Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи

.1 Ценностно-смысловая структура личности как психологический феномен

.2 Психологическая характеристика молодого возраста

.3 Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

Выводы

Глава 2. Эмпирические методы исследования ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи

.1 Организация и методы эмпирического исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций.

Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества.

Несформированность ценностно-смысловой сферы порождает фрустрацию, дискомфорт, который человек может пытаться преодолеть ища новые стимулы и состояния.

Нарушения развития ценностно-смысловой сферы также зачастую влекут потерю интереса к жизни, ощущение её бесцельности и «пресности»; в ответ на это субъект начинает активный поиск новых стимулов и ощущений. Учитывая, что при этом для человека менее значимы и социальная оценка, и последствия его действий, в поисках этих стимулов и ощущений он может проявлять девиантность в поведении.

На основании всего вышеизложенного мы можем говорить об актуальности исследования ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи.

Цель исследования: изучить ценностно-смысловую структуру личности современной молодежи.

Объект исследования: ценностно-смысловая структура личности.

Предмет исследования: ценностно-смысловая структура личности современной молодежи.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в ценностно-смысловой структуре личности в период ранней и поздней молодости.

4 стр., 1533 слов

Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи

Введение В период социальных катаклизмов, которые переживает Россия, вопрос о том, что происходит с институтом семьи, стал одним из самых актуальных. Это связано с тем, что любое общество, рассматривая семью как одну из главных жизненных опор, особенно обеспокоено возможностью ее если не разрушения, то деформаций, которые могли бы привести к непредсказуемым последствиям для будущего этого общества ...

Задачи исследования.

. Проанализировать ценностно-смысловую структуру личности как психологический феномен;

. Дать психологическую характеристику молодого возраста;

. Описать ценностно-смысловую структуру личности современной молодежи.

Методологической базой исследования. Многие исследователи, психологи, среди которых наиболее известными являются Бобнева М.И., Василюк Ф.Е., Гудачек Я., Додонов Б.И., Леонтьев Д.А., Олпорт Г., Франкл В., Фромм Э., Шпрангер Э., занимались исследованиями личностного смысла и ценностных ориентаций. Их мнения, мысли, рассуждения и представления мы рассмотрим в теоретической главе нашей работы.

Методы исследования:

теоретические методы: анализ и обобщение научной литературы по теме исследования.

эмпирические методы: психодиагностический метод. Для исследования будут использованы следующие методики:

а) методика ценностных ориентаций личности Рокича;

б) методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО).

методы математической обработки данных. U-критерий Манна — Уитни.

Эмпирическая база исследования: БГПУ им.М.Акмуллы.

Выборка исследования. Студенты в возрасте 20-21 года и 27-28 лет.

Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы для организации работы психолога по профилактике и коррекции ценностно-смысловой сферы современной молодежи.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, насчитывающего 25 источников и приложения. Общий объем работы составляет 25 страниц.

5 стр., 2148 слов

Программа исследования_семейные ценности

... неизменным при любых социальных изменениех. Это общечеловеческие ценностные ориентации. Исследования показывают, что одной из важнейших общечеловеческих ценностей является семья. Со второй половины XIX в ... . В такой ситуации именно семья противостоит социальной напряженности, является для личности консолидирующим центром. Семья для человека остается сферой удовлетворения потребностей в ...

Глава 1. Теоретическое исследование ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи

.1 Ценностно-смысловая структура личности как психологический феномен

Психология, философия, социология, история, педагогика и другие смежные науки в настоящий момент занимаются изучением ценностно-смысловой сферы, включающей в себя две основные составляющие — ценностные ориентации и систему личностных смыслов.

Обе эти составляющие имеют тесную взаимосвязь с понятием личности и изучаются вместе с поведением человека.

Для прогнозирования вероятного поведения человека особое внимание в психологии уделяется регулирующей функции ценностных ориентаций. Роль ценностных ориентаций в формировании целей, потребностей, мировоззрения и мотивации личности рассматривается в психологических исследованиях не только как одно из явлений мотивационного процесса, но и в более широком смысле. Различные психологические школы могут придавать различное значение понятию «ценностные ориентации» как составляющей личности.

Последователь неофрейдизма Э. Фромм выделяет потребность человека в ценностях, которые направляют его чувства и поступки. Эти ценности Э. Фромм разделил на две части: осознаваемые ценности, признанные официально и ценности действительные, бессознательные [22].

Д. Рисмен построил типологию социальных характеров на внутреннем или внешнем происхождении ценностных ориентаций человека. Д. Рисмен полагает, что формирование ценностных ориентаций человека определяется его собственным мировоззрением, а также социальной средой, одобряющей, признающей или отвергающей различные ценности. Из этого создаются характеристики исторически сложившихся «ориентированных изнутри», обусловленных интернальными в раннем возрасте нормами, и «ориентированных извне», которые определяются внешними условиями и типами социального характера [16].

Э. Шпрангер в своей «понимающей психологии» рассматривает ценностные ориентации совершенно иначе. Он определяет ценностные ориентации как средство познания мира. Э. Шпрангер определил шесть типов личности, различающихся по своим ценностным ориентациям: экономическая личность, теоретическая личность, социальная личность, эстетическая личность, религиозная личность, политическая личность [26].

5 стр., 2001 слов

Ценностная ориентация. Ценностные ориентации студентов. Их влияние на выбор профориентации

... авторов рассматривают формирование ценностных ориентаций как процесс интеграции моральных норм и ценностей общества во внутренний план личности. Рассматривая проблему влияния ценностных ориентаций личности на профессиональное самоопределение студентов ...

По мнению А. Маслоу, центральным звеном в теории личности является потребность в самоактуализации. Это значит, что высшее положение в иерархии потребностей занимает развитие личностных возможностей, к более полному выявлению и развитию которых должен стремиться человек.

На основании этого А. Маслоу определил две категории ценностей: Б-ценности (ценности бытия) — это высшие ценности, которыми обладают самоактуализирующиеся люди; Д-ценности (дефициентные ценности) — это низшие ценности, направленные на удовлетворение какой-либо фрустрированной или неудовлетворенной потребности. Исходя из этого, у Маслоу ценности, являющиеся частью мотивационно-потребностной области, рассматриваются без учета определяющего значения исторических и социальных факторов развития личности [13].

Согласно созданной В. Франклом теории логотерапии, особое значение имеет понятие «смысл жизни». Смысл жизни обретается тремя способами:

) путем совершения дела;

) путем переживания ценности;

) путем страдания.

Исходя из этого, выделяются следующие группы ценностей: ценности творчества — это естественные, но не необходимые ценности; ценности переживания — это чувство любви, которое не является необходимым для понимания смысла жизни; ценности отношения — это ценности, имеющие наибольшее значение [20].

Таким образом, являющиеся предметом психологических исследований ценностные ориентации находятся на пересечении мировоззренческих структур сознания и области мотивации.

М. Рокич определяет следующие признаки, по которым определяются характеристики ценностей:

1 стр., 448 слов

Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность

Понятие личности в психологии. “Человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность” Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д. Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Индивид — отдельный ...

) общее количество ценностей, которыми обладает человек;

) одними и теми же ценностями в разной степени обладают все люди;

) ценности имеют системную организацию;

) источник ценностей находится в обществе, культуре и личности;

) ценности оказывают влияние практически на все социальные феномены.

Далее, согласно М. Рокич, выделяются классы ценностей: терминальные ценности — это уверенность в том, что, с точки зрения личности или общества, конечная цель существования личности такова, что к ней стоит стремиться; инструментальные ценности — это уверенность в том, что какой-либо образ действия, с точки зрения общества и личности, является предпочтительным независимо от ситуации [17].

Аналогичным образом и в отечественной психологии различные школы и направления проявляют различные подходы к изучению ценностей в аспекте исследования свойств личности. Одни школы (С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) рассматривают личность, анализируя ее деятельность, в других (В.Н. Мясищев) в первую очередь изучаются психологические отношения личности, в третьих (А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов) личность изучается в связи с общением или (А.С. Прангишвили, Д.Н. Узнадзе) в связи с установками. Несмотря на различное понимание в отечественной психологии личности, главной составляющей личностной характеристики является направленность, которая может пониматься как «главная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующие отношения» (В.Н. Мясищев).

Ценностные ориентации имеют особое значение в процессе формирования потребностей личности. Как считает В.Ф. Анурин, потребности возникают в результате противоречия между объективными условиями существования человека и его целостной системой восприятия мира (физиологические, социальные особенности, эстетические и этические воззрения, жизненный и социальный опыт и т.п.).

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, ...

Потребности, вызываемые внешними условиями у различных субъектов могут различаться в зависимости от их ценностной ориентации. Личность свою собственную возникающую потребность сравнивает с общественными потребностями. Степень сравнения и характер зависят от ценностных ориентаций личности. Кроме того, ценностная ориентация определяет такой способ удовлетворения потребности личности, который согласуется с ее нравственными и эстетическими потребностями. Это означает, что ценностная ориентация, посредством обратной связи между личностью и обществом, определяет характеристику возникшей потребности и ее положение в общей системе потребностей личности [3].

Ценностные ориентации, выражающие то, что для человека является наиболее важным и обладает личностным смыслом, определяют жизненные цели человека. По мнению А.В. Брушлинского и К.А. Альбухановой-Славской, значимость смысловых представлений в создании системы ценностных ориентаций отражается в следующих функциях: принятии или отрицании конкретных ценностей и их реализации; увеличении или снижении их значимости; сохранении или потере этих ценностей во времени.

Жизненная перспектива развития личности определяется системой ценностных ориентаций. Эта система является механизмом и источником развития, психологическим компонентом, который связывает личность и социальную среду в единое целое. Эти три компонента регулируют поведение и определяют его цели. Действующие мотивы и источники осмысленности существования наделяют ценности своими качествами и приводят к росту и самосовершенствованию личности в процессе своего последовательного развития. Ценностные ориентации представляют собой динамическую систему. Эта система, являясь психологическим органом и механизмом саморазвития и личностного роста, сама постоянно развивается. Система ценностных ориентаций личности, выполняя задачи определения цели и регуляции поведения, сводит личность и социальную среду в единое психологическое образование.

Понятия «личностный смысл» и «ценностные ориентации» в нынешнее время имеют большое значение в гуманитарных науках.

11 стр., 5092 слов

Смысл жизни человека 2

... из которого рождается смысл нашей жизни. Личность, умеющая наполнить свою жизнь смыслом, - это личность, несущая любовь к людям в своем сердце. Такая личность находит смысл жизни в деятельности, которая доставляет ... значительную роль в развитии философской мысли, утвердив оптимистическое отношение к ценности жизни, пытаясь связать смысл жизни с реальным бытием человека: его потребностями, интересами ...

Эти понятия встречаются у Ж-П. Сартра, Ф. Ницше, в философии у М. Хайдеггера, в эстетике у М.М. Бахтина, Р. Ингардена, в социологии у Дж.Г. Мида, М. Вебера, в лингвистике и других, связанных с ней науках.

Понятие «смысл» в психологии имеет тесную связь с гармонично развивающейся личностью. Отношение личности к объектам, на которые распространяется её сфера деятельности, определяется в психологии как личностный смысл. Определен перечень составляющих смысловых систем: мотивы, побуждающие личность к деятельности (смыслообразующие); отношение человека к действительности, реализуемое в деятельности (значимость, субъективная оценка); смысловые установки, выражающие личностный смысл; действия и поступки личности, выражающие личностный смысл. Одна из особенностей личностного смысла заключатся в том, что его производность зависит от того, какое место занимает человек в системе социальных отношений и от его социальной позиции.

Таким образом, смысл определяется выражением отношения личности к событиям объективной реальности, к собственным действиям и действиям других, к изменениям и красоте окружающего мира, к результатам творческой деятельности. Одной из наиболее важных потребностей человека является стремление к смыслу. Удовлетворение этой потребности определяется умением взять на себя ответственность, верой в свою способность быть хозяином своей судьбы. Осмысленность жизни является особым показателем наличия личностного смысла. Осмысленность жизни — это наличие цели в жизни, понимание прошлого, настоящего и будущего, переживание личностью онтологической значимости жизни. Для гармоничного, творческого развития личности наличие осмысленности жизни является обязательным условием.

До начала второй мировой войны наибольший вклад в разработку понятия смысла внес А. Адлер. По мнению А. Адлера, развитие «социального интереса» является наиболее естественной тенденцией развития личности. Социальный интерес развивается в трех основных направлениях: в любви, в деятельности, в отношении Я — Ты. Именно в этом типе отношений личность находит смысл в основании собственного существования [1].

В. Франкл в своей теории личности представляет смысл как жизненную задачу. В. Франкл видит стремление человека найти и реализовать свой смысл жизни как ведущую движущую задачу поведения. Как считает В. Франкл, смысл имеет тесную связь с конкретными обстоятельствами. Каждая конкретная ситуация заключает в себе свой собственный смысл, который может различаться для разных людей, но одновременно является истинным для каждого человека [20].

Смысл объективен. Человек его не выдумывает, а находит в мире, в существующей реальности. Смысл проявляется для человека, как данность, которая требует реализации. В этом случае важен вопрос не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни конкретного человека в текущий момент времени.

Как считает В. Франкл, суть нахождения смысла находится в призвании, а не в познании. Нахождение смысла и его реализация проявляются для человека в виде встающей перед ним задачи, для решения которой он прикладывает все свои силы. Смысл жизни каждого человека в таком случае направлен на высоконравственные, духовные ценности во благо общества. Эти ценности, имеющие высокий жизнеутверждающий и смыслообразующий потенциал, должны закладываться с детства [20].

Понимание смысла в отечественной психологии наиболее полно раскрыто в работах А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского. Понимание системы личностного смысла и представления о системе ценностей человека созвучны с воззрениями представителей экзистенциально-гуманистического течения. Понятие смысла — это психологическое понятие. Смысл проявляется в результате анализа явлений реальных взаимоотношений человека с окружающим миром, явлений, происходящих в его жизни и деятельности, а не в его сознании. Определяя объективные отношения между компонентами деятельности человека и анализируя ее структуру, А.Н. Леонтьев показал, что смысл создается как результат отражения субъектом отношений, существующих между ним и целью, на достижение которой направлены его действия. Личностный смысл создается отношением мотива к цели. При этом мотив в этом отношении выполняет смыслообразующую функцию.

Связующим звеном между миром и субъектом является предметное направление свободной деятельности человека, в которой он создает самого себя. Как считает А.Н. Леонтьев, личностные смыслы, как и чувствительность сознания, не всегда имеют свою индивидуальность и свое «не психическое» существование. В сознании личности внешняя чувствительность связывает значения с объективной реальностью мира. В таком случае личностный смысл связывает с реальностью жизни человека в мире, с мотивами личности. Пристрастность сознания человека создается личностным смыслом, который всегда имеет субъективный характер [12].

Ф.Е. Василюк рассматривал смысл как единую совокупность жизненных отношений. Василюк полагает, что смысл создается мотивационно-ценностной системы личности. Мотив выполняет функцию смыслообразования, тем самым создавая побуждение и направление поведения человека. Как считает Василюк, ценности претерпевают определенную эволюцию в процессе развития личности. Изначально ценности существуют как эмоциональная реакция на их нарушение или подтверждение. Далее ценности последовательно принимают форму «знаемых» мотивов, смыслообразующих мотивов и, затем, реально существующих и смыслообразующих одновременно. В результате, ценность, приняв форму реального мотива и являясь источником осмысленности существования, дает направление для совершенствования и личностного роста [5].

Как считает Б.С. Братусь, основными образующими, «конституирующими» единицами сознания личности являются общие смысловые образования. Эти образования определяют основные и относительно стабильные отношения человека к основным сферам существования — к самому себе, к другим людям, к окружающему миру. Смысл для человека не является единственным, а представляет собой сложную иерархическую структуру динамических смысловых систем. На нулевом уровне, по мнению Б.С. Братусь, находятся ситуационные, прагматические смыслы. Этот уровень определяется самой предметной логикой действий для достижения цели в данной конкретной ситуации. Выполняя специальную регулятивную роль в осознании ситуации, этот уровень привязан к ней и поэтому он не является личностным. Первым уровнем личностно-смысловой области Б.С. Братусь назвал эгоцентрический уровень. Исходными моментами этого уровня являются престижность, личная выгода, удобство и т.п. Вторым уровнем является группоцентрический уровень. Главным элементом этого уровня является смысловой момент отношения к действительности. Здесь находится ближайшее окружение человека. Эту группу человек в своих устремлениях и интересах ставит выше себя или отождествляет с собой. На третьем уровне находится общественная, общечеловеческая, коллективистская смысловая ориентация [4].

Таким образом, в результате смыслового отношения формируется ценностная направленность личности к конкретным проявлениям объективной действительности, воспринимаемая личностью на субъективном уровне, то есть ценностная ориентация личности, суть которой состоит в выборочном отношении человека к духовным и материальным ценностям. Ценностная ориентация выполняет задачу ориентировочной реакции в действиях личности, показывает смысловую составляющую её направленности. Под воздействием иногда достаточно жестких обстоятельств человек может столкнуться с необходимостью изменить свои ценности и смыслы. Но описанный механизм помогает ему оставаться самим собой.

.2 Психологическая характеристика молодого возраста

Л.С. Выготский, не рассматривавший специально психологию юношеского возраста, впервые не включил его в детские возрасты, четко разграничив детство от взрослости. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии…». Следовательно, в отличие от всех ранних концепций, где юность традиционно оставалась в пределах детских возрастов, она впервые была названа Л.С. Выготским «началом зрелой жизни». В дальнейшем эта традиция была продолжена отечественными учеными[6]. Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно — в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность — ранняя взрослость (18-27 лет).

Выделение студенчества внутри эпохи зрелости — взрослости основано на социально-психологическом подходе [2].

Возрастные новообразования — это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.

Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания формируется целенаправленное регулирование отношений к окружающей среде и к своей деятельности. Ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность[38].

Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.

В плане общепсихического развития возраст от 18-27 лет является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Этот возраст следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Таким образом, изучение психологических особенностей личности этого возраста становится очень важным и необходимым явлением, потому что в этом возрасте человек как личность может характеризоваться с психологической стороны может характеризоваться, как единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.

.3 Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

Одно из первых определений понятия «молодежь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [43].

Иное и более детальное определение было дано И.С. Коном: молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств [21].

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодежи — 14-16 лет, высшая — 25-35 лет.

Современная молодежь, как и любая социальная группа, имеет определенные личностные особенности и общие характерные черты. Молодежи, в большинстве своем свойственны неустойчивость и неопределенность картины мира, нестабильная система ценностных ориентаций и личностных смыслов, безнравственность и, как следствие, — потребительское, «сиюминутное» отношение к окружающей действительности. В сторону молодежи зачастую доносятся упреки в аморальности, в эгоизме, в беспринципности, в отказе от традиционных ценностей. Действительно, для молодого поколения появилось множество возможностей для самовыражения и самоутверждения, где не требуется высокого уровня образования и личностного развития. Культ моды, «вещевизма», нарциссизма и потребительского отношения к жизни основательно овладевает сознанием молодежи. Данная тенденция прослеживается в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов секса, насилия и жестокости. Предпочтения в музыке все чаще склоняются в сторону воспевания собственной личности, необременительного времяпрепровождения и противоборства с устоявшимися социальными нормами и ценностями. Классическая же культура постепенно утрачивает свою ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Как было сказано выше, в социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские и нарциссические ориентации, в результате чего «происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима» [42]. Для большой части молодежи эти пути представляются весьма притягательными, несмотря на то, что, как правило, они не приводят к успеху и отрицательно влияют на раскрытие творческого потенциала личности. Противоречивость и неразвитость ценностных ориентаций являются причиной конформизма, непоследовательного, спонтанного поведения, инфантильной жизненной позиции, подвергающейся постоянному воздействию внешних стимулов [18].

Зрелую же личность характеризует присутствие в его личностной сфере системы устойчивых ценностных ориентаций, которая опосредствует такие качества как активно-волевое отношение к жизни, постоянное стремление достигнуть поставленных целей, соблюдение своих жизненных принципов и правил [33].

Проведенное российскими социологами исследование ценностных ориентаций молодежи показало, что главными жизненными ценностями этой социальной группы являются семья, друзья и здоровье, затем следует интересная работа, деньги и справедливость, причем значение последней ценности в настоящее время возрастает [40].

Усваивая те ценности, что присущи обществу, в котором воспитывается сегодня молодое поколение, человек должен избирательно подходить к этому вопросу, потому что на данный момент в молодежной среде преобладающими являются отнюдь не вечные и гуманные идеалы, а наоборот, все большее и большее распространение получают ценности, не приводящие к нравственному отношению к жизни, к целостности и устойчивости личности молодежи.

Личностные особенности молодежи объясняются тем, насколько ответственным и осмысленным было отношение человека к ценностям и идеалам, которые были им интериоризированы и закреплены в качестве личностных черт и свойств в процессе социализации. На индивидуальном уровне, от того, что усвоит для себя человек из социокультурного опыта, во многом зависит, что он передаст будущему поколению. На общественном уровне, от того, какие ценности усвоит молодое поколение, во многом будет зависеть судьба личностного здоровья нации.

Таким образом, молодежь как особая социально-демографическая группа является четким индикатором общественных преобразований, определяющих потенциал общественного прогресса. От того, насколько изучены личностные особенности молодежи, ее ценностно-смысловая сфера личности, взгляды, интересы, идеалы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые будут разработаны в области образования и профессионально-трудовой деятельности.

Выводы

В результате смыслового отношения формируется ценностная направленность личности к конкретным проявлениям объективной действительности, воспринимаемая личностью на субъективном уровне, то есть ценностная ориентация личности, суть которой состоит в выборочном отношении человека к духовным и материальным ценностям. Ценностная ориентация выполняет задачу ориентировочной реакции в действиях личности, показывает смысловую составляющую её направленности. Под воздействием иногда достаточно жестких обстоятельств человек может столкнуться с необходимостью изменить свои ценности и смыслы. Но описанный механизм помогает ему оставаться самим собой.

Изучение психологических особенностей личности молодого возраста становится очень важным и необходимым явлением, потому что в этом возрасте человек как личность может характеризоваться с психологической стороны может характеризоваться, как единство психологических процессов, состояний и свойств личности.

Молодежь как особая социально-демографическая группа является четким индикатором общественных преобразований, определяющих потенциал общественного прогресса. От того, насколько изучены личностные особенности молодежи, ее ценностно-смысловая сфера личности, взгляды, интересы, идеалы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые будут разработаны в области образования и профессионально-трудовой деятельности.

Глава 2. Эмпирические методы исследования ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи

.1 Организация и методы эмпирического исследования

Цель исследования: изучить ценностно-смысловую структуру личности современной молодежи.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в ценностно-смысловой структуре личности в период ранней и поздней молодости.

Для исследования будут использованы следующие методики:

а) методика ценностных ориентаций личности Рокича;

б) методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО).

методы математической обработки данных. U-критерий Манна — Уитни.

Эмпирическая база исследования: БГПУ им.М.Акмуллы.

Выборка исследования. Студенты в возрасте 20-21 года и 27-28 лет.

Методика ценностных ориентаций М. Рокича

Целью данной методики является изучение ценностной и мотивационной сферы.

М. Рокич различает два класса ценностей:

1) терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

) инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям.

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Полное описание методики представлено в приложении № 1.

Тест смысложизненных ориентаций

Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла.

Тест состоит из 20 пар противоположных утверждений. Из каждой пары утверждений испытуемому необходимо выбрать одно. Степень согласия с тем или иным утверждением испытуемый выражает по 7-бальной шкале.

Методика выявляет смысложизненные ориентации:

. Цели в жизни;

. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни;

. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией;

. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни);

. Локус контроля-жизнь или управляемость жизни.

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ.

Полное описание методики представлено в приложении № 1.

Заключение

Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций.

Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества.

Несформированность ценностно-смысловой сферы порождает фрустрацию, дискомфорт, который человек может пытаться преодолеть ища новые стимулы и состояния.

Нарушения развития ценностно-смысловой сферы также зачастую влекут потерю интереса к жизни, ощущение её бесцельности и «пресности»; в ответ на это субъект начинает активный поиск новых стимулов и ощущений. Учитывая, что при этом для человека менее значимы и социальная оценка, и последствия его действий, в поисках этих стимулов и ощущений он может проявлять девиантность в поведении.

На основании всего вышеизложенного мы можем говорить об актуальности исследования ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи.

На основе проведенного теоретического анализа в соответствии с задачами исследования нами были сформулированы следующие выводы:

. В результате смыслового отношения формируется ценностная направленность личности к конкретным проявлениям объективной действительности, воспринимаемая личностью на субъективном уровне, то есть ценностная ориентация личности, суть которой состоит в выборочном отношении человека к духовным и материальным ценностям. Ценностная ориентация выполняет задачу ориентировочной реакции в действиях личности, показывает смысловую составляющую её направленности.

. Изучение психологических особенностей личности молодого возраста становится очень важным и необходимым явлением, потому что в этом возрасте человек как личность может характеризоваться с психологической стороны может характеризоваться, как единство психологических процессов, состояний и свойств личности.

. Молодежь как особая социально-демографическая группа является четким индикатором общественных преобразований, определяющих потенциал общественного прогресса. От того, насколько изучены личностные особенности молодежи, ее ценностно-смысловая сфера личности, взгляды, интересы, идеалы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые будут разработаны в области образования и профессионально-трудовой деятельности.

Далее нами были подобраны методики для эмпирического исследования по теме, обозначена выборка исследования.

Список использованной литературы

2.Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. — СПб., 2007. — 232 с.

3.Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. — Нижний Новгород, 2006.

4.Братусь Б.С. Аномалии личности/ — Москва: Мысль, 2008.- 263с.

5.Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).

— М., 1984. — 200 с.

.Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. — Москва, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. — 1008 с.

.Истомин И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. М., 1979 с.252.

8.Кон И.С. В поисках себя. — М., -1984. — 148 с.

.Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности).

Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М., 1979. — 175 с.

.Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. — М., 1998.

.Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / вступит. стат. к книге В. Франкл. Человек в поисках смысла. — M., 1990. — С. 5-22.

.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — M., 1992. — 17 с.

.Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М., 1982. — С. 108-118.

.Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М., 1988. — 199 с.

.Олпорт Г. Личность в психологии. — СПб., 1998. — 345 с.

16.Рисмен Д. Типология социального характера [Текст] / Д.Рисмен. — Москва, 2010.- 374 с.

17.Рокич М. Инструментальные и терминальные ценности [Электронный ресурс]: // #»justify»>18.Сапогова И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании. Материалы 2 научно-практической конференции — Красноярск, 1995. — С. 147-148.

19.Формирование личности старшекласника / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1989. — 168 с.

.Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. — М., 1982. — С. 118-126.

.Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М., 1990. — 368 с.

.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. — 447 с.

.Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993. — 415 с.

.Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) / А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич И.В. — М., 1992. — 40 с. (Система воспитания в высшей школе: Обзор. информ. /НИИВО; Вып.4).

.Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психол. журн. — 1982. — т. 3. — № 5. — С. 135-145.

26.Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности. Психология личности [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М., 2008. С. 55-60.

.Яницкий М.С. Субъективная иерархия ценностей при некоторых клинико-психологических особенностях личности // Экология и психическое здоровье. Томск-Кемерово, 1998. — С. 307-312.

Приложение 1

Методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО)

Д.А. Леонтьева

Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.

Инструкция

Вам будут предложены пары противоположных убеждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, наиболее соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Текст методики

Обычно мне очень скучно.3 2 1 0 1 2 3Обычно я полон энергии.Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.3 2 1 0 1 2 3Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.В жизни я не имею определенных целей и намерений.3 2 1 0 1 2 3В жизни я имею очень ясные цели и намерения.Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.3 2 1 0 1 2 3Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.Каждый день кажется мне всегда новым, непохожим на другие.3 2 1 0 1 2 3Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.3 2 1 0 1 2 3Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.3 2 1 0 1 2 3Моя жизнь сложилась совсем не так, как мечтал.Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.3 2 1 0 1 2 3Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.Моя жизнь пуста и неинтересна.3 2 1 0 1 2 3Моя жизнь наполнена интересными делами.Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.3 2 1 0 1 2 3Если бы мне пришлось подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.3 2 1 0 1 2 3Если бы я мог выбирать, то я бы прожил еще раз так же, как живу сейчас.Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.3 2 1 0 1 2 3Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.Я очень обаятельный человек.3 2 1 0 1 2 3Я человек совсем не обаятельный.Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.3 2 1 0 1 2 3Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.3 2 1 0 1 2 3Я не могу себя назвать целеустремленным человеком.В жизни я еще не нашел своего призвания и цели.3 2 1 0 1 2 3В жизни я нашел свое призвание и цели.Мои жизненные взгляды еще не определились.3 2 1 0 1 2 3Мои жизненные взгляды вполне определились.Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.3 2 1 0 1 2 3Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.3 2 1 0 1 2 3Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.3 2 1 0 1 2 3Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

Обработка результатов

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили).

Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) -полюсу ее отсутствия.

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты — 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты — 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Общий показатель ОЖ — все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели)- 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) — 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 ( локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 ( локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Интерпретация результатов

. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни).

Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Методика ценностных ориентаций личности М. Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

М. Рокич различает два класса ценностей:

) терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

) инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Бланк методики

Список А (терминальные ценности):

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);- здоровье (физическое и психическое);- интересная работа;- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);- наличие хороших и верных друзей;- общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);- счастливая семейная жизнь;- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);- творчество (возможность творческой деятельности);- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;- воспитанность (хорошие манеры);- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);- жизнерадостность (чувство юмора);- исполнительность (дисциплинированность);- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);- непримиримость к недостаткам в себе и других;- образованность (широта знаний, высокая общая культура);- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);- смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);- честность (правдивость, искренность);- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);- чуткость (заботливость).

Обработка результатов

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.