конкретно и только о том, что можно увидеть, услышать или почувствовать, то есть о том, что можете сами показать, рассказать и сделать; рассказывайте о действиях и избегайте любых оценок (в каждый момент беседы вы акцентируете внимание только на хорошем; используйте в речи прошедшее время, говорите о том, что было; говорите о себе и о нем в третьем лице, это поможет снять эмоциональность и оставит только факты; акцентируйте внимание на том, что ваше мнение субъективно и вы тоже можете ошибаться.1

Основные условия эффективности метода поощрения: обоснованность и справедливость; поощрение преимущественно за ведущий вид деятельности; своевременность; разнообразие; постепенное возрастание значимости вида поощрений; торжественность и публичность акта поощрения. «Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосер­дечны в своей оценке и щедры на похвалу».2

Таблица 1.

Эффективное и неэффективное поощрение (по п. Массену, Дж. Конджеру и др.)

Эффективное поощрение

Неэффективное поощрение

1. Осуществляется постоянно

1. Осуществляется от случая к случаю

2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения

2. Делается в общих чертах

3. Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося

3. Учитель проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося

4. Учитель поощряет достижение определенных результатов

4. Учитель отмечает участие в работе вообще

5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов

5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость

6. Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов

6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование с собой

7. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося

7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других

8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям

8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся

9. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь

9. Связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств

10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное или хочет развить соответствующее умение, т. е. получает удовлетворение от самого процесса учения

10. Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду и т. д.

11. Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося

11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя

12. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено

12. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы

Аллан Пиз «Язык разговора», 2000. С.100-107

Позитивные высказывания (положительная оценка, похвала, комплименты)

Их функции и цели. Объекты похвалы: деятельность, поведение, внешность, значимые другие, вещи.

Искреннее поощрение имеет смысл не только для того, чтобы окружающие продолжали поступать так, как вам бы хотелось, но и для формирования у них хорошего впечатления о вас.

Психолог Вильям Джеймс замечает: «Самая сильная черта человеческой природы — это стремление быть замеченным и оцененным по достоинству». Если вы способны удовлетворить «жажду быть оцененным», то, несомненно, вы станете лучшим другом своего собеседника. Существует множество подтверждений того факта, что чем больше вы говорите комплиментов другим, тем больше добрых слов слышите в ответ. Вас начинают считать милым, отзывчивым и даже привлекательным. И наоборот, исследования показали, что в парах, переставших говорить друг другу комплименты, партнеры очень скоро начинают считать друг друга менее привлекательными. Когда собеседник замечает, что вы проявляете свои чувства по отношению к нему, он гораздо быстрее откроется вам. Таким образом, приложив совсем немного усилий, вы сможете добиться позитивной реакции, которая поможет построить теплые и доверительные отношения.

Последний, но, тем не менее, самый важный, довод в пользу позитивных высказываний заключается в том, что они помогают создать открытую и дружескую атмосферу, в которой окружающие могут лучше осознать свою человеческую ценность. Многие ошибочно считают, что если выражать восхищение своими детьми, друзьями, коллегами или супругами, то они станут ленивыми, почиют на лаврах. В результате такие люди выбирают тактику «никогда не достаточно!» и «совершенству нет пределов!» Приведу один пример. Студент университета долгие годы упорно трудился, чтобы получить степень. И когда он добился этого, его мать сказала: «Всегда считала, что получить степень доктора философии очень трудно, — до тех пор, пока ее не получил ты!»

Последние исследования в области психологии показывают, что негативная стратегия очень редко приносит плоды. Наоборот, гораздо чаще она просто вредит. Вместо того чтобы бесконечно стремиться к совершенству, люди, встречающие постоянную негативную обратную связь, становятся чрезвычайно осторожными, замкнутыми, у них снижается самооценка. Через какое-то время они могут вообще прекратить всяческие действия. Среди тех немногих, кто все же сумел добиться каких-то успехов благодаря такой стратегии, очень мало людей, получивших удовлетворение от своего успеха. Большинство из них, вспоминая критические голоса из прошлого, все равно находят повод для жалоб.

Сила комплимента в его искренности. Как говорить искренние комплименты:

  1. Наиболее распространенный способ — это дать прямую позитивную оценку. Вы прямо говорите человеку, что вам нравится в его поведении, внешнем облике или каких-то вещах.
  2. Большинство тех, кто пытается сделать комплимент, часто терпят неудачу из-за того, что они говорят собеседнику, ЧТО им нравится, но не объясняют, ПОЧЕМУ. Когда вы просто говорите, что вам что-то нравится, это может прозвучать фальшиво и не произвести должного действия. Никогда не делайте комплиментов, не объясняя, почему вам нравится то или другое.
  3. Называйте собеседника по имени.

Еще со времен Сократа и Платона известно, что для каждого человека сладчайшим звуком в мире является его имя. Если в предложении прозвучало имя собеседника, то он отнесется к нему с гораздо большим вниманием. Поэтому использование имени собеседника в комплименте усилит тот факт, что вы обращаетесь именно к нему, что этот комплимент носит сугубо личный характер. Приведу пример.

«Мариванна», вы отличный учитель, потому что вы ухитряетесь уделить внимание каждому ученику».

Исследования показывают, что использование имени собеседника значительно повышает интерес к разговору и, что является наиболее важным, слушатель с особым вниманием относится к сказанному после его имени, стараясь понять, каким образом это связано с ним.

Это очень важный момент, когда вы хотите убедить собеседника принять вашу точку зрения. Каждый раз, подходя к наиболее важным моментам разговора, предваряйте их обращением к собеседнику по имени. В результате его внимание к вашим аргументам и концентрация на них значительно возрастут. Обращайтесь к собеседникам по имени — они запомнят и вас и то, о чем вы говорили, надолго.

Как помочь другим принять ваш искренний комплимент

Многие люди не в состоянии принять искренний комплимент из-за скромности, заниженной самооценки или просто потому, что не знают, как реагировать иначе.

Какова бы ни была причина синдрома отрицания, есть приемы, благодаря которым подобному человеку будет легче согласиться с комплиментам, а вам будет легче его сказать. Предлагаю следом за комплиментом сразу же о чем-либо спрашивать собеседника. Лучше всего для такой цели подойдут открытые вопросы, но это совсем не обязательно. Таким образом, услышав комплимент, вашему собеседнику вместо того, чтобы принижать себя, придется просто поблагодарить вас и ответить на вопрос.

«Мариванна», вы отличный учитель, потому что вы ухитряетесь уделить внимание каждому ученику. А какая ошибка наиболее характерна для нашей группы?»

Практическое занятие №5.( 2 часа)

Тема: «ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ»

Основные понятия: профессионально-педагогическое общение

Цель: Научиться педагогически грамотно обобщить знания о педагогическом общении.

Содержание занятия:

Публичная защита рефератов.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: практическое занятие с использованием информационных технологий, слушание и анализ работ своих одногруппников, защита рефератов.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19277.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2.Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19278.— ЭБС «IPRbooks», по паролю