Лабораторная работа — Гендерная автобиография

Міністерство Внутрішніх Справ України

Харківський національний університет внутрішніх справ

Навчально-науковий інститут права, психології та соціології

Кафедра психології та соціології

Практична робота

З предмету : Гендерна психологія

на тему: Гендерна автобіографія

                                                                    Виконав:

                                                                    студент 5-го курсу 2-го семестру

                                                                    ПЗзср-..-..

                                                                   

                                                                   

                                                                   

7 стр., 3398 слов

Крок 2 Лікувальна справа

Неоднократно обращалась к врачам, проходила обследования в терапевтических клиниках, после чего направлена к психиатру. Установите вид психопатологического расстройства. *Сенестопатии Синестезии Парастезии Ипохондрия Деперсонализация 3. Больной доставлен в приемное отделение психиатрической больницы. Причина госпитализации – агрессивное поведение к родственникам. При опросе – сообщает, что члены ...

Харків 2007


Содержание

1. Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации

2. Гендерная автобиография

2.1. Саморефлексия. Ф.И.О.

2.2. Анализ и обобщение результатов

Используемая литература

Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации

Гендерная автобиография – средство изучения становления и развития гендерной идентичности. Как способ саморефлексии она направлена на реконструкцию индивидуального социального опыта. В процессе написания гендерной автобиографии человек может осознать характеристики своей гендерной идентичности, а также пути и способы их формирования.

Цели гендерной автобиографии:

1) проследить развитие собственной гендерной идентичности на примере условий своей гендерной социализации;

2) выделить механизмы и способы, при помощи которых осуществляется конструирование гендерной идентичности.

Гендерная идентичность – аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. [1] Половая принадлежность – это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное «Я». В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский, или паспортный, пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки.

Процессы гендерной социализации рассматриваются в контексте различных концептуализации. Во-первых, в концепциях, разработанных в рамках известных психологических ориентации (психоаналитическая, необихевиористская, когнитивистская).

Это теории социального научения, моделирования, половой типизации и теория когнитивного развития.[2] [3] [4] [5] [6] Во-вторых, в специально разработанных концепциях для объяснения механизмов усвоения половой роли детьми в процессе социализации. Это такие теории, как новая психология пола и теория гендерной схемы.[7] [8] [9] 

6 стр., 2824 слов

30 Гендерная социализация

... направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются 2 фазы полоролевой социализации: 1) адаптивная (внешнее ... человека может просто не замечаться. теория социального научения (теория половой типизации); Теория половой типизации, опирающаяся на теорию социального научения, придает решающее значение ...

В западной психологической литературе при рассмотрении таких вопросов гендерной социализации, как объяснение механизма передачи гендерной информации от родителей к детям, в последнее время наиболее широко используется теория гендерной схемы С. Бэм.[10] Рассмотрим основные положения теории гендерной схемы детальнее, так как она недостаточно подробно освещена в отечественной литературе.

Половая типизация – это результат гендерно-схематизированной переработки информации, то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий «мужское–женское». Гендерно-схематизированная переработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе приняты полодифференцирующие практики. Полотипизация как процесс приобретения соответствующих полу предпочтений, навыков, установок, поведения происходит в результате процесса гендерной схематизации.

Гендерная схематизация – это обобщенная и натренированная когнитивная готовность детей кодировать и организовывать информацию о себе и других соответственно культурным определениям «мужское–женское».

Гендерная схема – это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая функционирует как предвосхищающая структура. Иными словами, она заранее настроена на то, чтобы искать и группировать информацию. Поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории «мужское–женское». Процессы схематизации информации высоко избирательны и способны навязывать индивиду структуру и значение огромного множества входящих стимулов.

Теория гендерной схемы рассматривает восприятие как конструктивный процесс, то есть созидательный, творческий, а не просто копирующий. При этом процессе происходит взаимодействие между входящей информацией и существующей у индивида схемой. В конце концов это взаимодействие и определяет то, что воспринимает индивид.

Следующий этап усвоения половой роли связан с внедрением гендерной схемы в структуру Я-концепции ребенка. Дети учатся применять схему не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных человеческих характеристик только те, которые определены в данной культуре как приемлемые для его или ее собственного пола и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.

8 стр., 3801 слов

Схема нейропсихологического обследования детей

... расторможенность, поспешность в выполнении заданий или заторможенность, медлительность, истощаемость. Обследование детей с повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью следует проводить в несколько этапов, ... сосредоточенность, аккуратность, хорошее внимание) и нарушение планирования, регулирования деятельности (ребенок с трудом справляется со всеми заданиями, где необходимы тщательный анализ ...

Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу (полотипизированной), и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности личностных свойств, сколько по выраженности характеристик, присущих тому или иному полу. Одновременно с этим дети обучаются оценивать свою личность на соответствие гендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторонние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение, свойства. Взрослые очень редко замечают и говорят: «Какой сильной стала девочка» и «Как нежен мальчик», но часто подчеркивают эти качества у противоположного пола. Гендерная схема становится предписывающей, диктующей стандарт поведения.

С. Бэм подчеркивала, что теория гендерной схемы – это теория процесса, а не содержания. Полотипизированные индивиды отличаются от других индивидов не степенью женственности или мужественности, а по тому, в какой степени их Я-концепция и поведение организованы на основе гендерной схемы.

Какие условия способствуют утверждению в сознании и Я-концепции гендерной схемы?

1. Это те условия, при которых категория «пол» становится приоритетной над другими социальными категориями в процессе познания окружающей действительности. Социальный контекст делает категорию «пол» значимой частью большой ассоциативной схемы, то есть идеология и практика культуры создают ассоциации между этой категорией и широким спектром других категорий поведения, характеристик.

2. Условия, при которых социальный контекст определяет данную категорию как имеющую широкое функциональное значение. Иными словами, создает множество институтов, норм, табу, разделяющих людей, и организует поведение и отношения на этой основе.

Почти во всех обществах растущего ребенка обучают двум важным вещам, связанным с полом: во-первых, сети связанных с полом ассоциаций, которые действуют как когнитивная схема; во-вторых, тому, что дихотомия мужского и женского имеет место практически в любой области человеческого опыта. Отсюда представители теории гендерных схем считают, что дети, скорее всего, были бы менее гендерно-схематизированными и, следовательно, поло-типизированными, если бы общество ограничивало ассоциативную сеть, связанную с полом, и перестало настаивать на функциональной значимости гендерной дихотомии.

Как воспитывать гендерно не схематизированных детей?

С. Бэм предлагает две стратегии.

Первая состоит в том, чтобы объяснить детям различия между полами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения), а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, родители ограничивают функциональную значимость пола и тем самым тормозят процессы гендерной схематизации.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... двух глав, заключения, литературы. Глава 1. Типология современной семьи. Характеристика современной семьи. Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны ... человеческого рода. Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов ...

Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную схему, с помощью которой они будут перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура им их предложит. Альтернативная схема помогает человеку выстроить сопротивление против уроков доминантной культуры и позволяет оставаться асхематичным, даже живя в гендерно-схематизированном мире. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие схемы: 1) акцентирование индивидуальных различий, а не половых (не девочки любят наряжаться, а Маша любит наряжаться); 2) сравнение во временном аспекте ситуаций, отражающих наличие дискриминации по признаку пола (акцент на уменьшении явлений сексизма в западных странах в последние годы); 3) анализ проявления культурного релятивизма – информирование о полоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных западных стандартов (в Африке наряжаются и украшают себя мужчины, а не женщины).

Основной вопрос, на котором необходимо акцентировать внимание студентов – это вопрос о психологических механизмах и способах гендерной социализации.

Психологическими механизмами гендерной социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория); социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации); осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития); социальные ожидания (новая психология пола), гендерные схемы (теория гендерной схемы).

В отдельности каждый их этих механизмов вряд ли может объяснить гендерную социализацию.

Американский социолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: социализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности.

Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью ребенка-девочки, второго – частые обращения в стиле «ты моя красавица», подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда – это очень важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например, на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или просто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, «соответствующими своему полу». «Демонстрация деятельности» выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа».[11] 


2. Гендерная автобиография

2.1. Саморефлексия. Ф.И.О.

4 стр., 1628 слов

Психология мужчины при беременности жены и его обязанности.

... к себе; · помощь в обретении спокойствия; Психология мужчины при беременности жены и его обязанности. Мужчины видят свою помощь женщине в следующем: · ... ребенка сильно ослаблен, а, поскольку то, что действует на маму, отражается и на малыше, вирусная инфекция является очень ... ему следует отказаться от этой вредной привычки): Дети, чьи мамы курят, болеют простудными заболеваниями в среднем на 60% ...

Инструкция. Вспомните свое раннее детство и школьные годы. вспомните отношение к себе как представителю определенного пола, ваших родителей, родственников, учителей. На основе воспоминаний напишите свою гендерную автобиографию, опираясь на предложенный план.

С какого возраста вы себя помните?

4-5 лет

Когда вы впервые почувствовали различия между мальчиками девочками,

6 лет

мужчинами и женщинами?

15 лет

Когда вы заметили разное отношение взрослых к мальчикам и девочкам?

6 лет

С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет?

С девочками

Помните ли вы свои любимые игрушки?

Большой пупс в коляске, велосипед, плюшевый медведь.

Кто были любимыми сказочными героями и героями мультфильмов?

Золушка, Василиса прекрасная.

Любимые игры:

Спокойные, одиночные

Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве

Аккуратность, импортные вещи

в младших классах

Аккуратность, бантики

в подростковом возрасте?

Модно

что вам говорили в детстве, какой должна быть девочка

Аккуратной, доброй, внимательной, чувствительной

каким должен быть мальчик

Сильным, ответственным

Как вам давали понять, какого поведения от вас, как от мальчика или девочки, ждут окружающие?

На примерах из жизни

Гендерные процессы в школе.

Поведенческие модели, насаждаемые учителями: различались ли для мальчиков и девочек?

Одинаковое для мальчиков и девочек

Отношение учителей к успеваемости и дисциплине мальчиков и девочек – было ли оно различным?

К успеваемости одинаковым, к дисциплине различным

Отношения с родителями.

Кто из родителей был вам ближе?

в дошкольном

Мама

младшем школьном

14 стр., 6924 слов

Психология интернет-зависимости в подростковом возрасте

... Однако целостного и всеобъемлющего подхода к теоретико-практическим основам психологии интернет-зависимости в подростковом возрасте в литературе не существует. Вот почему темой нашего исследования ... явилась тема «Психология подростковой интернет-зависимости ». Объектом нашего исследования является ...

Мама

подростковом и юношеском возрасте

Мама

Какие правила отношений между представителями разного пола существовали в вашей семье?

Глубокое уважительное отношение к мужчине, послушание

Каким моделям отношений вы стараетесь следовать?

Уважать и ценить себя

Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие – в женщинах?

В мужчине – ответственность, силу, заботу и внимание по отношению к женщине

В женщине – нежность, доброту, заботу и внимание по отношению к мужчине

Почему?

В мужчине – охотник, добытчик

В женщине – хранительница очага

Считаете ли вы, что женщины и мужчины страдают от гендерных стереотипов и норм, распространенных в обществе?

Мужчина должен быть сильным, смелым, хорошо зарабатывать, чтобы содержать свою жену (женщину) и детей. В современном обществе мужчины поменялись своими функциями с женщиной, в некоторых ситуациях женщина берет на себя ответственность за содержание семьи и проявляет заботу по отношению к своей семье, выступает в роли и добытчицы, хранительницы очага и психоаналитика для своего мужа (мужчины), в то время, когда (муж) мужчина, испытывает глубокую депрессию лежа на диване из-за невозможности достаточно зарабатывать и проявлять заботу, т.е. исполнять функции своего предназначения в семье.

Кто (или что), по вашему мнению, в большей мере повлиял на сложившиеся у вас гендерные взгляды и представления?

Родители, подруги, друзья, близкий друг.

Выделите наиболее часто встречающиеся механизмы, приемы, способы, используемые окружающими для формирования вашей идентичности и ваших гендерных представлений.

Выражения типа: «Ты сегодня очень красивая», «Хорошо выглядишь»;

Открывают передо мной двери, подают руку, дают мне возможность почувствовать себя слабой.

2.2. Анализ и обобщение результатов

1) систематизация и выделение наиболее часто встречающихся механизмов и способов, определяющих характеристики гендерной идентичности;

В семье меня воспитывала мама, я всегда стремилась быть похожей на нее, папа же мало принимал участие в моем воспитании, т.к. он много работал и постоянно был в командировках, я мало с ним общалась. По отношению к отцу мы с мамой всегда заботились о нем, в доме выполняли женские обязанности, а папа был «добытчиком». Отношение к отцу у нас в семье строилось с глубоким уважением и послушанием.

10 стр., 4602 слов

Психология здоровой семьи

... семьи; • Изучить современную семью; • Раскрыть понятие «институт здоровой семьи», критерии понятия «здоровая семья» • Рассмотреть понятие семейная психология; • Изучить психологическое здоровье семьи. 1. Теоретические основы понятия «семья» 1.1 Социально-психологическая сущность семьи Собственно семья ... мужчин-отцов (полиандрия), тогда говорят о сложной нуклеарной семью. Нуклеарной семье предъявляют ...

2) систематизация гендерных представлений.

Представление о своей гендерной принадлежности у меня всегда складывалось ровно, т.к. мама у меня всегда заботилась как о себе, так и обо мне, чтобы мы выглядели всегда красиво, ухожено, аккуратно, модно, делали красивые прически и заботились о папе.


Используемая литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Большой толковый психологический словарь. Т.1. / Пер.с англ. А.Ребер. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; Изд-во «Вече», 2001.

3. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.

5. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1998.

6. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. – Минск, 1985.

7. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. – 1987. – №4.

8. Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. – Самара, 1997.

9. Шевченко Л.А. Гендерная психология. Учебное пособие. – Харьков: ООО «МИТ», 2004  100 с.

10. Bem S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development // Signs: Journal of Women in Culture and Society. – 1983. – Vol.8. – №4. – P.598-615.


[1] Большой толковый психологический словарь. Т.1. / Пер.с англ. А.Ребер. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; Изд-во «Вече», 2001.

[2] Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

[3] Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

[4] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.

[5] Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. – Минск, 1985.

[6] Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. – 1987. – №4.

10 стр., 4885 слов

Исследования в области гендерной социологии имеют большую актуальность

... Сегодня гендерная социология включает выделение пола как главной дифференцирующей переменной в анализе разделения ... обществом[⇨]. Строго биологические теории происхождения гендерных ролей, в частности эволюционная психология, не подтверждаются эмпирическими данными. В ... лат. «женский») – стереотип женского полоролевого поведения. К феминности причисляют покорность, нежность, ...

[7] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.

[8] Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1998.

[9] Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. – 1987. – №4.

[10] Bem S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development // Signs: Journal of Women in Culture and Society. – 1983. – Vol.8. – №4. – P.598-615.

[11] Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. – Самара, 1997, (с. 70)