гендерные особенности коммуникативных навыков подростков

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Гендерные особенности коммуникативных навыков подростков……….…6

1.1. Психологические особенности подросткового возраста…..……..6

1.2. Динамика коммуникативной сферы личности подростков………………………………………………………………13

1.3. Динамика гендерной идентичности в подростковом возрасте возрасте…………………………………………………………………19

2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей коммуникативных навыков подростков……………………………………………………………24

2.1. Организация исследования……………………………………….24

2.2. Анализ результатов……………………………………………….25

Заключение…………………………….………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………………30

Приложение 1………………………………………………………………….32

Приложение 2………………………………………………………………….39

Введение

Актуальность темы исследования. В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. В центре внимания ученых вопросы гендерных особенностей коммуникативной сферы личности подростка. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С.Бем, Э. Гиденс, И.С. Клёцина, Е.Р. Ярская-Смирнова).

Современная психология не имеет единой теории гендерной социализации. Гендерную идентичность понимают как результат отождествления личностью себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина).

Сложность изучения компонентов гендерной идентичности личности подростков связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности/феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты.

Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности.

8 стр., 3910 слов

Особенности социализации подростков в семье

... что семья уходит на второй план при социализации подростка. 1. Психологические особенности подростков и их место в семье и обществе подросток семья социализация гендерный Социализация личности - это сложный социально-психологический феномен, в основе ...

Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).

От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.

Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Таким образом, цель данного исследования — изучить гендерные особенности коммуникативной сферы личности подростка.

Объект исследования – гендерные особенности подростков.

Предмет исследования — коммуникативная сфера личности подростка.

Гипотеза исследования: особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

Теоретические:

1) рассмотреть существующие в психологической науке подходы к изучению особенностей подросткового возраста;

2) выявить коммуникативные особенности, свойственные подросткам;

3) рассмотреть существующие в психологической науке представления о гендерной идентичности в подростковом возрасте;

Эмпирические:

1) подобрать и апробировать комплекс диагностических процедур, направленных на изучение проявления коммуникативных особенностей личности и типов гендерной идентичности у подростков;

2) выявить взаимосвязь типов гендерной идентичности подростков с их коммуникативными особенностями;

3) проанализировать и описать специфику взаимосвязи типов гендерной идентичности подростков с их коммуникативными особенностями.

Методологическим и теоретическим основанием исследования является гендерный подход в психологии (Т.В. Бендас, Ш.Берн, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клёцина, И.С. Кон, В.А. Лабунская, Л.Н. Ожигова, Л.В. Попова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), рассматривающий гендерную идентичность личности как продукт социального конструирования.

В работе использовались следующие психодиагностические методы: методика определения психологического пола О.Г. Лопуховой; методика Т. Лири (направленная на изучение маскулинных и феминных характеристик образов-Я).

Система методов, применяемых в исследовании, была определена его исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов.

Базой для исследования выступили учащиеся девятых классов школы-гимназии №4 Йошкар-Олы. Общий объём выборки — 20 подростков в возрасте от 15 лет (11 девочек, 9 мальчиков).

1. Гендерные особенности коммуникативных навыков подростков

1. 1. Психологические особенности подросткового возраста

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 — 11 до 14 — 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

12 стр., 5568 слов

Особенности личности несовершеннолетних преступников

... подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления. Предмет исследования: особенности личности несовершеннолетнего преступника и их влияние на преступное поведение. Объект исследования: личность несовершеннолетнего преступника. Цель исследования: исследовать особенности личности ...

Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной [7,c.84].

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.

Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.

По мнению Л.И.Божович, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами — формируются личностные смыслы жизни [17, c.156].

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения [16, c.78].

Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.

При работе с младшими подростками упор следует сделать на пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера.

12 стр., 5759 слов

Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического ...

... влияние ведущей деятельности на психическое развитие человека определяет возникновение свойственных для данного возраста психологических новообразований. Возрастная периодизация Разделение жизненного пути ребенка на периоды ... в подростковом возрасте – фанатизма Христианской культуры, лишь к зрелости поднимаясь до уровня культуры Нового времени. Состояния и занятия маленького ребенка становятся ...

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Вот его проявления:

• чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

• крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;

• внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров.

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды [21, c.63].

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии).

Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

u Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

u Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

u Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

u Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

u Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

u Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

u…

**************************************************************