30 Гендерная социализация

30.Специфика гендерной социализации в разных возрастах.

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender).

пол исп. для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. Позже — биол. Сходств больше, чем различий => возникло понятия

Гендер — формы поведения и паттерны деятельности, считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контексте данного общества или культуры.

Гендерная (полоролевая) социализация — частный случай социализации личности — процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.

Также используется термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях.

Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны:

а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;

б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем.

Выделяются 2 фазы полоролевой социализации:

1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям);

2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей).

12 стр., 5887 слов

Девиантное поведение подростков в информационном обществе

... [11]. Таблица 1 Типология девиантного поведения (по Р.Мертону). Типы поведения Цели Средсва Одобряемые обществом Неодобряемые обществом Одобряемые обществом Неодобряемые обществом конформизм + + инновация + - + ритуализм - + ретретизм ... . Социальный контроль объединяет в своем функционировании три процесса: 1) Социализация; 2) Формирование одностороннего жизненного опыта: в результате человек не ...

Основные социализирующие факторы (агенты) — социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.

Механизмами для осуществления полоролевой социализации служат:

а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое — наказывается социальным неодобрением;

б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах — семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению.

Под гендерными ролями понимается наборы ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин и норм, содержащих обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов.

Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей.

Гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. В русле теории социальной идентичности Х. Тэджфела- Дж. Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур соци-альной идентичности.

Т.В. Бендас рассматривает гендерную идентичность как отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик

Теории гендерной социализации

В большинстве культур дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее их полу примерно к 5 годам. Хотя существуют данные о том, что некоторые, специфические для своего пола модели поведения, дети усваивают уже к трем годам [11]. Так, например, можно наблюдать, что девочки чаще стремятся играть с куклами, проявляют больший интерес к музыке и рисованию, в то время как мальчики тянуться к машинкам и конструкторам.

14 стр., 6869 слов

Роль гендерной идентичности в проявлении девиаций в поведении

... женщины с фемининным типом гендерной идентичности (при р ? 0,05). Фемининный тип гендерной идентичности у женщин тесно связан с аддиктивным поведением, тогда как андрогинный типе гендерной идентичности ... усвоенным гендерным стереотипам. Оспаривая основные положения теории полоролевого научения, представители современных направлений гендерной социологии отмечают, что теория гендерной социализации ...

Разработка представления о гендерной идентичности женщин принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» (название, которое можно считать символичным) он изобразил женщин завидующими мужской анатомии (имеющими так называемый комплекс кастрации).

Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна бытъ у мужчины) называлось фаллическим.

Теория гендерной схемы С. Бэм (в рамках когнитивизма)

В рамках теории гендерной схемы С. Бэм имеет место попытка совместить когнитивизм с теорией социального научения. Согласно этой теории, человек стремиться систематизировать свои знания об окружающем мире, для этого им используются схемы [3, c. 45]. Выделяют три типа схем: личные, социальные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом, то есть в качестве схемы человек может использовать гендерные роли. С помощью схемы происходит быстрое опознание социального стимула и предсказание его поведения. Таким образом, происходит рождение стереотипов о том, как должны себя вести мужчины и женщины.

Согласно теории Сандры Бэм под гендерной схемой понимается «когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им» [3, c. 46]. Сюда входят данные об анатомии мужчин и женщин, их профессиях, участии в рождении детей, разделение занятий и т. д. По мнению автора теории гендерных схем, дихотомия «женское — мужское» самая важная из классификаций, которые существуют в обществе.

5 стр., 2024 слов

Теория толкования снов

... — оберегать сон. План доклада по теории толкования сновидений: Фрейд Рождение теории Определение теории «Состав» сновидения Основные положения теории сновидений Процессы работы сновидения Метод толкования ... мужчин; дома с выступами и балконами, за которые можно держаться, — женщин». Родители. Символы родителей — «император и императрица, король и королева или ...

Дети усваивают подобные стереотипные формы поведения с помощью того, что мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки- то, что к «женскому». То есть это усвоение происходит в ходе использования гендерных схем. В сознании ребенка упрочивается гендерная схема, которая функционирует как предвосхищающая структура, заранее настроенная на то, чтобы искать и группировать информацию: поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории «мужское» — «женское». Встроенная в структуру Я-концепции ребенка данная дихотомия начинает действовать не только по отношению к происходящему вокруг, но и по отношению к себе [11]. Согласно теории Сандры Бэм, ребенок усваивает дихотомическую схему «феминность-маскулинность», и в дальнейшем сортирует информацию по двум этим категориям. Далее происходит обобщение того, какие атрибуты составляют «женское», а какие — «мужское». В соответствии с этим формируются стереотипы, определяющие поведение мальчика и девочки.

Бывают случаи, когда поведение индивида расходится со схемой, но так как такие случаи неприятны, человек стремится устранить подобное рассогласование. Для того, чтобы устранить разногласия между прогнозируемым согласно гендерному стереотипу и реальным поведением другого человека, используются следующие приемы [3, c. 46]:

  1. Навешивание девиантного ярлыка. То есть поведение, отклоняющееся от ожидаемого, оценивается как ненормативное, и эта оценка имеет негативную окраску. Например, мужчин, которые демонстрирую мягкое поведение по отношению к своей жене, могут называть «подкаблучниками».
  2. Каузальная атрибуция. Как уже говорилось в главе 1.2. одинаковому поведению мужчин и женщин приписываются разные причины. Например, успех женщин объясняется удачей, а не способностями.
  3. Ролевое выравнивание. Применяя этот прием, человек старается проинтерпретировать поведение другого человека так, чтобы оно соответствовало полоролевым стереотипам.
  4. Вытеснение из группы. Так, например, представителя группы, поведение которого противоречит ожиданиям, могут ограничивать в информации, избегать общения с ним, ставить ему более жесткие рамки при выполнении какой-либо деятельности.
  5. Игнорирование рассогласования. В данном случае несовпадение полоролевых норм и реального поведения человека может просто не замечаться.

теория социального научения (теория половой типизации);

11 стр., 5270 слов

Установки и стереотипы поведения потребителей

... гендерные стереотипы и роли люди усваивают в процессе социализации7 и в ходе всей жизни выстраивают взаимоотношения друг с другом, исходя из гендерных моделей поведения. Гендерные ... концепций и материалов; 4) выявление соответствия рекламного образа и рекламной стратегии; 5 ... опросов, интервью, анкетирования на небольших фокус-группах; — прием неоконченного предложения, когда покупатель продолжает ...

Теория половой типизации, опирающаяся на теорию социального научения, придает решающее значение механизмам психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное поведение, и осуждают их, когда они ведут себя женственно. Как пишет Уолтер Мишел, «половая типизация — это процесс, посредством которого индивид усваивает полодиморфические образцы поведения; сначала он научается различать дифференцируемые по полу образцы поведения, затем распространять этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие правила»

Теория социального научения, рассматривая механизмы формирования гендерной идентичности, модифицировала основной принцип бихевиоризма — принцип обусловливания. Поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиморфические образцы поведения, затем — выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе Я (Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х.).

Согласно теории социальных ролей Элис Игли, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины вынуждены вести себя в соответствии со стереотипными ожиданиями, которые общество предъявляет индивиду как представителю определенного пола, то есть в соответствии с гендерными ролями. В рамках данной теории гендерные стереотипы приравниваются к социальным нормам.

12 стр., 5831 слов

Исследование гендерных стереотипов и моделей поведения в конфликтных ситуациях

... отношение к обоим полам. И мы можем пронаблюдать реальное изменение поведения женщины по сравнению с женщиной, которая жила 50, 100 лет назад. Гендерные стереотипы это не ... .е. предрассудки в отношении представителей собственной гендерной группы привели к низкой интеллектуальной оценке труда других женщин. На формирование стереотипов сильное влияние оказывает менталитет. Изучением ...

Современные западные теории: теория «новой психологии пола»;

Представители новой психологии пола считают, что основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.

Дж. Стоккард и М. Джонсон опираясь на основные положения теории социальных ожиданий, выдвигают важное утверждение о том, что пол биологический (хромосомный и гормональный), т. е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное — пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания. В качестве одного из доказательств правильности своей теории они приводят данные исследования М. Мид, проведенного ею в Новой Гвинее еще в 1935 г. в трех разных племенах, в двух из которых преобладал феминный либо маскулинный тип воспитания для детей обоего пола, в третьем же племени роли мужчин и женщин были противоположны традиционным европейским ролям. Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей и, в частности, их положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от традиционных стандартов феминности или маскулинности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждают, что эти стандарты неявляются идеальной моделью современного мужчины и женщины, например воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью — беспомощной, пассивной и зависимой.

10 стр., 4601 слов

Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения

... компонента аттитюда к социальной группе -методы изучения стереотипа -свойства стереотипов -функции стереотипов -условия использования стереотипа (вероятность) Эффекты межгруппового ... конце эксперимента участники должны были описать эту женщину. Результаты показали, что при наличии когнитивной ... в группе: -при наличии в поле зрения субъекта восприятия представителей нескольких социальных групп и при ...

Игли предположила, что гендерные стереотипы, в сущности, являются социальными нормами. Под стереотипами понимают набор представления о личностных качествах членов той или иной группы. Гендерные стереотипы представляют собой культурно и социально обусловленные представления о качествах и нормах поведения представителей обоих полов.

Согласно одной из типологий, стереотипы можно разделить по объекту на аутосреотипы и гетеростеротипы [9, 153]. Под аутостереотипами понимают представления о членах своей группы, а под гетеростереотипами — о членах дугой группы. Существует вероятность того, что стереотипы членов группы о самих себе будут отличаться от представлений о них со стороны членов аутгруппы. Но также существуют данные, доказывающие возможность совпадения ауто- и гетеростереотипов.

Кроме того, стоит отметить процесс самостереотипизации. В ходе этого процесса человек усваивает стереотипы относительно своей группы, использует их в качестве самоописания и ведет себя в соответствии с ними [9, c. 287; 14].

В 1957 г. Дж. МакКи и А. Шеррифс подытожили первые исследования, посвященные полоролевой стереотипизации, проведенные с целью вычленить типичные различия между представлениями мужчин и женщин друг о друге и о самих себе [1].Они пришли к выводу, что типичный мужской образ состоит из черт, связанных с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Что касается типично женского образа, то к нему относятся социальные и коммуникативные умения, теплота и эмоциональная поддержка. Также был сделан вывод о том, что, в общем, мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. Кроме того, было замечено, что мужчины в большей степени проявляют согласованность в отношении типично мужских качеств, чем женщины — женских.

Функции гендерных стереотипов:

1.Функция поддержания гендерной иерархии. Данная функция актуальна, прежде всего, для традиционного общества. Гендерные стереотипы, фиксировали представления об умственной, физической, нравственной немощи женщин и тем самым исключали «слабый пол» из сферы публичной жизни, вели к сосредоточению на домашнем хозяйстве и воспроизводстве. Мужской природе стереотипно предписывалась активность, властность, логичность, т. е. черты, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности общества в политической, военной сфере, руководства и взаимодействия в коллективе. При помощи устойчивых представлений (стереотипов) о свойствах мужской и женской природы, за женщиной закреплялась гендерная роль «домохозяйки» и «матери», за мужчиной — роль «кормильца», «защитника». Таким образом, гендерные стреотипы, по-своему, способствовали поддержанию стабильности, упорядоченности общественной системы.

Влияние гендерных стереотипов на восприятие носителя также проявляется в процессе каузальной атрибуции. Таким образом, в соответствии с гендерными стереотипами успех, достигнутый мужчиной, объясняют его способностями. В том случае, если женщина добилась высоких результатов в чем-либо, то это объясняется ее усилиями, случайной удачей и т. д.

2.Гендерные стереотипы используются людьми в познавательном процессе. Гендерные стереотипы могут служить образами-схемами, управляющими процессом восприятия информации и ее обработки в сознании человека. Так, в повседневной жизни любой человек имеет набор упрощенных схем, сложившихся в культуре и воспринятых из нее индивидом в процессе социализации (воспитания, усвоения социальных норм).

Гендерная схема — стереотип восприятия человека по принципу пола — исходит из того, что все люди, принадлежащие к одному полу, похожи друг на друга, имеют существенное сходство в неких важных аспектах их жизнедеятельности.

3.Гендерные стереотипы выступают регуляторами поведения людей на бессознательном уровне

Проблема гендерного неравества

Многие исследователи считают, что одной из наиболее важных функций гендерных стереотипов является защита существующего положения вещей — неравенства между мужчинами и женщинами [1]. Гендерные стереотипы устанавливают неравенство и оправдывают его [15]. Зачастую обоснования данной оправдательной функции основываются на культурно-историческом опыте. Дж. Хантер сделала вывод о том, что со времен античности образ женщины был связан с неполноценностью. Также Хантер считает, что большое влияние на стереотипные представления о женщинах в обществе оказала христианская традиция, некогда считающая женщину источником зла.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэжфела и Тернера, К. Гуичи предполагает, что мужчины и женщины могут рассматриваться в целом как социальные группы, обладающие различным социальным статусом со всеми вытекающими отсюда последствиями [1]. Так как высокостатусные группы чаще всего описываются компетентности и экономического успеха, а низкостатусные — в терминах теплоты, добросердечия, гуманности, то получается, что все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость и т. д.) можно воспринимать как типичную компенсацию за отсутствие достижений в «силовой позиции». В некоторых исследованиях было обнаружено, что женщины так же как и мужчины переоценивают мужские достижения и недооценивают свои собственные. С точки зрения Гуичи это объясняется тем, что женщины, выступая в роли низкостатусной группы, перенимают точку зрения мужчин как высокостатусной группы. С этой же точки зрения объясняется более низкое у женщин, по сравнению с мужчинами, чувство идентификации со своей группой, меньшая согласованность представлений о себе, менее высокая самооценка — все это свойственно для членов низкостатусных групп.

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (англ. — gender studies) — междисциплинарная исследовательская практика, использующая познавательные возможности теории социального пола (гендера) для анализа общественных явлений и их изменений. Они проводятся в рамках генетики, психологии, антропологии, этнологии, философии, истории, социологии, филологии. К концу 60-х — началу 70-х в рамках многих традиционных академических дисциплин уже в десятках университетов США и Европы появилось «изучение женщин». Историки возвращали несправедливо забытые имена тех, кто внес вклад в развитие культуры, литературоведы рассматривали своеобразие образного и речевого стиля женщин-писательниц, педагоги ставили вопрос об особенностях воспитания мальчиков и девочек, психологи обращались к ранее известным, но несколько подзабытым классическим трудам по женской психологии, социологи пытались показать неодинаковость социальных ролей мужчин и женщин и вытекающие из нее демографические последствия.

Ассиметрия гендерной социализации в детском возрасте.

Особенности социализации мальчиков

Главным фактором для формирования половой идентичности ребенка является наличие людей, служащих ему моделью полоспецифического поведения и источником информации о половой роли. Мальчики в этом смысле оказываются в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Мать обычно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца ребенок видит реже и не в таких значимых ситуациях, поэтому в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. Все это объясняет тот факт, что первичной для ребенка (и мальчика, и девочки) является идентификация с матерью. В дальнейшем именно мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первичную женскую идентификацию на мужскую, опираясь на культурные стандарты маскулинности и образцы поведения значимых взрослых мужчин. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок (воспитатели детского сада, врачи, учителя начальной школы), — женщины. К тому же из-за широкого распространения традиционных патриархальных идей о большей значимости и социальной ценности мужчин мальчик испытывает более сильное социальное давление, чем девочка:

— половой социализации мальчиков родители уделяют внимание раньше, чем половой социализации девочек;

— больше подчеркивается ценность мужской половой роли.

Окружающие требуют от мальчика соответствия его гендерной роли, не показывая при этом, как нужно себя вести.

В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности.

В подростковом возрасте группа сверстников выступает как источник мужских ролевых моделей и сферой реализации маскулинных качеств. Общаясь со сверстниками, мальчики начинают больше полагаться на таких же мальчиков, как они сами. Происходит усвоение преувеличенного, грубого представления о мужественности.

Таким образом, гендерная социализация мальчиков протекает с большими сложностями и. трудностями.

Особенности социализации девочек

Девочке легче дается приобретение гендерной идентичности. Она с самого начала имеет соответствуюую ее полу ролевую модель, поэтому в дальнейшем ей не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителя активно помогают формировать девочке образ себя как женщины. В российской культуре образ «настоящей женщины» не такой жесткий и однозначный, как образ «настоящего мужчины». Как показывают исследования, требования со стороны родителей, предъявляемые к поведению девочек, менее нормативны, чем требования, предъявляемые к поведению мальчиков

Однако и здесь есть свои трудности. Одна из них касается формирования полоролевых предпочтений (высокой оценки всего женского).

Исследования литературы и телевизионных передач для детей показали, что наиболее важной характеристикой образа женщины, предлагаемого в них, является ее незаметность: женщины значительно реже представлены в главных ролях, названиях, картинках, их деятельность менее интересна и социально не вознаграждается, и, чаще всего, сводится к помощи герою-мужчине.

С другой стороны, социальное окружение подсказывает девочкам, что, несмотря на официальные заявления о равенстве (независимо от пола всем надо получить образование и работать), в реальной жизни мужчин ценят больше, чем женщин, им легче получить работу, легче поступить в высшее учебное заведение.

По мнению исследователей Ю.Е. Алешиной и А.С. Волович (1991), мальчики и девочки развивают черты поведения, которые противоречат основным традиционным стандартам гендерных ролей: девочки учатся быть более активными, а мальчики становятся пассивными или вступают в конфликт с обществом.

Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности взрослых, показывают, что гендерная идентичность — незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности.

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector