Схемы характеристики коллектива и личности

Приложение № 16

Примерная схема психолого-педагогическойхарактеристики

личности

ХАРАКТЕРИСТИКА ученика (фамилия, имя) __________________________

класса___________МОУ СОШ №______________ г._________________________

за_____________________ учебный год, составленная ________________________

I.Общие сведения об обучающемся:

Возраст, состояние здоровья и физического развития, их соответствие возрастным особенностям.

Краткий словесный портрет (описание внешности).

Условия семейного воспитания обучающегося: состав и социальное положение семьи, ее культурно-бытовыеусловия; устойчивость семьи (если ссорятся — главные причины ссор, главный источник конфликтов, главная конфликтующая сторона).

Положение обучающегося в семье, отношение семьи к нему, наличие режима, контроля, забота о воспитании ребенка; кто из членов семьи систе­ матически занимается его воспитанием, характер распоряжений, отдаваемых обучающемуся (тон, количество), соотношение запретов и разрешающих действий, характер и количество наказаний, применяемых к нему.

Кто из семьи и почему пользуется у обучающегося большим, а кто наименьшим авторитетом и влиянием. Что в современном состоянии семьи, учитывая положение обучающегося в ней, является наиболее благоприятным для него или травмирующим.

Какие психические травмы и в каком возрасте перенес обучающийся, какое влияние они оказали на его развитие.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... отношения. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться ... положение в системе межлич­ностных отношений в детской группе, в семьях преобладает демократичес­кий стиль воспитания; в семьях ... семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой. В психолого-педагогической литературе представлено большое количество ...

и— Особенности общих свойств и качеств личности обучаюшежгн

©Направленность личности (личная, общественная, деловая), интересы, их виды, глубина, широта, устойчивость и действенность.

©Профессиональные интересы и намерения обучающегося, мечты и идеалы (любимые герои кино, литературы, конкретные живые люди), взгля­ ды, убеждения, единство сознания и поведения.

©Нравственная воспитанность обучающегося. Уровень сформирован-

ности моральных качеств: принципиальности, патриотизма, чуткости, ответ­ ственности, стремления к новому, оптимизма и др. Проявление отрицатель ных качеств: эгоизма, грубости, жадности, агрессивности и др.

102

© Уровень притязаний. Характерная оценка своих возможностей, требо­ вательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей, товари­ щей, отношение к самовоспитанию в различных видах деятельности.

© Тип нервной системы и темперамент. Черты силы — слабости, уравно­ вешенности — неуравновешанности, подвижности — инертности, лабильности,

динамичности нервных процессов. Проявление свойств темперамента: сензи-

тивность, активность, реактивность, экстраверсивность и т.д.

© Характер. Черты характера, проявляющиеся в отношении к учению, к

общественным обязанностям, к труду: прилежание, добросовестность, ис­ полнительность, чувство долга и т.д.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к товарищам и окружаю­ щим людям: доброта, чуткость, отзывчивость, общительность, внушаемость

и т.д.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе: самолю­ бие, скромность, застенчивость, гордость, тщеславие и т.д.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам: аккуратность,

неряшливость, бережливость, небрежность и т.д.

©Способности. Наиболее выделяющиеся способности обучающегося:

математические, литературные, музыкальные, организаторские и т.д.

III. Особенности психических процессов и их соответствие возрасту

Отсутствие отклонений в зрительных, слуховых и других восприятиях.

Скорость и точность зрительных восприятий. Устойчивость

внимания при

его длительном напряжении, способность к распределению и

переключению

его. Степень огвлекаемости и ее причины. Наблюдательность. Психомотор­ ные особенности. Типичный темп работы и возможности его ускорения. Бо­ гатство двигательных навыков, легкость их усвоения. Устойчивость навыков.

Особенности памяти. Продуктивность механической и смысловой памяти.

Преобладающий способ запоминания. Тип памяти. Особенности мышления.

Степень развития абстрактного мышления, сообразительность, любознатель­ ность и любопытство, творческое мышление, критичность, самостоятель­ ность, гибкость, глубина мышления. Особенности воображения.

Степень развития устной и письменной речи. Богатство словаря, уме­ ние выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Эмоционально-волевыеособенности. Преобладающее настроение обу­ чающегося. Внешняя выраженность эмоциональных переживаний, степень эмоциональной возбудимости: вспыльчивость, раздражительность, впечатли­ тельность. Умение сдерживать эмоциональные переживания, изменять их в

103

напряженной обстановке, при неудачах. Уровень развития волевых качеств:

целеустремленности,

терпеливости, упорства, самостоятельности, инициати­

вы, решительности,

смелости, выдержки и самообладания. Проявление стра­

ха и бесстрашия. Степень проявления напряженности и растерянности.

,vОбщая характеристика деятельности, взаимоотношение обучающе­ гося с классом.

I.Позиция обучающегося в коллективе класса.

Роль и место коллектива в жизни обучающегося.

Пользуется ли авторитетом, имеет ли друзей в классе. Выполняет в дружбе ведущую или ведомую роль. Общительность и понимание других

людей. Отношение к отрицательным социально-психологическимявлениям в классном коллективе: списыванию, подсказыванию, круговой поруке и т.д.

Отношение к выполняемым поручениям. Входит ли в состав актива класса. II. Отношение к учению.

— Мотивы учения. Учится с интересом, без интереса, не желает учиться.

Поведение на различных уроках: организованность, дисциплинирован­ ность, внимание, активность.

Успеваемость, уровень знаний — глубина, прочность (проблемы в зна­

ниях, их причины), степень сформированности учебных навыков: умение слушать, воспринимать, осмысливать, закреплять учебный материал, умение

применять знания на практике, самостоятельно работать с книгой, справоч­

ной литературой, составлять план, конспект; как организовано выполнение домашних заданий.

III. Другие виды деятельности.

Увлечения технической, спортивной деятельностью, искусством; игры и развлечения. Соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни ученика.

Поведение во время перемен и во внеучебное время.

Есть ли друзья по месту жительства, что в них привлекает обучающе­ гося, что объединяет.

‘ • .ОшРВ11ые педагогические задачи в воспитании обучающегося и пути их решения

общие выводы по организации воспитательной работы с обучающимся;

рекомендации по организации воспитания в семье;

рекомендации педагогам, работающим в классном коллективе, выработ­

ка единых требований, предъявляемых к обучающемуся.

104

Для определения рекомендаций можно обратиться к школьному психоло­ гу и социальному педагогу.

Приложение Мг 17

Примерная схема психолого-педагогической

характеристики коллектива

I. Общие сведения о классном коллективе. Количество обучающихся, по­ ло-возрастнойсостав, наличие второгодников. Когда сформировался коллек­ тив, была ли смена классных руководителей.

II.Содержание и характер коллективной деятельности.

Учебная деятельность. Общая характеристика успеваемости, наличие

контроля за успеваемостью отдельных обучающихся, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее

форма и организация. Дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках

и в выполнении домашних заданий).

Отрицательные моменты в учебной ра­ боте (подсказки, шпаргалки, списывание).

♦ Внеклассная деятельность. Интерес к современным политическим со­ бытиям, музыке, литературе, искусству, спорту, танцам и т.д.; формы прояв­

ления этих интересов (конференции, диспуты, посещение музеев, театров,

кино и т.д.) Участие класса в общешкольной жизни (отношение к общешко­ льным поручениям, проявление инициативы и активности в работе по улуч­ шению жизни школы характер связей с другими классными коллективами

(совместные дела, шефство и т.д.).

Общественно-полезныйтруд и его место во внеклассной жизни кол­ лектива, виды труда и характер его выполнения, проявление сознательной

дисциплины.

Связь с родительской и другой общественностью. III. Руководство и организация классного коллектива.

Актив класса и его работа. Характеристика активистов (их уровень

воспитанности, инициативность, самостоятельность и настойчивость, требо­ вательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, орга­ низаторские способности, забота об отдельных обучающихся, отношение к

общественному мнению).

♦ Наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношения между неофициальными лидерами

105

и активом класса, наличие отверженных, причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей.

 

♦ Взаимоотношения внутри коллектива. Степень сплоченности; проявле­

ние

взаимной требовательности, чуткости,

дружеской

заботы,

взаимопомощи

и уважения;

наличие

группировок, их

внутренняя

основа;

эмоциональное

«благополучие» отдельных членов коллектива.

 

 

 

♦ Анализ отдельных примеров влияния коллектива на личность школь­

ника и личности на коллектив.

 

 

 

IV.

Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива.

 

Характер эмоционального климата в коллективе

(бодрый,

жизнерадост­

ный, инертный, напряженный, нервозный и т.п.).

 

 

Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков

организации

коллектива

и взаимоотношений его членов, пути ликвидации

этих недостатков.

 

 

 

 

V. Основные педагогические задачи в воспитании классного коллектива и пути их решения:

рекомендации по организации воспитательной работы с обучающимися;

рекомендации педагогам, работающим в классном коллективе, выработ­ ка единых требований, предъявляемых к обучающимся.

Для определения рекомендаций можно обратиться к школьному психоло­ гу и социальному педагогу.