Психология в профессиональной деятельности

Федеральное агентство по образованию

Санкт – Петербургский государственный университет

Кафедра практической психологии

Дисциплины по выбору студентов.

Реферативные и научно-исследовательские работы.

Методические указания к выполнению реферативных и научно-исследовательских работ для студентов всех специальностей, изучающих дисциплины по выбору студента: транспортная психология, психология делового общения, психология творчества

Санкт – Петербург

2009

Составители: Ю. И. Лобанова, В. А. Артемьева, Л. В. Осипова, О. Б. Годлиник

Федеральное агентство по образованию

Санкт – Петербургский государственный университет

Кафедра практической психологии

Психология в профессиональной деятельности.

Дисциплины по выбору студентов. Реферативные и научно-исследовательские работы.

Методические указания к выполнению реферативных и научно-исследовательских работ для студентов всех специальностей, изучающих дисциплины по выбору студента: транспортная психология, психология делового общения, психология творчества

Санкт – Петербург

22 стр., 10598 слов

Рабочая программа дисциплины 34

... по дисциплине «Психология педагогического творчества», также позволят студентам получить задел для проведения научно-исследовательской работы. 3) «Психология развития», «Социальная психология», «Медицинская психология» и ... преступников Суицид – преступление против собственной личности или личный выбор. Маргинальная семья как источник криминального поведения ребенка. Духовная зависимость, ...

2009

Составители: Ю. И. Лобанова, В. А. Артемьева, Л. В. Осипова, О. Б. Годлиник

Даны методические указания и рекомендации к выполнению реферативных и научно-исследовательских работ по разделам транспортная психология, психология делового общения, психология творческой деятельности. Предложены темы работ, изложены требования к их оформлению и содержанию, требования к защите, а также критерии оценки преподавателями студенческих работ. Представлены списки обязательной и дополнительной литературы.

Рецензент: к. психол. н. И. В. Троицкая

Психология в профессиональной деятельности

Составители: Лобанова Юлия Игоревна

Артемьева Вероника Алиевна

Осипова Лариса Васильевна

Годлиник Ольга Борисовна

Редактор

Корректор

Компьютерная верстка

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Требования к структуре и содержанию рефератов . . . . . . . . .

Основные требования к структуре и содержанию теоретических научно-исследовательских работ . . . . . . . . . . . . . . . .

Основные требования к структуре и содержанию эмпирических научно- исследовательских работ

Общие требования к оформлению рефератов и научно-исследовательских работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Защита рефератов и НИР . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Критерии оценки студенческих работ . . . . . . . . . . . . . .

Некоторые студенческие ошибки . . . . . . . . . . . . . . . .

Учебная программа, темы реферативных и научно-исследовательских работ по транспортной психологии . . . . . . . . . . . . . . .

Учебная программа, темы реферативных и научно-исследовательских делового человека">работ по психологии делового общения . . . . . . . . . . . . . . .

Учебная программа, темы реферативных и научно-исследовательских

работ по психологии творчества . . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение

Присоединение России к Болонской конвенции предполагает постепенный переход от традиционной классно-урочной системы обучения к дистанционным методам и предоставление большей самостоятельности студентам в освоении научных дисциплин.

6 стр., 2725 слов

Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа ...

... этапам выполнения научно-исследовательской работы магистранта относятся следующие на данной практике(3.10-30.10.2016): · планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в избранной области и выбор темы исследования; · написание плана научно-исследовательской работы; · обоснование ...

Самостоятельное освоение студентами отдельных разделов и тем научных дисциплин с подготовкой и последующей защитой выполненной работы соответствует современным тенденциям социально-экономического развития, когда специалистам требуется умение самостоятельно находить и анализировать информацию, необходимую для решения конкретных производственных задач, в том числе и в областях знаний, выходящих за пределы непосредственной профессиональной деятельности.

Данное методическое пособие предназначено для студентов, слушающих дисциплины по выбору (элективные курсы) на кафедре практической психологии и имеющих разрешение на свободное посещение занятий, а также для студентов, сдающих дисциплину экстерном, восполняя расхождение в программах, возникающее при переводе из других вузов или при восстановлении.

Приведенными в методических указаниях темами реферативных и научно-исследовательских работ могут воспользоваться также студенты, которых интересует более углубленное изучение проблематики конкретного раздела психологической науки.

Требования к структуре и содержанию рефератов

Реферат представляет собой систематизированное изложение сведений, включающее обзор ряда литературных источников, посвященных определенной теме, сопоставление различных точек зрения, возможна (и желательна) собственная оценка излагаемого. Также реферирование может сводиться к краткому (тезисному) изложению содержания конкретной научной работы, отдельной статьи (публикации) на выбранную тему.

Реферат состоит из трех частей: введения, основной части (она может включать несколько разделов, как правило, от трех до пяти) и заключения. Кроме этого реферат в обязательном порядке должен содержать список использованной литературы, а также глоссарий, в котором дается разъяснение основных терминов, использованных в работе. В реферат также могут быть (по желанию) включены приложения.

Во Введении в реферат необходимо осветить следующие вопросы:

— насколько тема разработана в современной науке (ответить на вопрос, много ли есть работ по данному направлению в России и за рубежом);

— каким образом выбранная студентом тема пересекается с его профессиональной деятельностью или сферой увлечений; если тематика связана с профессиональной сферой, то нужно уточнить, решению каких профессиональных задач могло бы способствовать изучение проблем в анализируемой области;

11 стр., 5140 слов

Работа по биологии тема

... не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа); · плотность урока – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%; · наличие эмоциональных разрядок ( ... разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом; · при появлении признаков утомления у учащихся ...

— обосновать актуальность темы, обозначить практическую значимость планируемого исследования;

— указать (по желанию) наличие личных мотивов (интерес к теории и т.п.)

— сформулировать цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

В Основной части реферата следует:

— перечислить специалистов, которые известны своими работами в направлении, соответствующем вынесенной в заглавие теме;

— особо выделить тех исследователей, чьи научные публикации будут рассматриваться в данном реферате;

— отразить основные данные и факты, которые были получены в конкретных научных работах, (можно обозначить, какие проблемы остались неясными или спорными, на какие вопросы ответы не были получены);

Желательно, чтобы в реферате рассматривались несколько точек зрения на изучаемую проблему, но можно и более подробно (более детально) рассмотреть какой-то один подход к ее решению.

Не забывайте о том, что, приступая к конспектированию конкретного литературного источника, необходимо, прежде всего, точно и по полной форме записать библиографические данные, чтобы в дальнейшем делать правильные ссылки.

В Заключении реферата должны быть сформулированы выводы, свидетельствующие о том, что поставленные задачи решены, и цель достигнута. Далее необходимо подвести итог проделанной работы с научно-практической позиции (значение данной конкретной работы для психологической науки и практики, возможные перспективы ведения исследований в данном направлении), а также оценить значение работы для личностного и профессионального роста.

Основные требования к структуре и содержанию теоретических научно- исследовательских работ

Теоретическая научно-исследовательская работа (НИР) в отличие от реферата представляет собой не только изложение и сопоставление сведений из различных литературных источников, но и их сравнительный анализ и критическое осмысление (выявление сильных и слабых сторон отдельных работ, поиск «белых» пятен, то есть научных проблем, оказавшихся вне зоны внимания исследователей, работавших в данном направлении).

Отражение собственного отношения и самостоятельная оценка освещаемых работ – это основные характерные признаки теоретической научно-исследовательской работы.

Композиционно теоретическая научно-исследовательская работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения и списка используемой литературы. Количество источников, анализируемых в теоретической работе – не менее 10. Список литературы и расширенный глоссарий – обязательны.

Введение

Введение в теоретическую научно-исследовательскую работу должно содержать:

обоснование выбора темы,

формулировку цели и задач работы, обозначение предмета исследования, определение основных терминов.

исторический обзор основной научной литературы по избранной теме с выделением наиболее ярких положений, мыслей, а также по возможности должна присутствовать оценка излагаемого материала;

7 стр., 3122 слов

Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического ...

... подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода, и в частности теория "синергетики" ( ... исключительно с влиянием внешней среды, отрицая врожденные задатки. Д. Дидро в работе «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек»» спорил с автором о недооценке ...

Основная часть.

Описание, изложение результатов проведенного теоретического исследования. Студент должен творчески переработать имеющиеся научные достижения в изучаемой отрасли знаний, самостоятельно осмыслить и интерпретировать фактический материал, представленный в исследовательской работе.

Работа должна строиться на большом фактическом материала, систематизация и осмысление которого непременно приведут к обобщению и теоретическим и практическим выводам. Возможно построение классификаций.

Основная часть должна быть разделена на главы или параграфы, которые следует озаглавить.

Теоретическая научно-исследовательская работа может быть дополнена биографическими сведениями об ученых, работавших по проблематике, заявленной в НИР, и информацией, касающейся концептуального направления их работы (можно опираться на психологические словари или вводные статьи, предваряющие собрания трудов конкретных авторов).

Заключение.

Эта часть состоит из выводов и собственно заключения.

Исследовательская работа заканчивается теоретическими выводами, которые должны вытекать из рассматриваемого фактического материала и размышлений автора исследования, т.е. из содержания основной части. Они должны строго соответствовать определенным во введении целям и задачам.

Выводы представляют собой итог, обобщение, результат исследования и должны быть четко, конкретно, лаконично сформулированы. Они могут быть пронумерованы, и каждый вывод начинаться с абзаца.

Во всей исследовательской работе, особенно во Введении и Заключении, должно присутствовать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Укажите, что нового лично для себя вынесли вы из работы над темой.

В выводы, завершающие НИР теоретического характера, как правило, включают (в зависимости от характера выполненной работы):

— изложение собственных соображений по поводу научной позиции, которая, по мнению автора НИР, является оптимальной для решения проблемы на данном этапе развития научной мысли;

— внесение собственных дополнений в ту научную позицию, которая представляется автору НИР наиболее эффективной в решении заявленной в теме исследования проблемы;

— тезисное отражение собственного варианта решения анализируемой в работе проблемы;

— формулировка гипотез и задач экспериментального исследования, вытекающие из логики работы (особенно в том случае, если автор НИР планирует продолжение исследования);

В заключении подводится итог проделанной работы, отмечается момент достижения поставленной цели и выполнение выдвинутых задач.

Работа должна содержать список используемой литературы (библиографию).

Библиографический список не должен быть чересчур перегружен именами авторов. Он должен, с одной стороны, быть показателем научной осведомленности студента, а с другой стороны, должен показать его умение выбрать из многочисленных научных публикаций именно то, что необходимо для написания данной работы.

7 стр., 3390 слов

Тема 2. Методы исследования и их составляющие

... границ человеческих возможностей. Результат абстрагирования часто является специфическим методом исследования, а также элементом сложных по своей структуре методов эксперимента. ... ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________исследования на составные элементы и части с целью изучения ...

Если имеются приложения в виде таблиц, текстов и т. д., то они помещаются после библиографии.

В исследовательской работе обязательно должно быть оглавление, которое представляет собой схему исследования с указанием всех заголовков, подзаголовков и страниц, на которых они помещены (см. требования к оформлению)

Основные требования к структуре и содержанию эмпирических научно-исследовательских работ

Эмпирическая научно-исследовательская работа представляет собой самостоятельное эмпирическое исследование, направленное на подтверждение выдвинутой гипотезы, посвященное конкретной цели и решению отдельных задач, вытекающих из этой цели.

Эмпирическая научно-исследовательская работа состоит из четырех частей: введения (1), общей характеристики процедуры, методов и выборки исследования (2), описания полученных результатов (3), общих выводов и заключения (4).

Она также включает оглавление, список использованной литературы, глоссарий и приложения.

Во Введении к эмпирической научно-исследовательской работе необходимо обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы, а также сформулировать цель работы, гипотезу и перечислить задачи с последовательным изложением всех процедур, с помощью которых будет достигаться цель эмпирического исследования.

Основная часть эмпирического исследования, как правило, состоит из нескольких разделов:

  1. Краткий литературный обзор, который включает анализ литературы по избранной теме, сопоставление различных точек зрения, а также выводы, краткое резюме (или выдержки в форме цитирования) тех работ, которые явились основой (отправной точкой, базой) для формулирования цели, гипотезы и задач данного исследования.
  2. Методическая часть включает обоснование выбора метода проведения исследования, конкретных методик, а также способов статистической обработки полученных данных. В этой части дается характеристика объекта исследования – выборки испытуемых (количество опрошенных или протестированных, пол, возраст, социально-профессиональная характеристика), предмета исследования (что именно будет изучаться в данной работе) и краткое описание процедуры исследования (например, какие этапы включало исследование, в какой последовательности предъявлялись методики, в индивидуальном или групповом порядке проводился опрос).
  3. Представление и интерпретация полученных результатов. В этой части НИР эмпирического характера необходимо:

— наглядно представить (таблицы, графики и т.д.) и описать полученные результаты.

— дать им объяснение в рамках той теоретической концепции, которой автор исследования склонен придерживаться.

8 стр., 3919 слов

Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

... игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат. Глава 2. Общение Общение ... Начиная от момента рождения индивида, первым видом его деятельности является общение, затем следует игра, учение и труд. Конечно, в реальной жизни такого строгого поэтапного подразделения ...

  1. В заключении эмпирической НИРС подводится итог проделанной работы с научно-практической позиции, определяются возможные перспективы ведения работы в данном направлении. Отмечается значение проделанной работы для личностного и профессионального роста.

Выводы в заключении необходимо сформулировать так, чтобы было ясно, насколько удалось в рамках данной работы достичь поставленной цели, какие задачи исследования были выполнены, какие из гипотез были подтверждены и какие опровергнуты.

Практические рекомендации, если их разработка входила в задачи исследования, следует выделить в отдельный раздел.

Требования к оформлению реферативной и научно-исследовательской работы

Объем (количество страниц) во многом зависит от того, как автор раскроет тему. Объем работы может составлять максимум 30–35 страниц, минимум 20–25 страниц.

Как реферат, так и НИР в обязательном порядке сопровождаются титульным листом, планом (оглавлением) с названием частей работы и указанием номеров страниц, списком использованной литературы, приложением (глоссарием).

Титульный лист студенты Архитектурно-строительного университета обычно оформляют в соответствии с ГОСТ. Образец титульного листа представлен на с. 43

Работа представляется на листах формата А-4 в печатной форме. Требования к оформлению:

Шрифт – Times New Roman

Размер – 14 пт.

Поля – верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, правое – 15 мм.

Красная строка – 12,5 мм.

Межстрочное расстояние – 1 интервал.

Глоссарий и список литературы – 12 пт.

В тексте не должно быть грамматических и стилистических ошибок.

О правилах оформления списка используемой литературы

В списке используемой литературы (библиографии) обязательно должны быть указаны все словари, которыми пользовался автор, и источники, из которых черпался материал исследования. Как правило, библиография составляется по алфавиту авторов книг или статей. Если данная книга является сборником публикаций многих авторов, то по алфавиту заглавий.

Если имеются Приложения, содержащие таблицы, графики, описание методик, глоссарий и т.д., то они помещаются после библиографии.

Оглавление должно помещаться в начале работы после титульного листа.

Необходимо соблюдать правила цитирования источников. Цитаты должны быть приведены точно, с полным указанием источников и только те, которые подтверждают то или иное положение исследовательской работы. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата сокращается в середине текста, то необходимо использовать многоточие. В конце цитаты у последнего слова справа вверху должна быть цифра (1, 2, 3 и т. д. в порядке цитирования авторов), указывающая на сноску, которая помещается внизу страницы под горизонтальной чертой (примерно 2,5 см внизу страницы отводится на сноски).

6 стр., 2621 слов

Психология труда 11

... функций. Именно деятельность, точнее её главный тип - трудовая деятельности, является основным предметом психологии труда. Тем самым выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда. Деятельность - это ... и их трудоустройства, профессиональной переподготовки и при необходимости - психокоррекционной работы. Изменения основ общественного строя, переход на рыночные отношения приводят ...

В сноске под чертой указываются автор, название книги или статьи, ее выходные данные и страницы цитаты.

Например:

______________

Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. М., 1975. (Если ссылка на все произведение.)

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 210 (Если ссылка на конкретную страницу.)

Решетина, С.Ю., Смолян, Г.Л. Информационно- психологическая безопасность личности (Контуры проблемы)// Проблемы информационно- психологической безопасности. М., 1996 (После знака // указано название сборника, в котором опубликована статья.)

Если источник, на который ссылается автор исследования, повторяется несколько раз, то применяется следующая система сносок:

_______________

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

С. 211-215.

Леонтьев, А. Н. Указ. соч. С. 102

Там же. С.225.

При упоминании автора научного труда в тексте у его фамилии справа ставится цифра, указывающая на сноску. Например:

Об этом писал проф. Б. А. Ларин.

_________________

Ларин Б. А. Диалектизмы в языке советских писателей // Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. С. 228–261.

Ссылки на научную работу могут помещаться и внутри текста. При упоминании автора научного труда в тексте его фамилия с инициалами повторяется также в скобках, далее указывается год издания, если необходимо, то и страница по тексту издания.

Например:

Данная проблема поставлена проф. Б. Г. Ананьевым (Ананьев Б. Г. 1963, с. 25).

Иногда в скобках может быть указан порядковый номер упоминаемой в библиографии научной работы вместо фамилии автора, ссылка на страницу сохраняется.

Например: (125, с. 40).

Защита студенческой работы

Работа принимается к защите только в том случае, если она представлена в установленные деканатом и преподавателем сроки.

Защита реферативной работы может осуществляться (по согласованию с преподавателем) в одной из трех форм:

  1. Ответы на вопросы, сформулированные преподавателем после ознакомления с работой;
  2. Устное сообщение по материалам работы (время доклада – 5-10 минут);
  3. Краткое изложение в письменной форме (в виде тезисов) основного содержания работы (2-4 страницы) с опорой на презентацию (по желанию).

Представление НИР, претендующей на гранты университета, производится в форме устного сообщения, имеющего поддержку в форме презентации, подготовленной в редакторе POWER POINT, включает в себя также ответы на вопросы, сформулированные руководителем и заинтересованными слушателями.

Критерии оценки студенческих работ

  1. Самостоятельность и оригинальность изложения и представления материала.

2. Защита работы: доклад, презентация, ответы на вопросы.

6 стр., 2853 слов

Психология труда Занятие 2

... прямо или косвенно обусловливают успешное выполнение деятельности. Понятие «функциональные состояния» используется для оценки «энергетических» аспектов труда субъекта, для характеристики эффективности его деятельности и поведения человека в целом (в ...

3. Содержание реферата и НИРС теоретического характера оценивается:

— по полноте раскрытия темы;

— по глубине критического анализа научных публикаций (выраженности собственного мнения); обозначенности упущенных отдельными авторами вопросов; критики позиции (и даже, возможно, научной платформы), выбранной для исследования проблемы; описание недостатков в описании проблем и критика предложенных для них решений;

— по степени научной новизны работ, анализируемых в исследовании (предпочтительнее опираться на публикации сроком давности не более 5 лет, за исключением тех случаев, когда поиск таких работ безрезультатен);

— по использованию в работе источников на иностранных языках (весьма приветствуется);

— по количеству проанализированных исследований (чем больше, тем лучше, но не менее 10);

При оценке НИРС содержания эмпирического характера учитываются:

— методологическое обоснование проведенного исследования

— корректность выдвинутой гипотезы;

— адекватность примененного методического аппарата;

— обоснованность выводов.

— наличие практических рекомендаций по использованию полученных результатов.

4. Рекомендуемое число научных источников для рефератов, предполагающих сопоставление точек зрения, и НИРС эмпирического характера — не менее 5. Для НИРС теоретического характера рекомендуемый минимум — 10 источников. Желательно привлечение дополнительных источников, не указанных в данном методическом пособии.

Некоторые «студенческие» стереотипы подготовки реферативных и научно- исследовательских работ, снижающие их учебную, методическую и научную ценность и являющиеся препятствием для получения зачета на основе подготовки и защиты реферата:

— прямое копирование работ из интернета без соответствующих ссылок на первоисточники;

— прямое копирование любых печатных источников (параграфов и абзацев учебников и монографий и др.) без соответствующих ссылок на первоисточники;

— полное отсутствие изложения изученных работ своими словами;

— отсутствие анализа процитированных работ, так как выполнение реферативной работы не ограничивается простым конспектированием учебной литературы на заданную тему;

— дословное переписывание выдержек из первоисточников без ссылок по установленному образцу.

Учебная программа по транспортной психологиИ

В результате изучения дисциплины студенты должны:

— усвоить основные понятия психологии труда, транспортной психологии и психологии безопасности;

— изучить основные психологические факторы, лежащие в основе формирования адекватного транспортного поведения;

— иметь представление о профессионально важных качествах (ПВК) водителя, их диагностике, коррекции и развитии;

— иметь представление о психических состояниях, возникающих в трудовой деятельности и возможности их диагностики;

— иметь представление о связи между индивидуально-психологическими особенностями человека и особенностями проявления различных психических состояний;

— знать индивидуально-психологические особенности, предопределяющие безопасность поведения на производстве;

Навыки, полученные студентами в процессе изучения дисциплины, должны позволить им:

— рационально организовывать процесс производства, учитывая влияние средовых воздействий на функционирование психики ;

— овладевать методиками управления психическими состояниями (релаксация, АТ, функциональная музыка и функциональное освещение, творчество, фармакология);

— иметь представление о возможностях психологического сопровождения профессиональной деятельности.

Занятия по курсу включают в себя лекции, психодиагностические исследования, индивидуальные и групповые психологические консультации, релаксационные занятия на основе арт-терапии, музыкальной терапии, цветового воздействия, АТ.

На основе прослушанного курса и участия в практических занятиях студенты сдают зачет или представляют письменную работу (реферат или отчет о НИР)

Структура курса

Курс состоит из 6 частей.

Первая часть посвящена знакомству с транспортной психологией. Особое место занимают вопросы моделирования и изучения дорожного поведения.

Во второй части профессия водителя анализируется с позиции психологии труда. Изучаются вопросы описания и диагностики профессионально важных качеств водителя.

В третьей части подробно рассматриваются факторы, влияющие на дорожное поведение человека. Наиболее подробно анализируются психофизиологические и психические состояния, возникающие в трудовой деятельности.

В четвертой части рассматриваются возможности диагностики неблагоприятных состояний, а также методы их коррекции.

В пятой части анализируются проблемы, связанные с обучением вождению, в частности, с освоением практического вождения автомобиля. Анализируются основные закономерности формирования умственных и двигательных навыков, изучаются современные методы обучения.

Шестая часть посвящена знакомству с общими вопросами психологии безопасности.

Основное содержание дисциплины по выбору студентов — транспортной психологии

Раздел 1. Введение в транспортную психологию

  1. Транспортная психология. Место транспортной психологии в системе психологических наук. Предмет, объект и методы транспортной психологии.
  2. Модели дорожного поведения. Сравнительный анализ существующих моделей дорожного поведения.
  3. Систематизация, описание и краткий анализ психологических факторов, влияющих на дорожное поведение.
  4. Теоретическое изучение особенностей дорожного поведения определенных возрастных и социальных категорий пешеходов. Анализ выявленных особенностей на стыке общей, дифференциальной и транспортной науки.

Специальная литература по 1 разделу:

1.Клебельсберг Д. «Транспортная психология», М., Транспорт, 1989

2. Романов А.Н. «Автотранспортная психология», М., Академия, 2002г.

3.Либин А.В. «Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций», М., «Смысл», 1999.

4. Г.С. Никифоров «Надежность профессиональной деятельности», СПб, изд. СПбГУ, 1996

5. Общая психология под ред. В.В.Богословского, М., Просвещение, 1981

6. Основы инженерной психологии под ред. Б.Ф.Ломова, М., Высшая школа, 1986

7. О.Г. Носкова «Психология труда», М., Академия, 2004г.

8. Психология труда и инженерная психология под ред. А.А.Крылова, Л.,изд. ЛГУ, 1979.

Раздел 2. Элементы психологии труда. Профессионально-важные качества водителя.

  1. Психология труда. Предмет и объект психологии труда. Типы профессий, выделяемых в психологии труда. Профессиограмма и психограмма. Анализ психограммы водителя.
  2. Ощущения. Классификация ощущений. Пороги и чувствительность. Верхний и нижний, абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности. Пороги чувствительности различных сенсорных систем.
  3. Роль ощущений в деятельности водителя. Требования к зрительным, слуховым, кинестетическим, кожным, вибрационным ощущениям. Связь между ощущениями и временем психомоторной реакции. Время простой и сложной сенсомоторной реакции водителя. Факторы, влияющие на время психомоторной реакции водителя. Оценка времени реакции при дорожно-транспортном происшествии.
  4. Восприятие. Характеристики образа восприятия. Иллюзии восприятия, причины их возникновения и влияние на адекватность дорожного поведения. Роль обратной связи в формировании адекватного образа восприятия. Изменения, возникающие в образе восприятия в условиях сенсорной депривации.
  5. Внимание и память в деятельности водителя. Эйдетика и мнемотехнические приемы,
  6. Личностные особенности водителя. Личностные качества, предпочтительные для водительской деятельности. Влияние личностных особенностей на формирование стиля водительской деятельности и особенности дорожного поведения. Анализ собственного водительского стиля или стиля кого-то из знакомых.
  7. Надежность, стрессоустойчивость и психологическая устойчивость современного специалиста. Основные направления повышения надежности водительского состава. Проблемы профессионального выгорания, профессиональной деформации и профессиональной устойчивости.

Специальная литература по 2 разделу:

1. Веккер М. «Психика и реальность», М., Смысл, 1998

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 1997

3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, — Т. 1 и 2

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997

5. Дымерский В.Я., Ильясов И.И., Кинковштейн Г.И., Мушегян Р.Т., «Психофизиология труда и подготовка водителей», «Транспорт», М., 1969

6. Котик М.А. «Психология и безопасность», Таллинн,1986

7. Куликов Л.В. «Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики», Спб, Питер, 2004г.

8. Нарицын Н. «Психология безопасности вождения», РИПОЛ КЛАССИК, М., 2006г.

9. Никифоров Г.С. «Надежность профессиональной деятельности», СПб, 1996

10. Никифоров Г.С. «Психология здоровья», СПб, «Речь», 2002

11. Познавательные психические процессы, хрестоматия под ред. А.Г.Маклакова, СПб, Питер, 2001.

12. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С., М.А.Дмитриевой, Снеткова В.М., СПб, Речь, 2001

13. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии под ред. А.А.Крылова и С.А.Маничева, Питер, СПб, 2000

14. Основы психофизиологии, отв. ред. Ю.И. Александрова, Инфра- М, 2002

15. А.Н.Романов «Автотранспортная психология», М., Академия, 2002.

Разделы 3 и 4. Психофизиологические состояния и дорожное поведение. Диагностика и коррекция неблагоприятных психофизиологических состояний, возникающих в трудовой деятельности.

  1. Психические состояния и адекватность дорожного поведения. Представление о психическом состоянии в психологической науке. Сравнительный анализ различных классификаций психических состояний.
  2. Стресс. Уровни развития стресса. Анализ различий между стрессом и состоянием психической напряженности.
  3. Описание и сравнительный анализ применимости различных методов диагностики состояния стресса в условиях реальной производственной деятельности.
  4. Общее краткое описание методов коррекции состояния психической напряженности и сравнительный анализ их применения в условиях реальной профессиональной деятельности (предпочтительно на примере водительской).
  5. Биохимические способы изменения психофизиологического состояния (фармакология, продукты).
  6. Влияние алкоголя и никотина на эффективность водительской деятельности.
  7. Влияние состояния утомления на адекватность дорожного поведения. История развития представлений о механизмах развития утомления в психологической науке.
  8. Методы коррекции состояния утомления. Сравнительный анализ различных методов или подробное описание разных вариантов определенного метода и физиологических механизмов его обеспечивающих.
  9. Монотония. Отличие монотонии от утомления. Описание и анализ эффективности различных методов коррекции состояния монотонии.
  10. Психические состояния, возникающие в условиях монотонного труда: психологические и личностные свойства, влияющие на их протекание.

Специальная литература по 3 и 4 разделам:

1. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека», М., Ин-т новой экономики, 1996

2. Бодров В.А. « Информационный стресс», М., 2000

3. Бодров В.А. «Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы», М., изд. «Институт психологии РАН», 1995

4. Бреслав Г.Э. «Цветопсихология и цветолечение для всех», СПб, 2000

5. Е.П.Ильин «Псиофизиология состояний человека», СПб, Питер, 2005

6. Китаева В.М. «Психология победы в спорте», Ростов-на Дону, Феникс, 2006г.

7. Китаев – Смык Л.А. «Психология стресса», М., Наука, 1983

8. Куликов Л.В. «Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики»,СПб, Питер, 2004.

9. Линдеманн Х. «Система психофизического регулирования», М., 1992

10. В.Л.Марищук, В.И.Евдокимов «Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса», СПб, изд. Дом «Сентябрь», 2001г.

11. Практикум по инженерной психологии и психологии труда, отв. ред. Крылов А.А., ЛУ, 1983

12. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С., М.А.Дмитриевой, В.М. Снеткова, СПб, Речь, 2001

13. Практикум по психологии здоровья под ред Никифорова Г.С., СПб, Питер, 2005

14. Психические состояния, хрестоматия , сост. Куликов Л.В., СПб, Питер, 2000

15. Психология труда под ред. Крылова А.А., Л.,1979

16. Психология экстремальных ситуаций, составители А.Е.Тарас, К.В.Сельченок, Минск, Харвест, 1999

17. Г.Селье «Когда стресс не приносит горя»М., 1992

18. «Современная практическая психология» под ред. М.К.Тутушкиной, М., Академия, 2005г.

19. Эберт Д. «Физиологические аспекты йоги», СПб, 1999.

Раздел 5. Обучение вождению. Основы дидактики. Основные закономерности процесса обучения и современные методы

  1. Психомоторная организация человека. Навыки вождения автомобиля. Этапы формирования навыков вождения. Признаки сформированности навыков. Закономерности, проявляющиеся в процессе становления навыков вождения.
  2. Современные методы обучения водителей. Типы современных тренажеров, компьютерное обучение, идеомоторная тренировка. Краткий анализ достоинств и недостатков.

Специальная литература по 5 разделу:

1. Басова Н.В., «Педагогика и практическая психология», Ростов- на- Дону, «Феникс», 1999.

2. Волохова Е.А., Юкина И.В., Дидактика (конспект лекций), Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.

3. Геллерштейн С.Г. «К вопросу о профессиональной типологии», под ред. Зинченко В.П., М., 1983

4. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.Н., Психология труда и инженерная психология. – Л., ЛГУ, 1979

5. Дымерский В.Я., Ильясов И.И., Кинковштейн Г.И., Мушегян Р.Т., «Психофизиология труда и подготовка водителей», «Транспорт», М., 1969

6. Ильин Е.П. «Психомоторная организация человека»,СПб, Питер, 2003г.

7. Котик М.А. «Психология и безопасность», Таллинн,1986

8. Психологические основы обучения спортсменов- автогонщиков и водителей специального транспорта, под ред. Э.Г. Сингуринди, СПб, 2003

9. Леонова А. Б., Чернышева О.Н. «Психология труда и организационная психология»: хрестоматия, М., 1995

10. Психология безопасности вождения, Н. Нарицын, М.,2006

11. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С.

12.Смирнов С. Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения», МГУ, 1985

13. «Эргономика» под ред. Крылова А. А., Л., ЛГУ, 1988

Раздел 6. Психология безопасности.

Психология безопасности. Представление о безопасном поведении, опасных факторах и основных направлениях повышения безопасности деятельности.

Специальная литература к 6 разделу:

Котик М.А. «Психология и безопасность», Таллинн,1986

Практическая психология под ред. М. К. Тутушкиной, Спб, Дидактика Плюс, 1998

Современная практическая психология под ред. М. К. Тутушкиной, М., 2005.

Темы реферативных работ по транспортной психологии

Раздел 1. Введение в транспортную психологию. История развития транспортной психологии.

  1. Предмет, объект и методы транспортной психологии.
  2. Модели дорожного поведения, используемые в транспортной психологии.
  3. Психологические факторы, влияющие на дорожное поведение человека.
  4. Особенности дорожного поведения отдельных групп пешеходов.

Раздел 2. Введение в психологию труда.

  1. История возникновения психологии труда.
  2. Психологическое изучение профессий. Методы психологического изучения профессий.
  3. Психология отбора и оценки персонала. История и современное видение вопроса.
  4. Общие представления о профессионально значимых свойствах.
  5. Профессионально важные качества водителя.
  6. Психологическая экспертиза ДТП.
  7. Факторы, влияющие на время реакции водителя.
  8. Проблема индивидуальности в труде и индивидуальный стиль деятельности.
  9. Влияние личностных особенностей на стиль вождения.

10. Основные направления повышения надежности водителей.

Раздел 3. Факторы, влияющие на дорожное поведение

  1. Общие представления о состояниях в психологии и физиологии.
  2. Классификации состояний.
  3. Общая характеристика негативных психофизиологических состояний, возникающих в процессе деятельности.
  4. История учения о стрессе.
  5. Теории и модели психологического стресса.
  6. Профессиональное утомление и переутомление.
  7. Состояния монотонии и психического пресыщения.
  8. Влияние алкоголя, никотина и фармакологических средств на работоспособность и надежность водителей.
  9. Влияние утомления и монотонии на работоспособность и надежность водителей.

Раздел 4. Диагностика и коррекция неблагоприятных психофизиологических состояний, возникающих в профессиональной деятельности водителя.

  1. Методы диагностики состояния психической напряженности и стресса.
  2. Общие представления и классификации методов коррекции состояния напряженности.
  3. Методы коррекции утомления и монотонии.
  4. Надежность, стрессоустойчивость и психологическая устойчивость личности.

Раздел 5. Обучение вождению.

  1. Общие представления о знаниях, навыках и умениях в психологии и педагогике.
  2. Закономерности формирования двигательных навыков.
  3. Тренажеры, используемые при обучении вождению.
  4. Анализ современных методов обучения вождению.
  5. Зарубежный опыт подготовки водителей.

Раздел 6. Ведение в психологию безопасности.

  1. Психологические факторы травматизма.
  2. Психологические факторы обеспечения безопасности.

Темы научно- исследовательских работ по транспортной психологии

  1. Транспортная психология. Предмет, объект и методы транспортной психологии. Модели дорожного поведения. Систематизация и краткое описание психологических факторов, влияющих на дорожное поведение. Разработка собственной модели дорожного поведения на основе сравнительного анализа данных, имеющихся в научной литературе.
  2. Изучение особенностей дорожного поведения отдельных групп (категорий) пешеходов и анализ причин их возникновения с позиций общей, дифференциальной и возрастной психологии.
  3. Стресс. Описание и сравнительный анализ применимости различных методов диагностики состояния стресса в условиях реальной производственной деятельности.
  4. Описание методов коррекции состояния психической напряженности и изучение эффективности их воздействия в зависимости от индивидуально-психологических и личностных свойств профессионала.
  5. Изучение индивидуальных предпочтений в зависимости от личностных особенностей в выборе методов коррекции состояния напряженности.
  6. Диагностика ПВК водителя. Современные методы и методики обследования водителей. Описание особенностей водительской деятельности водителей такси, автобусов, грузовых автомобилей и уточнение психограммы водителя в зависимости от условий деятельности.
  7. Современные методы обучения вождению. Сравнительно- критический анализ используемых в обучении тренажеров в России и за рубежом и изложение собственных соображений о возможных вариантах внесения изменений в их конструкцию.
  8. Программы обучения водителей. Сравнительно-критический анализ учебных программ СССР и России в исторической ретроспективе, статистическая оценка их эффективности.
  9. Зарубежный опыт обучения и переобучения водителей.

Рекомендуемая общая и справочная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 1997

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, — Т. 1 и 2
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997
  3. Григорович Л.А. «Введение в
  4. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.Н., Психология труда и инженерная психология. – Л., ЛГУ, 1979
  5. Дымерский В.Я., Ильясов И.И., Кинковштейн Г.И., Мушегян Р.Т., «Психофизиология труда и подготовка водителей», «Транспорт», М., 1969
  6. Котик М.А. «
  7. Краснов А.Н., Менуэл Е.В., Рязанцева Н.М. «Общая психология», Р\Д, Феникс, 2006
  8. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. «Психология труда и организационная психология»: хрестоматия, М., 1995
  9. Практическая психология под ред. Тутушкиной М.К., СПб, Дидактика Плюс, 1998
  10. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С.
  11. Психологический словарь
  12. «Эргономика» под ред. Крылова А.А., Л., ЛГУ, 1988

Рекомендуемая специальная литература

Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека», М., Ин-т новой экономики, 1996

Бреслав Г.Э. «Цветопсихология и цветолечение для всех», СПб, 2000

Геллерштейн С.Г. «К вопросу о профессиональной типологии», под ред. Зинченко В.П., М., 1983

Клебельсберг «Транспортная психология»

Романов «Автотранспортная психология»

Список изданий, имеющихся в библиотеке СПбГАСУ

  1. Вачков И.В. «Введение в профессию»
  2. Данилова Н.Н. «Психофизиология», М., Аспект- Пресс, 1998
  3. Дружинин В.Н. «Психология общих способностей», Питер, 2-е издание, 1999
  4. Григорович Л.А. «Введение в профессию», М., Гардарики, 2004
  5. Егорова М.С. «Психология индивидуальных различий», Планета детей, М., 1997
  6. Еникеев М.И. «Общая психология», учебник для вузов, М., 2000
  7. Зеер Э.Ф. «Психология профессий», М., «Фонд мир», 2006
  8. Зеер Э.Ф. «Психология профессионального развития», М., Academa, 2006
  9. Китаев – Смык «Психология стресса»
  10. Клебельсберг Транспортная психология
  11. Климов Е.А. «Введение в психологию труда», изд. Московского уни-та, Академия, 2004
  12. Климов Е.А. «Основы психологии», ЮНИТИ, учебник для вузов, М, Культура и спорт, 1997
  13. Котик М.А. «Краткий курс инженерной психологии», изд. «Валгус Таллин», 1971
  14. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. «Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития», хрестоматия; М., Радикс, 1995
  15. Платонов К.К. «Проблема способностей», изд. «Наука», М., 1972
  16. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.), М., Академпроект, 2003
  17. Практикум по инженерной психологии и психологии труда, отв. Ред. Крылов А.А., ЛУ, 1983
  18. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С., М.А.Дмитриевой, Снеткова В.М., Спб, Речь, 2001

18. «Практическая психология в системах «человек-техника», Межрегион. Акад. Управления персоналом, Киев, 2003

19. «Психодиагностика: теория и практика», М., Прогресс, 1986г.

20. Райнер Зинц «Обучение и память»

21. Смирнов С.Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения», МГУ, 1985

22. Толочек В.А. «Современная психология труда», Питер, 2006

Учебная программа по психологии делового общения

В результате изучения дисциплины студенты должны:

— знать основные понятия психологии делового общения;

— иметь представление о логических, риторических приемах и манипулятивных техниках и методах их диагностики в процессе общения;

— иметь представление о современной этике делового общения;

— иметь представление о неблагоприятных психических состояниях, возникающих в переговорном процессе и препятствующих его осуществлению, и методах их коррекции;

Знания, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить студентам возможность овладения следующими навыками и умениями:

— входа в контакт с использованием сонастройки;

сбора информации о личности собеседника и ее использования при подготовке к переговорному процессу;

— анализа средств общения, используемых собеседниками для распознавания скрытых мотивов собеседника;

— слушания с учетом особенностей ситуации;

— аргументации собственной точки зрения с опорой на логические основы, риторику и психологические приемы;

— диагностики неблагоприятных психических состояний, препятствующих эффективному ведению переговоров и овладение навыками их коррекции;

повысить уровень психологической готовности к будущей профессиональной деятельности за счет решения задач, моделирующих профессиональную деятельность с психологическими компонентами и уровень психологической устойчивости при их решении;

Структура курса.

Курс состоит из 5 частей.

Первая часть посвящена вопросам социального познания, подробному изучению механизмов восприятия и понимания человека человеком, их закономерностей и ошибок, возникающих в процессе социальной перцепции.

Вторая часть посвящена подробному изучению фаз делового общения, отработке навыков входа в контакт, слушания, аргументации, анализу возможностей использования общих закономерностей функционирования внимания, памяти, восприятия и мышления для выбора соответствующих манипулятивных техник, их диагностики и противостояния им.

Третья часть отводится изучению вербальных и невербальных средств общения

Четвертая часть посвящена изучению психических состояний, мешающих эффективному ведению переговоров и методов их коррекции.

Пятая часть – практика – элементы тренинга социально-психологической компетентности, элементы тренинга социальной сенситивности, ролевые игры (моделирующие задачи профессиональной деятельности с психологическими компонентами) на отработку и закрепление всех полученных навыков и проверка уровня психологической устойчивости специалиста.

Основное содержание дисциплины по выбору студента – психологии делового общения

Раздел 1. Введение в психологию общения.

  1. Общие вопросы психологии общения. Типы общения, фазы, каналы, средства, функции, стороны, механизмы. Анализ особенностей делового общения в отличии от других типов общения.
  2. Анализ различий между социальным восприятием и социальным познанием. Представление об атрибуции.
  3. Атрибуция и каузальная атрибуция. Теории «корреспондентного изучение ошибок каузальной атрибуции: фундаментальная и мотивационная ошибки.

Специальная литература к 1 разделу:

1. Андреева Г.М. «Социальная психология»,

2. Бодалев А.А. Восприятие понимание человека человеком», М., 1982

3. Андреева Г.М. «Психология социального познания»

4. Бодалев А.А. «Личность и общение», М., 1995

5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. «Грамматика общения», СПб, Питер, 2005

6. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. «Межличностное общение», СПб, Питер, 2001

7. Д.Майерс «Социальная психология. Интенсивный курс», М., Олма- Пресс, 2000

8. Методические указания к практическим занятиям по курсу “Психология и педагогика”(вторая часть) для студентов, слушающих дисциплины по выбору студентов «Психология делового общения» и «Психология общения», методические указания, сост. Ю.И.Лобанова, СПб, СПбГАСУ, 2005

9. Пайнс Э., Маслач К. «Практикум по социальной психологии», СПб, Питер, 2000

10. Смит Г. «Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности»,

Раздел 2. Ведение переговоров в процессе делового общения. Психологическое воздействие в рамках делового общения

1. Представление о психологическом воздействии. Анализ существующих классификаций типов психологического воздействия. Факторы, приемы психологического воздействия (необходима иллюстрация рассматриваемых понятий на примерах из художественной литературы).

2. Внушение и манипуляция. Отличительные особенности данных видов психологического воздействия.

— приемы внушения (с примерами); анализ факторов, влияющих на эффективность внушения;

— диагностика и техники манипуляции (с примерами);

Специальная литература ко 2 разделу:

  1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. «Психология управления», Харьков, Фортуна- Пресс, 1998
  2. А.И. Воеводин «Стратегии войны, манипуляции, обмана», М., 2002
  3. В.Л.Доценко «Психология манипуляции», ЧеРо, МГУ, М., 2000
  4. Т.С.Кабаченко «Методы психологического воздействия», М., 2000
  5. С. Кара- Мурза «Манипуляция сознанием», М., Алгоритм, 2000
  6. В. Крысько, «Секреты психологической войны», Минск, Харвест, 1999
  7. В.И. Курбатов «Как управлять общением», Р\нД, 1997
  8. Омаров А.М. «Управление: искусство общения»- М., 1983
  9. «Практическая психология для экономистов и менеджеров» под ред. М.К.Тутушкиной, СПб, Дидактика Плюс, 2002
  10. Психология и этика делового общения: учебник для вузов. – М., 2003
  11. Современная практическая психология под ред. М.К. Тутушкиной, М., Академия, 2005
  12. Тарасов В. «Искусство управленческой борьбы», М.. Добрая книга, 2007

Раздел 3. Логика.

1. Представление о понятиях в логике, классификация понятий; представление о суждениях, классификация суждений.

2. Запрещенные (нелояльные) приемы аргументации.

3. Основные логические законы.

4. Приемы слушания. Софистика и некорректные вопросы.

В этом разделе особенно важно не только сделать соответствующие теме теоретические выкладки, но также привести примеры из художественной литературы или из кинофильмов, где нарушение соответствующих предписаний приводило бы к выигрышу за счет манипулятивных техник или к комической ситуации.

Специальная литература к 3 разделу:

  1. Вагапова Д.Х «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах», Москва, Цитадель, 1999
  2. Гетманова А.Д. «Учебник по логике», М., ЧеРо, 1996
  3. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. «Общая риторика. Курс лекций», Ростов-на Дону, Феникс, 1999
  4. Ханин М.И. «Практикум по культуре речи или как научиться красиво и убедительно говорить», СПб, Паритет, 2003

Раздел 4. Средства общения.

4.1. Вербальные средства общения.

4.1.1 Речь и язык. Гипотеза лингвистической относительности. Типы языков и виды речи.

4.1.2 Элементы риторики. Применение различных риторических приемов в ситуации публичного выступления (подготовка нескольких текстов для доклада с подбором выдержек из текстов художественной литературы и анализом использованных приемов).

4.2.Невербальные средства общения.

4.2.1 Проксемика. Личностные зоны. Особенности организации пространства при ведении деловых переговоров.

4.2.2.Кинесика. Язык мимики. Классификация жестов. Национальные особенности восприятия жестов и мимики.

4.2.3.Такесика. Культурные особенности делового этикета разных стран.

4.2.4.Экстра- паралингвистика. Характеристики голоса. Применение различных голосовых техник в ситуациях делового взаимодействия.

4.2.5.Визуальный контакт и особенности «удержания» аудитории.

4.2.6.Диагностика лживого поведения партнера.

Специальная литература к 4 разделу:

  1. «Современная практическая психология», под ред. Тутушкиной М.К., Москва, 2006
  2. Горелов И.Н. «Невербальные коммуникации», М., 1990
  3. Коэн Д. «Язык жестов для улучшения взаимоотношений», М., Эксмо- Пресс, 2002
  4. Лабунская В.А. «Экспрессия человека: общение и межличностное познание», Р\д, 1999
  5. Лебедева Н. «Введение в этническую и кросс-культурную психологию», Ключ-С, 1999
  6. Леонтьев А.А. «Основы психолинвистики» ,М., «Смысл», 1997
  7. А.Р. Лурия «Язык и сознание», Рн/Д, 1998
  8. Люшер М. «Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы», Воронеж, 1995
  9. А.Пиз «Язык жестов»,
  10. Психология управления под ред.
  11. Психология и этика делового общения: учебник
  12. Психология и этика делового общения под ред. В.Н.Лавриненко,М., 1997
  13. «Психология эмоций», под ред. Вилюнаса В.К.,Ю.Б. Гиппенрейтер, М., МГХ, 1984

Раздел 5. Ведение деловых переговоров

1.Сравнительный анализ классификаций типов деловых переговоров. Этапы переговоров.

2. Психологические компоненты организационной подготовки к проведению переговоров.

3. Психологические компоненты содержательной подготовки к проведению переговоров.

Специальная литература к 5 разделу:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Деловая риторика», Москва-Ростов-на- Дону, 2008

2. Коммуникационные технологии 20 века

2. Михненко П.А. «Как я учился деловому общению», М., 2005

3. Ниренберг Дж. «Гений переговоров», попурри, М., 1997

3. Практическая психология для экономистов и менеджеров под ред. М.К.Тутушкиной, СПб, 2002

4. Практическая психология под ред. М.К. Тутушкиной, Спб, 1998

5. Психология и этика делового общения, уч., под ред. В.Н. Лавриненко, М., Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997

6. Современная практическая психология, под ред. Тутушкиной М.К., М., Академия, 2005

Раздел 6. Этика делового общения.

1. Особенности этики делового общения в России и в других странах.

2. Этика и этикет (экскурс в историю понятий).

Особенности этикета в России и других странах.

Специальная литература к 5 разделу:

  1. Кузин Ф.А. «Культура делового общения», М., 1996
  2. Лисенкова А.Ф. «Психология и этика деловых отношений», М., Институт практической психологии, 1998
  3. Поваляева М.А. «Психология и этика делового общения», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
  4. Фомин Ю.А., Психология делового общения, Минск, Амалфеев, 2003
  5. Этика. Эстетика (конспект лекций), Ростов-на Дону, Феникс, 2005
  6. Психология и этика делового общения, уч., под ред. В.Н. Лавриненко, М., Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997
  7. Холопова Т.И., Лебедева М.Н., Протокол и этикет для деловых людей, АНКИЛ, Инфра-М, 1995

Темы реферативных работ по психологии делового общения

Раздел 1.Введение в психологию делового общения.

  1. Общие вопросы психологии общения. Общение как восприятие людьми друг друга.
  2. Введение в психологию социального познания. Место психологии социального познания в системе наук.
  3. Условия межличностного восприятия.
  4. Теории когнитивного соответствия.
  5. Теория каузальной атрибуции Г.Келли.

Раздел 2. Психологическое воздействие в рамках делового общения.

  1. Общение как взаимодействие. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию.
  2. Психологическая устойчивость как стойкость, уравновешенность и сопротивляемость.
  3. Зависимое поведение как следствие снижение психологической устойчивости.
  4. Приемы саморегуляции неблагоприятных психических состояний.
  5. Общие характеристики психологического воздействия.
  6. Методы психологического воздействия.
  7. Внушение и внушаемость.
  8. Психология манипуляции.

Раздел 3. Логика.

  1. Аргументация с позиции логики.
  2. Приемы аргументации.
  3. Основные логические законы.
  4. Логические парадоксы.
  5. Изучение силлогизмов.
  6. Софистика и некорректные вопросы.

Раздел 4. Средства общения.

4.1 Вербальные средства общения.

4.1.1.Введение в риторику. Доводы, используемые в риторике.

4.1.2Риторические приемы.

  1. Невербальные средства общения

4.2.1.Общая характеристика невербальных средств общения.

4.2.2.Проксемика и элементы средовой психологии.

4.2.3.Национальные особенности восприятия жестов и мимики.

Раздел 5. Ведение деловых переговоров.

Раздел 6. Этика делового общения.

  1. Культурные особенности делового этикета разных стран.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВАРИАНТЫ ТЕМ ДЛЯ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ:

1.Механизмы восприятия и понимания человека человеком: эмпатия, рефлексия, атрибуция, идентификация. Сравнительный анализ роли различных механизмов в точности социального восприятия.

2. Анализ развития и становления в онтогенезе одного из механизмов восприятия и понимания человека человеком.

2.Социальное восприятие и социальное познание. Теории когнитивного соответствия. Сравнительно- критический анализ.

3. Вербальные средства общения. Речь и язык. Гипотезы о происхождении языка: сравнительно- критический анализ.

4. Элементы психолингвистики. Сравнение речевых особенностей людей с различными личностными характеристиками.

5. Представление о психологической устойчивости. Анализ факторов, определяющих уровень психологической устойчивости личности и специалиста.

6. Пути повышения психологической устойчивости личности.

7. Самопрезентация и имидж делового человека.

8. Внешний облик человека и сигналы личности.

9. Анализ различий психологических компонентов содержательной и организационной подготовки к проведению переговоров в зависимости от их типа (позиционного или содержательного)

Учебно- методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература.

А) основная литература:

1. Андреева Г.М. «Социальная психология», М., 1999

2. Бодалев А.А. Восприятие понимание человека человеком», М., 1982

3. Р.М. Грановская «Элементы практической психологии»

4. Годлиник О.Б., Дюк А.В. «Краткий словарь по практической психологии» для студентов 1 и 4 курсов, СПб, СПбГАСУ, 1994

5. Климов Е.А. Общая психология: учебник. – М., 2002

6. Коломинский Я.Л. «Психология общения», М., 1974

7. «Практическая психология» под ред. М.К.Тутушкиной, СПб, 1998

8.«Практическая психология для экономистов и менеджеров» под ред. М.К.Тутушкиной, СПб, 2002

9.Психология и этика делового общения: учебник для вузов. – М., 2003

10.«Современная практическая психология», под ред. Тутушкиной М.К., Москва, 2006

11. Станкин М.И. «Психология общения», М., 1996

12. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Психология и специальностей и студентов третьего курса, слушающих дисципплины по выбору «Психология делового общения» и «Психология общения», СПб, СПбГАСУ, 2005

Б) Дополнительная литература:

Андреева Г.М. «Психология социального познания», М., Аспект Пресс, 2000

Бодалев А.А. «Личность и общение», М., 1995

Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры », — М., 1988

Вагапова Д.Х. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах», М., Цитадель, 1999

Василюк Ф.Е. «Психология переживаний», М., 1984

Воеводин А.И., Стратагемы. Стратегии войны, манипуляции, обмана», М.. 2002

Гозман Л.Я. «Психология эмоциональных отношений», М., 1987

Горелов И.Н. «Невербальные коммуникации», М., 1990

Гуревич П.С. Психология и педагогика», М., ЮНИТИ, 2005

Демидов И.В. «Логика», М., 2000

Доценко В.Л. «Психология манипуляции», ЧеРо, МГУ, М., 2000

Каменская Е.Н. «Этика. Эстетика», Рн/Д, 2005

Крысько В., «Секреты психологической войны», Минск, 1999

Коломинский Я.Л. «Человек среди людей», М., 1974

Лабунская В.А. «Экспрессия человека: общение и межличностное познание», Р\д, 1999

Леонтьев А.А. «Основы психолинвистики» ,М., «Смысл», 1997

Лурия А.Р. «Язык и сознание», Рн/Д, 1998

Люшер М. «Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы», Воронеж, 1995

Кабаченко Т.С. «Методы психологического воздействия»

Коэн Д. «Язык жестов для улучшения взаимоотношений», М., 2002

Курбатов В.И. «Как управлять общением», Р\нД, 1997

Линдеманн Х. «Аутогенная тренировка», «Попурри», Минск, 2002

Марищук В.Л., Евдокимов В.И. «Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса»

Омаров А.М. «Управление: искусство общения»- М., 1983

Петровская Л.А. «Компетентность в общении», М., 1989

Психология влияния, сост. Морозов А.В.,М., 200

Психология и этика делового общения под ред. В.Н.Лавриненко,М., 1997

«Психология эмоций», под ред. Вилюнаса В.К.,Ю.Б. Гиппенрейтер, М., МГХ, 1984

Романов А.А. «Грамматика деловых бесед», Тверь, 1995

Селиванов А. «Прибыль и нравственность: американцы рассуждают о проблемах морального кризиса в управлении и социальной ответственности»\\ Риск- 1996, 1997

Смит Г. «Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности», СПб, «Речь»,2001

Станкин М.И. «Психология общения в трудовом коллективе», М., 1989

Т.С. Хазагеров, Л.С. Ширина «Общая риторика. Курс лекций», Р\нД, 1999

Щетинин В. «Подготовка менеджеров: морально- этические аспекты\\ Проблемы теории и практики управления» — 1997

Список изданий, имеющихся в библиотечном фонде СПБГАСУ

  1. Бороздина Г.В. «Психология делового общения», учебное пособие, М., Инфра-М, 2000
  2. Еникеева М.И. «Общая и социальная психология для вузов», учебник для вузов, М., 2005, Норма
  3. Кузин Ф.А. «Культура делового общения», практическое пособие, М., 1996
  4. Лисенкова А.Ф. «Психология и этика деловых отношений», М., 1998

  1. Милорадова Н.. «Мышление в дискуссиях и решении задач», АСВ, М, 1997, изд. Ассоц. Строит. Вузов

Учебная программа дисциплины по выбору студента — психологии творчества

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные понятия современной психологии;
  • условия формирования творческой личности;
  • современные подходы к изучению психологии творчества;
  • основы психологии творчества;
  • условия развития творческих способностей;
  • психологические аспекты профессиональной творческой деятельности;

Знания, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить студентам возможность овладения следующими навыками и умениями:

  • овладение элементами самоанализа творческих способностей;
  • регуляции эмоциональных состояний;
  • формирование индивидуального стиля деятельности;
  • определения и решения творческих задач.

Занятия по курсу включают в себя психодиагностические исследования, индивидуальные и групповые психологические консультации. Элементы социально-психологического тренинга и тренинга креативности, деловые игры.

На основе прослушанного курса и участия в практических занятиях возможно написания реферата. Материалом для реферата являются результаты расширенного исследования по одной или нескольким пройденным темам.

  1. Структура курса

Курс состоит из семи частей.

Первая часть «Введение в психологию творчества» посвящена общим вопросам психологии творчества; изучению основных вех истории психологии творчества; изучению развития современных исследований творчества. Изучению творческого процесса и основных компонентов творческой деятельности.

Вторая часть «Психология творческих способностей» посвящена изучению понятий «задатки» и «способности»; изучению основных подходов к развитию комплекса творческих способностей.

Третья часть «Творческая личность» посвящена изучению некоторых аспектов творческой личности; изучению психических процессов и состояний; изучению соотношения уровня мотивации и творческой работоспособности.

Четвертая часть «Творческий потенциал и психическое здоровье» посвящена изучению основ психогигиены и методов психорегуляции состояний и творческой деятельности.

Пятая часть «Основные закономерности психологии инженерного творчества» отражает специфику творческой деятельности инженера, раскрывает сущность инновационной деятельности в современных условиях. Посвящена изучению и отработке основных методов активизации творческого мышления.

Шестая часть «Научное и художественное творчество» рассматривает специфику научного и художественного творчества в разных сферах деятельности (литературное, художественное, музыкальное и др.); посвящена возможностям практического использования психологических знаний в различных сферах деятельности.

Седьмая часть «Творчество в социальной сфере» рассматривает особенности группового творчества; некоторые аспекты управления творческим коллективом.

Темы реферативных работ по психологии творчества

Раздел 1. Введение в психологию творчества.

  1. Возникновение, история психологии творчества.
  2. Место психологии творчества в системе гуманитарных наук.
  3. Предмет, методы изучения психологии творчества.
  4. Классическая психология творчества (З.Фрейд, К.Г.Юнг).
  5. Творческий процесс, фазы творческого процесса (по Я.А.Пономареву).
  6. Развитие современных исследований творчества.
  7. Изучение творчества в зарубежной психологии. Понятие креативности, беглости, гибкости, оригинальности творческого мышления. Школа Дж. Гилфорда.
  8. Творческая деятельность, компоненты творческой деятельности.
  9. Возрастные особенности творческой деятельности.
  10. Творчество и стереотипы.

Рекомендуемая литература

  1. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
  2. Годлиник О.Б., Дюк А.В. «Краткий словарь по практической психологии» для студентов 1 и 4 курсов, СПб, СПбГАСУ, 1994
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, — Т. 1 и 2
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  5. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
  6. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
  7. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005
  8. Шадриков М.Н. Очерки психологии школьника. М., 1955

Раздел 2.Психология творческих способностей

  1. Содержание понятий «задатки» и «способности»; многогранность способностей как критерий творчества.
  2. Обзор теорий творческих способностей.
  3. Теория творческих способностей А.Н.Лук. Условия развития творческих способностей.
  4. Изучение творческих способностей в вербальной и невербальной сфере.
  5. Активизация процессов гибкости, беглости, оригинальности творческого мышления.

Рекомендуемая литература

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  3. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
  4. Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления. Минск, 1996.
  5. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005.
  6. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.
  7. Сергеев Б. Стать гением. Л., 1991.
  8. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.

Раздел 3. Творческая личность.

  1. Изучение некоторых аспектов творческой личности.
  2. Описание психографических особенностей творческой личности.
  3. Интеллектуальные особенности личности. Связь интеллекта и креативности.
  4. Понятие интеллектуальной активности.
  5. Свойства творческого мышления Исследования и методические разработки Торранса.
  6. Теории мотивации. Структура мотивации личности, взаимосвязь уровня мотивации и творческой работоспособности.

Рекомендуемая литература

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, — Т. 1 и 2
  4. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
  5. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005.
  6. Гозман Л.Я. «Психология эмоциаональных отношений», М., 1987
  7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. С-Пб., 2002 г.
  8. «Психодиагностика: теория и практика», М., Прогресс, 1986г.

Раздел 4. Творческий потенциал и психическое здоровье.

  1. Понятие и основные критерии психического здоровья человека.
  2. Интеграция знаний и задачи психогигиены.
  1. Психические процессы и состояния, возникающие в процессе творческой деятельности.
  2. Методы психорегуляции состояний, возникающих в процессе творческой деятельности.
  3. Факторы психологической устойчивости личности.
  4. Диагностика и экспресс-коррекция эмоционального напряжения.
  5. Арт-терапия. Элементы арт-терапевтических методик.

Рекомендуемая литература

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997
  2. Гозман Л.Я. «Психология эмоциаональных отношений», М., 1987
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  4. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
  5. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005
  6. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1994.
  7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. С-Пб., 2002 г.
  8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1991.

Раздел 5. Основные закономерности психологии инженерного творчества

  1. Законы и закономерности развития техники.
  2. Методы активизации творческого мышления.
  3. Принятие решений на основе системного подхода. 5 принципов поиска нового по системе проф. Ощепкова;
  4. Методы решения творческих задач (по теории Эдварда де Боно).
  5. Метод креативного поля Д.Б. Богоявленской.
  6. Элементы тренинга Дж. Родари
  7. Методы направленного решения инженерных задач;
  8. Основы мозгового штурма. Понятие и основные принципы ТРИЗ. Работы Альтшуллера АРИЗ.
  9. Основные принципы ФСА (функционально-системного анализа).

Рекомендуемая литература

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987
  2. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
  3. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.Н., Психология труда и инженерная психология. – Л., ЛГУ, 1979
  4. Лук А.Н. Учить мыслить. М., 1975.
  5. Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления. Минск, 1996.
  6. Практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. СПб., 1998.
  7. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005
  8. Смирнов С.Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения», МГУ, 1985

Раздел 6. Научное и художественное творчество.

  1. Особенности научного творчества.
  2. Основы художественного творчества.
  3. Литературное творчество.
  4. Музыкальное творчество.
  5. Творчество танца;
  6. Телесноориентированная терапия.
  7. Изобразительная деятельность.
  8. Психология художественного восприятия.

Рекомендуемая литература

  1. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
  2. Годлиник О.Б., Дюк А.В. «Краткий словарь по практической психологии» для студентов 1 и 4 курсов, СПб, СПбГАСУ, 1994
  3. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
  4. Практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. СПб., 1998.
  5. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005.
  6. Сергеев Б. Стать гением. Л., 1991.
  7. Смирнов С.Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения», МГУ, 1985
  8. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.

Раздел 7. Творчество в социальной сфере.

  1. Групповые виды творчества.
  2. Некоторые аспекты управления творческим коллективом

Рекомендуемая литература

  1. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, — Т. 1 и 2
  3. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
  4. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005
  5. Люшер М. «Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы», Воронеж, 1995
  6. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1994.
  7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. С-Пб., 2002 г.
  8. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.

Варианты тем для научно-исследовательских работ студентов:

  1. Сравнительный анализ роли различных компонентов творческой деятельности. Анализ развития и становления в онтогенезе.
  2. Классическая психология творчества (З.Фрейд, К.Г.Юнг).

    Сравнительно- критический анализ.

  3. Изучение творческих способностей в вербальной и невербальной сфере: анализ подходов, методов; проведение части экспериментального исследования.
  4. Изучение некоторых аспектов творческой личности: анализ подходов к изучению; проведение экспериментального исследования.
  5. Творчество как путь повышения психологической устойчивости личности.
  6. Методы активизации творческого мышления: сравнительно- критический анализ.
  7. Проблемные и практические ситуации в мышлении и обучении.
  8. Художественное и научное творчество.
  9. Арт-терапия. Элементы арт-терапевтических методик: сравнительно- критический анализ.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература (общий список):

А) основная литература:

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987
  2. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997
  4. Годлиник О.Б., Дюк А.В. «Краткий словарь по практической психологии» для студентов 1 и 4 курсов, СПб, СПбГАСУ, 1994
  5. Гозман Л.Я. «Психология эмоциональных отношений», М., 1987
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  7. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
  8. Лук А.Н. Учить мыслить. М., 1975.
  9. Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления. Минск, 1996.
  10. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
  11. Практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. СПб., 1998.
  12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997.
  13. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005
  14. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997.
  15. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 1997.
  16. Шадриков М.Н. Очерки психологии школьника. М., 1955

Б) Дополнительная литература

  1. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1994.
  2. Гозман Л.Я. «Психология эмоциаональных отношений», М., 1987
  3. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. С-Пб., 2002 г.
  4. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А., Слоненко Т.Б. Как развивать внимание. Д.:Сталкер, 1997.
  5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1991.
  6. «Психодиагностика: теория и практика», М., Прогресс, 1986г.
  7. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.
  8. Сергеев Б. Стать гением. Л., 1991.
  9. Смирнов С.Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения», МГУ, 1985
  10. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.

Список изданий, имеющихся в библиотеке СПбГАСУ:

Дружинин В.Н. «Психология общих способностей», Питер, 1999

Егорова М.С. «Психология индивидуальных различий», М., Планета детей, 1997

Еникеев М.И. «Общая психология», М., 2000

Платонов К.К. «Проблема способностей», М., изд. Наука, 1972

Пономарев Я.А. «Психология творчества», М., изд. Наука, 1976

Проблемы научного творчества, М., Наука, 1971

Образец титульного листа

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Санкт- Петербургский государственный архитектурно- строительный университет

Автомобильно- дорожный институт

Кафедра практической психологии

Реферативная (научно- исследовательская работа) на тему

Дорожное поведение. Модели дорожного поведения в транспортной психологии

Работу выполнил

Студент группы 1АХ 3

Иванов Петр Петрович

Научный руководитель

доцент

Петров Иван Иванович

Санкт – Петербург

2009

45