Схемы характеристики коллектива и личности

Приложение № 16

Примерная схема психолого-педагогическойхарактеристики

личности

ХАРАКТЕРИСТИКА ученика (фамилия, имя) __________________________

класса___________МОУ СОШ №______________ г._________________________

за_____________________ учебный год, составленная ________________________

I.Общие сведения об обучающемся:

Возраст, состояние здоровья и физического развития, их соответствие возрастным особенностям.

Краткий словесный портрет (описание внешности).

Условия семейного воспитания обучающегося: состав и социальное положение семьи, ее культурно-бытовыеусловия; устойчивость семьи (если ссорятся — главные причины ссор, главный источник конфликтов, главная конфликтующая сторона).

Положение обучающегося в семье, отношение семьи к нему, наличие режима, контроля, забота о воспитании ребенка; кто из членов семьи систе­ матически занимается его воспитанием, характер распоряжений, отдаваемых обучающемуся (тон, количество), соотношение запретов и разрешающих действий, характер и количество наказаний, применяемых к нему.

Кто из семьи и почему пользуется у обучающегося большим, а кто наименьшим авторитетом и влиянием. Что в современном состоянии семьи, учитывая положение обучающегося в ней, является наиболее благоприятным для него или травмирующим.

Какие психические травмы и в каком возрасте перенес обучающийся, какое влияние они оказали на его развитие.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... принято не допускать подобные отношения. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не ... положение в системе межлич­ностных отношений в детской группе, в семьях преобладает демократичес­кий стиль воспитания; в семьях ... количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера ...

и— Особенности общих свойств и качеств личности обучаюшежгн

©Направленность личности (личная, общественная, деловая), интересы, их виды, глубина, широта, устойчивость и действенность.

©Профессиональные интересы и намерения обучающегося, мечты и идеалы (любимые герои кино, литературы, конкретные живые люди), взгля­ ды, убеждения, единство сознания и поведения.

©Нравственная воспитанность обучающегося. Уровень сформирован-

ности моральных качеств: принципиальности, патриотизма, чуткости, ответ­ ственности, стремления к новому, оптимизма и др. Проявление отрицатель ных качеств: эгоизма, грубости, жадности, агрессивности и др.

102

© Уровень притязаний. Характерная оценка своих возможностей, требо­ вательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей, товари­ щей, отношение к самовоспитанию в различных видах деятельности.

© Тип нервной системы и темперамент. Черты силы — слабости, уравно­ вешенности — неуравновешанности, подвижности — инертности, лабильности,

динамичности нервных процессов. Проявление свойств темперамента: сензи-

тивность, активность, реактивность, экстраверсивность и т.д.

© Характер. Черты характера, проявляющиеся в отношении к учению, к

общественным обязанностям, к труду: прилежание, добросовестность, ис­ полнительность, чувство долга и т.д.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к товарищам и окружаю­ щим людям: доброта, чуткость, отзывчивость, общительность, внушаемость

и т.д.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе: самолю­ бие, скромность, застенчивость, гордость, тщеславие и т.д.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам: аккуратность,

неряшливость, бережливость, небрежность и т.д.

©Способности. Наиболее выделяющиеся способности обучающегося:

математические, литературные, музыкальные, организаторские и т.д.

III. Особенности психических процессов и их соответствие возрасту

Отсутствие отклонений в зрительных, слуховых и других восприятиях.

Скорость и точность зрительных восприятий. Устойчивость

внимания при

его длительном напряжении, способность к распределению и

переключению

его. Степень огвлекаемости и ее причины. Наблюдательность. Психомотор­ ные особенности. Типичный темп работы и возможности его ускорения. Бо­ гатство двигательных навыков, легкость их усвоения. Устойчивость навыков.

Особенности памяти. Продуктивность механической и смысловой памяти.

Преобладающий способ запоминания. Тип памяти. Особенности мышления.

Степень развития абстрактного мышления, сообразительность, любознатель­ ность и любопытство, творческое мышление, критичность, самостоятель­ ность, гибкость, глубина мышления. Особенности воображения.

Степень развития устной и письменной речи. Богатство словаря, уме­ ние выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Эмоционально-волевыеособенности. Преобладающее настроение обу­ чающегося. Внешняя выраженность эмоциональных переживаний, степень эмоциональной возбудимости: вспыльчивость, раздражительность, впечатли­ тельность. Умение сдерживать эмоциональные переживания, изменять их в

103

напряженной обстановке, при неудачах. Уровень развития волевых качеств:

целеустремленности,

терпеливости, упорства, самостоятельности, инициати­

вы, решительности,

смелости, выдержки и самообладания. Проявление стра­

ха и бесстрашия. Степень проявления напряженности и растерянности.

,vОбщая характеристика деятельности, взаимоотношение обучающе­ гося с классом.

I.Позиция обучающегося в коллективе класса.

Роль и место коллектива в жизни обучающегося.

Пользуется ли авторитетом, имеет ли друзей в классе. Выполняет в дружбе ведущую или ведомую роль. Общительность и понимание других

людей. Отношение к отрицательным социально-психологическимявлениям в классном коллективе: списыванию, подсказыванию, круговой поруке и т.д.

Отношение к выполняемым поручениям. Входит ли в состав актива класса. II. Отношение к учению.

— Мотивы учения. Учится с интересом, без интереса, не желает учиться.

Поведение на различных уроках: организованность, дисциплинирован­ ность, внимание, активность.

Успеваемость, уровень знаний — глубина, прочность (проблемы в зна­

ниях, их причины), степень сформированности учебных навыков: умение слушать, воспринимать, осмысливать, закреплять учебный материал, умение

применять знания на практике, самостоятельно работать с книгой, справоч­

ной литературой, составлять план, конспект; как организовано выполнение домашних заданий.

III. Другие виды деятельности.

Увлечения технической, спортивной деятельностью, искусством; игры и развлечения. Соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни ученика.

Поведение во время перемен и во внеучебное время.

Есть ли друзья по месту жительства, что в них привлекает обучающе­ гося, что объединяет.

‘ • .ОшРВ11ые педагогические задачи в воспитании обучающегося и пути их решения

общие выводы по организации воспитательной работы с обучающимся;

рекомендации по организации воспитания в семье;

рекомендации педагогам, работающим в классном коллективе, выработ­

ка единых требований, предъявляемых к обучающемуся.

104

Для определения рекомендаций можно обратиться к школьному психоло­ гу и социальному педагогу.

Приложение Мг 17

Примерная схема психолого-педагогической

характеристики коллектива

I. Общие сведения о классном коллективе. Количество обучающихся, по­ ло-возрастнойсостав, наличие второгодников. Когда сформировался коллек­ тив, была ли смена классных руководителей.

II.Содержание и характер коллективной деятельности.

Учебная деятельность. Общая характеристика успеваемости, наличие

контроля за успеваемостью отдельных обучающихся, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее

форма и организация. Дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках

и в выполнении домашних заданий).

Отрицательные моменты в учебной ра­ боте (подсказки, шпаргалки, списывание).

♦ Внеклассная деятельность. Интерес к современным политическим со­ бытиям, музыке, литературе, искусству, спорту, танцам и т.д.; формы прояв­

ления этих интересов (конференции, диспуты, посещение музеев, театров,

кино и т.д.) Участие класса в общешкольной жизни (отношение к общешко­ льным поручениям, проявление инициативы и активности в работе по улуч­ шению жизни школы характер связей с другими классными коллективами

(совместные дела, шефство и т.д.).

Общественно-полезныйтруд и его место во внеклассной жизни кол­ лектива, виды труда и характер его выполнения, проявление сознательной

дисциплины.

Связь с родительской и другой общественностью. III. Руководство и организация классного коллектива.

Актив класса и его работа. Характеристика активистов (их уровень

воспитанности, инициативность, самостоятельность и настойчивость, требо­ вательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, орга­ низаторские способности, забота об отдельных обучающихся, отношение к

общественному мнению).

♦ Наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношения между неофициальными лидерами

105

и активом класса, наличие отверженных, причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей.

 

♦ Взаимоотношения внутри коллектива. Степень сплоченности; проявле­

ние

взаимной требовательности, чуткости,

дружеской

заботы,

взаимопомощи

и уважения;

наличие

группировок, их

внутренняя

основа;

эмоциональное

«благополучие» отдельных членов коллектива.

 

 

 

♦ Анализ отдельных примеров влияния коллектива на личность школь­

ника и личности на коллектив.

 

 

 

IV.

Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива.

 

Характер эмоционального климата в коллективе

(бодрый,

жизнерадост­

ный, инертный, напряженный, нервозный и т.п.).

 

 

Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков

организации

коллектива

и взаимоотношений его членов, пути ликвидации

этих недостатков.

 

 

 

 

V. Основные педагогические задачи в воспитании классного коллектива и пути их решения:

рекомендации по организации воспитательной работы с обучающимися;

рекомендации педагогам, работающим в классном коллективе, выработ­ ка единых требований, предъявляемых к обучающимся.

Для определения рекомендаций можно обратиться к школьному психоло­ гу и социальному педагогу.