Лекция 2.
Этические нормы делового общения
- Теоретические предпосылки становления этики делового общения.
- Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя.
- Деловая этика и её специфика. Этические принципы деловой коммуникации.
Слово «этика» (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) понимается в двух значениях: во-первых, как философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность; во-вторых, как совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы. Термин «этика» ввел Аристотель, обозначив им совокупность этических добродетелей и науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен делать человек, чтобы быть добродетельным.
Важнейшие категории этики: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть», «честь» и некоторые другие.Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является должным для человека, т. е. соответствует неким глубинным законам человеческого бытия. Стремясь разграничить добро и зло, определить, что такое добродетель, люди выработали нормы морального поведения – сложную систему правил, позволяющих людям сосуществовать. Нормы морали выражаются в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Должное в морали не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых связана часто с нарушением нравственных норм. Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно этот конфликт проявляется в деловом общении.
Этика поведения медицинских работников
... отношения к общественному достоянию, дружелюбия и чувства коллегиальности; Соблюдения правил внешней культуры поведения – правил благопристойности, приличия, хорошего тона и соответствующего внешнего вида. В данной работе ... вечером. Тогда сестре необходимо поделиться своими наблюдениями с врачом и выработать тактику поведения. Ни в коем случае не надо говорить с больным, что им следует ...
Мораль всегда предполагает определение нравственного идеала,образца для подражания. В современной деловой практике такие черты,как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность,точность, справедливые решения и т. п., квалифицируются как моральныекачества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовкафактов, уклонение от ответственности и пр. оцениваются как аморальные.Понятие этики ассоциируется с правилами, стандартами поведения.Соответственно и в сфере деловой этики ценятся в первую очередьнадежность, порядочность, умение выполнять обещание.
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов,социальных групп, общностей или личностей, в ходе которогопроисходит обмен информацией, опытом, способностями и результатамидеятельности. Общение выступает как способ бытия общества. Именно впроцессе общения происходит специализация личности и еесамореализация. В зависимости от целей можно выделить разные видыобщения. Например, цель развлекательного общения – получитьудовольствие от встречи и разговора друг с другом; фатическоеобщение(«светское» общение, то есть разговор на общепринятые темы)используется, когда людям нужно поддержать контакт друг с другом,подтвердить дружеские отношения. Фатическое и развлекательноеобщение не имеют предметной или информационной цели,а предполагают в основном лишь коммуникативные цели – установление, -поддержание, возобновление, сохранение, развитие контакта междулюдьми. Деловое общение направлено на согласование и объединениеусилий людей с целью налаживания отношений и достижения общегорезультата. В деловом общении человек ставит задачу убедить партнерапринять конкретные предложения, побудить партнера предпринятьконкретные действия, дать необходимую информацию, побудитьсобеседника учесть в своих действиях его интересы и т. д.
Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни,важнейший вид отношений между людьми. Регулятором этих отношенийявляются этические нормы, в которых выражаются представлениячеловека о добре и зле, справедливости и несправедливости,правильности и неправильности поступков людей. В процессе деловогообщения каждый сознательно или стихийно опирается на этипредставления. В зависимости от того, как человек понимает моральныенормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он ихвообще учитывает в общении, он может облегчить общение, сделать егоболее эффективным, но может и затруднить это общение или дажесделать его невозможным. Чаще всего нарушение моральных нормнаказывается общественным порицанием, которое проявляется вразличных формах: в виде критических замечаний, осуждения, отказа вобщении, в нежелании продолжать дружеские и любые другиеотношения. Нормы морали не зафиксированы в государственныхдокументах, этим они отличаются от правовых норм, нарушение которыхнаказывается по законам государства.
Этика делового общения занимается выявлением норм и правилобщения, принятых в тех или иных ситуациях и условиях делового взаимодействия, атакже прогнозированием и определением линии поведения и изучениемфакторов, влияющих на поведение в деловой сфере.Нравственная сторона делового общения играет большую роль. Впрактике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих,но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не забывать вделовых отношениях золотое правило морали: не делай другому того,чего не хочешь себе. Несмотря на всю проблематичность и трудностьвыбора нравственной позиции, в общении есть ряд таких положений,следуя которым можно в значительной степени облегчить деловоеобщение, повысить его эффективность и избежать неудач в процессеобщения:
Психологические проявления лжи в общение людей
... искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки ... которые нуждаются в ответе. Чаще всего, люди, сталкиваясь с ложью, склонны оценивать ее с позиций нравственности и морали. Актуальность темы реферата обусловлена недостаточной разработанностью ...
• в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;
• нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечномсчете, только от нас самих;
• когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основнойимператив – начни с себя.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает наоснове и по поводу определенного вида деятельности, связанной спроизводством какого-либо продукта или делового эффекта. При этомстороны общения выступают в формальных (официальных) статусах,которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей.Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеетсамодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средствомдля достижения каких-либо других целей. В условиях рыночныхотношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.
Этику делового общения можно определить как совокупностьнравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение иотношения людей в процессе их производственной деятельности. Онапредставляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ееосновные характеристики.
Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы,но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правилораспространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущербприемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает заполучение благ максимальным числом участников рынка и равныевозможности доступа к ним. Основа современной деловой этики – социальныйконтракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения оединых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы(максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимумунедостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество вцелом).
Противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим весьмаостро проявляется в деловом общении, причем на самых разных уровнях:как между организацией и средой, так и внутри самой организации. Всреде управляющих, предпринимателей и вообще деловых людей поотношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.
Сторонники первой, считающие себя прагматиками, полагают, что вделовом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна.Единственная обязанность и управляющего корпорацией, и работающегопо найму у владельца бизнеса – достижение любыми доступнымисредствами максимальной прибыли. С этой позиции этические нормы исам язык этики рассматривается как помеха в деловом общении. В нем(деловом общении) стараются избежать разговоров о морали, этическихидеалах, долге, социальных обязанностей, так как в результатепоявляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы,касающиеся моральной и социальной ответственности.
Методические рекомендации по написанию реферата и темы рефератов ...
... характер. Одной из форм организации работы по овладению студентами курсом «Психология делового общения» является написание реферата. Такая работа способствует всестороннему изучению одной из проблем ... теме, раскрыть основные понятия; - дать практические рекомендации по использованию в практике делового общения тех или иных теоретических положений; - сформулировать и изложить свое личное отношение ...
Крайним случаем неэтичного поведения руководителей предприятия,людей бизнеса является нарушение закона. Представители деловогопрагматизма иногда используют для достижения своих целей далекие отнорм морали средства: взятки, подкупы т. п. Но помимо этого и самицели делового общения могут носить неэтический характер. При этомобщение может рассматриваться неэтичным не потому, что онопротивозаконно, а вследствие несовместимости целей делового общенияморальным принципам (ценностям).
Примером может служитьзаключение сделок, контрактов на постройку экологически вредныхпредприятий. В понятие этики делового общения входит заботаруководителей предприятий о качестве производимой продукции,ответственность за тот вред, который она может нанести.
Вторые, сторонники соблюдения этических норм в деловом общении,рассматривают этику не только как необходимый нравственныйимператив поведения, но и как средство (инструмент), помогающееувеличить прибыль, способствующее укреплению деловых связей иулучшению делового общения. Такой подход можно признать болеецивилизованным и, в целом, более эффективным, так как предприятия –компонент общества – утверждая этические нормы у себя, в то же времяспособствуют их распространению в обществе, в окружающейсоциальной среде. А чем более благополучной становится атмосфера вобществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.
Таким образом, имеются два наиболее распространенных принципапостроения этической аргументации – принцип утилитаризма и принципнравственного императива. Согласно принципу утилитаризмадействиесчитается морально оправданным, если оно приносит или имееттенденцию принести максимальную пользу максимальному числу лиц.Суммарная польза сопоставляется с объемом причиняемого ущерба. Иесли он перевешивает, решение является неэтичным. Если же всеальтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, товыбирается «наименьшее зло». В соответствии с принципомнравственного императиваморальные решения не должны зависеть отконкретного результата (любая взятка есть зло, обман одного клиентатакже аморален, как и многих).
Применять на практике оба эти принципадостаточно сложно. Выявить круг «задетых» решением лиц иорганизаций, просчитать все последствия, а главное, определить, чьимиинтересами поступиться, – трудоемкая, а иногда и невыполнимая задача.Так, успешная забастовка важна для рабочих данного предприятия, нонесет убытки работодателям и клиентам, не отвечает интересампотребителей.
Моральный аспект имеют многие решения, задевающие интересыдругих людей или организаций, но правильный выбор не всегда лежит вобласти этики. Например, для репутации фирмы важно выяснить,уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки,возникающие вследствие сокращения штатов, или, напротив, компанияскорее выиграет, чем проиграет (скажем, в глазах инвесторов), а можетбыть, сокращение штатов безальтернативно и не подлежит моральнойоценке.
Хотя для бизнеса экономическое обоснование принимаемых решенийиграет ведущую роль, это не значит, что этика уступает или препятствуетэкономической либо иной выгоде (например, технологической).
Деловые письма (памятка)
... и содержание информационных взаимосвязей организаций достаточно жестко регламентированы; предметом делового общения является деятельность организаций – управленческая, производственная, экономическая, научная, ... дату ?– с участием ЗАО...»/. В настоящее время при подготовке деловой документации следует придерживаться Государственного стандарта России «Унифицированные системы документации. ...
Привыработке оптимального решения важно, чтобы этические соображенияусиливали действие экономического или других факторов, а те в своюочередь усиливали действие этического. Этика не претендует на роль«судьи», она направлена на принятие обоснованного решения,оправданного со всех точек зрения. Можно, например, подкрепитьтехнологическое решение, ясное только специалистам, моральнымиаргументами, понятными сотрудниками фирмы. Так, решение выделитьассигнования для спонсорской деятельности или на новые очистныефильтры невозможно аргументировать экономическими соображениями,но тут «сработает» этика, учитывающая социальные приоритеты.Продажа спиртного несовершеннолетним увеличивает прибыль, но недопускается с этической, правовой, социальной точек зрения, и ихсовокупность перевешивает экономические доводы.
Согласно, например, одной из действующих на Западе моделейэтически обоснованных решений, принимающие их менеджерыдействуют по определенной схеме. Во-первых, собирают информацию длявсестороннего обоснования решения, и, если оно затрагивает интересыосновных участников бизнеса, менеджеры прогнозируют степеньположительного и отрицательного воздействия. Во-вторых, после исключениянеприемлемых вариантов готовятся два варианта этического обоснования –желательное и минимально приемлемое; выясняется при необходимости,возможно ли преобразовать минимально приемлемое этическое обоснование вжелательное. Желательный уровень этического аспекта решения – это, вчастности, справедливое трудоустройство без дискриминации понепрофессиональным признакам, предложение социальных благ,достоверная информация о продукте. Минимально приемлемый уровень –нечестность в мелочах, небольшие взятки или подарки, несущественныенеточности в информации. Неприемлемый уровень – крупные взятки, обманклиентов, потребителей, дискриминация по непрофессиональным признакам.Гибкое применение деловой этики позволяет максимально использоватьпотенциал этического фактора, не создавая конфликта с остальнымикомпонентами.
Внешним выражением внутренней моральности и культуры человека служит деловой этикет.В современном обществе практически никакие дипломатические, политические, культурные, экономические и прочие отношения не могут быть свободны от норм этикета.
Этикет (eluquette) — французское слово, означающее манеру, способ вести себя в обществе.
Современные исследователи жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета является Италия XIV в., которая не только отличалась от варварской Англии, Германии и даже Франции уважением к силе, богатству и родовитости, но также полагала обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обществе. Более того, весьма желательным считалась также образованность — и это тогда, когда, например, Франция не уважала представителей наук, презирала ученых, считала их занятия бессмысленными. Исторически этикет возник, прежде всего, во дворцах, поэтому и был назван дворцовым или государственным.
Правила этикета в деятельности руководителя
... деловые отношения если вы хотите установить прочные, чтобы авторитет руководителя был достаточно высокий, то знание делового этикета ... требуется не столько руководство, сколько психологическая ... руководителя. Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем ...
Естественным образом нормы поведения государей при встречах, развиваясь, дали жизнь дипломатическому этикету, поскольку дипломаты при переговорах выражали государственную точку зрения.
Одновременно развивался воинский этикет, поддерживающий стройность и строгость правил поведения в армии, без которого порядок просто был бы невозможен.
Появились и другие вилы этикета — светский, иногда сейчас называемый общегражданским.
Самый «молодой» из них — деловой этикет.
Требования этикета, в том числе и делового, не носят абсолютного характера, они меняются с течением времени, под влиянием факторов, о которых упоминалось ранее.Современный деловой этикет базируется на следующих принципах:
- Здравый смысл: нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.
- Свобода: имеется в виду то, что правила и нормы делового этикета, хотя и существуют и весьма ревностно исполняются, тем не менее не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям. Однако такой принцип делового этикета, как свобода, ограниченная:
- здравым смыслом;
- климатическими условиями;
- традициями;
- национальными особенностями;
- политическим режимом и др.
- Этичность: весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т.е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро. Но как трактовать эту главную категорию морали, другими словами, что считать добром и что считать злом, в сфере бизнеса — вопрос сложный и неоднозначный. Все содержание данной области знаний имеет своей главной целью «окружить» бизнес множеством «этических фильтров», оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений.
- Удобство: нормы делового этикета — не путы, не оковы, не кандалы на руках и ногах партнеров по бизнесу, они не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики.Удобным для делового человека должно быть все — от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.
- Целесообразность: суть этого принципа в том, что каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям. Виды деловых отношений — презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. — имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.
- Экономичность: этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого; высокая «стоимость» моральности в делах сама по себе не этична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника.Разумная стоимость — вот то соображение, которым следует руководствоваться протокольному отделу организации.
- Консерватизм: этот принцип является само собой разумеющимся, так как корни делового этикета — в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в этикете воинском, (столь же почтенного возраста), в светском (общегражданском) этикете, который хотя и не столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими.Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности к тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, надежного; а надежный партнер в делах — предел желаний для каждого делового человека.Можно понять многих российских бизнесменов, поспешивших, как только Россия вошла в мировую систему рыночных отношений, принять внешний облик дореволюционных финансистов, банкиров, купцов — борода, усы, неспешные движения, старинные речевые обороты и т.п.Надежность, фундаментальность, стабильность — весьма привлекательные в деловом мире черты (и не только в деловом!), и они имеют содержательную связь с консерватизмом.
- Непринужденность нормы делового этикета должны быть таковы, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое, отторгаемое психологически; они естественны, исполняемы с легкостью и без напряжения. (Внимание! Не путать непринужденность с бесцеремонностью, расхлябанностью, невниманием к окружающим, невоспитанностью!)
- Универсализм: это значит, что следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.
- Эффективность; суть этого принципа в том, что стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т.д.
Этика деятельности руководителя
Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических ...
... используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями»; · данное Руководство также призвано помочь в организации деятельности ПМПК. ... деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в системе образования Российской Федерации» и проекта положения о ПМПК, предоставленного руководителям ...
Итак, этические нормы выступают в роли регулятора отношений в коллективе, который или будет способствовать успешной деятельности организации по достижению её целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации.
Система регулирования поведения работников в трудовом коллективе достаточно сложна. Работодатель должен учитывать всю систему регуляторов, действующих в организации. Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и т.д. В связи с этим важно определиться с рядом понятий: управление, руководство и лидерство.
Мотивация профессиональной деятельности
... 2. Стремление к продвижению по работе 3. Стремление избежать критики со стороны руководителей или коллег 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 5. Потребность в ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней ...
Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Руководство – это часть управленческой деятельности по координации усилий коллектива, направленных на совместное достижение поставленных целей, оперативному оцениванию психологического состояния коллектива, налаживание взаимодействия членов коллектива, положительного рабочего настроения, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействие на подчиненных.
А различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных.
Лидерство – согласно общепринятому определению, является процессом, при котором один член группы (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели.
Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется.
Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т.д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений. Впрочем, о лидерстве и связанных с ним проблемах подробно говорилось в предыдущей главе, здесь же мы будем говорить о социально-психологических проблемах руководства. В длинном их перечне одно из ведущих мест занимает проблема формирования оптимального стиля руководства.
Под стилем руководства мы будем понимать совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов.Это понятие призвано отразить не вообще поведение руководителя, а только устойчивые, постоянные его характеристики, сохраняющиеся в различных ситуациях.
Стиль руководства чаще всего зависит от стабильности или изменчивости окружающей среды: при изменении ситуации авторитарный руководитель может не справиться единолично с выбором оптимальной стратегии и ему придется привлекать к выработке решения все творческие силы коллектива; чем сложнее решаемые задачи, тем более обоснованными будут коллегиальные методы управления.
В процессе профессиональной деятельности каждый руководитель осуществляет управление трудовым коллективом определенными методами, при этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективная предрасположенность руководителя к «любимым» навыкам делового общения. Все это вместе и образует в каждом случае своеобразный характер делового общения с подчиненными, который и называют стилем руководства.
Психологические особенности влияния руководителя на подчиненных
... Деятельность руководителя, как элемент системы управления нельзя рассматривать в отрыве от деятельности исполнителей, так как, во-первых, предметом деятельности руководителя является труд исполнителей (подчиненных); во-вторых, деятельность руководителя ... руководства; 3. Определить основные составляющие субъективной стороны руководства; 4. Изучить и проанализировать влияние стиля руководства ...
Социальная психология и менеджмент исследуют различные сферы управленческой деятельности, в том числе интенсивно ведется работа по изучению феномена стилей руководства. Накоплен огромный эмпирический материал, построено множество теоретических моделей, различающих по самым разным основаниям варианты стилей руководства.
Стиль руководства проявляется в позициях руководителя и подчиненных, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения.
Существует множество подходов к классификации стилей руководства (управления).Так, например, Ф. Бизани предлагает различать следующие стили управления:
• ориентированный на задачу, которую необходимо выполнить;
• личностно-ориентированный, при котором в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями;
• авторитарный, при котором производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников;
• корпоративный – данный стиль предполагает организацию производственной деятельности во взаимодействии руководителя и подчиненного, творческое содержание труда и примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника;
• управление методом делегирования полномочий — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения, при этом делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия.
Самой популярной остается типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы XX столетия эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890 — 1947), что объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства:
• авторитарный;
• демократический;
• нейтральный (или анархический).
Позднее, политизированные американцы заменили термин «нейтральный» на «либеральный». Кроме того, нередко те же самые стили стали обозначаться как «директивный», «коллегиальный» и «попустительский».
Авторитарному стилю присущи единоличный способ принятия управленческих решений, жесткий и строгий контроль руководителя за выполнением заданий, ожидание беспрекословного повиновения со стороны подчиненных, предпочтение репрессивным методам воздействия на исполнителей, минимальное информирование сотрудников об общем состоянии дел в организации.
ЛЕКЦИЯ 02 — Стр 2
Демократический стиль характеризуется признанием необходимости коллегиальных способов принятия решений. Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе осуществили». Этот стиль располагает подчиненных к руководителю, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
Либеральный стиль руководства (попустительский, нейтральный непоследовательный означает предоставление возможности делам идти своим чередом. Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет». Данный стиль общения характеризуется стремлением руководителя минимально включаться в деятельность, уклонением руководителя от принятия стратегически важных решений, сопровождается при этом отсутствием четкости в распределении заданий и т.д., что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты.
Различия трех классических стилей руководства достаточно очевидны. Однако об оптимальности того или иного стиля руководства вопросы поднимаются неоднократно. Какой из данных стилей наиболее эффективный при руководстве производственного коллектива достаточно риторический.
Бесспорные достоинства демократического стиля руководства сказываются на положительной динамики производственного коллектива, но это совсем не означают, что, допустим, авторитарный стиль руководства необходимо исключить как неблагоприятный. (Попустительский стиль, надо признать, встречается на практике гораздо реже, чем два других, именуемых основными — авторитарный и демократический.)
Эмпирические исследования данной проблемы не выявили однозначной связи между эффективностью работы группы и тем или иным стилем руководства: и демократический, и авторитарный стили дают примерно равные показатели продуктивности. Однако зависимость конкретной ситуации и стиля руководства был подчеркнуть неоднократно: нет управленческих решений, годных на все случаи жизни; все зависит от конкретной ситуации, определяемой в свою очередь множеством самых разнообразных факторов. В их числе: условия деятельности группы, характер решаемых задач, квалификация исполнителей, продолжительность совместной работы и т.д.
Так называемый ситуационный подход, изучающий феномен стиля общения, констатирует, что набор такого рода факторов и создает неповторимую ситуацию деятельности группы, которая как бы задает, востребует определенные черты стиля руководства.
Стили руководства, которые были представлены в предыдущем параграфе отражают стратегию налаживания взаимоотношений с починенными, общую линию поведения руководителя, в рамках которой повседневная деятельность руководящего лица разбивается на множество относительно небольших актов общения, управленческих воздействий, взаимодействий с внешними и вышестоящими инстанциями и т.п. Структурные составляющие деятельности руководителя, самый маленький аспект его деятельности способен порождать психологические проблемы.
Чтобы строить свое взаимодействие в ходе деловой коммуникации мы предлагаем проанализировать работу управленца в функциональном разрезе, разумеется, с точки зрения взаимоотношений с подчиненными. Ведь именно конкретные дела, поручения, применяемые санкции и наполняют реальным содержанием понятие «стиль руководства».