Этикет руководителя как средство повышения эффективности руководства 2

                         Министерствообразования Российской Федерации

Государственноеобразовательное учреждение

Высшегопрофессионального образования

«Оренбургскийгосударственный педагогический университет»

Институт Естествознания и Экономики

Кафедра менеджмента

Отделение заочного обучения

Выпускная квалификационная(дипломная)

Работа

Этикет руководителя как средство повышения

эффективности руководства

Студентки 5 курса

Чинарёвой Елены Ивановны

 Специальность «учитель экономики»

 Научный руководитель

Старший преподаватель Липаткина НадеждаВасильевна

Допущен к защите

Зав. кафедрой

«__»  мая  200… г.

    

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………… с.  3                                                                                                      

Глава I.Историко-теоретические аспекты делового этикета в менеджменте

1.1. Роль этики в развитииделового этикета…………………………………… с.  7

1.2.Эволюция деловой этикии этикета в мировой управленческой

практике…………………………………………………………………………… с.16

1.3.Принципы этикета вбизнесе………………………………………………… с. 20

Глава II.Технологии общения делового человека.

2.1 Коммуникации в работеменеджера: деятельность и общение…………… с. 61

2.2. Основы вербальногоэтикета…………………………………………………с. 67

2.3 Правила деловойпереписки………………………………………………… с.  82

Заключение…………………………………………………………………….…с.88

Список использованнойлитературы………………………………………….с.  92

Приложения…………………………………………………………………….с.  96

Введение.

   В теории менеджмента важная роль отводитсяпредставительским функциям менеджера, которые непосредственно связаны с егоимиджем. Специфика деятельности менеджера заключается в постоянном общении слюдьми. Это может быть общение с деловыми партнерами, подчиненными, вышестоящимруководством, клиентами. Поэтому одна из важнейших задач менеджера – научитьсяоставлять о себе хорошее впечатление, формировать собственный имидж. Имиджемменеджера называют комплекс его внешних и внутренних качеств, ставшийдостоянием общественности. Составными частями имиджа руководителя являются нетолько привлекательный внешний вид, но и умение вести себя в обществе, знаниеэтикета делового общения, умение представить себя и свою работу путеморганизации презентаций, связей с прессой, высокий уровень коммуникативныхспособностей.  

5 стр., 2270 слов

Этикет деловых переговоров

... 11 Список литературы………………………………………………………. 12 Введение Этикет деловой беседыотносится, по своей сущности к этике ... культуры служебного общения, включающая ряд общих моментов- правилслужебного этикета. Несоблюдение этих ... деловой беседы, переговоров. Сущность конфликтов,причины их  возникновения в деловыхсферах и пути улаживания конфликтов относятся к науке управления — менеджменту. Менеджеры ...

Знаниеделового этикета способствует овладению мастерством взаимоотношений, исходящихиз принципов и норм деловой этики. Без соблюдения этих норм невозможны деловые,политические, культурные отношения, ибо человек, живя в обществе, не может бытьсвободен от моральных норм, принципов и правил этого общества.

Бизнесменывсего мира знают: хорошие манеры прибыльны. Так, еще в 1936 г. Дейл Карнегиписал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15зависят от его профессиональных качеств и процентов на 85 – от умения общатьсяс людьми» [31,332]. Фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют оченьмногое. По данным периодической печати почти 70% выгодных для отечественныхпредпринимателей экономических сделок не состоялось из-за того, что российскиебизнесмены не соблюдают правила делового общения, не владеют культуройповедения [31;332]. Установлено, там, где присутствует деловой этикет — вышепроизводительность, лучше результаты работы. Практически, во всем мире он сталнормой деятельности, поскольку создает приятный психологический климат,способствующий деловым контактам, помогает избегать промахов или сгладить ихдоступными, общепринятыми способами.  Культураслужебного, делового общения, предполагающая в первую очередь глубокое уважениечеловеческой личности, – необходимое условие любой профессиональнойдеятельности человека. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, недолжна быть самодовлеющей. Предприниматель, владеющий культурой поведения,будет в равной степени уважительно относиться и к министру, и к рядовомутехническому работнику министерства, президенту компании и уборщице офиса. Этоискреннее уважение должно стать составной частью натуры бизнесмена. По мнениюисследователей, российские деловые люди до сих пор не придают серьезногозначения этим аспектам своей деятельности /Кнорринг/.

Междутем, соблюдение делового этикета, умение культурно вести себя особенно важнопри работе с представителями иностранных фирм, при выезде для заключения сделокза границу. Часто «новые русские» и их сопровождение становятся предметоммолчаливой и неприятной критики со стороны партнеров по переговорам. Уважающиесебя и честь своей фирмы зарубежные предприниматели нередко после первой же встречипрекращают все переговоры. Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, необходимознать правила хорошего тона, так как они наряду с другими факторами являютсяосновой руководства.

Такимобразом, состояние практики управления представлено противоречием:

·       

между необходимостью соблюдения этических норм вбизнесе, общепринятых правил делового поведения как основы руководства  и несоблюдением моральных норм, отсутствиемзнаний этикета и умений применять правила делового общения руководителями вконкретных управленческих ситуациях.

6 стр., 2818 слов

Этикет общения с инвалидами

... пространства человека, который ее использует. 7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не ... многие воспринимают определенный тембр. Слабый слух - это большая проблема для общения, но найти способы эффективного общения можно. Начиная разговор, привлеките внимание своего собеседника. Если его слух ...

Данноепротиворечие позволило определить проблемуисследования: установить взаимосвязь и взаимозависимость деловой этики иэтикета с эффективным управлением.

Исходяиз актуальности поставленной проблемы, мы определили объект нашего исследования: управленческая деятельность руководителя.

Предмет– деловой этикет в управленческойдеятельности руководителя.

Цель работы– выявить степень влияния деловогоэтикета в деятельности руководителя на эффективность его руководстваорганизацией.

Исходяиз цели мы определили задачиисследования:

1.                          

Изучить теорию вопроса и уточнить содержание понятий«эффективное управление», «этика бизнеса», «деловой этикет».

2.                          

Рассмотреть взаимосвязь этики и этикета в деятельностируководителя, их влияния на эффективное управление.

3.                          

 Раскрытьтехнологию общения делового человека.

Вкачестве гипотезы мы выдвинулипредположение о том, что эффективное управление напрямую зависит от знанияруководителем делового этикета и умения применять правила этикета на практике.

Вработе использованы основные методыисследования: теоретический анализ философских трудов,  работ по менеджменту, психологии  и социологии управления; анкетирование,тестирование, наблюдение.

        В работе  использованы труды как отечественных, так изарубежных авторов, которые рассматривают этикет в различных аспектах: правилавербального этикета, общения по телефону, деловой переписки, проведение деловыхвстреч, прием гостей, общение с подчиненными. Приоритетной для нашегоисследования является работа В.Н. Лавриненко, который рассматривает различныеаспекты теории и практики делового общения.В его труде в доступной длявосприятия форме освещены вопросы, касающиеся психологии и этики веденияделовых переговоров, влияние руководителя на подчиненных, на деловых партнеров,которые использованы в данной работе; внесены новые разработки некоторыхпроблем теории и практики делового общения.  В работе Э.Я.Соловьева  рассматриваются основные нормыи правила современного этикета. Э.Я. Уткин в своем исследовании дал практико-ориентированныйанализ деятельности современных отечественных руководителей с позиций этикибизнеса и норм делового общения, напрямую связывая их с эффективностьюорганизаций. В. И. Кнорринг впервые в отечественном и зарубежном менеджментерассматривает процессы управления не только с позиции  теории социального управления, но и какискусство воздействия руководителя на социум: общество в целом,производственный коллектив, семью, личность; характеризует современные принципыи методы управления, особое внимание уделяя при этом, принципам организациивнутрифирменного взаимодействия; дает свое понимание формирующейся русскоймодели управления, отвечающей специфике экономического развития нашей страны.

11 стр., 5392 слов

Тема 1. Становление этики деловых отношений как научно-прикладной ...

... делового этикета в современном деловом мире; - уметь применить полученные знания для анализа и решения этических проблем деловой жизни в российских условиях.   СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Становление этики деловых ... делового общения", "Социология и психология управления", ... деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями ...

Проблемуделового этикета современного руководителя рассматривали в своих трудах такиеисследователи в области социального управления, как В.М. Шепель, Р. Л.Кричевский, Ф. А. Кузин.

   Следует отметить, что данное исследованиеносит прикладной характер и может быть использовано студентами, изучающими менеджмент, как пособие дляподготовки к практическим и семинарским занятиям, а такжеруководителями-практиками в целях самообразования.

  

              Глава I. Историко-теоретические аспекты развития этикетав         

              менеджменте.

        В главепредполагается рассмотреть историко-теоретические аспекты развития этикета вмировой практике управления, такие понятии, как «этика», «этикет», «эффективное управление», критерииэффективного управления, показать роль этики в развитии этикета, ихвзаимообусловленность и влияние на эффективность руководства. 

         1.1 Роль этики в развитииделового этикета.

         Предприниматель имеет дело не только сресурсами, машинами и продуктами,

не только с различными документами,  производственными, снабженческими и сбытовымипроцессами, он постоянно имеет дело с людьми — руководит  подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами,  общается с трудовым коллективом. И оттого,  насколько  хорошо он это делает, зависит его репутация иавторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.

   Термин «управление» — это понятие,включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которыевходят  процессы планирования, оценки,реализации проекта и контроля.[35;84]

   Управлениеорганизацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которуюнельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами.Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленностивариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

  Эффективность управления во многом зависит от людей и критериевмотиви-рования их труда. Практика менеджмента выработала ряд критериевпозволяю-щих активизировать деятельность работников в процессе управления.

    Критерии активизации деятельностиработников:

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

9.    

5 стр., 2028 слов

организационно-педагогические особенности управления повышением ...

... и основных положений гипотезы потребовала решения следующих задач: 1. Раскрыть факторы, влияющие на профессиональное мастерство педагогов ДОУ. 2. Обосновать условия управления процессом повышения профессионального мастерства педагогических кадров в ...

10.           

 Сотрудникам ненравится, чтобы решения об изменениях в работе и на рабочих местах, даже еслиэти решения позитивны, принимались без их ведома, без учёта их знаний и опыта.

11.           

 Каждомутребуется информация о качестве собственного труда.

12.           

 Для всех насконтроль со стороны неприятен.

13.           

 Большинстволюдей стремится в процессе работы приобрести новые знания.

14.           

 Сотрудники резкореагируют, если их старания и полученные ими лучшие результаты приводят толькок тому, что их ещё больше нагружают.

15.           

 Позволяет лиработа быть самому себе шефом?

Каждый, кто в своей управленческой деятельностисталкивается с трудностями, которые по его мнению, заключаются в том, что самаработа малопривлекательна, должен по этим 15 пунктам проверить, можно лисоздать необходимое условие.

В системеэффективного менеджмента важнейшее место принадлежит учётной политике,установленной на основе бухгалтерского учёта. Учётная политика представляетнабор принципов и правил, их совокупность. Только системный анализ всехфакторов может способствовать обоснованной разра-ботке учётной политике,которая должна обеспечивать полноту отображения в бухгалтерском учёте всехвопросов деятельности организации.

Существуетсистема, которая предлагает следующие концепции для обеспечения эффективногоуправления:

1.    

—        

—        

—        

2.    

—        

—        

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

9.    

10.           

 Обеспечитькачество товаров и услуг, превосходящее все ожидания клиента.

 Контроль итогов, наиболее важных моментовработы.

Менеджер, его личные качествасильно влияют на процесс управления, на его эффективность, которая обеспечиваетсяпрежде всего соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации,материалов, людей организа-ции, самым главным из которых является человек.

        Однако, никогда теории управления не славились тем, что побуждаетк действию. Когда вы покидаете башню из слоновой кости и спускаетесь в реальныймир,  там работа руководителя  сводится  к тому,  что вы заставляете другихделать что-то и так,  как хотите этоговы. Что действительно имеет значение, считают эти критики, так это — эффективное использование статуса лидера, влияния и власти. Укрепилось и сталовесьма распространенным мнение, что власть и руководящая должность являютсянаиболее действенными инструментами эффективного управления.  Однако, если кто-нибудь думает, что одногоэтого достаточно, тот, по меньшей мере, близорук. Для того, чтобы сложнаяорганизация эффективно выполнила свои задачи, необходимо обеспечить выполнениевсех функций управления.  Однако, поаналогии с процессами общения и принятия решений, руководство, лидерство являетсятем видом деятельности,  которыйпронизывает всю систему управления. Невозможно эффективно  выполнять функции планирования, организации,  мотивации иконтроля,  если нет эффективногоруководства.  Несмотря на то, что руководство- существенный компонент эффективного управления,  эффективные лидеры не всегда являются  одновременно и  эффективными управляющими.  Об эффективности лидера можно судить по тому,в какой степени он или она влияют на других.

9 стр., 4391 слов

Психология и этика делового человека

... может быть продолжен с учетом специфики деятельности той или иной организации. Существует принципы профессиональной этики. Общим для всех профессий является требование максимально высокого качества работы ... имеющих богатый опыт делового общения существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная ...

        Для успешногоуправления важно и то, в какой форме принимаются управленческие решения: вжесткой авторитарной форме или смягченной, первой или второй консультативнойформе, использование полного делегирования полномочий или групповой формыпринятия управленческого решения.

        На эффективное управление оказываетдействие оперативная информация, коммуникации, т. е. способность  обмениваться информацией. Менеджер долженпонимать важность коммуникации, постоянно ее совершенствовать, т. к.коммуникация – один из важнейших инструментов управления в руках менеджера.Обмен информацией между людьми, установление коммуникационных связей – сложныйи ответственный процесс. Это не только путь сообщения или форма связи, но иобщение – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их трудовой и социальнойдеятельности. Коммуникация определяется как процесс передачи и приемаинформационного, эмоционального или интеллектуального содержания. Оптимизацияформ социальных коммуникаций направлена на достижение взаимопониманиямежду людьми, выявление общих интересов, более полный обмен информацией.Человеческое общение определяет нравственный климат коллектива, егопсихологическую устойчивость, динамику его сплочения или разобщения,взаимодействие между «Я» и «Ты».

        Важнейшей этической стороной профессиональногоповедения руководителя является знание и соблюдение этикета, как необходимоепрофессиональное качество, которое нужно развивать и совершенствовать, т. к.знание этикета и его соблюдение также оказывают влияние на эффективностьруководства.

Этикаи этикет – понятия близкие, взаимозависимые и взаимодополняющие. Рассмотримкаждое из этих понятий.

 Понятие «этика»шире понятия «этикет». Являясь философской наукой, объектом изучения этикиявляется мораль, учение о нравственности.[26;113] Мировоззренческая сторонаэтики состоит в том, что цели практической деятельности человека формулируютсяв ней в форме идей о должном и нравственном в виде идеалов, моральных принципови норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.

11 стр., 5047 слов

Реферат Дисциплина: Профессиональная этика и этикет

С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот ... облику делового человека. Это - этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции. Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется ...

   Этика, помимо тех массовых действий, которыестановятся обычаем, охватывает индивидуально исключительные поступки и ихмотивы, которые по своему существу выходят за рамки данной социальной системы,обретают историческое или нравственное значение для последующих эпох какпроявление подвижничества и героизма, как высшие достижения и образцычеловеческой нравственности. Подобные поступки регулируются уже необщепринятыми нормами, но идеалами, понятиями добра, справедливости, совести, идают пример образа жизни, отличного от распространенного в данном обществе,являясь предвестниками новой, все более человечной реальности.

   Важнейшими категориями универсальной этикиявляются справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь,гуманизм.

   Универсальная этика относится к нормамповедения, которые являются обязательными для всех людей, независимо от ихсоциальной принадлежности, национальности, профессии и т.д.  Вместе с тем, профессиональная деятельностьприводит к различного рода специфическим этическим проблемам, которые разрешитьв рамках универсальной этики затруднительно или не представляется возможным.Таким образом, по мере углубления общественного разделения труда возникаетпотребность в развитии профессиональной этики, которая отражает профессиональнуюмораль как конкретизацию общих нравственных принципов, норм применительно кособенностям видов профессиональной деятельности.

   В качестве источника, родоначальника всехэтических принципов приверженцы различных научных направлений, религий и эзотерическихучений выделяют безусловную любовь. В современном социальном управлении данныйэтический императив связан с гуманистическим, человекоцентристским подходом, воснове которого лежит этика ненасилия, любви к человеку, взгляд на человека какна цель, а не на средство ее достижения.

   Под профессиональнойэтикой понимается обычно некий нравственный кодекс людей определеннойпрофессии. Это совокупность правилповедения, соблюдение которых обеспечивает нравственный характервзаимоотношений, связанных с профессиональной деятельностью.[26;114] Выделяют различные деловыеморальные кодексы, правила профессиональной этики и добросовестнойдеятельности, административную этику, этику руководства организацией, этикууправленческого консультирования и т. п.

   Специфичные объекты труда, орудия труда,используемые приемы работы и решаемые задачи обусловливают возникновениеповторяющихся ситуаций, уникальных для данной профессии, возможно, трудностей ив ряде случаев рисков, угроз и опасностей. Подобного рода ситуации, риски иугрозы требуют от человека определенного, оптимального с точки зрениявозможности гармонизации ситуаций, нейтрализации рисков и угроз, избеганияопасностей поведения человека, его действий и даже психологических реакций. Вуказанных повторяющихся ситуациях периодически возникают некие моральныеискушения, конфликты интересов, этические дилеммы. Практика вырабатываетадекватные способы и методы разрешения возникающих конфликтов и гармонизациивозникающих сложных ситуаций. Постепенно складываются специфичные связи иотношения людей, свойственные конкретной профессиональной группе.

15 стр., 7423 слов

Роль эмоций в психической организации человека

... играют существенную роль в психической организации человека. Конечно же, в первую очередь, под психической организацией человека понимаются его потребности, мотивы, деятельность, поведение и образ жизни, от ... реакцией. На основании этого пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую организацию человека. Такое представление позволяет понять биологическую ценность врождённых эмоций. В ...

   Профессиональная этика относится кподразумевающему или конкретному обусловленному набору норм или кодексуповедения, которыми руководствуются принимающие решения в своихпрофессиональных ролях. Такого рода нормы оказывают благотворное влияние наразрешение этически спорных вопросов, которые возникают в ходе профессиональнойдеятельности.

   Содержание профессиональной этикиопределяется, прежде всего, особенностями сферы деятельности специалиста,корпоративными интересами, сложившейся профессиональной и организационнойкультурой.

   Выполнение требований профессиональнойэтики, с одной стороны, дает некоторые гарантии эффективности профессиональнойдеятельности, а с другой — защищает клиента, социальные группы и общество вцелом от недобросовестных профессиональных действий. Неуклонное следованиеуказанным требованиям означает для специалиста высокую профессиональнуюрепутацию.

   Профессиональная этика имеет особое значениедля профессий, к которым предъявляются наиболее высокие нравственныетребования, объектом которых является человек, особенно это касаетсяруководителя, менеджера любого уровня.

   Важнейшее значение для формированияпрофессиональной этики менеджера имеет корпоративная этика как системаценностей, регулирующая отношения в руководимой им организации. Корпоративнаяэтика обусловлена особенностями деятельности и целями организации, а такжеисторически сложившимися стереотипами поведения работников организации. Онаявляется частью культуры организации, которая охватывает не только этические,но и иные ценности, а также различного рода убеждения, принципы, правилаповедения работника в организации, принятые нормы обеспечения безопасности,взаимопомощь работников в критических ситуациях,  история организации, легенды и т. д.

   Особую роль для выработки и усвоениякорпоративной культуры и корпоративной этики имеет формирование корпоративногосознания как своего рода цементирующего элемента. Люди, придерживающиесяодинаковых или весьма близких убеждений, ставят перед собой схожие цели,руководствуются одинаковыми правилами поведения. Это, в свою очередь, создаетусловия для ускоренного согласования позиций, для принятия решений, в томчисле, в экстремальных, внештатных ситуациях, для появления синергетическогоэффекта во всех сферах деятельности организации.

   Таким образом, ключевое значение длядеятельности менеджера имеет профессиональная этика, в основе лежиткорпоративная этика как система ценностей, регулирующая отношения в руководимойим организации. Этика руководителя проявляется в каждом его управленческомрешении, проецируется на деятельность подчиненных, трудового коллектива иопределяющим образом сказывается на развитии организации, на судьбах ее работников.

   В системе важных этических законовуправления, регламентирующих процедуру общения людей друг с другом, прочноеместо занимает этикет, т. е. правилаповедения в обществе. Основную функциюили смысл этикета делового человека можно определить как формирование такихправил поведения в обществе, которые способствуют взаимному пониманию людей впроцессе общения.[41;146] Главная особенность этикета – его разумность,основы – нравственные нормы,  цель – неусложнить, а облегчить поведение человека в обществе. Он определяет основныеформы общения – как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя вобществе.

12 стр., 5830 слов

Этика и психология общения

... Комплимент, тем более, если партнер - женщина необходимая часть речевого этикета. Во время делового общения всегда есть реальная возможность для комплиментов.Они воодушевляют Задание 3. Руководитель ... замечание подчеркните нечто положительное в переданной Вам информации, похвалите партнера по общению. Старайтесь чаще подчеркивать и признавать правоту собеседника. · Высказывая замечания, избегайте ...

   Считается, что этикет лишь формализуетотношения между людьми и не ставит перед человеком проблемы выбора между доброми злом, между справедливостью и несправедливостью. Однако, чтобы в совершенствеовладеть этикетом, необходимо в первую очередь непрестанно совершенствоватьсамого себя, чтобы иметь благородные манеры, нужно быть самому благородным ипорядочным человеком, хотя, увы, известны и досадные исключения. Воспитание,честь, достоинство – главные и непременные основы этикета.

   Современныеобразованные и культурные люди начинают все большее внимание уделять своимманерам, внешности, но чаще всего из этикета берутся лишь внешние его атрибуты:мужчины спешат целовать дамам ручки, вытягиваются «во фрунт» при знакомстве,мучительно стараются держать вилку в левой руке, носить непривычную «бабочку» иплаточек в нагрудном кармане пиджака. Несомненно, важны и внешние проявленияхорошего воспитания, этому нужно учиться самим и учить своих детей, но главное– непринужденность, естественность поведения и доброжелательное, уважительное,предупредительное отношение ко всем окружающим, т.е. моральные нормы ипринципы. Рассматривать нормы этикета в отрыве от этических и моральныхпринципов невозможно. Можно точно выполнять все предписания правил поведения,но культурным человеком не быть. Этикет, не основанный на высоких моральныхпринципах, не достигает главного – уважительного отношения к людям.

   Такимобразом, этика и этикет – понятия очень близкие, взаимозависимые, взаимно другдруга дополняющие, а на формирование последнего влияет уровень развития этики иморали. Очевидно также влияние этики и этикета на эффективное руководство. Вышебыло сказано, что этика проявляется  вкаждом управленческом решении, проецируется на деятельность подчиненных,трудового коллектива.  Следует заметить,что и принятие управленческого решения, и люди в организации являются одними изкритериев эффективного руководства. Естественно, что каждый руководитель,  должен соответствовать таким категориям этики, как справедливость, долг,совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм, т. к. эффективностьуправления во многом зависит именно от людей, составляющих основу организации.

1.2. Эволюция деловой этики иэтикета в мировой управленческой практике.

   Этика – одна из древнейших философскихтеорий, объектом изучения которой является мораль, нравственные проблемы,возникающие перед обществом. [15;376]. Основоположником этики считаетсядревнегреческий философ Аристотель, который в 4 веке до нашей эры создалфундаментальные трактаты о нравственности, о понятиях добра и зла, о достойныхили аморальных поступках людей. ( «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика»).

  Охарактеризуем философские концепции этики. Уже много веков пытливые умыразличных философских школ ведут спор об источнике и основе моральных идей.Рассматривались идеи появления принципов морали из неисторических начал – отБога или законов космоса (теологическая этика, натурализм) или как следствиесаморазвивающейся абсолютной идеи (Кант, Гегель).

Этика, проблемы достижениясчастья глубоко рассматривались основоположником античного скептицизма Пиррономи его учениками. И в современной философии этический релятивизм исходит изутверждения, что нравственность имеет только условный, относительный характер;эти же взгляды характерны для экзистенциализма и прагматизма.

   Принципы нравственности историческиизменчивы, и каждый народ имел право считать именно свою мораль наилучшей.Изменяясь в месте с изменением общества, мораль испытывала воздействие религии,науки, знала собственные взлеты и падения, зигзаги и отклонения. Есть,например, попытки рассмотреть формирование нравственных норм за последние 200лет под воздействием религии ведущей мировой державы. Так, столетие, с 1775 г.по 1875 г., — в век Великобритании, «владычицы морей», — господствовалаангликанская (почти традиционно – христианская) этика, столетие с 1875 г. по1975 г. – век США с доминированием протестантской этики в понимании Б.Франклина и других Отцов Государства, а с 1975 г. наступил век Азиатско –тихоокеанского региона, и следует якобы ожидать формирования взглядовконфуцианской этики. [15;375].  

Исследователиотмечают, что под влиянием многих общественных факторов развитие нравственностиидет по восходящей линии, раскрывая перед человечеством пути его гармоническогоразвития, хотя периодически и наблюдаются отклонения от высокогуманных идеалов,эти зигзаги нравственности характерны для современности. [15;375].

   Правила общения людей вырабатывалисьчеловечеством на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правилаименуются этикетом. При характеристике основных черт этикета подчеркивается егоуниверсальность, возможность применять правила вежливости не только в деловомобщении, но и дома, на улице и т. д. Ранее этикет был в ходу при двореправителей и в международных контактах. Юридические документы, фиксирующиеправила поведения в международном общении, составляют дипломатический этикет,который регламентирует формы официальных контактов представителями различныхгосударств.

   На основании археологических раскопок,проведенных в конце прошлого века, было установлено, к примеру, что первыйписьменный договор в истории человечества был заключен между египетскимфараоном Рамзесом IIи королемхеттов Хаттушилем IIIв 1278 г.до нашей эры. Для подтверждения верности документу выгравированному насеребряной плитке, на одной ее стороне король хеттов изобразил себя сидящим рядомс богом ветров, а на другой – королеву рядом с богиней солнца. Рамзес IIтакже имел серебряную плитку с аналогичнымиизображениями. Обычай подготовки двух одинаковых текстов договора и обмена имивошел с той поры в повседневную практику не только международного, но иделового общения.

   Древние египтяне и другие народы Востокавели устные и письменные переговоры, принимали послов, обменивались пленными.Эти международные действия осуществлялись в соответствии с установленнымиобычаями и освящались «божественными силами». Для официального общения сдругими государствами стали назначаться специальные лица – послы. В древнемегипетском документе – «Наставления Дуау, сына Ахтои, своему сыну Пиопи» — среди прочего есть такое упоминание: «Посланец, отправляясь в чужую страну,делает завещание в пользу детей из боязни львов и азиатов… Когда он уходит,кирпич у него за поясом» (кирпич – глиняная клинописная табличка с полномочиямипосланца) [31;148].

   «Посольский церемониал» обставлялся с особойторжественностью. В Древней Греции покровителем послов считался бог Гермес. Онже покровительствовал путникам и купцам. Послы носили при себе специальные«жезлы Гермеса». На верхушку жезла, обвитого лавром, прикреплялись крылья птицыи два переплетенных узора. Узлы символизировали расторопность и хитрость акрылья – маневренность и подвижность. Послам давались инструкции, написанные надвух карточках или табличках, сложенных пополам, — «дипломах».

   В древнем Риме церемония отправления пословбыла особо торжественной. Обычно они высылались группой в три и более человек –целое посольство. Каждый член такого коллегиального посольства получал золотойперстень, который давал право на беспошлинный провоз багажа через границу. Вовремя путешествия по морю послов сопровождал почетный эскорт кораблей. Дляприема посланников других государств в Риме назначался «магистр церемониала». Вчесть гостей устраивались народные празднества, увеселения. Сенат принимал ихна торжественном заседании и назначал для переговоров с ними специальнуюкомиссию. При отъезде производился обмен подарками.

   Во многом схожей была и практикаВизантийской империи. Торжественность и пышность византийского приемаиностранных посольств имела целью воздействовать на гостей, подчеркнутьмогущество империи. Этикет использовался не для выражения дружбы, а длядемонстрации силы и превосходства. Посланник короля Италии Беренгария (Х век)Лиутпранд так описывает церемонию приема в Византии. Перед троном царя стоялазолотое дерево, на котором щебетали и порхали золотые птицы. По сторонам тронастояли золотые львы, которые били хвостами и рычали. Трон с сидящим на немцарем вдруг поднялся до потолка, а на царе уже была другая одежда.

<span